Государственный строй.  То обстоятельство, что соци-
ально-экономические изменения в период империи  были  в
основном поро-                                         
ждением процессов,  зародившихся  еще в республиканский
период.  определило и характер  политической  структуры
Рима - устаровшир республиканские учреждения сохраняют-
ся и в первые века существования империи.  Немалую роль
в этом сыграли и традиционные республиканские представ-
ления,  утверждавшиеся почти половину тысячелетия,  по-
кончить с которыми сразу было невозможно. Империя пона-
чалу как бы рядилась в республиканские одежды, маскиру-
ющие действительную власть главы государства. Да и само
наименование государства - "империя" достаточно  услов-
но.  Титул  "император" долгое время оставался почетным
военным титулом, и только со временем глава государства
стал именоваться императором. Во всяком случае до сере-
дины III в. императоры получали свой титул как почетный
военный титул по нескольку раз (Октавиан,  например,  -
21 раз,  последним был Гордиан III, получавший этот ти-
тул  за  шесть лет своего правления б раз).  Но и после
этого они продолжали получать по нескольку  раз  власть
трибуна и консула.                                     
   Постепенно власть императоров усиливается. Необходи-
мость в ее маскировке республиканскими  учреждениями  и
влияние республиканских традиций, проявлявшееся в пери-
одически возникавших конфликтах между императором и се-
натом,  уходят в прошлое.  К концу II в.  сенат оконча-
тельно отстраняется от управления.  Оно переходит к чи-
новничье-бюрократическому и военному аппарату, возглав-
ляемому императором.  В конце III в. монархия утвержда-
ется в чистом виде.                                    
   Период империи принято делить на два этапа:         
   1) принципат (I в. до н.э. - III в. н э.), от "прин-
цепс-сенатус" - первый сенатор.  Этот титул впервые по-
лучил  от  сената  основатель  империи Октавиан Август,
поставленный первым в  списке  сенаторов  и  получивший
право первым выступать в сенате,  что позволяло предоп-
ределять решения последнего;                           
   2) доминат (III-V вв.),  от  "доминус"  -  господин,
владыка, что свидетельствовало об окончательном призна-
нии абсолютной власти императора.                      
   Принципат. Переход управления государством  к  прин-
цепсу  произошел благодаря наделению его высшей властью
imperium,  избранию на важнейшие должности, созданию им
отдельного от магистратур чиновничьего аппарата,  обес-
печиваемого образованием собственной казны принцепса, и
командованию всеми армиями.                            
   Уже Октавиан  получил  imperium,  включавший  помимо
традиционного командования армией (он взял на себя  ко-
мандование всеми армиями) право объявлять войну, заклю-
чать мир и международные договоры,  содержать собствен-
ную гвардию (преторианские когорты), право высшего уго-
ловного и гражданского суда,  право  толковать  законы.
Постановления  принцепса  начинают  рассматриваться как
имеющие силу закона,  и к концу принципата общепризнан-
ным станет положение: "что решил принцепс, то имеет си-
лу закона".                                            
Принцепсы избираются в нарушение республиканских тради-
ций одновременно консулами,  цензорами и народными три-
бунами (Октавиан 13 раз избирался консулом, 3 раза цен-
зором и 37 раз народным трибуном).  Как консул он  мог,
воспользовавшись  правом интерцессии,  отменить решение
любого магистрата,  как цензор - формировать  сенат  из
своих сторонников, как трибун - наложить вето на поста-
новление сената или решение магистрата. Кроме того, Ок-
тавиац получил звание понтифика - верховного жреца, ве-
давшего отправлением религиозных культов.              
   Первоначально власть принцепса не была  наследствен-
ной.  Юридически  он получал власть по решению сената и
римского народа,  но он мог  указать  своего  преемника
(обычно сына или усыновленного), которого сенат и изби-
рал принцепсом.  Вместе с тем все  чаще  бывали  случаи
свержения  принцепсов  и  назначения новых в результате
дворцовых переворотов,  совершаемых  с  помощью  армии.
Преемники Октавиана стали пользоваться теми же полномо-
чиями, постепенно усиливая власть принцепса, хотя пона-
чалу им приходилось иногда преодолевать оппозицию сена-
та.                                                    
   Компетенция сената существенно изменяется. Поскольку
из народных собраний сохранились только трибутные,  со-
зывавшиеся к тому же все реже, с I в. постановления се-
ната - сенатус-консульты получают силу закона. Но право
принцепса назначать сенаторов и периодически  проводив-
шиеся  принцепсами "чистки" сената привели к тому,  что
со II в. сенат практически только утверждал предложения
принцепса. Почти то же произошло с перешедшим от народ-
ного собрания к сенату правом избирать и контролировать
магистратов - часть из них могла быть избрана только из
кандидатов,  предложенных  принцепсом.   Ограничиваются
права сената по распоряжению государственными финансами
и управлению провинциями.  Полностью  утрачивается  его
компетенция в военной и внешнеполитической областях.   
