Глава XX 
   СУД О ХОЛОПАХ 
   А в ней 119 статей                                  
   1. Которые дети боярские неверстаны, и у розбору и в
служилых списках и ни в какой государе ве службе  нигде
не ооъявилися, и поместных и вотчйных дачь за ними нет,
а ныне они по кабалам в боярских дворех,  а били  челом
они в боярския дворы в прошлых годех,  до йынешняго го-
сударева указу,  и тем детем боярским  неверста  ным  и
впредь быти в боярских дворех по прежнему.             
   2. А  впредь  детей боярских верстаных и неверстаных
никому в холопы не приимати,  и в  Холопье  приказе  на
них, без государева имянного указу, кабал не давати.   
   3. А  будет которые дети боярские после сего госуда-
рева указу бьют челом Кому в холопство, и по государеву
указу  и  по боярскому приговору ис холопства они будут
свобожены, и велят им государеву службу служити з горо-
дом и они воровством,  не хотя государевы службы служи-
ти,  учнут бити челом в ыные в боярские дворы, и всяких
чинов людем, и тех детей боярских отдавати в холопы тем
людем, у кого они преже того в холопстве были.         
4.А которые люди,  бегаючи от всяких чинов людей, живут
за бояры,  и .за околничими,  и за думными людьми, и за
столники,  и за стряпчими,  и за дворяны московскими, и
за дьяки,  и за жилцы, и за городовыми дворяны и детьми
боярскими,  и за дворовыми людьми,  и за иноземцы, и за
подьячими и всяких чинов за служилыми людьми, и приходя
к  тем людем,  из за кого они вышли,  и иных их людей и
крестьян подговаривают, и домы их разоряют, и грабят, и
пожигают,  и тем людем, кого они разоряют, искати разо-
ренья в Судных приказех на тех людех,  у кого они живут
в бегах,  Да которые беглые люди кому доведутся по суду
и по сыску отдати в холопство,  и тех беглых людей,  по
полным грамотам и по иным крепостям, отдавати в холопс-
тво з женами и з детми, которые дети со отцами писаны в
одной крепости,  и которые у кого в холопстве породили-
ся.                                                    
   5. А которые дети родилися до холопства и учнут жити
у кого иного,  или учнут жити собою,  и те холопьи дети
от тех людей,  у которых служат отцы их и матери,  сво-
бодны.                                                 
   6. А будет из за кого выбежат крестьяне,  или бобыли
и крестьянские и бобыльские дети,  и бегая бьют челом в
боярские дворы,  и дадут на себя служилые кабалы,  а за
тем,  из за кого они выбежат,  написаны они до побегу в
писцовых,  или в переписных книгах, и ис тех книг в вы-
писях во крестьянех  или  в  бобылях,  и  таких  беглых
крестьян и бобылей и крестьянских и бобыльских детей по
суду и по сыску и по книгам и по выписям  отдавати  тем
помещиком  и вотчинником,  из за кого они выбежат.  И о
таких беглых крестьянех и  бобылях  ежегод  ис  Холопья
приказу  посылати в городы к воеводам и к приказным лю-
дем государевы грамоты,  чтобы в городех воеводы и при-
казные  люди  на крестьян и на крестьянских детей кабал
никому не давали.                                      
   7. А будет к кому придут какие люди и учнут бита че-
лом в холопство, а скажутся, что они водные люди, и тем
людем,  к кому они придут,  роспрашивати их,  какие они
водные люди,  и где они родилися, и за кем они напередь
того жили,  и не служилых ли отцов дети, и в государеве
службе  и в тягле они не бывали ли,  и не беглые ли чьи
люди, или крестьяне и бобыли. Да будет те прихожие люди
в  роспросе скажут,  что они не служилых отцов дети и в
государеве службе и в  тягле  нигде  ив  холопех  и  во
крестьянех  и в бобылях ни у кого не бывали,  и тем лю-
дем,  к кому,  такие люди учнут в холопство бити челом,
по  тому же приводити их в Холопей приказ,  а в Холопье
приказе тех людей роспрашивати же.  Да будет те люди  в
Холопье  приказе в роспросе скажут те же речи,  как они
скажутся тем людем, которые их в Холопей               
приказ приведут,  и  те их речи записав,  велеть на них
даватй служилые кабалы.  И которые грамоте умеют, и тем
велеть  к ,тем служилым кабалам и к книгам руки прикла-
дывати.                                                
   8. А которые люди учнут к кому приходить и бити  че-
лом  в холопство после кого умерших,  и отпускные умер-
ших,  или их прикащиков с собою принесут, и таких людей
с  теми  отпускными по тому же приводити в Холопей при-
каз,  а в Холопье приказе тех людей роспрося и  взяв  с
отпускных списки,  велети на них темлюдем; кому они уч-
нут бить челом в холопство,  даватй служилые кабалы,  а
отпускные велеть клеити к кабалам, и закрепляти дьячьею
рукою.  А списки с тех отпускных оставливати в  Холопье
приказе,  за дьячьею же приписью, и те кабалы и отпуск-
ные и холопей в рожей и в приметы записывать в книги.  
