207. А  будет кто кому учинит какое насильство,  или
бой или раны,  или какие нибудь убытки и обиды, и будут
на него в том челобитчики,  и с суда про то его наеиль-
ство сыщется допряма,  а он в том в ыску не  розделався
умрет,  а  после его останутся вотчины или животы,  а в
тех его вотчинах и животах будут жена и дети,  и  исцом
велеть  иск их доправити того умершаго на жене и на де-
тех.                                                   
   208. А будет кто помещик, или вотчинник, или люди их
и крестьяне загонят к себе из своего хлеба, или с неко-
шеных лугов чьи лошади,  или иную какую животину: и ему
про то явя сторонним людем,  послати к тому, чья та жи-
вотина, чтобы он, пришед с сторонними людьми, досмотрил
потравленого его хлеба,  или лугов.  Да будет тот чело-
век,  чья та животина, пришед к нему с сторонними людь-
ми,  потравленого его хлеба, или лугов досмотрит, и тот
его потравленой хлеб или траву ему заплатит,  и ему  ту
животину,  которою он ис того своего хлеба, или с лугов
загонит, отдать тому, чья та животина, все вцеле. А бу-
дет тот, чья та животина, на досмотр потравленого хлеба
или лугов не пойдет, и ему животину его держати у себя,
а  на него в потравленом хлебе и в лугах бити челом го-
сударю и искати судом.  Да будет с суда про то  сыщется
допряма,  что  его хлеб или дуги потравлены тою животи-
ною,  которую животину он к себе загнал,  и на том, чья
та животина,  велети ему тот потравленой его хлеб и ду-
ги, сметя по сыску, доправити сполна; да ему           
же велеть на том,  чья та животина, доправити той живо-
тины прокорм сметя же, да на том же виноватом велети за
его насильство доправити с суднаго дела государевы пош-
лины вдвое.                                            
   209. А будет кто чюжую животину  загнав  к  себе  на
двор или своего хлеба,  или с лугов учнет держати в за-
поре,  и держав в запоре голодом уморит,  и в том будут
на него челобитчики и с суда про то сыщется допряма,  и
за ту животину, которую он уморит, велеть на нем допра-
вити цену по указной цене, и отдати исцу. А будет у ис-
ца та лошадь,  или ину какую животину напередь того кто
торговал,  и давал денег больши того,  а сыщется про то
допряма же, и ему за ту умершую лошадь, или за иную жи-
вотину велеть на том, кто ея уморит, доправити ту цену,
что купцы давали.                                      
   210. А будет кто чье стадо конское или иные животины
с  своея,  или с чюжия земли взгонит к себе на двор на-
сильством безвинно,  и в том на него будут челобитчики,
и по суду и по сыску сыщется про то допряма,  что он то
стадо загнал к себе на двор напрасно,  и ему то конское
стадо, или иные животины велеть отдати исцу все в целе.
А будет он которую животину уморит голодом,  или убьет,
и  на  нем за ту животину велеть доправити указную цену
вдвое,  и отдати исцу против того же,  как о том писано
выше сего. Да на нем же велеть за его насильство допра-
вити с суднаго дела государевы пошлины вдвое           
   211. А будет кто похочет чюжею землею завладети  на-
сильством,  и для того ту чюжую землю хлебом посеет,  и
учнет ту землю называти своею землею и в  том  на  него
будут челобитчики, и с суда про то сыщется допряма, что
он ту чюжую землю хлебом посеял насильством  для  того,
чтобы ему тою землею завладети, и тот весь хлеб, сколь-
ко на той земле будет посеяно,  отдати тому, чья земля.
А  будет  он  тот хлеб за челобитьем на той чюжой земле
погноит,  или животиною потравит, или пожав к себе све-
зет,  и на нем велети тот хлеб за насильство сметя доп-
равити вдвое, и доправя отдать исцу, да на нем же веле-
ти  за то его насильство доправити с суднаго дела госу-
даревы пошлины вдвое.                                  
   212. А будет кто посеет хлеб на своей земле,  а иной
учнет  у него в тот его хлеб и в землю въступатися нап-
расно, и с суда про то сыщется допряма, и на таком исце
за  ложное  челобитье  велеть с судного дела государевы
пошлины доправити по тому же въдвое.                   
   213. А будет кто у кого и насильством  землю  хлебом
посеет, и ему земли искати судом, а собою не управлива-
тися,  и хлеба с поля без указу не свозити, и животиною
не толочити и не травити.                              
214. А будет у кого нибудь в вотчинных или в  поместных
угодьях  будут  бобровые гоны,  а с ыными вотчинами и с
поместными угодьи те бобровые гоны будут смежны,  и тех
смежных  угодей помещиком и вотчинником ис тех бобровых
гонов бобров отгонять не велети ни которыми делы. А бу-
дет те смежные помещики,  или вотчинники сами, или люди
и крестьяне их ис чьих угодей бобры чем  отпужают,  или
бобры насильством побьют,  или покрадут, и в том на них
будут челобитчики,  и с суда сыщется про то допряма,  и
на  них  велети  исцом  за  те бобры доправити денги по
указной цене.  А будет бобры ис чьего  угодья  выдут  в
ыное чье угодье,  и учнут водится в новом месте, а ста-
рое гнездо покинут:  и тем бобровым угодьям владети то-
му,  в чьем угодье учнут они внове водится,  а прежняго
угодья помещику или вотчиннику до того нового бобрового
гнезда дела нет.                                       
   215. А будет кто в чьем угодье насильством хмель по-
щиплет, и хмелник высечет, а с суда сыщется про то доп-
ряма,  и на нем исцу велеть иск доправити по сыску про-
тив исковой челобитной.                                
