Раздел II
 Конституционное законодательство 
периода  Директории,  Консульства и I империи

Подраздел А
Директория

 Конституция французской республики
22 августа  1795г.

 Декларация прав и обязанностей человека и гражданина
Французский народ провозглашает перед лицом высшего 
 Существа,следующую декларацию прав и обязанностей человека 
и гражданина.                                       
   Права 
 1. Правами человека в обществе являются свобо-
   да, равенство,безопасность, собственность..
 2. Свобода состоит в возможности действовать не во вред пра-
вам другого. 
 3. Равенство состоит в том, что закон является равным для
всех как в тех случаях,  когда он охраняет, так и в тех
случаях, когда он наказывает. Равенство не допускает
    никаких различий в зависимости от рождения, никакой
 наследственной власти.         
   4. Безопасность  основывается  на  содействии всех в
обеспечении прав каждого.                              
   5. Собственность является правом пользоваться и рас-
поряжаться своим достоянием,  своими доходами,  плодами
своего труда и своего мастерства.                      
6. Законом  является  выраженная общая воля большинства
либо граждан, либо их представителей.                  
   7. Закон не защищает того,  кто его нарушает.  Никто
не может совершить того, что не предписано законом.    
   8. Никто  не  может быть привлечен к суду,  обвинен,
арестован,  заключен,  кроме случаев, когда это предус-
мотрено законом и в предписанной им форме.             
   9. Те, кто склоняют, способствуют, разрешают, испол-
няют или заставляют исполнять противозаконные действия,
являются виновными и должны быть наказаны.             
   10. Жестокость,  которая не является необходимой для
заключения обвиняемого под  стражу,  строго  воспрещена
законом.                                               
   11. Никто не может быть осужден до того,  как он бу-
дет выслушан или вызван в законном порядке.            
   12. Постановление о назначении наказания может  быть
вынесено  по  закону  только строго необходимое и соот-
ветствующее преступлению.                              
   13. Всякое  обращение,  которое усиливает наказание,
определенное на основании закона, является преступлени-
ем.                                                    
   14. Никакой закон,  ни уголовный, ни гражданский, не
имеет обратной силы.                                   
   15. Каждый человек может распоряжаться своим  време-
нем и своими силами, но он не может продавать себя и не
может быть продан; его личность не является отчуждаемой
собственностью.                                        
   16. Всякие налоги устанавливаются для общей  пользы;
они  должны быть распределены между налогоплательщиками
в зависимости от их возможностей.                      
   17. Единство  всех  граждан является главной основой
суверенитета.                                          
   18. Никакие отдельные лица, никакое отдельное собра-
ние граждан не могут приписать себе суверенитет.       
   19. Никто не может,  не будучи уполномочен на то за-
коном,  ни присваивать какую-либо власть,  ни выполнять
какую-либо публичную функцию.                          
   20. Каждый гражданин имеет равное  право  добиваться
участия,  непосредственного  или косвенного,  в издании
законов, назначении представителей народа и должностных
лиц.                                                   
   21. Общественные функции не могут присваиваться  те-
ми, кто их осуществляет.                               
   22. Общественная безопасность не может существовать,
если не установлено разделение властей,  если не зафик-
сированы их границы, если не обеспечена ответственность
должностных лиц.                                       
                                                       
Обязанности 
  Декларация прав предусматривает следую-
   щую обязанность законодателей:
1. для охраны общества требуется, чтобы те,
кто составляют его, знали и выполняли также и свои обя-
занности.                                              
   2. Все обязанности человека и гражданина вытекают из
следующих  двух принципов,  заключенных во всех сердцах
от природы.                                            
   Не делайте  другому  того,  что вы не хотите,  чтобы
сделали вам. Постоянно делайте другим то доброе, что вы
хотели бы получить сами.                               
   3. Обязанности каждого по отношению к обществу  сос-
тоят в его защите,  служении ему, в подчинении законам,
в уважении тех, кто является орудием закона.           
   4. Никто не может быть хорошим гражданином, не буду-
чи хорошим сыном,  хорошим отцом, хорошим братом, хоро-
шим другом, хорошим супругом.                          
   5. Никто не может быть добродетельным человеком,  не
будучи искренним и благочестивым блюстителем законов.  
   6. Тот,  кто явно нарушает законы,  объявляет  войну
   обществу. 
 7. Тот, кто, не нарушая законов явно, обходит их, применяя
хитрость или ловкость,  наносит вред интересам всех; он
становится недостоин их доброжелательного  отношения  и
их уважения.                                           
   8. Это является основой собственности, которая лежит
в  основе  мировой культуры,  всего производства,  всех
средств труда и всего социального строя.               
   9. Каждый  гражданин  обязан  отдавать все свои силы
отечеству и сохранению свободы,  равенства и  собствен-
ности всякий раз,  когда закон призывает его к их защи-
те.                                                    
   Конституция 
1. Французская Республика едина и неразделима.
    2. Носителем суверенитета является французский народ в це-
лом.
 Глава I 
5. Каждый департамент разделен на кантоны.
   Каждый кантон на коммуны. 
6. Французские колонии являются  дополнительной  частью
республики,  и  они  подчиняются тем же конституционным
законам.                                               
Глава Ш
  Съезд  избирателей  для избрания выборщиков

   17. Съезд избирателей для избрания выборщиков состо-
ит из граждан,  проживающих в одном кантоне.  18.
   Никто не может ни заменить себя на съездах изби-    
рателей для  избрания  выборщиков,  ни голосовать более
чем на одном  съезде.
   