   9. А у которых людей на холопей будут служилые каба-
лы,  и те люди тех своих холопей, хотя укрепить у детей
своих в холопстве, пришлют в Приказ холопья суда на тех
же своих холопей имати новых кабал, на имя детей своих,
а отпускных тем холопем своим не дадут, и на тех людей,
без отпускных, кабал детем их не давать. :             
   10. А  которые  холопи  по смерти прежних своих бояр
будут отпущены на волю, и отпускные им даны будут и они
с теми отпускными пришед к кому бьют челом в холопство,
и отпускные свои ему отдадут,  а после того, покиня они
те свои отпускные, кому отдадут, отшед от них, бьют че-
лом в холопство иному кому и учнут на себя служилые ка-
балы давать, и на них тем людем, к кому они без отпуск-
ных придут,  служилых кабал не давать,  а давать на них
служилые  кабалы  тем людем,  к кому они напередь с от-
пускными придут.                                       
   11. А кто скажетца, что он напередь того у кого слу-
живал, да отпущен, а отпускные не положит, и его по то-
му же рос-просить,  для чего у него отпускные нет  и  у
кого он напередь того служил и тот жив ли, и будет жив,
и для чего он его от себя отпустил,  а отпускные ему не
дал,  или тот,  у кого он напередь того служил, умер, и
будет умер,  и жена и дети после его осталися ли, и по-
чему он у него служил,  по старинному ли холопству, или
по кабале, и будет по кабале, и где на него кабала взя-
та,  и для чего ему по смерти того прежняго его боярина
отпускныя не дано. Да будет тот холоп, у кого отпускныя
не будет, в роспросе скажет, что первой его боярин, ко-
торой отпустил жив,  а отпускныя ему тот его боярин  не
дал, и на него без отпускныя никому кабалы не даватй.  
   12. А будет такой холоп в роспросе скажет, что преж-
ней                                                    
его боярин умер, а он служил у него по кабале, а где на
него,  и в котором году кабала взята,  про то он скажет
имянно, и по тем его речем досмотрити в кабалных запис-
ных книгах,  есть ли на него кабала в записке. Да будет
на  него в холопьих записных книгах кабала записана,  а
про прежняго его боярина сыщется допряма, что он умер,,
и спору о том холопе ни у кого ни с кем не будет,  и на
него по кабалным книгам тому,  кому  он  после  первого
своего  боярина  бьет челом в холопство,  дати кабала и
без отпускныя.                                         
   13. А будет того холопа первой боярин и умер, а пос-
ле  его осталися дети,  а на того холопа в кабалных за-
писных книгах кабалы в записке  не  объявится,  а  дети
перваго его боярина учиут об нем бити челом государю по
старинному,  а не по кабалному холопству,  и .старинные
крепости  на него положат,  и того холопа по старинному
холопству и по старинным крепостям отдати  в  холопство
тем детем прежняго его боярина,  а кому он внов бил че-
лом в холопство,  и тому отказати,  и кабалы на него не
давати.                                                
   14. А  будет  кто прикажет детем своим,  или братье,
или прикащиком по смерти своей кабалных своих людей от-
пустоти на волю,  и те дети его, или братия, или прика-
щики тех его людей на волю не отпустят,  и похотят их у
себя удержати, и тем людем, которых после умершаго дети
его, или братья, или прикащики на волю не отпустят, би-
ти челом на них государю, и о том подавати челобитные в
Холопье приказе, а ис Холопья приказу судьям по тех лю-
дей,  на  которых те холопи учнут бити челом,  посылати
приставов и велеть их сыскивая ставити с теми  челобит-
чики с очей на очи и роспрашивая велеть тем холопем от-
пусные давати безо всякого задержания.                 
   15. А будет кого судом божиим не станет скорою смер-
тию,  а после его останутся кабалные люди, а жена и де-
ти, или братия того умершаго тех кабалных людей от себя
отпустити не похотят, и отпусных им не дадут, и те люди
о том учнут на них бити челом государю,  и по  тому  их
челобитью,  сыскав  про  то допряма,  что они у боярина
своего служили по кабалному, а не по старинному холопс-
тву, и их того умершаго боярина от жены и от детей и от
братии свободить,  и дати им волю.  И кому они учнут  с
воли  бити  челом в холопство,  и тем людем на них дати
кабалы, по сыску, и без отпусных.                      
   16. А будет которые волные люди на Москве и в  горо-
дех  бьют челом кому в холопство доброволно,  и бив че-
лом,  учнут у тех людей,  кому они бьют челом в холопс-
тво,  жити бескабално месец, или два, или три месяцы, а
те люди, кому                                          
они бьют челом в холопство,  приведут их в Холопей при-
каз, и учнут на них бити челом государю, что они служат
у них многое время,  а служилых кабал на себя не дадут,
и чтобы на тех людей указал государь дати им кабалы,  и
будет  приводные люди кабал на себя дати не похотят,  а
жили они у тех людей менши трех месец,  и тех людей от-
пущать на волю, а служилых кабал на них не давати пото-
му, что они жили у них бескабално немногое время. А бу-
дет сыщется,  что жили болши трех месец, и на тех людей
кабалы давати и поневоле,  хотя они к ним итти в холопи
и не похотят.                                          
   17. А  будет такие волные люди,  у кого живучи в хо-
лопстве доброволно, бес крепости, пойдут от них прочь с
отказом, или без отказу, и те люди, от которых они пой-
дут,  учнут на них искати сносов,  хотя их тем  у  себя
удержати,  и им на тех людей, которые от них отойдут, в
сносе суда не давать для того,  на что он холопу верил,
и у себя его держал бес крепости.                      
   18. А  которой  человек  живет у кого бескабално,  а
грамоте он умеет,  и учнет тот человек во всяких пиемах
писатися холопом того человека,  у кого он живет беска-
бално, а после того он у того человека жити не похочет,
и отшед от него даст кому иному служилую кабалу,  и тот
человек крепок тому, кому он даст на себя кабалу. А бу-
дет тот,  у кого он жил бескабално до тоя кабалы, учнет
на него бити челом,  и станет его уличать по  грамоткам
руки его,  и ему отказать потому, бес кабалы держать не
ведено.  А что он в пиемах писался холопом того челове-
ка, у кого он жил беекабално, и тех писем таким людем в
крепости не ставити.                                   
