Статья 43.  Президент империи избирается на  7  лет.
Переизбрание допускается. До истечения срока президент:
империи может  быть  смещен  народным  голосованием  по
предложению  рейхстага.  Для постановления рейхстага об
этом тре-                                              
буется большинство - 2/3 - голосов. Постановлением этим
президент империи отстраняется от дальнейшего  исполне-
ния должности. Отклонение народным голосованием предло-
жения о смещении считается переизбранием  и  влечет  за
собою роспуск рейхстага.                               
   Президент империи не может быть подвергнут уголовно-
му преследованию без согласия рейхстага.               
   Статья 45.  Президент империи представляет империю в
международноправовых отношениях.  Он заключает от имени
империи союзы и иные договоры с иностранными  государс-
твами. Он аккредитует и принимает посланников.         
   Объявление войны  и заключение мира совершаются пос-
редством имперского закона.                            
   Союзы и договоры с иностранными государствами, отно-
сящиеся к предметам имперского законодательства, нужда-
ются в согласии рейхстага.                             
   Статья 46.  Президент империи назначает и  увольняет
имперских чиновников и офицеров,  поскольку в законе не
постановлено иначе. Он может предоставить осуществление
права назначения и увольнения другим властям.          
   Статья 47.  Президенту империи принадлежит верховное
командование всеми вооруженными силами империи.        
   Статья 48.  Если какая-нибудь область  не  выполняет
обязанностей,  возложенных  на нее конституцией или им-
перскими законами,  то президент империи может понудить
ее к этому с помощью вооруженной силы,                 
   Если в пределах Германской империи серьезно нарушены
общественная безопасность и  порядок  или  если  грозит
серьезная опасность такого нарушения,  то президент им-
перии может принимать меры,  необходимые для восстанов-
ления общественной безопасности и порядка, в случае на-
добности с помощью вооруженной силы.  С этой  целью  он
может  временно приостанавливать полностью или частично
гарантии основных прав,  данные ст.ст.  114,  115, 117,
118 123, 124 и 153.                                    
   О всех  мерах,  принятых на основании разделов 1 и 2
этой статьи,  президент империи должен немедленно дово-
дить до сведения рейхстага. Эти меры подлежат отмене по
требованию рейхстага.                                  
   В случае опасности промедления  правительство  одной
из областей может принять на своей территории временные
меры,  соответствующие указанным в разделе 2.  Эти меры
подлежат  отмене  по  требованию президента империи или
рейхстага...                                           
   Статья 50.  Все приказания и распоряжения президента
империи, в том числе в отношении вооруженных сил, дейс-
твительны лишь после скрепы их рейхсканцлером или соот-
ветствующим имперским министром. Скрепа означает приня-
тие ответственности.                                   
   Статья 52.  Имперское правительство состоит из рейх-
сканцлера и имперских министров.                       
   Статья 53. Рейхсканцлер и по его предложению имперс-
кие министры назначаются и увольняются президентом  им-
перии.                                                 
   Статья 54.  Рейхсканцлер и имперские министры нужда-
ются для отправления своих должностей в  доверии  рейх-
стага.  Каждый  из  них должен подать в отставку,  если
рейхстаг определенным постановлением лишает  его  дове-
рия.                                                   
   Статья 55. Рейхсканцлер председательствует в имперс-
ком правительстве и руководит  его  делами  по  наказу,
принятому  правительством и одобренному президентом им-
перии.                                                 
   Статья 56.  Рейхсканцлер  устанавливает  руководящие
линии  политики  и  несет  за это ответственность перед
рейхстагом.  В пределах этих положений каждый имперский
министр  самостоятельно  ведает  вверенной ему отраслью
под своей ответственностью перед рейхстагом.           
   Статья 58.  Имперское правительство  принимает  свои
решения большинством голосов. При равенстве голосов ре-
шает голос председательствующего.                      
   Статья 59. Рейхстаг имеет право возбуждать перед го-
сударственным судом Германской империи обвинения против
президента империи, рейхсканцлера и имперских министров
в  том,  что они преступно нарушили конституцию или им-
перский  закон.  Предложение  о  возбуждении  обвинения
должно  быть  подписано не менее чем 100 член-ами рейх-
стага и нуждается в  согласии  большинства,  потребного
для изменений конституции. Подробности определяются им-
перским законом о государственном суде. 
               
Отдел четвертый
 Рейхсрат 
   Статья 60. Для представительства германских областей
в  законодательстве  и  управлении  империи  образуется
рейхсрат.                                              
   Статья 61. В рейхсрате каждая область имеет по край-
ней мере один голос.  Более крупные области получают по
одному голосу на 700 тыс.  жителей.  Излишек, равный по
крайней  мере 350000 жителей,  считается за 700000.  Ни
одна область не может быть представлена более  чем  2/5
всех голосов.                                          
   (Немецкая Австрия  по присоединении своем к Германс-
кой империи получает право участия в рейхсрате с числом
голосов,  соответствующим численности ее населения.  До
тех пор                                                
представители Немецкой Австрии пользуются совещательным
голосом)3.                                             
   Число голосов устанавливается рейхсратом заново вся-
кий раз после производства всеобщей переписи.          
   Статья 63.  Области  будут  представлены в рейхсрате
членами своих правительств.  Однако  половина  прусских
голосов  предоставляется  представителям провинциальных
управлений Пруссии, согласно ее закону.                
   Области имеют  право  посылать  в  рейхсрат  столько
представителей, сколько имеют голосов.                 
   Статья 65. В рейхсрате и его комиссиях председатель-
ствует член имперского правительства.  Члены имперского
правительства  имеют право - а в случае требования обя-
заны - участвовать в заседаниях рейхсрата и его  комис-
сий.  Во время прений их должно выслушивать всякий раз,
как они потребуют этого.                               
   Статья 66. Имперское правительство, равно как и каж-
дый член рейхсрата,  управомочено вносить предложения в
рейхсрат...                                            
   При голосовании решает простое большинство  голосую-
щих.                                                   
   Статья 67.  Рейхсрат  должен постоянно держаться им-
перскими министерствами в курсе имперских дел. К обсуж-
дению  важных  вопросов  имперские  министерства должны
привлекать соответствующие комиссии рейхсрата.
         