   216. А кто зделает в своем угодье птичью приваду,  и
у той привады птиц прикормит, а иной кто по недружбе ту
птичью приваду испортит, и птиц от той привады отгонит,
или  у той привады учнет птицы ловити насильством,  или
учнет стреляти,  а тот,  чья та привада,  учнет на него
бити  челом  государю,  и с суда сыщется про то его на-
сильство допряма,  и на нем велети исцов иск  доправити
по сыску, и отдати исцу.                               
   217. А  будет  кто такую птичью чюжую приваду испор-
тит, измажет дехтем, или чесноком, или иным чем нибудь,
и тем птиц от тоя привады отгонит,  или кто тетеривиной
шатер,  или куропотную сетку украдет,  и в том на  него
будут челобитчики,  и с суда про то сыщется допряма,  и
на нем за то доправить исцу за  шатер  тетеривиной  три
рубли,  а за куропотную сеть рубль.  А за то, что он ту
птичью приваду испортит,  учинить ему  наказанье,  бить
батоги  нещадно,  чтобы ему и иным таким неповадно было
впредь так делать.                                     
   218. А будет кто в чюжом же угодье испортит  бортное
дерево,  корень подсечет или подожжет, или каким нибудь
обычаем какую поруху учинит нарочно,  и в том  на  него
будут челобитчики, и сыщется про то допряма, что он та-
кое дело учинил,  и за насильство на нем по суду  и  по
сыску доправить за бортное дерево со пчелами три рубли,
а безо пчел, в котором дереве напереть того пчелы были,
полътора рубли,  в котором дереве борть была зделана, а
пчел не бывало,  и за то дватцеть пять алтын,  за кряжь
невыделаной  по двенатцати алтын по три денги,  сколько
их ни испортит.                                        
219. А будет кто у кого пчелы выдерет,  а бортей не ис-
портит,  и на нем за всякие пчелы доправити по полутора
рубли. А будет кто у кого в дому, или во пчельнике, или
в лесу покрадет ульи со пчелами,  и сыщется про то доп-
ряма,  и  на нем доправити за всякой улей по три рубли,
да ему же за то учинити жестокое наказанье,  бити  кну-
том. А будет кто в чьем лесу умыслом подсечет дуплястое
дерево со пчелами и мед из того дерева  выдерет,  и  на
нем за то доправити шесть Рублев, и отдати исцу.       
   220. А  будет  кто  помещик,  или  вотчинник  в чьем
угодье на-сильством посечет лес,  и в том на него будут
челобитчики,  и  с суда сыщется про то допряма,  что он
такое насилство учинил, и на нем велети исцу за посече-
ной лес доправити денги по указной цене.               
   221. А  будет  кто  у  кого  в саду с яблоней яблоки
ощиплет насильством, или ночью покрадет, и в том на не-
го будут челобитчики,  и с суда сыщется про то допряма,
и на нем взяти исцу убытки по его скаске. А будет кто у
кого  в  саду какое дерево ссечет насильством или укра-
дет,  а с суда про то сыщется допряма, и на нем за вся-
кое дерево доправити по три рубли.                     
   222. А будет кто у кого в огороде какой овощ насиль-
ством пограбит или покрадет,  а сыщется про то допряма,
и  на  нем  за  такой овощ велети исцу доправити денги,
сметя по овощю,  да ему же за насильство или  за  кражу
учинити наказанье смотря по делу.                      
   223. А  будет  кто  по недружбе учнет в чьем лесу на
станех огонь класти,  и от того в том лесу учинится по-
жар,  или  в  чьем лесу пожар учинится от конских,  или
иные животины от пастухов небереженьем, и таким пожаром
учинят поруху бортному деревью и пчелам, и зверь и пти-
цы ис того лесу тем пожаром отгонят, и в том на них бу-
дут челобитчики,  и с суда сыщется про то допряма,  что
такой пожар от кого учинится нарошным делом, или Пасту-
ховым  набережением,  и  на тех людех за такое пожарное
разорение взята пеня, что государь укажет, а исцу веле-
ти  на  них доправити убытки по сыску.  А будет от кого
такое дело учинится без хитрости, и на нем пени и исцо-
ва иску не имати.                                      
   224. А  будет  кто учнет на нивах своих жечь солому,
или на лугах траву,  и в то время огонь  разгорится,  и
пожжет  чюжие  нивы или огороды,  и в том на него будут
челобитчики,  и про то сыскати.  Да будет по сыску объ-
явится, что он учинил хитростию, пустил огонь по ветру,
и чюжие нивы или огорода не отнял своею леностию, а от-
нята было мощно, и на нем исцам убытки их велеть допра-
вити по сыску.                                         
   225. А будет по сыску такое пожжение учинится без хи-
трости, что свои нивы или траву зажег в тихое время,  а
после того огонь разжегся от ветру,  а ветр пришол  бу-
рею, или вихром вскоре, и за такое пожжение на ответчи-
ках исцовых исков не правити потому,  что такое запале-
ние учинится изволением божиим, а не ответчиковым умыш-
ленном.                                                
   226. А будет у кого загорится двор ненарошным делом,
и  от  того и иных людей дворы погорят,  и на том,  чей
двор наперед загорится,  никому ничего не правити пото-
му,  что дому его запаление учинилося не по его умышле-
нию.                                                   
   227. А будет кто у кого учнет  стояти  на  дворе  из
найму, а в договоре у него будет, что ему того двора не
зажечь,  и от огня беречь, а после того тому двору учи-
нится запаление его небереженьем,  и тот двор згорит, и
на нем за тот двор тому,  у кого он  тот  двор  наймет,
взяти цену, чего тот двор стоил.                       
