В состав СС (Службу безопасности) входили "общие от-
ряды", включающие руководство нацистской партии, предс-
тавителей крупного капитала, юнкеров, военщины, верхуш-
ку фашистской интеллигенции,  а также вооруженные "спе-
циальные отряды", созданные для выполнения особых задач
фюрера. Их основой стал полк личных телохранителей Гит-
лера  и подразделений "мертвая голова",  осуществляющих
разнообразную деятельность  по  подавлению  противников
фашистского режима.                                    
   Войскам СС вверялась и охрана концлагерей. Всего фа-
шистами было создано 23 концлагеря и 2 тыс.  их  филиа-
лов. С 1936 по 1945 г. в них было брошено 18 млн. чело-
век.  В одном только Освенциме,  построенном в 1939 г.,
было  истреблено около 4 млн.  человек из многих стран.
Гитлеровцы применяли газовые камеры и другие  техничес-
кие средства, дающие им возможность безграничного унич-
тожения людей.  Они использовали геноцид, освященный их
оккультной  верой в свое расовое и духовное превосходс-
тво над людьми,  как средство достижения своих  полити-
ческих целей, достижения мирового господства.          
   В апреле 1933 г. в Пруссии была создана тайная госу-
дарственная полиция (гестапо),  которая в 1936 г.  была
объединена с уголовной полицией (КРИПО) в полицию безо-
пасности (ЗИПО). Полиция безопасности вместе с полицией
порядка (ОРПО), включающей охранную полицию и жандарме-
рию,  а также со специальной службой порядка (СД) нахо-
дились в ведении рейхсфюрера СС Гиммлера.              
   В 1939 г.  было создано Главное управление имперской
безопасности, подведомственное Гиммлеру, как рейсхфюре-
ру СС, который вместе с министром внутренних дел Фликом
планировал осуществление террористических акций  как  в
своей стране, так и на оккупированных территориях. Так,
летом 1940 г.  Фликом и Гиммлером было издано постанов-
ление  об  уничтожении  "бесполезных для военных целей"
душевнобольных,  калек,  престарелых. Во исполнение его
было  создано Имперское общество лечебных и попечитель-
ских учреждений,  в которых было  умерщвлено  275  тыс.
немцев.  Перед  нападением на СССР войсковые соединения
СС были увеличены до 600  тыс.  человек  (35  дивизий),
проведено вооружение общих отрядов СС. Войскам СС, вве-
денным в зону действующей армии,  была отведена главная
роль  в  "расово-идеологической  войне  на уничтожение"
СССР.                                                  
   Значительным изменениям подверглась и судебная  сис-
тема  Германии.  В  своей деятельности фашистские судьи
исходили из принципа полного отрицания личных прав  не-
мецких граждан. Обвинение в государственной измене сле-
довало за любой вид оппозиционной режиму  деятельности.
Кроме обычных судов в каждом судебном округе еще в 1933
г. были созданы особые суды для расправы с противниками
фашистского режима.  В 1934 г. сложилась еще одна форма
исключительного суда,  так называемый Народный трибунал
по вопросам государственной измены, в котором не требо-
валось даже обязательного  предварительного  следствия.
Приговоры трибунала не подлежали обжалованию,  защитни-
ков обвиняемому назначал сам трибунал. В армии действо-
вали военно-полевые суды. Только в сухопутных войсках,
например в 1944 г.,  военно-полевые суды ежемесячно вы-
носили по 10 тыс.  приговоров. В последние месяцы перед
поражением Германии военно-полевые суды  были  заменены
военными трибуналами,  в которых заседали одни офицеры.
Расстреливали всех подозреваемых в измене и  дезертирс-
тве, суровым репрессиям подвергали и их родственников. 
   Государственное регулирование экономики в фашистской
Германии.  Агрессивные цели установления мирового  гос-
подства  требовали сосредоточения всех материальных ре-
сурсов страны,  что могло быть достигнуто только  путем
непосредственного вмешательства фашистского государства
в экономику.  Интересы господствующих  группировок  фа-
шистской  партии  и  магнатов немецкой промышленности в
осуществлении этих целей полностью совпадали. В 1933 г.
