С XIII в. это судопроизводство постепенно уступает мес-
то другому,  слагавшемуся в значительной мере под влия-
нием римского права и канонического.  Судебный поединок
как средство доказательства был отменен, вместо этого в
качестве доказательств выступали свидетели и документы.
Постепенно выработалась  новая  форма  судопроизводства
смешанного  характера.  Подготовка  к рассмотрению дела
(допрос свидетелей, осмотры и т.п.) производилась особо
уполномоченным  на то судьей непублично и письменно - в
виде составления протоколов.  Судебное следствие проис-
ходило  в  устной форме и публично.  В судопроизводство
проникает так называемая формальная теория  доказатель-
ств,  состоявшая, скорее, в подсчете доказательств, чем
в их оценке.  Так, один свидетель не считался достаточ-
ным;  были необходимы согласные показания двух свидете-
лей; показания некоторых лиц расценивались как половин-
ные  или даже в размере четверти нормального свидетель-
ского показания.  По уголовным делам суды стали перехо-
дить  к следственному (розыскному) процессу.  Уже в XII
в.  допускалось  применение  пытки.  Характерные  черты
следственного  процесса:  обширная  инициатива судебных
органов в возбуждении уголовного преследования и  расс-
ледования  дела  (собирание доказательств этими органа-
ми),  негласность судопроизводства, письменность, огра-
ничение процессуальных прав обвиняемого. Английское су-
допроизводство  являлось  состязательным  не  только  в
гражданских,  но и в уголовных делах.  6.Каролина Наи-
более известным правовым памятником, освещающим вопросы
уголовного права и процесса средневековья, является об-
щегерманское уголовное уложение 1532г.- так  называемая
Каролина.  Такое наименование это уложение получило по-
тому, что было издано в правление германского императо-
ра Карла V.  Ввиду партикуляристских стремлений отдель-
ных земель,  восстававших против издания общеимперского
законодательства,  в предисловии к Каролине было сказа-
но:  "Однако мы хотим при этом милостиво упомянуть, что
старые,  установившиеся  законные  и добрые обычаи кур-
фюрстов, князей и сословий ни в чем не должны потерпеть
умаления".  Таким образом, за каждой землей было сохра-
нено ее особое уголовное право,  Каролина  предназнача-
лась лишь для восполнения пробелов в местных законах.  
Основное содержание Каролины составляют правила уголов-
ного судопроизводства.  Уголовное право по объему стоит
на втором месте (ему посвящено более ста статей). Изло-
жены нормы права в достаточной мере ясно и  понятно.  В
отличие от позднейших кодексов Каролина не имеет систе-
матического деления на части или  главы.  Но  некоторые
группы статен объединены по сходству содержания особыми
подзаголовками.  Каролина предусматривает довольно мно-
гочисленный круг преступлений: государственные (измена,
мятеж,  нарушение земского мира и др.),  против религии
(богохульство,   колдовство  и  др.),  против  личности
(убийство,  отравление,  клевета и др.),  против нравс-
твенности  (кровосмешение,  изнасилование,  двоебрачие,
нарушение супружеской верности и др.), против собствен-
ности (поджог,  грабеж, воровство, присвоение), а также
некоторые другие виды преступных деяний. В Каролине по-
лучили более или менее точное определение не только от-
дельные преступления, но и некоторые общие понятия уго-
ловного права: покушение, соучастие (например, пособни-
чество),  неосторожность,  необходимая оборона и т.д. В
основу  наказаний,  предусмотренных Каролиной,  положен
принцип устрашения,  что в значительной  мере  является
реакцией  на  события  Крестьянской войны 1524-1525 гг.
Карательные меры Каролины отличаются жестокостью:  мно-
гие  преступления наказывались смертной казнью,  причем
виды казни были квалифицированы: колесование, четверто-
вание, закапывание живым в землю, утопление, сожжение и
пр.  Существенное место среди наказаний занимают телес-
ные.  Нередко  применялось  вырывание языка и отсечение
руки.  Смертная казнь и лишение членов тела  производи-
лись публично. При маловажных проступках практиковалось
лишение чести, причем осужденного выставляли к позорно-
му столбу или в ошейнике на публичное осмеяние. Обраща-
ет на себя внимание установление жестоких наказаний  за
посягательства  против  императорской  власти  и против
собственности.  Большая часть статей Каролины посвящена
вопросам судопроизводства. Каролина сохранила некоторые
черты обвинительного процесса.  Потерпевший или  другой
истец мог предъявить уголовный иск,  а обвиняемый - ос-
порить и доказать его несостоятельность. Сторонам дава-
лось право представлять документы и свидетельские пока-
зания, пользоваться услугами юристов. Если обвинение не
подтверждалось,  истец  должен  был  "возместить ущерб,
бесчестье и оплатить судебные издержки". В целом основ-
ной  формой рассмотрения уголовных дел в Каролине явля-
ется инквизиционный  процесс.  Обвинение  предъявлялось
судьей от лица государства "по долгу службы". Следствие
велось по инициативе суда и не было ограничено сроками.
