1) Всякое арестованное лицо имело право лично или через
своих  представителей обратиться в один из высших судов
Англии (верховный суд канцлера,  суд казначейства,  суд
королевской  скамьи и др.) с требованием выдачи предпи-
сания - Habeas corpus.  Отказ в выдаче приказа влек  за
собой  штраф  в размере 500 ф.с.  в пользу потерпевшего
(ст. ПI,Х). 2) По получению приказа Habeas corpus долж-
ностное лицо (шериф, тюремщик или надзиратель), в веде-
нии которого находился  арестованный,  было  обязано  в
трехдневный  срок доставить его к судьям выдавшим пред-
писание (ст.  II).  В противном случае должностное лицо
каралось на 1 раз крупным штрафом (100 ф.с.), на второй
отстранением от должности, штрафом 200 ф.с.. 3) В тече-
нии  двух последующих дней суд,  к которому доставлялся
заключенный проверял основание ареста и выносил решение
о целесообразности задержание до суда, который рассмат-
ривал дело по существу. Судья мог освободить арестован-
ного  под  поручительство и денежный залог до вынесения
приговора (ст.  III). 4) Лицо, освобожденное по приказу
Habeas  corpus,  нельзя было вновь арестовывать до суда
за то же преступление (ст.  VI). Действие чкта не расп-
ространялось  на лиц,  арестованных "за государственную
измену или тяжкое уголовное преступление" (ст.Ш). Кроме
этого  парламент  сохранил за собой право приостанавли-
вать действие данного закона.  В целом, несмотря на ог-
раничения,  "Habaes  corpus  act" давал ряд юридических
гарантий неприкосновенности личности.  "Славная револю-
ция" и ее последствия.  После смерти Карла II в 1685 г.
английский престол занял его брат Яков II  (1685-1688).
Стремление  Якова  II восстановить абсолютизм и вернуть
Англию в лоно католицизма вызвали недовольство не толь-
ко вигов,  но и тори. Обе политические группировки объ-
единились и в 1688г.  совершили государственный перево-
рот.  На  престол "для защиты протестантизма и свободы"
был возведен Вильгельм Оранский (муж дочери Якова II  -
Марии).  Этот  переворот  получил  в  истории  название
"Славной революции" ввиду его  относительно  мирного  и
бескровного характера.  После переворота парламент при-
нял ряд  законодательных  актов,  оформивших  в  Англии
конституционную монархию.  Первым конституционным зако-
ном Англии рассматриваемого  периода  явился  "Билль  о
правах" 1689 г., который существенно огра-             
ничивал королевскую власть в пользу парламента. Его ос-
новные положения состояли в следующем: 1) Провозглашал-
ся принцип верховенства парламента. Королю без согласия
парламента запрещалось приостанавливать действие  зако-
нов и делать изъятия из них (ст. 1-2). 2) Вводился зап-
рет на взимание сборов в  пользу  короны  без  согласия
парламента (ст.З). 3) Запрещался набор и содержание ар-
мии в мирное время без разрешения парламента (ст.6). 4)
Выборы членов парламента объявлялись свободными (ст.8),
а созыв парламента достаточно частым (ст.  13). 5) Про-
возглашалась свобода слова и прений в парламенте, прес-
ледование за  выступления  запрещалось  (ст.9).  Другим
важным  конституционным законом стал "Акт об устроении"
1701 г., положивший начало установлению новых принципов
буржуазного  государственного права.  Прежде всего это:
1) Принцип контрассигнатуры,  согласно которому недейс-
твительным считался акт,  изданный королем,  если он не
был скреплен подписью соответствующего министра  (члена
Тайного совета) (ст. II). В связи с этим возрастала по-
литическая роль министров, которые могли быть привлече-
ны  парламентом к ответственности,  это положило начало
формировавшего принципа "ответственного правительства".
2)  Принцип несменяемости судей.  Устанавливалось,  что
судьи могли исполнять свои обязанности до тех пор "пока
они будут вести себя хорошо"'.  Отстранение их от долж-
ности могло происходить только по  представлению  обеих
палат парламента (ст.  II). Кроме того, "Акт об устрое-
нии" определял порядок  престолонаследия,  по  которому
английский  престол могло занять лицо только англиканс-
кого вероисповедания. Таким образом, в Англии в резуль-
тате  революции  1640-1660 и дворцового переворота 1688
г.,  был окончательно похоронен абсолютизм и твердо ус-
тановилась конституционная монархия. "Билль о правах" и
"Акт об устроении" положили  начало  формированию  ряда
важных институтов буржуазного конституционного права: -
принципу верховенства парламента в законодательной сфе-
ре; - принципу "ответственности правительства"; - прин-
ципу "несменяемости судей".  ' Эта формула означала от-
мену  старой формулы,  согласно которой судьи исполняли
обязанности "пока будет угодно королю".                
Изменение в политической сфере дали толчок развитию ка-
питализма,  обеспечив свободу действий класса буржуазии
и проложив дорогу промышленному перевороту XV1I1  в.  
