Мелкие административные   подразделения  в  халифате
(города,  селения) управлялись должностными лицами раз-
личных рангов и наименований.  Нередко эти функции воз-
лагались на руководителей местных мусульманских религи-
озных общин - старшин (шейхов).                        
   Судебные функции  в  халифате были отделены от адми-
нистративных. Местные власти не имели права вмешиваться
в решения судей.                                       
   Верховным судьей считался глава государства - халиф.
В целом же отправление правосудия было привилегией  ду-
ховенства.  Высшую судебную власть на практике осущест-
вляла коллегия наиболее авторитетных богословов,  кото-
рые одновременно являлись правоведами.  От имени халифа
они назначали из представителей духовенства нижестоящих
судей  (кади)  и  специальных  уполномоченных,  которые
контролировали их деятельность на местах.              
   Правомочия кади были обширны.  Они рассматривали  на
местах  судебные дела всех категорий,  наблюдали за ис-
полнением судебных решений, осуществляли надзор за мес-
тами заключения,  удостоверяли завещания,  распределяли
наследство,  проверяли законность землепользования, за-
ведовали так называемым вакуфным имуществом (переданным
собственниками религиозным организациям). При вынесении
решений  кади  руководствовались прежде всего Кораном и
Сунной и решали дела на основе их самостоятельного тол-
кования.  Судебные решения и приговоры кади, как прави-
ло,  были окончательными и  обжалованию  не  подлежали.
Исключение  составляли случаи,  когда сам халиф или его
уполномоченные изменяли решение  кади.  Немусульманское
население обычно подлежало юрисдикции судов,  состоящих
из представителей своего духовенства.                  
   Большая роль армии  в  халифате  определялась  самой
доктриной ислама. Основной стратегической задачей хали-
фов считалось завоевание территории,  населенной  нему-
сульманами,  путем  "священной войны".  Принимать в ней
участие обязаны были все совершеннолетние  и  свободные
мусульмане,  но  в  крайнем случае разрешалось нанимать
для участия в "священной  войне"  и  отряды  "неверных"
(немусульман).                                         
   На первом  этапе завоеваний арабская армия представ-
ляла собой племенное  ополчение.  Однако  необходимость
укрепления  и  централизации  армии вызвала ряд военных
реформ конца VII - середины VIII в. Арабская армия ста-
ла состоять из двух основных частей (постоянного войска
и добровольцев),  и каждая находилась под командованием
особого  полководца.  В  постоянном войске особое место
занимали привилегированные  воины-мусульмане.  Основным
родом войск была легкая конница. Арабская армия в VII -
VIII вв. в основном пополнялась за счет ополченцев. На-
емничество в это время почти не практиковалось.        
   Огромная, состоящая из разнородных частей, средневе-
ковая империя, несмотря на объединяющий фактор ислама и
авторитарно-теократические  формы осуществления власти,
не смогла долгое время существовать как единое  центра-
лизованное государство. Начиная с IX в. в государствен-
ном строе халифата происходят значительные изменения.  
   Во-первых, произошло фактическое ограничение  светс-
кой  власти  халифа.  Его заместитель,  великий визирь,
опираясь на поддержку знати,  оттесняет верховного пра-
вителя от реальных рычагов власти и управления. К нача-
лу IX в.  страной фактически стали управлять визири. Не
отчитываясь  перед  халифом,  визирь мог самостоятельно
назначать высших государственных  чиновников.  Духовную
власть  халифы стали разделять с главным кади,  руково-
дившим судами и образованием.                          
   Во-вторых, в государственном механизме халифата  еще
больше возросла роль армии,  ее влияние на политическую
жизнь. На смену ополчению пришла профессиональная наем-
ная армия.  Создается дворцовая гвардия халифа из рабов
тюркского, кавказского и даже славянского происхождения
(мамлюки),  которая в IX в. становится одной из главных
опор центральной власти.  Однако в конце IX в. ее влия-
ние усиливается настолько, что гвардейские военачальни-
ки расправляются с неугодными халифами  и  возводят  на
престол своих ставленников.                            
   В-третьих, усиливаются  сепаратистские  тенденции  в
провинциях.  Власть эмиров,  а также местных  племенных
вождей становится все более независимой от центра. С IX
в.  политическая власть  наместников  над  управляемыми
территориями становится фактически наследственной.  По-
являются целые династии эмиров, в лучшем случае призна-
вавших  (если  они  не были шиитами) духовный авторитет
халифа.  Эмиры создают свое войско,  удерживают в  свою
пользу  налоговые поступления и таким образом превраща-
ются в самостоятельных правителей. Укреплению их власти
способствовало  и то,  что сами халифы предоставляли им
огромные права для подавления  усиливающихся  освободи-
тельных выступлений.                                   
