Раздел II
   Всякий гражданин или сын его, достигший 18 лет и выше,
обязан удостоверить перед Генеральным  Советом  коммуны
или Комитетом 12-ти в секции: 1) место своего рождения;
2) средстве существования;  3) выполнение  своих  граж-
данских обязанностей;                                  
   после этого по удостоверении 4 граждан,  проживающих
не менее года в этой коммуне или в одной из секций ком-
муны, разделенной на таковые, ему выдается новая граж-
данская карточка.
                                     
    Документы истории Великой  французской  революции.
   Т. 1,.М., 1990.                                              
                                              
                                                       
Декрет Конвента об  учреждении
 Комитета  общественного спасения
6 апреля 1798 г.
  Национальный конвент постановляет:
   1.  Комитет  общественного спасения избирается путем
   поименного голосования. Он состоит из 9 членов 
  Национального конвента.
    2. Заседания Комитета - закрытые; Комитету поручается
наблюдать и ускорять ход правительственных дел, вверенных
Временному исполнительному совету,  постановления кото-
рого он может даже  приостанавливать,  если  сочтет  их
противоречащими интересам нации, - с обязательством не-
медленно уведомить об этом Конвент.                    
   3. В случае крайности Комитет общественного спасения
уполномочивается принимать общие меры, касающиеся внеш-
ней и внутренней обороны;  его постановления, подписан-
ные большинством голосующих,  число  которых  не  может
быть менее двух третей всего состава, немедленно приво-
дятся  в  исполнение  Временным  исполнительным   сове-
том.                                              
   4. Комитет общественного спасения может распоряжать-
ся суммой до 100 000 ливров из средств Государственного
казначейства для секретных расходов, которые будут про-
изводиться  комитетом  и  оплачиваться  по его ордерам,
подписанным наравне с прочими его постановлениями.
    
   Революционное правительство во
   Франции в эпоху Конвента. 1792-1794. М., 1927.
                               
                                                       
Подраздел В 
 III этап революции
31 мая - 2 июня 1793 г.- 27 июля 1794 г.
(Якобинцы у власти)

