Община еще сохраняла черты единого коллектива и  старые
общеобщинные традиции. В определенном отношении она бы-
ла самостоятельна в своих внутренних  делах.  Свободные
жители  на  собраниях решали различные вопросы управле-
ния, хотя все большее значение приобретали главы дерев-
ни.  В начале глава общины выбирался на собрании общин-
ников, затем утверждался государственной властью, прев-
ращаясь постепенно в ее представителя. В течение долго-
го времени общины были изолированы друг  от  друга,  но
постепенно эта ограниченность и замкнутость нарушалась.
Рабство в Древней  Индии.  Древнеиндийское  государство
возникло как рабовладельческое, тем не менее в его пра-
ве отсутствует отчетливое противопоставление  свободных
и рабов. Варны заслоняли собой классы. Это выразилось в
том,  что сборники законов гораздо определеннее говорят
об  отношениях между варнами,  чем между классами,  так
как именно деление общества  на  варны  древнеиндийское
законодательство провозглашает основным делением людей,
существующим извечно, и именно изложение прав и обязан-
ностей каст является основным содержанием древнеиндийс-
ких сборников законов. Рабский труд не играл значитель-
ной  роли  в решающих отраслях экономики Древней Индии.
Существенной особенностью древнеиндийского рабства было
наличие государственного законодательства, направленно-
го на ограничение произвола хозяина по отношению к  ра-
бам.  Например,  запрещалось  продавать детей-рабов без
родителей; хозяин при использовании труда раба был обя-
зан  учитывать  его  кастовое  положение.  В отличие от
Древней Греции и Древнего  Рима  индийские  рабы  могли
иметь семьи, собственность, право на наследование, пра-
во собственности на получаемые дары.  Свободный, стано-
вясь рабом, не терял своих семейных, родовых и кастовых
связей.  Таким образом,  особенностью  древнеиндийского
рабства  является  его неразвитость:  наряду с рабовла-
дельческими отношениями продолжали  сохраняться  значи-
тельные  пережитки первобытнообщинного строя.  Вместе с
тем рабство в Древней Индии по своим основным признакам
было похоже на рабство в Греции и Риме. Наиболее харак-
терная общая черта,  отличающая раба от других эксплуа-
тируемых,  - отсутствие права на свою личность:  он был
вещью в образе человека, полностью находящейся во влас-
ти  другого.  В Древней Индии,  так же как и в античном
мире,  считалось само собой разумеющимся право  хозяина
распоряжаться жизнью раба.                             
 3.  Государственный  строй                              
Магадхско-Маурийская эпоха                             
характеризуется усилением монархической власти и  паде-
нием роли институтов племенного управления. Основой го-
сударства считался царь. Принцип наследования соблюдал-
ся очень строго.  Еще при жизни царь назначал одного из
своих сыновей наследником  престола.  В  эпоху  Маурьев
оформилась  концепция  "чакравартина" - единоправителя,
власть которого будто бы распространялась  на  огромные
территории.  Маурийский  царь  стоял во главе государс-
твенного аппарата и  обладал  законодательной  властью.
Эдикты издавались от имени и по повелению царя.  Он сам
назначал крупных  государственных  чиновников,  являлся
главой фискальной администрации,  верховным судьей.  Он
же считался командующим армией, численность которой бы-
ла огромна. Из-за частых заговоров особое внимание уде-
лялось охране царя.  Хотя раджа сам выбирал себе надеж-
ных помощников,  за ними также была установлена секрет-
ная слежка.  В целом службе надзора придавалось большое
значение. Под надзором находились не только должностные
лица,  но и жители городов и деревень. Большую роль при
дворе играл царский жрец, принадлежавший к влиятельному
брахманскому роду. Совет царских сановников - паришад -
существовал и ранее, но именно в эпоху Маурьев приобрел
функции политического совета.  Он  занимался  проверкой
всей  системы  управления  и выполнением приказов царя.
Кроме паришада существовал тайный совет,  состоящий  из
нескольких особо доверенных лиц.  В случае крайне неот-
ложных дел члены обоих советов могли вместе собираться.
Паришад как политический орган состоял из знати - воен-
ной и жреческой, которая стремилась сохранить свои при-
вилегии  и  ограничить  абсолютную власть правителя.  В
ранние периоды паришад был более широким по  составу  и
более  демократическим  по  характеру  органом власти и
оказывал значительное воздействие на раджу и его  поли-
тику.  Постепенно количественный состав паришада сокра-
щается, он аристократизируется, роль его все более сво-
дится к выполнению совещательных функций при царе.  Од-
нако даже в эпоху Маурьев, когда царская власть особен-
но  усилилась,  паришад сохранял значительное влияние и
маурийские правители не могли не считаться с  ним.  По-
добные  преобразования претерпела и сабха - ранее широ-
кое по составу собрание знати и представителей  городс-
кого  и  сельского населения,  выполнявшее очень важные
политические функции. К эпохе Маурьев состав сабхи ста-
новится значительно уже,  она тоже приобретает характер
царского совета- раджа-сабхи. Правда, по               
сравнению с паришадом раджа-сабха была более представи-
тельным органом,  и в ряде случаев царю приходилось об-
ращаться за поддержкой к раджа-сабхе.  Источники свиде-
тельствуют,  что даже в периоды особенного усиления мо-
нархической власти  сохранялись  институты  и  традиции
древней политической организации,  которые определенным
образом ограничивали власть царя.  Территория государс-
тва в эпоху Маурьев делилась на провинции. Во главе че-
тырех главных провинций находились царевичи.  Эти  про-
винции  обладали  особым статусом,  в частности немалой
автономией.  Для проверки действий  местных  чиновников
царевичи в главных провинциях посылали специальных инс-
пекторов на управляемые ими территории.  Помимо деления
на  главные  провинции  существовало деление на обычные
провинции (джанапады),  области (прадеши)" округа (аха-
ле).  Низшей  единицей провинциального управления явля-
лась деревня.  Во главе джанапад стояли  крупные  госу-
дарственные чиновники - раджуки.  В главных городах ок-
руга имелись канцелярии, откуда по всему округу посыла-
лись распоряжения. Высокое положение занимали специаль-
ные чиновники по охране границ.  Проводя политику стро-
гой  централизации,  Маурьи вместе с тем не предприняли
ломки многих старых институтов и традиций,  с  которыми
вынуждены были считаться. В государстве сохранились ав-
тономные,  независимые полисы, сохранявшие старую поли-
тическую организацию, но в целом включающиеся в систему
общеимперского управления. Некоторые черты самоуправле-
ния сохранились в эпоху Маурьев и в городах, хотя цент-
ральная власть и стремилась лишить городские советы не-
зависимости.                                           
 4.  Законы Ману                                         
В Древней Индии понятие                                
права как совокупности самостоятельных норм, регулирую-
щих общественные отношения, было неизвестно. Повседнев-
ная жизнь индийцев подчинялась правилам, утверждаемым в
нормах, по своему характеру являвшихся скорее этически-
ми,  чем правовыми. Данные нормы носили ярко выраженный
религиозный характер. Нормы, определяющие поведение лю-
дей в их повседневной  жизни  (дхармы),  содержались  в
сборниках  - дхармашастрах.  Наиболее известной дхарма-
шастрой являются Законы Ману (Манумифический бог). Точ-
ное время составления этих Законов неизвестно.         