   Распад халифата на эмираты и султанаты - независимые
государства в Испании,  Марокко,  Египте, Средней Азии,
Закавказье - привел к тому, что багдадский халиф, оста-
ваясь духовным главой суннитов, к Х в. фактически конт-
ролировал лишь часть Персии и столичную территорию. В Х
и XI вв.  в результате захвата Багдада различными коче-
выми  племенами  халиф  дважды лишался светской власти.
Окончательно восточный халифат был завоеван и упразднен
монголами в XIII в.  Резиденция халифов была перенесена
в Каир,  в западную часть халифата,  где халиф сохранял
духовное  лидерство  среди  суннитов  до начала XVI в.,
когда оно перешло к турецким султанам.                 
                                                       
Глава 27. Средневековое государство Китая       
   Стойкая многоукладность,  незавершенность  процессов
образования классов, сохранение пережитков патриархаль-
но-родовых  и рабовладельческих отношений,  неравномер-
ность хозяйственного и социального  развития  различных
районов обширной территории затрудняют точное выделение
того временного рубежа, с которого можно датировать на-
чало  средневековой  истории  традиционного Китая.  Как
указывалось выше,  еще  в  Древнем  Китае  складывается
крупное частное землевладение,  основанное на различных
формах эксплуатации не потерявших свободы малоземельных
и безземельных крестьян. Широкое развитие приобретает и
эксплуатация податного крестьянства государством  путем
взимания ренты-налога.                                 
   При периодизации истории государства в средневековом
Китае необходимо учитывать периодические смены царству-
ющих династий и становления крупных империй.  Государс-
тво непосредственно испытывало на себе влияние частых в
это  время народных восстаний,  которые приводили к тем
или иным изменениям в социально-классовой структуре,  а
также в политических и правовых институтах.            
   Распад Ханьской  империи в III в.  в результате кон-
центрации земли в руках частных собственников и  мощных
народных  движений II-III вв.  привел к столетней внут-
ренней смуте. Последовавшее затем воссоздание государс-
твенного единства было связано с процессами централиза-
ции в Северном Китае,  где была основана династия Цзинь
(265-420 гг.).                                         
   Этому способствовали  реформы,  основателя Цзиньской
династии Сыма Яня,  на основании которых большая  часть
земли была объявлена императорской,  т.е. государствен-
ной собственностью,  а самостоятельные крестьяне -  по-
датными  держателями государственных наделов.  Они под-
разделялись на податных первого разряда - мужчин и жен-
щин от 16 до 60 лет,  получавших "наделы в пользование"
(70 му' земли для мужчин и 30 му для женщин) и  "подат-
ные  наделы"  (соответственно 50 му и 30 му),  урожай с
которых целиком передавался государству в качестве  на-
лога  и  платы  за землю;  и податных второго разряда -
всех других членов крестьянских семей от 13 до 15 и  от
61  до 65 лет,  получавших наделы в половинном размере.
Недостигшие податного возраста и превысившие его  ника-
ких наделов не получали. Податные крестьяне, получавшие
государственный надел, несли также трудовые повинности.
   Реформа не означала уравнительного  передела  земли.
Чиновники,  например,  в  зависимости от ранга получали
земельные участки от 1 до 5 тыс. му, которые не облага-
лись  налогами  и  повинностями и должны были обрабаты-
ваться крестьянами-арендаторами (от 1 до 15  дворов  на
каждого чиновника, в зависимости от ранга последнего). 
   1 му - 1/16 га земли.                                    
Новый вариант надельной системы  (система  "равных  по-
лей") был введен в 485 году в Северном Китае при динас-
тии Северная Вэй,  а затем в VI и VII вв., при династии
Суй и сменившей ее династии Тан. Эта система была расп-
ространена впоследствии на весь Китай.  Крестьяне от 15
до  70  лет получали от государства земельные участки с
целевым назначением - под посевы зерновых, конопли, по-
садку тутовых деревьев. Большая часть земельного участ-
ка (40 му для мужчин и 20 му для женщин), предназначав-
шаяся для посева зерновых, предоставлялась лишь во вре-
менное пользование и отбиралась государством у  кресть-
янина после превышения им податного возраста или в слу-
чае  смерти.  Другая  незначительная  часть  земельного
участка передавалась по наследству.                    
   Надельная система означала не только укрепление тра-
диционной системы эксплуатации податного  крестьянства.
Она  способствовала  распространению фактического прик-
репления крестьян к земле через сельскую  общину  с  ее
круговой  порукой,  коллективной  налоговой ответствен-
ностью перед государственной казной.                   
   Эта система не только не  затрагивала  существующего
крупного  частного  землевладения,  но и способствовала
его увеличению. Например, система "равных полей" давала
право  земельному  собственнику,  эксплуатирующему труд
зависимых работников, получать наделы и на них.        