 Декларация прав человека и гражданина
 1793 г.
   Народ французский, убежденный в том, что забвение   
естественных  прав человека и пренебрежение к ним -
единственные причины бедствий человечества, принял ре-
шение  изложить в торжественной декларации эти права.
   1. Целью общества является общее счастье. Правитель-
ство установлено,  чтобы обеспечить человеку поль-
зование его естественными и неотъемлемыми правами.  
   2. Эти права суть: равенство, свобода, безопасность,
собственность.                                   
   3. Все люди равны по природе и перед законом. 4. За-
   кон есть свободное и торжественное выражение общей  
воли; он один и тот же для всех как в том случае, когда
оказывает  покровительство,  так и в том случае,  когда
карает;  он может предписывать лишь то,  что спра-
ведливо  и  полезно обществу;  он может воспрещать лишь
то, что проносит обществу вред.                        
   5. Все  граждане на равных правах имеют доступ к об-
щественным должностям.  Свободные народы не знают  иных
оснований для предпочтения при избрании, кроме доброде-
телей и способностей.                                  
   6. Свобода есть присущая человеку возможность делать
все,  что не причиняет ущерба правам другого; ее основу
составляет  природа,  а  ее  правило  - справедливость;
обеспечение свободы есть  закон.  Нравственную  границу
свободы составляет следующее правило: "не причиняй дру-
гому того, что нежелательно тебе самому от             
   других". 7.  Право выражать свои мысли и свои мнения
   как посредством .                                   
печати, так  и  любым  иным способом,  право собираться
вместе, со-                                            
блюдая спокойствие, и свободное отправление религиозных
обрядов  не  могут быть воспрещены.  Необходимость про-
возглашения этих прав предполагает  наличие  деспотизма
или живое воспоминание о нем.                          
   8. Безопасность состоит в покровительстве, оказывае-
мом  обществом каждому из своих членов в целях сохране-
ния его личности, его прав и его собственности.        
   9. Закон должен охранять общественную и индивидуаль-
ную свободу против угнетения со стороны правящих.      
   10. Никто не должен быть обвинен,  задержан или под-
вергнут заключению иначе,  как в случаях, предусмотрен-
ных законом,  и с соблюдением порядка, предписанного им
же.  Каждый гражданин, вызванный или задержанный именем
закона, обязан немедленно повиноваться; в случае сопро-
тивления он подлежит ответственности.          
   11. Всякий акт,  направленный против лица,  когда он
не предусмотрен законом или когда он совершен с наруше-
нием установленных законом форм,  есть акт произвольный
и тиранический; Лицо, против которого такой акт пожела-
ли  бы осуществить насильственным образом,  имеет право
оказать сопротивление силой.                           
   12. Те, кто стал бы испрашивать, изготовлять, подпи-
сывать, выполнять подобные произвольные акты или распо-
ряжаться  их  выполнением,  подлежат  ответственности и
должны понести наказание.                              
   13. Так  как каждый предполагается невиновным,  пока
не установлено противное,  то  в  случае  необходимости
подвергнуть коголибо задержанию всякого рода строгость,
не вызываемая при задержании необходимостью, должна су-
рово караться законом.                                 
   14. Никто не должен быть осужден  и  наказан  иначе,
как по выслушивании его объяснений,  после вызова в за-
конном порядке и только в силу закона,  опубликованного
до совершения проступка. Закон, карающий проступки, со-
вершенные до его издания,  есть закон тиранический; со-
общение закону обратной силы есть преступление.    
   15. Закон должен назначать наказания, строго и бесс-
порно  необходимые;  наказания  должны  быть соразмерны
преступлениям и полезны обществу.                    
   16. Право собственности состоит в принадлежащей каж-
дому гражданину возможности пользоваться и  располагать
по усмотрению своим имуществом, своими доходами, плода-
ми своего труда и своего промысла.                    
   17. Гражданам  не  может  быть воспрещено заниматься
каким угодно трудом, земледелием, промыслом, торговлей.
18. Каждый может предоставлять по договору свои  услуги
и свое время,  но не может ни продаваться, ни быть про-
данным: его личность не есть отчуждаемая собственность.
Закон  никоим  образом не допускает существование
дворни; возможно лишь взаимное обязательство об услугах
и вознаграждении между трудящимися и нанимателем.      
   19. Никто не может быть лишен ни малейшей части сво-
ей собственности без его согласия, кроме случаев, когда
этого требует установленная  законом  необходимость,  и
лишь  под условием справедливого и предварительного
возмещения.                                            
   20. Ни  один  налог  не может быть установлен иначе,
как в интересах общей пользы.  Все  граждане  имеют
право участвовать в установлении обложения,  наблю-
дать за расходованием поступлений  и требовать  в  них
отчета.                                              
   21. Общественное призрение есть священный долг.  Об-
щество  обязано давать пропитание неимущим, как приис-
кивая им работу,  так и обеспечивая средства существо-
вания лицам, неспособным к  труду.                   
   22. Образование составляет  общую  потребность.  Об-
щество  должно всеми своими средствами способство-
вать успехам народного просвещения и делать образо-
вание достоянием всех граждан.                       
   23. Общественная гарантия состоит в содействии всему
направленному на то, чтобы обеспечить каждому поль-
зование его правами и охрану этих  прав;  эта  гарантия
зиждется на народном суверенитете.                     
   24. Она неосуществима,  если границы правительствен-
ной  деятельности  не определены в точности законом или
если необеспечена ответственность всех  должностных
лиц.                                                   
   25. Суверенитет зиждется в народе; он един, неделим,
не погашается давностью и неотчуждаем.              
   26. Ни  одна  часть  народа  не  может  осуществлять
   власть,  принадлежащую всему народу,  но каждая
   часть верховного собрания                           
должна пользоваться правом выражать свою волю совершен-
но свободно.                                           
   27. Каждый,  кто  присвоит себе принадлежащий народу
суверенитет,  да будет немедленно предан смерти свобод-
ными гражданами.                                        
      28.  Народ всегда сохраняет за собой  право
   пересмотра, преобразования и изменения своей конституции.
  Ни одно поколение  не может подчинить своим законам
 поколения будущие.
   29. Каждый  гражданин имеет равное право участвовать
в образовании закона и в назначении своих  представите-
лей и своих агентов.                                   
30. Государственные должности по существу временны;  их
нельзя рассматривать ни как отличия, ни как награду, но
лишь как обязанности.                                  
   31. Преступления представителей народа и его агентов
ни  в  коем случае не должны оставаться безнаказанными.
Никто не имеет права притязать на  большую  неприкосно-
венность, нежели прочие граждане.                      
   32. Право подавать петиции представителям  государс-
твенной власти ни в коем случае не может быть отменено,
приостановлено или ограничено.                         
   33. Сопротивление угнетению есть следствие, вытекаю-
щее из прочих прав человека.                           
   34. Угнетение  хотя  бы одного только члена общества
есть тем самым угнетение всего общественного союза. Уг-
нетение  всего общественного союза есть тем самым угне-
тение каждого члена в отдельности.                     
   35. Когда правительство нарушает права народа, восс-
тание для народа и для каждой его части есть  его  свя-
щеннейшее право и неотложнейшая обязанность.
           