   Параллельно с республиканскими магистратурами созда-
ется императорский чиновничий аппарат, на вершине кото-
рого  стояли  совет  и канцелярия принцепса,  в которую
входило несколько ведомств со штатом чиновников.  В со-
вет включались префекты, "друзья" императора, начальни-
ки ведомств канцелярии.  В канцелярию входили ведомства
финансов, прошений, официальной переписки, личного иму-
щества императора,  императорского суда и др. Члены со-
вета,  выполнявшего совещательные функции, и начальники
ведомств канцелярии назначались самим принцепсом из его
приближенных.  Чиновничьи  должности  стали  получать и
вольноотпущенники императора, и даже его рабы. К высшим
чиновникам, назначавшимся из сенаторов и всадников, от-
носились префект претория.  командовавший императорской
гвардией,  префект  города Рима,  распоряжавшийся поли-
цейскими когортами, префект Египта, префект. отвечавший
за снабжение продовольствием и др.                     
   Произошла реорганизация    управления   провинциями,
ставшими составными частями Римского  государства.  Они
были разделены на императорские и сенатские. Первые уп-
равлялись назначае-                                    
мыми принцепсом  легатами,  осуществлявшими  военную  и
гражданскую власть с помощью собственного совета и кан-
целярии,  вторые - назначаемыми сенатом проконсулами  и
пропреторами,  избиравшимися  из  сенаторов по жребию и
находившимися в двойном подчинении - сената и  принцеп-
са.                                                    
   Создаваемый чиновничий  аппарат не представлял собой
стройной системы и был, особенно в первые века империи,
сравнительно малочисленным. Но по сравнению с республи-
канским он  обеспечивал  более  эффективное  управление
разросшимся  государством в силу складывающейся центра-
лизации и иерархии чиновничества.                      
   Разделение провинций на  императорские  и  сенатские
имело  еще одно важное последствие.  Доходы с сенатских
провинций поступали в  государственную  казну,  которой
распоряжался сенат, доходы же с императорских провинций
шли в казну принцепса - фикс.  Поскольку к первым  были
отнесены немногочисленные (11 из 45), давно завоеванные
и,  следовательно, разграбленные Римом провинции, казна
сената была перманентно скудной,  а порой и пустой. Им-
ператорские провинции были завоеваны  сравнительно  не-
давно,  и  ограбление их только начиналось,  что давало
принцепсу громадные доходы, увеличиваемые поступлениями
от  императорских  поместий  и  широко практиковавшихся
проскрипций. Сенат иногда вынужден был брать у принцеп-
са деньги взаймы.                                      
   Постепенно власть  принцепса  распространялась  и на
сенатские провинции,  и к III в.  они все стали импера-
торскими.                                              
   Армия. Право  командования  армией и возможность со-
держать ее за счет  не  только  государственной,  но  и
собственной  казны позволили принцепсам превратить ее в
мощную опору личной и государственной власти. Более то-
го,  армия превращается во влиятельную политическую си-
лу,  от которой зависела порой и судьба самого принцеп-
са.  Если при республике единство политической власти и
военной силы олицетворялось центуриатным собранием  во-
еннообязанных граждан и сенатом,  распоряжавшимся арми-
ей, то теперь это единство олицетворялось принцепсом. В
Риме  возникает единая военно-бюрократическая организа-
ция управления.                                        
   После перехода к профессиональной армии она  превра-
щается  в корпоративную организацию.  Октавиан произвел
ее реорганизацию,  разделив на три части.  Привилегиро-
ванное положение занимала преторианская гвардия. Ее ко-
горты при Октавиане насчитывали 9000 человек.  Претори-
анцы  набирались  из римских граждан италийского проис-
хождения и получали жалованье в 3,5  раза  больше,  чем
легионеры,  служили 16 лет и после отставки располагали
солидным имуществом и  пополняли  ряды  господствующего
класса. Основную часть армии (при Октавиане 300 000 че-
ловек) составляли легионеры,  набиравшиеся  из  граждан
римских провинций.  Они служили 20 лет и получали жало-
ванье, позволявшее после отставки завести небольшое ра-
бовладельческое  хозяйство и влиться в состав провинци-
альной знати.  Третью часть армии составляли  вспомога-
тельные войска (численностью до 200 000 человек), комп-
лектовавшиеся из жителей  провинций,  не  имевших  прав
римских граждан.И хотя жалованье у них было в три раза 
меньше,  чем у легионеров, и срок службы 25 лет, а дис-
циплина жестче и наказания суровее, служба во вспомога-
тельных войсках все же привлекала возможностью получить
римское гражданство, а для неимущих и скопить некоторые
средства. После упоминавшегося эдикта Каракаллы, давше-
го римское гражданство всем свободным империи, социаль-
ная разница между легионными и вспомогательными частями
исчезает, растет корпоративный дух армии, что еще боль-
ше увеличивает ее политическую роль.                   