 Глава IV. Съезды выборщиков
 33.  Каждый съезд избирателей для изб-
   рания выборщиков  назначает  выборщика  по принципу:
один выборщик на двести  граждан,  как  присутствующих,
так  и отсутствующих,  имеющих право голосовать на этом
съезде.                                          
   35. Никто  не  может быть назначен выборщиком,  если
ему не исполнилось двадцати пяти лет и он не пользуется
правами французского гражданина,  не удовлетворяет сле-
дующим условиям:                                       
   Обладание в коммунах с числом жителей свыше семи ты-
сяч собственностью или городской арендой, стоимость ко-
торых равна местной стоимости двухсот рабочих дней, или
жилыми постройками,  стоимость которых равна  стоимости
пятисот рабочих дней, или сельскохозяйственным имущест-
вом, стоимость которого равна стоимости двухсот рабочих
дней.                                            
   41. Съезд выборщиков,  руководствуясь нижеследующим,
избирает:                                              
   1) членов Законодательного корпуса,  как то:  членов
   Совета  пятисот;  2) членов кассационного трибунала;
   3) заседателей Верховного суда; 4) служащих департа-
   ментов; 5) председателя, публичного обвинителя, сек-
   ретаря уголовного трибунала; судей гражданского трибунала.
                                                       
Глава V. Законодательная власть
 Общие положения
 
   44.Законодательный корпус состоит из Совета  старейшин  и
   из  Совета пятисот.
 49. Каждый департамент содействует назначению членов Со-
вета старейшин и Совета пятисот,  исходя единственно из
интересов народа.                                      
   52. Члены  Законодательного  корпуса   не   являются
представителями пославшего их департамента, они являют-
ся представителями всей нации, и он не может предостав-
лять им полномочий.                                    
   53. Оба совета обновляются каждый год на одну треть.

   Совет пятисот
 73. Совет пятисот неизменно, постоянно
   состоит из этого числа.
  74.  Чтобы быть избранным в члены Совета пятисот, необходи-
мо достижение тридцатилетнего возраста и проживание  на
территории  Республики  в течение предшествующих десяти
лет.                                                   
   76. Законодательная  инициатива принадлежит исключи-
тельно Совету пятисот. 
                                
   Совет старейшин
 82. Совет старейшин состоит из двухсот пятидесяти членов.
     83. Никто не может быть избран членом Совета старейшин:
    если он не достиг сорока лет;
    если к тому же он не женат или вдов; если он
   не проживал на территории Республики в течение      
пятнадцати лет,  предшествующих выборам. 
86. К исключительной компетенции Совета старейшин отно-
сится одобрение и отклонение  решений  Совета  пятисот.
   92. Решения Совета пятисот, принятые Советом старей-
   шин,  называются законами.
 99. Отвергнутый законопроект может быть вновь пред- 
ставлен Советом  пятисот только по истечении года. 
 Гарантии членов Законодательного корпуса

    110.  Граждане, которые являлись или являются членами За-
конодательного корпуса, ни в коем случае не могут прес-
ледоваться                                             
в судебном  порядке,  обвиняться  и быть судимыми ни за
то, что ими говорилось, ни за то, что ими было написано
в связи с исполнением ими своих служебных функций.
     
   Глава VI. Исполнительная власть
  132.  Исполнительная власть осуществляется Директори-
ей из пяти членов,  назначенных Законодательным  корпу-
сом, исполняющим функции съезда выборщиков от имени на-
ции.                                                   
   133. Совет  пятисот составляет путем тайного голосо-
вания удесятеренный список членов  директории,  который
передает  Совету  старейшин,  выбирающему на его основе
путем тайного голосования.                             
   134. Члены  директории должны иметь возраст по край-
ней мере равный сорока годам.                          
   135. Они могут быть избраны только из числа граждан,
бывших членами Законодательного корпуса или  министрами.
   137. Директория обновляется на одного  члена  каждый год.
 146. Директория назначает главнокомандующих.
     147.  Она контролирует и обеспечивает  исполнение законов
    в  государственных учреждениях и судах 
 через  назначенных ею комиссаров.
   148. Не из числа своих членов она назначает  минист-
ров и отзывает их, если она находит это необходимым.   
   Она не может назначать их ни из числа лиц,  не  дос-
тигших тридцати лет, ни из родственников или свойствен-
ников.                                           
   152. Министры взаимно ответственны как за неисполне-
ние законов,  так и за неисполнение решений  директории.

   Глава VIII. Судебная власть
 Общие положения
   202.Судебные функции не могут исполняться ни Законода-    
тельным корпусом, ни исполнительной властью.
  203. Судьи не могут ни вмешиваться в осуществление законо-     
дательной власти,  ни  создавать  каких-либо   правовых
   норм. Они не могут ни приостанавливать или отсрочить
   действие какого-либо закона, ни привлечь к суду членов
 администрации в связи с исполнением ими своих обязанностей.
204. Никто не может ни отстранить  судью,  назначенного
законным порядком,  ни лишить его полномочий или других
предоставленных ему прав.
                        
   Глава IX. О вооруженных силах
 Вооруженные силы создаются для защиты от внешних 
врагов и  для поддержания внутреннего порядка и обеспе-
чения исполнения законов.
                              
   Документы истории  Великой французской революции Т.I., М.,1990.
                                              
                                                       
Подраздел Б
Консульство и  первая  империя 
 Конституция VIII года (Республики)
13 декабря 1799 г.
             