3.  Эволюция английского государственного строя в XVIII
веке                                                   
     Основной линией  развития  государственного  строя
Англии  в  XVIII  веке продолжает оставаться оформление
конституционной,  ограниченной парламентом, монархии. В
Англии  не было единого законодательного акта,  который
бы определял основы государственного строя и  закреплял
принципы взаимоотношений между различными ветвями влас-
ти.  То, что могло быть названо английской конституцией
представляло  собой совокупность законов ("Magna Charta
Libertatum",  "Habeas corpus act",  "Билль  о  правах",
"Трехгодичный  акт",  "Акт об устроении"),  составивших
писанную часть конституции, и устных (неписаных) согла-
шенийконституционных обычаев.  Установление системы не-
писаных соглашений определило конституционное  развитие
Англии 18 века,  главными особенностями которого стали:
- возрастание роли парламента;  - дальнейшее ослабление
власти короля; -становление ответственного перед парла-
ментом кабинета министров. Рассмотрим место парламента,
короля и кабинета министров в системе органов государс-
твенной власти Англии XVIII  века.  Парламент  состоял,
как и прежде,  из двух палат: верхней - палаты лордов и
нижней - палаты  общин.  Социальный  состав  обеих  был
практически одинаковым: земельная и финансовая аристок-
ратия. Места занимались по наследству(потомки баронов -
непосредственных  вассалов  короля);  либо по должности
(духовные лица англиканской церкви); либо по назначению
короля.  Палата  общин формировалась в результате выбо-
ров,  но пассивное избирательное право было  ограничено
высоким имущественным цензом.  По закону 1710 года пра-
вом быть избранными наделялись лишь состоятельные лица,
имевшие доход от недвижимой собственности в размере 300
ф.с.  в городах и 600 ф.с.  в сельской местности  Кроме
этого  социальный  состав нижней палаты консервировался
средневековой избирательной системой,  сохранявшейся до
1832 года. В соответствии с ней количество депутатов от
города или графства определялось не числом избирателей,
а старинными королевскими грамотами. За 150 лет сущест-
вования этой системы экономическая и                   
политическая география Англии  значительно  изменилась:
одни  города  и  районы  развились и выросли,  а другие
пришли в упадок. Однако ни один город за эти годы вновь
не  приобрел право избирать своих представителей в пар-
ламент,  тогда как почти исчезнувшие,  мало  населенные
пункты,  сохранили за собой эту привилегию.  Именно они
"выбирали" основную массу депутатов нижней палаты  (467
из 658). Некоторые из них - ".карманные местечки", при-
надлежали крупным дворянам,  которые определяли ход вы-
боров. В других - "гнилых местечках", право голоса при-
надлежало только корпорациям  или  владельцам  недвижи-
мостью.  Таким  образом,  высокий  имущественный ценз и
средневековая избирательная система  выравнивали  соци-
альный состав нижней и верхней палат парламента. Полно-
мочия  парламента  определялись  в  основном   писанной
частью английской конституции,  сложившейся к XVII веку
("Билль о правах",  "Трехгодичный акт").  К главным  из
них по-прежнему относились: - верховенство парламента в
законодательной сфере; - исключительное право в решение
вопросов  бюджета;  -  отстранение  судей от должности.
Кроме этого,  в XVIII веке парламент  добивается  права
контроля за исполнительной властью.  Король по-прежнему
являлся главой  государства.  Королевские  прерогативы,
несмотря  на  их ограничение парламентом после "славной
революции", оставались достаточно широкими. Король счи-
тался носителем исполнительной власти; верховным судьей
с правом прекращения процесса и помилования;  главноко-
мандующим  вооруженными  силами;  светским главой госу-
дарственной англиканской церкви. Оставались у королевс-
кой  власти  и полномочия в законодательной сфере.  Без
его подписи ни один акт не становился законом. Однако в
XVIII  веке  продолжилась тенденция к ограничению коро-
левских прерогатив.  И если во 2 половине XVII века ко-
роль  постепенно  лишался  законодательных функций,  то
XVIII век характеризовался потерей контроля за исполни-
тельной властью.  С возникновением в XVIII веке важней-
шего органа исполнительной власти - кабинета  министров
- право английского монарха налагать вето на законопро-
екты (с 1707г.) не применялось.  Ослабление монархичес-
кой  власти  приводит к стремлению парламента подчинить
себе данный орган.  Кабинет министров.  В XVIII веке  в
Англии  происходит  становление нового органа государс-
твенной власти - кабинета министров. Специального зако-
нодательного акта,  оформляющего его создание, не было.
Первоначально из тайного совета выделялась группа влия-
тельных  лиц,  которым  король поручал непосредственное
управление. Позднее эта коллегия стала формироваться из
руководителей основ-                                   
ных ведомств.  Совокупность такого рода лиц и составила
кабинет министров. Практически в начале появления каби-
нета министров прослеживается тенденция ослабления  ко-
ролевского  и усиление парламентского контроля над ним,
что прежде всего достигалось не  через  законодательную
сферу,  а через установление неписаных правил - консти-
туционных обычаев. Одним из первых неписаных соглашений
стало правило "кабинет заседает без короля". Его проис-
хождение связано с именем короля Ганноверской  династии
Георга I, прибывшего из небольшого германского княжест-
ва. Георг I не владел английским языком и поэтому отка-
зался  от присутствия на заседаниях кабинета министров,
что привело к возрастанию  самостоятельности  органа  и
формированию должности премьер-министра. Этому способс-
твовало и установление принципа  неответственности  мо-
нарха,  выраженного формулой:  "король не может быть не
прав", что увеличивало ответственность кабинета минист-
ров за принимаемые решения. К данному времени относится
и появление правила,  согласно которому право  формиро-
вать  кабинет министров переходит лидеру партии,  побе-
дившей на выборах и имеющей большинство в палате общин.
Георг I был первым,  кто создал такой прецедент.  Конт-
роль парламента за  исполнительной  властью  закрепился
формированием принципа "ответственности правительства".
Это оформление прошло несколько этапов: 1. Установление
"Актом об устроении" 1701 года принципа контрассигнату-
ры, согласно которому любой акт короля считался недейс-
твительным  без  подписи соответствующего министра.  2.