Предполагается, что  они появились в период между II в.
до н.э.  и II в.  н.э. Законы Ману состоят из 2685 ста-
тей,  написанных  в форме двустиший (шлок).  Непосредс-
твенно  правовое  содержание   имеют   немногочисленные
статьи,  содержащиеся  в  основном  в  главах VIII и IX
(всего в Законах 12 глав). Главное в Законах Ману- зак-
репление существующего варнового устройства. Здесь под-
робно описывается происхождение варн согласно религиоз-
ному  учению,  указывается  на наследственно-профессио-
нальный характер варн,  определяется назначение  каждой
варны,  привилегии высших варн.  Право собственности. В
период создания Законов Маиу в Индии уже хорошо понима-
ли  разницу между собственностью и владением.  При этом
охране  частной  собственности  уделялось  значительное
внимание. Законы указывают семь возможных способов воз-
никновения права собственности: наследование, получение
в виде дара или находка, покупка, завоевание, ростовщи-
чество, исполнение работы, а также получение милостыни.
Древней  Индии был известен и такой способ приобретения
права собственности,  как давность владения  (10  лет).
При этом подчеркивалось,  что только при законном подт-
верждении человек из владельца превращался в  собствен-
ника.  Приобретать вещь можно было только у собственни-
ка.  Запрещалось доказывать право собственности ссылкой
на добросовестное владение. Если у добросовестного при-
обретателя обнаруживалась украденная вещь,  она возвра-
щалась  прежнему  собственнику.  Среди  основных  видов
собственности Законы  называют  землю.  Земельный  фонд
страны составляли земли царские, общинные, частных лиц.
Не следует рассматривать  царя  как  собственника  всей
земли  в  государстве.  Царь получал налоги с землевла-
дельцев не как собственник земли,  а как суверен, защи-
щающий население страны.  В Законах Ману говорится, что
если царь взимает налоги,  не охраняя, подданных, то он
немедленно  идет в ад;  такой царь называется "крадущим
шестую часть урожая".  За незаконное  присвоение  чужой
собственности (чужого участка земли) накладывался боль-
шой штраф,  присвоившего чужую землю  объявляли  вором.
Вмешиваться в дела собственника запрещалось.  В Законах
Ману говорится,  что,  если несобственник поля засевает
чужое поле своими семенами,  он не имеет права получать
урожай. Лишь сам собственник земли решал вопрос о своей
земле,  которую  он  мог продать,  подарить,  заложить,
сдать в аренду.  Законы Ману охраняют и  движимое  иму-
щество. Наиболее значительным из него было: рабы, скот,
инвентарь.                                             
В Законах Ману упоминается о рассмотрении судебных спо-
ров  о  границах между общинами,  об общинных колодцах,
каналах. При рассмотрении этих споров прежде всего учи-
тывалось мнение родственников и соседней.  Они же имели
право преимущественного приобретения земли. Таким обра-
зом,  община, игравшая значительную роль в общественных
отношениях,  стремилась ограничить частное  землевладе-
ние. Обязательства. Обязательственные отношения получи-
ли в Законах Ману довольно тщательную разработку. В ос-
новном в Законах говорится об обязательствах из догово-
ров.  Наиболее подробно описывается один из  древнейших
договоров  - договор займа.  Закон твердо устанавливает
нерушимость и  преемственность  долговых  обязательств.