 Статья 1.  Французская республика едина и  неделима.
Ее европейская территория разделяется на департаменты и
коммуны.                                          
   Статья 6. Для того, чтобы пользоваться правами граж-
данства в округе коммуны, необходимо иметь в нем посто-
янное жительство в течение не менее одного года.   
   Статья 7.  Граждане каждого округа коммуны  избирают
посредством голосования тех из своих сограждан, которых
они сочтут наиболее достойными вести общественные дела.
Так составляется доверительный список, содержащий число
имен,  равное 1/10 части всех  имеющих  право  избирать
граждан.  Должностные лица округа должны назначаться из
числа лиц,  включенных в этот первый коммунальный  спи-
сок.                                                   
   Статья 8. Граждане, внесенные в коммунальные избира-
тельные списки департамента, также избирают 1/10 своего
числа.  Так составляется второй список,  называемый де-
партаментским, на основании которого должны назначаться
должностные лица департамента.                         
   Статья 9. Граждане, внесенные в департаментский спи-
сок,  подобным же образом избирают 1/10  своего  числа.
Так составляется третий список, включающий граждан дан-
ного департамента, имеющих право быть избранными на на-
циональные должности...                                
   Статья 15.  Сенат состоит из 24  членов,  пожизненно
избираемых и имеющих не менее 40 лет от роду.     
 Статья 16. Назначение  на должность сенатора произво-
дится самим Сенатом,  избирающим одного из  числа  трех
представленных кандидатов:  первый кандидат представля-
ется Законодательным корпусом,  второй -  Трибунатом  и
третий - первым консулом.                          
   Статья 19. Все составленные в департаментах согласно
ст. 9 списки направляются в Сенат. Они составляют наци-
ональный список.                                       
   Статья 20. Сенат согласно этому списку выбирает чле-
нов Законодательного корпуса, Трибуната, консулов.
   Статья 21. Сенат утверждает или отвергает все те ак-
ты,  которые предоставляются ему Трибунатом или  Прави-
тельством.                                      
   Статья 25.  Ни один новый закон не будет обнародован
до  тех пор,  пока проект его не будет предложен прави-
тельством,  сообщен Трибунату и декретирован  Законода-
тельным корпусом.                                  
   Статья 27.  Трибунат состоит из 100 членов,  имеющих
не менее 25 лет от роду.                          
   Статья 28.  Трибунат обсуждает проекты  законов;  он
утверждает или отвергает их...                         
   Статья 31.  Законодательный корпус  состоит  из  300
членов, имеющих не менее 30 лет от роду; 1/5 его соста-
ва обновляется ежегодно.                          
   Статья 34.  Законодательный корпус устанавливает за-
кон, высказывая свое мнение путем тайного голосования и
не подвергая обсуждению те проекты,  относительно кото-
рых ранее высказывались ораторы Трибуната и  Правитель-
ство.                                           
   Статья 39.  Правительственная власть вручается  трем
консулам, избираемым на 10 лет и имеющим право на новое
переизбрание. Конституцией назначается первым кон-
сулом гражданин Бонапарт, бывший временный консул; вто-
рым консулом - гражданин Камбасерес, бывший министр юс-
тиции,  и  третьим консулом - гражданин Лебрен,  бывший
член комиссии Совета старейшин.                   
   Статья 41.  Первый  консул  обнародывает законы;  он
назначает и отзывает согласно собственной  воле  членов
государственного совета,  министров, посланников и дру-
гих ответственных внешних                              
представителей, офицеров армии и флота,  членов местной
администрации,  правительственных комиссаров при судах;
он назначает уголовных и гражданских судей, равно как и
судей мировых и кассационных,  без права их отстранения
от должности.                                          
   Статья 42.  Второй и третий консулы имеют при совер-
шении других правительственных актов совещательный  го-
лос.                                              
   Статья 94.  Французский народ объявляет,  что  после
покупки на законных основаниях национального имущества,
какого бы происхождения оно ни было,  законный приобре-
татель не может быть его лишен.                   
   Статья 95. Настоящая Конституция будет немедленно же
представлена на утверждение французскому народу.
       
   Новая история в документах и материалах. Вып.1., М.,1935. 
                                                 
                                                       
Органический сенатус-консульт 
 18 мая 1804 г.
Раздел I

   Статья 1. Управление республикой вверяется императо-
   ру, который принимает титул императора французов.
  Правосудие отправляется именем императора назначаемыми
им должностными лицами.                             
  Статья 2.  Наполеон  Бонапарт, нынешний первый консул рес-
публики, является  императором  французов.
  Раздел II

   Статья 3. Императорский сан передается по наследству
   по  нисходящей линии кровному и законному потомству
 Наполеона Бонапарта по мужской линии в порядке 
 первородства,постоянным исключением женщин и их потомства.
   Новая история в документах и материалах. Вып.1.,М.,1935.   
                                               
                                                       
Раздел III
 Вторая  республика во Франции

Конституция 
 4 ноября 1848 г.
  Вступление в присутствии Бога и именем Французского
    народа Национальное собрание объявляет:
  1. Франция конституируется в республику.
4. Свобода, равенство и брйтство - ее принципы.
 8. Республика должна охранять личность гражданина,
 его семью,
религию, собственность, труд и сделать доступным всяко-
му образование,  необходимое для каждого человека.  Она
должна путем братской помощи  обеспечить  существование
нуждающимся гражданам, подыскивая работу, соответствую-
щую их способностям, или же поддерживая тех, которые не
имеют родных и не в состоянии работать.
           
   Глава I
О верховной власти 
1.  Верховная власть принадлежит совокупности фран-
цузских граждан. Она неотчуждаема и неотъемлема. Ни од-
но лицо, ни одна часть народа не могут присваивать себе
ее осуществление.
                                     
