Правительство назначалось президентом в принципе без
учета парламентского большинства,  но нуждалось в дове-
рии рейхстага (ст.  54). Каждый член правительства дол-
  жен был уйти в отставку в случае выражения ему недоверия.
Сам президент перед рейхстагом не отвечал, но на прави-
тельство  по правилу контрасигнатуры переходила ответс-
твенность за все приказы и распоряжения  президента,  в
том  числе  и в отношении вооруженных сил,  так как они
должны были скрепляться подписью рейхсканцлера или  со-
ответствующего министра.  По ст. 25 Конституции, у пре-
зидента было такое эффективное средство воздействия  на
рейхстаг,  как право его роспуска,  но не более "одного
раза по одному поводу".                                
   Президент же,  согласно ст. 43, по предложению рейх-
стага  также  мог  быть смещен со своего поста народным
голосованием.  Рейхстаг до окончательного решения рефе-
рендума  должен  был  вынести постановление 2/3 голосов
своих членов об отстранении  президента  от  должности.
Отклонение  на референдуме постановления рейхстага счи-
талось переизбранием президента и влекло за собой  рос-
пуск рейхстага.                                        
   Статьей 59 Конституции предусматривалось и некое по-
добие крайне сложной  процедуры  импичмента,  требующей
предъявления  обвинения  президенту,  рейхсканцлеру или
министру в "преступном нарушении  Конституции  или  им-
перского  закона"  не  менее чем 100 членами рейхстага.
При поддержке этого решения большинством  членов  рейх-
стага  в  2/3  голосов обвинение должно было рассматри-
ваться Государственным судом Германской империи.       
   Большое число членов Национального собрания отводило
референдуму,  как непосредственной (следовательно, "ис-
тинной") форме демократии, особую роль преграды диктату
партийного  большинства  в рейхстаге.  Если,  например,
против принятого рейхстагом закона выступала по крайней
мере 1/3 его членов и по этой причине его опубликование
было отсрочено президентом, то закон по требованию 1/12
имеющих право голоса граждан должен был быть также пос-
тавлен на народное  голосование.  Народное  голосование
могло  проводиться  даже "по поводу бюджета,  налоговых
законов и оплаты служащих", но только по решению прези-
дента (ст. 73 п. 4). Более того, 1/10 имеющих право го-
лоса граждан предоставлялось право законодательной ини-
циативы,  но с предварительно "разработанным законопро-
ектом".                                                
   Левые партии, настоявшие на столь частом обращении к
референдуму, явно переоценили его демократический      
эффект, что очень скоро нашло подтверждение  в  истории
"Третьего рейха".                                      
   Наделяя президента, как гаранта демократии, огромны-
ми полномочиями,  парламентарии  просмотрели  опасность
ослабления рейхстага,  того обстоятельства,  что прези-
дентская чрезвычайная власть может  оказаться  в  руках
человека,  который  использует  ее отнюдь не в народных
интересах.  История Германии нашла скорое подтверждение
и этому обстоятельству.                                
   Второй раздел  Конституции посвящен "Основным правам
и обязанностям немцев",  где наряду с широким  перечнем
политических  и гражданских прав и свобод,  детализиро-
ванных теми или иными правовыми гарантиями, закреплялся
и ряд принципиально новых социальных прав.             
   Первая глава  этого  раздела  - "Отдельная личность"
начинается с провозглашения равенства всех перед  зако-
ном,  при этом особенно подчеркивалось равенство мужчин
и женщин "в правах и обязанностях" (ст.  109).  Свобода
выбора  профессии и свобода передвижения,  закрепленные
далее,  сопровождались правом эмигрировать за  границу,
которое  могло быть ограничено только имперским законом
(ст. 111-112). Принцип равенства трактовался и в смысле
равенства "инакоязычных частей населения империи",  ко-
торые, согласно ст. 113, не могли быть стесняемы "зако-
нодательными  и административными мерами в их свободном
национальном развитии"  (ст.  119).  Неприкосновенность
личности и жилища (ст. 115), тайна переписки (ст. 117),
свобода слова (ст.  118) сопровождались провозглашением
таких правовых гарантий, как предоставление возможности
немедленного опротестования ареста,  запрещение цензуры
и пр. Все эти права дополнялись, однако, не только про-
возглашением гарантий,  но и традиционной  формулой  об
исключениях, "допускаемых на основании закона".        
   Во второй главе этого раздела - "Общественная жизнь"
закреплялись такие гражданские права,  как свобода соб-
раний (ст.  123),  свобода образования союзов и обществ
(ст.  124) с предоставлением им правоспособности  (т.е.
прав юридического лица). При этом в предоставлении пра-
воспособности нельзя было отказать и союзам, преследую-
щим политические,  социально-политические и религиозные
цели (ст.  124). Это была принципиально новая трактовка
права  союзов,  затрагивающая  прежде всего организации
рабочих,                                               
профсоюзы, которые,  по Германскому гражданскому уложе-
нию 1900 г., относились к "неправоспособным обществам".
Право  на особое профессиональное представительство по-
лучили и чиновники (ст. 130).                          