   Документы истории Великой французской революции.Т.I. М., 1990.
                                    
                                                       
Конституция
 1793 г.
 О республике
 1. Французская республика едина и неделима.
                                     
 О  верховенстве  народа 
7.  Суверенный народ есть
   совокупность всех французских граждан. 
 8. Народ непосредственно избирает представителей.
    9. Он поручает выборщикам избрание органов управления,
    общественных третейских посредников,  судей,    
  уголовных и гражданских.
   10. Народ обсуждает и постановляет законы.
 О первичных собраниях

11.  Первичные собрания  образуются  в
   составе граждан, имеющих местожительство в течение шести 
 месяцев  в  данном кантоне. 
     12. Первичные собрания образуются в составе не менее 200 и
   не свыше 600 граждан,  призванных участвовать в голосовании.
  19. Голосование законов производится словами да
или нет.                                               
   О собраниях выборщиков
 37.  Граждане,  явившиеся  на первичные собрания, выбирают 
одного выборщика на каждые 200 граждан наличных или от-
сутствующих:  они выбирают двух на каждые 301-400; трех
на каждые 501-600.                                     
                                                       
О законодательном корпусе 
 39.Законодательный корпус един, неделим и действует посто-
янно.
 40.  Его сессия длится один год.
 О функциях законодательного   корпуса

     53.  Законодательный  корпус предлагает законы и издает
декреты. 
54.  Общим названием законов обозначаются акты законо-
дательного корпуса,  имеющие своим предметом: гражданс-
   кое и уголовное законодательство;  общее заведование
   текущими доходами и расходами республики;               
  национальные недвижимые имущества; пробу, вес,
   чекан  и наименование монет;  род,  размер и порядок
   взимания налогов; объявление войны; каждое новое об-
   щее деление французской территории; народное просве-
   щение;   государственные чествования памяти великих
   людей.
  55.  Особым  названием декрета обозначаются акты зако-
нодательного корпуса, имеющие предметом: ежегодный кон-
   тингент сухопутных и морских сил; разрешение и восп-
   рещение прохода иностранных войск по                
французской территории;  ввод иностранных морских сил в
   порты республики; мероприятия по охране общественной
   безопасности и спокойствия;                              
 ежегодное  и текущее распределение пособий и общественных
работ; ,  мероприятия по изготовлению всех видов денеж-
   ных знаков;  непредвиденные и чрезвычайные  расходы;
   местные и частные мероприятия по отдельным предметам
управления, по отдельным коммунам,  по отдельным  родам
общественных работ;                                    
   защиту территории; ратификацию договоров; назначение
   и   смещение  главнокомандующих  армий;  возбуждение
   преследования против членов исполнительного         
совета и государственных должностных лиц;              
    обвинение подозреваемых в организации заговора против об-
щей безопасности республики; всякое изменение в распре-
   делении французской территории                      
по административным делениям;  национальные награды.
 Об исполнительном совете