   228. А будет кто некия ради вражды, или разграбления
зажжет у кого двор, и после того он будет изымай, и сы-
щется про то допряма,  что пожар он учинил нарочным де-
лом, и такова зажигалщика казнити зжечь.               
   229. А будет кто к кому нибудь приставит в деревенс-
кой  в какой нибудь обиде,  а учинили де те обиду люди,
или крестьяне того,  к кому приставит в беглых людях  и
крестьянех,  и  тот  к кому в таком деле кто приставит,
учнет бити челом,  что люди его и крестьяне такую обиду
учинили  ли,  и  беглые люди и крестьяне в поместье его
или в вотчине есть ли, про то ему неведомо, и чтобы ему
в том деле дата сроку до тех мест,  покаместа он про то
дело проведает.  И таким челобитчиком в таких делех для
проведывания давати поверстной срок по указу,  и давати
их на поруки з записми в том,  что им про ту обиду про-
ведывати, и на тот срок стати к суду. А будет он на тот
срок к суду не станет,  и его тем не винити,  а  велети
его сыскивати порутчиком его, и в том по тех порутчиках
взяти поручная запись,  что им его к  ответу  поставили
вскоре. А покамест они того ответчика сыщут, и исцу ве-
лети на них взяти проести и волокиты по гривне на день.
   А будет те порутчики учнут бити  челом  государю  по
того ответчика о грамоте,  или о приставе: и им по того
ответчика дата государева грамота,  или пристава с  по-
верстным же сроком,  а покамест они его поставят,  и на
них велети правити проести и волокиты по гривне  же  на
день.  А будет те порутчики того ответчика на тот срок,
которой в государево грамоте будет написан,  не  поста-
вят,  и  учнут  бити челом государю о другом поверстном
сроке, и им и другой поверстной срок дати, а исцу веле-
ти на них доправити проести и волокиты до тех мест, как
они того ответчика поставят,  по гривне же на  день.  А
будет те порутчики того ответчика и                    
на другой поверстной срок не поставят, и того ответчика
в  ысцове  иску  обвинить без суда,  и велети исцов иск
доправи-ти на порутчиках его и отдати исцу.            
   230. А промеж сел и деревень вотчинником и помещиком
велети городьба городити пополам.  А будет чьею городь-
бою в поле войдет какая животина,  и  от  той  животины
хлебу  учинится  потрава и толока,  и тот потравленой и
вытолоченой хлеб велети платити исцом  тому,  чьею  го-
родьбою  в поле животина войдет.  А у кого у помещиков,
или у вотчинников будут отхожие луги,  а  к  тем  лугам
придет  чья пашенная земля,  и в тех местех меж лугов и
пашни городьба городити тому,  чья будет пашня. А будет
тою его городьбою выдет на те луги его,  или иного кого
животина, и тот луг та животина вытолочит, и тое толоку
платити тому, чья будет городьба.                      
   231. А будет кто нибудь на государево или на вотчин-
нико-ве или на помещикове земле писцовую межу  испортит
и столбы вымечет, или грани высечет, или ямы заровняет,
или землю перепашет, а по суду и по сыску про то сыщет-
ся  допряма,  и тех людей на спорных межах бити кнутьем
нещадно, и бив кнутом, вкинута в тюрму на неделю, а ис-
цу  велети на нем взята за всякую грань по пяти рублев,
и велети межи и грани зделати и ямы выкопати  попрежне-
му.  А будет такое дело учинят крестьяне меж себя в од-
ной волости,  или в селе, и им за то по тому же учинити
наказание,  бити  их кнутьем же,  а межу и грань велеть
зделати попрежнему.                                    
   232. А будет про такое дело сыскати будет нечем, и в
том учинити вера, крестное целование. И будет в том де-
ле крест поцелует истец,  и ему велети на ответчике  за
всякую грань доправити по пяти рублев,  а наказания ему
не чинити,  а грани и всякия признаки учинити попрежне-
му.                                                    
   233. А будет кто у кого насильством отымет землю или
межи или грани переделает,  а сыщется про то допряма, и
у того,  кто так учинит, та чюжая земля взяв отдати то-
му,  у кого отнял,  да на нем же доправити владенье  по
государеву  указу,  а  за насильство учинити наказание,
что государь укажет.                                   
   234. А будет где межи и грани заросли,  и  доведется
их подновити,  и о том учнет том,  чьи те межи и грани,
бити челом государю,  и потому его челобитью к тем  за-
рослым межам и гранем послати дворянина добра, и велети
те межи и грани подновити с старожильцы и со  окольними
людьми при обеих помещиках и при вотчинниках, меж чьими
землями те межи и грани учинены,  и велети  те  межи  и
грани  написати в книге.  А старых признак на тех межах
портить не велети,  чтобы впредь о том у помещиков и  у
вотчинников никакова спору не было.                    
   235. А будет государевых дворцовых сел и черных воло
стей у крестьян земля будет смежна с патриаршими или  с
митрополичи,  и с орхиепископли и епископли, и с монас-
тырскими, или с поместными, и с вотчинными землями, и в
таких смежных землях учинится спор, и про такия спорныя
земли сыскивати писцовыми и дозорными и отделными  кни-
гами,  и  всякими  крепостьми  и старожилцы и окольными
всякими людьми,  на которых учнут слатися дворцовых сел
и черных волостей крестьяне и вотчинники и помещики,  и
по сыску в таких спорных землях указ чинити,  розводити
те  спорные  земли  с старожилцы по старым межам и гра-
ням...                                                 
   236. А будет в таких спорных землях зачем указ  учи-
нити  будет не мощно,  и на таких спорных землях исцу с
ответчиком учинити вера, образное хожение, а со образом
велети итти тому, кому в суде дано будет на душю.      