Утверждение в постановлении палаты лордов от 1711  года
правила  индивидуальной  политической и юридической от-
ветственности министра за подписанный документ, явивше-
гося дополнением к принципу контрассигнатуры. 3. Оформ-
ление к концу XVIII века  принципа  солидарной  ответс-
твенности кабинета министров перед палатой общин,  суть
которого заключалась в том, что публичные выступления и
практическая  деятельность  каждого  министра не должны
расходиться с политикой кабинета в целом. 4. Формирова-
ние  к концу XVIII века принципа,  определяющего основу
взаимоотношения кабинета министров с парламентом: каби-
нет находится у власти до тех пор, пока его поддержива-
ет большинство палаты общин.                           
Таким образом,  в Англии XVIII века с ограничением прав
короля в различных сферах осуществления государственной
власти происходит постепенное перерастание дуалистичес-
кой монархии в парламентскую. В 1707 г. актом об унии с
Англией были объединена  Шотландия,  парламент  которой
был  упразднен.  Оба королевства соединялись в одно под
наименованием Великобритания.                          
4.Эволюция государственного строя Англии в XIX -       
начале XX века.                                        
 Традици-                                                
онно, беря за основу экономические изменения, в истории
Англии XIX века выделяют 3 основных периода:  1.  Конец
XVIII - первая половина XIX века - развитие  промышлен-
ного капитализма; 2. 50-60 годы XIX века - расцвет про-
мышленного капитализма;  3. 70-90 годы XIX века - пере-
ход от домонополистического капитализма к империализму.
Каждый из этих периодов характеризуется своими  измене-
ниями  в  системе  социальных,  экономических и полити-
ко-правовых отношений.  Однако общими чертами  развития
государственного  строя  Англии этого периода стали:  -
демократизация  избирательной  системы  и  политической
жизни  Англии;  ~ обуржуазивание парламента и государс-
твенного аппарата;  - возвышение исполнительной власти.
Англия  в период развития промышленного капитализма.  В
конце XVIII века Англия вступила в  новую  промышленную
фазу развития капитализма.  В 60 годах XVIII века здесь
впервые в мире началась промышленная революция, ознаме-
новавшаяся  переходом от мануфактуры к фабрично-заводс-
кому производству.  Во второй половине XVIII  века  она
развивалась одновременно с завершавшейся аграрной рево-
люцией, приведшей к складыванию капиталистических мето-
дов ведения хозяйства в деревне.  Результатом аграрного
и промышленного переворотов  стало  изменение  социаль-
но-классовой  структуры английского общества и формиро-
вание,  в конечном итоге, основных классов индустриаль-
ного  общества - промышленной буржуазии и наемных рабо-
чих (пролетариата).  Сдвиги  в  социально-экономической
сфере отразились и на политической жизни Англии. На по-
литическую арену вышли новые классы, активно вступившие
в борьбу за свои права.  В связи с этим первая половина
XV111 века стала временем создания новых и переориенти-
ровки старых политических объединений. Прежде всего из-
менилась социальная база традиционных политических пар-
тий Англии: вигов и тори.                              
Интересы промышленной буржуазии,  стремившейся к прове-
дению демократических преобразований,  стала  представ-
лять партия вигов; партия тори по-прежнему выражала ин-
тересы крупных землевладельцев (лендлордов) и  финансо-
вой аристократии, пытавшихся сохранить установившуюся в
XVIII веке политическую систему. В этот же период появ-
ляются  первые  рабочие союзы.  Стремление промышленной
буржуазии и пролетариата к участию в политической жизни
проявилось в борьбе за новую избирательную систему. Из-
бирательная реформа 1832 года.  Экономическая мощь про-
мышленной  буржуазии быстро возрастала,  а ее влияние в
парламенте по  прежнему  оставалось  незначительным.  В
обеих палатах парламента благодаря старой средневековой
избирательной системе господствовали крупные  землевла-
дельцы  и финансовая аристократия.  В связи с этим про-
мышленной буржуазии,  сосредоточенной преимущественно в
крупных  городах,  необходима  была новая избирательная
система.  В борьбе за нее она опиралась на пролетариат,
находившейся  в  бедственном  положении и не обладавший
избирательными  правами  совсем.  Сложившаяся  ситуация
благоприятствовала  возникновению  разного рода рабочих
союзов и вела к усилению политической  активности  анг-
лийского пролетариата.  Сохранение практики посылки де-
путатов в парламент от "гнилых" и "карманных"  местечек
приводили к тому,  что,  например, Лондон, с населением
около 1,5 миллиона человек,  имел право посылать в пар-
ламент только 4 депутата,  а 30 "гнилых местечек" с об-
щим числом жителей около 400 тысяч человек  посылали  в
палату общин 60 депутатов.  Крупные промышленные центры
как Манчестер,  Бирмингем,  Лидс,  Шеффилд таким правом
вообще  не обладали.  Политическая борьба обострилась в
1830 году,  чему в немалой степени способствовала июль-
ская  революция во Франции.  Парламентские выборы этого
года принесли победу сторонникам реформы.  В 1831 вигс-
кое  правительство  Грея  внесло на рассмотрение палаты
общин "Билль о парламентской  реформе".  Нижняя  палата
приняла его,  а верхняя отвергла. В ответ на это буржу-
азные организации обратились с призывом изымать  средс-
тва из банков.  Начались рабочие волнения.  В 1832 году
под влиянием роста рабочего движения и угрозой финансо-
вого  краха палата лордов вынуждена была уступить,  ут-
вердив "Билль о парламентской реформе". Суть парламент-
ской реформы 1832 г. сводилась к следующему: 1. Ограни-
чено представительство в парламенте от "гнилых" и "кар-
манных  местечек.  56  местечек лишились права посылать
депута-                                                
тов в парламент совсем; 30 - ограничили свое представи-
тельство  до  одного  депутата от каждого местечка.  2.
