Будучи не  столько  политико-правовыми  положениями,
сколько религиозной и этической основой  таких  положе-
ний,  Закон из 17 статей ратует за согласие,  гармонию,
служение общему,  а не личному всех японцев.  При  этом
прямо  закрепляется  их  неравенство,  особо выделяется
правитель,  далее вельможи и простой  народ.  Правитель
рассматривается в качестве единого суверена, вельможи -
его чиновников,  а народ - подчиняющейся им массы людей
(ст. 15).                                              
   Основой порядка   провозглашается  "всеобщий  закон"
(ст. 4, 5), а государь - его выразителем, который имеет
право в качестве такового требовать от своих чиновников
беспрекословного подчинения.  "Если высшие приказывают,
- гласит ст.  3, - то низшие должны подчиняться". В За-
коне осуждается клановая междуусобица, частное владение
землей,  провозглашается  государственная собственность
на землю и государственные подати земледельцев.        
   Междуусобная борьба помешала созданию  в  это  время
эффективно действующей центральной власти,  которая ут-
верждается лишь после очередной клановой победы - пере-
ворота Тайка (645 год).                                
   Социально-экономические нововведения  этого  времени
нашли отражение в серии реформ, закрепленных в Манифес-
те Тайка, дополненных специальным кодексом "Тайхо рё'".
Реформы призваны были реорганизовать систему управления
и аграрные от-                                         
   "Свод законов Тайка" (кодекс "Тайхо рё"), обобщивший
все законодательные акты этого периода с В46 по 700 г.,
увидел  свет в 702 году.  Последовавшая за "эрой Тайка"
эра Ёро,  717-723 гг. (в Японии, в отличие от Китая, не
признается смена династий,  считается, что правит уста-
новившаяся еще в VI в. одна династия), была ознаменова-
на новым законодательством, которое было включено в об-
щий свод законов "Тайхо  Еро  рё".  важнейший  источник
сведений о ранних этапах японского общества и государс-
тва.                                                   
                                                       
ношения по китайскому образцу. На основе последовавшего
за этим введения надельной системы земля вместе с зави-
симыми  людьми  была  изъята у частных лиц и передана в
государственную собственность.                         
   Земельные участки, наделы, подлежащие переделу раз в
шесть лет, раздавались среди полноправных крестьян (рё-
минов) по числу едоков. Рабы также получали надел, рав-
ный  трети  надела  свободного.  Государство в качестве
собственника  земли  предусмотрело  тройные  повинности
крестьян: ренту (подать) зерном, налог изделиями ремес-
ла и трудовую повинность,  продолжительностью до ста  и
более дней в году.                                     
   Введение надельной системы в Японии не означало, од-
нако, уравнительного передела земли. Значительная часть
земель  переходила в руки чиновничества (пополнявшегося
за счет той же знати) в качестве служебных  должностных
наделов, размеры которых зависели от должности и ранга.
Некоторые земли знать получала в пожизненное  пользова-
ние,  иногда  с  правом перехода земли по наследству по
прямой линии, от одного до трех поколений.             
   Надельная система оказалась экономически неэффектив-
ной и недолговечной в Японии. Рамки ее применения с са-
мого начала ограничивались  областями,  примыкающими  к
столице,  нарушались  сроки  переделов земель,  которые
сопровождались злоупотреблениями чиновничества и пр. Ее
основы все более подтачивал рост частного землевладения
клановой феодализирующейся  знати,  которому  не  могла
противостоять слабая центральная власть.               
   Дальнейшая феодализация японского общества привела к
распаду надельной системы. Периодические переделы земли
фактически прекратились в Х в.,  когда на смену надель-
ной системе приходит  среднее  частновладельческое  по-
местье (сёэн), создаваемое за счет экспроприации общин-
ных земель,  освоения целины,  которое  было  под  силу
только богатой общинной верхушке,  многочисленных импе-
раторских земельных пожалований за  заслуги,  службу  и
пр.  Образование частновладельческих поместий сопровож-
далось постепенным превращением  надельных  крестьян  в
феодально-зависимых.                                   
   Новая поместная  система  смела все преграды на пути
создания крупного феодального землевладения, а следова-
тельно,  и  политической раздробленности страны с неиз-
бежными междуусобными войнами,  стимулирующими развитие
отношений  покровительства,  господства  и  подчинения,
вассально-ленных связей. Ряды нарождающегося феодально-
го  класса стали пополняться за счет дружинников прави-
телей и крупных феодалов,  получавших земельные участки
на  правах  ленов как вознаграждение за несение военной
службы.                                                
   Этот слой воинов-профессионалов,  пополнявшийся мел-
кими   землевладельцами,  искавшими  покровительства  у
сильных помещиков,  превратился со временем в замкнутое
сословие самураев (буси),  со своим кодексом чести, ос-
нованным  на  жестком  требовании  верности  господину,
вплоть до безусловной готовности отдать за него жизнь. 
С X в.  в Японии начинает,  таким образом. утверждаться
столь необычная для Востока феодальная организация зем-
левладения вместе с широким развитием мелкокрестьянско-
го  хозяйства,  что  и  определяет сходство японского и
.западного средневековья.                              