    62. Исполнительный совет образуется в составе двадцати че-
тырех членов.
 63. Собрание выборщиков каждого департамента выбирает
одного кандидата.  Законодательный корпус выбирает чле-
нов совета по общему списку.                           
   64. Исполнительный  совет  обновляется  наполовину в
последние месяцы сессии каждого законодательного перио-
да.                                                    
   65. На исполнительный совет возлагается  руководство
общим управлением и наблюдением за ним;  он может дейс-
твовать лишь во исполнение законов и декретов законода-
тельного корпуса.                                      
   66. Исполнительный совет назначает начальников обще-
го  управления  республики из числа лиц,  не входящих в
его состав.                                            
   67. Законодательный  корпус  определяет число и обя-
занности этих агентов.                                 
   68. Эти агенты отнюдь не образуют совета;  они дейс-
твуют отдельно и не связаны между собой  непосредствен-
но; они не пользуются никакой личной властью.          
   69. Исполнительный совет назначает  агентов  внешних
сношений  республики  из  числа лиц,  не входящих в его
состав.                                                
   70. Исполнительный совет ведет предварительные пере-
говоры о заключении международных соглашений.          
   71. В  случае  совершения  преступления по должности
обвинение против членов исполнительного совета  возбуж-
дается законодательным корпусом.                       
   72. Исполнительный совет ответственен в случае неис-
полнения законов и декретов, а также в случае недонесе-
ния о злоупотреблениях.                                
   73. Исполнительный совет смещает и замещает назнача-
емые им исполнительные органы.                         
   74. Исполнительный  совет обязан доносить на них,  в
случае необходимости, органам судебной власти.         
   Об отношениях исполнительного совета и законодатель-
ного корпуса                                           
   75. Исполнительный  совет заседает при законодатель-
ном корпусе;  он имеет право присутствовать и  занимать
особое место в помещении для заседаний последнего.     
76. Исполнительный  совет  должен  быть выслушан всякий
раз, когда ему необходимо дать отчет.                  
   77. Законодательный корпус приглашает исполнительный
совет на свое заседание в целом составе  или  частично,
когда сочтет это необходимым.
                          
   О гражданском правосудии

 85.  Кодекс  гражданских  и уголовных законов един для всей
республики. Об уголовном правосудии 
96. В делах уголовных ни один гражданин не может выть су-
дим иначе,  как по обвинению, сформулированному присяж-
ными или декретированному законодательным корпусом. Об-
виняемые имеют защитников,  избираемых ими  самими  или
назначаемых им. Следствие ведется публично. Фактический
состав деяния и виновность устанавливаются  присяжными.
Наказание определяется уголовным трибуналом.           
   97. Уголовные судьи выбираются  ежегодно  собраниями
выборщиков.
                                            
   О кассационном суде
 98.  Для всей республики имеется единый кассационный суд.
                               
   О вооруженных силах республики
 107.  Общие вооруженные силы республики состоят из народа 
в целом.
 108. Республика содержит на жаловании, даже во время мира,
вооруженные силы,  сухопутные и морские.
 109. Все французы - солдаты: они обучаются владеть ору-
жием.
 112.  Вооруженные силы, направленные на поддержа-
   ние внутреннего порядка и мира,действуют не иначе,
 как  по письменному приказу установленного начальства.
   114. Ни одна вооруженная часть не  может  заниматься
обсуждением и решением вопросов.                       
                                                       
  О сношениях французской республики
   с зарубежными народами 
118. Французский народ есть друг и естественный союзник
свободных народов. 
 119. Французский народ отнюдь не вмешивается в управление
других народов;  он не потерпит также, чтобы другие на-
роды вмешивались в его дела.
                           
   О гарантии прав
 122. Конституция гарантирует каждому французу равенство, 
свободу, безопасность,  собственность, платежи по госу-
дарственным займам,  свободное отправление религиозных
обрядов, всеобщее образование, государственное обес-
печение, неограниченную свобо;                         
   печати, право петиций,  право объединения в народные
обществ пользование всеми правами человека.
            
   Документы истории Великой французской революции.Т.1.М.,1990
                                                       
Декрет об общинных землях
 10-11 июня 1793 г.
 Отдел первый
    Статья 1.  Общинными землями считаются те, право собствен-
ности на которые или доходы с  которых  принадлежат  на
общих началах жителям одной или нескольких коммун.    
   Статья 3.  Все имущества, принадлежащие коммунам,
какова  бы  ни  была их природа,  лишь бы она допускала
возможность раздела,  могут быть разделены в порядке  и
на основаниях,  предписанных ниже и за исключениями,  о
которых будет сказано.
                                 
   Отдел второй
 Статья 1.  Раздел общинных имуществ будет произведен меж-
ду жителями коммуны, имеющими в ней постоянное местожи-
тельство, подушно, без различия пола и возраста и неза-
висимо  от их нахождения или отсутствия в данный момент
в пределах коммуны.                                    
   Статья 3.  Будет  считаться  жителем  коммуны всякий
французский гражданин, водворившейся в ней не позже чем
за  год  до дня обнародования закона 14 августа 1792 г.
   Статья 4.  Арендаторы,  половники,  батраки, слуги и
вообще все граждане будут иметь право участия в разделе
при условии,  чтобы они отвечали требованиям, необходи-
мым для признания их жителями коммуны.                 
   Статья 12.  Все жители будут пользоваться в качестве
полных собственников теми долями, которые достанутся им
при разделе.                                           
   Статья 13. Однако они не будут иметь права отчуждать
свои доли в течение десяти лет,  следующих за обнародо-
ванием этого закона,  и продажа этих долей  будет 
рассматриваться как недействительная.
   