   237. А  будет на которых спорных землях будут старо-
жилцы с обе стороны,  и учинится у тех старожилцов про-
меж собою спор,  одне старожилцы станут правити исца, а
другие старожилцы станут Правити ответчика,  и  на  той
спорной  земле исцу с ответчиком дати жеребей,  кому из
них и против которыя старожилцовы скаски спорная  земля
с  образом  отвести,  да кому вымется жеребей и тому та
спорная земля с образом и отвести.                     
   238. А будет кто помещик,  или вотчинник  похочет  у
себя  в поместье или в вотчине на реке плотину зделати,
и мелницу устроити вново,  а береги оба тое реки  будут
его,  а выше тое плотины у иных помещиков и у вотчинни-
ков на той же реке старых мелниц и  пашенных  земель  и
сенных покосов блиско берегов тое мелницы не будет, или
и будет,  да от тое новыя запрудные  воды  тем  верхним
мелницам  и  пашням  и сенным покосом никаким порухи не
будет, и ему та мелница вново строити вольно.          
   А будет на той же реке выше того у кого у иного уст-
роены мелницы изстари,  или блиско берегов тое реки по-
дошли чьи пашенныя земли,  или сенныя покосы,  а от тое
его  новозапрудной воды тем прежним мелницам и пашням и
сенным покосам будет поруха,  и ему на той  реке  вново
плотины не делати,  и мелницы не строити. А будет он на
том месте мельницу устроит насильством, и запрудною во-
дою чьи верхние мелницы,  или пашни,  или сенные покосы
потопит,  и от того его насильства учинятся кому  какие
убытки,  и в том на него будут челобитчики и с суда сы-
щется про то допряма, и ему велети воду опустити, чтобы
верхним  мелницам и пашням,  и сенным покосам порухи не
было.  А что он кому тою новою мельницей  учинит  каких
убытков,  и те убытки по сыску велети на нем доправити,
и бтдати исцом сполна.  А будет от тоя мелницы  плотину
приведет к чюже-                                       
му берегу,  и будут на него о том челобитчики же, и ему
велети  тое  плотину от чюжаго берегу отрыти,  и впредь
ему плотины к чюжему берегу делати не велети.          
   239. А будет у кого бортныя ухожъи,  или рыбные лов-
ли,  озера, или сенные покосы в государево, или в поме-
щикове, или в вотчинникове лесу, и тем людем теми свои-
ми бортными ухожъи,  и озеры,  и сенными покосы владети
по старым межам, и сенных покосов за межею вново на чю-
жей земле не прибавливати. А будет те старые сенные по-
косы лесом заросли,  и им те сенные покосы росчищати  в
своих  межах,  а за межами отнюд на чюжей земле лесу не
росчищати,  и сенных покосов не прибавливати. А будет в
том  лесу бортное его дерево повалится со пчелами,  или
безо пчел,  и похочет он ис того дерева пчелы или  улей
безо пчел высечи, и ему те пчелы с ульем из лесу вывес-
ти вольно,  а верховья и коренья оставити в лесу  тому,
чей тот лес,  а бревен никаких,  ни дров ис того чюжаго
лесу не возити ни которыми делы,  и в тот чюжой лес  не
вступатся, и своим лесом не на-зывати. Такоже и тем лю-
дем, чей тот лес, чюжим бортным ухижъем, и рыбными лов-
лями,  и сенными покосами, на-сильством не владети, и в
те угодья не вступатся никоторыми делы.                
   240. А будет те люди,  чей лес, похотят тот лес рос-
чищати, и им росчищаючи тот лес, бортному деревъю нико-
торыя порухи не учинити.  А будет кто  лес  росчищаючи,
чюжое бортное дерево со пчелами, или безо пчол обсечет,
или огнем обожжет, или будет кто чюжое бортное дерево у
себя на поле на пашне сохою подпашет, и тем бортным де-
ревьям поруху учинит,  и в том на них будут челобитьчи-
ки, и с суда сыщется про то допряма, и на них велеть за
то бортное деревье доправити указная цена и отдать  ис-
цом.                                                   
   241. А будет кто свой лес весь росчистит и роспашет,
а в том его лесу будут чюжие озера и сенные  покосы,  и
ему  в  те  чюжия озера и в сенныя покосы по тому же не
вступатися никоторыми делы,  и тех людей, чьи те озера,
или  сенныя покосы,  от тех озер и от сенных покосов не
отбивать,  и дорога им к тем угодьям дать. А тем людем,
чьи те угодья будут, ходя к тем своим угодьям, пашни, и
сенных покосов не топтати и никоторых убытков не. чини-
ти.                                                    
   242. В  будет  кто в своем лесу чюжия озера выловит,
или сенныя покосы покосит насильством,  и в том на него
будут челобитчики,  и с суда про то сыщется допряма,  и
на нем велети исцу убытки доправити по сыску.          
   243. У которых вотчинников и у помещиков по писцовым
книгам  будут бортные их ухожъи на их на поместных и на
вотчинных землях, или у них по писцовым же книгам будут
поверстные леса в их межах и в гранях,  и тем вотчинни-
ком и помещиком те свои бортные ухожъи и поверстные ле-
са в своих межах и гранях, которыя межи и грани написа-
ны будут в писцовых книгах,  вольно росчищати в пашню и
в сенныя покосы, и села и деревни ставити.             