   Доминат. Уже  в  период принципата рабовладельческий
строй в Риме начинает клониться к упадку,  а во  II-III
вв. назревает его кризис. Углубляется социальное и сос-
ловное расслоение свободных,  усиливается влияние круп-
ных земельных собственников,  растет значение труда ко-
лонов и уменьшается роль  рабского  труда,  приходит  в
упадок  муниципальный строй,  исчезает полисная идеоло-
гия,  на смену культу традиционных римских  богов  идет
христианство.  Экономическая система, основанная на ра-
бовладельческих и полурабовладельческих формах эксплуа-
тации и зависимости (колонат), не только перестает раз-
виваться,  но и начинает деградировать. К III в. стано-
вятся  все  более  частыми  и широкими восстания рабов,
почти  неизвестные  начальному  периоду  принципата.  К
восставшим рабам присоединяются колоны и свободная бед-
нота.  Положение осложняется освободительным  движением
покоренных  Римом  народов.  От захватнических войн Рим
начинает переходить к оборонительным. Резко обостряется
борьба  за  власть между враждующими группировками гос-
подствующего класса.  После правления династии  Северов
(199-235  гг.)  наступает полувековая эпоха "солдатских
императоров", приводимых к власти армией и правивших по
полгода,  году,  самое большее пять лет. Большинство из
них были убиты заговорщиками.                          
   Принципат подавил дух  гражданственности  у  римлян,
республиканские  традиции  ушли  теперь  уже  в далекое
прошлое,  последний оплот республиканских учреждений  -
сенат  окончательно подчинился принцепсу.  С конца III,
в.  начинается новый этап истории империи - доминат, во
время  которого  Рим  превратился в монархическое госу-
дарство с абсолютной властью императора.               
   Окончательный переход к доминату датируется 284  го-
дом и приходом к власти Диоклетиана,  приказавшего име-
новать себя Доминусом.                                 
   Титулы императора - Август  и  Доминус  подчеркивали
неограниченный характер его власти.  Как правило, импе-
раторы обожествлялись,  а некоторые из них после смерти
объявлялись богами со своими религиозными культами. На-
селение империи превратилось из граждан в подданных им-
ператора,  которые  стали  рассматриваться даже как его
рабы - сервы.                                          
   Существовавший при принципате совет принцепса  прев-
ращается в государственный совет - консисториум.  Скла-
дывается развитый аппарат  чиновников,  разделенных  на
ранги, с определившейся иерархией и правилами повышения
в должности. С отде-                                   
лением гражданской власти от военной  появляются  граж-
данские  и  военные  чиновники.  Особняком стоит третья
группа чиновников - придворные,  возглавляемые играющим
большую роль управляющим дворцом императора.           
   В отличие  от  принципата старые республиканские уч-
реждения потеряли всякое общегосударственное  значение.
Римом стал управлять префект, назначаемый императором и
подчиненный ему. Сенат превратился в совет города Рима,
а магистраты - в муниципальных должностных лиц.        
   Изменилась и военная организация. В связи с массовы-
ми восстаниями рабов и покоренных народов, а также воз-
росшей  необходимостью  защищать пределы государства от
вторжения германских,  славянских и малоазиатских  пле-
мен,  армия подразделяется на подвижные (для подавления
восстаний) и пограничные войска. Широкий доступ в армию
получают  "варвары",  порой  используется и вооруженная
сила их племен.                                        
   Преторианская гвардия, сыгравшая важную роль в эпоху
"солдатских  императоров",  преобразуется  в  дворцовую
стражу,  которая, впрочем, порой тоже определяла судьбу
императоров.  Общеимперская  полиция  возглавлялась на-
чальником императорской канцелярии (в Риме -  префектом
города),  развившаяся тайная полиция - префектом прето-
рия.                                                   
   Большое значение для дальнейших судеб империи  имели
реформы Диоклетиана,  закрепленные и развитые в законо-
дательстве Константина.                                
   Диоклетиан провел экономическую, военную и админист-
ративную  реформы.  В  экономической области Диоклетиан
попытался приостановить обесценение денег в  результате
выпуска  монет с низким содержанием драгоценного метал-
ла.  Он выпустил полноценные золотые и серебряные моне-
ты,  но они скоро исчезли из обращения, и пришлось вер-
нуться к выпуску низкопробных монет.                   
   Более эффективной оказалась реформа налогообложения.
Большая  часть  налогов  стала взиматься не натурой,  а
деньгами.  В целях обеспечения поступления налогов была
введена  периодически повторявшаяся перепись населения.