Широко  осуществлялись средства физического воздействия
на подозреваемого, например допрос под пыткой. При этом
Каролина  подробно  регламентирует  условия  применения
пытки.  Чтобы улики были признаны достаточными для при-
менения допроса под пыткой, их должны были доказать два
"добрых" свидетеля.  Главное событие,  доказанное одним
свидетелем,  считалось полудоказательством.  Ряд статей
Каролины определяет  порядок  доказывания  преступления
истцом, если обвиняемый не сознавался. Большинство ста-
тей посвящено свидетелям  и  свидетельским  показаниям.
Окончательный  приговор следовало выносить на основании
собственного  признания  или  свидетельства  виновного.
Процесс делился на три стадии:  дознание, общее рассле-
дование и специальное расследование.  Дознание заключа-
лось в установлении факта совершения преступления и по-
дозреваемого в нем лица. Общее расследование состояло в
кратком допросе арестованного об обстоятельствах дела и
имело целью уточнить некоторые данные  о  преступлении.
Специальное  расследование,  основывавшееся  на  теории
формальных доказательств,  представляло собой подробный
допрос обвиняемого и свидетелей, сбор доказательств для
окончательного  изобличения  и  осуждения  преступника.
ГЛАВА 12 ВИЗАНТИЯ 
1.Государство В 395 г.                               
 Римская им-                                            
перия разделилась на Восточную и Западную.  На  востоке
возникло самостоятельное государство Византия. В 330 г.
император Константин провозгласил столицей Римского го-
сударства  город  Византии  на берегах Босфора.  Долгое
время этот город называли Новым Римом, а затем Констан-
тинополем.  В IV-VII вв.  в состав Византии входила вся
восточная часть Римской империи:  Балканский полуостров
с центром в Греции, Малая                              
Азия, острова Эгейского моря, Сирия, Палестина, Египет,
Крит,  Кипр II Т.Д.  Образовавшиеся в  Западной  Европе
варварские королевства (вплоть до возникновения империи
Карла Великого) признавали верховную власть  византийс-
кого императора.  Византия не подверглась, как Западная
Римская империя,  разрушению со стороны  варваров;  она
долго сохраняла свою сильную государственность.  Многие
черты поздней Римской империи  присутствовали  в  госу-
дарственной системе Византии.  Государственное управле-
ние было централизовано и сосредоточивалось  в  импера-
торском  дворце в Константинополе.  Сохранялась римская
система налогообложения. Армия также строилась по римс-
кому  образцу.  Император  (василевс) руководил внешней
политикой,  командовал армией,  был высшим судьей,  его
власть  считалась  божественной.  Его власть фактически
ограничивалась такими органами,  как сенат и  государс-
твенный  совет (консисторий),  но она не стала наследс-
твенной,  борьба за нее часто вела к мятежам и  войнам.
Христианское  вероучение  обосновывало божественный ха-
рактер  и  происхождение  императорской   монархической
власти.  Византийский император представлялся как глава
всего христианского мира.  В то же время церковь в зна-
чительной степени зависела от государства, от государс-
твенных императорских пожалований.  В противовес теории
восточной  деспотии  византийская  политическая  мысль,
следуя античной традиции,  выработала идею гражданского
общества  как политического сообщества сограждан и идею
непосредственного "народоправства",  т.е. участия граж-
дан  во всех сферах общественной жизни.  Греческая идея
таксиса (идеального общественного порядка) была воспри-
нята  в Византии в качестве идеи государства как иерар-
хически построенного объединения всех его членов,  каж-
дый из которых в соответствии со своим положением имеет
определенные права и обязанности.  Христианизация импе-
раторской  власти в Византии выработала представление о
государстве как наиболее приближенном к небесному идеа-
лу образце. Жесткий иерархический порядок, во главе ко-
торого стоит император,  земной отец  своих  подданных,
предусматривает  соответствующее место каждому согласно
его положению и  заслугам.  Обожествлялась  не  столько
личность  императора,  сколько  его место и положение в
государственной иерархии.                              
В VII-VIII вв.  менялась система управления провинциями
Византийской  империи.  Разделение  функций между граж-
данскими и военными властями уступило место новому  по-
рядку.  Во главе провинции был поставлен стратиг, глава
военного отряда (фемы),  который  обеспечивал  безопас-
ность данной территории и сбор налогов. Налоговые и су-
дебные органы были подчинены стратигу,  который  посте-
пенно  из  военачальника стал верховным правителем про-
винции,  подчинявшимся только императору. Термин "фема"
приобрел значение аналога понятия "провинция". Для уси-
ления контроля над ведомствами в начале  VIII  в.  была
введена  должность  сакеллария  -  чиновника с широкими
контрольными полномочиями. В ходе сложной борьбы в VIII
в.  императорам  удалось  подчинить  церковную иерархию
своей власти.  Важной задачей императоров было подчине-
ние и удержание в повиновении провинций-фем. С развити-
ем феодальных отношений в XI-XII вв.  происходит форми-
рование  крупного  частного землевладения,  усиливается
податный гнет крестьянства. Крестьяне отдавали (за дол-
ги)  или  продавали  свои  земельные  наделы  "динатам"
("сильным"),  передавали их в  собственность  господам,
сами оставаясь в качестве держателей (париков).  В Х-Х1
вв. был принят ряд законов, направленных на приостанов-
ление  процесса обнищания крестьян.  Им предоставлялось
право в рассрочку выкупать проданную или заложенную ими
землю.  Вместе с тем крестьянская община в порядке кру-
говой поруки была обязана выкупать брошенные крестьяна-
ми участки. Пустующие земли казна распродавала или сда-
вала в аренду. Между государством и феодалами шла борь-
ба за рабочие крестьянские руки. С середины XI в. быст-
ро растет условное землевладение.  Светская и  духовная
аристократия жаловалась правом собирать государственные
налоги с определенных территорий в свою пользу.  В  XII
в.  в пожаловании (пронии) стали раздаваться земли, на-
селенные свободными крестьянами.  Прения, возникшая как
условное землевладение, к концу XII в. начинает превра-
щаться в наследственную собственность. При Льве VI (ко-
нец IX - начало Х в.) была сформирована система чинов и
титулов,  что усиливало императорскую власть и упорядо-
чивало  структуры  государственной  бюрократии.  Однако
этим не удалось преодолеть засилья временщиков  и  кор-
рупции  в среде византийского чиновничества.  В 1204 г.