   Содержание следующей главы этого раздела -  "Религия
и религиозные общества" стало предметом особенно бурных
дискуссий в Национальном собрании, закончившихся дости-
жением  компромисса.  Закрепляя  свободу  совести  (ст.
135),  Конституция  запрещала  государственную  церковь
(ст. 137, п. 1) и государственную поддержку церкви (ст.
138,  п.  1),  но сохраняла за церковью статус  публич-
но-правовой корпорации, что давало ей право на денежные
поступления "соответственно  постановлениям  земельного
законодательства" (ст. 137, п. 4).                     
   "Веймарским школьным  компромиссом"  определялось  и
содержание гл. 4 этого раздела - "Просвещение и школа",
в котором закреплялась обязательность "всеобщего школь-
ного обучения",  по общему правилу, в "народной школе".
К  единой  "народной"  системе образования относилась и
высшая школа, при этом "руководящим началом... для при-
ема  ребенка  в определенную школу" должно было служить
его призвание,  дарование и склонность,  а не "имущест-
венное и общественное положение...  его родителей" (ст.
145, п. 1). Для обучения детей малообеспеченных семей в
средних  и  высших  школах  предусматривалось выделение
специальных общественных пособий (ст. 146, п. 3).      
   Сугубо компромиссный  характер  носили  положения  и
раздела  5  - "Хозяйственная жизнь",  в котором главным
образом рассматривались проблемы наемного труда,  отно-
шений  между предпринимателями и рабочими.  Конституция
возлагала на государство обязанность всемерно поддержи-
вать развитие предпринимательства, поддерживая при этом
"средний класс" (поощрять его путем законодательства "в
сельском хозяйстве,  промысловой и торговой деятельнос-
ти" (ст.  164, п. 1)), содействовать включению "в общее
хозяйственное дело" промысловых и кооперативных товари-
ществ,  обеспечивать "хозяйственную  свободу  отдельной
личности" (ст.  151, п. 1), свободу договоров в хозяйс-
твенном обороте (ст.  152,  п.  1), пресекать ростовщи-
чество (ст. 152, п. 2) и пр.                           
   На государство  возлагалась особая ответственность в
деле "социализации собственности" исходя  из  принципи-
ально  новой  ее  трактовки:  "Собственность обязывает.
Владение ею должно быть в то же время служением  общему
благу" (ст.  153,  п.  3).  Собственность, согласно ст.
153,  п.  1,  "обеспечивалась Конституцией, ее принуди-
тельное  отчуждение  могло быть предпринято только "для
общего блага" и на "законном основании". Из этого обще-
го правила допускались,  однако, исключения в соответс-
твии с имперским законом.  Так,  в частности, в ст. 156
(п. 1, 2) говорилось о "возможности принудительного от-
чуждения без вознаграждения" и передаче в  общественное
управление  "частных  предприятий,  пригодных для обоб-
ществления", о праве государства, "в случае настоятель-
ной  надобности",  проводить  объединение хозяйственных
предприятий для общественных целей  (ст.  156,  п.  2).
Предусмотренное ст.  156 право национализации собствен-
ности не было использовано даже в  отношении  капиталов
Имперского банка Германии. Более того, закон 1922 г. об
Имперском банке лишил канцлера его былых  полномочий  в
отношении банка, который остался под контролем империи,
но руководство им было передано полностью Совету дирек-
торов.                                                 
   В ст.  155 Конституции предусматривался особый конт-
роль государства за распределением и пользованием  зем-
лей  с целью предупреждения злоупотреблений и обеспече-
ния "каждого немца здоровым жилищем,  а всех германских
семей,  особенно многодетных,  домашним очагом и правом
работы".  Государство наделялось при этом правом прину-
дительного  отчуждения земли,  "для удовлетворения пот-
ребности в  жилищах,  для  содействия  расселению,  для
сельскохозяйственной обработки" (ст.  155,  п.  1). При
этом "обработка и пользование почвой... землевладельца"
закреплялись  в Конституции в качестве его "обязанности
по отношению к обществу" (ст. 155, п. 3).              
   Идеи взаимной социальной  зависимости  и  социальной
ответственности  лежат в основе и других положений этой
главы.  Статья 116,  например, "применение умственных и
физических сил на благо общества" относит к "нравствен-
ной обязанности" каждого немца. Это один из характерных
примеров того, как Национальное собрание пыталось ввес-
ти этические ценности в мир экономики и политики.      
   В Конституции особо подчеркивалась обязанность импе-
рии  оказывать  особое  покровительство "рабочей силе".
Формы этого покровительства выражались в предоставлении
рабочим права на свободное объединение в союзы, в целях
  "сохранения и улучшения условий труда без всяких ограниче
ний" (ст.  159),  на коллективный договор (ст.  165, п.
1), на социальное страхование "для сохранения здоровья,
работоспособности,  охраны материнства", а также в слу-
чае "старости, недугов и различных жизненных случайнос-
тей..." (ст. 161, п. 1).                               