Отдел пятый
   Имперское законодательство     
   Статья 68.  Законопроекты  вносятся  либо  имперским
правительством, либо по инициативе членов рейхстага.   
   Имперские законы издаются рейхстагом.               
   Статья 69.  Внесение законопроектов имперским прави-
тельством требует согласия рейхсрата.  Если  между  им-
перским  правительством и рейхсратом не состоялось сог-
лашение,  то  имперское  правительство  все-таки  может
внести  законопроект,  но  обязано при этом представить
отдельное мнение рейхсрата.                            
   Если рейхсрат  принимает  законопроект,  который  не
одобрен имперским правительством,  то последнее обязано
внести его в рейхстаг с изложением своей точки зрения. 
   Статья 70. Президент империи обязан облекать в долж-
ную форму законы, принятые сообразно конституции, и об-
народовать их в "Reichsgesetzblatt"4 в месячный срок.  
   
3 Выделенный скобками раздел  отменен  по  настоянию
Антанты как противоречащий статье 80 Версальского дого-
вора.                                                  
   4 Reichsgesetzblatt - периодическое издание,  публи-
ковавшее законы Германской империи,  а затем Веймарской
республики.                                            
Статья 73.  Закон,  принятый рейхстагом, должен быть до
опубликования поставлен на народное голосование, если о
том постановит президент империи в течение месяца.     
   Закон, опубликование   которого  было  отсрочено  по
предложению по крайней мере 1/3 членов рейхстага,  дол-
жен быть поставлен на народное голосование,  если этого
потребует 1/12 имеющих право голоса граждан.           
   Народное голосование, далее, должно иметь место, ес-
ли 1/10 имеющих право голоса граждан берет почин внесе-
ния какого-нибудь законопроекта. В основу народной ини-
циативы должен быть положен разработанный законопроект.
Правительство должно представить его рейхстагу с  изло-
жением своего мнения.  Народное голосование не произво-
дится,  если требуемый законопроект  принят  рейхстагом
без изменения.                                         
   По поводу бюджета, налоговых законов и оплаты служа-
щих народное голосование может быть произведено  только
по почину президента империи.                          
   Порядок производства  народного голосования и народ-
ной инициативы устанавливается имперским законом.      
   Статья 74. Рейхсрат имеет право опротестования зако-
нов, принятых рейхстагом.                              
   Протест должен быть заявлен имперскому правительству
в течение 2 недель после заключительного голосования  в
рейхстаге и снабжен мотивировкой не позднее как в тече-
ние 2 следующих недель.                                
   В случае опротестования закон представляется в рейх-
стаг  для вторичного вынесения постановления.  Если при
этом рейхстаг и рейхсрат не  придут  к  соглашению,  то
президент  империи  может  в течение 3 месяцев распоря-
диться произвести народное голосование по предмету рас-
хождения  во  мнениях.  Если президент не воспользуется
этим правом,  то закон считается неполучившим  законной
силы.  Если  рейхстаг  большинством  2/3 голосов примет
постановление вопреки протесту рейхсрата,  то президент
обязан  в  трехмесячный  срок  или опубликовать закон в
одобренной рейхстагом  редакции,  или  распорядиться  о
производстве народного голосования.                    
   Статья 75. Постановление рейхстага может быть лишено
силы народным голосованием только в том случае,  если в
голосовании  примет  участие  большинство имеющих право
голоса граждан.                                        
   Статья 76. Конституция может быть изменена в законо-
дательном  порядке.  Однако  постановления рейхстага об
изменении конституции имеют силу только в  том  случае,
если на заседании присутствуют 2/3 законного числа чле-
нов и по крайней мере 2/3 присутствующих депутатов сог-
ласны на изменение.  Для постановлений рейхсрата об из-
менении конституции равным образом необходимо большинс-
тво в 2/3 поданных голосов. Если по народной инициативе
производится                                           
народное голосование об изменении конституции, то необ-
ходимо согласие большинства имеющих право голоса  граж-
дан.                                                   
   Если рейхстаг,  вопреки протесту рейхсрата, постано-
вил внести изменения в конституцию,  то президент импе-
рии  не  имеет  права обнародования этого закона,  если
рейхсрат в течение двух недель потребует народного  го-
лосования.                                             
   Статья 77. Общие административные предписания, необ-
ходимые для применения имперских законов,  издает, пос-
кольку  законы не постановляют иначе,  имперское прави-
тельство. Они нуждаются для этого в согласии рейхсрата,
если применение имперских законов относится к компетен-
ции органов областных властей. 
                        