   Этому способствовал ряд факторов.  Прежде всего,  на
пути создания феодальных форм собственности в Японии, в
отличие от Китая,  не встало всесильное государство  со
своими контрольнорегулирующими функциями, так как здесь
не сложились ни  влиятельная  конфуцианская  элита,  ни
сильный  многочисленный корпус чиновников-администрато-
ров вместе с эффективно  воспроизводящей  чиновничество
конкурсно-экзаменационной системой.                    
   Сказалось и  традиционное  засилье  крупных клановых
групп,  ослаблявших центр,  не выпускавших из своих рук
бразды правления. Могущество клановых феодальных домов,
опиравшихся на собственную военную силу верных  самура-
ев,  стало  главной причиной длительной раздробленности
страны,  неэффективности попыток  первых  двух  сёгунов
("великих полководцев") в XII и XIV вв.  объединить ее.
Усиление центральной власти при опоре на  военную  силу
произошло лишь в период третьего сёгуната Токугавы (на-
чало XVII - первая половина XIX в.).                   
   Длительная раздробленность в свою очередь  тормозила
социально-экономическое развитие Японии.  Почти безраз-
дельное господство феодальных отношений просуществовало
в этой стране вплоть до середины XIX в., до революцион-
ных,  буржуазных по своему характеру перемен  в  эпоху,
получившую название "реставрации Мэйдзи"'.             
   Сословие-классовая структура.  В Японии, как и в Ки-
тае, в связи с выделением родовой аристократии, появле-
нием  рабов  и  других  категорий  зависимого населения
складывается деление на два социальных слоя: "добрых" и
"подлых" людей, каждый из которых состоял из нескольких
социальных групп. Границы между ними были в достаточной
мере подвижны. Среди "добрых" выделялся привилегирован-
ный слой приближенных  к  императору,  членов  царского
двора, родовой аристократии, крупного чиновничества.   
   Основная масса "доброго люда" (рёмин),  как и "госу-
дарева люда" (камин), бывшего ранее в личной зависимос-
ти  от  глав могущественных кланов,  после введения на-
дельной системы была посажена на казенную землю. Они не
были прикреплены к земле,  к конкретному господину-зем-
левладельцу,  но не могли без разрешения  уездного  на-
чальника  или хозяина,  на службе у которых находились,
покинуть землю.                                        
   Большая семья  или  группа  малых  семей  составляла
"двор" - хозяйственную и тягловую единицу.  Глава двора
признавался властями.  он был  обязан  к  определенному
сроку составлять налоговые                             
   Мэйдаи -  официальное  наименование  годов правления
императора Муцухито (1868-1912 гг)                     
                                                       
списки, нес  ответственность  за  все семейные платежи,
отработки,  распоряжался семейным имуществом, поддержи-
вал культ предков.                                     
   Государство всемерно  стремилось  к укреплению семьи
как тягловой единицы,  основанной на  стойких  патриар-
хально-родовых  связях.  "Тайхо  Ёро  рё" предписывает,
например, обязанность по уходу за больными, престарелы-
ми,  калеками, возлагаемую на родственников, а в случае
их отсутствия на общину или местные  власти.  На  госу-
дарство  же  возлагалась  обязанность  оказывать помощь
семьям,  пострадавшим от неурожая или стихийного  бедс-
твия. Закон запрещал раздел двора, если при этом в оди-
ночестве оставался малолетний или вдова. Исключение до-
пускалось, если выдел происходил при разделе наследства
и не было сомнений в  том,  что  выделившийся  способен
возглавить семью.                                      
   В Японии  не  признавалось разного подхода к людям в
зависимости от этнической принадлежности и религии. Чи-
новничья служба считалась личной и пожизненной привиле-
гией любых способных кандидатов на государственные пос-
ты.  Получивший  этот  пост входил в ту или иную чинов-
ничью категорию и получал тот или иной ранг.  Здесь оп-
ределяющим был пост, а не ранг, в отличие от Китая, где
ранг определял пост. В зависимости от поста и ранга на-
ходились  и  размеры  натуроплаты чиновника или его зе-
мельного надела.                                       
   Особое положение занимали первые четыре ранга высшей
категории чиновников,  представители сильнейших кланов,
которые стояли во главе чиновничьего списка и были  не-
посредственно  связаны  с  императорским  двором.  Так,
принц I категории получал за службу в кормление  80  те
земли (около 5 тыс.  га), 800 приписанных к ним кресть-
янских дворов для ее обработки и 100 слуг.             
   Клан крупного вельможи выступал в Японии не только в
качестве  семейно-хозяйственной феодальной единицы,  но
был и своеобразной единицей политической.  В "Тайхо Ёро
рё" содержится,  например, специальная глава "Об учреж-
дениях и штатах домоуправлений", касающаяся домов вель-
мож,  обладающих высшими рангами. У глав феодальных до-
мов, представителей высших должностей и рангов чиновни-
чества существовала обязанность отдавать детей на служ-
бу в качестве телохранителей или других служителей  при
дворе.  Должности эти становились впоследствии наследс-
твенными.  Широко практиктовалась система совместитель-
ства должностей в связи с общей нехваткой чиновников.  
   Крайне пестрым был разряд "подлых" людей,  в который
входили,  например, специальная группа работников, обс-
луживающих погребения,  члены "казенных дворов", казен-
ные и частные рабы и холопы.                           
