Само развитие греческого общества от  патриархальных
структур и протогосударств гомеровской эпохи до класси-
ческого рабства и расцвета античной демократии  обнару-
живает некоторые закономерности в развитии политической
жизни и в смене  самих  форм  устройства  городов-госу-
дарств. В конце П тысячелетия до н.э., о чем свидетель-
ствует и гомеровский эпос, в греческом мире наблюдалась
сравнительно общая тенденция к усилению власти царя как
военачальника, судьи, верховного руководителя дворцово-
го  хозяйства и т.д.  В методах его правления все более
проступали деспотические черты, присущие монархам древ-
ности,  особенно  восточным.  Аналогичную картину можно
видеть несколькими веками позже в Риме в эпоху царей.  
   Распад патриархально-общинных  связей,  на   которые
опиралась  единоличная власть царя (базилевса,  рекса),
рост оппозиции со стороны аристократических семей,  об-
ладающих  большими богатствами и общественным влиянием,
имели своим результатом практически  во  всем  античном
мире уничтожение царской власти, сопровождавшееся в ря-
де случаев (как было в Риме с Тарквинием Гордым) убийс-
твом самого царя.                                      
   Ликвидация монархии привела к победе в античном мире
республиканского строя,  а также к  окончательному  ут-
верждению  (до  эпохи кризиса и разложения рабовладель-
ческого общества) полисной  системы  организации  госу-
дарства. Но в раннереспубликанский период демократичес-
кий потенциал,  присущий полисной системе, предусматри-
вающей  элементы  непосредственной демократии (народные
собрания и т.д.),  не получил полного развития. Простой
народ в полисах,  не имевший политического опыта и чер-
павший свои представления о власти из патриархально-ре-
лигиозного  прошлого,  уступил бразды правления практи-
чески во всех античных полисах родовой, жреческой и но-
вой имущей аристократии.  Именно таковой была государс-
твенная власть в Афинах накануне реформ Солона,  в ран-
ний период патрицианской республики в Риме и т.д. Даль-
нейший процесс демократизации политической жизни в  ан-
тичных  городах-государствах  сопровождался обострением
борьбы между аристократией,  державшей  в  своих  руках
власть  и стремившейся законсервировать старые полисные
порядки, и народом (демосом), все более осознающим свое
гражданское единство. Результатом этой борьбы (эвпатри-
дов и демоса в Афинах,  патрициев и плебеев  в  Риме  и
т.д.)  стала серия законодательных реформ,  подрывающих
монополию аристократии в государственных органах и соз-
дающих основу для развития демократических институтов. 
   Во многих греческих городах-государствах окончатель-
ному утверждению демократического строя  предшествовала
узурпация   власти  единоличными  правителями-тиранами,
обычно выходцами из аристократической среды, но исполь-
зующими  свою власть для подрыва старых аристократичес-
ких и патриархальных порядков, для защиты интересов ши-
роких слоев населения полиса. Такие режимы личной влас-
ти, получившие название тирании, установились в Милете,
Эфесе,  Коринфе, Афинах, Мегаре и способствовали укреп-
лению частной  собственности  и  ликвидации  привилегий
аристократии,  утверждению  демократии  как формы госу-
дарства, в наибольшей степени отражающей общие интересы
гражданской и политической общины.                     
   К VI-V вв.  до н.э.  на первый план среди нескольких
сотен древнегреческих полисов выдвигаются два  наиболее
крупных и сильных в военном отношении государства-горо-
да:  Афины и Спарта.  Под знаком антагонизма этих  двух
полисов  развертывалась  вся  последующая история госу-
дарственности Древней Греции.  В Афинах,  где  наиболее
полное  развитие получили частная собственность,  рабс-
тво,  рыночные отношения, где сложилась гражданская об-
щина,  связывающая  ее членов при всем различии их иму-
щественных и политических интересов в единое интеграль-
ное целое,                                             
античная демократия достигает своей вершины и становит-
ся,  как свидетельствует последующая история,  огромной
созидательной силой.                                   
   В противоположность Афинам Спарта  вошла  в  историю
как  образец  аристократического военно-лагерного госу-
дарства,  которое ради подавления огромной массы подне-
вольного  населения  (илотов)  искусственно  сдерживало
развитие частной собственности  и  безуспешно  пыталось
сохранить равенство среди самих спартиатов. Таким обра-
зом,  соперничество Афин и Спарты вылилось в своеобраз-
ное соревнование двух разных гражданских и политических
общин в Греции.  Поучительным в истории древнегреческой
государственности  является  то,  что конфронтация двух
"полисных сверхдержав" втянула  весь  греческий  мир  в
кровопролитную и затяжную Пелопоннесскую войну, резуль-
татом которой стало ослабление всей полисной системы  и
падение демократических институтов.  В конечном итоге и
Афины, и Спарта оказались добычей Македонской монархии.