Если  должник  не мог уплатить долга в срок,  он должен
был его отработать. При этом кредитор, принадлежавший к
низшей касте,  не мог заставить отрабатывать долг долж-
ника, принадлежащего к высшей касте. Лицо более высоко-
го происхождения, чем кредитор, отдавало долг постепен-
но. Допускалось получение долга с помощью силы, хитрос-
ти,  принуждения. После уплаты долга с процентами долж-
ник становился свободным. В случае смерти должника долг
мог перейти на сына и других родственников умершего.  В
Маурийскую эпоху широко применялся труд свободных наем-
ных работников (кармакаров), поэтому Законы Ману уделя-
ют значительное внимание этому виду договора.  По своей
варновой  принадлежности  наемные  работники в основном
относились к шудрам, но, вероятно, среди них были и ра-
зорившиеся свободные общинники и ремесленники,  принад-
лежавшие к вайшьям. Кармакары, занятые на земледельчес-
ких работах, получали 1/10 урожая, в скотоводстве- 1/10
масла от молока коров,  за которыми ухаживали.  Условия
заключения договора зависели от работодателей. Неиспол-
нение договора влекло штраф,  и жалованье виновному  не
выплачивалось. Если же невыполнение работы было вызвано
болезнью и выздоровев нанявшийся  исполнял  работу,  он
мог  получить  жалованье,  даже спустя долгое время.  В
Древней Индии был известен и договор аренды земли. Этот
договор получил распространение в связи с проникновени-
ем в общину процесса имущественной дифференциации.  Ра-
зоряющиеся общинники,  лишившиеся земли, были вынуждены
арендовать ее.  Договор купли-продажи также упоминается
в Законах Ману.  Договор считался действительным,  если
совершался в присутствии свидетелей,  а в качестве про-
давца выступал собственник вещи. Закон устанавливал оп-
ределенные требования к предмету  договора  и  запрещал
продавать товар плохого качества, недостаточного по ве-
су.  В течение не более чем 10  дней  после  совершения
купли-продажи сделку можно                             
было расторгнуть  без  каких-либо  уважительных причин.
Особенность этого договора для Индии заключалась в том,
что  здесь существовало ограничение торговли людьми,  и
торговля рассматривалась как  занятие  недостойное  для
высших каст. Упоминается в Законах Ману и договор даре-
ния. Устанавливая положения, регулирующие отдельные ви-
ды  договоров,  Законы сформулировали и некоторые общие
для всех правила.  Так,  договор являлся недействитель-
ным, если был заключен пьяным, безумным, ребенком, ста-
рым рабом,  неуполномоченным. Недействительной являлась
сделка,  совершенная с обманом, с принуждением, а также
соглашение,  заключенное в нарушении дхармы, принятой в
деловых отношениях.  Устанавливалось также,  что сделка
расторгается таким же образом, как и заключалась. Зако-
нам  Ману  известны  были и обязательства из причинения
вреда.  В качестве основания для  возникновения  такого
обязательства  указывались порча имущества (потрава по-
севов скотом на огороженном  участке,  потеря  пастухом
животного),  вред, причиненный движением повозки по го-
роду. При этом виновный должен был возместить причинен-
ный ущерб и уплатить штраф царю.  Брачно-семейные отно-
шения.  Для Древней Индии характерна  большая  патриар-
хальная семья. Глава семьи - муж. Женщина полностью за-
висела от своего супруга и  сыновей.  Брак  представлял
собой  имущественную  сделку,  в результате которой муж
покупал себе жену и она становилась его собственностью.
Законы  Ману определяют положение женщины следующим об-
разом: в детстве ей полагалось быть под властью отца, в
молодостимужа, после смерти мужа - под властью сыновей,
ибо "женщина никогда непригодна для самостоятельности".
Законы  Ману прямо требуют от жены почитать своего мужа
как бога,  даже если он лишен добродетели.  Хотя Законы
Ману как высшую дхарму между мужем и женой провозглаша-
ют "взаимную верность до смерти",  муж мог  иметь  нес-
колько жен,  развестись с женой. Жена же не могла поки-
нуть семью, даже если муж ее продал и оставил. Она про-
должала  считаться его женой.  За измену жена подверга-
лась страшным карам, вплоть до смертной казни. Согласно
традиции,  жена  должна была принадлежать той же варне,
что и муж. Мужчинам разрешалось в исключительных случа-
ях  вступать  в брак с женщинами из более низкой варны,
но женщине из высшей варны вступать в брак  с  мужчиной
низшей  группы  запрещалось.  Особенно серьезным грехом
считалась женитьба шудры на брахманке. Также всесильной
была власть отца над своими детьми.                    
Все имущество семьи было ее общим достоянием, но управ-
лялось главой семьи.  После смерти родителей  имущество
либо делилось между сыновьями,  либо оставалось у стар-
шего сына,  становившегося опекуном оставшихся  в  доме
младших братьев. Дочери от наследования устранялись, но
братья должны были выделить им по 114  своей  доли  для
приданого.  Наследования  по  завещанию древнеиндийское
право не знало.  Уголовное право и  процесс.  Уголовное
право,  представленное в Законах Ману, с одной стороны,
отличается довольно высоким для своего времени  уровнем
развития,  что  проявляется  в  указании  на формы вины
(умысел и неосторожность), на рецидив, на соучастие, на
тяжесть  преступления  в  зависимости от принадлежности
потерпевшего и виновного к определенной варне. С другой
стороны. Законы отражают сохранение пережитков старины,
о чем свидетельствует сохрангние принципа талиона,  ор-
далии,  ответственности общины за преступление,  совер-
шенное на ее территории,  если  преступник  неизвестен.
Среди преступлений, называемых Законами Ману, на первом
месте стоят государственные.  В качестве примера  можно
назвать  службу  врагам царя,  поломку городской стены,
городских ворот.  Полного перечня этого вида преступле-
ний Законы не дают, что характерно для всех древних ко-
дификаций. Более подробно Законы описывают преступления
против собственности и против личности.  Среди имущест-
венных преступлений  Законы  большое  внимание  уделяют
краже,  призывая царя к обузданию воров.  Следует отме-
тить, что Законы четко различают кражу как тайное похи-
щение имущества от грабежа,  совершаемого в присутствии
потерпевшего и с насилием к нему.  Меры,  применяемые к
вору,  зависели  от  того,  был ли он задержан на месте
преступления или нет,  совершена кража днем или  ночью.