   Танское законодательство формально запрещало продажу
надела.  Но  многочисленные оговорки (надел можно было,
например,  продать в случае переезда семьи, с целью со-
вершения похоронных обрядов и т.д.) способствовали рос-
ту концентрации земли у частных лиц,  усилившейся впос-
ледствии,  когда эти формальные запреты были фактически
сняты.  Это   увеличивало   имущественное   неравенство
крестьян, их зависимость от частных земельных собствен-
ников.  Вместе с тем в Танской империи система  "равных
полей"  способствовала на определенном этапе укреплению
ее экономики, оживлению торгово-ремесленной деятельнос-
ти  в  городах,  определенной стабилизации политической
обстановки.                                            
   Неизбежным проявлением роста крупного  землевладения
стала  в Танской империи тенденция кланового сепаратиз-
ма. Эта тенденция усилилась и в связи с введением долж-
ностей  военных губернаторов (цзедуши),  облеченных ог-
ромными военными полномочиями для борьбы с непрекращаю-
щимися набегами кочевников и пр.  Губернаторы преврати-
лись со временем  во  всесильных  наместников,  крупных
землевладельцев,   мало   считающихся   с   центральной
властью.                                               
   Система надельного землепользования потерпела полный
крах в VIII в. в связи с новым "злом скопления земель",
массовым обезземеливанием крестьян и уменьшением резер-
вов казенных земель,  предназначенных для раздачи сель-
скому населению.  Чтобы как-то восстановить  нарушенное
равновесие, предотвратить социальный взрыв в 780 году в
Китае была введена новая система "двухразового налога",
при  которой  все дворы в строгой зависимости от своего
имущественного положения были поделены на категории и  
должны были платить налог соответственно размерам свое-
го землевладения,  при этом не учитывались ни  возраст,
ни трудоспособность облагаемых налогом лиц. Одновремен-
но были сняты запреты с продажи, отменены переделы зем-
ли,  что создавало новые возможности для роста основан-
ного  на  эксплуатации  малоземельных  и   безземельных
крестьян-арендаторов  и  различных  категорий зависимых
работников крупнопоместного землевладения.             
   Начиная со второй половины VIII  в.  около  половины
общего  числа земледельцев в Китае существовало за счет
обработки чужой земли,  подвергалось  частнособственни-
ческой эксплуатации.  Другую половину составлял широкий
слой самостоятельных мелких производителей,  отдававших
свой прибавочный продукт в виде налога государству.    
   Массовое обезземеливание мелких землевладельцев вело
к социальным взрывам,  восстаниям, войнам, в ходе кото-
рых  гибли  правящие династии.  В результате циклически
восстанавливался удельный вес самостоятельных крестьян-
ских хозяйств, традиционная система их эксплуатации.   
   Определенное равновесие  государственного и крупного
частного землевладения было достигнуто, например, с ут-
верждением,  после  периода  смут и мощных крестьянских
восстаний конца IX - начала Х в.,  династии Сун (X-XIII
вв.).  Этому равновесию способствовали реформы сунского
сановника Вам Анъши в XI в.,  когда были приняты  новые
законы,   направленные  на  восстановление  и  развитие
крестьянских хозяйств, на упорядочение налоговой систе-
мы на основе введения земельного кадастра. Предусматри-
вались меры по улучшению условий крестьянского земледе-
лия, строительству ирригационных сооружений и пр.      
   Реформы Ван  Аньши были продиктованы главным образом
стремлением обеспечить возрастающие потребности импера-
торской  казны.  Вместе с тем в реформаторском движении
ясно проявилось и  стремление  остановить  "поглощение"
крестьянских земель,  ограничить рост крупного частного
землевладения, засилие чиновничьей элиты.              
   В конце XIII в.  Китай был покорен монголами. В 1279
году  установилось правление монгольской династии Юань.
Монгольское завоевание привело к  тяжелым  последствиям
для  экономики и культуры Китая,  но не подорвало основ
традиционной системы хозяйства.  Монголы поставили себе
на службу китайскую бюрократическую организацию,  прис-
пособленную для выкачивания налогов с податного кресть-
янства. Интересно отметить, что именно в это время рез-
ко возросла в Китае численность рабов, оброчных неволь-
ников.                                                 
   Под напором   национально-освободительной  борьбы  и
мощного крестьянского движения XIV в.  монгольское гос-
подство пало.  В стране установилась новая всекитайская
династия Мин (1368-1644 гг.),  которая всемерно стреми-
лась поддерживать равновесие государственного и частно-
го землевладения.                                      