   19. А писати служилыя кабалы площадным  подьячим  на
одного человека в трех рублех, а болши и менши не писа-
ти.  А пошлин имать в государеву казну с рубля по алты-
ну.                                                    
   20. А давати служилыя кабалы на холопей, которые бу-
дут в пятнатцать лет, а которые будут менши пятина тца-
ти лет, и на тех служилых кабал не давать. А кто служи-
лую кабалу оболживит, и та кабала вершити по суду.     
   21. А кто возмет на полного,  или на докладного, или
на старинного холопа кабалу, не опытав без отпускныя, и
того холопа по сыску отдать тому, чья крепость старее. 
   22. А что холоп,  бегаючи от старого своего боярина,
бил  челом во двор иному,  и тем учинил ссору,  и за то
бити его перед Холопьим приказом кнутом на козле нещад-
но,  чтобы  на то смотря иным не повадно было так воро-
вать.                                                  
   23. А которые люди учнут на кого  имати  кабалы  во-
ровски заочно подставою,  и про таких в Холопье приказе
сыскивать кабалными книгами,  и осматривать спорных лю-
дей в                                                  
приказе в рожей и в приметы.  Да которые люди в рожей и
в приметы с кабалными книгами не сойдутся,  и тех людей
в холопство никому не отдавать,  и по тем кабалам исцом
от-казывати.  И кто кабалу возьмет подставою, а сыщется
про то допряма, и тем людем за то чинити наказание, би-
ти кнутом. А кто имя переменит и тому не верить.       
   24. А будет которой холоп или крестьянин от кого по-
бежит,  покиня отца своего,  или матерь, и даст на себя
иному  кому  служилую кабалу вновь,  и про таких беглых
старинных и кабальных людей и про крестьянских детей по
челобитью тех людей,  от кого они збежат, сыскивати от-
цами их и матерми,  и ставить с ними отцов их и матерей
с очей на очи. Да будет про то сыщется подлинно, что те
спорные люди и крестьяне родилися у  кого  в  старинном
холопстве, или во крестьянстве, и тех холопей по стари-
не и по крепости,  и с очной ставки отдавати тем людем,
у которых отцы их и матери,  а по новым кабалам отказы-
вати. А крестьян и крестьянских детей отдавать ко отцом
и к матерем по тому же государеву указу.               
   25. А  будет  которые холопи в роспросе на суде и на
очной ставке учнут отцов своих и матерей,  или братьев,
или сестр,  или дядьев,  или теток родных отпиратися, а
отцы их и матери,  или братья,  или сестры,  или дядья,
или тетки родныя учнут на них говорити, что они отпира-
ются их воровством,  не хотя быти с ними в холопстве, и
тех  людей,  которые  учнут  отцов  своих и матерей,  и
братьев, и сестр, и дядьев, и теток отпиратися, пытать.
Да будет они с первой пытки не повинятся, и их пытати и
в другие,  да будет и з другая пытки не повинятся же, и
их отдать тем людем, у кого на них будут служилые каба-
лы.                                                    
   26. А будет от кого побежит холоп,  или  крестьянин,
покинув жон,  и в бегах поженятся на иных женах, а пер-
вых своих жен учнут отпиратися,  или которая раба,  или
крестьянка  от  кого збежит,  покиня мужа,  и выйдут за
иных мужей, а первых своих мужей воровством учнут отпи-
ратися,  и им указ чинити против того же, как о том пи-
сано выше сего в холопье статье.                       
   27. А от кого збежит кабалные и иные крепостные дев-
ки,  и вдовы, и крестьянския дочери, и выйдут замуж ук-
раинных городов за служилых людей,  и за  тех  дворовых
беглых вдов и девок на тех людех, за кого они замуж вы-
дут,  имать выводу за вдову,  и за девку по  пятидесять
рублев за человека,  а за крестьянскую дочь девку,  или
вдову по десяти рублев.                                
   28. А кто у кого поимается за холопа,  и положит кто
на которого холопа городскую кабалу,  и скажет,  что та
кабала                                                 
в городе в книгах записана,  и на кабале подписано, что
кабала в книгах записана, а в книгах та кабала,, на ко-
торые книги он пошлетца, в записке не объявитца, а вое-
водская,  или Приказного человека, или губного старосты
рука у той кабалы есть, и по той кабале того, кто такую
кабалу в суде положит, не винити, и велеть ему на холо-
па,  или на рабу, вместо тоя кабалы, дати новую кабалу,
а тому, кто на, кабале подпишет, что кабала в книге за-
писана,  а в книги не запишет, за то учинить наказание,
что государь укажет.                                   
   29. А у которых людей на старинных холопей старинный
крепости  утерялися  в Московское розорение,  в прошлых
годех,  до 121-го году, и по указу блаженныя памяти ве-
ликого  государя царя и великого князя Михаила,Феодоро-
вича всея Русии ведено тем людем в прошлых во  121-м  и
во 122-м го-дех на те Холопьи старинные крепости давати
явки,  и будет которые люди учнут на ком искати старин-
ного  холопства,  а  старинных крепостей на тех людей в
суде не положат,  а скажут, что у них на тех людей ста-
ринные крепости пропали в Московское разорение, и в том
учнут они слатися на явки, которые даваны в указные го-
ды во 121-м,  да во 122-м годех, и те явки будет сыщут-
ся,  и по тем явкам таких,  старинных холопей  отдавати
тем людем, которые на них те явки подавали. А будет кто
учнет искати старинного холопства,  а в суде  крепостей
никаких на спорных холопей не положит,  а скажет, что у
него на тех людей крепости в разорение пропали,  а явок
он  на те крепости в указные годы не давал,  и учнет он
про старину тех людей слатися в обыск,  и по той ссылке
тех  людей  про  старинное  холопство сыскивати всякими
сыски накрепко,  и отдавати таких старинных холопей  по
обыском тем людем, у кого обыскные люди в старинном хо-
лопстве кого знали.                                    