был  создан  Генеральный совет немецкого хозяйства,  на
который возлагалась обязанность определять  общие  нап-
равления  развития  экономики Германии.  Это был первый
шаг                                                    
к установлению  тоталитарной  формы  правления  в сфере
экономики, просуществовавшей с середины 30-х до середи-
ны 40-х гг.                                            
   Закон "О  подготовке органического построения народ-
ного хозяйства" от 27 февраля 1934 г.,  воплотивший на-
цистские  идеи "фюрерства" и "самоуправления" в промыш-
ленности (как и в других сферах экономики), предписывал
образование хозяйственных объединений, которые станови-
лись единственными представителями соответствующих  от-
раслей хозяйства.  Все отрасли хозяйства были разделены
на "имперские группы", число которых сначала было 12, а
затем сократилось до 6: промышленности, банков, торгов-
ли, страхования, энергетики, ремесленного производства.
Параллельно  создавалась  территориальная структура уп-
равления хозяйством - окружные группы промышленности  в
хозяйственных округах.  И отраслевые, и территориальные
промышленные группы возглавлялись "фюрерами" - предста-
вителями монополистического капитала,  которые были на-
делены широкими полномочиями. Общее руководство промыш-
ленностью  осуществлялось сначала Министерством имперс-
кого хозяйства.                                        
   С 1935 года началась массированная милитаризация не-
мецкой экономики, что выражалось не только в росте про-
изводства вооружения,  но и в подчинении многих промыш-
ленных отраслей,  прежде всего химической, авиационной,
металлургической, задачам подготовки к войне. Поскольку
первоочередной  задачей  в  деятельности  хозяйственных
групп стала подготовка к войне, в их руководство вводи-
лись  и представители военного министерства.  В 1935 г.
на основе секретного Закона "Об имперской обороне"  был
учрежден  Совет  имперской обороны и особое ведомство -
Управление генерального уполномоченного по военной эко-
номике.                                                
   В 1936 году было создано ведомство по выполнению че-
тырехлетнего плана перевода всей экономики Германии  на
военные рельсы, во главе которого встал Геринг. Центра-
лизованное планирование затрагивало  распределение  ре-
сурсов,  ограничивало предпринимательскую свободу и об-
разование новых предприятий, устраняло конкуренцию.    
   Уже в годы войны было создано имперское Министерство
вооружения и боеприпасов,  которое формировало примени-
тельно к своим целям новые промышленные объедине-      
ния, существующие  параллельно с имперскими.  Новое ми-
нистерство в соответствии с общей линией  всеобъемлющей
милитаризации государственного аппарата постепенно пог-
лотило большую часть  функций  Министерства  хозяйства,
Министерства труда и др. Расширение военного производс-
тва проходило за счет колоссального роста государствен-
ного  долга,  увеличения налогов,  сокращения народного
потребления.                                           
   Милитаризация промышленности,  всестороннее   вмеша-
тельство  государства  в экономику привели к пересмотру
ряда институтов гражданского права и попыткам  создания
нового, "народного" гражданского кодекса на основе гит-
леровского понимания  индивидуальной  свободы,  которая
"должна быть ограничена,  если она противоречит свободе
нации". Особым нападкам нацистских правоведов в связи с
этим подвергалось понятие "субъективные права", которые
они хотели или вообще отменить,  или заменить  понятием
"субъективные  права члена НСРПГ".  Предлагалось убрать
из кодекса и понятие  "правоспособность",  заменив  его
понятием "партийный статус лица".                      
   Основополагающим принципом  проекта нового гражданс-
кого кодекса, работа над которым была начата в 1938 г.,
стала  формула:  "право - это то,  что полезно народу и
рейху".  В соответствии с этим пересматривались понятия
"собственность",  "юридическое лицо", отвергалась такая
его форма,  как "общество  с  ограниченной  ответствен-
ностью", непременным условием деятельности акционерного
общества становилось его партийное руководство  и  пар-
тийный  контроль.  В ст.  70 Закона "Об акционерных об-
ществах",  принятого в 1937 г.,  прямо указывалось, что
правление  акционерного  общества  "должно руководство-
ваться сознанием ответственности перед общим благом на-
рода и рейха".                                         
   Целям подготовки  и  ведения  войны была подчинена и
политика нацистов по отношению к рабочим - политика то-
тального  контроля  над  ними.  Сразу  же после захвата
власти фашисты  разогнали  рабочие  профсоюзы,  создали
"Немецкий трудовой фронт" в качестве единой, официально
объявленной организации рабочих,  примыкавшей к  Нацио-
нал-социалистской партии,  к которой перешли кассы, га-
зеты,  помещения бывших профсоюзов. В нее были включены
и предпринимательские союзы, а предпринима-            
тели объявлялись  "вождями"  предприятий.  На основании
Закона "О порядке национального труда" 1934 г. и других
нормативных  актов им предоставлялось право определения
условий труда, увольнения, взыскания штрафов и пр. Роль
"беспристрастного посредника" между предпринимателями и
рабочими отводилась фашистскому Министерстиу труда. Для
отдельных экономических районов это министерство назна-
чало из крупных предпринимателей "опекунов труда".     