   В XVII в.  в Китай вторглись манчжуры, которые уста-
новили  там  манчжурскую династию,  правившую вплоть до
революции                                              
1911-1913гг. До  революции  просуществовало  в  Китае и
рабство,  ликвидированное в это  время  законодательным
путем.                                                 
   Сословно-классовая структура. Рассмотрение вопроса о
лицах как субъектах права в традиционном обществе тесно
связано  с выявлением правовых различий отдельных соци-
альных слоев,  сословий,^  групп  населения.  Китайское
традиционное право не знало европейской концепции субъ-
ективных прав личности,  гражданина,  индивида, берущей
свое начало еще в античном мире. В китайских кодексах и
официальных документах правовое положение личности  оп-
ределялось термином "сэ" (цвет), указывающим на принад-
лежность индивида к той  или  иной  социальной  группе,
члены  которой обладали теми или иными правами и строго
фиксированными обязанностями.                          
   Сословные различия в средневековом  Китае  выступали
более зримо,  чем классовые. Они свято охранялись зако-
ном и традицией,  которые закрепляли объем прав и  обя-
занностей  представителей не только отдельных сословий,
но и различных  разрядов  титулованного  ранжированного
чиновничества.  Существовали  также  строгая и мелочная
регламентация их поведения в быту,  различия в  одежде,
обрядах и пр.                                          
   Несмотря на  те  или  иные  изменения,  в социальной
структуре традиционного Китая во все времена выделялись
в  основном  три сословие-классовые группы:  "благород-
ных", "добрых" и "подлых" людей.                       
   Первая сословно-классовая  группа  включала  в  себя
привилегированных,  "благородных"  лиц - светскую и ду-
ховную знать,  военное и гражданское чиновничество. Они
были освобождены от трудовых повинностей и телесных на-
казаний,  а некоторые и от налогов. Представители этого
сословия были не только крупными частными землевладель-
цами,  они же присваивали и  значительную  часть  сумм,
поступающих в казну.  Так, например, к концу царствова-
ния династии Мин (1368-1644 гг.) общее число "родствен-
ников" императора, обладающих высокими титулами, ранга-
ми,  почетными званиями, превышало 100 тыс. человек. На
их  содержание  в виде жалования тратилась значительная
часть налоговых поступлений.                           
   В особом  положении  находился   непривилегированный
слой богатых купцов, ростовщиков, крупных землевладель-
цев-богачей,  которые  пополняли  ряды  господствующего
класса. Сословные перегородки, отделяющие их от "благо-
родных",  могли быть преодолены,  так как в Китае еще в
начале  новой  эры утвердилась официальная практика по-
купки почетных званий и ученых степеней.  Это был самый
простой способ приобретения богачами права на переход в
категорию неслужилых чиновников. Они также пользовались
определенными привилегиями,  например, правом откупа от
телесных наказаний,  правом смягчения наказания за  со-
вершенное преступление путем зачета ранга и пр.        
   В средневековом  Китае старая родовая аристократия в
значительной мере уступила свои позиции новой  служилой
аристократии  -  чиновничеству.  Образованная сословная
группа - шеньши                                        
стала мощной  консервативной силой,  опорой центральной
власти,  традиционно эксплуатировавшей податных кресть-
ян.  Шеньши делились на две категории. Первую составлял
относительно небольшой по численности слои лиц,  непос-
редственно причастных к власти,  - окружение правителя,
его сановники и весь иерархический бюрократический  го-
сударственный аппарат, вторую - огромная армия кандида-
тов в этот слой,  получивших конфуцианское образование,
но  не  имеющих должностей.  Они не были прямо облечены
государственными полномочиями,  но играли огромную роль
на  местах,  в общинном управлении,  что в значительной
мере способствовало централизации государственной влас-
ти Китая.                                              
   Формально путь  к  чиновничьей  должности был открыт
для всех, получивших по канонам конфуцианской науки об-
разование и сдавших экзамены. Фактически получить обра-
зование и особенно чиновничий ранг  могли  только  дети
богачей,  самих чиновников. Такой порядок обеспечивался
до VIII в.  системой рекомендаций местными  правителями
на чиновничью должность "достойных людей".             
   Деление на девять чиновничьих разрядов, в основу ко-
торых была положена  система  оплаты  службы  чиновника
зерном (в размере от 200 до 10 тыс.  даней'), сложилась
еще в период Воюющих царств.  Эти девять рангов, каждый
из которых состоял из двух классов,  неизменно сохраня-
лись вместе с делением на высших,  средних и низших чи-
новников.  От  ранга  зависели не только пост,  место в
служебной иерархии, но и престиж и жалованье чиновника.
В  конце III в.  жалованье чиновникам зерном и деньгами
было заменено наделами земельных участков различной ве-
личины, которые передавались для обработки арендаторам.
Арендная плата,  таким образом,  заменяла жалованье.  С
VIII  в.  вплоть до революции 1911- 1913 гг.  чиновники
получали жалованье зерном и деньгами.  Служебные наделы
и  "кормления" могли служить лишь дополнением к их воз-
награждению.  Приравнивался к статусу чиновника в Китае
и статус даосских и буддийских монахов.                