   Рабы (нухи),  по свидетельству источников,  как и  в
Китае,  обладали некоторыми правами. Их можно было про-
давать и наследовать,  но они могли вступать в  брак  и
иметь  собственность.  Браки  "подлых" и "добрых" людей
считались незаконными.  Только при браке "по  незнанию"
дети  от  таких  союзов считались "добрыми",  а дети от
свободной женщины и раба передавались в казен-         
ные дворы.  Рабов казенных и частных было немного.  Ис-
точниками рабства были:  порабощение преступников  и  в
ряде  случаев членов их семей,  самопродажа или продажа
по воле родителей  заложничество  за  долги  и  военный
плен.  Особо ценились рабы-земледельцы,  на них давался
земельный надел,  и их не облагали налогами.  Закон 830
года фактически уравнял рабов со свободными крестьянами
в нраве пользования наделом и в обязанностях  исполнять
повинности в пользу казны.                             
   Особую категорию "подлого люда" составляли работники
так называемых казенных дворов. Существовал строгий по-
рядок их учета,  как и казенных рабов и холопов. Их за-
носили в особые списки,  строго учитывался и  урожай  с
обрабатываемых ими казенных полей.  За членами казенных
дворов по закону  закреплялись  некоторые  права:  один
день  в  декаду им давался для отдыха,  предоставлялась
более легкая работа женщинам после родов. Они обеспечи-
вались одеждой, обувью. Чиновники не могли их использо-
вать в своих личных нуждах.                            
   Положение потомственных холопов  (кэдин)  отличалось
местной спецификой,  но в отличие от рабов они не могли
продаваться,  хотя беглого холопа и возвращали хозяину.
Государственный  (казенный)  "подлый люд" по достижении
60 лет освобождался от личной зависимости.             
   Сословно-классовая структура в последующие века при-
обретала  все  более  четкое  выражение,  формируясь не
только под воздействием развивающихся феодальных,  вас-
сально-ленных отношений, но и кардинальных политических
изменений в стране.                                    
   Так, установление в XII в. первого сёгуната, правле-
ния  военно-феодальной олигархии,  явившееся следствием
победы в очередной междуусобной борьбе  могущественного
феодального  дома Минамото,  привело к делению феодалов
на высшую  привилегированную  группу,  непосредственных
вассалов  сёгуна (гокенин),  вассалов других феодальных
владельцев, храмов и монастырей (хигокенин).           
   Вне сословия класса феодалов находился  простой  на-
род:  крестьяне, ремесленники, торговцы. Главной формой
феодальной эксплуатации крестьян стала подушная рента в
виде натурального оброка, уплачиваемого рисом, поглоща-
ющая от 40 до 60% урожая крестьянина. Однако ни в XIII,
ни  в  XIV  в.  еще  не  произошло  полного закабаления
крестьян Японии.  Не случайно крестьянская  армия  была
главной  силой  в  XIII в.,  которая отразила нашествие
монголов на Японию, а антифеодальные восстания еще в XV
в.  поднимали крестьян-воинов, объединявшихся с зависи-
мым людом в борьбе против существовавших феодальных по-
рядков.                                                
   Важные социальные  сдвиги в Японии начиная с XIII-XV
вв.  стали происходить под влиянием развития  торгового
оборота,  расцвета городов. В городах складываются пер-
вые объединения ремесленников и торговцев (дзя),  часть
которых  получает  некоторую самостоятельность,  выходя
непосредственно на рынок. Происходят изменения и в сре-
де феодалов. Самураи за долги теряют земель-           
ные владения,  переводятся  на полное обеспечение своих
господ.  Большая часть пахотной земли сосредоточивается
в  руках  крупных владетельных князей "даймс" ("большое
имя").  Владения даймё охватывают отдельные провинции и
даже группы провинций.                                 
   Наиболее законченные  формы приобрела сословно-клас-
совая структура японского общества  в  период  третьего
сёгуната,  когда  она была скреплена законом и всемерно
охранялась сёгунатом.  Японское феодальное общество де-
лилось на четыре сословия. Сословные границы в основном
совпадали с классовыми.  Это деление официально опреде-
лялось формулой "си-но-ко-сё":  самураи (си), крестьяне
(но),  ремесленники (ко) и торговцы (сё).  На самом дне
феодального общества находилась небольшая группа париев
("эта").                                               
   В 1615 году сёгуном токугавской династии Иэясу  были
изданы "Восемнадцать законов", вводивших жесткую регла-
ментацию поведения представителей всех  четырех  сосло-
вий.  Каждый  последующий  сёгун  должен  был при своем
вступлении в должность приносить присягу перед собрани-
ем феодальных князей, клятву верности законам Иэясу.   
   Господствующее сословие    дворянства   представляли
прежде всего  фактический  правитель  Японии  -  сёгун,
семье которого в начале XVII в. принадлежало около тре-
ти территории страны, и около 300 семейств владетельных
князей - даймё,  располагавших также огромной земельной
собственностью.  Это сословие делилось на  своеобразные
кастовые группы.  Феодальные князья (даймё) состояли из
двух категорий - фудай-даймё,  находящихся в непосредс-
твенной вассальной зависимости от дома Токугава,  кото-
рые замещали все высшие правительственные  должности  в
стране,  и  тодзама-даймё,  или  так называемые внешние
князья,  отстраненные от дел управления.  Особую  часть
самурайского  сословия составляла придворная аристокра-
тия (кугэ),  при лишенном фактической власти императоре
обладавшая  высшими рангами дворянства,  но не имевшая,
как правило, земельных владений и не занимавшая оплачи-
ваемых  должностей.  Она была полностью зависима от сё-
гунской администрации, получая от сёгуна рисовые пайки.