Отдел шестой
Имперское управление
   Статья 78.  Сношения  с  иностранными  государствами
входят в круг исключительного ведения империи...       
   Статья 79. Империя ведает делом своей обороны. Воен-
ная организация германского народа регулируется  едино-
образно  имперским законом с принятием во внимание осо-
бенностей населения областей.                          
   Статья 80.  Колониальное дело входит в круг исключи-
тельного ведения империи.                              
   Статья 81.  Все  германские торговые суда составляют
единый торговый флот.                                  
   Статья 82.  Германия образует  единую  таможенную  и
торговую территорию, окруженную общей таможенной грани-
цей...                                                 
   Статья 83. Пошлины и налоги на потребление находятся
в управлении имперских властей.                        
   В имперском налоговом управлении должны быть предус-
мотрены учреждения для обеспечения областям  охраны  их
особых интересов в области сельского хозяйства, торгов-
ли, ремесла и промышленности.                          
   Статья 84.  Империя устанавливает посредством закона
предписания относительно:                              
   1. устройства  налогового управления областей,  пос-
кольку это нужно для единообразного и равномерного про-
ведения в жизнь имперских налоговых законов;           
   2. устройства и определения компетенции органов, ко-
торым поручается надзор за исполнением  этих  налоговых
законов;                                               
   3. расчетов с областями;                            
   4. возмещения  расходов  по управлению,  возникающих
при применении имперских налоговых законов.            
Статья 85.  Все  доходы и расходы империи должны исчис-
ляться на каждый бюджетный год и вноситься в  государс-
твенную роспись....                                    
   Статья 86. Об использовании всех общеимперских дохо-
дов имперский министр финансов представляет в следующем
бюджетном  году  отчет рейхсрату и рейхстагу для снятия
ответственности с правительства.  Проверка отчета опре-
деляется имперским законом.                            
   Статья 87.  Путем  кредита допускается получение де-
нежных средств только  при  чрезвычайной  надобности...
Такое  получение средств,  равно как предоставление га-
рантий за счет империи,  допускается лишь на  основании
имперских законов.                                     
   Статья 88.  Почтовое,  телеграфное и телефонное дело
входит в круг исключительного  ведения  империи.  Знаки
почтовой оплаты для всей империи едины...              
   Статья 89.  Задача империи - сделать своею собствен-
ностью железные дороги,  служащие для целей общего обо-
рота,  и управлять ими как единым транспортным учрежде-
нием.                                                  
   Права областей приобретать частные  железные  дороги
должны передаваться империи по ее требованию.          
   Статья 97.  Задача империи - сделать своею собствен-
ностью и взять в свое  управление  водные  пути  общего
значения.                                              
   После перехода этих путей к империи новые водные пу-
ти общего значения могут  сооружаться  или  расширяться
только империей или с ее согласия...                   
   Статья 101. Задача империи - сделать своею собствен-
ностью и перевести в свое управление все морские знаки,
в особенности маяки,  башенные или плавучие, буи, бочки
и бакены.  После этого перевода морские знаки могут пе-
реставляться  или  вновь устанавливаться только властью
империи или с ее согласия.
                             
Отдел седьмой
   Юстиция   
   Статья 102.  Судьи независимы и  подчиняются  только
закону.                                                
   Статья 103.  Правосудие в общем порядке отправляется
имперским судом и областными судами.                   
   Статья l04.  Судьи общих судов назначаются на  долж-
ность пожизненно.  Лишь в силу судебного решения и лишь
по основаниям и в формах, определенных законом, они мо-
гут против своей воли временно или навсегда отстранять-
ся от своей должности, переводиться на другое место или
уволь-                                                 
няться в отставку.  Законодательство  может  установить
предельный возраст,  по достижении которого судьи выхо-
дят в отставку.  Этим не затрагивается  происходящее  в
силу закона временное устранение от должности.         
   При изменениях в устройстве судов или их округов уп-
равление юстиции данной области может без согласия  су-
дей  переводить их в другой суд или отстранять от долж-
ности,  однако только при условии  сохранения  за  ними
полного содержания.                                    
   Эти постановления  не распространяются на коммерчес-
ких судей, шеффенов и присяжных.                       
   Статья 105. Исключительные суды не допускаются. Ник-
то  не  может  быть  изъят  из ведения своего законного
судьи. Этим не затрагивается законодательство о военных
судах и судах при осадном положении. Военные суды чести
отменяются.                                            
   Статья 107.  В империи и областях должны быть  уста-
новлены в законодательном порядке административные суды
для защиты отдельных лиц от распоряжений  и  требований
административных учреждений.                           
   Статья 108.  Законом учреждается верховный государс-
твенный суд Германской империи.  
                      
   ЧАСТЬ ВТОРАЯ
   ОСНОВНЫЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ НЕМЦЕВ 
Отдел первый
Отдельная личность
   Статья 109. Все немцы равны перед законом.          
   Мужчины и женщины имеют в принципе одинаковые  граж-
данские права и несут одинаковые обязанности.          
   Публично-правовые привилегии и ограничения, обуслов-
ленные рождением или сословием,  подлежат отмене.  Дво-
рянские  обозначения  считаются лишь за часть фамилии и
впредь не могут даваться.                              
   Титулы могут даваться лишь  в  качестве  обозначения
должности или профессии.  Это постановление не затраги-
вает ученых степеней...                                
   Статья 110.  Гражданство в империи и в областях при-
обретается  и  утрачивается согласно постановлениям им-
перского закона.  Всякий гражданин области есть тем са-
мым имперский гражданин.                               
   Каждый немец  в  каждой  области империи имеет те же
права и обязанности, что и граждане этой области.      
Статья 111.  Все немцы пользуются свободой передвижения
по всей империи.  Каждый имеет право проживать и приоб-
ретать  оседлость  в  любом месте империи,  приобретать
недвижимость и заниматься любой профессией. Ограничения
допускаются только на основании имперского закона.     
   Статья 112. Каждый немец имеет право эмигрировать за
границу. Эмиграция может быть ограничена только имперс-
ким законом.                                           
   Все граждане,  как  находящиеся в пределах имперской
территории, так и вне ее, имеют право на защиту со сто-
роны империи по отношению к иностранным государствам.  
   Ни один  немец не может быть выдан иностранному пра-
вительству для суда или наказания.                     
   Статья 113.  Иноязычные части населения  империи  не
должны быть стесняемы законодательными и административ-
ными мерами в их  свободном  национальном  развитии,  в
особенности в употреблении их родного языка, в препода-
вании, внутреннем управлении и суде.                   
   Статья 114.  Свобода личности неприкосновенна. Огра-
ничение  или  лишение  личной свободы публичной властью
допускается только на основании законов.               
   Лица, лишаемые свободы, должны быть не позже, как на
следующий день,  поставлены в известность, какими влас-
тями и на каком основании отдано распоряжение о лишении
свободы;  немедленно  им  должна  быть дана возможность
представить возражения против лишения их свободы.      
   Статья 115.  Жилище каждого немца есть его свободное
убежище.  Оно  неприкосновенно.  Исключения допускаются
только на основании законов,                           
   Статья 116. За то или иное деяние может быть наложе-
но  наказание лишь в том случае,  если его наказуемость
установлена законом до совершения деяния.              
   Статья 117.  Тайна переписки, равно как тайна почто-
вых,  телеграфных и телефонных сношений, неприкосновен-
на.  Исключения могут быть допущены только на основании
имперских законов.                                     
   Статья 118.  Каждый немец имеет право в пределах об-
щих законов свободно выражать свои мнения устно,  пись-
менно,  в печати,  посредством изображения или иначе. В
этом праве его не должны стеснять никакие отношения  по
работе или службе, и никто не имеет права причинять ему
ущерб за то, что он пользуется этим правом.            
   Цензура не допускается; однако для кинематографа за-
кон может установить исключения.  Допускаются также за-
конодательные мероприятия в борьбе с порнографией и для
охраны  молодежи на публичных выставках и представлени-
ях.                                                    
                                                       