   30. А у которых людей холопи породилися от  кабалных
их  людей,  а живут у них многие годы бескабално,  и на
таких холопей тем людем,  у кого они живут  бескабално,
имати  кабалы.  А будет те холопи из воли кабал дати не
похотят,  и на них кабалы дати и в неволю,  потому  что
они живут у них бескабално многие годы.                
   31. А  кто  будет в какой крепости в холопстве напи-
сан,  и те люди по рабе холоп и по холопе раба. А кото-
рые  старинные холопи написаны кому в духовной и поряд-
ной в приданых, и те люди, по духовной и порядной запи-
си, по рабе холоп, и по холопе раба.                   
   32. А будет положат на одного холопа две полные, или
две докладные,  и которая будет крепость старее, и того
холопа по сыску тому и отдати.                         
33. А будет кто изменит,  из  Московскаго  господарства
отъедет  в ыкое господарство,  а после его людем его по
государеву указу и по боярскому  приговору  дана  будет
воля, и те его люди с воли бьют челом кому в холопство,
а после того тот изменник из ызмены воротится,  и госу-
дарь пожалует его, положит на милость, за ту его измену
смертью казнити его не велит,  и ему людей к себе прии-
мати  внов,  кто у него в холопстве быти похочет,  а до
тех его людей,  которым без него дана будет воля,  дела
ему нет.                                               
   34. А будет чьего холопа возмут в полон в ыную в ко-
торую землю, а после того тот холоп ис полону выйдет, и
он старому боярину не холоп,  и жену его и дети для По-
лонского терпения отдати ему.  А похочет  тот  холоп  к
старому  своему боярину,  и того холопа старому боярину
привести к записке в Холопей  приказ  и  роспрося  его,
подписывати на старой крепости,  что он идет к нему во-
лею, а пошлин имати з головы по алтыну.                
   35. А которой холоп изменит,  побежит в ыное  госпо-
дарство,  а после того выйдет он ис того господарства в
Московское государство собою,  и он старому боярину хо-
лоп  по  старому холопству потому,  что он в ыной земле
был в бегах, а не полоном взят.                        
   36. А будет которой холоп,  или раба от кого збежат,
и бьют челом в холопство иному кому, и у того, кому они
в бегах бьют челом в холопство,  взяты будут в полон, а
после  того они ис полону выдут,  и их отдавати прежним
их боя-ром, по первым крепостям, а тем людем, у кого их
в полон возмут, в холопство их не отдавати.            
   37. А которые полоняники, которых земель нибудь слу-
жилых иноземцов дети крестятся в православную християн-
скую веру, а государю в службу не пригодятся, и которые
службу государеву служили,  да от службы отставлены,  а
похотят кому в службу бита челом, и кабалу на себя дата
похотят, и тому на того новокращена взяти крепость, и в
книги записати.                                        
   38. А  кто  новокрещена  приимет к себе в службу,  и
крепость на него возмет,  а в приказе той  крепости  не
запишет,  а после фого тот новокрещен от него збежит, и
он по той незаписной крепости учнет на нем искать  сно-
су,  и тем крепостям не верить, и в сносе на тех новок-
рещенов суда никому не давать потому,  что та  крепость
взята не по государеву указу.                          
   39. А  будет  кто на ком ищет по кабалам заемных де-
нег,  или по записям за рост служить да сносов, и заим-
щики,  которые  учнут в ысцовых искех по кабалам,  и по
записям, и в                                           
сносе винитца, или в которых в ысцовых искех кого судом
обвинят,  и доправити будет исцовых исков на тех  людех
не мочно, и поруки и переводу по них в ысцовых искех не
будет, и тех ответчиков в ыскех исцом выдати головою до
искупу.                                                
   40. А за работу тем людем зачитать в окуп исцова ис-
ку мужскому полу по пяти рублев  на  год,  а  жонкам  и
срослым девкам против того вполы, а детем их, которые у
них будут болши десяти лет,  по два рубли за год, а ко-
торые  дети  у них будут недоросли менши десяти лет,  и
тем недорослям в окуп исцова иску  ничего  не  зачитать
потому,  что такие недоросли в таковы лета не работают.
А как такие люди у исцов своих иски их заработают спол-
на,  и их от тех исцов отпустить на волю.  А будет исцы
их помрут, а после их останутца дети, а они исков их до
тех мест сполна не заработают,  и им против того,  чего
они не заработают,  доживать тех умерших исцов у детей,
а как они от тех исцовых детей от-работаютца,  и их по-
тому же отпустить на волю.                             
   41. А которые всяких чинов люди в  голодное,  или  в
ыное какое время, не хотя холопей своих кормить, сошлют
их з двора, а отпускных им не дадут, и крепостей не вы-
дадут, а велят им кормится собою, порча их впредь себе,
и за тем тех их людей во двор иные никто не примет, что
у  них отпускных нет,  и в том на них от тех их холопей
челобитье будет, и по тому холопью челобитью ис Приказу
холопья суда судьям посылати по тех их бояр, которые их
з дворов сошлют,  и тех. их бояр роспращивати, прямо ли
они их з дворов от себя сослали. Да будет те их бояре в
роспросе скажут,  что они тех своих людей з  дворов  от
себя отпустили,  и впредь им до тех холопей дела нет, и
им к тем своим роспросным речам велеть руки  приложити.
А которые грамоте не умеют, и они бы в свое место к тем
роспросным речам велели руки приложити, кому они верят.