   Глава II
 Права граждан, гарантированные Конституцией
   2. Никто не может быть арестован или задержан иначе,
как в силу предписаний закона.                         
3. В пределах французской территории жилище всякого ли-
ца неприкосновенно; проникнуть в жилище можно лишь сог-
ласно форме и в случаях, предусмотренных законом.      
   4. Никто не может быть судим не тем судом,  которому
он подлежит.  Не может быть образовано ни особых комис-
сий,  ни чрезвычайных судов,  какими бы названиями  или
основаниями они не прикрывались.                       
   5. Уничтожается смертная казнь за политические прес-
тупления.                                              
   7. Каждый может спокойно исповедовать свою  религию,
и  государство оказывает равное покровительство отправ-
лению всяких  религиозных  культов.  Служители  церкви,
признанной  теперь  законом,  или такой,  которая будет
признана законом,  имеют право на получение  содержания
от государства.                                        
   8. Граждане вправе образовывать сообщества  и  соби-
раться  мирно без оружия,  подавать петиции и предавать
гласности свои мысли печатным или каким-либо  иным  пу-
тем.  Пользование  этими  правами не может иметь других
границ, кроме прав и свободы другого и общественной бе-
зопасности.  Печать ни в коем случае не может быть пос-
тавлена в зависимость от цензуры.                      
   9. Обучение свободно.  Свобода обучения проводится в
жизнь согласно определенным моральным и юридическим ус-
ловиям, обозначенным в законе, и под надзором государс-
тва.  Этот надзор простирается на  все  без  исключения
воспитательные и образовательные учреждения.           
   10. Все граждане одинаково допускаются ко  всем  об-
щественным должностям, причем преимущественными мотива-
ми для их назначения могут служить лишь их  заслуги,  и
назначение происходит согласно условиям, обозначенным в
законе.  Навсегда уничтожаются все  дворянские  титулы,
все  прирожденные отличия и различия классовые и касто-
вые.                                                   
   11. Всякая собственность неприкосновенна.  Государс-
тво, однако, может требовать отчуждения собственности в
случае общественной на то надобности,  законным образом
констатированной, при условии справедливого и предвари-
тельного ее возмещения.                                
   12. Никогда не может быть применена конфискация иму-
щества.                                                
   13. Конституция гарантирует гражданам свободу  труда
и промышленности. Общество покровительствует и поощряет
развитие труда, предоставляя безвозмездное первоначаль-
ное обучение,  средства к профессиональному образованию
и устанавливая равенство в отношениях хозяина и рабоче-
го, учреждая попечительства и кредитные общества, сель-
скохозяйственные институты и свободные ассоциации.     
Общество с этой же целью  организует  через  посредство
государства,  департаментов или коммун общественные ра-
боты,  предназначенные доставлять безработным  занятие;
общество  оказывает  помощь покинутым детям,  калекам и
старцам, не имеющим ни средств к существованию, ни род-
ни, которая могла бы их содержать.                     
   15. Все налоги установлены в видах всеобщего  блага.
Каждый облагается пропорционально своему благосостоянию
и своим платежным средствам.                           
   16. Ни  один  налог  не  может быть вводим и взимаем
иначе, как в силу закона.                              
   17. Прямой налог разрешается только на год.  Косвен-
ные налоги могут быть разрешаемы на несколько лет.
     
   Глава III
   О  государственных  властях
  18.  Всякая власть в государстве, в чем бы она не вы-
ражалась, исходит  от  народа.  Она не может поручаться
кому-либо с правом передать ее по наследству.          
   19. Разделение власти - это первое условие свободно-
го правительства. 
                                     
   Глава IV
  О  законодательной власти
 20.  Французский народ поручает законодательную
власть единому собранию.
 24. Избирательное право - прямое и всеобщее. Подача
голосов происходит тайно. 
 25. Избирателями могут быть,независимо от своего
ценза, все французы в возрасте от 21 года, пользующиеся
гражданскими правами.                                  
   26. Могут быть избираемы,  независимо от своего мес-
тожительства, все избиратели в возрасте от 25 лет.     
   27. Избирательный закон определит те обстоятельства,
в силу которых французский гражданин лишается права из-
бирать и быть                                          
   избираемым. 31.  Национальное собрание избирается на
   3  года  и  обновляется лишь в полном своем составе.
   33.  Представители народа могут быть всегда переизб-
   раны.                                               
34. Члены  Национального собрания являются представите-
лями не только избравшего их департамента,  но  и  всей
Франции.                                               
   35. Они не могут быть связаны  повелительным  манда-
   том.
 36.  Представители народа неприкосновенны. Они
   никогда не  могут быть  преследуемы,  обвиняемы и
 судимы за мнения,высказанные ими в среде Национального
 собрания.        
   38. Каждый  представитель народа получает вознаграж-
   дение...
39. Заседания собрания происходят публично.
   Однако собрание может образовать из себя тайный
 комитет по  желанию
такого  количества  представителей,  которое определено
регламентом. Каждый представитель владеет правом парла-
ментской инициативы;                                   
   он пользуется этим правом сообразно формам, установ-
ленным регламентом.                                 
   40. Присутствие членов собрания в  количестве  одним
человеком  больше  половины необходимо для того,  чтобы
голосование законов было действительным. 
              