   В 1934 году был введен порядок принудительного набо-
ра  рабочей  силы и ее перевод на военные заводы,  если
этого требовали задачи "особого  государственно-полити-
ческого значения".  А в 1938 г.  местным органам власти
было предоставлено право  привлекать  в  принудительном
порядке  население  к  любым видам работ в свободное от
основной работы время.  В условиях "тотальной мобилиза-
ции" 1943 г.  по распоряжению генерального уполномочен-
ного по мобилизации рабочей  силы  принудительный  труд
был распространен на мужчин от 16 до 65 лет и женщин от
17 до 45 лет,  закрывались все торговые  и  ремесленные
предприятия,  не  являвшиеся  жизненно необходимыми для
военной экономики и снабжения населения.               
   Армия. Нацистская  верхушка  поставила  своей  целью
создание самой сильной армии в мире. В 1935 г. в Герма-
нии была введена всеобщая воинская повинность для  муж-
чин от 18 до 45 лет.  Срок службы был определен сначала
в 1 год,  затем в 2 года.  Версальский договор был поп-
ран, а вместе с тем сняты все препоны для роста вермах-
та,  солдаты которого воспитывались в духе неприкрытого
антикоммунизма,  презрения к другим народам, поклонения
силе.                                                  
   Еще в 1934 г.  вместе с  полномочиями  президента  к
Гитлеру  перешли полномочия главнокомандующего Германс-
кой империи,  которые непосредственно осуществлял воен-
ный министр (министр рейхсвера,  а с 1935 г.  - министр
вермахта).  Гитлер ввел клятву верности каждого солдата
и  офицера  вермахта в личной верности ему и готовности
пожертвовать собой ради безусловного ее  соблюдения.  В
1934 г.  эта клятва была введена для всех государствен-
ных служащих.  Военно-политическому  управлению  минис-
терства принадлежали командно-координационные функции в
отношении штабов различных войск:  сухопутных,  воздуш-
ных, морских.                                          
В целях дальнейшей концентрации военной власти в  своих
руках Гитлер ликвидировал в 1938 г.  военное министерс-
тво как промежуточную инстанцию  между  ним  и  армией,
превратив его из военно-политического управления в свой
личный штаб  верховного  командования  вооруженных  сил
(ОКВ), центральным органом которого стал штаб оператив-
ного руководства.                                      
   Верховному главнокомандующему непосредственно подчи-
нялись главнокомандующие сухопутных, военно-воздушных и
военно-морских сил со своими генеральными штабами. Осо-
бую  роль  в  системе военных органов играл Генеральный
штаб сухопутных  войск  (ОКХ),  численно  превосходящий
ОКВ, что объяснялось огромным значением именно сухопут-
ных войск во второй мировой войне.  После первого круп-
ного  поражения гитлеровских войск под Москвой в ноябре
1941 г.  Гитлер взял на себя  командование  сухопутными
войсками с их генеральным штабом.  С 1939 г. вновь соз-
данный Совет министров по вопросам обороны империи стал
назначать  во все военные округа "уполномоченных по на-
циональной обороне",  которые должны были для успешного
решения  задач "обороны" координировать работу всех во-
енных и гражданских учреждений.                        
   Гитлер создал также мощный разведывательный  аппарат
секретной  службы рейха,  главным объектом деятельности
которого сразу же после прихода нацистов к власти  стал
Советский  Союз.  Разведывательные  центры,  работавшие
против СССР, были организованы при германском посольст-
ве в Москве,  при Кенигсбергском университете,  крупных
монополиях и др.  В 1941 г. был сформирован особый штаб
руководства  разведывательной  и диверсионной работой в
СССР.  В его ведении находилось 60 школ, в которых про-
водилась подготовка агентуры для разведывательной и ди-
версионной деятельности. Общее руководство военной раз-
ведкой, контрразведкой и диверсионной деятельностью на-
ходилось в руках Управления разведкой (абвер). Разведы-
вательную  и  подрывную  деятельность против СССР вел и
Отдел иностранных армий Востока,  созданный  при  гене-
ральном штабе сухопутных сил.                          