Константинополь захватили  крестоносцы.  Земли  Империи
были разделены между западноевропейскими рыцарями и ве-
не-                                                    
цианцами, на ее территории возник ряд "латинских" госу-
дарств и владений. В Малой Азии и на Балканах образова-
лись греческие государства, объявившие себя наследника-
ми Византии.  Захваченные  "латинянами"  земли  Империи
раздавались рыцарям или сдавались им в аренду. На зави-
симых крестьян налагались  повинности  и  разного  рода
сборы.  Многие  земли передавались прибывающим с Запада
колонистам.  Греческие налоговые  чиновники  (потарии),
предводители местных военных дружин вливались в аппарат
управления,  созданный завоевателями. В целом админист-
ративная  система управления основывалась на западноев-
ропейских институтах,  приспособленных  к  византийским
условиям.  При  этом сохранялся византийский придворный
церемониал, обряд коронования василевса патриархом. Од-
нако прежде неограниченная власть византийского импера-
тора резко сокращалась:  при вступлении на престол  ла-
тинский  император давал обязательства соблюдать согла-
шения со своими вассалами и их привилегии. Новая монар-
хия приобрела черты западноевропейской монархии периода
феодальной раздробленности. Одновременно с образованием
Латинской  Романии на востоке и западе Византийской им-
перии возникли независимые греческие  государства-  Ни-
кейская  и Трапезундская империи и Эпирское царство.   
2.Право                                                
       В Византии значительно дольше и более  глубоко,
чем на Западе,  сказывалось влияние римской юридической
традиции. В отличие от большинства государств средневе-
ковой  Европы в Византии сохранялось единое кодифициро-
ванное,  распространяющее свое действие на всю террито-
рию Империи законодательство.  Осуществленная императо-
ром Юстинианом в VI в. кодификация римского права (cor-
pus juris civilis) заложила основу для длительного раз-
вития византийского права и оказала влияние на последу-
ющее развитие европейских правовых систем.  Корпус сос-
тоял из четырех частей:  кодекса, содержавшего основные
установления действующего римского права,  дигест - об-
ширного собрания правовых положений и  казусов,  заимс-
твованных у римских юристов, институций- краткого руко-
водства по вопросам правоприменения и юридической  тех-
ники и новелл - новых правовых актов, изданных Юстиниа-
ном.  Дальнейшая разработка системы византийского права
осуществлялась на основе этой фундаментальной кодифика-
ции.                                                   
Еще до законов Юстиниана,  в 438 г. вышел первый офици-
альный  свод-  кодекс Феодосия,  который включал нормы,
изданные византийскими императорами начиная с  Констан-
тина.  В 726 г.  был издан краткий свод законов на гре-
ческом языке - Эклога,  в 872 г.  - Прохирон. Несколько
позднее вышли многотомные Василики.  Многочисленные им-
ператорские новеллы (отдельные нормативные акты)  изда-
вались в течение всего периода существования Византийс-
кой империи. Наряду с официальным изданием правовых ак-
тов  издавалось  также большое число частных компиляций
законов,  указателей и справочников по юридическим воп-
росам.  Источники античного римского права в значитель-
ном количестве содержались в дигестах (втором томе Сво-
да  Юстиниана).  Огромное  число  юридических  казусов,
включенных в этот  том,  предназначалось  для  обучения
правоведов. При составлении нормативных сводов (из норм
римского  права)  допускалась  редакционная  обработка:
объединение сходных "конституций", вставки, сокращения,
перераспределение правового материала.  Развитие визан-
тийского  права характеризовалось постоянной тенденцией
к систематизации материала.  Во многих сводах (дигестах
и  кодексе  Юстиниана,  кодексе Феодосия) распределение
нормативных актов  осуществлялось  по  систематическому
принципу  в  сочетании  с принципом хронологическим.  В
многочисленных неофициальных  сочинениях  публиковались
перечни и типовые формы договоров,  исков, исковых сро-
ков и т.п. Частные (неофициальные) юридические сборники
часто объединяли по систематическому принципу разнород-
ные законодательные своды и  отдельные  правовые  акты,
например Эклогу с Прохироном,  Прохирон и Земледельчес-
кий закон и т.п. При этом все акты снабжались подробны-
ми комментариями (схолиями).  В 691-692 гг.  Вселенский
Трульский собор ввел в действие официальный корпус  ис-
точников канонического права, который считался исчерпы-
вающим, дальнейшее расширение его запрещалось. В 726 г.