   Причиной гибели дневнегреческой государственности, в
частности Афин,  ставших идеалом демократического госу-
дарства, основанного на автономии частного собственника
как полноправного члена гражданской общины, является не
столько рабство, сколько внутренняя слабость самого по-
лисного устройства государства. Это устройство, связан-
ное с заранее данными территориальными и  политическими
параметрами, не имело простора для политического манев-
ра и для дальнейшей поступательной эволюции.           
   К I в.  до н.э.  исчерпала себя и полисная система в
Риме,  когда  особенно  стало очевидным,  что республи-
ка-город не может справиться с восстаниями рабов и не в
состоянии обеспечить внутреннее гражданское единство. В
этих условиях сохранение республиканской системы, расс-
читанной на управление государством-городом, становится
анахронизмом.  На смену республике,  превратившейся к I
в. до н.э. в мировую державу, приходит империя. Влияние
полисной системы за долгую историю  Римской  республики
стало столь велико, что в течение первых веков (принци-
пат) императоры,  стремящиеся создать  централизованную
бюрократическую  монархию,  еще  долго не могли освобо-
диться от республиканских полисных институтов.         
   Укрепление власти поздних римских императоров и при-
нятие христианства подводят окончательную черту под по-
лисными порядками.  Что же касается самой поздней Римс-
кой  империи,  то она окончательно порывает с республи-
канско-полисной демократией и все  больше  приобретает,
особенно  в восточной своей части,  черты средневековой
государственности.                                     
 2. Право в государствах античного мира            
   Право как один из факторов,  скрепляющих гражданское
общество  и элементы его культуры,  не сразу достигло в
эпоху античности зрелости  и  совершенства.  На  ранних
этапах своего разви-                                   
                                                       
тия оно по уровню юридической техники и степени  разра-
ботанности  основных институтов имело немало сходства с
правовыми системами стран Востока. Развитие права в ан-
тичных  Греции и Риме осуществлялось в рамках отдельных
полисов,  и уровень развития демократических институтов
в отдельных городах-государствах находил свое отражение
и в праве.                                             
   Утверждение полисной системы имело результатом акти-
визацию  правотворческой  деятельности и ее постепенное
освобождение от религиозно-мифологической оболочки.  На
смену  неписаным  обычаям,  толкование  которых нередко
произвольно осуществлялось светской или греческой арис-
тократией,  приходит закон, имеющий светский характер и
выраженный обычно в письменной форме.  Право в античном
мире,  таким образом, предстает в своем чистом виде как
авторитетный и обязательный регулятор  полисной  жизни,
лишенный какой-либо мистической или религиозной силы.  
   Признание законодательства,  а  не обычая в качестве
основной формы правотворчества (Греция), или же его ут-
верждение  в  качестве  одного  из важнейших источников
права (Рим) сопровождалось кодификацией  сложившихся  в
более архаичную эпоху правовых обычаев. Такова древней-
шая,  согласно греческой традиции,  кодификация  права,
проведенная Залевком в Локрах (Италия), а также кодифи-
кация Харонда в  Катане  (Сицилия).  Подобные  сборники
составлялись и в других греческих городах-государствах,
в том числе и в Афинах в конце VII в.  до н.э.  (Законы
Драконта).                                             
   Начало новой  демократической  конституции в Афинах,
предусматривающей разработанную процедуру принятия  за-
конов народным собранием, было заложено реформами Соло-
на и Клисфена в VI в.  до н.э. В Риме традиционные пра-
вовые  обычаи  подверглись  обработке и были записаны в
Законах XII таблиц. В этих законах также предусматрива-
лось правило, согласно которому законом считается реше-
ние народного собрания.                                
   Как отмечал Солон,  жизнь общества должна  регулиро-
ваться правом и законами, принятыми при всеобщем согла-
сии. В греческих городах-государствах у граждан с детс-
ких  лет  воспитывалось  уважение и даже почтение как к
законам, так и к установленным в них полисным порядкам.
Сократ,  утверждавший,  что  полисные законы восходят к
разумному началу,  пропагандировал  соблюдение  законов
всеми афинянами.                                       
   В Афинах,  где  утвердилась  демократическая система
законодательства, где право в глазах граждан ассоцииро-
валось  с разумом и со справедливостью,  сложилось сво-
еобразное правовое  государство,  благами  которого  не
могли,  однако,  пользоваться рабы и иностранцы.  Еще в
большей степени культ права и законопочитание сложились
в  римском  обществе.  Безусловное следование республи-
канским законам было для римлян не  только  юридической
обязанностью, но и делом чести. Ту же связанность Римс-
кого республиканского государства собственными законами
и правом в целом                                       
отразил выдающийся римский юрист Цицерон, который расс-
матривал  государство не только как выражение общих ин-
тересов всех его членов, но и как соединение многих лю-
дей,  "связанных  между собой согласием в вопросах пра-
ва".  Таким образом,  идея правового государства  берет
свое начало и в республиканском Риме.                  