 Отдел третий
 Статья 1.  Раздел общинных  земель не является обязатель-
ным. 
Статья 2.  По истечении восьми дней после опубликования на-
стоящего закона муниципалитет,  а если такового не име-
ется,  то  администрация  дистрикта,  в районе которого
расположены общинные земли,  обязаны созвать  всех
граждан, имеющих право участвовать в разделе.      
   Статья 5.  Всякий гражданин без различия пола,  дос-
тигший 21  года  и имеющий право участия в разделе,
имеет право участвовать в голосовании.           
    Статья 9. Если одна треть голосов выскажется за
   раздел, то  таковой должен быть произведен.
 Статья 10. После вынесения такого решения постановление в 
пользу производства раздела уже не может быть отменено.
   Статья 26. Доля каждого будет определена путем
   жеребьевки.
 Французская революция в документах  1789-1794гг.Л;1926.
                                          
                                                       
Декрет
об  окончательном упразднении
 феодальных прав 
17июля1793 г.
 Национальный конвент постановляет следующее:
     Статья 1.  Все бывшие сеньориальные платежи, чиншевые и
феодальные права, как постоянные, так и случайные, даже
те,  которые сохранены в силе декретом 25 августа прош-
лого года, отменяются без всякого вознаграждения.      
   Статья 2. Из постановления предыдущей статьи изымут-
ся  ренты  и повинности чисто земельного характера,  не
вытекающие из феодальных прав.                         
   Статья 6.  Бывшие сеньоры, комиссары по состав-
лению земельных описей,  нотариусы и  прочие  хранители
документов,  устанавливающие  или подтверждающие права,
отмененные настоящим или предшествующим декретами,  из-
данными предыдущими собраниями, обязаны в течение трех-
месячного срока сдать таковые на хранение в  канцелярию
муниципалитета данной местности.  Документы, сданные до
10 будущего августа,  будут сожжены этот день  в  при-
сутствии Генерального совета Коммуны и граждан, осталь-
ные же документы будут сожжены по истечении трех  меся-
цев.                                                   
   Статья 7. Уличенные в сокрытии, похищении или утайке
подлинных  документов  или  выписей из них,  подлежащих
сожжению' в сроки, указанные в предыдущей статье, будут
присуждены к пяти годам тюремного заключения.
          
   Французская революция в документах 1789-1794 гг. Л.,1926.
                                                  
                                                       
Декрет против спекуляции 
26 июля 1793 г.
  1. Спекуляция является уголовным преступлением.
    2. Объявляются виновными в спекуляции все те, кто препятс-
вует обращению товаров и продуктов первой  необходимос-
ти,  закупает  и держит их где-либо в тайне,  не пуская
ежедневно открытую продажу.                            
   4. Предметами  первой необходимости являются:  хлеб,
мяс вино,  зерно,  мука, овощи, плоды, сливочное масло,
уксус,  сидр, водка, уголь, сало, дрова, постное масло,
сода, мыло, соль, сушеное, копченое, соленое или консерви-
рованное мясо и рыба,  мед, сахар, пенька, бумага, обрабо-
танная и простая шерсть,  кожа, железо, сталь, медь, драп,
полотно  и вообще все материалы,  кроме шелка,  а равно и
сырье, необходимое для их выделки.                     
   5. В  недельный срок со дня опубликования настоящего
декрета все лица,имеющие где-либо в  пределах  республики
какие-то  товары  или продукты,  означенные в предыдущей
статье,  долг заявить об этом муниципалитету или секции
продуктов.                                        
   8. Лица,  не сделавшие указанной заявки в  недельный
срок дня опубликования настоящего декрета,  объявляются
спекулян ми и как таковые караются смертью; их имущест-
во конфискуются,  а входящие в его состав продукты и то-
вары пускаются на продажу;
    9.  Караются смертью также все лица,уличенные в представ-
лении неверных сведений.  Должностные лица и комиссары,
наа ченные для наблюдения за продажей товаров,  уличен-
ные  в  сов шении злоупотреблений при отправлении своих
обязанностей целью оказать покровительство спекулянтам,
также карается смертью. 
                                