Пойманного с краденым и с воровским инструментом Законы
предписывали казнить не колеблясь.  Воров,  совершающих
кражу ночью,  следовало,  отрубив обе руки, посадить на
кол.  При первой краже вору отрезали  два  пальца,  при
второй  -  руку  и  ноги,  третья кража влекла за собой
смертную казнь.  Наказание несли также  лица,  видевшие
кражу,  но не сообщившие о ней. Укрыватель вора нес та-
кое же наказание, как если бы он сам украл. Законы Ману
осуждали всякое насилие,  совершенное над личностью,  и
считали насильника худшим злодеем, чем ругателя, вора и
ударившего палкой.  К насилию относилось и убийство,  и
телесные повреждения. Умышленное убийство влекло за со-
бой смертную казнь.                                    
Убийство при защите себя,  охране жертвенных даров, за-
щите женщин и брахманов (необходимая оборона) не  нака-
зывалось.  Довольно много статей направлено на укрепле-
ние семейных отношений.  Законы  устанавливали  суровое
наказание за прелюбодеяние,  за посягательство на честь
женщины. Законы Ману определяли наказание как силу, ко-
торая  правит людьми и охраняет их,  предписывая приме-
нять наказание с учетом всех  обстоятельств  совершения
преступления,  степени осознанности его. Несправедливое
наказание "лишает неба в другом мире". Вместе с тем при
определении наказания за телесные повреждения и оскорб-
ления довольно ярко видна классовая сущность  древнеин-
дийского права, поскольку наказание зависело от принад-
лежности виновного и потерпевшего к определенной варне.
Среди  видов  наказания  следует назвать смертную казнь
(для брахмана она заменялась бритьем головы) в  различ-
ных  вариантах:  посажение на кол,  сожжение на кровати
или костре,  утопление,  затравливание собаками и  др.;
членовредительские  наказания (отрезание пальцев,  рук,
ног); штрафы, изгнание, тюремное заключение - это дале-
ко не полный перечень наказаний.  Кровная месть в Зако-
нах не упоминается,  видимо, в то время она уже не при-
менялась.  Законы Ману дают общее представление об уго-
ловном процессе того времени.  Отделения суда от  адми-
нистрации не существовало.  Верховный суд вершил царь с
брахманами.  Не было различия между уголовным  и  граж-
данским процессом.  Процесс носил состязательный харак-
тер. Законы называют поводы для рассмотрения исков: не-
уплата долга,  заклад, продажа чужого, соучастие в объ-
единении, неотдача данного; неуплата жалованья, наруше-
ние соглашения, отмена договора купли-продажи, спор хо-
зяина с пастухом,  спор о границе,  клевета и оскорбле-
ние,  кража, насилие, прелюбодеяние; раздел наследства,
игра в кости и битье об заклад.  Всего восемнадцать по-
водов судебного разбирательства.  Дела тяжущихся сторон
рассматривались, следуя порядку варн. Основным источни-
ком доказательств служили свидетельские показания.  За-
коны весьма детально регламентируют  их  использование.
Ценность  показаний соответствовала принадлежности сви-
детеля к определенной варне.  Лжесвидетельство, несооб-
щение  суду известных сведений считались тяжким грехом.
В качестве свидетеля не могли выступать  заинтересован-
ные  лица  и женщины "вследствие непостоянства женского
ума".  При отсутствии свидетелей в качестве доказатель-
ств применялись ордалии различных видов:  испытание ог-
нем, весами, водой и некоторые другие.                 
ГЛАВА 4 ДРЕВНИЙ КИТАЙ 
 1.  Государство Шан (Инь) Исто-                
рия Древнего Китая делится на четыре периода, каждый из
которых связан с правлением определенной династии. Пер-
вый период- Шан (Инь) - продолжался с XVIII в.  до н.э.
до XII в.  до н.э.  Второй период - Чжоу - с XII в.  до
н.э. до 221 г. до н.э. Третий период - царство Цинь - с
221 г.  до н.э.  до 207 г.  до н.э.  Четвертый  период-
царство Хань - с 206 г.  до н.э. до 220 г. н.э. Четвер-
тый период характеризуется  перерастанием  рабовладель-
ческого  государства  в феодальное.  Согласно китайским
преданиям,  возникновение государства в  Древнем  Китае
связано с покорением в XVIII в. до н.э. племени ся пле-
менем шан. Стоявший в то время во главе племени шан Чэн
Тан основал династию, получившую название Шан. Это наз-
вание затем было принято в качестве  названия  правящей
династии государства.  В более позднее время, после па-
дения династии Шан,  ее,  а также государство  в  целом
стали обозначать иероглифом "инь". Поэтому первый пери-
од в истории Древнего Китая имеет два названия - Шан  и
Инь. Чэн Тан стал первым китайским царем (ваном). Таким
образом,  особенность образования государства  в  Китае
заключается в том,  что процесс перехода от первобытно-
общинного строя к классовому обществу был активизирован
покорением  одного народа другим.  Органы первобытнооб-
щинного строя не были приспособлены для управления  за-
воеванным народом.  С этой целью был создан специальный
государственный аппарат.  В этот период завершился  на-
чавшийся в эпоху,  предшествующую Иньскому царству, пе-
реворот в социальных  отношениях.  Общественный  строй.
Иньское общество и государство были рабовладельческими.
Господствующий класс складывался  из  иньской  светской
аристократии,  жреческой знати и аристократии подчинен-
ных племен. В зависимости от близости к царю и от зани-
маемой  должности  светской  аристократии присваивались
титулы,  дававшие определенные  привилегии.  Социальное
положение  определялось  также  земельными владениями и
наличием рабов.  Рабами могли владеть как частные лица,
так и государство. Источниками рабства являлись: захват
пленных на войне, продажа в рабство за долги, обращение
в рабство за некоторые преступления, получение рабов от
подчиненных племен в качестве дани. Рабы находи-       
лись на  положении скота.  Они не могли иметь ни семьи,
ни имущества.  Значительную часть населения  составляли
свободные  общинники.  Община играла большую роль в об-
щественных отношениях иньского времени. Общинное земле-
пользование  было  организовано  по системе "колодезных
полей". Все земли делились на две категории: обществен-
ное поле и частные поля.  Общественное поле обрабатыва-
лось совместно всей общиной,  весь урожай поступал ста-
росте общины и в конечном итоге посылался царю. Частные
поля находились  в  индивидуальном  пользовании  семьи.