издается самый крупный (после корпуса Юстиниана) офици-
альный законодательный свод  -  Эклога.  Предполагалось
создать сокращенную выборку законов из институций,  ди-
гест, кодекса и новелл - "конституций" Юстиниана с вне-
сенными  в них исправлениями "в духе большего человеко-
любия".                                                
Наиболее значительно изменилось  процессуальное  право:
провозглашался принцип равенства всех граждан перед су-
дом, освобождались от судебных пошлин лица, участвующие
в судебных тяжбах, и т.д. Весь свод делился на 18 титу-
лов, охватывающих различные вопросы брачного и семейно-
го права,  наследственного права, опеки и попечительст-
ва. Регламентировались договоры дарения, купли-продажи,
займа,  найма. В Эклоге давался перечень наказаний, на-
лагаемых за совершенные  преступления,  регламентирова-
лось правовое положение рабов,  свидетелей, участвующих
в процессе, и должностных лиц (их имущественные отноше-
ния).  В перечень преступлений,  содержащийся в Эклоге,
входили:  нарушения святости алтаря и церковного убежи-
ща,  вероотступничество, клятвопреступление, разграбле-
ние могил,  подделка денег,  хищения,  прелюбодеяние  и
т.д.   Предусматривались   следующие  наказания:  битье
плетьми и палками,  урезание носа и языка,  ослепление,
отсечение  конечностей,  выжигание  волос и пр.  В ряде
случаев Эклога предусматривала замену денежных штрафов,
даже установленных кодексом Юстиниана,  телесными нака-
заниями,  широко используя  принцип  талиона.  Смертная
казнь  устанавливалась за наиболее тяжкие преступления:
кровосмешение,  умышленный пожог,  отравление, колдовс-
тво,  убийство,  гомосексуализм,  разбой и т.д. В сфере
гражданского и семейного права Эклога развивала некото-
рые основные тенденции,  заложенные еще законодательст-
вом Юстиниана.  Такая форма, как обручение, стало в Эк-
логе юридическим соглашением, являющимся подготовитель-
ным этапом к заключению брака.  Расторжение этого дого-
вора  без  уважительных причин влекло уплату неустойки.
Брак,  по Эклоге,  представляет собой союз мужа и жены,
пользующихся равными имущественными правами. Браки меж-
ду  близкими  родственниками  запрещались.  Сокращалось
также число законных поводов к разводу.  В Эклоге уточ-
нялись формы заключаемых  договоров  (дарения,  завеща-
ния),  юридический  порядок  привлечения наследников по
закону, вопросы опеки и попечительства и др. В середине
VIII в. появилось приложение к Эклоге, которое включало
некоторые вопросы, не нашедшие отражения в основной Эк-
логе,  в частности такие составы, как преступления про-
тив личности                                           
и преступления против веры.  По сравнению с  трактовкой
этих  преступлений,  содержащейся  в дигестах и кодексе
Юстиниана, авторы приложения усилили ответственность за
преступления против веры,  направляя основные репрессии
против еретиков (манихеев и монтанистов).  В приложение
к Эклоге были включены также четыре самостоятельных за-
кона- земледельческий, военный, морской и Моисеев. Зем-
ледельческий закон представлял собой свод норм,  регла-
ментирующих жизнь сельской общины.  Закон являлся част-
ной (но признанной государством) компиляцией,  сочетаю-
щей обычные нормы "варварского"  права  с  действующими
нормами римско-византийского права,  заимствованного из
законодательства Юстиниана.  Морской закон был  частной
компиляцией  норм обычного морского права,  а военный -
сводом уголовно-правовых норм, относящихся к правонару-
шениям,   совершенным  военнослужащими.  Моисеев  закон
включал в себя морально-религиозные предписания и  нор-
мы, заимствованные из Ветхого Завета. Составители расс-
матривали эти нормы в качестве юридических, применяемых
на практике. Эклога, приложение к Эклоге, земледельчес-
кий, морской, военный и Моисеев законы составили единый
корпус  светского права Византии,  нормы которого дейс-
твовали в течение VIII-IX вв.  вплоть до появления  об-
новленного законодательства императоров македонской ди-
настии. Юристами эпохи императоров македонской династии
(начало которой восходит к 867 г.) была разработана ши-
рокая программа "очищения древних законов", заключавша-
яся  в пересмотре и классификации всего писаного право-
вого наследия (прежде всего corpus juris civilis  Юсти-
ниана)  с точки зрения его применения в новых условиях,
отмене устаревших актов и устранении имеющихся противо-
речий,  а также замене латинской юридической терминоло-
гии греческой. Результатом этой реформы стал новый юри-
дический свод- Василики, состоящий из 8 томов в 60 кни-
гах.  За основу свода был взят юстинианов corpus  juris
civilis в его греческой интерпретации.  Структурно свод
включал: общие теоретические принципы права, каноничес-
кое  право,  государственное  право,  организацию суда,
процессуальное право,  исковое право,  частное право (в
основу положена Эклога), военное право, сервитута, уго-
ловное право (соответствующее Эклоге).                 