   В ст. 163 закреплено и право "добывать себе содержа-
ние  трудом".  Однако  очевидная  иллюзорность права на
труд в условиях послевоенной Германии продиктовала  со-
ответствующее  разъяснение  этого  права,  которое было
сведено к предоставлению  "необходимой  поддержки",  то
есть пособия по безработице.                           
   Сугубо компромиссный  характер носили и те положения
этой главы,  в которых предпринимались попытки интегри-
ровать  рабочие Советы,  рожденные революцией,  в госу-
дарственную систему.  В ст.  165 говорится не только  о
законности деятельности Советов, созданных для предста-
вительства интересов рабочих на предприятиях,  в отрас-
лях  промышленности,  на окружном и общеимперском уров-
нях, но и о создании их объединений с представительными
организациями предпринимателей и "иных заинтересованных
кругов населения" в форме экономических советов,  кото-
рым вверялись некоторые контрольные, административные и
законодательные полномочия. Имперский экономический со-
вет,  например,  призван был давать заключения на соци-
ально-экономические и  хозяйственно-политические  зако-
нопроекты "крупного значения" до внесения их в рейхстаг
правительством, имел право предлагать правительству за-
конопроекты  самостоятельно,  которые должны были расс-
матриваться в рейхстаге даже при  отказе  правительства
поддержать их.                                         
   Декларативные положения  этого  раздела  Конституции
для проведения в жизнь нуждались в конкретных  социаль-
ных программах,  закреплении их текущим законодательст-
вом. Но они так и остались опережающими время "теорети-
ческими построениями, стремящимися к абсолюту", как ут-
верждают немецкие авторы.                              
   Для их осуществления в Веймарской Германии  не  было
соответствующих условий,  необходимой экономической ба-
зы,  должного уровня общественного сознания, а главное,
политической стабильности.  Более того, текущим законо-
дательством позитивное содержание социальных  положений
Конституции  было  впоследствии значительно ограничено.
Так,                                                   
например, введенное в 1919 г.  право рабочих на 8-часо-
вой рабочий день было изменено законом 1920 г.,  допус-
кающим 10-часовой рабочий день. Деятельность производс-
твенных советов ограничивалась сферами "содействия раз-
работке новых методов производства", "согласования слу-
жебных инструкций" и пр.  Закон от 4  февраля  1920  г.
прямо запрещал им "вмешиваться в руководство производс-
твом своими самостоятельными распоряжениями" ( 66).   
   Политический режим Веймарской  республики.  По  Вер-
сальскому мирному договору 1919 г. на Германию были на-
ложены огромные репарационные платежи.  Этот  долг  был
для  нее  непосилен,  он  падал на плечи трех поколений
немцев, и только в 1930 г. был снижен и рассрочен союз-
никами.                                                
   Временная экономическая стабилизация в 1928 г.  сме-
нилась разрушительным мировым  экономическим  кризисом,
новым резким падением производства, ростом безработицы.
В 1932 г.,  когда мировой экономический  кризис  достиг
кульминации,  промышленное  производство  сократилось в
Германии до 46,7%  по сравнению с 1913  г.,  30%  всего
трудоспособного  населения потеряли работу и только 15%
из официально зарегистрированных  безработных  получали
пособия по безработице.                                
   Страна сотрясалась стачками,  беспорядками, путчами,
террористическими актами, связанными с резкой поляриза-
цией  социально-политических  сил,  от  крайне  правых,
представленных  набирающими  силу  националистическими,
нацистскими организациями и образовавшейся впоследствии
фашистской Национал-социалистской немецкой рабочей пар-
тии  (НСНРП),  до крайне левых - в лице леворадикальных
рабочих организаций и Коммунистической партии Германии,
которая  становится  в это время крупнейшей коммунисти-
ческой партией в Европе.                               
   Вес и значение этих двух партийных полюсов рос вмес-
те с их неприятием Веймарской демократической республи-
ки. Для одних она была преградой социалистической рево-
люции и установления "всеобщего равенства",  для других
- помехой к установлению нацистской тоталитарной       
   диктатуры.                                          
   В глубоко расколовшемся немецком обществе не нашлось
места и консенсусу левых сил,  так необходимого в усло-
виях жесточайшего кризиса, угрозы фашизма. Для         
правоверных немецких   коммунистов,  проводивших  линию
Сталина и Коминтерна,  социал-демократы были "могильщи-
ками немецкого социализма",  главными противниками "ми-
ровой революции".  Они были заняты в основном тем,  что
разоблачали социал-демократов как агентуру "германского
монополистического капитала",  "социал-фашистов". Соци-
ал-демократы исключали компромиссы с коммунистами,  как
с партией "узколобого классового доктринерства",  дейс-
твующей  по указке "чужой державы",  также обвиняя их в
пособничестве фашистам.  Отсутствие согласия левых  сил
имело роковые последствия.  На выборах в ноябре 1932 г.