Урожай  с  этих полей шел на прокормление свободных об-
щинников.  Частные поля,  однако, не являлись собствен-
ностью  их держателей.  Земля рассматривалась как госу-
дарственная собственность и находилась  в  распоряжении
царей. В частной собственности в данный период были ра-
бы, дома, орудия труда.                                
Государственный строй.  Государственный строй на раннем
этапе  сохраняет пережитки родоплеменной военной демок-
ратии.  В дальнейшем  наблюдается  монополизация  царем
всей  полноты  власти.  Старейшины шан-инь из племенных
вождей превратились  в  единоличных  правителей.  Среди
подданных  укреплялось представление о них,  как о "сы-
новьях Неба",  получивших власть по  воле  божественных
сил.  Царь  был  первым и самым крупным рабовладельцем,
верховным военным вождем,  высшим судьей и первосвящен-
ником.  Религия представляла в глазах народных масс его
божественное происхождение.  Царь возглавлял  государс-
твенный аппарат, на высшие должности в котором назначал
своих близких родственников. Более мелкие должности за-
нимали профессиональные чиновники:  писцы, сборщики на-
логов,  судьи и т.п. Должностные лица подразделялись на
три  основные категории:  высшие гражданские чиновники;
военные чиновники; всевозможные советники, прорицатели.
Существовали  такие  неотъемлемые атрибуты государства,
как армия и тюрьмы.  В XII в.  до н.э.  государство Шан
(Инь) переживает агонию, вызванную обострением внутрен-
них противоречий.  В то же время укрепляет свои силы  и
расширяет владения племя чжоу, находившееся под властью
иньских ванов.  Под руководством чжоу объединяется  ряд
племен для борьбы против Иньского государства. В 1076г.
до н.э.  племена чжоу нанесли поражение иньской  армии.
Государство Шан пало.  На смену ему пришло царство, ос-
нованное племенем чжоу,  по имени  которого  называется
новый большой период в истории Древнего Китая.        
2.Государство Чжоу                                    
Время правления династии Чжоу делится                  
 на три периода: период Западного Чжоу(1122-742 до н.э.).
Восточного Чжоу  (770-403  до  н.э.),  период  "воюющих
царств" (403-221 до н.э.).  Период Западного Чжоу отме-
чен более высокой  ступенью  развития  производительных
сил,  увеличением численности рабов, развитием крупного
землевладения.  Укрепляется рабовладельческое государс-
тво,  усложняется  его  структура.  Общественный строй.
Господствующее положение в обществе  занимала  рабовла-
дельческая аристократия,  к которой относилась чжоуская
наследственная и военная знать,  часть иньской рабовла-
дельческой  аристократии,  уцелевшая  после  покорения.
Собственником земли по-прежнему был царь (ван). Он рас-
поряжался землей, жалуя и отбирая ее. Развивалось круп-
ное землевладе-                                        
ние. Рабовладельческая аристократия свободно распоряжа-
лась своими владениями - судя по имеющимся данным, зем-
лю можно было отчуждать, сдавать в аренду, закладывать.
В этот период появляется тенденция к превращению владе-
ний  в частную земельную собственность,  хотя формально
во владении землей сохраняется зависимость от воли  ца-
ря.  В дальнейшем, с ослаблением власти чжоуских царей,
происходит превращение права крупных рабовладельцев  на
владение землей в право собственности на землю. Большую
роль в период Западного Чжоу продолжало играть общинное
землепользование.  Сохранилась  упомянутая выше система
"колодезных полей". В целом земледельцы (нунфу) влачили
жалкое существование. Многие из них переходили в разряд
безземельных арендаторов.  В  самом  низу  общественной
лестницы  находились рабы,  число которых увеличивалось
за счет военнопленных,  завоеванного мирного населения,
государственных преступников. При этом возрастало число
частных рабов. Рабский труд широко использовался в раз-
личных отраслях хозяйства.  Государственный строй. Вер-
ховная власть находилась в руках  наследственного  царя
(вана).  В  царстве Чжоу существовала дворцовая система
управления:  дворцовые служащие являлись одновременно и
должностными лицами.  Она включала в себя большое коли-
чество чиновников,  имеющих самую разнообразную  компе-
тенцию:  чиновник,  ведающий конюшнями вана, писец, на-
чальник царского архива,  хранитель царской сокровищни-
цы,  чиновник,  следящий за ритуалом,  и т.д. Государс-
твенный аппарат складывался из приближенных личных слуг
вана,  а  иногда  и  доверенных рабов.  Высший сановник
(сян) возглавлял государственный аппарат.  Сян был гла-
вой  административного  аппарата и ближайшим помощником
вана по управлению страной. Высшие чиновники (дафу) де-
лились натри разряда:  старшие,  средние,  младшие.  По
преданию,  царь Чэн ван (1115-1079 до н.э.)  осуществил
организацию  и  укрепление  государственного  аппарата.
Главными советниками царя являлись "три гуна": "великий
наставник",  "великий  учитель" и "великий покровитель"
(из их числа назначался сян).  Кроме того  значительную
роль  в  государстве играли три управителя:  один ведал
культом, другой возглавлял ведомство общественных работ
(в  его ведении находились земельный фонд и ирригацион-
ная система),  третий ("великий начальник лошадей") уп-
равлял военным ведомством.  Видную роль в Западном Чжоу
играли жрецы и гадатели. Существовали должности верхов-
ного жреца и "великого гадателя".                      