А  которые  к  тем роспросным речам рук прикладывати не
учнут упрямством своим, и им к тем роспросным речам ве-
леть руки приложити по неволе.  Да как они к роспросным
речам руки приложат, и в Холопье приказе тех их холопей
записав в книги,  дата им воля,  и отпускные им дати ис
Холопья приказу, и кому они с воли бьют челом в холопс-
тво,  тому они и холопи. А не роспрашивая про таких хо-
лопей тех людей,  на кого те холопи учнут  бити  челом,
воли им не давати.                                     
   42. А будет про тех холопей бояре их, на которых уч-
нут бити челом,  скажут,  что на них те их холопи  бьют
челом ложно, а они их з двора от себя не ссылали, и тех
холопей отдати тем их бояром,  и приказать тем их  боя-
ром, чтобы                                             
они их в голодное время кормили, а голодом не морили, и
за то Что они на них били челом, дурна над ними никако-
ва не учинили.                                         
   43. А будет кто в голодное время сам себя  з  женою,
или сына,  или дочь отдаст кому в работу за прокорм,  и
запись на себя в том даст, или в записи напишет на себя
и на детей своих заемныя денги, и по той записи жити им
у того, кому они в работу дадутся до тех мест, покамес-
та они окупятся или отработаются. А за работу Того дол-
гу зачитати им по указу, как о том писано выше сего.   
   44. А которые люди учнут у кого жити в дворех по за-
писям,  а в записи написано будет имя того одного, кому
запись будёт дана,  а жити им у Них  по  их  живот  или
урочныя лета,  а не доживут урочных лет, и на них взять
по записи заряд.  А жен и детей тех,  кому они на  себя
такия записи дадут,  в тех записях будет не написано, и
они по таким записям женам и детем тех,  кому они такия
записи на себя дадут, не крепки, и жить им по тем запи-
сям у тех людей,  кому они те записи на себя дадут,  по
их  живот,  а по смерти их женам их и детем до них дела
нет.                                                   
   45. А кто отец или мати отдаст кому  в  работу  сына
или Дочь на урочныя лета, и по тех своих детех ручаются
и дадут на себя записи за руками в том,  что тем их де-
тем от тех людей,  кому они их Отдадут,  не збежати,  и
никакова дурна не учинить, и в Холопье приказе те запи-
си в книгах будут записаны, или кто по ком в таком дво-
ровом житье ручается сторонней человек,  а те люди,  по
ком  они  ручаются,  не дожив урочных лет от тех людей,
кому они во двор будут даны,  збежат,  а после того  те
люди,  от кого они збежат,  их сыщут и к себе возмут, а
на порутчиках их учнут по  записям  искати  заряду  или
сносу,  а  порутчики скажут,  что те беглые люди от них
ничего не снесли,  а сыскать будет про то неким, и им в
сносе с порутчики учинить вера,  крестное целованье.  А
заряду по записи на тех порутчиках править не велеть, а
велеть тем людем, по ком они ручались, у тех людей, ко-
му они отданы в работу, доживать по записям урочные го-
ды.  А  которые жилые записи в Холопье приказе в книгах
будут не записаны, и по тем записям исцом отказывать.  
   46. А которые люди учнут искать на ком по записям, а
в  тех  записях  написано,  что они тех людей скупили в
долгех с правежу,  а тем людем жити у них, и у детей их
во дворе служити и женитися, и женясь по тому же служи-
ти во дворе, а с колко лет служить, того будет в записи
не  написано,  и тех людей по таким записям отдавать во
двор тем людем,                                        
кому они на себя такия жилые записи дали, потому что он
тое запись дал на себя из воли.                        
    47. А кто на холопа возьмет кабалу  отец  с  сыном,
или брат з братом или дядя с племянником вместе,  и уч-
нут на тех людех по тем кабалам холопства искати, и тем
исцом  по таким кабалам отказывати,  и таких людей,  на
кого они такия кабалы в суде положат,  от них свободити
на волю потому, что по государеву указу велено всем лю-
дем служилыя кабалы  имати  порознь,  а  дву  человеком
вместе отцу с сыном, и брату з братом, и дяде с племян-
ником на одного холопа кабал имати не велено.          
   48. А будет у кого на холопей такия служилыя  кабалы
взяты до сего государева указу, и им те кабалы приноси-
ти и холопей приводите на Москве в Холопей приказ,  а в
городёх  к воеводам и к приказным людем и к губным ста-
ростам в сьезжие избы, и на тех холопей имати новыя ка-
балы  по  сему государеву указу,  а старые кабалы у них
взяти в приказ, а воли по тем старым кабалам тем их хо-
лопем не давати.                                       
   49. А кто на ком учнет искати беглых людей, а ответ-
чик в. тех людех запрется, и скажет, что у него тех лю-
дей нет,  ив тех людех тот ответчик отцелуется, а после
того те люди объявятся у него,  а истец тех своих людей
у него вымет,  и таким ответчиком за то, что он накриве
крест поцеловал,  чинити указ против того, как написано
в суде о крестьянех выше сего.                         
   50. А будет которой ответчик про чюжого холопа в от-
вете скажет,  что у него тот чюжой холоп был, да збежал
до исцова челобитья,  и живет он в ыном городе,  и тому
ответчику того чюжаго беглого холопа велети  сыскивати,
и  для сыску дати ему поверстной срок по указу.  Да как
он того чюжаго холопа сыщет,  и ему поставити его в Хо-
лопье приказе,  а ис Холопья приказу того холопа отдати
тому, у кого на него крепость будет старее.            