Крупные промышленные города,  не имевшие представитель-
ства в парламенте, получили такое право (освободившиеся
143 места были распределены между ними  и  графствами).
3.  Несколько увеличилось количество лиц обладающих ак-
тивными избирательными правами:  - избирательное  право
предоставлялось мужчинам, достигшим 21 года, обладавшим
недвижимой собственностью (в городах - строением; в де-
ревне  - землей),  которая приносила не менее 10 фунтов
стерлингов годового дохода и уплачивавшим налог на бед-
ных;  - избирательным правом наделялись арендаторы - на
условиях долгосрочной аренды с доходом не менее 10 фун-
тов  стерлингов  в год и краткосрочной - не менее 50-ти
фунтов стерлингов; 4. Устанавливался ценз оседлости - 6
месяцев. Избирательная реформа 1832 года явилась значи-
тельным событием в политической жизни Англии XIX  века.
Она позволила ликвидировать ряд феодальных пережитков в
избирательной системе, обеспечив представительство про-
мышленной буржуазии в парламенте.  Однако,  несоразмер-
ность представительства крупных индустриальных  центров
и  захолустных  местечек,  высокий имущественный ценз и
отсутствие вместе с этим широкого избирательного  права
приводили к дальнейшей борьбе за демократизацию избира-
тельной системы.  Борьба за  радикальную  избирательную
реформу.  Чартизм.  Пролетариат,  принимавший  активное
участие в борьбе за парламентскую реформу,  не  получил
от  нее  никаких результатов.  Приход к власти верхушки
промышленной буржуазии лишь усугубил положение  наемных
рабочих. Принятый парламентом в 1834 году "Акт об изме-
нении закона о бедных",  ограничивавший практику оказа-
ния  помощи  бедным со стороны приходов,  способствовал
активизации борьбы пролетариата за  свои  избирательные
права.  Ситуацию усугубил экономический кризис перепро-
изводства 1836-1838 годов, вызвавший падение заработной
платы и массовую безработицу. В 1836 году в Лондоне бы-
ла создана "Ассоциация рабочих", ставшая ядром чартизма
-  рабочего  движения  за всеобщее избирательное право.
Политическую  платформу  движения  составила  "Народная
хартия" (хартия по-английски - чартер, поэтому движение
названо чартистским),  которая содержала шесть основных
требований,  предусматривающих создание основ новой из-
бирательной системы: - равного представительства; - пе-
реизбрания парламента каждый год;                      
- всеобщего избирательного права для мужчин,  достигших
21 года и проживающих в данном месте не менее б-ти  ме-
сяцев;  - отмена имущественного ценза; -тайного голосо-
вания;  - вознаграждения труда депутатов.  Неоднократно
чартисты  вносили  в парламент петиции о "Народной хар-
тии", но каждый раз палата общин отвергала их. Чартист-
ское  движение  подкрепляло  политические  требования к
парламенту массовыми рабочими митингами и демонстрация-
ми.  Правительству с помощью политики репрессий удалось
вызвать спад чартистского движения и отвести на некото-
рое  время угрозу новой парламентской реформы.  Реформа
1832 г.  и борьба за дальнейшую демократизацию  избира-
тельной  системы  вызвали  изменения  в государственном
строе, главными из которых стали: 1. Преобразование по-
литических  партий.  Преемницей вигов стала либеральная
партия, выражавшая интересы господствующей промышленной
буржуазии,  а  преемницей тори - консервативная партия,
представлявшая  крупных  землевладельцев  и  финансовых
магнатов.   Появилось  понятие  постоянного  партийного
членства. Созданные местные партийные организации взяли
на  себя  функции  составления  избирательных списков и
агитации  среди  избирателей.  2.  Дальнейшее  развитие
принципа  ответственного правительства.  Исполнительную
власть кабинета министров получила  партия,  победившая
на выборах и обладавшая большинством в палате общин. 3.
Влияние короля на деятельность правительства все  более
ослабевает.  Старая  формула  "король  не может быть не
прав" оформляется в конституционный принцип, определяю-
щий положение короны - "король царствует,  но не управ-
ляет".  Англия в период расцвета промышленного  капита-
лизма.  50-60-е годы XIX в.  стали временем наибольшего
подъема английского домонополистического капитализма  и
периодом  утверждения  политического господства промыш-
ленной буржуазии.  Палата общин,  где доминировала вер-
хушка промышленной буржуазии, стала главной силой госу-
дарственной власти, оттеснив на второй план палату лор-
дов  и  сведя  к  минимуму роль короны.  В 50-60-е годы
оформляется и крепнет профсоюзное движение,  а  в  анг-
лийском  обществе приобретает значение новый социальный
элемент - рабочая аристократия. В 1868 году был основан
Британский  конгресс тред-юнионов,  объединявший только
квалифицированных рабочих,  в которых буржуазия  искала
социальную опору своей власти среди пролетариата.      
В условиях широкого демократического движения борьба за
нового избирателя побудила буржуазию к новой парламент-
ской реформе,  инициаторами которой желали быть и либе-
ралы и консерваторы. В конечном итоге был принят проект
Б. Дизраэли - лидера консервативного кабинета с поправ-
ками либералов. Избирательная реформа 1867г. предусмат-
ривала:  1.  Новое  перераспределение мест в парламенте
(11 местечек лишились права посылать  депутатов;  35  -
ограничили свое представительство до 1 депутата;  осво-
бодившиеся 52  парламентских  места  были  распределены
между промышленными городами и графствами). 2. Снижение
имущественного ценза. 3. Ценз оседлости был увеличен до
1  года.  Главным итогом реформы стало увеличение числа
избирателей почти в 2 раза прежде всего за счет  мелкой
буржуазии  и наиболее обеспеченной части рабочего клас-
са.  Однако сохранение неравномерности в представитель-
стве от индустриальных городов и небольших селений, от-
сутствие тайного голосования,  непредоставление избира-
тельных  прав огромной массе населения неизбежно вели к
необходимости дальнейшего совершенствования избиратель-
ной системы. Англия в период перехода к империализму. В
70-90-е годы совершился переход от домонополистического
капитализма  к империализму,  главными чертами которого
явились концентрация производства и централизация капи-
тала.  Английский  империализм складывался как империа-
лизм колониальный. В конце XIX - начале XX века основой
английского  капитализма стала не промышленная и торго-
вая монополия, а колониальная и финансовая, что привело
Англию к потере первенства в промышленном производстве.