   Новая история в документах и материалах. Вып. 1. М.,1935
                                                       
Декрет Конвента о подозрительных
 17 сентября 1793 г.
 
  1.Немедленно по опубликовании настоящего декрета      
все подозрительные лица, находящиеся на территории Рес-
публики и пользующиеся еще свободой,  должны быть арес-
тованы.                                                
   2. Считаются подозрительными: I) те, кто своим пове-
дением или связями, речами или сочинениями проявили се-
бя как сторонники тирании,  федерализма и враги  свобо-
ды; 2)  те,  кто  не могут удостоверить источники
своего существования и факт исполнения своих  гражданс-
ких обязанностей; 3) те, которым отказано в выдаче сви-
детельства о цивизме  (благонадежности);  4)  государс-
твенные  служащие,  отрешенные  или  смещенные со своих
должностей Национальным конвентом,  или его комиссарами
и  не  восстановленые на них  5) те из бывших дво-
рян,  включая мужей,  жен,  отцов, матерей, сыновей или
дочерей,, братьев, сестер и, служащих эмигрантов, кото-
рые не проявляли постоянно своей привязанности к рево-
люции; 6) те, кто эмигрировали в промежуток времени с 1
июля 1789 года до обнародования закона от 8 апреля 1792
года,  хотя бы они и вернулись во Францию в срок, пред-
писанный последним законом или еще до  истечения  этого
срока.                                                 
   3. Наблюдательные комитеты  обязаны  составить
каждый  в  пределах своего округа список подозрительных
лиц,  издать приказ об их аресте и опечатать их  бумаги.
   5. Лица,  задержанные  в  качестве   подозрительных,
сперва  отводятся  в  дома  заключения  по месту своего
ареста; за отсутствием тюрем они оставляются под домаш-
ним арестом и надзором;                              
   6. В течение следующей недели они переводятся в  на-
циональные  помещения,  каковые  должны  быть указаны и
приготовлены для этой цели  административными  властями
департамента  немедленно по получении настоящего декре-
та.                                              
   7. Они останутся там под стражей впредь до зак-
   лючения мира.
 8. Издержки на охрану заключенных про-
   изводятся за их счет и распределяются между ними поровну
  9. Наблюдательные комитеты немедленно пересылают Коми-
тету общей безопасности при Национальном конвеете; спи-
сок  задержанных ими лиц вместе с указанием причин их
ареста и взятыми у них бумагами.
          
   Документы истории Великой французской революции.Т.I. М., 1990. 

                                          
    Декрет  об  установлении
 максимума цен и заработной платы
   29 сентября 1793 г.
  Национальный конвент декретирует нижеследующее:
     Статья 1. Предметы, представляющие по мнению Националь-
ного конвента первую необходимость  и  для  которых  он
считает  нужным установить максимум или наивысшие цены,
- суть:  мясо свежее, солонина и свиное сало, масло ко-
ровье,  масло растительное,  живой скот,  соленая рыба,
вино, водка, уксус, сидр, пиво, дрова, древесный уголь,
каменный уголь,  сальные свечи, гарное масло, соль, мы-
ло,  поташ, сахар, мел, белая бумага, кожа, железо, чу-
гун, свинец, сталь, медь, пенька, лен, шерсть, материи,
полотно, сырой фабричный материал, сабо, башмаки, суре-
пица и репа, табак.                                    
   Статья 2.  Максимальной ценой  дров  первого  сорта,
равно как и угля древесного и каменного, является цена,
существовавшая  в  1790  г.,  плюс  одна  двадцатая  ее
часть.
Статья 3.  Максимальными ценами всех других съест-
ных припасов и товаров первой  необходимости,  перечис-
ленных в ст.1, будут на всем протяжении Республики и
вплоть до 1 сентября следующего года те  цены,  которые
существовали  на  них  в  1790  г. с прибавлением,
сверх того, одной третьей их части.               
   Статья 7.  Все  те лица,  которые продадут или купят
товары, перечисленные в ст. 1, выше максимума, установ-
ленного и опубликованного в каждом департаменте,  упла-
чивают в административном порядке денежную пеню в двой-
ном размере против стоимости проданного предмета,  иду-
щего в пользу доносчика.  Эти лица будут внесены в спи-
сок подозреваемых и преследуемы, как таковые.          
   Покупатель не подвергается указанному  выше  взыска-
нию, если он объявит о нарушении закона продавцом. Каж-
дый купец обязан иметь в своей лавке таблицу  с  указанием
  максимальных или наивысших цен его товаров.
   Статья 8.  Максимум, или наивысший размер заработной
платы, жалования, сдельной и поденной работы со времени
опубликования этого закона и до сентября следующего го-
да  повсеместно  устанавливается  Генеральными советами
коммун в тех размерах,  которые существовали в 1790 г.,
с прибавлением сверх того еще половины этой цены.      
   Статья 9.  Муниципалитеты могут объявлять  мобилизо-
ванными и,  в случае надобности, наказывать тремя днями
ареста тех ремесленников, рабочих и представителей всех
возможных видов труда,  которые без уважительных причин
будут отказываться от занятия их обычной работой. 
     