В 872 г.  появился еще один юридический памятник - Про-
хирон,  имевший целью изложить законы в виде, доступном
для понимания людей, "значительно" упрощающий юридичес-
кий язык и почти свободный от прежде сильного,  церков-
ного влияния. В 40 титулах Прохирона содержались нормы,
регламентирующие брачные отношения (в частности,  поря-
док распоряжения  приданым),  нормы  наследственного  и
обязательственного  права,  уголовно-правовые нормы.  В
дополнение к Василикам император Лев VI в 908 г.  издал
сборник новелл, которые регулировали широкий круг отно-
шений в области церковного, семейного, наследственного,
обязательственного, уголовного и процессуального права.
Законотворческая деятельность  императоров  македонской
династии завершает период наиболее творческого развития
византийского права. В дальнейшем это развитие заключа-
лось в простом приспособлении права к повседневным нуж-
дам,  вновь усилились элементы христианизации.  В  этот
период  наиболее  заметным  явлением в области судебных
реформ  стало  введение  императором  Андроником  II  в
1296г.  института "вселенских судей", избираемых из ар-
хиереев и членов синклита (церковных иерархов), которым
предоставлялось  право выносить решения "по любым делам
и обо всех лицах без исключения" невзирая на их положе-
ние и статус. Были провозглашены основополагающие прин-
ципы суда- равенство всех перед законом, компетентность
судей. Судьи избирались императором, им торжественно (в
процессе богослужения в храме св.  Софии)  передавались
Евангелие  и меч,  они же наделялись поместьями.  Судьи
давали клятву в том,  что они будут судить неподкупно и
нелицеприятно.  Институт  "вселенских судей" учреждался
совместно церковной и императорской  властями  в  соот-
ветствии  с теорией "симфонии",  т.е.  сочетания власти
церковной и светской в одном органе. Институт "вселенс-
ких судей" просуществовал недолго.  Чужеземные завоева-
ния и распад  Византийской  империи  прервали  правовую
традицию,  которую,  восприняв от Рима, долго сохраняла
Византийская монархия.                                 
ГЛАВА 13 КИТАЙ 
 1.Государство                                           
 Во II в.  н.э. в резуль-                               
тате  внутренних  противоречий  пала одна из величайших
мировых держав древности - Ханьская  империя.  Народные
восстания, в первую очередь восстание "Желтых повязок",
разрушили старую систему органов власти и, хотя восста-
ния были подавлены, восстановить прежний порядок управ-
ления  было  невозможно.  Начальники  правительственных
войск,  претендовавшие  на верховную власть в государс-
тве, развязали междоусобную войну. На территории бывшей
Ханьской империи образовались три самостоятельных царс-
тва: Вэй, У, Шу. Длительные войны между этими царствами
закончились победой северного царства Вэй. Во всех трех
царствах утвердилась власть новой императорской  динас-
тии Цзинь. Распад Ханьской империи нанес удар по устоям
рабовладельческого общества. Начинается время утвержде-
ния  феодальных отношений,  в рамках которых продолжало
существовать рабство,  не уничтоженное до конца.  В 280
г.  император  Сыма Янь издал указ,  изменяющий систему
землепользования.  В соответствии с указом каждый  тру-
доспособный  земледелец (мужчина или женщина в возрасте
от 16 до 60 лет) имел право на полный  надел  земли,  с
которого  2/5  собранного урожая шло в пользу государс-
тва, остальное пользователь земли оставлял себе. Лица в
возрасте  от 13 до 15 лет и от 61 до 65 лет могли поль-
зоваться лишь половиной надела. Дети и старики не имели
земельных наделов и не платили податей.  Податное насе-
ление помимо указанного взноса  платило  налог  в  виде
шелковой ткани и шелковой ваты и, кроме того, отрабаты-
вало на казенных работах до 20 дней  в  году.  С  целью
привлечения  на  службу образованных людей чиновникам в
качестве вознаграждения давались земельные наделы, раз-
меры  которых зависели от ранга и занимаемой должности.