   244. А  будет  кто на ком учнет искати вотчины,  или
двора, или лавки, или мелницы, или иного чего вотчинно-
го,  или поместнаго строения, и ответчик засудяся с ыс-
цом, и. не дож-дався по судному делу указу, то, чего на
нем истец искал, кому продаст, или заложит, а по суду и
по сыску доведется его в том обвинити,  и у того,  кому
он что продаст, взяти и отдати исцу, а тому, кто у него
то купил,  указати на нем по купчей и по закладной цене
назадь деньги. А будет в таком иску доведется по суду и
по сыску ответчика оправити, а исца обвинити, и у купца
того, что ему ответчик продаст, или заложит, не отъима-
ти.                                                    
   245. А будет кто кому дав на себя в заемных  деньгах
кабалу,  или  в вотчинном очищенье,  или в ыном в каком
деле нибудь какую крепость, да умрет, а после его в жи-
вотах  его останутся жена его и дети,  или иныя кто его
роду,  а как он жив был и у него по тем кабалам в заем-
ных  деньгах  и  по записям в вотчинном очищенье с ысцы
суд был,  а судныя дела по смерть его не вершены,  а по
тем судным делам довелося было его обвинити: и исцом по
тем делам велеть иски их правити того умершаго на  жене
и на детях, или на иных роду его, кто после его в живо-
тах его останется, и кому даны будут вотчины его. А бу-
дет по тем заемным кабалам и по всяким крепостям у того
умершаго,  как он жив был,  с и(ы)сцы и суда не было, а
похотят  исцы  по тем крепостям исков своих искати того
умершаго на жене и на детех, или на иных роду его, кому
животы  его и вотчины достанутся,  и им в тех его исках
того умершаго на жену и на детей и на иных роду его суд
дати,  и  по суду и по сыску указ ему учинити,  до чего
доведется.                                             
   246. А которыя люди учнут у кого займовати в  кабалы
денег, или иного чего нибудь, или кто кому учнет давати
на себя записи,  или иные какия нибудь крепости в боль-
ших делех, и им заемныя кабалы и всякия крепости велеть
писати на себя, и в послусех писатися на Москве и в го-
родех площадным подьячим, а писати послухов в крепостях
на Москве и в городех,  и больших делех человек по пяти
и  по  шти,  а  не в больших делех человека по два и по
три, а меныпи дву человек в послусех ни в каких крепос-
тях  не писати,  а давати такие заемные кабалы и всякия
крепости на себя за своими руками. А которыя грамоте не
умеют, и им велеть в свое место к тем кабалам и ко вся-
ким крепостям приклады-                                
вати руки отцем своим духовным,  или братиям своим род-
ным,  или дядьям,  или племянником,  или кому они в том
верят.  А мимо площадных подьячих и без послухов никому
ни на кого крепостей не писати.  А будет кто у кого за-
няв  денег,  или иного чего,  заемную память напишет на
себя сам своею рукою, или ту память велит на себя напи-
сати  человеку своему,  а с,ам к той памяти руку прило-
жит, и таким заемным памятем верити, и суд по них дава-
ти.                                                    
   247. А  будет кому нибудь случится у кого заняти де-
нег рублев пять,  или шесть, или десять, или хлеба, или
иного чего нибудь против тоя цены в селе,  или в дерев-
не,  или кто какое угодье в наем отдаст против  тоя  же
цены,  а грамоте он умеет, и крепость на себя сам напи-
шет, или кому велит написати, а сам руку приложит, хотя
и бес послухов,  и таким крепостям потому же верити,  и
суд по них давати.                                     
   248. А которые люди в селех и в деревнях грамоте  не
умеют,  и  им в таких не в больших делех велети на себя
такия крепости писати иных сел земским,  или  церковным
дьячком,  или  кому нибудь,  и к тем крепостям велети в
свое место прикладывати руки отцем своим духовным,  или
кому в том они верят сторонним людем.                  
   249. А  которые  люди  такия  крепости учнут на кого
имати, и им таких крепостей в своих вотчинах и поместь-
ях  попом  своим и дьячком и людем писати не велети.  А
будет у кого такия крепости объявятся,  и таким крепос-
тям не верити потому,  что писали те крепости их же сел
попы и дьячки.                                         
   250. А вотчинныя и дворовыя купчия,  и закладныя,  и
даныя,  и  иныя  всякия крепости в больших делех всяких
чинов людем велети на Москве и в городех  писати,  и  в
послу  сех писатися на площади площадным подьячим,  а в
селех и деревнях и по подворьям таких крепостей в боль-
ших делех,  опричь зговорных свадебных записей и духов-
ных и заемных памятей, никому не писати.               
   251. А будет кто, умысля воровски, и стакався с пло-
щадными подьячими,  напишет на кого в большом долгу за-
емную кабалу, или иную какую крепость в большом деле за
очи,  и  написав ту крепость зазовет его к себе,  или к
иному к кому на двор,  и велит ему к той крепости  руку
приложити,  или ему велит написать в чем нибудь заемную
кабалу своею рукою неволею,  и тому, над кем такое дело
учинит, являти окольным людем, и в приказех судьям, а в
городех воеводам, и приказных людем подавати явки, пос-
ле того,  как над ним такое дело учинится, того же дни,
и бити челом на тех людей,  которыя над ним такое  дело
учинят,  об  очной ставке и о сыску вскоре,  дни в три,
или в четыре и большое в неделю.  Да будет кто о  таком
деле на кого учнет бити челом, и                       
судьям и воеводам и всяким приказным людем по тому  че-
лобитью,  сыскивая  тех людей,  на кого такое челобитье
будет,  роспрашивати и с челобитчики ставити с очей  на
очи, и сыскивати всякими сыски накрепко, а будет дойдет
до пытки, и тех людей пытать, до кого дойдет.          