   Не случайно,  что именно в римском обществе, где за-
коны рассматривались издавна как священные,  была выра-
ботана  наиболее  совершенная  в условиях древнего мира
правовая система, имеющая целостный и всеобъемлющий ха-
рактер. Римское право впервые в истории выступило в ка-
честве системного, тщательно разработанного, собственно
правового образования. Классическое римское право - это
вершина в истории права античности и  древнего  мира  в
целом. Оно представляет собой одно из величайших дости-
жений античной культуры,  влияние которого на последую-
щее  развитие  европейского  права и цивилизации трудно
переоценить.  Оно приобрело в известной мере вневремен-
ной, внеисторический характер.                         
   Римское право лишь со значительными оговорками можно
рассматривать как рабовладельческое.  На первый  взгляд
оно  может  казаться таким,  поскольку сформировалось и
достигло своего апогея в обществе,  в  основе  которого
лежало  наиболее развитое во всем античном мире класси-
ческое рабство. Но очевидно, что не рабство предопреде-
лило основное содержание римского права,  его филигран-
ную юридическую технику.  Римское право в том  виде,  в
каком  оно приобрело мировое значение (это прежде всего
частное право, закрепляющее интересы индивида, частного
собственника),  представляет  собой порождение рыночных
отношений и торгового оборота.                         
   На ранних этапах истории Римского государства, когда
в  обществе сохранялись многие элементы патриархального
быта, а товарно-денежные отношения не получили еще раз-
вития,  римское право отличалось традиционализмом, фор-
мализмом и сложными обрядами,  тормозившими экономичес-
кий оборот. Постепенный процесс превращения Рима из го-
рода-республики в гигантскую по  тем  временам  империю
имел своим результатом не только рост рабства, но и то-
варного производства, а в конечном счете создание само-
го  сложного за всю историю древнего мира рыночного хо-
зяйства,  настоятельно требовавшего адекватной правовой
регламентации.                                         
   Сила частной собственности и построенного на ней то-
варного оборота ломала устаревшие и стеснительные  пра-
вовые формы.  На их месте создавалось новое и совершен-
ное в технико-юридическом  отношении  право,  способное
урегулировать тончайшие рыночные отношения,  удовлетво-
рить другие потребности развитого гражданского  общест-
ва. Именно в таком виде римское право стало универсаль-
ной правовой системой, применимой в разных исторических
условиях вне зависимости от типа общества,  если только
в его основе лежит частная собственность и рыночное хо-
зяйство.  Вместе с римским правом в историю цивилизации
вошла и римская юриспруденция,  представляющая огромную
культурную ценность. На                                 
базе римской юриспруденции зародилась юридическая  про-
фессия, а соответственно с нее берет начало и специаль-
ное правовое образование.                              
 
   Глава 10. Государство в Древней Греции             
   
   1. Государство в Афинах                           
   Возникновение государства.  Территорию  Аттики  (об-
ласть Греции,  где впоследствии возникло Афинское госу-
дарство) населяло в конце II тысячелетия до н.э. четыре
племени,  каждое  из которых имело свое народное собра-
ние, совет старейшин и выборного вождя - базилевса. Пе-
реход к производящей экономике с индивидуализацией тру-
да привел к разделу общинной земли на  участки  с  нас-
ледственным семейным владением,  к развитию имуществен-
ной дифференциации  и  постепенному  выделению  родовой
верхушки и обнищанию массы свободных общинников, многие
из которых превращались в фетов - батраков или за долги
попадали  в рабство.  Эти процессы ускорялись благодаря
развитию ремесла и  торговли,  чему  благоприятствовало
приморское положение Афин. Богатые семьи стали и первы-
ми собственниками рабов, в которых обращали военноплен-
ных.  К началу I тысячелетия до н.э.  рабовладение было
распространенным явлением,  хотя эксплуатация  рабского
труда  еще не стала основой общественного производства.
Рабы были заняты главным образом в домашнем  хозяйстве,
ремесле,  реже на полевых работах. Наряду с ними труди-
лись и их хозяева, хотя рабы выполняли наиболее тяжелые
работы. Только со временем рабский труд станет преобла-
дать, а рабовладельцы, прежде всего крупные, перестанут
участвовать в производительном труде. Родоплеменная ор-
ганизация власти начинает приспосабливаться к обеспече-
нию интересов не только ее членов, но и богатеющей вер-
хушки свободных,  к эксплуатации рабов. В народном соб-
рании возрастает влияние знатных родов,  из их предста-
вителей формируется совет старейшин и избираются  бази-
левсы. Первобытное общество превращается в политическое
общество,  часто называемое военной демократией.  Но  и
оно,  сохраняя традиции родоплеменной организации влас-
ти, не было способно разрешить или хотя бы умерить раз-
вившиеся в обществе антагонизмы - между складывающимися
классами рабов и свободных,  между рядовыми общинниками
и родоплеменной верхушкой.  Важную роль сыграли и внеш-
ние факторы его существования.                         