у них еще оставалась возможность преградить дорогу рву-
щимся к власти фашистам. Социал-демократы и коммунисты,
объединившись, могли занять 221 место в рейхстаге, в то
время как у фашистов было 196 мест. Но они упустили эту
возможность.                                           
   Нестабильность Веймарской республики стала следстви-
ем не только вышеуказанных обстоятельств. Они были свя-
заны также с глубоким неприятием  республики  большинс-
твом немцев,  считавших ее порождением "позорного" Вер-
сальского мирного договора.  Чувство национального уни-
жения стало благодатной почвой для широкого распростра-
нения мифа о "ноябрьских предателях",  заключивших Вер-
сальский договор. Этот миф широко использовался демаго-
гами, требовавшими разрыва Версальского договора, реши-
тельной борьбы против неких "темных сил",  внутренних и
внешних врагов,  которые привели Перманию к  краху.  Не
случайно  именно в это время появляется известная фаль-
шивка "Протоколы сионских мудрецов",  призванная  подт-
вердить, что в постигшей немцев трагедии виноваты заго-
ворщики-евреи,  иностранные агенты,  поставившие задачу
сокрушить мощь Германии, поставить ее на колени.       
   Основной массе населения, его консервативному массо-
вому сознанию трудно было смириться и с тем,  что  Вей-
марская республика разрушила старый,  привычный порядок
кайзеровской империи, казавшийся таким прочным и надеж-
ным. По старым добрым временам тосковала не только быв-
шая правящая верхушка,  но и широкие средние слои насе-
ления, которые потеряли в результате кризиса, безудерж-
ной инфляции свой достаток и имущество, не воспринимали
новую, малопонятную, не имеющую ничего об-             
щего со старыми временами систему ценностей. Между сво-
бодой и порядком немцы выбирали порядок.               
   Ослабляло положение Веймарской республики и  отсутс-
твие  у нее профессиональных защитников среди правящего
бюргерства и интеллигенции.  Отрицательно к  республике
относилась,  например,  подавляющая  часть  профессуры,
ученых, правоведов, историков и пр., задающих тон в не-
мецких университетах,  а также студентов, которые оста-
вались приверженцами монархии, старых порядков. Не слу-
чайно  впоследствии среди студентов оказалось так много
сторонников Гитлера.                                   
   Демократический фасад Веймарской республики не  опи-
рался  на  прочный  фундамент демократических государс-
твенных институтов не только в силу сохранения  старого
государственного аппарата,  но и изъянов самого консти-
туционного порядка, придуманного в Веймаре без глубоко-
го учета обстановки в стране.  Так,  широкие демократи-
ческие права и свободы, в частности свобода печати, при
отсутствии цензурных ограничений способствовали беспре-
цедентному росту шовинистической, милитаристской пропа-
ганды.  Литература такого толка фактически захлестывала
страну. Отсутствие конституционного запрета на деятель-
ность партий, сеющих рознь среди немецкого народа, раз-
жигавших национальную вражду,  антисемитизм,  создавало
условия не только для роста нацистских организаций,  но
и для легального вхождения НСНРП в  веймарскую  общест-
венно-политическую и государственную систему.          
   Роковой ошибкой республики было то, что она не лиши-
ла власти реакционную военщину,  не реорганизовала  бю-
рократический аппарат.  Ее не принял сохранившийся кад-
ровый состав рейхсвера,  для солдат которого кайзер ос-
тавался символом силы и мощи Германии. Армия, подчиняю-
щаяся, по Конституции, только рейхсканцлеру, фактически
была бесконтрольной. Она превратилась в самостоятельную
активную политическую силу.  Выражением полного неприя-
тия  рейхсвером Веймарской республики стал поднятый его
командованием вместе  с  праворадикальными  офицерскими
организациями в мае 1920 г. военный путч Каппа-Лютвица.
За счет бывших кадров рейхсвера пополнялись и  численно
растущие нацистские полувоенные организации.           
В условиях политической конфронтации и,  как  следствие
этого,  частой  смены  кабинетов остававшееся на местах
старое чиновничество также было бесконтрольным,  и  его
самостоятельная   политическая  активность  в  условиях
"несменяемости",  гарантированной   Конституцией   (ст.
130),  определялась отнюдь не демократическими,  а кон-
сервативномонархическими убеждениями.  Плохими защитни-
ками демократических порядков,  да и просто правопоряд-
ка, были и старые судейские кадры с их традиционным по-
ниманием права,  оправдывающего "железо и кровь", наси-
лие во имя "национальных интересов". Об этом свидетель-
ствуют примеры из судебной практики тех времен. Так, за
1918-1922 гг.  в Веймарской республике  было  совершено
левыми экстремистами 22 политических убийства,  все ви-
новные были сурово наказаны,  10 человек - казнены.  За
это  же  время  правыми террористами было совершено 354
политических убийства,  из них только один  был  сурово
наказан, но ни один не был казнен. В 1924 г. нацистский
"пивной путч" в Мюнхене, когда фашисты предприняли пер-
вую попытку прорваться к власти, закончился заключением
Гитлера в тюремную крепость,  из которой он вышел через
10 месяцев с первыми главами "Майн Кампф", полный реши-
мости готовиться к новым выступлениям.                 