   Глава V 
Об исполнительной власти
 43. Французский народ поручает исполнительную власть
одному гражданину,  которому присваивается титул прези-
дента республики.                                    
   45. Президент республики избирается на четыре года и
может быть переизбран  лишь  по  прошествии  промежутка
времени, равного четырем годам.                        
   49. Президент вправе  представлять  через  министров
законопроекты  в  Национальное  собрание.  Он  следит и
обеспечивает выполнение законов.                       
   50. Он располагает военной силой, но не вправе лично
ею командовать.                                        
   51. Он  не может ни уступить какой-либо части терри-
тории,  ни распустить и отложить на время  Национальное
собрание, ни ограничить влияние конституции и законов. 
   52. Он представляет ежегодно Национальному  собранию
письменное донесение об общем положении дел республики.
   53. Он заключает и утверждает трактаты.  Ни один до-
говор  не может быть окончательно заключен,  пока он не
подтвержден На-- циональным собранием.                 
    Это означало, что президент избирается тем же спо-
собом,  что и Национальное собрание: всеобщим голосова-
нием.                                                  
54. Он следит за внешней безопасностью государства,  но
не вправе предпринимать войны без согласия на то Нацио-
нального собрания.                                     
   55. Он обладает правом помилования.Амнистии мо-
гут быть дарованы лишь в силу соответствующего закона. 
   Президент республики,  министры и все  другие  лица,
приговоренные  Верховным  судом,  могут быть помилованы
лишь Национальным собранием.                           
   56. Президент  республики опубликовывает законы име-
нем французского народа.                               
   58. В продолжение срока, определенного для обнародо-
вания закона,  президент может мотивированным посланием
просить нового совещания по поводу этого закона. Нацио-
нальное собрание совещается еще раз, и теперь его реше-
ние становится окончательным.                     
   64. Президент республики назначает и смещает минист-
ров.  Он, сообразуясь с указаниями министров, назначает
и смещает дипломатических  агентов,  главнокомандующего
флота и армии, префектов, высших начальников националь-
ной гвардии Сенского департамента,  правителя Алжира  и
колоний,  главных  прокуроров  и других должностных лиц
высшего порядка. Он назначает по предложению компетент-
ного министра, оставаясь в пределах правил, установлен-
ных по этому поводу законом,  второстепенных правитель-
ственных агентов.                                      
   67. Акты,  издаваемые президентом республики,  дейс-
твительны без подписи министра только в том случае, ес-
ли они заключают в себе назначение или смещение минист-
ров.                                               
   68. Президент республики, министры, агенты и блюсти-
тели государственной власти ответственны каждый в своей
области за все деяния правительства и администрации.   
   Всякая мера,  принятая президентом республики, чтобы
распустить Национальное собрание, временно отложить его
заседания или воспрепятствовать ему пользоваться своими
полномочиями,  - есть преступление, государственная из-
мена.  В силу такого действия президент утрачивает свои
полномочия, граждане обязаны не оказывать ему повинове-
ния,  исполнительная власть переходит в руки Националь-
ного собрания. Судьи верховного суда немедленно собира-
ются; они созывают присяжных, чтобы те приняли учас-
тие в суде над президентом и его сообщниками;  они сами
назначают магистратов, которые должны выполнять обязан-
ности публичного  обвинителя.  Закон  определит  другие
случаи привлечения президента к ответственности.  
                                                       
Глава VII 
 О внутренней администрации
 76.  Сохраняется деление государства на департаменты, 
круга, кантоны и коммуны.
 77. Устанавливается в каждом департаменте управле-
ние, состоящее из префекта, генерального совета, совета
префектуры. В каждом округе - субпрефект. В каждом кан-
тоне - кантональный совет;  однако в одном городе, раз-
деленном на несколько кантонов,  будет лишь один канто-
нальный совет. В каждой коммуне - управление, состоящее
из мэра, его помощников и муниципального совета.       
   79. Генеральные  и  муниципальные  советы избираются
путем прямой подачи голосов всех граждан, проживающих в
данном департаменте или коммуне.
                       
   Глава VIII
 О судебной власти
 81.  Правосудие отправляется безвозмездно от имени
французского народа. Заседания происходят публично, ес-
ли  только  публичность заседаний не представляет опас-
ности для спокойствия или  нравственности  общества;  в
подобном  случае суд особым постановлением объявляет об
этом.                                                  
   82. В  делах уголовных по-прежнему будет применяться
суд присяжных.                                         
   83. Все дела о преступлениях политических и преступ-
лениях  печати  подлежат  исключительно  суду   присяж-
ных.                                              
   85. Мировые судьи и их заместители,  судьи первой  и
второй инстанции,  члены кассационного суда и государс-
твенного  контроля  назначаются  президентом  республи-
ки.                                               
   86. Должностные лица прокуратуры назначаются  прези-
дентом республики.                                     
   87. Судьи первой и второй инстанции,  члены кассаци-
онного суда и государственного контроля назначаются по-
жизненно.  Они не могут быть смещены или отставлены  на
время  иначе,  как в силу имеющегося на то приговора су-
да.                                              
   91. Обвинения,  возбужденные  Национальным собранием
против президента республики или министров,  передаются
на  рассмотрение  верховного суда,  решения которого не
подлежат обжалованию ни в кассационном,  ни в апелляци-
онном  порядке.  Этот  же суд рассматривает и все дела,
возбужденные Национальным собрани-                     
ем по поводу преступлений отдельных лиц или  заговоров,
направленных  против  внутренней и внешней безопасности
государства. 
                                          
   Глава IX
 О вооруженной силе
 102.  Все французы отбывают воинскую повинность и
состоят в национальной гвардии.
 106. Закон определит, в каких случаях может быть
объявлено осадное положение, и установит способы и пра-
вила, которыми при этом следует руководствоваться.
     