Государство стремилось увеличить количество принадлежа-
щей ему земли и зависимых от него земледельцев.  Борьба
между государством и крупными землевладельцами, а также
народные  волнения ослабляли государственную власть.  В
конце III в.  в Северный Китай вторглись гунны, а затем
и  другие.  ппрменя-  кочевавшие вдоль границ китайской
империи. Население                                     
по коренных северных районов перебиралось на  юг.  При-
шельцы с севера теснили местных жителей,  зачастую зах-
ватывая их земли.  В то же время между  представителями
господствующих  слоев  разгорелась борьба за землю,  за
закрепощение крестьян,  в результате которой  образова-
лись крупные землевладения. Государственная власть была
слаба и не могла противостоять этому. Поглощенный борь-
бой за землю двор не предпринимал попыток вернуть заво-
еванные северные земли.  Попытки отдельных  полководцев
осуществить походы на север не получили поддержки. Меж-
ду тем на территории Северного Китая установилось  гос-
подство племени тоба и утвердилась власть тобийской ди-
настии Северных Вэй.  С воцарением этой династии  войны
прекратились,  и  в  Северном  Китае стала налаживаться
мирная жизнь.  Здесь также начиналась борьба за  землю,
за крестьян. В 485 г. был издан императорский указ, ус-
тановивший надельную систему землепользования.  Утверж-
далась   государственная   собственность  на  землю,  и
крестьяне, свободные от власти отдельных феодалов, были
держателями  государственных  наделов.  Указ  определял
размер участка и обязанности держателей. Закрепляя вер-
ховенство государственной собственности на землю,  указ
не препятствовал образованию крупных землевладений фео-
дальной знати. Органы власти и управления формировались
по древнекитайскому образцу. Китайские чиновники играли
важную  роль в управлении государством.  Китайский язык
стал  государственным,  тобийцы  восприняли   китайскую
культуру  и религию.  В государстве Северных Вэй сложи-
лась раннефеодальная централизованная монархия. Во вто-
рой половине VI в. Север и Юг Китая были объединены под
верховенством династии Суй.  Первые представители  этой
династии стремились к установлению единодержавия.  Уси-
ление центральной власти сопровождалось дальнейшим зак-
репощением земледельцев и наступлением на древние дере-
венские организации.  Разосланные  на  места  чиновники
провели учет населения и выявили крестьян, не внесенных
ранее в податные списки.  Был уменьшен  размер  надела,
налог,  напротив,  возрос,  увеличилась трудовая повин-
ность.  Такая политика стала причиной повсеместных  на-
родных  восстаний.  Крупные  феодальные землевладельцы,
получившие жалованные и служебные земли, были также не-
довольны политикой правительства. Кроме того, их пугала
неспособность правительства подавить крестьянские восс-
тания,  прокатившиеся по стране.  Воспользовавшись неу-
дачным корейским походом,  феодалы подняли мятеж. Смута
и  борьба  за  власть привела на престол новую правящую
династию -                                             
Тан. Чтобы прекратить народные волнения,  новый импера-
тор издал ряд указов, направленных на улучшение положе-
ния крестьян: была ликвидирована податная задолженность
за  прошлые годы,  ограничивались сроки государственной
барщины,  освобождались проданные в рабство  крестьяне,
феодалам  запрещалось  убивать крестьян.  Представители
Танской династии стремились ограничить крупное  землев-
ладение, увеличивая государственное землевладение и ко-
личество государственных податных крестьян.  В  624  г.
был издан декрет,  устанавливающий льготные условия для
крестьян. Согласно этому декрету каждый взрослый мужчи-
на имел право на садовоогородный надел, являющийся веч-
ным владением семьи, и на пахотный надел, бывший держа-
нием на время трудоспособности.  Престарелые, женщины и
подростки получали небольшие наделы.  Землю могли полу-
чить также государственные рабы. Пахотные наделы подле-
жали перераспределению ежегодно в каждом десятом  меся-
це.  Земли,  находящиеся в вечном владении,  могли быть
предметом сделок,  пахотные земли продавать и  заклады-
вать разрешалось в исключительных случаях. В пользу го-
сударства земледельцы были обязаны вносить  продуктовую
ренту-налог и отрабатывать на государственных землях 20
дней в году.  Крестьяне, бывшие основной производитель-
ной  силой  в  государстве,  оказались прикрепленными к
земле и являлись не только экономически, но и лично за-
висимыми. В первые годы правления Танской империи круп-
ных родовых владений феодалов было не так много, их об-
рабатывали  зависимые от хозяина крестьяне и иногда ра-
бы.  Служебные наделы  чиновников,  предоставляемые  им
только  на время службы,  обрабатывались,  как правило,
государственными надельными крестьянами. Во время прав-
ления  Танской  династии  было создано довольно сильное
централизованное государство с хорошо налаженным бюрок-
ратическим  аппаратом  управления.  Общественный  строй
Танской империи. С развитием феодальных отношений насе-
ление  Китая  было организовано в сложную иерархическую
систему.  Все жители Империи были вассалами единого сю-
зерена- императора, который олицетворял собой государс-
тво.  Высшую группу господствующего  класса  составляла
наследственная  аристократия,  обладавшая значительными
экономическими и социальными привилегиями. Представите-
ли знати делились на группы в соответствии с категорией
феодальных титулов. Каждому титулу соответствовал опре-
деленный размер земельного владения.                   
Многочисленные чиновники  делились  на  девять  рангов.
Каждому рангу соответствовала оплата в виде  определен-
ного земельного владения или жалованья.  Продвижение по
бюрократической лестнице было возможно при условии сда-
чи государственных экзаменов. Самый многочисленный слой
населения - крестьянство - также не был единым. Большая
часть крестьян принадлежала к "доброму народу",  в обя-
занности которого входили обработка земли и своевремен-
ное  исполнение всех повинностей.  Большинство "доброго
народа" составляли бедняки.  Особое положение  занимали
сельские старосты,  главы родов,  богатые крестьяне.  К
"доброму народу" причислялись и повинности. В некоторых
случаях  они могли быть наделены половинными земельными
наделами.  В самом низу социальной  лестницы  находился
"дешевый народ" -держатели земли у частных лиц,  слуги,
рабы. Каждая социальная группа вела образ жизни, прису-
щий только ей,  строго соблюдая правила поведения,  ис-
пользуя определенный  тип  одежды,  украшений,  жилища.