   51. А которые ответчики в беглых в чюжих холопех  не
запрутся же,  а скажут, что от них тех люди збежали же,
а где они живут, того не ведают, и тем людем тех беглых
людей  сыскивати  же,  а сроку давати им впервые на два
месяца,  а в другой после дву месяцев на четыре месяца,
а будет в полгода не сыщет,  и им дати третей срок дру-
гую полгода.  А давати такия болшия сроки тем  ответчи-
ком,  которые  скажут беглых людей в далних городех.  А
будет кто и во все в три сроки беглых людей  не  поста-
вит, и на них взяти денгами по государеву указу за вся-
кого человека по пятидесят рублев и отдати исцу.  А бу-
дет ответчик того человека сыщет, и того               
человека отдати исцу,  а денги пятьдесят рублев взяв  у
исца, отдати ответчику.                                
   52. А  которые люди учнут у себя холопей держа та по
отцовским кабалам,  а отцы их померли,  и тех отцовских
людей  от  них отпущати на волю,  а с воли те люди кому
дадут на себя служилыя кабалы, тому они будут и холопи.
   53. А кто старинного своего холопа или рабу отпустит
на волю при себе, или по смерти его таких старинных хо-
лопей по его приказу отпустят прикащики его,  и  впредь
до тех людей детем его и братии и племянником дела нет.
   54. А кто у кого за холопа поимается и приведет того
холопа к роспросу в Холопей приказ, и после роспросу на
того холопа подаст челобитную о суде,  а тот, у кого он
за того холопа поимается,  учнет говорити,  что он тому
холопу в ответе не верит,  и учнет в том холопе сам от-
вечати,  и ему в том дата на волю, а холопу у суда быта
же.  А будет тот ответчик скажет, что холоп сам за себя
отвечает, и против исцовы исковой челобитной велети хо-
лопу отвечати и с суда,  прав ли или виноват будет, ве-
рити холопу, что ни станет в суде говорити.            
   55. А которые люди к кому приставя в беглых людех  и
в сносе подъписав челобитную, или приставную память, не
станут искати неделю,  или ответчики дав по себе поруку
к суду да не учнет отвечати неделю же,  и тем исцом или
ответчиком указ чинити по тому же, как о том писано вы-
ше сего в судной статье.                               
   56. А которые всяких чинов люди станут искати на хо-
лопей холопства, а кабалу положит на того холопа 120-го
году  за дьячею рукою и за подьячих справкою,  хотя тех
кабал и лсниг нет, или будет которыя кабалы у кого взя-
ты на холопей и старее того,  а те кабалы за дьячими же
руками и за подьяческими справками, а книг на те кабалы
нет же, и тем кабалам верить и людей по тем кабалам, на
чье имя те кабалы писаны, отдавать потому, что те каба-
лы  писаны  до тех мест,  как на Московском государстве
учинился блаженныя памяти великий государь царь и вели-
кий князь Михаиле Феодорович всеа Русии.               
   57. А которые люди учнут на ком искать беглых людей,
а сносу в те поры искать не учнет, а в ысковой челобит-
ной напишет, что он сносу учнет впредь искать доискався
холопства, и таким исцом после того в сносе суда не да-
вать.                                                  
   58. А которые люди будучи в городех по воеводствам и
по приказом,  возмут на кого служилые кабалы в  тех  же
городех, и те кабалы не в кабалы, потому что воеводам и
при                                                    
                                                       
казным людем, будучи в городех, ни на кого служилых ка-
бал и никаких крепостей имати не велено.               
   59. А будет кто на ком ищет холопства,  и после суда
тех спорных холопей давать на поруки з записми мимо ис-
ца и ответчика.  А будет по ком поруки не будет  и  тех
холопей до верше ния судного дела держать приставу.    
   60. А  которой  боярской человек или раба,  которому
исцу или ответчику крепчае,  и по суду доведется отдать
мужа,  а тот будет холоп женат,  отдать с ним и жена. А
будет доведется отдать кому по крепости жену,  а у  нея
есть муж, отдать за жонкою и мужа да с них же взять го-
ловные пошлины.                                        
   61. А в приданые давати и женам,  и детем,  и внуча-
том,  и  правнучатом  в  надел в духовных и в даных и в
рядных писа-ти полных и докладных и  купленых  людей  и
полонеников иных земель. И кому такие люди будут в при-
даные или в надел даны, и тем людем такие люди крепки и
женам их, и детем, и внучатом, и правнучатом, акабалных
людей в приданые не давать и в духовные,  и в рядные, и
в  даные  не писать.  А будет кто кому кабалного холопа
или рабу в приданые даст, или в духовную, или в рядную,
или  в даную напишет,  а таким кабалным холопем и рабам
давати волю.                                           
   62. А кто кому старинных своих  или  купленых  людей
даст в приданые за сестрою, или за дочерью, и судом бо-
жиим тоя его сестры или дочери не станет, а детей после
их  не  останется,  и тех умерших мужьем таких приданых
людей по рядным записям отдазата тем людем,  кто  их  в
приданые  даст,  хотя  будет  у кого приданые жонки или
девки замуж выданы,  а мужики поженилися,  и их  отдать
совсем по тому, по правилу святых апостол и святых отец
жены с мужем розводить не ведено,  где муж, тут и жена,
кому жена, тому и муж.                                 
   63. А  которые  люди отходя сего света напишут в ду-
ховной кабалных своих людей по своем животе жене и  де-
тем своим,  а те его кабалные люди у жены и у детей его
жить не похотят, и учнут по смерти бита челом в холопс-
тво кому иному,  и служилые кабалы на себя дадут,  и те
люди тому и крепки, кому они после смерти первого свое-
го боярина дадут на себя кабалы.  А духовным прежних их
бояр не верить,  потому что всяких чинов  людем  холопи
крепки  по  кабалам по смерть бояр своих,  а женам их и
детем те холопи по прежним кабалам некрепки,  и  отпус-
кать таких холопей после умерших на волю.              