   Французская революции в документах 1789-1794 гг. Л.,1926. 
                                                 
                                                       
Постановление
Парижской коммуны о том,
кого считать подозрительными 
   10 октября 1793 г.
  Подозрительными являются:
  1. Те, кто  во  время  собраний  народа охлаждают его порыв
   возмутительными речами,  шумными возгласами и угрозами;
 2.Те, кто, будучи более острожным, таинственно говорят о
несчастиях республики,  жалеют народ и всегда готовы  с
мнимопечальным видом распространять плохие известия;   
   4. Те, кто сожалеют об участи жадных фермеров и тор-
говцев, коих закон вынужден преследовать;              
   5. Те, кто со словами свобода, республика и отечест-
во на устах встречаются с бывшими дворянами, контррево-
люционными священниками, аристократами, фельянами, уме-
ренными и интересуются их участью;                     
   7. Те,  кто с равнодушным лицом приняли издание рес-
публиканской  конституции  и выражали ложную тревогу по
поводу ее установления и продолжительности;            
   8. Те,  кто, ничего не сделав против свободы, равным
образом ничего и не сделали в ее пользу;               
   11. Те, кто подписали контрреволюционные петиции или
посещали антипатриотические общества и клубы.          
   12. Сторонники  Лафайета  и убийцы на Марсовом Поле.
   Документы истории Великой французской революции.Т.I.М.,1990. 
                                                    
                                            
Декрет об установлении
 единого максимума
 на всей территории Республики
   1 ноября 1793 г. 
 I.  Немедленно под наблюдением комиссаров, назначенных Ко-
миссией продовольствия и  снабжения,  будет  составлена
таблица максимума, заключающая в себе:                 
   1) цену каждого сорта товара на месте его производс-
тва или изготовления в 1790 г., увеличенную на 1/3;    
   2) 5%  прибыли для оптового торговца;
 3) 10% прибыли для розничного торговца;
    4) цену на транспорт, установленную в зависимости от рас- 
стояния места  производства.
  II.  Эти четыре основания определяют твердую цену каждого
из товаров  на всем протяжении Республики. 
 VI.  Национальный конвент... декретирует, что будет выдано
пособие гражданам торговцам и фабрикантам,  которые до-
кажут,  что вследствие закона о максимуме они  потеряли
все  свое состояние или же их состояние сведено к сумме
ниже 100 тысяч ливров.                                 
   VII. Оптовые фабриканты и торговцы,  которые со вре-
мени издания максимума прекратили  или  прекратят  свое
производство или свою торговлю, будут отнесены в разряд
подозрительных.
                                        
   Новая история в документах и материалах. Вып.1.М.,1935.
                                                  
                                                       
Декрет
 Национального конвента 
об организации
Временного порядка управления
   4 декабря 1793 г.
Раздел II
 Исполнение  законов
 
1.Национальный конвент является единственным центральным  
   органом правительственной власти.
 2. Все учреждения и должностные лица подчиняются непосредст-
венному надзору  Комитета общественного спасения по всем вопро-
сам управления и общественного спасения, что ка-
сается  отдельных лиц и мер общей и внутренней полиции,
то этот надзор принадлежит Комитету общей  безопасности
при  Конвенте. Эти два Комитета обязаны в конце
каждого месяца представлять в Национальный конвент  от-
чет о результатах своей деятельности.  Каждый член этих
двух Комитетов несет личную ответственность за выполне-
ние этой обязанности.                                  
   4. Постоянный надзор за исполнением  военных,  адми-
нистративных, гражданских и уголовных законов поручает-
ся Исполнительному совету,  который  обязан  каждые  10
дней  представлять письменный отчет Комитету обществен-
ного спасения.                                    
   8. Проведение революционных законов и мер обществен-
ной безопасности и  общественного  спасения  поручается
муниципалитетам  и наблюдательным или революционным ко-
митетам. 
                                        