В основу налогообложения в сельской местности были  по-
ложены размер землевладения и количество обрабатывающих
землю лиц.  В городах вводилось подушное  налогообложе-
ние. Поскольку за уплату налогов отвечали землевладель-
цы и городские чиновники,  реформа способствовала прик-
реплению  основной массы сельского и городского населе-
ния (колонов и ремесленников) к месту жительства и про-
фессии.                                                
   Военная реформа, закрепившая образование пограничных
и подвижных войск,  ввела помимо существовавшего набора
в армию добровольцев рекрутский набор. Землевладельцы в
зависимости от размера землевладения были обязаны  пос-
тавлять  определенное число рекрутов из колонов и сель-
скохозяйственных рабочих.                              
   Наиболее далеко идущие последствия имела администра-
тивная реформа Диоклетиана.  Сложная внутриполитическая
обстановка,  тяжелое внешнеполитическое положение импе-
рии, далеко                                            
зашедшие процессы экономического обособления провинций,
да  и  бесконечные  государственные  перевороты  времен
"солдатских  императоров",  предшествовавших  приходу к
власти Диоклетиана,  вынудили его в 285 году  назначить
себе соправителя - цезаря.  Через год цезарь был объяв-
лен Августом, с такой же, как у Диоклетиана, властью но
управлению  частью  империи.  Империя была разделена на
две части - западную и восточную. Правда, законодатель-
ство еще оставалось единым, поскольку законы издавались
от имени обоих императоров. Каждый из них назначал себе
соправителя - цезаря.  В результате возникла тетрархия,
состоявшая из четырех частей, включавших 100 провинций.
Рим был выделен в особую 100-ю провинцию,  но город Рим
перестал быть столицей империи.  Столица Западной импе-
рии  была перенесена в Медиолан (Милан),  а затем в Ра-
венну. Столицей Восточной империи стала Никомедия, рас-
положенная на восточном берегу Мраморного моря.        
   После двадцатилетнего правления Диоклетиана и после-
довавшей борьбы за власть между его преемниками  насту-
пает   период   тридцатилетнего  правления  Константина
(306-337 гг.), вновь восстановившего единство власти.  
   Константин продолжил экономические реформы Диоклети-
ана.  Новая  денежная реформа оказалась более удачной и
привела к стабилизации денежного обращения.  Упорядоче-
ние  налогообложения еще более усилило прикрепление ко-
лонов и ремесленников к  земле  и  профессии.  Эдиктами
Константина ремесленные коллегии были превращены в нас-
ледственные,  а постановлением (конституцией) "О беглых
колонах"  332  года  беглые колоны возвращались на свои
участки и должны были работать закованными в  цепи  как
рабы.  Лица,  укрывавшие  беглых  колонов,  в наказание
должны были выплачивать налоги за них.                 
   В военной области профессия воина  становилась  нас-
ледственной. В армию стали широко привлекаться варвары,
получавшие римское гражданство  и  возможность  продви-
гаться  по служебной лестнице вплоть до высших должнос-
тей.                                                   
   Завершена была и административная реформа Диоклетиа-
на.  Хотя  тетрархия была упразднена,  в каждой ии двух
частей империи было образовано по две  префектуры,  уп-
равлявшиеся    префектами,    обладавшими   гражданской
властью.  Военная власть в префектурах принадлежала во-
енным  магистрам  -  двум начальникам пехоты и двум на-
чальникам конницы.                                     
   Префектуры делились на диоцезы (6 в  западной  части
империи и 7 в восточной), возглавляемые викариями, дио-
цезы - на провинции,  которыми управляли ректоры,  про-
винции - на округа с окружной администрацией.          
   Если эти  мероприятия  Константина были продолжением
дела,  начатого Диоклетианом, то в вопросах религиозной
политики  первый перешел на противоположные Диоклетиану
позиции. Диоклетиан в христианской церкви видел органи-
зацию  автономную от государственной и,  следовательно,
препятствовавшую утвержде-                            
нию единовластия,  а поэтому  он  запрещал  отправление
христианских  религиозных обрядов,  разрушение церквей,
гонения на христиан.  Константин же уловил, что христи-
анство из религии бедняков и угнетенных, каким оно было
в период своего возникновения,  превратилось в религию,
которая может идеологическими средствами укрепить госу-
дарственный строй.  Он  увидел  в  христианской  церкви
прочную опору абсолютной власти императора, что повлек-
ло за собой резкий поворот в  религиозной  политике.  В
313  году императорским эдиктом христианство было приз-
нано равноправным с другими религиями,  существовавшими
в  империи,  а затем,  после крещения Константина в 337
году, - государственной религией.                      
   Армия, чиновничество и христианская  церковь  стано-
вятся тремя главными опорами домината - военной,  поли-
тической и идеологической.                             