   Да будет сыщется,  кто на кого возмет какую крепость
нарядным  делом,  по неволе,  и таким людем,  кто такия
крепости учнет имати по неволе, чинити жестокое наказа-
ние,  бити их кнутом нещадно при многих людех, чтобы им
и иным таким впередь неповадно было так воровата. Да на
них же велеть тем людем, на которых они такие воровские
крепости зделают, правити бесчестье, да их же за ту ви-
ну сажати в тюрму на полгода. А площадным подьячим, ко-
торые такие крепости учнут писати  воровством  за  очи,
чинити казнь, отсечь рука. А кто в такие крепости учнет
воровством же в послусех писатися,  и тем чинити жесто-
кое  наказание,  бити  кнутом по торгом,  и сажати их в
тюрму, на сколько государь укажет.                     
   252. А будет кто кому дав за себя какую крепость уч-
нет  на того,  кому он ту крепость даст,  являти и бити
челом государю и сказывати,  что на  него  та  крепость
взята  поневоле,  и учнет он в том слатися на сторонних
людей по стачке,  а писана та крепость на площади,  и в
послусех у тоя крепости писалися площадные подьячие,  и
его рука у той крепости есть,  а тот,  кому он ту  кре-
пость на себя даст, и площадные подьячие на очной став-
ке с ним учнут говорити,  что та крепость прямая,  а не
нарядная, а те люди, на которых тот челобитчик пошлется
с ними по стачке,  учнут ту крепость называти  нарядною
же,  а после того сыщется допряма, что та крепость пря-
мая,  а не нарядная, а лживят ее для того, чтобы по ней
исцова иску не платити, и тому челобитчику за такое его
ложное челобитье, и тем людем, которые учнут по нем го-
ворити ложно, с ним по стачке, учинити жестокое наказа-
ние,  велети их бити кнутом нещадно при  многих  людех,
чтобы  им и иным таким впередь неповадно было так дела-
ти,  да на них же велети тому,  на кого они такое  дело
напрасно  затеют,  доправити  бесчестие,  да иск его по
крепости сполна, да его же вкинути в тюрьму на полгода.
   253. А будет кто кому дав на себя какую крепость ни-
будь,  и  учнут ту крепость на суде лживити,  а та кре-
пость за его рукою и писана та крепость на площади, и в
послусех в той крепости написаны площадные подьячие,  а
до суда на ту крепость челобитья его и явок не  бывало,
и таким ответчиком не верить,  и велети на них по таким
крепостям исцовы иски править и отдавати исцом.        
254. А  кто по заемной кабале учнет на ком искати заем-
ных денег,  или иного чего,  а заимщик в ответе скажет,
что он по той кабале заемные денги, или иное что нибудь
исцу платил,  а на кабале того платежу будет неподписа-
но,  и отписи в том платеже не положит,  или и положит,
да руки исцовы у той отписи не будет, и им в том не ве-
рити, и по заемным кабалам денги и иные долги велети на
них правити,  и отдавати исцом,  против заемных  кабал,
сполна.                                                
   255. А  правити заемные денги по кабалам и по духов-
ным на заимщиках исцом истину,  а росту на  те  заемный
денги не правити потому, что по правилом святых апостол
и святых отец росту на заемныя денги имати не ведено.  
   256. А давати по заемным кабалам суд  в  пятьнатцать
лет, а сверх пятинатцати лет по кабалам суда не давать.
   257. А  будет  которыя заемная кабала и старое пяти-
натцати лет будет,  а уплата по ней была,  а в  котором
году та уплата была, и то на той кабале подписано имян-
но,  и по той кабале в достальных в заемных  деньгах  и
сверх пятинатцати лет суд давать,  с того году, как был
платежь за пятнатцать же лет.                          
   258. А кто на ком учнет заемных денег искать по  вы-
даным кабалам,  а кабалы из лет не вышли,  и на кабалах
будет подписано,  что им те кабалы выданы за долг,  или
на  те  кабалы даны им даные,  и по тем выданым кабалам
исцом на заимщиках заемные  денги  велеть  править  без
росту же. А будет та кабала, которую в суде истец поло-
жит,  не подписана, и даные на ту кабалу у него, на чье
имя та кабала писана,  нет, и по той кабале суда не да-
вать.                                                  
   259. А кто кабалу полживит,  и в том обличен  будет,
что  кабалу лживил не делом,  и за то долг взята на нем
исцу вдвое.  А будет тот заимщик, на суде кабалу лживя,
и  не  сходя с суда в том повинитца,  что он тое кабалу
лживил напрасно,  и на нем долг взяти по кабале в одно-
рядь за то, что он вину свою сам объявил.              
   260. А  будет кто чем должен будет руским всяких чи-
нов людем и чюжеземцем,  и исцы руские люди и чюжеземцы
того  своего  долгу  учнут  на нем искать судом,  и тот
должник,  не хотя чюжеземцу долгу его заплатить,  учнет
отыматца от него тем, что он опричь того чюжеземца дол-
жен многим руским людем,  и на  таком  должнике  велеть
долговые денги напередь править чюжеземцу, а руским лю-
дем велеть на нем долг их правити после. Также будет на
ком  доведетца  взяти что в государеву казну,  а в тоже
время на него учнут бити челом исцы о долгах,  и на нем
напередь взяти государево,  а дожником указати ему пла-
тити долги после.                                      