   Слабость политической воли  Веймарского  государства
была  связана также с отсутствием единства действий его
высших органов власти. Рейхстаг не стал проводником де-
мократии, конституционного порядка, так как в нем, осо-
бенно в последние годы Веймарской  республики,  в  силу
острого  партийного  противоборства  сложилась ситуация
полной невозможности образования позитивного  большинс-
тва,  способного  предложить народу умеренную программу
выхода из кризиса.  Находившиеся на диаметрально проти-
воположных  флангах  партии,  имевшие в нем большинство
мандатов,  резко критически настроенные  против  прави-
тельства,  в  силу полной противоположности своих целей
не были готовы и не были в состоянии взять на себя пра-
вительственную ответственность.                        
   Частые и  необоснованные,  особенно в последние годы
Веймарской республики,  роспуски парламента  (парламент
мог быть распущен даже из-за не утвержденного им прези-
дентского указа, как это имело место в 1930 г.), внуша-
емые немцам прессой представления о его полном бессилии
все                                                    
настойчивее склоняли  массовое сознание к поиску "силь-
ной руки" фюрера.                                      
   С бессилием представительного органа было связано  и
бессилие республиканского правительства, не обладавшего
большинством в рейхстаге и не пользовавшегося его дове-
рием и поддержкой.  Прямым следствием этого стали "пре-
зидентские кабинеты",  назначаемые президентом по собс-
твенному усмотрению. В обстановке перманентно вводимого
им,  на основании ст. 48 Конституции, чрезвычайного по-
ложения  страна  управлялась не с помощью законов,  а с
помощью чрезвычайных указов.  В 1932 г., например, пре-
зидент  Гинденбург  издал 66 чрезвычайных указов,  в то
время как рейхстаг,  занятый в основном второстепенными
дебатами, издал только пять законов. Дисбаланс веймарс-
кой государственной машины вел к ее полному разрушению,
гибели,  что  и произошло в результате установления фа-
шистской диктатуры в Германии в 1933 г.                
   2. Фашистская диктатура в Германии 
   Приход фашистов к власти. Фашизм в Германии появился
сразу же после окончания первой мировой войны в качест-
ве одной из разновидностей реакционных  милитаристичес-
ких националистических течений,  когда антилиберальные,
антидемократические движения приобрели  общеевропейский
характер. В 1920 г. Гитлер выступил с программой из "25
пунктов",  ставшей впоследствии программой Национал-со-
циалистской немецкой рабочей партии. Пронизанная нацио-
налистическими,  шовинистическими идеями  превосходства
германской нации, программа требовала реванша для восс-
тановления "справедливости, попранной Версалем".       
   В 1921 году складываются организационные основы  фа-
шистской  партии,  основанной на так называемом фюрерп-
ринципе,  неограниченной власти "вождя" (фюрера). Глав-
ной  целью  создания  партии становится распространение
фашистской идеологии, подготовка специального террорис-
тического аппарата для подавления демократических,  ан-
тифашистских сил и, в конечном счете, для захвата влас-
ти.                                                    
   В 1923 году вслед за всеобщей забастовкой германско-
го пролетариата фашисты  предпринимают  прямую  попытку
захватить государственную власть ("пивной путч").  Про-
  вал путча заставляет фашистских главарей изменить тактику
борьбы за власть.  С 1925 г. начинается "битва за рейх-
стаг"  путем  создания массовой базы фашистской партии.
Уже в 1928 г.  эта тактика дает свои первые плоды,  фа-
шисты получают 12 мест в рейхстаге.  В 1932 г. по числу
мандатов фашистская партия получает  больше  мест,  чем
любая другая партия, представленная в рейхстаге.       
   30 января 1933 г. Гитлер по распоряжению Гинденбурга
занимает пост рейхсканцлера  Германии.  Он  приходит  к
власти  как глава коалиционного правительства,  так как
его партия даже с немногочисленными союзниками не имела
большинства  в рейхстаге.  Это обстоятельство не имело,
однако, значения, поскольку кабинет Гитлера был "прези-
дентским кабинетом",  а Гитлер - "президентским канцле-
ром".  Вместе с тем результаты выборов 1932 г.  придали
определенный  ореол  легитимности  его канцлерству.  За
Гитлера голосовали самые разные социальные слои и груп-
пы населения.  Широкая социальная база Гитлера создава-
лась за счет тех,  у кого после поражения Германии была
выбита  почва из-под ног,  той самой сбитой с толку аг-
рессивной толпы, чувствующей себя обманутой, потерявшей
вместе с имуществом жизненную перспективу, испытывающей
страх перед завтрашним днем. Социальную, политическую и
психологическую  неустроенность этих людей он сумел ис-
пользовать, показывая им путь к спасению себя и унижен-
ного отечества, обещая различным кругам и группам насе-
ления все, что они хотели: монархистам - восстановление
монархии, рабочим - работу и хлеб, промышленникам - во-
енные заказы,  рейхсверу - новое возвышение в  связи  с
грандиозными военными планами и пр.  Националистические
лозунги фашистов привлекали немцев больше,  чем призывы
к  "разуму  и терпению" социал-демократов или к "проле-
тарской солидарности" и построению "советской Германии"
коммунистов.                                           
   Гитлер пришел к власти, опираясь на прямую поддержку
официальных и неофициальных правящих кругов  и  стоящих
за ними реакционных социально-политических сил, которые
считали необходимым установить  в  стране  авторитарный
режим, чтобы покончить с ненавистной демократией и рес-
публикой.  Испытывая страх перед все больше  набирающим
силу  левым движением,  перед революцией и коммунизмом,
они хотели установить авторитарный режим               
с помощью "карманного" канцлера. Гинденбург явно недоо-
ценивал Гитлера, называя его за глаза "богемским ефрей-
тором".  Немцам  же  он подавался как "умеренный".  При
этом предавалась забвению вся скандальная,  экстремист-
ская  деятельность  НСНРП.  Первое  отрезвление  немцев
пришло на следующий день после прихода Гитлера к  влас-
ти, когда тысячи штурмовиков устроили грозное факельное
шествие перед рейхстагом.                              