   Основную массу  господствующего  класса   составляло
служилое дворянство - самураи, входившие в войско сёгу-
на и военные отряды даймё.  За свою службу они получали
возможность   собирать  подати  с  определенного  числа
крестьян или получать рисовый паек от своего господина.
В  1653 году сёгун издал указ об изъятии у всех самура-
ев-воинов,  вассалов даймё земли и о переводе их на жа-
лованье,  рисовые  пайки.  Самураи  противопоставлялись
трем низшим сословиям. Ношение двух мечей стало внешним
признаком их отличия от других сословий. Только самура-
ям принадлежало право занимать  государственные  посты,
гражданские и BoeHHSie должности.                      
   Наиболее эксплуатируемым и угнетенным классом-сосло-
вием,  хотя он и занимал официально второе место в сос-
ловной иерархии, были крестьяне, составлявшие 80% насе-
ления страны.  Они были неоднородны в социальном и эко-
номическом отношении. Ос-                              
новная масса крестьян владела небольшими участками зем-
ли на правах вечного наследственного держания, вела са-
мостоятельное хозяйство. Это прежде всего члены общины,
входившие в податные пятидворки. Вне общин были зависи-
мые крестьяне,  мелкие арендаторы или дворовые  холопы.
Подати, как правило, достигали половины, а то и больше,
урожая.  Крестьяне несли многочисленные  повинности  по
ремонту дорог, ирригационных сооружений и пр.          
   Японский крестьянин  в  это время фактически попал в
кабальную зависимость.  Он не имел права прекращать об-
работку земли,  выбирать себе иной род занятий, переез-
жать на другое место жительства, правда, его нельзя бы-
ло продавать или покупать.                             
   Промежуточные городские  средние слои составляли ре-
месленники и торговцы,  жизнь  и  деятельность  которых
строго регламентировалась сёгуном.  В XVIII в. феодаль-
ное сословие торговцев начинает играть все более важную
роль.  В  это  время в Японии зарождается мануфактурное
производство, находящееся под контролем торгово-ростов-
щического капитала.  Следствием развития товарно-денеж-
ных отношений явилось,  с  одной  стороны,  неудержимое
разложение господствующего класса феодалов,  с другой -
все углубляющиеся процессы дифференциации крестьян.    
   Несмотря на запрещение купли-продажи  земли,  она  в
скрытой,  замаскированной форме отчуждалась, концентри-
ровалась в руках деревенской верхушки,  а также городс-
ких  ростовщиков.  Усилилась  экономическая зависимость
феодального дворянства от торгово-ростовщического капи-
тала. Крупнейший в то время дом Мицуи становится в 1697
году финансовым агентом самого сёгуна,  а в  1707  году
банкиром императора.  Разложение особенно заметно проя-
вилось среди представителей  служилого  самурайства.  В
результате  обеднения даймё они теряли своих покровите-
лей, а вместе с тем и источники существования, станови-
лись  ронинами  (бродягами).  Вопреки вековым традициям
самураи все чаще были вынуждены заниматься  промысловой
и  коммерческой  деятельностью,  становиться служащими,
рабочими.                                              
   Государственный строй.  Реформы Тайка,  имевшие  для
Японии VII в. значение политической революции, знамено-
вали утверждение раннефеодального государства во  главе
с  наследственным монархом.  Они были подготовлены буд-
дийским и конфуцианским учениями о едином  государстве,
во  главе  которого стоит "монархмудрец",  "потомок бо-
гов",  обладающий неограниченной властью. Древняя рели-
гия японцев синто ("путь духов"),  легко впитавшая идеи
китайских религий о божественной силе правителя-импера-
тора, также способствовала этому.                      
   В результате  "переворота Тайка" было создано единое
японское государство во главе  с  императором,  принцем
правящей  династии,  опиравшимся на поддержку могущест-
венного клана Фудзивара, который поставлял впоследствии
из  поколения  в поколение не только наследственных ре-
гентов-соправителей императоров, но и императриц.      