Отдел второй 
Общественная жизнь 
                       
   Статья 119. Брак, как основа семейной жизни и сохра-
нения и размножения нации,  стоит под  особым  покрови-
тельством конституции.  Он основан на равноправии обоих
полов...                                               
   Статья 121.  Для внебрачных  детей  законодательство
должно создать такие же условия физического,  духовного
и общественного развития, как и для детей, родившихся в
браке.                                                 
   Статья 123. Все немцы имеют право собираться мирно и
без оружия,  не делая предварительного заявления  и  не
спрашивая особого разрешения.                          
   Для собраний  под открытым небом имперский закон мо-
жет устанавливать обязательность предварительного заяв-
ления  и,  в  случае непосредственной опасности для об-
щественного спокойствия - воспрещать их.               
   Статья 124. Все немцы имеют право образовывать союзы
или  общества в целях,  не противных уголовным законам.
Это право не может подвергаться ограничению мерами при-
нудительного  характера.  Для  религиозных союзов и об-
ществ действуют те же постановления.                   
   Приобретение правоспособности предоставляется каждо-
му  союзу соответственно предписаниям гражданского пра-
ва.  Союзу не может быть отказано в правоспособности на
том основании, что он преследует политическую, социаль-
но-политическую или религиозную цель.                  
   Статья 125.  Гарантируются свобода и тайна  выборов.
Подробности устанавливаются избирательным законом.     
   Статья 126.  Каждый  немец  имеет  право  обращаться
письменно с просьбами или  жалобами  к  соответственной
власти или к народному представительству. Это право мо-
жет осуществляться как отдельными лицами, так и многими
совместно.                                             
   Статья 127.  Общины и общинные союзы пользуются пра-
вом самоуправления в пределах закона.                  
   Статья 128.  Все граждане без различия допускаются к
занятию публичных должностей,  согласно законам и соот-
ветственно их способностям и заслугам.                 
   Устраняются все ограничительные постановления, отно-
сящиеся к чиновникам-женщинам.                         
   Основы служебных  отношений  должны определяться им-
перским законом.                                       
   Статья 129.  Чиновники назначаются пожизненно,  пос-
кольку в законе не установлено иного.  Пенсия выходящим
в отставку и обеспечение семей умерших  устанавливаются
законом.  Благоприобретенные права чиновников ненаруши-
мы.                                                    
Для имущественно-правовых  притязаний чиновников открыт
судебный путь.                                         
   Только при наличии условий и в формах, установленных
законом,  чиновники могут предварительно устраняться от
должностей,  временно или  окончательно  увольняться  в
отставку  или переводиться на другую должность с низшим
окладом.                                               
   При всяком служебном взыскании должна даваться  воз-
можность  обжалования  и  пересмотра дела.  В послужной
список чиновника обстоятельства, для него неблагоприят-
ные, могут вноситься лишь после того, как ему была пре-
доставлена возможность высказаться по их поводу. Чинов-
никам  предоставляется  право обозревать свои послужные
списки.                                                
   Неприкосновенность благоприобретенных прав и возмож-
ность  обращения  к  суду с притязаниями имущественного
характера специально обеспечиваются также наемным  сол-
датам.  В остальном их положение определяется имперским
законом.                                               
   Статья 133.  Все граждане обязаны, согласно законам,
отбывать личные повинности в пользу государства и общи-
ны.                                                    
   Воинская повинность определяется постановлениями им-
перского военного закона.  Последний устанавливает так-
же,  в какой мере отдельные основные права должны огра-
ничиваться для лиц,  входящих в состав вооруженных сил,
в целях исполнения ими своих задач и  поддержания  дис-
циплины.                                               
   Статья 134.  Все  граждане  без  различия  принимают
участие  в  государственных  тяготах  соразмерно  своим
средствам и согласно закону.                           
          Отдел четвертый Просвещение и школа          
   Статья 144. Все школьное дело находится под надзором
государства;  оно может привлекать к участию в этом об-
щины.  Надзор за школами осуществляют должностные лица,
специально занятые этим и  получившие  профессиональную
подготовку.                                            
   Статья 145.  Всеобщее школьное обучение обязательно.
Для осуществления его служит, по общему правилу, народ-
ная школа с не менее чем 8-летним курсом; за нею следу-
ет школа второй ступени, в которой обучение производит-
ся  до  достижения 18-летнего возраста.  Преподавание и
пользование учебными пособиями в народных школах и шко-
лах второй ступени бесплатны.                          
   Статья 147.  Частные  школы,  в  качестве заменяющих
публичные,  нуждаются в разрешении государства и подчи-
нены законам областей...                               
   Статья 149. Преподавание религии входит в программу 
школ, за исключением школ внеисповедных (светских). Оно
ведется  в рамках школьного законодательства и в согла-
сии с основными принципами данного религиозного общест-
ва, без ущерба для прав государства на надзор за школа-
ми.                                                    
   Преподавание религии и совершение церковных  обрядов
зависят от согласия учителей, а присутствие учеников на
уроках религии и участие их в церковных празднествах  и
обрядах предоставляются на волю лиц, от которых зависит
решение вопроса о религиозном воспитании ребенка... 
   