   Глава Х
Предписания частного характера
 109. Территория Алжира и колоний объявляется фран-
цузскими территориями  и  управляется особыми законами,
пока специальным законом они не будет  подчинены  дейс-
твию настоящей конституции.
                            
   Глава XI 
О пересмотре конституции
 111. Если... Национальное собрание выразит желание,
чтобы конституция была изменена в ее целом  или  в  ка-
кой-нибудь  ее части,  пересмотр производится следующим
образом:  желание Национального собрания получает  свое
окончательное  выражение  в  соответствующей  резолюции
лишь после трех совещаний, следовавших друг за другом с
промежутками в один месяц. Резолюция действительна, ес-
ли она принимается тремя четвертями всех поданных голо-
сов. Ревизионное собрание избирается только на три
месяца. Оно не вправе заниматься ничем, кроме пересмот-
ра конституции, для которого оно и созвано.
            
   Конституции и законодательные акты буржуазных  госу-
дарств XVII-XIX вв. М., 1957.                          
                                                       
Раздел IV
  Третья республика во Франции
 Конституционный  закон
об организации государственных властей
 25 февраля 1875 г.
  Статья  1.  Законодательная власть осуществляется двумя соб- 
раниями: Палатой депутатов и Сенатом.  Палата депутатов
   назначается всеобщим голосованием, согласно         
условиям, определенным законом.  Состав и способ назна-
   чения и полномочия Сената определяются особым законом.
 Статья 2. Президент республики избирается по абсолютному
большинству голосов Сенатом и Палатой депутатов, соеди-
ненных в Национальное собрание. Он избирается на 7 лет.
   Он может быть переизбран.
  Статья 3.  Президент республики имеет право законодатель-
ной инициативы наряду с членами обеих плат.  Он обнаро-
дывает законы,  принятые обеими палатами,  следит за их
исполнением и обеспечивает его.                        
   Он имеет право помилования;  амнистии могут быть да-
рованы только законом.                                 
   Он располагает  вооруженной  силой.  Он назначает на
   все гражданские и военные должности. Предста-
   вители и послы иностранных держав аккредити-        
руются при нем. Каждый акт президента республики должен
   быть скреплен министром.
Статья 5.  Президент республики может с согласия Сената
распустить Палату депутатов до истечения законного сро-
ка ее полномочий.
    Статья 6. Министры солидарно ответственны перед палатами 
за общую политику правительства и индивидуально - за их
личные действия.                                       
   Президент республики  ответственен  только  в случае
государственной измены.                                
   Статья 8. Палаты имеют право постановлениями, приня-
тыми порознь в каждой из них,  по  собственному  почину
или  по  обращению  президента  республики,  абсолютным
большинством голосов объявлять о  необходимости  перес-
мотра конституционных законов.                         
   После принятия такой резолюции каждой из обеих палат
они  соединяются в Национальное собрание для производс-
тва пересмотра.
                                        
   Закон об  организации  Сената
  24  февраля  1875  г.
   Статья 1. Сенат образуется из 300 членов. Двести    
двадцать пять  избираются  департаментами и колониями и
семьдесят пять избираются Национальным собранием.      
   Статья 3.  Никто не может быть сенатором, если он не
является французом,  моложе 40 лет,  пользующимся граж-
данскими и политическими правами.                      
   Статья 4. Сенаторы от департаментов и колоний изби-
раются абсолютным б6льшинством коллегией, собираю-
щейся в главном городе департамента или колонии и  сос-
тоящей из:                                             
   1. Депутатов. 2. Генеральных советников. 3. Советни-
   ков округов.  4. Делегатов, избранных каждым муници-
   пальным советом среди                               
избирателей общины.  Статья 8. Сенат имеет наряду с Па-
   латой депутатов право инициативы и выработки законов.
Статья 9.  Сенат  может  преобразовываться  в верховный
суд, чтобы судить президента республики или министров и
разбирать  дела о посягательствах на безопасность госу-
дарства. 
                                              
   Закон об  отношениях государственных властей
 16 июля 1875 г.
    Статья 1. Сенат и Палата депутатов собирают-
   ся ежегодно во  второй вторник января,  если  президент
  республики  не назначит созыва на более ранний срок.
   Статья 2. Президент республики имеет право экс-
тренного созыва палат. Он обязан их созывать, если это-
го требует  в  промежутке  между  сессиями,  абсолютное
большинство членов каждой палаты.                 
   Статья 3.  За месяц по меньшей мере до истечения за-
конного  срока  полномочий президента республики палаты
должны соединяться в Национальное собрание для избрания
нового президента... В случае смерти или отставки пре-
зидента республики обе палаты собираются немедленно  по
закону.                                           
   Статья 5.Заседания сената и Палаты депутатов  пуб-
личны.  Однако каждая палата может распорядиться о зак-
рытии дверей заседания посредством посланий, читаемых с
трибуны одним из министров.                            
   Министры имеют доступ в обе палаты и должны выслуши-
ваться, когда они того требуют.                   
   Статья 7. Президент республики обнародывает законы в
течение  месяца,  следующего за передачей правительству
окончательно принятого закона.  В продолжение сро-
ка, установленного для обнародования, президент респуб-
лики может обратиться к обеим платам  с  мотивированным
посланием  о  новом обсуждении,  в котором ему не может
быть отказано.                                         
   Статья 8. Президент республики заключает и ратифици-
рует договоры.  Он доводит их до  сведения  палат,  как
только интересы и безопасность государства это позволя-
ют.                                                    
Договоры мирные,  торговые,  возлагающие на государство
финансовые обязательства, относящиеся к личному состоя-
нию и праву собственности французов за границей,  явля-
ются окончательными лишь после принятия их обеими пала-
тами. Ни одна уступка, обмен или присоединение террито-
рии не могут иметь места иначе как в силу закона.      
   Статья 9.  Президент республики  не  может  объявить
войну без предварительного согласия обеих палат.       
   Статья 13.  Ни один из членов той или другой  палаты
не  может быть предан следствию или суду за высказанные
им мнения или подачу голоса при исполнении его должнос-
ти.                                                    
    Республиканская форма правления не может  быть предметом
 предложения о пересмотре. 
                   