   Географические условия,  требовавшие  приспособления
ведения  хозяйства к условиям окружающей природной сре-
ды, истощение локальных природных ресурсов, усилившееся
с переходом к производящей экономике, развитие обмена и
связанная с ним интенсификация  межплеменных  контактов
и, как следствие, ослабление кровнородственных связей и
ассимиляция родов и племен,                            
необходимость урегулирования  и  устранения возникающих
конфликтов,  вышедших за племенные рамки, стали предпо-
сылками   для  объединения  племен  Аттики  под  единой
властью.                                               
   Следствием этого и одновременно важным этапом в дли-
тельном  процессе образования государства в Афинах были
реформы,  связываемые по традиции с именем легендарного
героя Тесея. Приписываемые ему реформы - результат пос-
тепенных изменений,  происходивших в течение ряда веков
и завершившихся к VIII в. до н.э. Одной из таких реформ
было объединение (синойкизм) племен, населявших Аттику,
в единый афинский народ. В результате синойкизма в Афи-
нах был создан Совет,  управлявший делами всех  четырех
племен. По старой родоплеменной организации был нанесен
первый удар.                                           
   Афинский полис становится территориальной формой по-
литической организации общества.                       
   Территориальная организация   общества  настоятельно
требовала  единообразного  (независимого  от  племенных
различий) и,  следовательно, централизованного управле-
ния общественными делами, гораздо более активного регу-
лирования  развивающихся  социальных  отношений.  Ранее
достаточно монолитное родоплеменное общество  оказалось
в сложном положении. Еще сохранялись межродовые и межп-
леменные распри. Но уже возникали новые острые конфлик-
ты в связи с усиливающейся имущественной дифференциаци-
ей в Аттике. Эти конфликты, наиболее отчетливо проявив-
шиеся  в  углубляющихся  противоречиях между свободными
афинянами и различными группами неполноправного и зави-
симого населения (феты,  иностранцы, рабы и т.д.), соз-
давали почву для формирования новых механизмов  власти.
Возникла необходимость в политической (государственной)
власти,  стоящей над обществом и способной стать, с од-
ной стороны,  средством соглашения и примирения, с дру-
гой - силой подчинения и порабощения. Начало этому было
положено закреплением не только социального, но и поли-
тического неравенства между свободными,  их разделением
(также  приписываемым  Тесею) на эвпатридов - благород-
ных,  геоморов - земледельцев и демиургов - ремесленни-
ков.                                                   
   К эвпатридам, родоплеменной верхушке, перешло исклю-
чительное право на занятие общественных должностей, что
вело  к дальнейшему отделению публичной власти от насе-
ления.  Геоморы и демиурги вместе с торговцами и бедня-
ками,  составлявшими большинство свободных,  постепенно
отстранялись от непосредственного активного  управления
общественными  делами.  За  ними сохранилось лишь право
участвовать в народном собрании,  роль которого  в  это
время значительно упала.  Вместе с тем положение мелких
землевладельцев становилось все более тяжелым.  Они ра-
зорялись  и  вынуждены были закладывать за долги земли.
Наряду с залогом земли возникала и долговая кабала,  по
условиям  которой неисправный должник мог быть продан в
рабство за границу.                                    
   Архонты и ареопаг.  Эвпатриды,  опираясь на свое бо-
гатство  и исключительное право на занятие общественных
должностей, по-                                        
степенно ограничивают  власть  базилсвса,  связанную  с
традициями родовой демократии.  Его функции переходят к
новым,  выборным  из эвпатридов должностным лицам - ар-
хонтам.  Поначалу должность архонта  была  пожизненной,
затем  ее ограничили десятилетним сроком.  С VII в.  до
н.э.  стали избираться девять архонтов сроком  на  один
год.  Коллегия  архонтов  не только восприняла военные,
жреческие и судебные функции базилевса,  но и со време-
нем взлла в свои руки все руководство страной.         
   Тогда же,  в VIII в.  до н.э., возник еще один новый
орган публичного управления -  ареопаг.  Заменив  совет
старейшин,  ареопаг избирал и контролировал архонтов, а
также народное собрание,  и осуществлял высшую судебную
власть. В состав ареопага входили все бывшие и действу-
ющие архонты, т.е. опять-таки представители эвпатридов.
   Аттическое общество превращается в политическое  об-
щество - общество, находящееся под властью, выделившей-
ся из него и стоящей над ним.  Былому синкретизму  (не-
расчлененности) общества и власти приходит конец.      
   Одновременно продолжает  развиваться  и  другой про-
цесс, характерный для возникновения государства, - тер-
риториальное деление населения. В VII в. до н.э. страна
была разделена на округа - навкрарии,  жители  которых,
независимо от племенной принадлежности, были обязаны на
свои средства построить и снарядить военный корабль,  а
также поставить для него экипаж.                       