   Представители второй   непривилегированной   сослов-
но-классовой группы относились к простонародью, "мелко-
му люду". Это в основном мелкие земледельцы и ремеслен-
ники, на которых и лежало основное бремя налоговых вып-
лат  и трудовых повинностей.  В III-VIII вв.,  в период
существования государственной надельной системы, основ-
ная  масса крестьян фактически превратилась в арендато-
ров государственных земель.                            
   К третьей сословно-классовой группе  "подлых  людей"
относились  неполноправные свободные и бесправные - го-
сударственные и частные рабы.  Крах надельной  системы,
развитие крупной земельной собственности привели к рос-
ту числа безземельных и малоземельных  крестьян-аренда-
торов, нередко прикрепляемых к земле.                  
   ' Дань - 103,5 литра зерна.                         
                                                       
Неполноправная сословная группа состояла вплоть до XIII
в  и.ч лиц,  находившихся в зависимости от "сильных до-
мов".  Они использовались в качестве вооруженной  силы.
иолукреиостных арендаторов.  батраков, домашней прислу-
ги.  Арендаторы частных земель и батраки,  как и  рабы,
должны  были беспрекословно выполнять приказания хозяи-
на.  Их били палками, сажали в частные тюрьмы. а иногда
ч безнаказанно убивали. Они не имели нрава обращаться в
суд с жалобой на хозяина. Государственные органы стояли
на  страже интересов землевладельцев,  оказывали им со-
действие в розыске и возвращении беглых  арендаторов  и
батраков,  не внесших вовремя арендную плату или не от-
работавших сроков.  указанных в контракте.  Лишь в 1727
году было формально запрещено самовольное наказание хо-
зяевами зависимых от них работников.                   
   Государственный строй. В средневековом Китае получи-
ли дальнейшее развитие черты восточной деспотии,  кото-
рые ярко проявились еще в древнем Китае.               
   Традиционные основы системы высших и местных органов
управления укреплялись и совершенствовались в это время
главным образом за счет определенного разделения  функ-
ций отдельных органов управления: общеадминистративных,
надзорно-контрольных,  судебных и военно-командных.  Те
или  иные звенья этой системы подвергались перестройке,
менялись их полномочия и названия в связи с  изменением
задач, стоящих перед государством.                     
   В зависимости от усиления централизации или под воз-
действием децентрализаторских  тенденций  изменялось  и
соотношение  полномочий  центральных  и местных органов
власти,  как это имело место,  например,  в VIII  в.  в
танском  Китае,  когда  военные  губернаторы фактически
превратились в бесконтрольных местных правителей.      
   Фундамент процветания централизованной империи в Ки-
тае  заложили  императоры  династии  Тан (618-907 гг.).
когда за счет земельной реформы, дававшей систематичес-
кие поступления налогов в казну,  а также использования
бесплатной рабочей силы, трудовых повинностей в империи
строились дороги,  каналы, дворцы, храмы, целые города,
а вместе с тем бурно развивалось  ремесло  и  торговля,
находившиеся под жестким контролем государства.        
   Во главе сложной, но достаточно стройной системы го-
сударственного управления в Танской империи стоял импе-
ратор, при котором существовал Государственный совет из
наиболее видных сановников,  среди которых было  значи-
тельное  число его родственников.  Все бразды правления
были в руках двух  высших  чинов.  канцлеров  -  левого
(старшего) и правого (младшего),  каждый из которых ве-
дал тремя из шести ведомств (министерств):  чинов (наз-
начении),  обрядов, налогов (доходов), военного, судеб-
ного (наказаний) и общественных работ.                 
   Эта классическая конфуцианско-танская модель  высших
органов управления существовала в Китае столетиями, по-
лучив особенно разностороннее воплощение в минском  Ки-
тае,    после    ликвидации   монгольского   господства
(1368-1644 гг.). Возглавлявший этот                    
аппарат император  сосредоточивал  в своих руках высшую
законодательную ч судебную власть.  Трон  переходил  по
наследству старшему сыну императора, другие сыновья по-
лучали княжества - уделы,  земли которых  считались  их
собственностью.  Императорский  двор включавший большое
число слуг, жен, евнухов, играл важную роль в государс-
твенном управлении. Одновременно развивался и усложнял-
ся специальный иерархически организованный  центральный
аппарат чиновников, на вершине которого находились, как
и в танском Китае,  главы шести ведомств,  своеобразных
министерств,  а также цензората, высшего надзорно-конт-
рольного органа,  и пяти  комиссариатов,  высших  воен-
но-командных органов.                                  
   С XV в. стало усиливаться политическое влияние евну-
хов,  которых правители привлекали на  должности  госу-
дарственных  чиновников,  стремясь тем самым предотвра-
тить развитие сепаратизма, создание чиновниками-вельмо-
жами своих собственных династий. Евнухи-чиновники наде-
лялись императорами полномочиями,  выходящими за  рамки
дворцовых дел,  что привело со временем к созданию двух
центров власти - дворцового ("внутреннего")  и  ведомс-
твенного ("внешнего").  Их противоречия могли использо-
ваться императорами в своих целях до тех пор, пока один
из них не достигал такого могущества, при котором импе-
ратор устранялся или становился марионеткой  новоявлен-
ного диктатора-евнуха или главного советника.          