   261. А которые дворяне и дети боярские и всяких  чи-
нов                                                    
люди в ысцовых в кабалных и бескабалных искех по судным
делам будут обвинены,  и им или людем их стоять на пра-
веже во сте рублех месяц. А которые люди будут обвинены
больши, или меньши ста рублев, и тем стоять против того
же по росчету.  А которые люди учнут бити челом о пере-
воде, и им деньги перевесть и на другой месяц, а больши
им того в ысцовых искех сроку не давать,  чтобы  в  том
исцом лишние волокиты не было.                         
   262. А  которые  люди  учнут на правеже отстаиватца,
окупитца им будет чем,  и у них велеть  после  указнаго
месяца  ценить дворы и животы,  и отдавать в ысцов иск,
или исцов иск велеть за них править в поместьях их и  в
вотчинах на людех их и на крестьянех.                  
   263. А будет кому исцова иску заплатить будет нечем,
а вотчина у него пуста, и тое вотчину оценя отдать исцу
в  платежь.  А  будет тое пустые вотчины истец взяти не
похочет,  и тое вотчину продать сторонним людем, кто ее
купить похочет, и деньги отдать в платежь исцу. А будет
та вотчина родовая,  или выслуженая, а похотят ее взяти
вотчичи за тое цену, чем ее оценят, и та вотчина за тое
цену отдати вотчинам, и деньги взяв за тое вотчину, от-
дать в платежь исцу.  А что за тое вотчину у кого денег
взято будет сверх исцова иску,  и те лишние деньги  от-
дать тому, чья та вотчина будет продана. А будет за тое
вотчину по продаже взято будет денег меньши исцова  ис-
ку: и те деньги, чего в ысцов иск не дойдет, править на
том, кто теми деньгами будет должен.                   
   264. А будет кому служилым всяких чинов  людем,  оп-
ричь меньших чинов,  с правежу окупитися будет нечем, и
на них на самих и на людех  их  долговые  деньги  после
указнаго  месяца править безо всякия пощады,  а головою
исцом их не отдавать,  опричь тех детей боярских, кото-
рые ходят в приставех.                                 
   265. А  будет  стрелцом заемных денег по кабалам или
исцовых исков платить будет нечем, и их исцом и в ысцо-
вых  искех головою не выдавать,  а платить за них исцом
из государева денежнаго жалованья на год по четыре руб-
ли.  А  покаместа они от долгов своих свободятся,  и им
служити с одного хлебнаго жалованья.                   
   266. А казаков,  и пушкарей,  и затиныциков,  и иных
меньших чинов служилых и тяглых всяких людей, которым с
правежу окупитися будет нечем,  после  указного  месеца
выдавати исцом головою до искупу. А работати им, мужес-
кому полу за пять рублев по году,  а женскому  полу  за
полътретья рубли по году. А кому они выданы будут, и по
тех взяти порка з записью, что их не убити ни изъувечи-
ти. А как те выданые люди урочныя лета отработают,и их
поставити в приказе.                                   
   267. А  будет  такие выданые люди от кого збежат,  и
тем людем, от кого они збежат, о том явити в том прика-
зе, ис которого приказу ему кто кому будет выдан.      
   268. А будет кто на кого учнет бити челом, что выда-
ного человека убил до смерти,  и про то сыскати,  а сы-
щется  про то допряма,  и за то смертное убойство,  что
государь укажет.                                       
   269. А которые тяглые люди разных сотен и слобод,  и
в городех торговые и всякие посадские люди учнут стояти
на нравеже в ысцовых искех от беломесцов по заемным ка-
балам и по судным делам,  а окупитися им будет нечем, а
дворы и лавки у них есть,  и те их дворы и лавки прода-
вати  в окуп исцова иску тяглым же людем,  а беломесцом
тех их дворов и лавок в ыск не отдавати и не продавати.
   270. А которых людей з грабежным поличным приведут в
приказ,  и  по  поличному исцом давати на тех приводных
людей суд, а с суда чего доведется.                    
   271. А которых приводных людей дадут держати приста-
вом до указу, а приставы тех приводных людей упустят, а
исцы на тех приставов учнут бити челом государю о  ука-
зе,  что они тех приводных людей отпустили, и приставов
давати на поруки з записьми,  и велети им тех приводных
людей сыскивати, и в сыску давати указныя сроки, что им
тех приводных людей сыскав поставити в приказе. А будет
в  указныя сроки тех приводных людей приставы не сыщут,
и исцовы иски правити на тех приставех и на их порутчи-
ках,  а в колодничье побеге тех приставов не пытать.  А
будет на тех приставех и на их порутчиках доправити ис-
цова иску нечего,  и тех приставов отдавати исцом голо-
вою до искупу,  а по тех исцах взяли поручныя записи  в
том,  что  им  над  ними никакова дурна не учинити и не
изувечити.                                             
   272. А будет кто мастеровой человек  возмет  у  кого
узороч-ныя товары, камень алмаз, или яхонт или изумруд,
или лал,  или иной какой камень для олмаженья, или гра-
нити,  или печати резати, и небрежением тот камень роз-
ломит,  или какую нибудь поруху учинит, и в том на него
будут  челобитчики,  и на нем за тот камень взяти цену,
чем сторонния люди оценят.                             