Армия не  была  полностью  постоянной.  Она состояла из
двух частей:  небольших кадровых отрядов  и  ополчения,
собираемого во время войны. Централизованного государс-
тва в течение всего периода Чжоу не существовало,  и  в
непосредственном  управлении  вана находилась лишь сто-
личная область. Остальная территория страны управлялась
владетельными князьями - чжухоу.  В данный период окон-
чательно установилась созданная еще в эпоху Инь  иерар-
хическая система княжеских титулов,  состоявшая из пяти
категорий: гун, хоу, бо, цзи, инань. Правители получали
свою  территорию  из  рук чжоуского царя и были обязаны
являться ко двору в определенные сроки. Это подчеркива-
ло  их зависимость от царя.  Территория княжества дели-
лась на более мелкие административные единицы,  сложив-
шиеся  на базе прежнего родоплеменного деления.  Низшей
административно-территориальной единицей являлась сель-
ская община. Судя по имеющимся данным, устройство сель-
ских общин было неодинаково в различных княжествах. На-
иболее типичным было следующее: пять семейств составля-
ли соседскую общинулинь,  пять таких  общин  составляли
деревню-  ли,  четыре ли образовывали "клан" цзу,  пять
цзу составляли группу - дан, пять дан составляли округ-
чжоу,  пять чжоу образовывали сян.  Во главе сяна стоял
управитель - цин.  Самой низшей  была  административная
должность старосты сельской общины. В IX в. до н.э. ос-
лабляются связи центральной власти с правителями  зави-
симых княжеств. Правители княжеств прекращают свои при-
езды ко двору, не присылают дани. Усиление эксплуатации
влечет  недовольство  народных масс.  Неудачные войны с
кочевниками вносят свой вклад в развал Западного  Чжоу.
Страна  распадается  на ряд самостоятельных государств.
Чжоуские цари превратились в правителей небольшого вла-
дения - Восточного Чжоу.  Период Восточного Чжоу харак-
теризуется крупными изменениями в экономической и поли-
тической  жизни  страны.  Развитие  ремесел  и торговли
обусловливает возрастание роли купечества в  обществен-
ной  жизни.  Происходит  утрата наследственной рабовла-
дельческой знатью своих родовых земельных владений, ко-
торые переходят в руки военачальников,  служилых людей,
купцов. Это приводит к упадку наследственного землевла-
дения  родовой  аристократии и укреплению частной собс-
твенности рабовладельцев на  землю.  В  руках  служилой
знати  сосредоточиваются  значительные земельные владе-
ния. Крупное землевладение образуется не только за счет
пожалований за постоянную службу и особые заслуги, но и
за счет насильственных захватов сильными у  более  сла-
бых.                                                   
Развитием крупного  землевладения  отмечен  и следующий
период в  истории  Китая  -  период  Чжаньго  ("воюющих
царств"). Одновременно разрушается общинное землевладе-
ние старого типа (системы "колодезных полей").  Один из
первых  ударов  по  общинному землевладению был нанесен
введением земельного налога:  вместо обработки общинных
полей земледельцы должны были уплачивать налог со своей
земли.  С момента уничтожения монархии  Западного  Чжоу
единого  государства не существовало.  Страна распалась
на множество самостоятельных государств,  которые  вели
между  собой  ожесточенную борьбу;  в процессе ее более
слабые государства поглощались более сильными.  В IV в.
до н.э. происходит усиление царства Цинь, которое выхо-
дит победителем из борьбы с другими царствами и  в  III
в. до н.э. основывает новое Циньское царство.          
3.Государство Цинь                                     
Созданию сильного централизованного                    
государства Цинь способствовали реформы Шан Яна-санов- 
ника Циньского- государства.  Эти реформы заключались в
следующем.  Была узаконена свободная купля-продажа зем-
ли,  что нанесло удар общинному  землевладению.  Распад
общины  также  ускорял закон о принудительном дроблении
больших семей.  В целях централизации государства  было
проведено  новое административное деление по территори-
альному принципу.  Изменилась система взимания налогов:
новый налог определялся количеством обрабатываемой зем-
ли. Было перевооружено и реорганизовано войско, создано
18  степеней знатности за военные заслуги.  Эти реформы
ознаменовали переход к развитому рабовладельческому го-
сударству. Жизнь в государстве подчинялась общим прави-
лам. Император ввел единые письменные знаки, упорядочил
меры веса и длины, утвердил обязательные для всех зако-
ны,  даже обрядовая утварь и  оружие  изготовлялись  по
единому  образцу.  Строгое соблюдение законов считалось
первостепенным условием порядка в стране. Сильное цент-
рализованное государство Цинь сумело подчинить себе ос-
тальные китайские государства,  и в результате была об-
разована огромная империя. Главой государства был импе-
ратор (хуанди).  В его руках сосредоточивалась вся пол-
нота законодательной, исполнительной и судебной власти.