Переход к империализму отразился на политическом режиме
и  государственном  строе  Англии конца XIX - начала XX
веков.  Третья избирательная реформа  1884-1885  гг.  В
последней четверти XX в. в Англии принимается ряд зако-
нов,  предусматривающих дальнейшую демократизацию изби-
рательного права.  В 1872 г. с целью избежания злоупот-
реблений во время выборов вводится тайное  голосование;
в 1883 г.  принимается законопроект,  предусматривающий
наказание за подкупы избирателей во  время  выборов;  в
1889 - закон, требовавший от избирательных агентов пуб-
личного отчета о потраченных средствах  и  ограничивав-
ший,  тем самым,  расходы на проведение выборов.  Среди
избирательных законов этого периода особое место  зани-
мают законодательные акты 1884 и 1885 годов,  составив-
шие третью избирательную реформу в Англии. Существенны-
ми нововведениями реформы явилось:                     
1. Снижение и упорядочивание имущественного избиратель-
ного ценза - установлено единое избирательное право для
домовладельцев и квартиронанимателей всех графств и го-
родов ;  2.  Введение избирательных  округов  с  равным
представительством  от одинакового количества населения
(один депутат от 50-54 тыс. жителей). Проведение рефор-
мы  значительно  расширило избирательный корпус,  четко
определило территориальные единицы,  избиравшие депута-
тов в палату общин,  но при подведении итогов голосова-
ния сохранилась мажоритарная избирательная система  от-
носительного большинства, в соответствии с которой изб-
ранным считался кандидат, получивший относительно боль-
шинство голосов по округу по сравнению с другими канди-
датами.  Сохранение имущественного и  полового  избира-
тельных цензов,  право на несколько избирательных голо-
сов для владельцев недвижимой собственности в различных
округах,  сложный порядок регистрации избирателей,  от-
сутствие вознаграждения за  депутатский  трудставили  в
неравное положение беднейшие слои населения и его обес-
печенную часть и явились серьезными недостатками  новой
избирательной   системы  Англии.  Политические  партии.
Вместе с расширением избирательных  прав  происходит  и
некоторая  демократизация  политической  жизни  Англии:
профсоюзы рабочих добиваются легального  существования;
отменяется  уголовное наказание за организацию забасто-
вок; признаются свобода слова и свобода совести. Харак-
терной особенностью общественно-политической жизни Анг-
лии конца XIX - начала XX веков стало усиление рабочего
движения и возникновение рабочих партий. В 1883 г. воз-
никла Социал-демократическая федерация, в 1884 г. - Фа-
бианское  общество  - организация социалистической нап-
равленности;  в 1893 г.  появилась  Независимая  партия
труда.  На базе различных рабочих организаций (СДФ, Фа-
бианского общества,  тред-юнионов,  Независимой  партии
труда и др.) в 1906г. была образована единая Лейборист-
ская (рабочая) партия Великобритании, ставшая представ-
лять  интересы мелкой буржуазии и рабочей аристократии.
Традиционные партии либералов и консерваторов до  конца
XIX в.  сохраняют свои позиции. Однако наблюдается пос-
тепенное стирание различий между ними. Прежде всего вы-
равнивается  их социальная база.  Консервативная партия
превращается в партию крупной финансовой  буржуазии,  а
либеральная  - в связи с развитием монополизма,  теряет
свою социальную опору - среднюю  буржуазию  и  к  концу
первой  мировой войны вообще сходит с политической аре-
ны.                                                    
Возвышение исполнительной власти.  Подъем рабочего дви-
жения в 90-е годы XIX в. в условиях экономического спа-
да вызвал в политической сфере кризис  парламентаризма,
проявившийся в усилении органов исполнительной власти и
бюрократизации аппарата  управления.  Росту  авторитета
правительства способствовал ряд обстоятельств. Расшире-
ние избирательного корпуса вызвало увеличение  социаль-
ной базы парламента,  что заставило правящие классы по-
думать о необходимости контроля за  ним  и  ограничении
его полномочий.  В 1882 г.  был принят билль о правилах
прекращения прений,  позволивший правительству останав-
ливать обсуждение проблемы (прений),  если оно развива-
лось в неугодном для него направлении. Развитие партий-
ной  дисциплины способствовало превращению палаты общин
в орудие правительства,  которое располагало  большинс-
твом в нижней палате. Рядовые члены партии, ставшие де-
путатами палаты общин,  зачастую были солидарны с лиде-
ром  своей партии,  возглавлявшим кабинет министров.  В
начале XX века в результате парламентской реформы  1911
г.  было  значительно подорвано значение палаты лордов.