   Реформы Солона и Клисфена.  К VI в. до н.э. в Афинах
складывается крайне сложная обстановка. Развитие товар-
но-денежных отношений привело к дальнейшему социальному
расслоению свободного населения.  В среде эвпатридов  и
геоморов  выделяются богатые землевладельцы,  некоторая
часть эвпатридов беднеет,  а геоморов - превращается  в
батраков,  обрабатывающих  чужую землю,  получая за это
1/6 часть урожая, или попадает в долговую кабалу, теря-
ет  свободу  и  продается в рабство за границу.  Растет
экономическая роль богатой торгово-ремесленной верхушки
горожан,  по-прежнему отстраненной от власти.  Растет и
число бедняков-фетов. Все неустойчивее становится поло-
жение средних и мелких землевладельцев и ремесленников.
В результате в среде свободных возникает целый комплекс
противоречий  - между богатыми и обедневшими эвпатрида-
ми, все еще удерживающими власть, и богачами из землев-
ладельцев,  торговцев  и ремесленников,  стремящимися к
власти и использующими недовольство бедноты и средних и
мелких  собственников.  Эти противоречия кристаллизова-
лись как противоречия между богатой родовой  аристокра-
тией и народом (демосом), возглавляемым богачами.      
   Для смягчения  этих  противоречий  и  сплочения всех
свободных в  единый  господствующий  класс  требовались
глубокие социальные и политические преобразования.  На-
чало им положил Солон, избранный архонтом в 594 году до
н.э.  Хотя Солон был эвпатридом,  он разбогател на тор-
говле и пользовался доверием среди широких слоев  насе-
ления. Главной целью реформ Солона было                
примирение интересов различных  враждующих  группировок
свободных. Поэтому они носили компромиссный, половинча-
тый характер.                                          
   Реформы Солона явились важным этапом  в  образовании
государства в Афинах,  и их результаты можно сравнить с
политической революцией.  Прежде всего Солон провел си-
сахфию - долговую реформу, которая означала прямое вме-
шательство  в  отношения  собственности.  Задолженность
бедняков была аннулирована. Афиняне, попавшие в рабство
за долги, освобождались, а проданные за долги за грани-
цу,  - выкупались. Долговое рабство в Афинах впредь от-
менялось.                                              
   Сисахфия посягала на интересы родовой знати  и  была
уступкой демосу. В то же время Солон не выполнил важно-
го требования бедноты - не произвел передела земли, хо-
тя и установил максимальный размер земельного владения.
Но разрешив в интересах богатых афинян  свободную  куп-
лю-продажу  земли  и  дробление земельных владений,  он
сделал неизбежным дальнейшее обезземеливание бедноты.  
   С именем Солона связана также цензовая реформа,  ко-
торая  была  направлена  на  уничтожение наследственных
привилегий знати,  замену привилегий происхождения при-
вилегиями богатства.  Солон закрепил деление граждан на
четыре разряда по имущественному признаку.             
   Самые богатые граждане были отнесены к первому  раз-
ряду,  менее богатые - ко второму и т.д.  Каждый разряд
имел  определенные  политические  права:   общественные
должности  могли  занимать  только граждане первых трех
разрядов,  а должность архонта (и, следовательно, члена
ареопага)  только  граждане  первого разряда.  Бедняки,
входившие  в  низший,  четвертый  разряд,  этого  права
по-прежнему были лишены. Но они могли участвовать в на-
родном собрании,  роль которого увеличивается. Собрание
стало  вырабатывать законы,  избирать должностных лиц и
принимать от них отчеты.                               
   Одновременно Солон сделал уступки и бедноте,  и  эв-
патридам, интересы первых получили отражение в создании
нового судебного органа - гелиэи,  в которую  мог  быть
избран  любой афинский гражданин независимо от его иму-
щественного положения.  В интересах вторых был учрежден
новый орган управления - Совет четырехсот, избиравшийся
из граждан первых трех разрядов по 100 человек от  каж-
дого  племени,  где  еще сохранялись родовые традиции и
влияние эвпатридов.                                    
   Реформы нанесли удар по родовой организации власти и
привилегиям родоплеменной аристократии. Они были важным
этапом формирования политической организации в  Афинах.
Но  компромиссный  характер  реформ  помешал разрешению
острых противоречий. Реформы вызвали недовольство родо-
вой  аристократии  и  не удовлетворили полностью демос.
Борьба между ними продолжалась и привела через  некото-
рое  время  к установлению тирании Писистрата.  а затем
его сыновей (560-527 гг. до н.э.), которые за-         
крепил успехи демоса в борьбе с аристократией и упрочи-
ли политичский строй, созданный Солоном. Существовавшие
органы управления продолжали фукционировать,  но теперь
уже под контролем захватившего власть тирана. Тираном в
Афинах  считался  незаконный правитель,  не обязательно
устанавливающий жестокий режим.  Писистрат облегчил по-
ложение мелких землевладельцев,  предоставив им кредит.