   Приход к власти фашистов не был обычной сменой каби-
нета.  Он  ознаменовал  начало  планомерного разрушения
всех институтов  буржуазно-демократического  парламент-
ского государства,  всех демократических завоеваний не-
мецкого народа, создание "нового порядка" - террористи-
ческого антинародного режима.                          
   Вначале, когда открытое сопротивление фашизму не бы-
ло окончательно подавлено (еще в  феврале  1933  г.  во
многих местах Германии проходили антифашистские демонс-
трации), Гитлер прибегал к "чрезвычайным мерам", широко
использовавшимся  в Веймаре на основе чрезвычайных пре-
зидентских полномочий.  Он формально никогда не отказы-
вался  от  Веймарской конституции.  Первый репрессивный
декрет "о защите немецкого народа",  подписанный прези-
дентом Гинденбургом,  был принят на основе ст.  48 Вей-
марской конституции и мотивировался защитой "обществен-
ного спокойствия".                                     
   Для оправдания  чрезвычайных  мер  Гитлеру в 1933 г.
потребовался провокационный поджог рейхстага, в котором
была  обвинена Коммунистическая партия Германии.  Вслед
за провокацией последовали два новых чрезвычайных  пос-
тановления:  "против измены германскому народу и против
изменнических действий" и "о защите народа и  государс-
тва",  принятых, как было объявлено, с целью подавления
"вредных для государства коммунистических  насильствен-
ных   действий".  Правительству  предоставлялось  право
брать на себя полномочия любой земли,  издавать  указы,
связанные с нарушением тайны переписки, телефонных раз-
говоров, неприкосновенности собственности, прав профсо-
юзов.                                                  
   Механизм фашистской диктатуры. С первых дней прихода
к власти Гитлер начал осуществлять  свою  программу,  в
соответствии  с  которой  Германия должна была добиться
нового величия. Ее осуществление предполагалось провес-
ти в  два этапа.  На первом - ставилась задача сплотить
немцев в некую "народную общность", на втором - превра-
тить ее в "общность боевую".                           
   Для сплочения  немцев  в  единую общность необходимо
было очистить арийскую расу от "чужой  крови",  преодо-
леть классовые, конфессиональные, идеологические проти-
воречия,  что достигалось путем устранения политических
партий, кроме НСРПГ, чуждой идеологии, общественных ор-
ганизаций, кроме нацистских, верных "фюреру и рейху", а
также  путем  "унификации  государственного аппарата" и
пр. Проделав эту "внутреннюю работу", Германия, по пла-
ну Гитлера,  могла приступить к работе "внешней",  важ-
нейшей задачей которой являлось  завоевание  жизненного
пространства,  вытеснение живущих там народов,  главным
образом народов Восточной  Европы,  путем  беспощадной,
кровопролитной войны.  Решением задач первого этапа фа-
шистское государство и НСРПГ занимались в  основном  до
1935 г. С этого времени началась тотальная подготовка к
войне, а затем и сама война.                           
    Смена гитлеровских "этапов" нашла  непосредственное
отражение  в  законодательстве и изменениях в механизме
фашистской диктатуры.  24 марта 1933 г. рейхстаг прини-
мает Закон "Об устранении бедственного положения народа
и государства", на основании которого правительство по-
лучает законодательные права, в том числе и по вопросам
бюджета. Допускалось также, что нормы законов, принятых
правительством,  могут прямо уклоняться от норм Консти-
туции 1919 г.,  формально продолжавшей  действовать  (с
одной упраздненной вскоре оговоркой - "если они не име-
ют объектом рейхстаг и рейхсрат").  В законе специально
подчеркивалось,  что  договоры с иностранными государс-
твами и их исполнение не нуждаются в утверждении парла-
ментом.  Формально  закон был принят как временный до 1
апреля 1937 г.,  фактически он стал постоянно действую-
щим  основным  законом фашистского государства.  Непос-
редственное участие в подготовке всех имперских законов
отныне принимала канцелярия национал-социалистской пар-
тии, подчиненная Гитлеру. Это был конец Веймарской рес-
публики с ее представительными учреждениями.           