   Наконец, учитывая, что восточная часть империи отно-
сительно  меньше  западной подвергалась нападениям вар-
варских племен  и  была  экономически  более  развитой,
Константин  перенес туда свою столицу - в древнегречес-
кий город Византии, дав ему новое название Константино-
поль.  В  330  году Константинополь был официально про-
возглашен столицей империи.  Перенос столицы в Констан-
тинополь закрепил процесс распада империи на две части,
приведший в 395 году к окончательному ее разделу на За-
падную Римскую империю и Восточную Римскую империю (Ви-
зантию).                                               
   Экономическое обособление и политическое  разделение
империи совпало с периодом дальнейшего углубления обще-
го кризиса рабовладельческого строя и было его проявле-
нием  и результатом.  Раздел единого государства объек-
тивно был попыткой предотвратить  гибель  этого  строя,
разрушавшегося ожесточенной политической и идеологичес-
кой борьбой, восстаниями покоренных народов, вторжения-
ми варварских племен,  от которых особенно страдала За-
падная Римская империя.                                
   В 476 году командующий императорской гвардией герма-
нец Одоакр сверг с престола последнего римского импера-
тора и отослал в Константинополь  знаки  императорского
достоинства.  Западная  Римская империя прекратила свое
существование.                                         
   Глава 12. Основные черты афинского права         
   Афинское право представляло собой наиболее  развитую
в Древней Греции систему права, оказавшую заметное вли-
яние на правовые системы других полисов,  особенно вхо-
дивших в состав Афинского морского союза.              
   Источники права.  Существовавшая в родоплеменной ор-
ганизации Аттики мононорма в процессе становления поли-
тической  власти  и затем государства начинает "расщеп-
ляться". С появлением новых социальных отношений и рас-
ширением сферы социального регулирования, необходимости
его большей определенности и                           
фиксированности основные  элементы  мононормы  (обычаи,
религиозные  установления,  нравственные   предписания)
приобретают все большую самостоятельность, хотя и оста-
ются взаимосвязанными. Часть из них приспосабливается к
складывающемуся менталитету политически,  а затем госу-
дарственно организованного общества, являет собой древ-
нейшие источники права. Они получают новое истолкование
(некоторые родоплеменные обычаи  становятся  территори-
альными правовыми обычаями,  появляется правовая фикси-
рованность и защищенность культа богов, из элементарной
нравственной  нормы  "взял  - отдай" возникает долговая
кабала).  Поначалу это соответствовало интересам прежде
всего  эвпатридов  и  закреплялось решениями ареопага и
архонтов, а со временем - и большинства свободных, ког-
да  с  конца VII в.  до н.э.  основным источником права
становится законодательная деятельность верховных орга-
нов власти, хотя правовые обычаи продолжают играть важ-
ную роль.                                              
   Обширная законодательная деятельность связывается  с
именами Драконта и Солона.  Законы,  приписываемые Дра-
конту, были изданы в 621 году до н.э. Не исключено, что
и  сам Драконт был мифической личностью.  До нас законы
Драконта не дошли,  но из сообщений древних авторов из-
вестно,  что  они санкционировали ряд религиозных уста-
новлении и  обычаев,  вводя  жестокие  наказания.  Так,
смертной казнью карались не только святотатство и умыш-
ленное убийство (неумышленное каралось изгнанием), но и
кража овощей, праздность. Характерно, что такой пережи-
ток родового строя,  как кровная месть,  был  запрещен.
Законодательство  Солона,  относящееся  к  594  году до
н.э.,  затрагивало широкий круг вопросов,  связанных  с
организацией  государственной  власти  и регулированием
новых гражданско-правовых отношений (долговая  реформа,
закрепление частной собственности на землю и др.).     
   Активная законодательная  деятельность  в  Афинах  в
V-IV вв.  до н.э. привела к накоплению большого законо-
дательного  материала,  порою противоречивого и в целом
неупорядоченного. От законов отличались принятые народ-
ным собранием псефизмы - постановления,  касавшиеся от-
дельных лиц,  но иногда содержавшие и  такие  же  общие
правовые нормы, как и законы. Однако основные институты
гражданского и уголовного права в Афинах не были разра-
ботаны в законодательстве с достаточной полнотой.  Мно-
гие из них сохранили те  или  иные  пережитки  родового
строя.                                                 
   Право собственности и обязательства. В афинском пра-
ве различалось владение  -  как  фактическое  обладание
имуществом  с  его использованием и собственность - как
владение с правом распоряжения. Самого же понятия права
собственности  как  абсолютного права лица еще не было.
Коллективная собственность господствующего класса имела
ограниченное  распространение.  К  ней относились госу-
дарственные имения и рудники, доходы с которых делились
между гражданами, а затем шли на военный флот, храмовое
имущество и др. Помимо государственной земли, сдаваемой
преимущественно  в  аренду,  существовали  общественные
земли фил                                              
и демов. Имущество, находившееся в частной собственнос-
ти,  делилось на "видимое" (земля,  дом, рабы и т.п.) и
"невидимое",  способное "ускользать" от налогообложения
и конфискации (деньги, драгоценности).                 