   273. А будет кто у кого  возмет  к  которому  нибудь
времени  на  ссуду платье,  или платье же возмет делати
портной мастер, и то платье мышми истравит, или чем ис-
портит, и в том на него будут челобитчики, и за то изъ-
еденое платье исцом взяти на них цену,  а платье им от-
дати.                                                  
   274. А  будет кто у кого возьмет в наем лошадь,  или
иное                                                   
что, да испортит,  и в том на него будут челобитчики, и
с суда сыщется про то допряма, что он то наемное испор-
тил,  и исцом велеть на нем за то наемное взяти цену по
оценке сторонних людей,  а то,  что он испортит, отдати
ему.                                                   
   275. А будет кто у кого наймется стеречь двора,  или
лавки,  или чего нибудь, и в том по себе даст поруки, а
после того за его сторожею что будет покрадено, и в том
на него будут челобитчики,  и сыщется про  то  допряма,
что  покрадено за его сторожею,  и то покраденое велеть
на том стороже и на порутчиках доправити. А будет ему и
порутчиком  его того покраденаго заплатити будет нечем,
и их исцу за иск отдати головою до искупу.             
   276. А будет кто учнет с кем  торговати  сложася,  и
один из них товарыщь поедет куды з деньгами или с това-
ры для торговли в отъезд,  и на дороге его воры разобь-
ют, и товары и деньги поемлют у него без остатку, а то-
варыщь его тех товаров и денег своей половины учнет  на
нем искати судом и с суда будет сыщется про то допряма,
что его розбойники розбили и товары  и  деньги  поймали
без остатка,  и товарыщу его тех товаров и дене1 на нем
править не велеть потому,  что ему  такое  разграбление
учинится по невольному случаю. А будет сыщется, розбой-
ники на него приезжали,  а животов ничего не  взяли,  и
тот иск на виноватом доправить и отдати исцу.          
   277. А будет кто учнет у себя на дворе ставити хоро-
мы блиско межи соседа своего,  и ему тех своих хором на
меже соседа своего не ставити,  а будет кто на меже хо-
ромы поставит и в том на него будет челобитье,  и  тому
хоромы велеть с межи отнесть.                          
   278. Также  и печи и поварни на дворе к стене соседа
своего никому не делати.  А будет кто на дворе  у  себя
зделает  печь или поварню и к стене соседа своего,  и в
том на него от соседа его будет челобитье,  и у него ту
печь и поварню от стены соседа его отломать,  чтобы со-
седу его от тоя его поварни и печи  никакова  дурна  не
учинилося.                                             
   279. А будет у кого на дворе будут хоромы высокия, а
у соседа его блиско тех высоких хором будут хоромы  по-
земныя,  и ему из своих высоких хором, на те ниския хо-
ромы соседа своего воды не лить и  copy  не  метать,  и
иныя ни которыя тесноту тому своему соседу не делать. А
будет он на те соседни ниския хоромы учнет  воду  лить,
или сор метать, или иную какую пакость чинить, а с суда
сыщется про то допряма, и ему те свои высокия хоромы от
тех соседних хором велеть отнесть, а будет он тех своих
хором от соседних хором не отнесет, и тесноту тому сво-
ему соседу учнет де-                                   
дать по прежнему,  и у него те хоромы велеть  отломати,
чтобы  впредь соседу его от него никакова насильства не
было.                                                  
   280. А будет кто с кем побраняся назовет  кого  выб-
лядком,  и тот кого он назовет выблядком, учнет на него
государю бити челом о бесчестье,  и с суда сыщется  про
того челобитчика допряма,  что он не выблядок, и ему на
том,  кто его назовет выблядком, велеть по сыску допра-
вити  бесчестье  вдвое безо всякия пощады.  А будет про
того челобитчика в сыску скажут,  что он прямой  выбля-
док,  прижит он у наложницы до законыя жены,  или и при
законной жене, или после законной жены, и таким выбляд-
ком  в бесчестьях отказывати,  и к законным детям того,
кто его у наложницы приживет,  не причитать, и поместей
и вотчин того,  кто его беззаконно прижил, ему не дава-
ти.  А будет тот, кто того выблядка у наложницы прижил,
на  той наложнице и женится,  и ему того выблядка в за-
конныя дети не причитати же,  и поместий его  и  вотчин
тому его выблядку не давати потому, что он того выбляд-
ка прижил у наложницы своей беззаконно до женитвы.     
   281. А будет кто на кого пустит собаку нарочным  де-
лом,  и та его собака того,  на кого ея пустит, изъест,
или платье издерет,  и в том на него будут челобитчики,
и  с суда сыщется про то допряма,  и на нем велети исцу
доправити бесчестье и увечье и убытки  вдвое.  А  будет
про то сыскати будет нечим,  и им в том с суда дата ве-
ра, крестное целование.                                
   282. А будет кто у кого собаку убьет нарочным делом,
и на нем по сыску велеть за ту собаку,  доправя указную
цену, отдати исцу.                                     
   283. А будет кто собаку  убьет  ручным  боем  не  из
ружья,  бороняся  от  себя,  и ему за ту собаку цены не
платить, и в вину ему того не ставити.                 
   284. А будет у кого собака на люди мечется,  или жи-
вотина корова,  или бык, или козел, или боран людей или
животину бьет,  а он такия собаки на привези держати  и
животины беречь не учнет,  и его небрежением от той его
собаки или от животины кому  какое  дурно,  или  убытки
учинятся,  и в том на него будут челобитчики, и сыщется
про то допряма,  и на нем те все убытки велеть  доправя
отдати исцу.  А о том приказати ему накрепко,  чтобы он
впередь ту собаку держал на привези, а животину в запо-
ре,  чтобы  от той его животины впередь никому никакова
дурна не было.  А будет он ту свою собаку на привези  и
животины в запоре держати не учнет, и от той его собаки
или от животины кому какое дурно учинится,  и в том  на
него будут челобитчики, и на нем велеть тому челобитчи-
ком иски их правити по их скаскам бес суда,  и ту живо-
тину взяв у него отдати челобитчиком.                  

К титульной странице
Вперед
Назад
Реклама