Японские правители  еще  в VI в.  заимствовали из Китая
название "теней" или "тенно" - "сын неба".  Но  если  в
Китае  источник власти правителя заключался в "воле Не-
ба", а смена императорских династий объяснялась измене-
ниями "приказа Неба", то смысл "тенно" в Японии был бо-
лее заземленным,  он не содержал указания на небо,  как
высшее божественное начало, которому поклонялись китай-
цы.  Представления о природе у японцев были более конк-
ретными.  Они поклонялись не только небу,  но и солнцу,
горам, рекам.                                          
   Древнейшая религия японцев синто ("путь духов")  от-
водила  правителю  роль первосвященника,  божественного
потомка солнца, принявшего человеческий облик. Синтети-
ческая  же религия японцев "ребу синто" (двуединое син-
то),  сложившаяся в VI-VII вв. на основе смещения синто
и буддизма, признавала в императоре не только духовного
главу,  верховного жреца (в этом качестве  как  полубо-
жественная персона он был объектом выражения покорности
и послушания), но и светского монарха, прежде всего ру-
ководителя войска, непререкаемый авторитет которого для
чиновников был основан на кодексах  и  законах.  Отсюда
берет  начало  тщательно  разработанная  в праве Японии
структура всех государственных учреждений:  центральных
и местных, духовных и светских. Закон из 17 статей, го-
воря о "божественности суверена",  содержал многозначи-
тельную  оговорку о советниках как "необходимом условии
правильного решения важных дел". А Сётоку-тайси, отвер-
гая идею единоличного правления,  утверждал,  что "дела
не должны решаться лично  государем".  Советник  любого
ранга  с  древнейших времен становится в Японии главной
фигурой в императорском государственном аппарате.  Да и
на деле божественный "тенно", обладавший по закону выс-
шей законодательной,  исполнительной и военной властью,
уже в VIII в.  более царствовал, чем управлял при могу-
щественном клане Фудзивара,  символом всесилия которого
стало,  например,  строительство  в  794 году еще одной
столицы в Киото.  В это время императорская  резиденция
была  в Наро.  Впоследствии существование двух столиц в
Японии стало традиционным, наряду с традиционным двоев-
ластием и даже троевластием, когда в дела государствен-
ного управления включались и буддийские иерархи.       
   Специальный раздел "Тайхо Ёро рё" "Учреждения и шта-
ты" был посвящен разветвленной правительственной систе-
ме центральных и местных,  духовных и светских властей,
иерархии должностей и рангов чиновников,  их подготовке
(китайская экзаменационная система не привилась в  Япо-
нии),  а также установлению за службу жалованья натурой
или земельными наделами "в кормление". Высшая государс-
твенная  власть,  как и в Китае,  принадлежала в Японии
Государственному совету ("Дадзе-кан"), разрабатывавшему
общие направления государственной политики, рассылавше-
му указы императора по всей стране.  Наряду со светским
Государственным  советом в Японии,  в отличие от Китая,
существовал  особый  духовный   Государственный   совет
("Дзинги-кан") или                                     
"Совет по делам духов  неба  и  земли",  осуществлявший
надзор  за синтоистскими храмами и молельнями,  за дея-
тельностью клира,  за крестьянами,  приписанными к хра-
мам,  и пр. Его штат был небольшим. Он занимал изолиро-
ванное,  но достаточно высокое положение  среди  других
ведомств.                                              
   По примеру  Китая создавалась и внутренняя структура
светского Государственного совета,  во  главе  которого
стоял "старший министр" или канцлер, являвшийся настав-
ником императора в делах управления,  призванный в  ка-
честве этического эталона обеспечивать стране "мир, по-
кой и гармонию". Признавая, что трудно найти такого бе-
зупречного  человека,  закон  допускал вакантность этой
должности.                                             
   Непосредственные управленческие функции  в  светском
Государственном  совете осуществляли два высших минист-
ра:  левый (старший) и правый (младший),  опиравшиеся в
свою очередь на "старших советников", участвующих в об-
суждении всех дел и дававших рекомендации  "по  большим
делам",  и младших советников, дававших рекомендации по
"малым делам". Именно они следили за ходом текущих дел,
отвечали  за  них перед Государственным советом.  Госу-
дарственный совет имел под своим началом восемь  минис-
терств, которые в отличие от Китая были тесно связаны с
императорским двором, и палату цензоров, глава которой,
обладая более узкими, чем в Китае, полномочиями, следил
за чистотой обычаев и нравов, назначал расследования по
моральным  нарушениям,  докладывая о них императору.  В
его подчинении был штат  разъездных  цензоров-контроле-
ров.  Решения цензората могли быть приостановлены Госу-
дарственным советом.                                   
   Наряду с военным министерством,  министерствами  фи-
нансов  и  юстиции  в Японии существовало особое минис-
терство "общих дел", ведавшее текущими дворцовыми дела-
ми,  ритуалом,  редактированием  императорских  указов,
следившее за составлением истории страны, списков прин-
цев крови,  придворных дам и буддийского духовенства, а
также генерального реестоа населения и росписи налогов.
Являясь  как  бы высшей канцелярией страны,  это минис-
терство занимало первое место в государственном аппара-
те  в  силу особой близости его главы к императору.  Он
принимал доклады и подавал петиции императору, осущест-
вляя  при  этом  связи  между Государственным советом и
другими министерствами.                                