   Между государственной и частной земельной  собствен-
ностью  существовала органическая связь - частная собс-
твенность на землю считалась ведущей свое происхождение
от  государственной,  а  государственная существовала в
форме частной.  Поэтому,  несмотря на окончательное ут-
верждение  со времен Солона частной собственности,  она
носила еще отпечатки прежних коллективистских представ-
лений об общности имущества и считалась предоставленной
государством.  Поэтому архонты,  вступая  в  должность,
ежегодно объявляли о сохранении за гражданами принадле-
жащего им имущества.  Само название земельных  участков
происходило от слова "жребий" (клерос) - т.е.  участок,
полученный от общины в результате  жеребьевки.  Сущест-
венным обременением,  лежащим на частной собственности,
была обязанность состоятельных  граждан  устраивать  за
свой  счет  пышные  празднества  (литургии) для афинян.
Размер расходов на литургию определялся богатством обя-
занного  лица.  Во время войны на богатых возлагалась и
триерархия - обязанность снаряжать за свой счет военный
корабль.                                               
   Афинское право  различало обязательства из договоров
и обязательства из причинения вреда ("вольные"  и  "не-
вольные" обязательства).                               
   Основанием возникновения  договоров считалось согла-
шение сторон,  не требовавшее особых формальностей.  Но
наиболее  важные договоры заключались,  как правило,  в
письменной форме.  В зависимости от характера  договора
соответствующий документ подписывался или обеими сторо-
нами (договор купли-продажи),  или одной обязанной сто-
роной (договор займа).                                 
   Исполнение договора обеспечивалось задатком, поручи-
тельством третьих лиц и залогом (до реформ Солона дого-
вор займа обеспечивался и самозакладом должника).  Если
от исполнения договора отказывался покупатель, он терял
свой  задаток,  продавец  же был обязан вернуть двойную
сумму задатка. При поручительстве материальные гарантии
исполнения  договора брали на себя третьи лица.  Особое
значение в истории Афин имел залог земли - ипотека. При
ипотеке заложенная земля оставалась во владении и поль-
зовании должника, лишенного, однако, права распоряжать-
ся  ею.  При неисполнении обязательства должником зало-
женная земля переходила к кредитору.  Заложенные движи-
мые вещи находились во владении кредитора,  который мог
их продать, если должник не исполнил обязательство.    
   Среди договоров важное место занимала купля-продажа,
получившая  большое  распространение  в связи с широким
развитием торговли как в самой Греции, так и с соседни-
ми странами;  заем, в том числе у ростовщиков под боль-
шие проценты (до 20%); имущественный наем движимости (в
том числе и рабов) и недвижимости (особенно домов мете-
ками, не имевшими или имевшими ограни-                  
ченное право приобретать дома); личный найм и некоторые
Другие. Был известен и договор товарищества, по которо-
му несколько лиц вносили средства в общее имущество для
достижения  какихлибо  целей  (торговые,  религиозные и
иные товарищества).  Доходы и убытки товарищества расп-
ределялись  между  его  участниками  так,  как это было
обусловлено договором,  или пропорционально  сделанному
взносу.                                                
   Обязательства из  причинения вреда возникали при на-
несении ущерба имуществу (повреждение  или  истребление
имущества,  причинение  убытков и т.п.).  Они влекли за
собой возмещение ущерба, а вред, причиненный сознатель-
но,  возмещался в двойном размере. Ответственность воз-
никала и тогда,  когда вред  был  результатом  действий
подвластных  лиц - детей,  рабов.  Раб мог быть передан
потерпевшему в компенсацию за  причиненный  ущерб.  При
причинении вреда личности (а в некоторых случаях и иму-
ществу) возникала ответственность за преступление.     
   Брак и семья.  Безбрачие в Афинах  морально  осужда-
лось.  Брак заключался посредством договора между жени-
хом и главой семьи невесты.  Жених был обязан  уплатить
за  невесту,  приданое  же  невесте давалось не во всех
случаях. Многоженство не допускалось.                  
   После замужества женщина находилась  и  под  властью
отца,  и  под  властью мужа.  Положение ее в семье было
приниженным.  Развод для мужчины был свободен, для жен-
щины весьма затруднен. Власть отца над детьми до Солона
была практически неограниченной (он мог продать сына  в
рабство). Со временем она ослабла, но оставалась значи-
тельной.  Дети были обязаны повиноваться отцу,  он  мог
лишить сына наследства за неповиновение,  а дочь выдать
замуж по своему усмотрению.                            