   После смерти  президента  Гинденбурга 1 августа 1934
г.  по постановлению правительства должность президента
была упразднена,  а вся власть сконцентрирована в руках
Гитле-                                                 
ра - "вождя" и пожизненного рейхсканцлера, которому бы-
ло предоставлено право не  только  назначать  имперское
правительство,  всех высших должностных лиц империи, но
и своего преемника.  С этого  времени  Гитлер  начинает
планомерное уничтожение всех возможных путей оппозиции,
что было прямым воплощением программных  установок  на-
цистов  и  основного внедряемого ими требования - фана-
тичного,  слепого подчинения воле  "фюрера  германского
народа".                                               
   Вслед за запрещением Коммунистической партии в марте
1933 г.  в мае того же года были распущены все профсою-
зы,  в июне 1933 г. вне закона была объявлена Социалде-
мократическая партия. Другие действовавшие до прихода к
власти  Гитлера партии "самораспустились".  В июле 1933
г.  было запрещено законом существование каких бы то ни
было политических партий,  кроме фашистской и руководи-
мых ею организаций.  "В Германии, - провозглашал закон,
- существует только одна партия, НСРПГ, все другие зап-
рещаются". Попытки "поддержать организационные структу-
ры  какой-либо другой политической партии" наказывались
тюремным заключением до трех лет.                      
   Проводя "интеграционную политику государства и  пар-
тии",  нацисты  "унифицировали" не только партии,  но и
прессу.  Органы печати, кроме нацистских, либо ликвиди-
ровались,  либо  включались в систему фашистской пропа-
ганды. Законом от 24 марта 1933 г. "О защите правитель-
ства  национального возрождения от коварных посягатель-
ств" уголовной ответственности в виде тюремного  заклю-
чения до двух лет подлежали все лица, которые допускали
"грубое искажение действительности,  высказывали сужде-
ния, могущие причинить тяжелый ущерб благополучию импе-
рии или отдельным  германским  землям,  или  авторитету
правительства  империи  или - отдельных земель и прави-
тельственных партий".  Каторга грозила тому,  кто своим
деянием наносил "тяжелый ущерб империи".               
   В декабре  1933  г.  издается  Закон "Об обеспечении
единства партии и государства",  объявляющий фашистскую
партию  "носительницей немецкой государственной мысли".
В соответствии с этим законом лично  Гитлером  формиро-
вался и фашистский рейхстаг (на основе списков,  "одоб-
ренных" плебисцитом),  а на посты  министров  и  другие
должности назначались только лица из нацистской партий-
ной верхушки. Более того, впоследствии было предписано,
что лю-                                                
бое назначение на государственную  должность,  произве-
денное  без согласия соответствующего органа фашистской
партии, будет считаться недействительным.              
   В целях дальнейшей концентрации власти,  или "унифи-
кации политического режима в империи и областях", Зако-
ном от 7 апреля 1933 г. "О слиянии областей с империей"
во все земли стали назначаться, как правило, из гауляй-
теров нацистской партии, наместники (штатгальтеры), об-
леченные  всеми властными полномочиями.  30 января 1935
г.  был принят новый Закон "Об имперских  наместниках".
Имперские наместники,  согласно этому закону,  являлись
на подведомственных им территориях "представителями им-
перского правительства", в задачу которых входило "наб-
людение за выполнением политических директив  фюрера  и
рейхсканцлера". Фюрер и рейхсканцлер (в одном лице) мог
возложить на имперского наместника руководство  земель-
ным  правительством,  но  право назначения и увольнения
чиновников земель он сохранял за собой,  так же  как  и
полномочия имперского наместника в Пруссии.            
   Ландтаги земель  сначала были отстранены от формиро-
вания земельных правительств,  а 30 января 1934 г. были
законодательным путем ликвидированы.  Правительства зе-
мель были подчинены имперскому правительству, а намест-
ники перешли в ведение министерства внутренних дел. За-
коном "О ликвидации рейхсрата" от 14  февраля  1934  г.
был  упразднен  и  орган представительства земель в им-
перском парламенте - рейхсрат. Земли были вообще лишены
статуса  субъектов федерации.  В 1935 г.  положением "О
германских общинах" были ликвидированы последние остат-
ки  местного  самоуправления.  Все  бургомистры городов
стали назначаться министром внутренних дел на 12 лет из
кандидатов, выдвигаемых местными партийными организаци-
ями нацистов. Ему же вверялось право верховного надзора
за всеми общинами.                                     
   Превращение рейхстага  в  бесправное,  марионеточное
учреждение,  так как его новый состав формировался иск-
лючительно  на  партийной  основе,  ликвидация  органов
местного самоуправления были тесно связаны с общей  бю-
рократизацией  государственного  аппарата.  Проводились
чистки государственного аппарата от  "несоответствующих
лиц",  от всех тех, кто начал работать в аппарате после
1918 г., от                                            
лиц неарийского  происхождения",  запрещались браки чи-
новников с "неарийками" и пр.                          