Отдел пятый
 Хозяйственная жизнь 
   Статья 151.  Строй хозяйственной жизни должен  соот-
ветствовать  началам  справедливости и цели обеспечения
для всех достойного человека существования. В этих пре-
делах надлежит обеспечить хозяйственную свободу отдель-
ной личности.                                          
   Законное принуждение допустимо только  для  осущест-
вления прав,  которым грозит опасность, или ради высших
требований общего блага.                               
   Свобода торговли и промыслов обеспечивается согласно
имперским законам.                                     
   Статья 152. В хозяйственном обороте действует свобо-
да договоров, согласно законам.                        
   Ростовщичество воспрещается.  Сделки, противоречащие
добрым нравам, не действительны.                       
   Статья 153. Собственность обеспечивается конституци-
ей. Ее содержание и пределы вытекают из законов.       
   Принудительное отчуждение  может  быть   предпринято
только для блага общественного целого и на законном ос-
новании.  Оно призводится за соответственное вознаграж-
дение,  поскольку  имперский закон не постановит иначе.
Относительно размера вознаграждения в  спорных  случаях
должно допускаться обращение к общим судам, поскольку в
имперских законах не постановлено иного.  Империя может
делать  принудительное  отчуждение у областей,  общин и
союзов только за вознаграждение.                       
   Собственность обязывает.  Пользование ею должно быть
в то же время служением общему благу.                  
   Статья 154. Обеспечивается право наследования в пре-
делах,  установленных гражданским правом. Участие госу-
дарства в наследуемом имуществе определяется законами. 
   Статья 155.  ...Недвижимое  имущество,  приобретение
которого необходимо для  удовлетворения  потребности  в
жилищах, для содействия расселению, для первичной сель-
скохозяйственной обработки или для  поднятия  сельского
хозяйства,                                             
может быть принудительно отчуждаемо.  Фидеикомиссы под-
лежат отмене...                                        
   Все недра земли и все полезные в хозяйственном отно-
шении силы природы находятся под наблюдением  государс-
тва.  Частные  регалии в законодательном порядке должны
быть переданы государству.                             
   Статья 156. Империя может в законодательном порядке,
не  затрагивая  вопроса о вознаграждении,  переводить в
общественную собственность пригодные для обобществления
частные хозяйственные предприятия с применением,  сооб-
разно их смыслу,  постановлений о принудительном отчуж-
дении.  Империя  может или сама принимать участие в уп-
равлении хозяйственными предприятиями и обществами, или
предоставлять  право  такого участия областям или общи-
нам, или же каким-либо другим способом обеспечивать для
себя решающее влияние.                                 
   Империя, далее, может, в случае настоятельной надоб-
ности,  объединять в законодательном порядке для  целей
общественного хозяйства хозяйственные предприятия и об-
щества на основе самоуправления, с тем чтобы обеспечить
сотрудничество всех производящих слоев населения, прив-
лечь работодателей и рабочих к участию в  управлении  и
регулировать  добывание,  производство,  распределение,
использование,  расценку,  а также ввоз и вывоз хозяйс-
твенных благ сообразно общехозяйственным принципам.    
   Промысловые и кооперативные товарищества, а также их
объединения должны,  по их требованию, включаться в об-
щее  хозяйственное  дело,  причем должны приниматься во
внимание их устройство и своеобразные особенности.     
   Статья 157.  Рабочая сила стоит под особым  покрови-
тельством империи.                                     
   Империя вырабатывает единообразное рабочее право.   
   Статья 158.  Умственный труд, права авторов, изобре-
тателей и художников пользуются  защитой  и  попечением
империи.                                               
   Создания германской науки, искусства и техники долж-
ны посредством международных соглашений пользоваться за
границей признанием и охраной.                         
   Статья 159. Свобода объединения в целях сохранения и
улучшения условий труда и хозяйства обеспечивается  для
всех лиц и профессий. Все оговорки и мероприятия, стре-
мящиеся к ограничению... этой свободы, неправомерны.   
   Статья 161.  Для сохранения здоровья и работоспособ-
ности, для охраны материнства и для предупреждения эко-
номических последствий старости,  недугов  и  различных
жизненных  случайностей  империя создает широко постав-
ленное страхование, в котором страхуемым предоставляет-
ся решающее участие.                                   
Статья 163.  ...Каждому немцу должка быть предоставлена
возможность добывать себе пропитание хозяйственным тру-
дом. Поскольку ему не может быть указан соответствующий
труд, он должен получать необходимую поддержку, Подроб-
ности определяются особыми имперскими законами5.       
   Статья 164. Самостоятельный средний класс в сельском
хозяйстве, промыслах и торговле должен пользоваться по-
ощрением в законодательстве и  в  управлении  и  должен
иметь защиту от переобременения тяготами...            
   Статья 165.  Рабочие  и  служащие призваны на равных
правах совместно с предпринимателями участвовать в  ус-
тановлении условий заработной платы и труда,  а также в
общем хозяйственном развитии производительных сил. Обо-
юдные  организации  (предпринимателей  и  рабочих) и их
соглашения пользуются признанием.                      
   Рабочие и служащие получают для защиты  своих  соци-
альных  и  хозяйственных  интересов законное представи-
тельство в виде рабочих советов  предприятий,  а  также
окружных  рабочих  советов  для отдельных хозяйственных
отраслей и имперского рабочего совета.                 
   Окружные рабочие советы и  имперский  рабочий  совет
для  осуществления  всех  хозяйственных задач и для со-
действия проведению законов о социализации объединяются
с  представительными  органами  предпринимателей и иных
заинтересованных кругов населения в  окружные  экономи-
ческие советы и имперский экономический совет.  Послед-
ние должны быть построены так, чтобы все важнейшие про-
фессиональные  группы были в них представлены соответс-
твенно их хозяйственному и социальному значению.       
   Социально-политические и   хозяйственно-политические
законопроекты  крупного значения до внесения их в рейх-
стаг должны представляться правительством на заключение
имперского экономического совета. Этот совет имеет пра-
во сам предлагать такие законопроекты.  Если  имперское
правительство  их  не одобряет,  то оно все-таки должно
внести их в рейхстаг с изложением своей  точки  зрения.
Имперский экономический совет может защищать в рейхста-
ге проект через посредство одного из своих членов.     
   Рабочим и экономическим  советам  в  соответственных
отраслях  могут  быть предоставлены контрольные и адми-
нистративные полномочия.  Построение и задачи рабочих и
экономических советов,  равно как отношения их к другим
социальным  самоуправляющимся  един-ицам,  относятся  к
исключительному ведению империи. 
                      