   Преступлениями наказания.  Афинское право  различало
преступления,  направленные против государства, и прес-
тупления против личных интересов.  Однако граница между
ними зачастую была условной.  И в том и в другом случае
обвинение возбуждалось или самим потерпевшим, или граж-
данами, считавшими себя заинтересованными в привлечении
виновного к ответственности.                           
   Наиболее тяжкими преступлениями считались  государс-
твенная измена,  обман народа, внесение противозаконных
предложений в  народное  собрание,  оскорбление  богов,
безбожье,  кража храмового имущества. К серьезным прес-
туплениям относились также убийство, телесные поврежде-
ния,  клевета,  оскорбление,  плохое  обращение детей с
престарелыми родителями,  измена жены, похищение девуш-
ки. Эти деяния могли рассматриваться и как преступления
против личности,  и как преступления  против  государс-
твенных  интересов.  Близки  к ним были и имущественные
преступления (кража, поджог), которые также могли расс-
матриваться как преступления против государственных ин-
тересов (кража в общественном месте) или против  личных
интересов.                                             
   Характер наказания  зависел  прежде всего от тяжести
содеянного.  При преступлениях против личных  интересов
речь чаще всего шла о возмещении вреда и штрафе (обычно
в двойном размере                                      
от ущерба), при преступлении против интересов государс-
тва - о наказании как таковом. За наиболее тяжкие прес-
тупления (измена, безбожие, умышленное убийство) грози-
ла смертная казнь. Вора-рецидивиста обращали в рабство.
Широко  были  распространены  штрафы и конфискация иму-
щества.  Телесные наказания применялись только к рабам,
ответственность  которых за преступления была более су-
ровой, чем у свободных. Широкое распространение получи-
ла атимия (бесчестье),  лишавшая осужденного политичес-
ких прав (на участие в народном собрании, занятие госу-
дарственных должностей).  За ложное обвинение в полити-
ческом преступлении доносчик (сикофант) мог быть предан
суду.                                                  
   Глава 13. Римское право                             
   Роль римского  права  в  мировой  истории и основные
этапы его развития.  Римское право занимает  уникальное
место в правовой истории человечества. Оно представляет
собой наивысшую ступень в развитии права в античном об-
ществе и древнем мире в целом.                         
   Оно отличается  прежде  всего  необыкновенно широким
охватом самых разнообразных жизненных отношений и ситу-
аций.  Особенно  тщательно  были  разработаны в римском
праве различные способы защиты интересов частных  собс-
твенников, а также многообразных участников имуществен-
ного оборота.  Именно римляне,  опираясь на весь  пред-
шествующий  мировой опыт,  в том числе и стран Востока,
впервые сделали индивидуальную частную собственность, а
также  другие  имущественные права и интересы предметом
искусного и весьма совершенного юридического  регулиро-
вания.  На  базе римского права,  отличавшегося большой
разработанностью своих форм,  сложилась богатейшая пра-
вовая  культура,  ставшая общим достоянием человечества
на последующих этапах развития  цивилизации.  Одним  из
элементов  этой правовой культуры была римская юриспру-
денция, которая положила начало как самостоятельной на-
уке о праве, так и профессиональному юридическому обра-
зованию.                                               
   За более чем тысячелетний  период  истории  Римского
государства  право претерпело в нем глубокие изменения.
История римского права,  естественно, отразила перемены
в государственном строе Рима.  Но, будучи связанным и с
более глубинными пластами римского общества, оно в сво-
ей  эволюции испытало на себе влияние все усложняющихся
экономических и иных общественных отношений, в том чис-
ле связанных и с рабством.                             
   Кроме того,  римское  право пережило ту рабовладель-
ческую государственность (Западную Римскую империю), на
базе  которой оно исторически сложилось и достигло наи-
высшего расцвета. Поэтому периодизация истории римского
права, несмотря на ее теснейшую связь с важными событи-
ями в политической жизни, не может                     
быть сведена к периодизации Римского государства. В об-
ширной литературе по римскому праву  имеются  различные
варианты  выделения  главных и более дробных этапов его
развития.  Наиболее общей и удобной для  учебных  целей
представляется  следующая периодизация истории римского
права.                                                 
   1. Древнейший период  (VI  -  середина  III  вв.  до
н.э.).  Римское право этого периода характеризуется еще
полисной замкнутостью,  архаичностью,  неразвитостью  и
сакральным характером основных институтов.             
   2. Классический  период (середина III в.  до н.э.  -
конец III в.  н.э.).  Именно в течение данного  периода
римское право постепенно освобождается от остатков пат-
риархальности и религиозности и превращается в светскую
юридическую систему,  характеризующуюся высшей ступенью
разработанности не только рабовладельческих,  но и иных
универсальных человеческих отношений. Совершенство этой
правовой системы находит свое выражение и в юриспруден-
ции,  давшей миру образцы глубокого правового анализа и
филигранной юридической техники.                       