Поводом к реформированию парламента  послужил  конфликт
правительства  с  палатой  лордов,  которая  отклонила,
предложенный правительством и утвержденный палатой  об-
щин  бюджет.  Встал вопрос о самом существовании палаты
лордов.  Выход был найден в реформе парламента, ограни-
чившей  права  верхней палаты.  Билль о парламенте 1911
г.предусматривал: 1) финансовый билль, принятый палатой
общин,  но неутвержденный верхней палатой в течении ме-
сяца, представлялся королю и после его одобрения стано-
вился законом; 2) нефинансовые билли, отвергнутые пала-
той лордов,  но принятые нижней палатой в трех  чтениях
шли на утверждение короля,  если между первым и послед-
ним чтением прошло не менее двух лет. 3) введение жало-
вания  депутатам  и пятилетний срок деятельности нижней
палаты. Оттеснив на второй план палату лордов и контро-
лируя большинство в палате общин, правительство превра-
щалось в главный орган государственной  власти,  возвы-
шавшийся над парламентом. Усиление исполнительной влас-
ти сопровождалось ростом государственного  аппарата.  В
рассматриваемый  период в Великобритании активно разви-
валась система отраслевого управления: появлялись новые
министерства и ведомства (здравоохранения,  земледелия,
образо-                                                
вания и труда);  усиливалось значение старых, таких как
министерство финансов и  министерство  внутренних  дел.
Усиление  исполнительной  власти и бюрократизация госу-
дарственного аппарата способствовали, в конечном итоге,
наступлению кризиса парламентаризма в Англии.          
  ГЛАВА 16 СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ 
 1. Образование США Американские колонии Англии.        
 Первая английская колония                              
на атлантическом побережье Северной Америки была  осно-
вана  в  начале XVII в.  В последующее время (XVII-XVIH
вв.).  было создано еще 12 колоний,  вытянувшихся вдоль
средней  части  побережья  Северной Америки.  Колонисты
захватывали земли индейцев,  которых оттесняли в  глубь
материка или беспощадно уничтожали.  В колониях исполь-
зовался труд рабов-африканцев, насильственно вывезенных
с их родины. Рабство особенно широко было распростране-
но в южной группе колоний,  где  выращивались  сахарный
тростник, хлопок, табак. Иной характер приобретала эко-
номика северной группы колоний,  так  называемой  Новой
Англии,  где  начали  развиваться фермерские хозяйства,
мануфактуры. Несколько колоний, оказавшихся между севе-
ром и югом, в социально-экономическом плане заняли про-
межуточное положение.  Направления  развития  экономики
северных  и южных колоний во многом определялись неоди-
наковым составом господствующих слоев населения. На юге
доминировали  плантаторы-рабовладельцы  -  потомки анг-
лийской аристократии. Многие из них переселились в Аме-
рику во время английской революции. На севере руководя-
щее положение занимали купцы,  мануфактуристы, а основ-
ную  часть населения составляли фермеры и ремесленники.
Немалое их число покинуло Англию  в  послереволюционный
период,  спасаясь от гонений реставраторов монархии.  К
70-м гг.  XVIII в.  население колоний достигло 3,5 млн.
человек,  включая 500 тыс. рабов. Политика Великобрита-
нии в отношении ее американских  колоний.  Неодинаковым
было управление в колониях.  Некоторые из них считались
частными владениями (Пенсильвания,  Мэриленд). Были ко-
лонии  с  "народным управлением" (Коннектикут,  Род-Ай-
ленд),  а также "королевские колонии",  где  управление
осуществлялось губернаторами, назначавшимися правитель-
ством метрополии. Но почти во всех колониях действовали
выборные законодательные собрания,                     
составленные из  представителей  наиболее состоятельных
слоев населения. Колонисты считали себя свободными под-
данными английской короны,  на которых распространялось
действие права метрополии:  Великая хартия  вольностей,
Билль о правах, "общее право", "право                  
справедливости" и т.д.  Жалованные колониям королевские
хартии, казалось, подтверждают это. Однако правительст-
во рассматривало колонии как сырьевой придаток метропо-
лии и рынок сбыта английских товаров и проводило  поли-
тику  ограбления колоний,  сдерживания их промышленного
развития.  Противоречия между метрополией и  ее  амери-
канскими  колониями  достигли особой остроты к середине
XVIII в. Революционная война за независимость. Деклара-
ция независимости.  Начались открытые массовые антипра-
вительственные выступления американцев. Для координации
борьбы были созданы специальные органы - "комитеты кор-
респонденции,  безопасности,  наблюдения".  В 1774 г. в
городе  Филадельфия прошел Первый континентальный конг-
ресс представителей колоний в составе 55 делегатов.  Он
утвердил Декларацию прав, которая выражала протест про-
тив таможенной и налоговой политики метрополии.  Однов-
ременно  была составлена петиция к королю,  где в самой
почтительной форме колонисты просили прекратить притес-
нения и не давать повода к окончательному разрыву с ко-
роной. В ответ английское правительство открыло военные
действия. Тогда в мае 1775 г. собрался Второй континен-
тальный конгресс.  Он констатировал состояние  войны  с
Англией и принял решение о создании американской армии.
Ее главнокомандующим был назначен Дж. Вашингтон'. Нача-
лась  война  за независимость.  Каждая колония объявила
себя независимой  республикойштатом.  К  этому  времени
американское общество, несмотря на все препоны, чинимые
метрополией, значительно подвинулось вперед в своем со-
циально-экономическом развитии.  Промышленность и сель-
ское хозяйство  в  основном  удовлетворяли  потребности
страны.  Создавался единый национальный рынок, формиро-
валась нация североамериканцев.  Во многом благодаря Д.
Адамсу,  Т. Джефферсону, А. Гамильтону и другим руково-
дителям и идеологам национально-освободительной  борьбы
были  сформулированы  основные принципы идейно-теорети-
ческого обоснования войны за независимость.  Убедившись
в  безуспешности  попыток  защитить права американцев -
подданных короны,  ссылаясь на свободы английской конс-
титуции,  они  обратились  к идеям естественного права.