   ["Конституции буржуазных стран",  т. I, М.-Л., 1935.
стр. 83-113]
                                           
   5 Эта статья  выдавалась  обыкновенно  за  признание
"права на труд".                                       
ФРАНЦИЯ 
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ ЧЕТВЕРТОЙ РЕСПУБЛИКИ
   Конституция Французской республики 
(1946 г.)
Преамбула
                                           
   На другой день после победы,  одержанной  свободными
народами  над режимами,  которые пытались поработить...
человеческую личность, французский народ снова провозг-
лашает,  что  всякое человеческое существо без различия
расы,  религии и вероисповедания обладает неотъемлемыми
и священными правами. Он снова торжественно подтвержда-
ет права и свободы человека  и  гражданина,  освященные
декларацией прав 1789 г., и основные принципы, признан-
ные законами Республики.                               
   Он провозглашает,  кроме того, как особо необходимые
в  наше  время следующие экономические,  политические и
социальные принципы.                                   
   Закон гарантирует женщине во  всех  областях  равные
права с мужчиной.                                      
   Всякий человек,  преследуемый за свою деятельность в
пользу свободы, имеет право убежища на территориях Рес-
публики.                                               
   Каждый обязан  работать  и  имеет право на получение
должности. Никто не может в своих занятиях быть притес-
няем  по  причине своего происхождения,  своих взглядов
или своего вероисповедания.                            
   Каждый человек может защищать свои права и свои  ин-
тересы  с  помощью  профсоюзной организации и присоеди-
няться к профсоюзу по своему выбору.                   
   Право стачек осуществляется в рамках законов,  кото-
рые его регламентируют.                                
   Каждый трудящийся через... своих делегатов принимает
участие в коллективном определении условий  работы  так
же, как и в руководстве предприятиями.                 
   Всякое имущество,  всякое предприятие,  эксплуатация
которого имеет или приобретает национальное  обществен-
ное значение или характер фактической монополии, должно
стать собственностью общества.                         
   Нация гарантирует личности и семье необходимые усло-
вия для их развития.                                   
   Она гарантирует всем,  в частности ребенку, матери и
престарелым труженикам  охрану  здоровья,  материальное
обеспечение, отдых и досуг. Всякое человеческое сущест-
во,  которое по возрасту,  физическому или  умственному
состоянию,  экономическому  положению не способно рабо-
тать, имеет пра-                                       
во получить от общества средства, необходимые для свое-
го существования.                                      
   ...Нация гарантирует равный доступ детям и  взрослым
к образованию, приобретению профессии и культуре. Орга-
низация общественного бесплатного и светского образова-
ния всех ступеней является долгом государства. 
        
   Учреждения Республики
                               
   Глава I. О суверенитете 
                            
   Ст. 1.  - Франция является неделимой,  светской, де-
мократической и социальной Республикой.                
   Ст. 3.  - Национальный суверенитет принадлежит фран-
цузскому народу.                                       
   Никакая часть народа,  никакая отдельная личность не
может присвоить себе его осуществление.                
   Народ осуществляет его в  конституционных  вопросах,
посредством избрания своих представителей и через рефе-
рендум,                                                
   Во всех других делах он осуществляет его через своих
депутатов в Национальной Ассамблее, избранных на основе
всеобщего, равного и прямого избирательного права, тай-
ным голосованием.                                      
   Ст. 4. - В условиях, определенных законом, избирате-
лями являются все совершеннолетние  обоего  пола  фран-
цузские  граждане  и  лица,  состоящие  под французской
властью, пользующиеся гражданскими и политическими пра-
вами. 
                                                 
   Глава II. О Парламенте 
                             
   Ст. 5. - Парламент состоит из Национальной Ассамблеи
и Совета Республики.                                   
   Ст. б...  Обе палаты избираются  на  территориальной
основе.  Национальная Ассамблея - на основе всеобщего и
прямого избирательного права, Совет Республики - комму-
нами  и департаментами на основе всеобщего и косвенного
избирательного права...                                
   Ст. 9.  - Национальная Ассамблея собирается  в  силу
самого закона на ежегодную сессию во второй вторник ян-
варя месяца...                                         
   Совет Республики заседает в то же самое время, что и
Национальная Ассамблея.                                
   Ст. 111.  - Каждая из двух Палат ежегодно,  в начале
сессии, избирает свое бюро, по системе пропорционально-
го представительства групп 1...
                        
   1 Речь  идет  о  группах,  формируемых по партийной
принадлежности.                                        
Ст. 12.  - Когда Национальная Ассамблея не заседает, ее
бюро,  контролирующее деятельность кабинета, может соз-
вать  Парламент;  оно  должно это сделать по требованию
одной трети депутатов или  по  требованию  председателя
Совета Министров.                                      
   Ст. 13.  -  Одна только Национальная Ассамблея имеет
право принимать законы.  Она не может передать это пра-
во.                                                    
   Ст. 14. - Председатель Совета Министров и члены Пар-
ламента обладают законодательной инициативой.          
   Законопроекты и законодательные предложения, сформу-
лированные членами Национальной Ассамблеи,  представля-
ются в бюро этой Ассамблеи.  Законодательные  предложе-
ния, сформулированные членами Совета Республики, предс-
тавляются в бюро Совета Республики и без обсуждения пе-
редаются в бюро Национальной Ассамблеи...              
   Ст. 15.  -  Национальная Ассамблея изучает представ-
ленные ей законопроекты и законодательные предложения в
комиссиях, число, состав и компетенцию которых она сама
определяет.                                            
   Ст. 16.  - Национальная Ассамблея рассматривает про-
ект бюджета...                                         
   Ст. 20. - Совет Республики рассматривает, имея целью
представить свое заключение,  проекты законов и законо-
дательные предложения, принятые Национальной Ассамблеей
в первом чтении.                                       
   Он дает свое заключение не позже двух месяцев  после
того,  как проекты были переданы Национальной Ассамбле-
ей...                                                  
   Если заключение  Совета   Республики   соответствует
тексту, принятому Национальной Ассамблеей, или если оно
не было дано в течение  предусмотренного  в  предыдущем
абзаце срока,  закон публикуется в том виде, в каком он
был принят Национальной Ассамблеей,                    
   Если заключение не соответствует  тексту,  принятому
Национальной  Ассамблеей,  Национальная Ассамблея расс-
матривает проект или предложение закона во втором  чте-
нии.  Она  выносит  окончательное  и суверенное решение
только по поводу предложенных Советом Республики попра-
вок, принимая или отклоняя их полностью или частично.  
   В случае полного или частичного отклонения этих поп-
равок,  голосование закона во втором чтении  происходит
открытой подачей голосов,  причем для его принятия тре-
буется абсолютное  большинство  голосов  всего  состава
членов Национальной Ассамблеи и,  если в Совете Респуб-
лики голосование закона в целом было проведено при этих
же условиях. 
                                          