Управление империей осуществлял разветвленный государс-
твенный аппарат,  в состав которого входили десятки ты-
сяч чиновников. Во главе аппарата управления стояли ле-
вый и правый ченсяны (министры). Заместителями ченсянов
были секретари. К высшим государственным чиновникам от-
носились начальник дворцовой стражи, чиновник, ведавший
культом предков императора, чинов-                     
ник, ведавший вопросами внешних сношений.  Большую роль
в деятельности государственного аппарата играли импера-
торские  советники.  После  завоевания  древнекитайских
царств  в империи были проведены административная,  аг-
рарная,  финансовая и военная реформы по образцу реформ
Шан Яна. Границы прежних царств были уничтожены. Огром-
ную территорию разделили на 36 областей, которые в свою
очередь делились на уезды, уезды - на волости, а волос-
ти - на тин (низшая административная единица). Во главе
каждой  области  стояли  два управителя - представители
военной и гражданской власти,  которые  назначались  из
столицы  и  в любой момент могли быть смещены императо-
ром.  Прежняя аристократия была поставлена под строжай-
ший надзор имперских чиновников. Старые аристократичес-
кие титулы были уничтожены.  Критерием знатности  стали
богатство и государственные заслуги. Были введены очень
суровые законы,  каравшие за малейшие проступки. Чинов-
ники  в своей деятельности руководствовались твердо ус-
тановленными едиными законами.  Государственный аппарат
этого периода отличался громоздкостью,  сложностью,  на
службе состояла огромная масса чиновников.  Проведенные
реформы ненадолго сплотили государство.  Из-за глубоких
социальных противоречий вспыхивали восстания,  наиболее
мощное  из  которых в 209 г.  до н.э.  привело к гибели
диньской монархии.  К власти пришла  новая  династия  -
Ханьская.                                             
 4. Государство Хань                                    
 Основателем новой ди-                                  
настии был сельский староста Лю Бан,  один из руководи-
телей восстания.  В начале своего правления он осущест-
вил ряд реформ, направленных на смягчение положения ра-
бов и крестьян (были освобождены многие рабы,  уменьшен
поземельный налог и т.д.).  Однако эти реформы не оста-
новили роста рабовладения и крупного частного землевла-
дения - основных причин,  порождающих социальные проти-
воречия. Положение народных масс спустя некоторое время
вновь ухудшилось.  В конце I  в.  до  н.э.  императором
Ай-ди был принят указ об ограничении количества рабов и
земли у крупных собственников: никто не мог иметь земли
больше  138  га,  рабов - от 30 до 200 в зависимости от
социального положения собственника. Структура централь-
ного  и  местного  государственного  аппарата  осталась
прежней.  Стремления царской власти были направлены  па
централизацию страны.  Этому способствовало новое адми-
нистративное деление Китая.  Страна была поделена на 13
крупных округов, возглавляемых наместниками императора-
окружными ревизорами,                                  
осуществлявшими контроль  за  местной   администрацией.
Увеличилось число областей,  округов,  уездов. Во главе
областей и уездов стояли три назначаемых из центра  чи-
новника: правитель и его помощники по гражданским и во-
енным делам. Деятельность местной администрации контро-
лировалась  инспекторами  из центра.  Более решительная
попытка смягчить классовые противоречия реформами свер-
ху была предпринята Ван Маном,  который в 8 г. н.э. со-
вершил дворцовый переворот и захватил власть.  В  9  г.
н.э.  он провозгласил себя императором "новой" династии
и объявил о намерении  проводить  политику  решительных
реформ. Идейными вдохновителями реформы были конфуциан-
цы. Сущность реформ сводилась к следующему. Запрещалась
купляпродажа  земли,  все земли были объявлены "царски-
ми"; одновременно восстанавливалась древняя система об-
щинного землевладения. Была запрещена купля-продажа ра-
бов.  Но ведя борьбу против частного рабовладения,  Ван
Ман  не  только  не сделал попыток ограничить государс-
твенное рабовладение,  но пытался  обосновать  законное
право государства владеть рабами. Численность государс-
твенных рабов увеличилась. Из них стали формировать ар-
мии. Неоднократно проводились денежные реформы, введены
новые  налоги,  учреждены  особые  управления,  которые
должны  были регулировать рыночные цены и регламентиро-
вать ссудный процент. Все это способствовало сосредото-
чению всех источников доходов,  в частности, значитель-
ной части ссудных операций в руках государства. Ван Ман
стремился к тому, чтобы создать сильную бюрократическую
империю. Был увеличен государственный аппарат, установ-
лена  продажа должностей.  Государственные служащие для
занятия должности сдавали экзамен,  причем  они  должны
были  в  совершенстве  знать учение Конфуция.  Эти меры
подрывали могущество старой родовой и чиновничьей знати
и  обеспечивали  доступ  к  государственному управлению
разбогатевшим купцам,  ремесленникам, незнатным землев-
ладельцам.  За  нарушение  "новых законов" были введены
суровые наказания,  и десятки тысяч людей были  казнены
или превращены в государственных рабов.  Но реформы Ван
Мана не дали желаемого результата.  Они не ослабили, а,
напротив,  углубили и обострили классовые противоречия,
привели к разрушению экономики  страны.  Доведенное  до
отчаяния население в 18 г.  н.э. подняло восстание, из-
вестное под названием восстания "Краснобровых". В пери-
од  успехов к восставшим примкнули представители сверг-
нутой Ван Маном ханьской династии, стремившиеся восста-
новить свою власть. В 23 г. н.э. ханьская династия.    
вернувшись на  престол,  отменила  указы и распоряжения
Ван Мана. Экономика страны стала стабилизироваться. Су-
щественные  изменения произошли в государственном аппа-
рате. Функции по управлению страной были разделены меж-
ду пятью ведомствами,  при императоре создан высший со-
вещательный орган - императорский совет.  Во второй по-
ловине II в.  н.э. борьба политических группировок при-
вела к глубокому политическому  кризису.  Хозяйственная
система страны пришла в упадок. В 184 г. мощное восста-
ние "Желтых повязок" охватило страну. Оно было подавле-
но  ценой огромного напряжения сил - погибла значитель-
ная часть населения,  запустели земли,  были  разрушены
некоторые  крупные  города.  В результате мощных ударов
восстаний пала единая Ханьская империя.  В 220  г.  она
распалась  на  три царства.                           