   Деятельность шести  центральных  ведомств  в минском
Китае сначала координировалась  Большим  секретариатом,
во главе которого стояли два советника,  чиновники 1-го
ранга.  Секретариат существовал до  1380  года.  Угроза
концентрации  власти в руках главного советника привела
к передаче его функций непосредственно в руки императо-
ра.                                                    
   Центральные органы управления в соответствии со сво-
ими главными задачами и в это время делились на ведомс-
тва:  чинов (назначений),  доходов (налогов),  обрядов,
военное, судебное (наказаний) и общественных работ. Ве-
домство чинов отвечало за назначение, перемещение, сме-
щение всех гражданских чиновников и служащих  управлен-
ческого аппарата. Престиж чиновничьей должности в сред-
невековом Китае был столь велик, что именно это ведомс-
тво  и  его глава считались главными среди других.  Ве-
домство доходов вело учет  населения  и  сельскохозяйс-
твенных  земель.  Оно определяло размеры налоговых пос-
туплений,  отвечало за сбор налогов. Каждый отдел этого
ведомства  осуществлял свою деятельность в пределах од-
ной из 13 провинций.                                   
   Ведомство обрядов занималось церемониями и обрядами,
направленными на возвеличивание императорской власти, а
также религиозными жертвоприношениями.  Оно состояло из
отделов церемоний,  жертвоприношений, приемов и предпи-
саний, издаваемых в целях унификации культово-обрядовой
деятельности,  что было нацелено в конечном счете на то
же укрепление власти императора.                       
   К ведению военного ведомства относилось  назначение,
перемещение и увольнение всех военных чиновников, снаб-
жение армии                                            
и почтовая  служба.  Судебное ведомство,  или ведомство
наказанuй, состоящее но образцу ведомства доходов из 13
тсрриториальных  отделов,  контролировало правосудие по
всей империи.  Его деятельность пересекалась с деятель-
ностью цензората и реви.чпопио-следственного столичного
суда.                                                  
   Автономное положение,  независимое or основной адми-
нистративной иерархии как в центре, так и в провинциях,
занимали цензорские, надзорные органы различных катего-
рий.  Цензорит возглавляли два главных цензора - чинов-
ники 1-го ранга.  В его аппарат входило более ста  инс-
пектирующих цензоров,  разделенных на группы no провин-
циям.  Ни один из органов минского государственного ап-
парата  не располагал столь большими полномочиями,  как
цензорат,  держащий под своим наблюдением всех чиновни-
ков и их деятельность, имеющий право не только выявлять
их злоупотребления,  ошибки,  но и непосредственно исп-
равлять их, применять карательные санкции.             
   Местное управление.  Империя  Таи  была разделена на
десять провинций (дао),  которые в свою очередь подраз-
делялись  на  области (чжоу) и уезды (сянь).  Все адми-
нистративные единицы различались по размерам сумм упла-
чиваемых  налогов  и соответственно делились на катего-
рии,  что отражалось на статусе и количестве работавших
в  них чиновников,  назначаемых из центра и контролиро-
вавшихся им.                                           
   Административно-территориальное деление  в   минском
Китае  строилось  на тех же принципах,  но деятельность
военно-бюрократического аппарата,  его органов (связан-
ных  отношениями взаимной ответственности перед импера-
тором, соподчинения, контроля) на местном уровне, как и
на уровне общеимперском,  была значительно усложнена, в
том числе и за счет усиления военных функций,  что яви-
лось  прямой реакцией на недавнее иноземное господство.
Местное управление в минском Китае строилось так, чтобы
исключить сепаратизм, сосредоточение власти в руках од-
ного человека,  чтобы деятельность местных  органов  не
только  систематически  проверялась,  но и перепроверя-
лась.                                                  
   В провинции действовала триада управленческих  орга-
нов:                                                   
   административных, военных и надзорно-контрольных, во
главе которых стояли уполномоченные,  чиновники высоких
рангов. Для координации деятельности этих управлений, а
также для контроля за ними сначала из центра  в  разные
части страны направлялись специальные имперские уполно-
моченные, которых называли "посланцы мира". С XV в. они
приобрели звание "великих координаторов'', которые наз-
начались императором в провинции, а также в зоны особой
стратегической важности на длительные сроки.  Раз в год
"великий координатор" должен был посещать  столицу  для
отчета и решения текущих дел. В это же время стал скла-
дываться институт "верховных командиров", которые коор-
динировали деятельность ряда "великих координаторов" и,
главное,  ряда провинциальных военных управлений,  если
возникала опасность, связанная с внешним вторжением или
мятежом.                                               
Административное управление в каждой провинции возлага-
лось на днух уполномоченных - "левого" и "правого", ко-
торые имели штат помощников.  В их обязанности входили:
учет людей и земель, сбор на.чогов, наблюдение за стро-
ительными работами и распределением воды.              