   64. А  которые люди отходя сего света в духовную же-
не,  или детем своим в наделок людей своих  напишет  их
старин-                                                
выми, или иными какими крепостными,  а не кабалными,  и
та духовная будет свидетельствована,  а у свидетельства
та духовная будет не оспорена, а после того с кем в тех
людех, или с теми холопи умершаго у жены и у детей спор
учинится, а на старину крепостей опричь духовный на тех
холопей не положат, а холопи учнут сказывать, что они у
того,  кто их в духовной своей написал в  наделок  жене
своей или детем,  служили по кабалному холопству, и тех
холопей роспрашивати, где на них и в котором году каба-
лы иманы. Да будет те спорные холопи скажут про то, где
на них, и в котором, году кабалы взяты, и против тех их
речей  сыскати про них кабалными записными книгами.  Да
будет на тех спорных людей в кабалных  записных  книгах
кабалы  в  записке объявятца,  а иманы на них те кабалы
имянем того,  кто их в духовной напишет жене и детем, и
тех холопей того умершаго от жены и от детей свободити,
и дать им воля.  А Будет на тех людей в записных кабал-
ных книгах кабал в записке не объявитца,  и тех холопей
по духовной отдати тому,  кому они после умершаго в ду-
ховной его будут написаны.                             
   65. А  которые холопи после умерших своих бояр будут
отпущены на волю,  и с воли учнут приставливать умерших
своих бояр к женам и к детем в животах, в грабежах, для
того что они отпущены без животов,  и тем холопем в том
суда не давати.                                        
   66. А  которые боярские люди в прошлых во 141-м и во
142-м годех з бояры своими были  на  государеве  службе
под Смоленским, и на боех, и в загонех взяты были в по-
лон в Литву,  и ис полону вышли,  и тем боярским  людем
для полонского терпения дана воля,  и жены их отданы им
же,  а детем их, которые у кого в холопстве породилися,
и на которых их детей у кого есть кабалы и иные крепос-
ти,  велено быть во дворех в холопстве по  прежнему.  А
которые боярские люди ис под Смоленска,  и с ыных госу-
даревых служб от бояр своих збежали  в  казаки,  или  в
ыное какое воровство, и в воровстве взяты в полон, и ис
полону вышли,  и тем боярским людем велено быть во дво-
рех  у  прежних же своих бояр.  А которые боярские люди
бегали с службы, и служили у иных дворян и детей боярс-
ких,  и у всяких людей, и были в полону же, и тех холо-
пей велено отдавати прежним их бояром по старым крепос-
тям.  А  ныне  и впредь о таких хо-лопех указ чинить по
тому ж, как указано преже сего.                        
    67. А которые холопи или рабы збежав от кого  пост-
ригутца  или которые холопи в бегах станут в попы,  или
во дьяконы, а те люди, от кого они збежат, учнут за них
иматца, и                                              
похотят на них искати холопства и  сносу,  и  на  таких
бегглых людей бояром их в холопстве ив сносе давать суд
в Холопье приказе.  Да будет по суду и по сыску на. та-
ких  беглых людей холопства и сносу доищутца,  и на них
снос доправя,  отдати исцом, а их отослати к патриарху,
или  в  котором  городе  ко властем,  а патриарх и иные
власти учинят об них указ по правилом святых апостол  и
святых отец.                                           
   68. А будет такие беглые люди чернеческое платье или
скуфьи сами на себя положат, и сыщетца про то подлинно,
и с них по сыску чернеческое платье и скуфьи сняв,  от-
дать в холопство тем людем, от кого они збежат.        
   69. А которые литовские полоняники женаты в боярских
дворех  на руских крепостных и на старинных робах,  или
которые жонки или девки литовские полонянъки в боярских
дворех выданы замуж за крепостных,  или за кабалных хо-
лопей,  а в приводе те литовские полоняники и полонянки
перед бояры в роспросе сказалися, что они в Литву итти,
и у тех своих бояр,  где они поженилися на  русских,  и
полонянки, которые выданы замуж за русских, жить не хо-
тят,  и те литовские полоняники с женами с рускими жон-
ками, и полонянки с мужьями, с рускими людьми из боярс-
ких дворов и ото всяких чинов людей свобожены и  велено
жить им на воле,  где кто похочет.  А которые литовские
полоняники были у записки перед бояры,  а похотели жить
у  тех же,  у кого преже того жили,  и те отданы тем же
людем, кто у кого живет. А впредь толко те полоняники и
полонянки  учнут бита челом,  чтоб им дати воля,  и тех
литовских полоняников по тем запискам  велено  отдавати
тем же людем, у кого они жили. А ныне о таких литовских
полоняникех и о полонянках чинить указ против того  же,
как об них указано напередь сего.                      
   70. А  иноземцем  некрещеным  на  Москве и в городех
дер-жати у себя во дворех в работе иноземцев же  всяких
розных вер, а русским людем у иноземцев некрещенных, по
крепостям и доброволно в холопстве не быть,  для, того,
в прошлом во 136-м году ведомо учинилося, блаженныя па-
мяти великому государю царю и  великому  князю  Михаилу
Феодоровичю всеа Русии,  и отцу его государеву, блажен-
ныя памяти великому государю святейшему Филарету  Ники-
тичю, патриарху Московскому и всеа Русии, что на Москве
и в городех у иноверных у некрещеных  иноземцев  служат
православные  християне,  и тем православным християном
от иноверцов чинитца теснота и  осквернение,  и  многие
бес покаяния,  без отцов духовных помирают, и в великой
пост и в ыные посты мясо и всякой скором едят  неволею.