   Документы истории Великой французской революции.Т.I.М.,1990. 
                                          
                                                       
Декрет
 Национального конвента,
 реорганизующий Революционный трибунал
   10 июня 1794 г.
 4. Революционный трибунал учреждает-
   ся для наказания врагов народа.
 5. Врагами народа являются те, кто посягает
   силой или хитростью на общественную свободу.
  6.  Объявляются  врагами народа те, кто призывает к восста-
новлению королевской  власти,  покушается  унизить  или
распустить Национальный конвент и революционное респуб-
ликанское правительство, центром которого он является; 
   те, кто  изменяет Республике,  командуя крепостями и
армиями или занимая  какую-либо  другую  военную  долж-
ность,  а также те, кто поддерживает сношения с врагами
Республики и старается вызвать недостаток в снабжении и
обслуживании армии;                                    
   те, кто старается затруднить доставку продовольствия
в Париж или вызвать голод в Республике;                
   те, кто содействует замыслам врагов Франции или тем,
что  помогает укрывательству и безнаказанности заговор-
щиков и аристократии,  или тем, что преследует и клеве-
щет на патриотов или причиняет вред народным представи-
телям,  или тем,  что извращает революционные принципы,
законы и мероприятия правительства путем лживых и веро-
ломных поступков;                                      
   те, кто  обманывает  народ или народных представите-
лей,  надеясь принудить их к совершению поступков, про-
тиворечащих интересам свободы;                         
   те, кто пытается вызвать в народе отчаяние для того,
чтобы  помочь  замыслам тиранов,  объединившихся против
Республики;                                            
   те, кто  распространяет ложные известия с целью выз-
вать смуту или вражду.                           
   7. Наказанием за все преступления,  подлежащие веде-
нию Революционного трибунала, является смерть.         
   8. Доказательством, необходимым для вынесения приго-
воров над врагами народа,  является всякая вещественная
или моральная                                          
улика, в  устной  или  письменной форме,  которая может
служить достаточным основанием для всякого справедливо-
го  и  разумного гражданина;  единственным руководством
для вынесения приговора может быть  совесть  присяжных,
проникнутых  любовью  к родине;  их целью является тор-
жество Республики и гибель ее врагов;                  
   формами судопроизводства  являются те простые спосо-
бы, которые подсказываются присяжным их здравым смыслом
для выяснения истины по установленным законом правилам.
   Закон ограничивается   установлением   нижеследующих
   пунктов:
 9. Каждый гражданин имеет право задержать и направить к
установленным властям  всех заговорщиков и контрреволю-
ционеров.  Каждый обязан донести на них, как только сам
узнает об их существовании.                            
   12. Обвиняемый допрашивается в  открытом  заседании;
применение тайного предварительного допроса уничтожает-
ся как излишнее.                                 
   13. Если  налицо  имеются моральные или вещественные
доказательства,  вне зависимости от свидетельских пока-
заний, то свидетели не заслушиваются.            
   16. В качестве защитников для оклеветанных патриотов
закон  дает присяжных-патриотов;  заговорщикам же закон
не дает никаких защитников.
                       
   Документы истории Великой французской революции.Т.I.,М.,1990
                                                       
Последствия революционного террора
  согласно  подсчетам английского исследователя
 Д.Грира
   (данные относятся к периоду
 с марта 1793 г. по август 1794 г.)

   Общее число жертв террора около 35-40 тыс.  человек.
Из  них казнены по приговорам парижского революционного
трибунала и чрезвычайных судов в департаментах около 17
тыс.  человек; расстреляны без суда и следствия в райо-
нах восстаний (Вандея,  Лион,  Тулон и др.) 10-12  тыс.
человек; умерли в тюрьмах около 8-13 тыс. человек.
     
   Социальный состав осужденных в процентах
  установлен для 85% всех осужденных
                                
Дворяне 8,25
Духовенство 6,5
  Представители  бывшего третьего сословия 84 
                                  
   В том числе:   
буржуазия 25
крестьяне 28
рабочие  31 
   Документы истории Великой французской революции.Т.I.М.,1990.
                                           

К титульной странице
Вперед
Назад
Реклама