Признание ими прав и свобод  человека  прирожденными  и
неотъемлемыми, вытекающими из самой "природы" и поэтому
неотчуждаемыми,  создавало теоретическую базу  для  ут-
верждения о том, что государство не может нарушать пра-
ва и свободы ' Родился в семье  плантатора-рабовладель-
ца,  участвовал  в качестве офицера в колониальных вой-
нах,  но придерживался в основном прогрессивных  взгля-
дов.                                                   
человека, более того,  оно обязано их защищать.  В про-
тивном случае,  оправданной была борьба с государствен-
ной властью,  попирающей права человека. Эти идеи легли
в основу важнейших программных документов  американской
революции, таких, как Декларация прав штата Вирджиния и
особенно принятая 4 июля 1776 г. вновь созванным Конти-
нентальным  конгрессом  и соответственно общая для всей
страны Декларация независимости. В этом документе, сос-
тавленном в основном Джефферсоном, объявлялось об окон-
чательном прекращении  государственной  зависимости  от
метрополии и образовании независимых Соединенных Штатов
Америки.  Разрыв мотивировался тем, что английское пра-
вительство  нарушало  "естественные" права американцев.
"Все люди,  - говорилось в Декларации, - сотворены рав-
ными, и все они одарены своим Создателем некоторыми не-
отчуждаемыми  правами,  к  числу  которых  принадлежит:
жизнь,  свобода и стремление к счастью. Для обеспечения
этих прав учреждены среди людей  правительства,  заимс-
твующие  свою справедливую власть из согласия управляе-
мых.  Если же данная форма правительства становится ги-
бельной  для  этой цели,  то народ имеет право изменить
или уничтожить ее и учредить новое правительство, осно-
ванное  на таких принципах и с такой организацией влас-
ти,  какие,  по мнению этого народа,  более всего могут
способствовать его безопасности и счастью".  Далее сле-
довал перечень злоупотреблений и нарушений прав, совер-
шенных английским правительством.  Так на основании ес-
тественно правовой теории провозглашался принцип нацио-
нального суверенитета, т.е. полновластия нации, включая
обладание ею реальной возможностью отделения и  образо-
вания самостоятельного государства.  За народом призна-
валось право на  революцию.  Декларация  независимости,
составленная в демократическом духе. явилась выдающимся
прогрессивным документом эпохи.  Вместе с тем  ей  была
присуща  определенная историческая ограниченность.  Под
давлением плантаторов-южан из  проекта  Декларации  был
исключен пункт,  осуждавший рабство.  Ничего не говори-
лось об индейцах,  за которыми,  как и  за  рабами,  не
признавались права человека.  Образование конфедерации.
Декларация независимости стимулировала  законодательный
процесс в штатах,  включая принятие ими республиканских
конституций,  в качестве вводной части имевших Деклара-
цию или Билль о правах и свободах граждан. К этому вре-
мени стала особенно очевидной необходимость  консолида-
ции штатов:  война, шедшая с переменным успехом, требо-
вала дальнейшего объединения сил.  Однако этот  процесс
шел не всегда гладко: некоторые штаты не хотели ограни-
чивать свою только что завоеванную  независимость.  Тем
не менее на основе компромисса все же удалось составить
проект                                                 
союза штатов,  который в 1781 г. был утвержден конгрес-
сом  из представителей штатов и явился первым конститу-
ционным документом,  ставшим известным как "Статьи кон-
федерации". Штаты вступали в "вечный союз" - конфедера-
цию,  именуемую Соединенными  Штатами  Америки.  Каждый
штат сохранял свою независимость,  равно как и все пра-
ва, за исключением тех, которые передавались конфедера-
ции в лице ее органов. Штаты брали на себя обязательст-
ва взаимной помощи и невмешательства в дела друг друга.
Их  граждане наделялись всеми торговыми и промышленными
привилегиями и льготами в равной степени во  всех  шта-
тах,  правом  свободного выезда и въезда.  "В каждом из
штатов должно быть оказываемо полное доверие  к  поста-
новлениям  и распоряжениям судов и должностных лиц каж-
дого другого штата".  Но каждый штат мог  вводить  свои
налоги и собирать их. Для ведения общих дел Соединенных
Штатов учреждался Конгресс,  формируемый из  делегатов,
ежегодно  избираемых в каждом штате числом 2-7 человек.
При этом при решении вопросов в Конгрессе  каждый  штат
должен был иметь один голос.  Предусматривались свобода
слова и прений в Конгрессе,  а также неприкосновенность
депутатов.  Конгрессу  предоставлялось  право заключать
международные договоры,  решать вопросы войны  и  мира,
распоряжаться средствами, собранными штатами, для воен-
ных расходов,  утверждать назначения основной части ко-
мандного  состава  армии.  Ему поручалось рассматривать
возможные конфликты между штатами. Но большинство реше-
ний  по  этим вопросам приобретало законную силу только
после одобрения их не менее чем  девятью  штатами.  Вне
рамок  указанной компетенции Конгресс не мог рассматри-
вать внутренние дела штатов.  В период  между  сессиями
Конгресса, которые не могли превышать 6 месяцев, выпол-
нение некоторых из его правомочий возлагалось на  Коми-
тет  штатов,  составленный  из  делегатов (по одному от
каждого штата). Постановления Конгресса должны были вы-
полнять  исполнительные  власти штатов.  Таким образом,
предусматривалось не создание  единого  государства,  а
государственно-правовое упорядочение союза государств -
конфедерация.  Учреждение  конфедерации   содействовало
дальнейшему объединению сил страны в войне за независи-
мость и в немалой степени  обеспечило  ее  победоносное
завершение.  В 1783 г.  был подписан мирный договор, по
которому признавалась полная независимость США. Образо-
вание федерации.  После окончания войны государственная
власть в штатах оказалась в руках политических  группи-
ровок, которые в конечном итоге выражали интересы ману-
фактуристов, купцов                                    
в северных штатах и рабовладельцев-плантаторов в южных.