   О широте функций этого министерства  свидетельствует
крайне обширный штат его десяти управлений, среди кото-
рых  было  специальное  управление  двора  императрицы,
главное архивное управление, главное управление дворцо-
вых кладовых,  астрологическое  управление,  управление
живописи,  придворного этикета. Деятельность последнего
управления была тесно связана с деятельностью специаль-
ного  министерства церемоний,  в ведении которого нахо-
дился не только контроль за соблюдением этикета,  но  и
государственные школы,  аттестация кандидатов на чинов-
ничьи должности,  назначение и перемещение  чиновников,
рекомендации  об их награждении,  выдача им жалованья и
пр.                                                    
В это  же  время было создано просуществовавшее в веках
(вплоть до конца II мировой войны) особое  министерство
императорского двора, которое, согласно "Тайхо Ёро рё",
состояло из одного особого столового управления (ведав-
шего  продовольственными  поставками  и заготовками для
двора,  а также деятельностью поваров), четырех главных
управлений,  в  том числе главного управления дворцовой
кухни, управления дворцовыми складами и хозяйством, ка-
зенными  рабами и пр.,  и тринадцати простых управлений
(управления дворцовых садов и прудов, дворцового водос-
набжения и пр.).  Штатное расписание этого министерства
было особенно насыщенным.  Оно было представлено, как и
в других министерствах,  администраторами, специалиста-
ми, канцеляристамиписцами, которых дополняли специально
приписанные  к министерству "казенные дворы".  При мно-
жестве министерств и управлений, как явствует из "Тайхо
Ёро рё", между ними не существовало четкого разграниче-
ния функций.  Связующим  элементом  этой  разветвленной
структуры был императорский двор.                      
   Закон VII "Тайхо Ёро рё", посвященный буддийским мо-
нахам и монахиням,  свидетельствует и об особом положе-
нии буддийского духовенства в Японии,  находящегося под
высшим государственным надзором.  Регламентируя  статус
"нормальной"  буддийской  организации,  закон  запрещал
клирикам владеть домами, садами, торговать и заниматься
ростовщичеством,  принимать  в качестве подарков рабов,
скот,  оружие.  Эти запрещения не могли сдержать  роста
земельной собственности буддийских монастырей и храмов.
   Вместе с  ростом  благосостояния в условиях клановых
раздоров возрастают и политическое влияние,  и  полити-
ческие  притязания  буддийских иерархов,  которые столь
сильно не проявлялись ни в одном из средневековых даль-
невосточных буддийских государств.  В Японии к концу XI
- началу XII в. стали складываться фактически три цент-
ра политического притяжения:  императорский двор, домо-
управление правящего клана (им на протяжении ряда веков
оставался клан Фудзивара) и буддийские монастыри. Импе-
ратор по достижении совершеннолетия,  как правило, при-
нудительно постригался в монахи,  на престол возводился
его малолетний наследник,  являющийся послушным орудием
в  руках  правящего клана,  буддийские же иерархи часто
поддерживали оппозиционный ему клан.                   
   В XII в.  растет экономическая мощь  и  политическое
влияние местных кланов губернаторов, наместников и пр.,
которые фактически становятся неограниченными  правите-
лями-вотчинниками в своих владениях. В условиях непрек-
ращающейся плановой борьбы различных групп господствую-
щего класса:  придворных кругов, сильнейших кланов, ду-
ховенства, в XII в. в Японии устанавливается новая фор-
ма  правления - сёгунат,  своеобразная форма феодальной
военной диктатуры, при которой власть как в центре, так
и в определенной мере на местах сосредоточивалась в ру-
ках сёгуна - "великого полководца".                    
                                                       
Установление первого сёгуната Минамото (1192-1333 гг.),
опирающегося на  новый  военно-бюрократический  аппарат
(бакуфу), и знаменовало начало второго периода развития
феодального государства в  Японии,  периода  его  воен-
но-политического объединения'.  Оно было вызвано стрем-
лением Минамото  преодолеть  раздробленность,  подавить
распри,  укрепить  феодальное государство в своих собс-
твенных интересах и в интересах всего феодального клас-
са.                                                    
   Характерной чертой  сёгуната было сохранение импера-
тора как номинального  главы  государства,  обладающего
некоторыми представительными функциями.  Императору от-
водились все причитающиеся ему по рангу почести,  но ни
он,  ни  его двор не играли сколько-нибудь существенной
роли в политической жизни  страны.  Императорский  двор
превращается с этого времени в центр феодальной оппози-
ции,  что и становилось одной из  многих  причин  новых
вспышек междуусобной борьбы.                           
   Отражением безуспешности  попыток первого сёгуна ук-
репить центральную власть стало в конце  XII  -  начале
XIII  в.  установление  особой разновидности сёгуната -
сиккэната, приведшего к созданию еще одного "этажа" над
двумя другими формально существующими "этажами" полити-
ческой власти в феодальной Японии. Возникновение сиккэ-
ната  (сиккэн-правитель) в 1199 году было связано с ус-
тановлением буддийского регентства при малолетнем сёгу-
не.  Впоследствии  этот пост стал также наследственным.
Формально император и сёгун занимали свое место в поли-
тической  структуре,  но  значительная власть перешла к
сиккэну.  Сиккэнат, продлившийся до падения первого Ка-
макурского сёгуната (г.  Камакур в это время был местом
пребывания бакуфу,  правительства сёгуната), не изменил
существенно характера военно-феодальной диктатуры,  ко-
торая просуществовала в Японии до второй  половины  XIX
в., когда в ходе буржуазной революции была восстановле-
на власть японского императора.                        
   Неизменным звеном правительственного механизма сёгу-
ната  были органы,  осуществляющие жесткий контроль над
деятельностью императорского двора.  С 1221 года бакуфу
стал  направлять  в  императорскую  резиденцию  в Киото
уполномоченного сёгуна (тэндая),  имеющего право  изда-
вать от имени сёгуна указы,  выполнение которых обеспе-
чивалось особой военной силой  -  самурайским  войском,
находившимся в его распоряжении.  Более того, впоследс-
твии сёгун присвоил право утверждать нового императора,
определять порядок престолонаследия, назначать регентов
и других высших придворных советников.                 