   5.  Основные черты права Древнего Китая                  
 Если верить преданиям,  уже в  Х  в.  до               
н.э.  чжоуским Му-ваном было разработано уложение о на-
казаниях.  Эта кодификация насчитывала якобы 3000  ста-
тей.  В  Уложении  говорилось о смягчающих и отягчающих
обстоятельствах,  различались неосторожные и умышленные
деяния. По всей вероятности Уложение представляло собой
запись отдельных судебных решений и  закрепляло  прежде
всего нормы обычного права. Период Чжаньго отмечен бур-
ным развитием законодательной деятельности. В идеологии
этого  времени  господствовали  два течения,  оказавшие
большое влияние на развитие права:  конфуцианство и ле-
гизм.  Философское учение конфуцианства признавало пре-
обладающее значение  норм  морали  над  нормами  права,
отождествляя право с уголовным законом. Легисты, напро-
тив,  придавая большое значение правовым нормам,  пыта-
лись  распространить  их  действие на все случаи жизни,
проповедовали равенство всех перед законом,  неотврати-
мость  наказания для всех лиц,  выдвигали идею сильного
государства. Одним из ведущих представителей этой школы
Лу Куем была написана "Книга законов",  рассматривавшая
различные преступления и наказания.  Конец рабовладель-
ческого периода в истории Китая отмечен многочисленными
сборниками права.  Право собственности.  В периоды Инь,
Западного Чжоу земля считалась собственностью вана,  на
полученные в дар земли приближенные  имели  лишь  право
пользования. В период Западного Чжоу намечается тенден-
ция к превращению владений в частную  собственность.  С
середины I в.  до н.э.  в ряде царств стали совершаться
торговые сделки с землей. Период Цинь отмечен интенсив-
ным развитием                                          
частнособственнического землевладения за счет перерасп-
ределения земельного фонда и перехода его в руки  новой
знати.  Помимо земли важнейшим объектом права собствен-
ности были рабы.  В период Инь рабы находились на поло-
жении  скота.  Они  считались государственной собствен-
ностью и, хотя находились во владении частных лиц, куп-
ли-продажи  еще не было.  Во времена Чжоу стал возможен
обмен, покупка раба. В V-Ш вв. до н.э. существовали две
категории  рабов:  государственные  и  частные,  причем
частное рабовладение играет все большую роль. Для пери-
ода  Цинь характерна широкая и свободная торговля раба-
ми. Обязательства. Древнекитайскому праву были известны
различные виды договоров.  Одним из первых является до-
говор мены,  который постепенно по значимости  уступает
место  договору  куплипродажи.  При совершении торговых
сделок требовалось  заключение  договора  в  письменной
форме и, кроме того, уплачивалась пошлина. Довольно ши-
рокое распространение получил договор  дарения:  земли,
рабов,  колесниц,  оружия и другого имущества. В период
Чжоу был известен договор займа,  развивается ростовщи-
чество.  Договор  займа  оформлялся долговой распиской.
Были известны отсрочка платежа, внесение залога, выдача
письменных обязательств. Развитие договора займа приве-
ло к появлению долгового рабства. В V-Ш вв. до н.э. до-
вольно часто заключался договор аренды земли.  К III в.
до н.э.  относятся сведения о договоре  личного  найма.
Брачно-семейные отношения. Для Древнего Китая характер-
на большая патриархальная семья  с  абсолютной  властью
отца,  с многоженством,  культом предков.  Женщина пол-
ностью зависела от власти мужа,  личного  имущества  не
имела,  права  женщин  в  наследовании были ограничены.
Брак заключали родители. Уголовное право и процесс. Пе-
речень преступлений, называемых источниками, огромен. В
эпоху Чжоу насчитывалось 3 000 различных  преступлений.
Среди них государственные (мятеж, заговор), религиозные
(шаманство, выбрасывание золы на улицу), против личнос-
ти (убийство,  нанесение телесных повреждений),  против
собственности (кража, грабеж, убой чужого скота), воин-
ские  (неявка  к  установленному  сроку на место сбора,
непроявление мужества воином).  Как преступления  расс-
матривались отказ от уплаты налога,  пьянство,  которое
влекло за собой смертную казнь.  Длительное  время  су-
ществовала кровная месть. В условиях обострения классо-
вой борьбы этот обычай вытесняют система телесных нака-
заний и широкое применение смертной казни, осуществляе-
мой непосредственно органами государственной власти.   
Виды наказаний в различные периоды незначительно  отли-
чались друг от друга. В Иньском государстве применялось
битье палками,  отрезание носа.  поджаривание на  огне,
разрубание на мелкие части,  обезглавливание, закапыва-
ние живым в землю,  отрубание руки,  ноги,  выкалывание
глаз.  В  Уложении  Му-вана (период Чжоу) выделены пять
основных наказаний: "мосин" (клеймо тушью на лице) при-
менялось за 1 000 различного рода провинностей;  "исин"
(отрезание носа) - также за 1 000 различных  провиннос-
тей;  "фэйсин"  (отрезание  ног) - за 500 провинностей;
"чужин" (кастрация  для  мужчин  и  превращение  в  ра-
бынь-затворниц женщин)- за 300 провинностей;  "данисин"
(отрубание головы) - за 200 провинностей.  Кроме  пере-
численных  в  кодексе  наказаний указаны битье палками,
удары плетью,  отрезание ушей и др.  От наказания можно
было откупиться. Во времена Цинь устрашение окончатель-
но становится основной целью наказания. Широко применя-
ется смертная казнь в самых разнообразных видах. Суд не
был отделен от администрации, судебные функции выполня-
ли  многочисленные представители государственного аппа-
рата. Верховным судьей являлся император. На местах су-
дили  представители местной администрации.  Имелись чи-
новники,  обязанные  разыскивать  преступников,   вести
борьбу с ворами и разбойниками, начальники тюрем, лица,
приводившие в исполнение судебные  решения.  В  периоды
Инь и Западного Чжоу процесс носил обвинительносостяза-
тельный характер. В случаях совершения преступлений ра-
бами имели место элементы розыскного процесса.  Позднее
этот вид процесса применяется все шире, вытесняя состя-
зательный.                                             

К титульной странице
Вперед
Назад
Реклама