Запрещалось,  минуя  близлежащую ступень,  обращаться к
людям,  стоящим выше. Несмотря на препоны, существовав-
шие между многочисленными социальными группами,  перед-
вижение по иерархической лестнице не исключалось. Госу-
дарственный строй.  Верховная власть в государстве при-
надлежала императору,  который обладал  неограниченными
правами и должен был править на основе традиций и зако-
нов. Императора называли Сыном неба. Его ближайшими по-
мощниками являлись два цзайсяна. Эти должности занимали
члены императорского дома  лли  влиятельные  сановники.
Часто  именно они фактически решали государственные де-
ла. Управление страной осуществлялось через три ведомс-
тва- палаты: одна палата ведала органами исполнительной
власти,  две другие готовили и обнародовали императорс-
кие указы, организовывали торжественные церемонии. Дея-
тельностью каждой палаты руководили начальник и два его
помощника:  правый  и левый.  Первой палате подчинялись
шесть ведомств,  делившихся на две группы. К первой от-
носились:  ведомство чинов,  занимавшееся назначением и
увольнением чиновников;  ведомство обрядов, наблюдавшее
за соблюдением обрядов,  этикета,  нравственностью; ве-
домство финансов,  осуществлявшее учет податных,  зани-
мавшееся обложением и сбором налогов.  Ко второй группе
ведомств относились военное ведомство, занимавшееся ор-
ганизацией  военного дела в Империи;  ведомство наказа-
ний,  которому подчинялись суды и тюрьмы; ведомство ра-
бот, осуществлявшее организацию трудовой повинности по-
датных.                                                
При императорском дворце находились особые  управления,
обслуживающие императорскую особу, дворцовое имущество.
Важное место среди государственных учреждений  занимала
палата инспекторов, в задачу которой входило наблюдение
за центральным и местным аппаратом.  Деятельность этого
органа  способствовала  централизации  государственного
аппарата.  Империя была поделена на провинции,  округи,
уезды.  На каждом из этих уровней была своя организация
чиновников, назначаемых и смещаемых центром. Более мел-
кой,  чем уезды,  единицей были деревни,  возглавляемые
старостами,  а самой мелкой - объединение  четырех-пяти
дворов. Создание таких единиц способствовало разрушению
родовых связей,  которые в деревне были еще сильны. За-
мещение государственных должностей строилось по системе
государственных экзаменов.                             
  2. Право                                                
По приказу импе-                                      
ратора  Ли Ши-мина началось создание свода законов уго-
ловного права,  завершившееся после его смерти.  Список
преступлений был огромен: хождение ночью по улице, раз-
жигание ночью огня,  быстрая езда по городу и т.д. Нап-
ример,  хозяин  за убийство провинившегося раба наказы-
вался 100 ударами палкой,  а раб за неосторожное убийс-
тво господина подвергался смертной казни.  Под влиянием
конфуцианства был запрещен древний обычай физически ка-
лечить  преступника.  Правление  императора Сюаньцзуана
(713-765) явилось временем расцвета Танской империи. Но
развитие феодальных отношений привело во второй полови-
не VIII в.  к кризису государства.  Традиция,  согласно
которой  верховная  собственность на землю принадлежала
государству, существование социальной иерархии и систе-
мы надзора не смогли противостоять стремлениям феодалов
создать крупные  землевладения.  Укрепив  экономические
позиции,  феодалы  стали  претендовать  на политическое
господство в стране. На местах получили распространение
сепаратистские  настроения.  Государство,  ведя  с ними
борьбу,  а также пытаясь пресечь стремления феодалов  к
политическому господству,  передало военным часть функ-
ций и прав гражданских чинов. В результате этого в про-
винциях  создалось  по сути дела двоевластие,  при этом
более влиятельными оказались военные наместники. Сокра-
щение  государственных  земель и уменьшение численности
податных крестьян опустошило казну. Все попытки импера-
торской                                                
власти ограничить  рост  крупного землевладения не дали
особых результатов. Захват земель и крестьян продолжал-
ся.  Государственные  средства сокращались и следствием
этого стали потери Империей завоеванных ранее  террито-
рий.  Власть  перешла к владельцам феодальных поместий.
Вместо надельной системы был введен новый порядок нало-
гообложения.  Все  владельцы земли были поделены на де-
вять разрядов в  зависимости  от  количества  имеющейся
земли. Все прежние повинности заменялись единым налогом
с земли,  взимаемым независимо от возраста и  трудоспо-
собности облагаемых лиц. Налоги взимались дважды в год:
летом и осенью.  В результате  реформы  налогообложению
подвергались не только государственные крестьяне,  но и
держатели земель от частных лиц.  Данная реформа офици-
ально  признала  земельные владения феодалов.  Крушение
надельной системы привело к ухудшению положения кресть-
ян, разорению крестьянских хозяйств, что вызвало много-
численные народные волнения.  Политическая власть импе-
ратора  пошатнулась.  В  то же время военные наместники
добились наследственного права на  титулы  и  владения.