   Правящей военно-феодальной верхушке, однако, не сра-
зу удалось создать постоянную политико-административную
систему сёгуната, укрепить наследственный принцип пере-
дачи власти сёгуна,  сосредоточить в его руках,  а не в
руках его регентов или заместителей фактическую власть.
К тому же в период второго сёгуна-                     
   Второй сёгунат Асигага (1338-1573 гг.), третий - То-
кугава (1603-1867 гг).                                 
                                                       
та власть бакуфу была значительно ослаблена. Этому спо-
собствовало то,  что японскому сёгуну пришлось признать
свою вассальную зависимость от Китая,  к которому и пе-
решло право утверждать японских императоров. В стране в
это  время  было  около 20 крупных и значительное число
средних и мелких даймё,  которые правили  фактически  в
своих владениях самостоятельно.                        
   Черты абсолютистского  правления сёгунат приобретает
лишь в XVII - XVIII вв.,  когда происходит  ужесточение
методов  правления,  создается  его разветвленный поли-
цейский аппарат. Иэясу, правитель третьего токугавского
сёгуната,  военным путем объединил страну.  Конфисковав
владения многих феодалов и  буддийских  монастырей,  он
стал крупнейшим землевладельцем.                       
   Укрепление позиций  третьего сёгуната привело к пол-
ному устранению какого бы то ни было политического вли-
яния  императора.  В  токугавском сёгунате была введена
новая должность сёсидая - наместника сёгуна  в  импера-
торской столице.  На основе закона 1615 года даже рели-
гиозные функции императорского  двора  были  поставлены
под  контроль  сёгуна,  который вмешивался в назначение
всех высших придворных должностей.                     
   Однако централизация Японии и в это время носила от-
носительный  характер.  Феодальные  княжества как адми-
нистративнополитические единицы не были  ликвидированы.
Местные князья сохраняли право управления, суда на сво-
их территориях.  Но у сёгуна была власть отнять все или
часть  владений даймё со всеми его полномочиями.  Неиз-
менно оставались под контролем бакуфу торговля и ремес-
ло в крупных городах, как и горнорудные предприятия.   
   Одним из средств укрепления власти сёгуна в это вре-
мя была система заложничества,  окончательно закреплен-
ная  законом  в  1635  году.  Согласно закону все даймё
должны были попеременно  проживать  в  доме  сёгуна,  а
возвращаясь  в свои владения,  оставлять в Эдо (столице
сёгуната) свои семьи. Система заложничества распростра-
нялась и на сыновей императора.                        
   Сосредоточивая в  центре всю полноту властных полно-
мочий,  сёгун опирался на  военно-полицейский  аппарат,
лишенный многих пышных атрибутов времени императорского
правления,  но столь же многочисленный и разветвленный.
Ближайшим  помощником  сёгуна  был  его первый советник
(тайро), выполнявший в случае необходимости обязанности
регента. Он, как правило, и назначался при чрезвычайных
обстоятельствах.  Кроме того,  при  сёгуне  существовал
круг  старших  советников (редзю),  составлявших непос-
редственно  правительство  (бакуфу),  исполнявших  свои
обязанности посменно в течение месяца.  Несколько стар-
ших советников в последние годы  токугавского  сёгуната
составили  Государственный  совет,  нечто  вроде узкого
"кабинета министров".  За каждым из членов совета  зак-
реплялся  определенный  круг  управленческих  функций и
контроль за одной из пяти коллегий  бакуфу:  внутренних
дел,  иностранной,  военной, военно-морской и финансов.
Особое пра-                                            
вительственное управление ведало чеканкой монет, ему же
принадлежал контроль за  рудниками.  Младшие  советники
ведали гвардией сегуна. охраной дворца, полицейским ап-
паратом, следили за его вассалами.                     
   Местное управление.  С введением надельной системы в
Японии  в 645 году было связано территориальное деление
страны на провинции (куни),  а.  с 646 года - на уезды,
во  главе которых стояли назначаемые из местной родовой
аристократии губернаторы,  уездные начальники. Наряду с
ними  в уезды направлялись царские контролеры.  Уездная
администрация обладала в Японии  большей  самостоятель-
ностью, чем в Китае, так как она ведала местными терри-
ториальными военными отрядами.  Низшей административной
единицей было село во главе с сельским старостой,  наз-
начаемым из местных жителей.  Каждое село  должно  было
состоять  из 50 дворов.  Таких крупных сел в то время в
Японии не было,  в одно село объединялось несколько со-
седних деревень. Была введена в это время и система де-
ревенских  пятидворок  -  объединений   пяти   соседних
крестьянских дворов,  связанных круговой порукой по вы-
полнению всех обязанностей перед государством.  В веде-
нии уездных начальников, писцов, квартальных и сельских
старост  был  сбор  налогов,  контроль  за  исполнением
крестьянами общественных работ,  судебные и полицейские
функции.                                               
   С утверждением сёгуната во все провинции стали  наз-
начаться  военные  губернаторы,  или протекторы (сюго),
которые находились там наряду с  правителями  областей,
назначаемыми императором. В их обязанность входил конт-
роль за выполнением повинностей в  пользу  центрального
правительства,  подавление мятежей, преследование поли-
тических противников сегуна, охрана провинций. В распо-
ряжении сюго был местный гарнизон.  В частновладельчес-
кие поместья посылались специальные уполномоченные пра-
вительства,  главной  обязанностью которых был контроль
за доходами поместья, за внесением феодалами всех нало-
гов,  и прежде всего военного, преследование смутьянов.