   В особом положении среди трех управленческих провин-
циальных служб находилось надзорное  управление,  приз-
ванное контролировать весь местный управленческий аппа-
рат,  вести борьбу с коррупцией и злоупотреблениями чи-
новников. Ему. как ч другим управлениям, принадлежали и
самостоятельные судебные функции.  Это управление конт-
ролировало  разрешение судебных дел в других управлени-
ях, выполняло роль апелляционного суда.                
   На местах действовало большое число чиновников,  не-
посредственно представлявших имперские органы.  Так,  в
каждую из провинций на один год  посылался  специальный
представитель имперского цензората,  от которого требо-
валось надзирать за всеми местными службами,  принимать
от населения жалобы, приостанавливать или исправлять те
или иные действия местного управленческого органа, нап-
равлять  императору  доклады о деятельности местных чи-
новников,  давать советы местным властям и "великим ко-
ординаторам".  Из  столицы посылались цензоры и с более
узкой сферой деятельности,  например  военной,  которые
должны были следить за рекрутским набором, преследовать
дезертиров, а если начиналась военная кампания, следить
за  военными операциями,  посылать императору соответс-
твующие отчеты.                                        
   На всем протяжении средневековой истории Китая в ни-
зовых территориальных единицах сохранялись органы само-
управления.  Общинные старосты следили за порядком,  за
обработкой  земли.  Все  жители деревенской общины были
связаны круговой порукой благодаря  системе  десятидво-
рок,  созданной для сбора налогов, несения трудовых по-
винностей и пр.                                        
   В состав минской империи  включались  удельные  кня-
жества,  закрепляемые за сыновьями, внуками императора.
Они  не  обладали  ни  административной,  ни   судебной
властью, а при некоторых минских императорах имели лишь
военные полномочия.  Им шла определенная часть  местных
налогов.                                               
   На особом положении в империи были некоторые самоуп-
равляющиеся провинции,  населенные представителями дру-
гих народов. Местные вожди этих территорий, расположен-
ных вдоль югозападных границ Китая, оставались правите-
лями  после  утверждения их китайским императором.  Они
включались тем самым в особую группу  местных  чиновни-
ков, которым по образцу китайских чиновников присваива-
лись ранги,  но не выплачивалось жалованье от императо-
ра.                                                    
   Суд. В  средневековом Китае судебные дела рассматри-
вались как в собственно судебных органах, так и в орга-
нах административных,  выполняющих судебные функции.  В
минском Китае сложилась относительно стройная  иерархи-
ческая  судебная  лестница,  на  высшей ступени которой
стоял сам император, на низшей -                       
выборный старейшина деревни. Большинство дел решалось в
уездных управах -ямыннх, где вершил суд уездный началь-
ник.  В  случае  недостаточности доказательств дело или
откладывалось, или передавалось специальному следствен-
ному судье по уголовным делам. который но своему чинов-
ничьему рангу приравнивался к уездному начальнику.  Де-
ла.  связанные  с  тяжкими  преступлениями - убийством,
крупным хищением,  лихоимством, поступали в область или
провинцию,  где действовали особые судебно-правительст-
венпые органы:  "управа административных дел", осущест-
влявшая  контроль за правильным исполнением администра-
тивных дел:  "управа по военным делам", где расследова-
лись  дела  военных;  "управа  по рассмотрению судебных
дел",  т.е.  по делам другого населения.  Эта стадия  в
принципе  была завершающей для рассмотрения большинства
судебных дел.  Только в том случае,  если дело не  было
окончательно  решено в области или провинции,  оно нап-
равлялось в тот или другой столичный судебно-следствен-
ный  орган.  В  эпоху  Мин это были Ведомство наказаний
(син бу), Храм большой истины (далиса), Центральный ре-
визионно-следственный уголовный суд, в который поступа-
ли дела особой сложности.  Здесь выносились решения  от
имени императора,  которому докладывали о всех смертных
приговорах.  Император имел право объявлять амнистии, а
также смягчать наказание.                              