Активная внешняя политика  и  создание  военного  флота
привлекли  на  его сторону афинских торговцев.  БОЛЬШОЙ
размах строительства общественных сооружений,  украшав-
ших город,  давал средства существования бедноте. Нема-
ловажную роль играло и соблюдение действовавших в  Афи-
нах законов.                                           
   Однако эти  мероприятия  требовали  все возрастающих
денежных средств, пополнение которых возлагалось на бо-
гатых афинян, что в конце концов вызвало их недовольст-
во.  При поддержке Спарты,  опасавшейся усиления  Афин,
тирания была свергнута.  Предпринятая вслед за этим по-
пытка аристократии захватить власть закончилась  неуда-
чен.  Опираясь на бедноту,  богатая торгово-ремесленная
верхушка афинских рабовладельцев, возглавленная Клисфе-
ном,  изгнала спартиатов и закрепила свою победу новыми
реформами.  Реформы Клисфена, проведенные в 509 году до
н.э., ликвидировали в Афинах последние остатки родового
строя. Они уничтожили старое деление населения на четы-
ре племени.                                            
   Аттика была  разделена  на  10  территориальных фил,
каждая из которых включала  три  находящиеся  в  разных
местах территории (триттии) -- городскую,  прибрежную и
земледельческую.  Они делились в свою очередь на  демы.
Такая  структура фил подрывала политические позиции зе-
мельной аристократии, так как на первых двух территори-
ях преобладали торгово-ремесленные слои рабовладельцев.
Крестьянство было освобождено от влияния древних  родо-
вых  традиций,  на которых основывался авторитет знати,
доступ к участию в политической позиции получили и  те,
кто не входил в местную племенную организацию. На смену
кровнородственному пришел территориальный принцип деле-
ния населения.                                         
   Клисфен упразднил Совет четырехсот и на основе вновь
созданной территориальной организации населения учредил
Совет пятисот, формировавшийся из представителей 10 фил
по 50 человек от каждой.  Совет руководил  политической
жизнью  Афин в период между созывами народного собрания
и осуществлял исполнение его решений.  Был  создан  еще
один  орган - коллегия десяти стратегов,  которая также
комплектовалась с  учетом  территориальной  организации
населения: по одному представителю от каждой филы. Пер-
воначально стратеги  имели  лишь  военные  функции,  но
позднее  они  оттеснили на второй план архонтов и стали
высшими должностными лицами Афинского государства.     
   С целью предотвратить попытки аристократии реставри-
ровать  старые порядки при Клисфене в практику народных
собраний была введена особая процедура, получившая наз-
вание  остракизма.  Ежегодно созывалось народное собра-
ние,  определявшее голосованием, нет ли среди сограждан
таких лиц, которые являются                            
опасными для государства.  Если такие лица  назывались,
собрание созывалось вторично, и каждый его участник пи-
сал на остраконе (глиняном черепке) имя того,  кто,  по
его мнению, был опасен. Осужденный большинством голосов
удалялся за пределы Аттики сроком на 10 лет. Остракизм,
направленный  вначале против родовой аристократии,  ис-
пользовался впоследствии в  политической  борьбе  между
различными  группировками,  существовавшими  в афинском
обществе.                                              
   Реформы Клисфена завершили длительный  процесс  ста-
новления государства в Древних Афинах.                 
   Зарождающаяся после  Тесея  дифференциация  властных
функций приводит к организации органов  их  осуществле-
ния.  В  результате  постепенно возникает специальный и
постоянно действующий аппарат осуществления  политичес-
кой власти.  Параллельно идет процесс приобретения этим
аппаратом монополии на власть над обществом.  Монополи-
зация права на осуществление властных функций становит-
ся легитимным правом на использование принуждения.  По-
литическая власть начинает осуществляться в форме госу-
дарственной власти, становится государственной властью,
а аппарат ее осуществления - государственным аппаратом.
   Так, вслед  за  растянувшейся  на  века революцией в
экономических отношениях происходила социальная револю-
ция,  а  затем и революция политическая,  завершившаяся
возникновением государства.  Все они не были  единовре-
менными актами. Возникновение государства в Афинах соп-
ровождалось ожесточенной борьбой между родовой аристок-
ратией и демосом,  завершившейся победой демоса.  В ре-
зультате этой победы в Афинах возникло  рабовладельчес-
кое государство в форме демократической республики.    
   Афинское государство в V-IV вв. до н.э. В первую по-
ловину V в.  до н.э. Афины превращаются в одно из веду-
щих  государств  греческого мира.  Этому способствовали
победа греческих государств в греко-персидских  войнах,
интенсивное  экономическое развитие Афин и укрепление в
них демократического строя.  Образованный в  ходе  гре-
ко-персидских войн союз греческих государств был перво-
начально возглавлен Спартой.  К 70-м годам, когда воен-
ные действия были перенесены на море,  руководство сою-
зом перешло к Афинам.  В 478 году до н.э. был образован
Делосский морской союз (симмахия), возглавляемый Афина-
ми. В союз входило 140-160 греческих государств, снаря-
жавших  военные корабли и делавших взносы (форос) в со-
юзную казну. Командование флотом было поручено Афинам. 