   Конституции буржуазных стран. Т. 1. М.-Л., 1935.    
                                                       
СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ
 Раздел I
Конституционное  законодательство
периода образования 
и последующего развития США
 Подраздел А 
   Конституционное законодательство
периода образования США
Декларация  независимости
 4 июля 1776 г.
 Принято единогласно тринадцатью соединенными Штатами
    Америки
   Когда ход событий приводит к тому, что один из наро-
   дов вынужден расторгнуть политические узы, 
 связывающие его с
другим народом, и занять самостоятельное и равное место
среди держав мира, на которое он имеет право по законам
природы и ее Творца,  уважительное отношение  к  мнению
человечества требует от него разъяснения причин,  побу-
дивших его к такому отделению.                         
   Мы исходим  из  самоочевидной  истины,  что все люди
созданы равными и наделены их Творцом определенными не-
отчуждаемыми правами,  к числу которых относятся жизнь,
свобода и стремление к счастью.  Для  обеспечения  этих
прав  людьми учреждаются правительства,  черпающие свои
законные полномочия из согласия управляемых.  В случае,
если какая-либо форма правительства становит-          
ся губительной для самих этих целей,  народ имеет право
изменить или упразднить ее и учредить новое  правитель-
ство,  основанное на таких принципах и формах организа-
ции власти,  которые, как ему представляется, наилучшим
образом обеспечат людям безопасность и счастье. Разуме-
ется,  благоразумие требует, чтобы правительства, уста-
новленные с давних пор, не менялись бы под влиянием не-
существенных и  быстротечных  обстоятельств;  соответс-
твенно,  весь  опыт  прошлого  подтверждает,  что  люди
склонны скорее сносить пороки до тех пор, пока их можно
терпеть, нежели использовать свое право упразднять пра-
вительственные формы,  ставшие для них  привычными.  Но
когда длинный ряд злоупотреблений и насилий,  неизменно
подчиненных одной и той же цели,  свидетельствует о ко-
варном  замысле вынудить народ смириться с неограничен-
ным деспотизмом,  свержение такого правительства и соз-
дание новых гарантий безопасности на будущее становится
правом и обязанностью народа.  Эти  колонии  длительное
время проявляли терпение, и только необходимость вынуж-
дает их изменить прежнюю систему своего  правительства.
История правления ныне царствующего короля Великобрита-
нии - это набор бесчисленных несправедливостей и  наси-
лий, непосредственной целью которых является установле-
ние неограниченного деспотизма.  Для подтверждения ска-
занного  выше представлены на беспристрастный суд всего
человечества следующие факты.                          
   Он отказывался давать свое согласие на принятие за-
конов, высшей степени полезных и необходимых для общего
блага.                                                 
   Он запрещал своим губернаторам проводить  неотложные
и чрезвычайно важные законы, если только их действие не
откладывалось до получения  королевского  согласия,  но
когда они таким способом приостанавливались, он демонс-
тративно оставлял их без всякого внимания.             
   Он разрешил проводить другие законы, важные для жиз-
ни населения обширных округов только при  условии,  что
оно  откажется от права на представительство в легисла-
туре,  т.  е. от права, бесценного для него и опасного
только для тиранов.                                    
   Он созывал законодательные органы в непривычных и  в
неудобных  местах,  находящихся  на большом удалении от
места хранения их официальных документов,  с единствен-
ной целью измором заставить их согласиться с предлагае-
мой им политикой.                                      
   Он неоднократно распускал палаты представителей, му-
жественно и твердо противостоявшие его  посягательствам
на права народа.                                       
    Подразумевается король Великобритании. То есть в
законодательном собрании.                              
Он в  течение  длительного  срока после такого роспуска
отказывал в выборах других депутатов, в результате чего
законодательные полномочия,  которые по своей сути неу-
ничтожаемы,  возвращались для их осуществления народу в
целом;  штат  тем временем подвергался всем опасностям,
проистекавшим как от внешнего вторжения, так и от внут-
ренних беспорядков.                                    
   Он пытался помешать заселению этих штатов, игнорируя
по этой причине законы о натурализации иностранцев, от-
казывая в принятии других законов,  направленных на по-
ощрение  иммиграции,  а также затрудняя выделение новых
земельных участков.                                    
   Он создавал  препятствия  для осуществления правосу-
дия, отказываясь давать согласие на принятие законов об
организации судебной власти.                           
   Он поставил судей в  исключительную  зависимость  от
своей  воли  путем  определения  сроков их пребывания в
должности, а также размера и выплат им жалования.      
   Он создавал  множество новых должностей и присылал к
нам сонмища чиновников, чтобы притеснять народ и лишать
его средств к существованию.                           
   Он в мирное время содержал у  нас  постоянную  армию
без согласия наших легислатур.                         
   Он стремился превратить военную власть в независимую
и более высокую по отношению к гражданской власти.     
   Он объединялся с другими  лицами,  чтобы  подчинить
нас юрисдикции, чуждой нашей конституции и не признава-
емой нашими законами, утверждал их акты, претендовавшие
стать законодательством и служившие:                   
   - для расквартирования у нас крупных соединений воо-
руженных сил;                                          
   - для освобождения посредством  судебных  процессов,
являющихся  таковыми только по видимости,  от наказаний
военных, совершивших убийства жителей этих штатов;     
   - для  прекращения  нашей  торговли со всеми частями
   света; - для обложения нас налогами без нашего сог-
   ласия; - для лишения нас по многим судебным делам
   возможности                                         
пользоваться преимуществами суда присяжных;  - для отп-
   равки жителей колонии за моря с целью предания      
их там  суду за приписываемые им преступления; - для
   отмены свободной системы английских законов в сосед-
ней провинции  путем установления в ней деспотического
правления и расширения  ее  границ  таким  образом,
чтобы она служила 
   ___________________________________________________ 
   * Имеются в виду  члены  английского  парламента.  
*Речь идет о Канаде. 
_________________________________________________
                                                       