   3. Постклассический период (IV-VI вв.).  В это время
в связи с разложением рабовладельческого общества и го-
сударственности  римское  право  практически  перестает
развиваться, несет на себе печать общего экономического
и политического кризиса. Изменения в римском праве дан-
ного периода связаны главным образом с его систематиза-
цией и постепенным приспособлением к формирующимся  но-
вым феодальным отношениям,  что происходит, однако, уже
в восточной части Римской империи (Византии).          
   Для более глубокого изучения истории римского права,
а также для специальных научных целей разработаны и бо-
лее детализированные схемы  периодизации.  Так,  многие
ученые вслед за архаическим периодом выделяют в качест-
ве особого этапа истории римского права  предклассичес-
кий  период  (III  - I вв.  до н.э.).  Такое вычленение
предклассического периода имеет под собой серьезные ос-
нования,  но оно в большей степени подходит для специа-
лизированного изучения истории римского права,  выходя-
щего за рамки данного учебного курса.                  
  1. Развитие источников права                      
   Источники права древнейшего периода. Огромную роль в
формировании римской правовой  традиции  в  архаический
период играли жрецы. Особенно выделялась среди них кол-
легия понтификов,  которая  присвоила  себе  привилегию
формирования и толкования норм права. Понтифики были по
сути дела первыми римскими юристами.  В Риме (в отличие
от стран Востока) сравнительно рано происходит разделе-
ние религиозных норм  (fas),  связанных  с  верованиями
римлян и их долгом перед богами,  и собственно правовых
норм (jus),  связанных с деятельностью или  с  санкцией
римского государства. Тем не менее понтифики по-прежне-
му контролировали всю юридическую деятельность в  Риме.
В связи с                                              
                                                       
этим право в архаический  период  сохраняло  во  многом
сакральный характер,  совершение юридических актов тре-
бовало выполнения религиозного ритуала:  жертвоприноше-
ния, клятвы и т.д.                                     
   Древнейшим источником  права  в  Риме  были правовые
обычаи (mores majorum).  Согласно римской  исторической
традиции,  другим  источником  права являлось законода-
тельство римских царей (leges regiae). Однако существо-
вание этих законов время от времени подвергается сомне-
нию.  В последние десятилетия исследователи склонны  не
отвергать эту традицию, считать достоверными сведения о
законах римских царей,  по крайней мере Нумы Помпилия и
Сервия Туллия.                                         
   Поскольку эти  источники  права,  тесно  связанные с
традицией и религией римского народа (квиритов), высту-
пали первоначально как патрицианские, в литературе выс-
казывалось предположение о существовании особой системы
правовых обычаев у плебеев. Движение плебеев за равноп-
равие отразилось и в правовой сфере, поскольку патрици-
анские  магистры и жрецы (понтифики) произвольно толко-
вали неписаные обычаи,  игнорируя интересы  плебеев.  С
борьбой плебеев и патрициев связывается принятие (около
450 года до н.э.) первых писаных римских законов -  За-
конов XII таблиц.  Согласно традиционной версии, для их
составления была создана первоначальная комиссия из  10
патрициев  (децимвиры),  подготовившая законы на десяти
таблицах,  текст которых не удовлетворил плебейское на-
селение Рима.  В результате острого политического конф-
ликта была создана новая комиссия децемвиров,  состояв-
шая  как  из патрициев,  так и из плебеев,  дополнившая
первоначальный текст еще двумя таблицами.              
   Традиционная версия происхождения Законов XII таблиц
в настоящее время нередко ставится под сомнение.  В са-
мом тексте Законов нет положений, свидетельствующих не-
посредственно  об уравнении в правах патрициев и плебе-
ев.  Но очевидно,  что Законы стали основой общего  для
патрициев и плебеев единого квиритского,  или цивильно-
го,  права (jus civile), предназначенного исключительно
для римских граждан. Возможно, что принятие Законов XII
таблиц было связано с  борьбой  плебеев  с  патрицианс-
ко-жреческой верхушкой,  а также с противоречиями между
светской и религиозной аристократией.  Принятие Законов
XII  таблиц  означало ослабление былых позиций понтифи-
ков,  которые сохраняли за собой право хранить и толко-
вать неписаные обычаи и законы,  вырабатывать формы су-
дебных исков и злоупотребляли этим правом. Хотя в Зако-
нах  XII таблиц предусматривалось использование клятв и
совершение других ритуальных действий,  право уже  было
отделено  от  религиозных норм и приобрело светский ха-
рактер.                                                
   Законы XII таблиц были выполнены на 12  медных  дос-
ках,  выставленных  для всеобщего обозрения на форуме -
центре политической жизни республиканского Рима. Знание
этих Законов было обязательным,  а следовательно,  с их
принятия стало необходимым светское правовое воспитание
(образование) римских граждан.                         

К титульной странице
Вперед
Назад
Реклама