Они,  лишь номинально подчиняясь императору,  проводили
совершенно самостоятельную политику.  В Китае  наступил
период  феодальной раздробленности.  В начале Х в.  был
низложен последний император династии Тан. Даже в пери-
од  феодальной раздробленности китайское государство до
некоторой степени сохраняло свое единство. Это объясня-
лось  следующими обстоятельствами:  существовали тесные
экономические связи внутри государства,  большое значе-
ние  для поддержания жизнедеятельности имели обществен-
ные работы на значительных  территориях,  периодические
народные волнения, постоянная угроза набегов со стороны
кочевников требовали объединения усилий.  Во второй по-
ловине Х в. была восстановлена общеимперская политичес-
кая власть.  Новой правящей  династией  стала  династия
Сун. С целью централизации власти была упразднена преж-
няя административная система, которая обеспечивала гос-
подство военных наместников.  Вновь образованные районы
подчинялись императору. Чтобы ограничить власть местных
чиновников,  были  созданы параллельные органы управле-
ния.  Из центра в округа и уезды назначались начальники
на постоянную работу.  Кроме того,  практиковалось вре-
менное направление чиновников из столицы  в  провинции.
Идеологической  опорой феодальной монархии служило кон-
фуцианство.                                            
В XIII в.  Китай был завоеван  монгольскими  феодалами,
чье господство сохранялось до середины XIV в. В 1351 г.
весь Китай был охвачен народным движением, направленным
против монгольского ига. Китай вновь стал свободным. На
престол взошла династия Мин.  Общественный и  государс-
твенный  строй  Минской империи точно копировали старое
феодальное государство: то же деление населения на ран-
ги и классы,  препятствующее образованию сословий,  тот
же  бюрократический  аппарат  управления.  Вся  полнота
власти  была сосредоточена в руках императора.  Полити-
ческое развитие Китая в XIVXV вв. способствовало укреп-
лению феодальных порядков. В XVI-XVII вв. в Китае начи-
нается кризис феодальных отношений и переход  к  новому
историческому  периоду в истории государства.          
 ГЛАВА 14 АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ
 1. Возникновение Халифата                              
   ВVIIв.у арабских племен,центром расселения которых являл 
 ся Аравийский полуостров,началось разложение родоплемен-
ных отношений. Усилилась имущественная, а затем и соци-
альная дифференциация.  Шейхи (главы  племен)  и  сайды
(племенные  старейшины) захватили лучшие земли оазисов.
В их собственность перешло  большое  количество  скота.
Появились  рабы.  Право занимать общественные должности
стало наследственной привилегией наиболее  богатых  се-
мей. Разложение родоплеменных отношений особенно далеко
зашло в Хиджасе (районе побережья Красного моря). Здесь
вокруг  оазисов  концентрировались полуоседлые племена,
занимавшиеся не только скотоводством, но и земледелием.
В этом районе находились торговоремесленные города Мек-
ка, Ясриб, через которые пролегал оживленный караванный
путь  с  юга  на север.  В городах доминировали богатые
купцы-ростовщики.  Обособившись   в   привилегированную
группу, они тем не менее не порывали родственных связей
с определенными племенами и их знатью.  В этих  районах
проживало большое количество обездоленных бедуинов. Ру-
шились вековые связи, узы и традиции взаимопомощи, свя-
зывавшие соплеменников. Бедствием для простых людей бы-
ла усилившаяся межплеменная рознь. Постоянные вза-     
имные военные набеги сопровождались убийствами,  угоном
людей и скота.  Так  в  обстановке  глубокого  социаль-
но-экономического  кризиса  рождалось новое (классовое)
общество. И как это имело место у других народов, идео-
логия  общественного движения,  объективно выступавшего
за новый строй,  приобрела религиозную форму. Возникно-
вение новой религии - ислама связано с именем Мухаммеда
(ок.  570-632). Мухаммед провозглашал необходимость но-
вого порядка, исключавшего межплеменную рознь. Все ара-
бы вне зависимости от своего  племенного  происхождения
призваны  были  составить единую народность.  Их главой
должен был стать пророкпосланник бога на земле". Единс-
твенными  условиями  вступления в эту общность являлись
признание новой религии и строгое выполнение ее предпи-
саний.  Новые  идеи  нашли ревностных сторонников среди
бедняков. Они приняли ислам, так как давно потеряли ве-
ру  в могущество племенных божков,  не защитивших их от
бедствий и разорении. Первоначально движение носило на-
родный характер,  что отпугнуло богатых, но это продол-
жалось недолго.  Действия приверженцев  ислама  убедило
знать в том,  что новая религия не угрожает их коренным
интересам.  Вскоре представители родоплеменных и торго-
вых  верхов вошли в состав правящей элиты мусульман.  К
этому времени (20-30 гг. VII в.) было завершено Органи-
зационное  оформление мусульманской религиозной общины,
возглавляемой Мухаммедом.  Созданные ею военные  отряды
вели  борьбу за объединение страны под знаменем ислама.
Деятельность этой военно-религиозной организации посте-
пенно приобрела политический характер.  Возникшее госу-
дарство решало одну из важнейших задач,  стоявшую перед
страной,  - преодоление племенного сепаратизма. К сере-
дине VII в. объединение Аравии было в основном заверше-
но.                                                    

К титульной странице
Вперед
Назад
Реклама