   Глава III. Об экономическом совете 
                 
   Ст. 25. - Экономический Совет, статут которого уста-
навливается законом, изучает для дачи заключения проек-
ты                                                     
и предложения законов,  входящие в его компетенцию. Эти
проекты  передаются  Совету  Национальной Ассамблеей до
того, как она их обсудит.                              
   Кроме того,  Совет Министров может запросить  мнение
Экономического  Совета.  Он  обязан это сделать относи-
тельно установления национального экономического плана,
целью которого является полная занятость людей и рацио-
нальное использование материальных ресурсов. 
          
   Глава V. О Президенте Республики 
                   
   Ст. 29.  - Президент Республики избирается Парламен-
том.  Он избирается на 7 лет.  Он может быть переизбран
лишь один раз.                                         
   Ст. 31.-Президент Республики  информируется  относи-
тельно международных переговоров.  Он подписывает и ра-
тифицирует договоры...                                 
   Ст. 36. - Президент Республики обращает законы к об-
народованию в пределах десяти дней,  которые следуют за
передачей правительству окончательно принятых законов. 
   В течение срока,  установленного для  обнародования,
Президент Республики может в мотивированном письме пот-
ребовать от обеих Палат нового обсуждения, в чем ему не
может быть отказано...                                 
   Ст. 38.-Каждый из актов Президента Республики должен
быть скреплен председателем Совета Министров и одним из
Министров.
                                             
   Глава VI. О Совете Министров  
                      
   Ст. 45.  - В начале деятельности каждой Национальной
Ассамблеи Президент Республики,  после обычных консуль-
таций, намечает председателя Совета Министров.         
   Последний представляет  на рассмотрение Национальной
Ассамблеи программу и политику кабинета, который он на-
мерен образовать.                                      
   Председатель Совета  Министров и министры могут быть
назначены только после того,  как  председатель  Совета
Министров  получит вотум доверия Ассамблеи при открытом
голосовании и абсолютным большинством голосов...       
   Ст. 46.  - Председатель Совета Министров и избранные
им министры назначаются декретом Президента Республики.
   Ст. 47. - Председатель Совета Министров обеспечивает
осуществление законов...                               
   Председатель Совета Министров осуществляет руководс-
тво  вооруженными  силами  и  координирует проведение в
жизнь национальной обороны...                          
Ст. 48.  -  Министры несут коллективную ответственность
перед Национальной Ассамблеей за общую политику кабине-
та  и  индивидуальную ответственность за их личную дея-
тельность.  Они не несут ответственности перед  Советом
Республики.                                            
   Ст. 50. - Принятие Национальной Ассамблеей резолюция
о порицантии влечет коллективную отставку кабинета...  
   Ст. 51.  - Если в течение 18 месяцев происходит  два
министерских  кризиса,..  Совет Министров может принять
решение о роспуске Национальной Ассамблеи...           
   Ст. 52.  - ...Общие выборы происходят не ранее двад-
цати и не позднее тридцати дней после роспуска... 
     
   ["Советское государство и право",  1947,  N 7,  стр.
55-62] 
                                                
Закон об избрании членов
 Национального собрания
(5 октября 1946 г.)
                                
   Глава I. Общие положения 
                           
   Статья 1.  Депутаты Национального собрания от  фран-
цузской метрополии и департаментов Гваделупа, Мартиника
и Реюньон2 избираются по пропорциональной  системе  без
блокирования...  в соответствии с предписаниями настоя-
щего закона.                                           
   Статья 3. Голосование происходит по округам.        
   Каждый департамент составляет округ,  за исключением
департаментов Бум-дю-Рон,  Нор, Па-де-Кале, Рона, Сена,
Сена и Уаза,  Нижняя Сена, которые делятся на несколько
округов, согласно списку N 1, прилагаемому к настоящему
закону.                                                
   Статья 4.  Выборы должны состояться в пятое  воскре-
сенье, следующее за опубликованием декрета, призывающе-
го избирательниц и избирателей (к урнам).              
   Избирательная кампания открывается с началом двадца-
того дня, предшествующего дню голосования.             
   5. Кандидат или кандидаты одного списка в каком-либо
избирательном округе должны подать декларацию, надлежа-
щим образом скрепленную его (их) подписью.             
   Декларации кандидатов должны указывать:             
   1. Название представленного списка.                 
   2. Имя,  фамилию,  дату  и  место рождения и порядок
выдвижения каждого кандидата. 
                         
   2 Гваделупа,  Мартиника и Реюньон - заморские депар-
таменты,  заселенные преимущественно или в значительной
степени выходцами из Европы, пользовавшимися особыми по
сравнению с населением колоний правами.
                
Декларации должны быть представлены в префектуру депар-
тамента  в двух экземплярах не позднее 21 дня до откры-
тия голосования...                                     
   Статья 11.  Число депутатских  мест  от  французской
метрополии составляет 544. 
                            
   Глава II. Распределение мест между списками
         
   Статья 13. Места распределяются в каждом избиратель-
ном округе согласно правилу наибольшего  среднего.  Это
правило  состоит в последовательном предоставлении мест
тем спискам,  относительно которых  деление  количества
полученных  списком голосов на число уже представленных
ему мест плюс одно дает наибольший результат.
          