И блажен-                                              
ыя памяти великий государь царь и великий князь  Михаил
Феодоровичь всеа Русии,  и отец его государев блаженныя
же памяти великий государь,  святейший Филарет Никитичь
патриарх  Московский  и всеа Русии указали православных
християн у иноземцев некрещеных из дворов взять, и впе-
ред тем православным Христианом у иноверных, у некреще-
ных у иноземцев, во дворех быти не велели, чтоб в томх-
ристианским душам осквернения не было и бес покаяния не
помирали б.  И ныне по тому же у  иноземцев  некрещеных
русским людем во дворех не быть никоторыми делы.  А бу-
дет которые русские люди учнут у  некрещеных  иноземцев
во дворех служити по крепостям,  или доброволно,  и тех
сыскивая,  чинити им жестокое наказанье, чтоб им и иным
таким не повадно было так делати.                      
   71. А которые иноземцы розных вер некрещены живут на
Москве и в городех у иноземцев же некрещеных розных  же
вер  по купчим,  или полоняники,  и похотят те иноземцы
креститися в православную християнскую веру,  и учиут о
том бита челом государю, чтобы государь пожаловал велел
их,  взяв у тех иноземцов,  у кого они во дворех живут,
крестити  в  православную християнскую веру,  и по тому
челобитью тех иноземцов крестити в православную христи-
янскую веру, а окупу за них давать иноземцомпо пятинат-
цати рублев за человека, и платить те денги им собою. А
будет у иноземцов в купчих, как они их купили, написано
будет болши пятинатцати рублев,  и тем купчим не верить
потому, что в купчих деиги пишут с прибавкою.          
   72. А  в городех воеводам и всяким приказным людем и
губным старостам давать на холопей служилые  кабалы  за
своими  руками,  а не за печатьми.  И выбирати в губные
старосты, которые грамоте, умеют, а кто грамоте не уме-
ет,  и тех в губные старосты не выбирать. А будет в ко-
тором городе воевода или приказной человек  грамоте  не
умеет,  а губного старосты в том городе нет, и тем вое-
водам и приказным людем на холопей служилых кабал нико-
му не давать, а имать тех городов всяких чинов людем на
холопей служилые кабалы в ыных городех, в которых горо-
дех  будут  воеводы  и приказные люди,  которые грамоте
умеют и где будут губные старосты.                     
   73. Да и кабалныезаписные книги из городов присылати
к  Москве воеводам и приказным людем и губным старостам
за своими же руками, а не за печатьми ежегод. А которые
кабалные книги учнут присылать к Москве из городов вое-
воды и приказные люди и губные старосты за  своими  пе-
чатьми,  а  рук их у тех книг не будет,  и тем книгам и
каба-                                                  
лам,которые будут за печатьми,  а не за руками,  не ве-
рить,  а верить тем книгам и кабалам,  у которых  будут
воеводские и приказных людей и губных старост руки.    
   74. А  которые люди в Холопье приказе положат купчие
на татар,  и бьют челом, чтобы те купчие в Холопье при-
казе  записати в книги,  а татарове,  на кого имянем те
купчие написаны,  тех купчих не лживят,  и те купчие  в
книги  записати.  А  будет  в тех купчих учинится какой
спор,  и те купчие записывати, по сыску, будет доведет-
ся,  а будет по сыску те купчие нарядные, или писаны за
очи,  и тех купчих в Холопье приказе в книги не записы-
вати, а чинити по них указ, до чего доведется.         
   75. А  которые  люди положат в суде на одного холопа
две кабалы московские и в книги те обе кабалы записаны,
а в рожей и в приметы тот человек сойдется с книгами по
одной кабале,  а по другой не сойдется, и того спорного
человека отдати в холопи по той кабале, по которой он с
книгами в рожей и в приметы сойдется, хотя будет та ка-
бала  и  после тоя кабалы взята,  по которой кабале тот
холоп в приметы с книгами не сойдется.                 
   76. А впредь с нынешнего Уложения для  таких  споров
холопьи приметы описывати в кабалах имянно,  чтобы вся-
кой человек холопу своему приметы ведал,  а как холопьи
приметы  в кабалах будут описаны имянно,  и впредь ни у
кого таких споров о холопех не будет.                  
   77. А кто старинных своих,  или купленых людей напи-
шет  в духовной своей кому в наделок,  и духовная будет
свидетельствована и запечатана,  и те люди не хотя жити
у тех людей, кому они в духовной будут написаны, збежав
от них, дадут на себя служилые кабалы иному кому, и тех
старинных и купленых людей отдавати тем людем, кому они
в духовной написаны, а кому они после духовных дадут на
себя кабалы внов, и те кабалы не в кабалы.             
   78. А  которой холоп бьет челом кому в холопство,  и
служилую кабалу на себя напишет,  и тот,  кому он в хо-
лопство бьет челом,  приведет его с тою кабалою для за-
писки в Холопей приказ,  а иной в те же поры  учнет  на
того холопа бити челом,  что тот холоп наперед того ему
в холопство бил челом и служилую кабалу на себя ему да-
та хотел,  и он ему и жалованье дал, и таким челобитчи-
ком отказывати,  а давати на таких холопей  кабалы  тем
людем, кто их в приказ с кабалою приведет. А кто холопу
жалованье даст не взяв кабалы,  и он то сам от себя по-
терял, не взяв кабалы, не давай жалованья.             
   79. А кто истец, или ответчик в суде на холопа ника-
кой                                                    
крепости не положит, и ничего про крепости не скажет, а
после суда на того спорного холопа крепости объявит,  и
у  таких  людей  после суда к судным делам крепостей не
приимати,  а вершити те судные дела по тому, что в суде
положено.                                              

К титульной странице
Вперед
Назад
Реклама