Между  тем  бедствия прошедшей войны основной своей тя-
жестью легли на плечи рядовых граждан.  Многие ветераны
войны нашли свои семьи бедствующими,  опутанными долга-
ми. В стране не прекращались волнения, нередко перерас-
тавшие в вооруженные выступления. Особенно значительным
было вооруженное выступление под руководством отставно-
го капитана Д.  Шейса. И хотя это восстание, как и мно-
гие другие,  было подавлено, оно тем не менее в немалой
степени способствовало изменению умонастроений правящих
кругов относительно будущего государственного  устройс-
тва  США.  Осознавалась  необходимость  создания  более
прочного государственного единства,  чем  конфедерация.
Этому способствовали и другие обстоятельства, каждое из
которых было равнозначно важным:  упрочение экономичес-
ких связей,  усиление военной мощи государства, необхо-
димой для обороны,  равно как и захвата  новых  земель,
окончательного  порабощения индейцев.  Конституция 1787
г.  В 1787 г.  в Филадельфии  собрался  Конституционный
конвент,  на который 12 штатов (кроме штата Род-Айленд)
прислали 55 делегатов. Почти все делегаты имели большой
опыт  государственно-правовой  работы  или предпринима-
тельской деятельности. Видную роль среди них играли по-
литические деятели и юристы:  А. Гамильтон, Дж. Вашинг-
тон,  Д.  Мэдисон,  Э.  Рандольф, Д. Уилсон и некоторые
другие.  Результаты  работы,  выполненной учредителями,
свидетельствуют о высоком уровне их теоретической  под-
готовки,  творческом  подходе к трудам выдающихся евро-
пейских ученыхконституционалистов,  умении  рационально
применять  общетеоретические установки к конкретным ис-
торическим условиям.  Итогом четырех месяцев тщательной
и всесторонней работы стала Конституция 1787 г.,  кото-
рая в своих главных положениях  функционирует  и  ныне.
Одним из определяющих начал,  положенных в основу этого
документа,  явилось разделение властей на законодатель-
ную,  исполнительную  и  судебную.  Учение о разделении
властей было разработано в своих первоначальных очерта-
ниях  еще  античными  и средневековыми учеными (Аристо-
тель,  Марсилий Падуанский и др.) и наиболее развернуто
сформулировано  в середине XVIII в.  французским ученым
Ш. Монтескье. Он считал, что разделение властей- это то
средство,  которое  может предотвратить авторитаризацию
государственной власти  путем  учреждения  относительно
независимых  (функционально  и  организационно) друг от
друга,  взаимоуравновешивающих  и  взаимоконтролирующих
государственных властей.  Законодательная власть вруча-
лась Конгрессу,  состоящему из двух палат: сената и па-
латы представителей. Его важнейшей прерога-            
тивой было законодательство,  прежде  всего  финансовое
(бюджет,  налоги и т.д.). В этой области обе палаты на-
делялись равными правами за некоторым исключением:  за-
конопроекты  относительно  налогов должны были исходить
от палаты представителей,  сенат мог предлагать поправ-
ки.  Законопроект, принятый обеими палатами, приобретал
силу закона после подписания его президентом в  течение
10 дней (по истечении этого срока законопроект считался
принятым).  Если президент отклонял законопроект. Конг-
ресс мог добиться его утверждения, повторно одобрив 2/3
голосов в обеих палатах, т.е. предусматривалось отлага-
тельное вето президента. Исполнительную власть возглав-
лял президент, который наделялся правомочиями главы го-
сударства и главы правительства.  Как глава государства
он был главнокомандующим, имел право помилования и отс-
рочки исполнения приговоров, "по согласию и совету" се-
ната назначал послов и других высших  должностных  лиц,
созывал палаты Конгресса в экстренных случаях,  а также
осуществлял некоторые другие полномочия. Как глава пра-
вительства   президент  руководил  текущим  управлением
страной с помощью подчиненного ему государственного ап-
парата,  издавал административные распоряжения, которые
не должны,  однако,  выходить за рамки законов.  Третья
власть была представлена судом.  Общефедеральную судеб-
ную систему возглавлял Верховный суд США.  По  наиболее
важным  делам  вводился  суд присяжных.  Таким образом,
предусматривалась конституционная  система  "сдержек  и
противовесов".  Конгресс  мог  отклонить законопроекты,
внесенные президентом,  сенат- не согласиться с предло-
женной  президентом  кандидатурой на важный должностной
пост.  Конгресс получил право привлечь президента к от-
ветственности в порядке импичмента. В этом случае пала-
той представителей возбуждалось дело и  формулировалось
обвинение,  а сенат рассматривал дело под председатель-
ством главного судьи Верховного суда США. Для признания
подсудимого виновным требуется 213, голосов присутству-
ющих сенаторов. При этом осуждение должно ограничивать-
ся  "...удалением от должности,  запрещением занимать в
США какую-либо должность,  с которой соединяется почет,
доверие и выгода".  В свою очередь президент, используя
право отлагательного вето, мог замедлить принятие зако-
на, а при поддержке части конгрессменов добиться снятия
его с обсуждения.  Введение двухпалатной системы (бика-
мерализм), обусловленное многими причинами, предполага-
ло вместе с тем известную конкуренцию палат, предотвра-
щало возможность узурпации законодательной власти одной
палатой.                                               

К титульной странице
Вперед
Назад
Реклама