   [L. Duguit,  H. Monnier. R. Bonnard, Les constituti-
ons et les Principales Lois Politiques de la France de-
puis 1789, Paris. 1952. pp. 540-541, 543]
              
   Закон от 9 мая 1951 г., 
изменяющий закон от 5 октября 1946 г. 
об избрании членов Национального Собрания3 
   Статья 1.  Депутаты  Национального Собрания от Фран-
цузской метрополии избираются по мажоритарной системе в
один  тур  по  департаментским  спискам при объединении
списков...                                             
   Статья 13.  Избранным считается  список,  получивший
абсолютное большинство.                                
   Если ни один отдельный список не удовлетворяет этому
условию и если какое-либо объединение списков  получило
более 50 процентов поданных голосов, то все места пере-
даются ему и распределяются между объединенными списка-
ми по правилу наибольшей средней.                      
   В случае,  если ни один список и ни одно объединение
списков не  удовлетворяют  вышеперечисленным  условиям,
места  будут  распределены по правилу пропорционального
представительства и наибольшей средней,  причем объеди-
ненные  списки  рассматриваются  как  единый список при
предоставлении мест, которые распределяются между спис-
ками по" правилу наибольшей средней...
                 
   ["Конституция и   законодательные  акты  французской
республики", М.. 1958, стр. 48, 54]  
                  
   3 Закон резко ухудшал шансы левых партий,  в особен-
ности  Коммунистической,  поскольку ей практически не с
кем было блокироваться.                                
Закон об общем статуте чиновников4
(19 октября 1946 г.)
                               
   Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
                           
    Глава 1. Статутарные положения 
                    
   Ст. 1.  Настоящий статут применяется к лицам,  кото-
рые,  будучи назначенными на постоянную должность, были
произведены в один из чинов иерархии кадровых разрядов5
какой-либо центральной администрации государства, зави-
сящих от нее внешних служб или публичных учреждений го-
сударства.                                             
   Он не применяется ни к магистратам судебного  корпу-
са, ни к военному персоналу, ни к персоналу администра-
ции,  служб и публичных учреждений государства, имеющих
промышленный или торговый характер...                  
   Ст. 3.  Доступ  к  различным  постоянным должностям,
упомянутым в статье 1,  открыт лишь с соблюдением усло-
вий, предусмотренных настоящим статутом...             
   Ст. 6.  За  чиновниками  признаются профсоюзные пра-
ва...                                                  
   Ст. 8.  Любому чиновнику, каким бы ни было его поло-
жение,  запрещается самому, через третье лицо или в ка-
кой-либо иной форме иметь на  предприятия,  находящемся
под  контролем его администрации или службы или связан-
ном с его администрацией или службой, интересы, могущие
по своей природе нанести ущерб его независимости.      
   Ст. 9.  Всем чиновникам запрещается приносящая доход
частная практика независимо от ее характера...         
   Ст. 11.  Всякий чиновник,  независимо от его  ранга,
несет ответственность за исполнение порученных ему дел.
   Ст. 14.  За всякое нарушение, совершенное чиновником
при отправлении должности или  в  связи  с  исполнением
своих  обязанностей,  он  подвергается  дисциплинарному
взысканию,  которое не исключает наказания,  предусмот-
ренного уголовным законодательством...                 
   Ст. 15.  В соответствии с правилами,  установленными
Уголовным кодексом и специальными  законами,  чиновники
имеют  право на защиту от угроз,  оскорблений,  нападок
или клеветы, которые могут быть направлены против них. 
   Администрация обязана защищать чиновников от  угроз,
нападок,  какова бы ни была их природа, которым они мо-
гут подвергнуться в связи с исполнением  своих  обязан-
ностей, и
                                              
   4 Закон  ставил  государственных  служащих  в особое
привилегированное положение,  гарантируя им  повышенную
оплату, продолжительный отпуск, пенсию и т. д.         
   5 Имеется в виду определенное подразделение иерархи-
ческой лестницы государственного аппарата.             
возмещать ущерб,  явившийся  следствием  всех  случаев,
непредусмотренных пенсионным законодательством.        
   Ст. 16.  Личное дело чиновника должно содержать  все
материалы, характеризующие его административное положе-
ние...                                                 
   В досье не может фигурировать никакое  упоминание  о
политических,  философских  или  религиозных убеждениях
данного лица.
                                          
   Глава II. Органические положения
                    
   Ст. 20.  В каждой администрации или службе заинтере-
сованный министр своим постановлением создает:         
   1) одну  или  несколько паритетных6 административных
комиссий с компетенцией,  которая в пределах,  установ-
ленных настоящим статутом и регламентами его применения
распространяется на дела  о  комплектовании  персонала,
аттестации,  повышении  по службе,  назначении на долж-
ность,  дисциплине и вообще на все вопросы, относящиеся
к персоналу...                                         
   Ст. 21.  Представители  персонала избираются в адми-
нистративные комиссии тайным голосованием,  по принципу
пропорционального представительства...
                 
   Раздел II. КОМПЛЕКТОВАНИЕ ПЕРСОНАЛА 
                
   Ст. 24. Постольку, поскольку это возможно по услови-
ям каждой администрации или службы, регламентом публич-
ной администрации создаются четыре категории, обознача-
емые в порядке понижающейся иерархии буквами А,  Б,  В,
Г.                                                     
   Ст. 27.  ...Чиновники категорий В и Г набираются пу-
тем конкурсов, свойственных для каждой профессиональной
специальности.                                         
   Ст. 28. Кандидаты на должности категорий А и Б наби-
раются путем конкурсов на основании одного или обоих из
изложенных ниже положений:                             
   1) раздельных конкурсов,  открытых, с одной стороны,
для кандидатов,  обладающих определенными дипломами или
закончивших определенную учебу, а с другой стороны, для
кандидатов-чиновников, обладающих некоторым стажем пуб-
личной службы;                                         
   2) конкурсов  для  чиновников,  имеющих определенный
стаж службы, а при необходимости - определенное образо-
вание...   
                                            
   6 Паритетные  - составленные из представителей адми-
нистрации и представителей персонала.                  

К титульной странице
Вперед
Назад
Реклама