   Функции партийных и  государственных  органов  тесно
переплетались.  Это  переплетение между тем не означало
их полного слияния.  Управленческий аппарат  фашистской
Германии был многочисленным,  чрезмерно громоздким,  он
перестраивался по воле Гитлера,  совмещавшего  в  своем
лице функции президента,  рейхсканцлера, фюрера фашист-
ской партии и верховного главнокомандующего. Так, наря-
ду с продолжающим существовать имперским правительством
в фашистской Германии были созданы Совет  министров  по
вопросам обороны империи, Тайный кабинет, Коллегия трех
уполномоченных,  в которую входили начальник  партийной
канцелярии,  начальник имперской канцелярии,  начальник
штаба верховного командования вооруженных сил, в задачу
которого входило проведение тотальной мобилизации и ре-
шение с этой целью обширного круга экономических и  во-
енных вопросов.  Все эти учреждения,  подчиняющиеся не-
посредственно Гитлеру, обладали законодательными полно-
мочиями.                                               
   Германия была  разделена  на 32 партийные области во
главе с партийными гауляйтерами,  но сохранялось и ста-
рое административное деление на земли и провинции,  ад-
министрация которых продолжала  существовать  и  играть
большую роль в проведении в жизнь нацистских планов.   
   Важным звеном  механизма  фашистской диктатуры стали
органы,  осуществляющие широкомасштабную идеологическую
обработку немецкого народа. В марте 1933 г. было созда-
но министерство общественного просвещения и пропаганды,
руководимое  Геббельсом,  которому  подчинялись пресса,
радио,  книжные издательства и пр. В ведении министерс-
тва  общественного  просвещения  и пропаганды была "им-
перская палата культуры",  контролирующая музыку, изоб-
разительное   искусство,   театр.  Культурная  политика
"Третьего рейха" была направлена  на  создание  "идейно
однородного общества в расовом и мировоззренческом пла-
не",  на превращение литературы и искусства  "в  боевое
оружие партии".  При этом специальный надзор устанавли-
вался "за духовным и мировоззренческим обучением и вос-
питанием партийных кадров", с этой целью в 1934 г. было
создано даже специальное государственное ведомство.  Из
академии  литературы изгонялись либерально и демократи-
  чески настроенные лучшие представители немецкой культуры,
а также "расово недостойные" лица, получившие впоследс-
твии  название  "недочеловеков".  Одной из первых акций
"имперской палаты культуры" была реорганизация немецкой
академии  литературы  с  повальной проверкой ее членов,
когда каждый член академии должен  был  дать  ответ  на
вопрос, намерен ли он "участвовать в решении националь-
ных культурных задач".  Все члены академии должны  были
также заполнить специальную анкету,  как профессиональ-
ные чиновники, в которой одно из требований заключалось
в  предоставлении  доказательств "арийского происхожде-
ния". В мае 1933 г. была проведена публичная акция сож-
жения  книг  противников  национал-социализма и "расово
чуждых" авторов.                                       
   Особое внимание уделялось обработке в  духе  милита-
ризма,  шовинизма и расизма молодежи, контроль над умо-
настроением которой осуществлялся фашистскими  молодеж-
ными организациями (Юнгфольк, "Гитлерюгенд" и др.). Ли-
дер "Гитлерюгенда" официально именовался "лидером моло-
дежи  Германского рейха" и нес персональную ответствен-
ность перед Гитлером как фюрером и как  рейхсканцлером.
После 1937 г. участие в гитлеровских молодежных органи-
зациях стало обязательным. Эти организации включались в
разветвленную  систему разнообразных нацистских органи-
заций, охватывающих все стороны жизнедеятельности стра-
ны.                                                    
   Нацисты создали мощный террористический аппарат, ко-
торый начал складываться еще до прихода их к власти.  В
1920  г.  возникли  первые вооруженные отряды - "служба
порядка" фашистов,  которой отводилась роль охраны  фа-
шистских сборищ. Использовались, однако, эти отряды ча-
ще всего для создания  беспорядков  на  митингах  левых
сил,  для нападения на рабочих ораторов и пр. В 1921 г.
"служба порядка" получила название "штурмовых  отрядов"
(СА). В отряды СА привлекались деклассированные элемен-
ты,  уволенные из армии солдаты и офицеры, разорившиеся
лавочники, которым импонировала нацистская пропаганда. 
   Наряду с  погромной деятельностью отрядам СА отводи-
лась не последняя  роль  в  распространении  фашистской
идеологии.  В 1932 г. в СА были созданы специальные мо-
торизованные пропагандистские отряды.  К лету  1933  г.
ко-                                                    
личество штурмовиков превысило 4 млн.  человек. По мере
усиления рейхсвера штурмовые отряды СА были  превращены
в армейский резерв,  официально провозглашенной задачей
которого стала с лета 1940 г.  военная подготовка насе-
ления.  Гитлер  пожертвовал  своей  "партийной армией",
чтобы привязать к себе рейхсвер, но одновременно с этим
предоставил  особые  полномочия  собственной "партийной
полиции",  усилив ее специальными отрядами СС,  которым
было поручено истреблять "внутренних врагов".          

К титульной странице
Вперед
Назад
Реклама