Эти и другие меры не приводили,  однако, к желаемым ре-
зультатам в периоды ослабления власти сегуна. Так, нап-
ример, в XV в. местные князья из числа бывших протекто-
ров присвоили себе право судебного и налогового иммуни-
тета, запрещая чиновникам сегуна появляться в их владе-
ниях. Сломить своеволие местных князей с помощью жесто-
ких военно-полицейских мер удалось в определенной  мере
лишь в токугавской Японии.                             
   Особое место  в государственном аппарате токугавской
Японии занимали органы сыска,  специальные  полицейские
инспектора мэцкэ ("прикрепленный глаз"), осуществлявшие
негласный полицейский надзор за всем населением страны,
от чиновников до крестьян. Во главе этого аппарата сто-
яли так называемые омэцкэ (большие, славные мэцкэ), за-
кон  о  правах и обязанностях которых был принят в 1632
году.  Пять главных полицейских инспекторов вели наблю-
дение за всеми князьями и высшими чиновниками.         
Передвижение в  стране  было  регламентировано  строгой
системой пропусков. Без предварительного разрешения ба-
куфу даймё не имели права строить замки,  жениться. Для
надзора за крестьянами и прежде всего сбора с них нало-
гов во все владения Токугавы на основе закона 1644 года
стали назначаться дайканы, которым подчинялись старосты
деревень.                                              
   В городах помимо назначавшихся градоначальников, ко-
торым принадлежала широкая административная,  полицейс-
кая и судебная власть, существовали советы крупных тор-
говцев, но система городского самоуправления не получи-
ла сколько-нибудь заметного развития в Японии.         
   Армия. До введения  территориального  деления  армия
Японии  состояла из родовых дружин.  Вместе с надельной
системой в Японии была  введена  обязательная  воинская
повинность.                                            
   "Тайхо Ёро  рё"  среди других министерств выделяет и
военное министерство,  ведавшее именными списками  офи-
церского состава,  их аттестацией, отбором, назначением
и пр. В его подчинении было несколько штабов и управле-
ний: арсенальное, военномузыкальное, корабельное, соко-
линой охоты.                                           
   Армейские части были территориальными, но формирова-
лись  и  содержались  в провинциях и уездах.  Из одного
двора брали одного новобранца.  Сыновья и внуки облада-
телей  рангов  пользовались льготами,  освобождались от
службы  в  армии.  Бойцы  территориальных  крестьянских
ополчений составляли своеобразный резерв,  они не отры-
вались от повседневного крестьянского труда. Срочной до
трех лет была служба в пограничных войсках, гвардейских
и сторожевых частях.                                   
   Армия строилась по десятичной системе,  во  главе  с
полусотниками,  сотниками, двухсотниками, которые могли
быть незнатного происхождения, но храбрыми воинами. На-
чиная  с тысячников для назначения требовался уже соот-
ветствующий ранг. Армейская часть более 20 человек мог-
ла направляться в поход только по приказу императора.  
   Невыполнение боевого приказа или отсутствие вооруже-
ния в боевой  обстановке  могло  наказываться  смертной
казнью  по  решению командующего.  Служба в пограничных
войсках освобождала других членов двора призывного воз-
раста от мобилизации.  От срочной дворцовой и погранич-
ной службы освобождались  новобранцы,  если  был  болен
отец  или старший двора.  Пограничники брали с собой на
службу рабов, жен, наложниц.                           





















   С ростом частной феодальной собственности, с междуу-
собными войнами, крестьянскими восстаниями было связано
формирование особого военно-феодального слоя самураев -
профессиональных  воинов,  вассалов  крупных  феодалов.
Особое мировоззрение японских самураев,  особый "кодекс
чести"  строился на ярко выраженном презрении к кресть-
янскому труду,  на конфуцианских принципах покорности и
беспрекословного подчинения приказу.  Нарушение кодекса
чести влекло для самурая самоубийство - харакири.      
Крестьянские ополченские  формирования  продолжали  су-
ществовать вплоть до XVI в. В связи с массовыми кресть-
янскими  восстаниями  правящие круги поняли нежелатель-
ность дальнейшего сохранения оружия у крестьян.  Еще  в
XV в. феодалы в отдельных княжествах разоружили кресть-
ян, но в общенациональном масштабе это произошло в кон-
це  XVI  в.,  когда сёгуном Моётоми Худэёси в 1588-1590
гг.  по всей стране у крестьян было отнято оружие.  Это
мероприятие получило название "охоты за мечами". Указом
1591 года крестьянам запрещалось становиться воинами, а
самураям  -  заниматься  какой-либо предпринимательской
деятельностью.                                         
   Самурайское войско состояло в основном из конницы. С
введением огнестрельного оружия конница постепенно схо-
дит на нет и ее место занимает пехота.                 

К титульной странице
Вперед
Назад
Реклама