   Со временем постройка флота перешла к  Афинам,  туда
же была переведена с Делоса казна союза,  а форос прев-
ратился в налог,  собираемый с союзников и находившийся
в бесконтрольном распоряжении Афин.  Недовольство союз-
ников подавлялось силой,  на их территории стали созда-
ваться  афинские  поселения (клерухии),  превратившиеся
практически в военные гарнизоны,  во многие союзные го-
сударства направлялись афинские должностные лица,      
к афинским судам  перешло  рассмотрение  некоторых  дел
граждан союзных государств, а Совет пятисот стал решать
дела союза.                                            
   Гегемония Афин в союзе превратила его в могуществен-
ную Афинскую архэ - державу, беспощадно эксплуатировав-
шую союзников, обогащавшуюся за их счет и силой удержи-
вавшую их в союзе.                                     
   Изменение внешнеполитического   положения  Афин,  их
обогащение повлекли за собой изменения в  социально-по-
литических  отношениях.  Эфиальт  почти полностью лишил
ареопаг политической власти, передав его основные функ-
ции  народному  собранию,  Совету пятисот и гелиэе.  За
ареопагом сохранились лишь некоторые судебные и религи-
озные функции.                                         
   С именем Перикла связан расцвет афинской демократии.
При нем потеряла значение цензовая реформа Солона, пос-
кольку возможность замещения государственных должностей
была признана за всеми  полноправными  гражданами.  Для
приобщения  к  активной  политической  жизни малоимущих
граждан вводилось вознаграждение  за  исполнение  госу-
дарственных должностей.                                
   Отходит в  прошлое патриархальное рабство.  На смену
ему идет классическое, античное рабовладение. Рабы, ко-
торые  начинают рассматриваться как простые орудия тру-
да, превращаются постепенно в основную производительную
силу.  Государственные рабы эксплуатируются преимущест-
венно в рудниках и каменоломнях,  частные рабы - на по-
лях и в ремесленных мастерских или сдаются внаем.  Чис-
ленность рабов значительно возросла и примерно в четыре
раза  превышала  число  свободных афинян.  Противоречие
между бесправными рабами и рабовладельцами превратилось
в основное антагонистическое противоречие афинского об-
щества.  Обострились  и  противоречия  между  афинскими
гражданами и метеками (поселившимися в Афинах иностран-
цами),  число которых росло и достигло половины числен-
ности афинян.  Метеки,  занимавшиеся торговлей и ремес-
лом,  были существенно ограничены в имущественных  пра-
вах,  полностью лишены права участвовать в политической
жизни.                                                 
   Афинская демократия вступила в период своего расцве-
та. Важную роль в этом сыграли проведенные в середине V
в. до н.э. реформы Эфиальта и Перикла.                 
   Но и после этих реформ существенную роль  в  истории
Афин  играли  нараставшие противоречия между различными
социальными группами свободных афинян. Все более углуб-
лявшаяся имущественная дифференциация разделила свобод-
ных граждан на две неравные и фактически неравноправные
группы  - небольшую группу богатых рабовладельцев (зем-
левладельцы, торговцы, судовладельцы, ростовщики, хозя-
ева  ремесленных мастерских) и основную массу свободной
бедноты (земледельцы,  ремесленники, моряки) и лишенных
собственных  средств существования люмпенов,  живших за
счет подачек государства и богачей.                    
   Афинская демократия в период своего расцвета превра-
тилась в политическую форму совместного господства сво-
бодных (рабо-                                          
владельцев, бедноты, люмпенов) над рабами. Вместе с тем
она  была и формой господства рабовладельцев над неиму-
щими согражданами. Она стала и формой, в которой разви-
вались противоречия между свободными - рабовладельцами,
с одной стороны,  и мелкими производителями и люмпенами
-  с другой.  Эти характерные черты афинской демократии
отразились на ее государственном строе.                
   Рабовладельческая демократия в Афинах в V в. до н.э.
По своей сущности Афинское государство являлось полити-
ческой организацией свободных  граждан,  обеспечивающей
защиту их интересов и повиновение огромной массы рабов.
По форме правления оно представляло собой демократичес-
кую  республику,  в которой афинские граждане пользова-
лись равными правами и могли принимать активное участие
в политической жизни. Она окончательно сложилась в V в.
до н.э.  и просуществовала (с некоторыми перерывами) до
тридцатых годов IV в. до н.э.                          
   Основными органами  Афинского  государства являлись:
народное собрание, Совет пятисот, гелиэя. Они направля-
ли и контролировали деятельность должностных лиц.      