одновременно примером и готовым инструментом для введе-
ния такого же абсолютистского правления в наших колони-
ях;                                                    
   - для отзыва предоставленных нам хартий,  отмены на-
ших  наиболее  полезных  законов  и коренного изменения
форм нашего правительства;                             
   - для  приостановления деятельности наших легислатур
и присвоения себе полномочий законодательствовать вмес-
то нас в самых различных случаях.                      
   Он отказывался от правления колониями, объявив о ли-
шении нас его защиты и начав против нас войну.         
   Он грабил нас на море, опустошал наши берега, сжигал
наши города и лишал наших людей жизни.                 
   Он в настоящий момент посылает к нам  большую  армию
иностранных наемников с тем, чтобы окончательно посеять
у нас смерть,  разорение и установить тиранию,  которые
уже  нашли  свое  выражение в фактах жестокости и веро-
ломства,  какие едва ли имели место даже в  самые  вар-
варские времена,  и абсолютно недостойные для главы ци-
вилизованной нации.                                    
   Он принуждал наших сограждан, взятых в плен в откры-
том море,  воевать против своей страны,  убивать  своих
друзей и братьев либо самим погибать от их рук.        
   Он подстрекал нас к  внутренним  мятежам  и  пытался
натравить  на  жителей  наших пограничных земель безжа-
лостных дикарей-индейцев,  чьи признанные правила веде-
ния  войны сводятся к уничтожению людей,  независимо от
возраста, пола и семейного положения.                  
   В ответ  на  эти  притеснения мы каждый раз подавали
петиции, составленные в самом сдержанном тоне, с прось-
бой  о восстановлении наших прав:  в ответ на наши пов-
торные петиции следовали лишь  новые  несправедливости.
Государь,  характеру которого присущи все черты, свойс-
твенные тирану, не может быть правителем свободного на-
рода.                                                  
   В равной степени не оставляли мы без внимания и  на-
ших британских братьев. Время от времени мы предостере-
гали их от попыток парламента незаконным образом подчи-
нить нас своей юрисдикции. Мы напоминали им о причинах,
в силу которых мы эмигрировали и поселились  здесь.  Мы
взывали к их прирожденному чувству справедливости и ве-
ликодушию и заклинали их,  ради наших общих кровных уз,
осудить эти притеснения, которые с неизбежностью должны
были привести к разрыву наших  связей  и  общения.  Они
также  оставались глухими голосу справедливости и общей
крови. Поэтому мы вынуждены признать неотвратимость на-
шего разделения и рассматривать их, как мы рассматрива-
ем и  остальную часть человечества, в качестве врагов
 во время войны, друзей в мирное время. 
   Поэтому мы,  представители Соединенных Штатов Амери-
ки,  собравшись на общий Конгресс,  призывая Всевышнего
подтвердить  честность  наших намерений,  от имени и по
уполномочию доброго народа этих  колоний,  торжественно
записываем и заявляем,  что эти соединенные колонии яв-
ляются и по праву должны быть свободными и независимыми
штатами, что они освобождаются от всякой зависимости по
отношению к британской короне и  что  все  политические
связи  между ними и Британским государством должны быть
разорваны,  что в качестве свободных и независимых шта-
тов  они  полномочны объявлять войну,  заключать мирные
договоры,  вступать в союзы,  вести торговлю, совершать
любые другие действия и все то,  на что имеет право не-
зависимое государство.  И с твердой уверенностью в пок-
ровительстве Божественного Провидения мы клянемся своей
жизнью, своим состоянием и своей незапятнанной честью.
   Соединенные Штаты  Америки:  Конституция и законода-
тельные акты. М., 1993 г.
                               
    *В первоначальной редакции "Декларации независимос-
ти" (редакция Джеферсона) в перечне обвинений  в  адрес
метрополии указывалось так                        
   же, что английское правительство содействовало  раз-
витию  рабства  в  колониях,  что король Великобритании
"оскорбил наиболее священные права жизни и свободы лиц,
принадлежащих к народам далеко живущим отсюда,  кото-
рые никогда не причинили ему ничего дурного.  Он захва-
тывал  их  "  обращал  их в рабство в другом полушарии,
причем, часто они погибали, ужасной смертью..." (Амери-
канские просветители. Избранные произведения. Т. 2. М.,
1969.  С.  31). Но при обсуждении Декларации этот пункт
был вычеркнут в угоду как рабовладельцам Юга, так и тем
представителям' северных  колоний,  которые  занимались
работорговлей.                                         

К титульной странице
Вперед
Назад
Реклама