   Армия. Принципы организации армии менялись на разных
этапах развития средневекового государства в Китае  под
влиянием как внутриполитических, так и внешнеполитичес-
ких факторов.                                          
   В Тан мужчины до достижения 60 лет считались военно-
обязанными и привлекались на службу в армию,  как и для
выполнения других обязанностей. Дезертирство, уклонение
от  военного  похода к месту сражения каралось смертной
казнью.                                                
   С VIII в.  императоры все чаще стали прибегать к ус-
лугам наемной армии, содержать конницу, комплектовавшу-
юся из тюрков,  уйгуров и пр.  Реформами Ван Аньши в XI
в., главный смысл которых заключался в создании крепко-
го централизованного государства, вместо найма вводился
рекрутский набор войска, с помощью которого создавалась
регулярная армия,  находящаяся на содержании  государс-
тва.  Рекрутский  набор  существовал  и в более поздние
времена.                                               
   В Минской империи сохранялась старая система  "войск
округов" и пограничных гарнизонов,  основной состав ко-
торых формировался из военнопоселенцев,  имевших надел,
несущих службу до глубокой старости,  а иногда и до са-
мой смерти.                                            
   Во все времена регулярные войска опирались  на  под-
держку местных военных отрядов,  общинных формирований,
призванных охранять порядок.  Состоящие в  основном  из
зажиточных крестьян,  эти отряды особенно активно дейс-
твовали во время крестьянских волнений. Минские импера-
торы  широко прибегали к вспомогательным военным форми-
рованиям союзных государств,  которые они или нанимали,
или принуждали к несению службы во фронтовых районах.  
Во времена Мин армия непрерывно росла,  в XVII  в.  она
насчитывала 4 млн. человек. Региональные военные соеди-
нения располагались по провинциям и в  жизненно  важных
военных областях.  Из базовых военных соединений перио-
дически отбирались и специально готовились особые войс-
ка,  несущие службу в столице, среди которых выделялись
отряды личной императорской гвардии,  призванной  охра-
нять императорский дворец. Другую специальную категорию
военных объединений составляли войска эскорта, приписы-
ваемые к каждому принцу.                               
   В целях  управления  все  воинские  соединения  были
распределены между пятью военными округами, руководимы-
ми находившимися в столице главными военными комиссари-
атами.  Начальники главных военных комиссариатов,  осу-
ществлявшие  контроль над военно-территориальными окру-
гами, входили в правительство.                         
   Постоянного главнокомандующего в армии  не  было.  В
случае  начала  военных действий один из высших военных
чинов или сановников назначался генералом или даже  ге-
нералиссимусом. Постепенно, однако, развивалась система
постоянного тактического командования,  при этом личный
состав  концентрировался вдоль границ,  портов и других
стратегических пунктов.                                
   Местные командующие войсками в минском Китае контро-
лировались  специальными  чиновниками,  назначаемыми на
определенный срок из центра. В XV в. была создана долж-
ность "главного военного координатора", осуществлявшего
контроль над всеми местными тактическими военными служ-
бами.                                                  
   Глава 28. Средневековое государство Японии        
   Образование феодального  общества  и  государства  в
Японии.                                                
   В III в.  в Японии начался процесс разложения перво-
бытнообщинного  строя.  Внутри родов выделяется родовая
аристократия,  развиваются имущественное  и  социальное
неравенство,  различные формы эксплуатации привилегиро-
ванной родовой верхушкой своих сородичей и иноплеменни-
ков,  захваченных в ходе войн. Рабские формы эксплуата-
ции, способствовавшие укреплению социальноэкономических
и политических позиций родовой знати,  не получили, од-
нако,  широкого распространения. Географические условия
Японии,  ее  островное положение,  гористость местности
сковывали их развитие.  Здесь нельзя было при примитив-
ных орудиях труда создать крупные латифундии (поскольку
поливное  рисоводство  требовало   интенсивного   труда
крестьянина на небольшом участке земли), а также добыть
за счет военных походов достаточное количество рабов.  
   Не последнюю роль играло и особое влияние высокораз-
витой китайской цивилизации, с ее традиционной социаль-
но-экономической структурой и государственной системой,
а также религиями:  буддизмом и конфуцианством, которое
было особенно сильным на                               
ранних стадиях  развития японского общества и государс-
тва. Говоря о сильном религиозном влиянии Китая, следу-
ет отметить, что из двух китайских религий (конфуцианс-
тва и буддизма) влияние конфуцианства было  поверхност-
ным. Оно не пустило глубоких корней в Японии по сравне-
нию с легко усвояемым буддизмом,  так как здесь ко вре-
мени его проникновения не сформировалось достаточно об-
разованного слоя религиозных идеологов, способных внед-
рить его философские догматы в массы.                  
   С IV в.  в Японии формируются племенные союзы, а в V
в.  вождь племенного союза Ямато объединяет  под  своим
верховенством уже большую часть территории страны.     
   На усиление процессов социального расслоения в VI в.
и формирование государственного аппарата в Японии боль-
шое  влияние оказала длительная борьба отдельных кланов
за верховенство в племенном союзе и  победа  одного  из
них во главе с Сётоку-тайси, в правление которого появ-
ляется первый законодательный документ, первая деклара-
ция  царей Ямато - Конституция Сётоку,  или Закон из 17
статей (604 год), определивший принципы государственно-
го управления.                                         

К титульной странице
Вперед
Назад
Реклама