   Народное собрание - верховный орган власти Афин. Оно
собиралось сначала десять,  а позднее сорок раз в  год.
При  особых обстоятельствах (неожиданное нападение вра-
га, стихийное бедствие) могло быть созвано чрезвычайное
"собрание ужаса и смятения". Компетенция народного соб-
рания была обширной:  оно  принимало  законы,  издавало
постановления по частным вопросам (псефизмы),  избирало
должностных лиц и производило проверку их деятельности,
решало вопросы войны и мира,  обсуждало продовольствен-
ное положение страны и т.д. Специальные собрания посвя-
щались рассмотрению просьб граждан и решению вопроса об
изгнании отдельных лиц в порядке остракизма из пределов
государства.                                           
   В работе народного собрания могли участвовать только
полноправные афинские  граждане,  достигшие  20-летнего
возраста.  Женщины  и метеки в народное собрание не до-
пускались.  Как правило,  редко участвовали в его  дея-
тельности крестьяне,  занятые в своих хозяйствах, хотя,
начиная с IV в.  до н.э., за посещение собрания полага-
лось вознаграждение. Для решения даже самых важных воп-
росов требовалось присутствие всего  6000  человек,  то
есть примерно 1/5 всех полноправных афинян.            
   Повестка дня  каждого собрания определялась заранее.
Одно из собраний каждого месяца считалось главным.  Оно
проверяло деятельность должностных лиц,  обсуждало про-
довольственное положение и др. Главное собрание шестого
месяца,  кроме того, решало вопрос об остракизме, обви-
нениях должностных лиц. На трех других собраниях месяца
рассматривались жалобы граждан,  религиозные, админист-
ративные и другие вопросы.  Выступать в народном собра-
нии  и вносить проекты новых законов формально мог каж-
дый участник. Практически же с речами выступали главным
образом профессиональные ораторы - демагоги, защищавшие
инте-                                                  
ресы отдельных групп свободных. Законопроекты предвари-
тельно вывешивались для всеобщего обозрения и поступали
на  обсуждение народного собрания после их рассмотрения
в Совете пятисот,  который по каждому законопроекту да-
вал заключение. Голосование по законопроекту производи-
лось поднятием руки.                                   
   Важным средством, использовавшимся в целях обеспече-
ния  стабильности  законодательства,  было право любого
участника собрания,  сославшись на незаконность предло-
женного законопроекта,  потребовать снятия его с обсуж-
дения или голосования под угрозой привлечения автора  к
суду.  Кроме того,  председатель народного собрания мог
не ставить на голосование те  предложения,  которые,  с
его точки зрения, являлись незаконными.                
   Принятый народным  собранием законопроект становится
законом только в том случае,  если он не отвергался за-
тем гелиэей.                                           
   В Совет пятисот (буле) входило по 50 человек от каж-
дой из десяти территориальных фил. Члены совета (булев-
ты)  избирались по жребию на один год из граждан,  дос-
тигших 30 лет.  К компетенции Совета относились вопросы
управления:  осуществление  дипломатических  сношений с
другими государствами,  управление финансами, надзор за
арсеналами,  доками,  флотом,  регулирование  торговли,
контроль за должностными лицами.  Последние имели право
выступать  в  Совете и вносить на его рассмотрение свои
предложения.  Важнейшей функцией Совета было  предвари-
тельное обсуждение вопросов,  поступавших на рассмотре-
ние народного собрания, что позволяло Совету направлять
деятельность последнего.                               
   Для ведения текущих дел Совет был разделен на 10 ко-
миссий (пританий), состоящих из 50 представителей одной
филы. Комиссии по очереди выполняли обязанности Совета,
ежедневно избирая по жребию нового председателя Совета,
который  во  время  работы народного собрания являлся и
его председателем. В IV в. до н.э. этот порядок был из-
менен:  председатель стал избираться перед каждым засе-
данием Совета (собрания).  По  окончании  срока  службы
каждый член Совета пятисот отчитывался в своей деятель-
ности и мог быть привлечен к ответственности.          
   Гелиэя была высшим судебным  органом  государства  и
состояла из 5000 судей и 1000 запасных:  по 600 человек
от каждой из 10 территориальных фил. Члены гелиэи изби-
рались  по жребию на один год из граждан,  достигших 30
лет.  В составе гелиэи функционировали 10  коллегий,  в
каждой  из которых было по 500 судей и 100 запасных.  В
целях предотвращения возможных злоупотреблений коллеги-
ям было неизвестно, когда их призовут к исполнению обя-
занностей. Это решалось жеребьевкой в день суда.       
   Гелиэя была судом первой инстанции по делам о  госу-
дарственных  преступлениях  и  о злоупотреблениях долж-
ностных лиц и апелляционной инстанцией по делам,  расс-
мотренным другими судами.  Она также осуществляла неко-
торые контрольные функции и обладала важным правом  от-
вергать законопроекты, принятые народным собранием.    

К титульной странице
Назад
Реклама