   Гитлеровская армия  с  момента своего создания стала
важным элементом аппарата подавления противников фашиз-
ма.  Еще  в  1936 г.  на основании специального приказа
Гитлера "О применении армией оружия" было разрешено    
использовать ее  для  подавления  "внутренних беспоряд-
ков". Войска СС осуществляли политику террора, устанав-
ливали   фашистский   "новый  порядок"  путем  массовых
убийств,  казней на оккупированных территориях в тесном
взаимодействии с действующей армией.                   
   В марте 1938 г. к Германии было присоединено незави-
симое государство Австрия. Следующей жертвой фашистской
агрессии  стала Чехословакия.  В результате Мюнхенского
соглашения,  заключенного в сентябре 1938  г.  Англией,
Францией с фашистской Германией,  Чехословакия лишилась
значительной части своей территории,  присоединенной  к
рейху. Это был разгром независимого государства без во-
енных действий,  за которым последовала в 1939 г. и во-
енная оккупация страны. В сентябре 1939 г. гитлеровцами
была захвачена Польша.  В июле 1940 г.  немецкие войска
заняли Париж, затем последовали новые победы агрессора.
   К моменту  нападения на СССР Германия контролировала
обширные территории Центральной  и  Восточной,  большую
часть Западной и Северной Европы. В ее руках находилось
побережье Балтийского моря, значительная часть Франции.
Мощная  военно-экономическая  база оккупированных госу-
дарств была поставлена на службу гитлеровской Германии,
целью которой была провозглашена "защита цивилизации от
угрозы большевизма", а фактически - уничтожение СССР.  
   Против Советского  государства  фашистская  Германия
вместе  со  своими  союзниками  и сателлитами выставила
5-миллионную армию (немецких,  итальянских, румынских и
других войск),  на вооружении которой было 3500 танков,
4900 самолетов и пр.                                   
   В ходе второй мировой войны,  в которой  участвовало
61 государство,  было убито более 50 млн.  человек,  11
млн. уничтожено в фашистских концлагерях, 95 млн. стали
инвалидами.  Главную  же  тяжесть  войны вынес на своих
плечах Советский Союз,  который в течение 4 лет вел Ве-
ликую  Отечественную  войну,  стоившую (по неуточненным
данным) 30 млн.  жизней его граждан.  Советскому  Союзу
принадлежит решающая роль в разгроме фашистской военной
машины,  а вместе с ней одного из самых  реакционных  и
агрессивных,  претендующих  на мировое господство госу-
дарств в человеческой истории.                         
                                                       
 3. Федеративная Республика Германия 
   Потсдамские соглашения и создание военно-контрольно-
го управления оккупированной Германией. После безогово-
рочной капитуляции и полной оккупации союзники по четы-
рехстороннему соглашению от 5 июля 1945 г. приняли дек-
ларацию о поражении Германии, которая стала юридической
основой их законодательной и административной  деятель-
ности и создания военно-контрольного механизма управле-
ния оккупированными территориями.                      
   Важнейшие соглашения по "германскому  вопросу"  были
приняты на трехсторонней конференции СССР, США, Англии,
проходившей в Потсдаме в июле-августе 1946 г. Здесь бы-
ла  впервые  обнародована программа полного уничтожения
германского милитаризма и нацизма. Демилитаризация, де-
картелизация, денацификация и демократизация были приз-
наны в качестве основных принципов  политики  союзников
по отношению к Германии, закрепленных в документе: "По-
литические и экономические принципы, которыми необходи-
мо руководствоваться при обращении с Германией в начале
контрольного периода".  Эти принципы были конкретизиро-
ваны  в требованиях уничтожения "в практически кратчай-
ший срок" фашизма вместе с национал-социалистскими  ор-
ганизациями,  установления  в  Германии демократических
свобод,  разрешения и всемерного поощрения деятельности
демократических партий и профсоюзов,  постепенного вве-
дения выборности немецких органов управления от  район-
ных до земельных.  Речь, таким образом, шла о постепен-
ном свободном самоопределении немцев в  рамках  единого
государства.                                           
   Осенью 1946 г. в обстановке политического плюрализма
были проведены первые выборы местных органов и  ландта-
гов земель,  в которых приняли участие Социалистическая
единая партия Германии, Христианско-демократический со-
юз, Либерально-демократическая и Социал-демократическая
партия Германии.                                       
   Контроль за реализацией Потсдамских соглашений  дол-
жен  был  осуществлять Союзный контрольный Совет (СКС),
состоящий из глав военных администраций союзников,  ре-
шения  в котором должны были приниматься на основе кон-
сенсуса.  Каждый член СКС имел право  вето,  которым  и
вос-                                                   
пользовалась в это время Франция, когда возник вопрос о
создании центральных немецких департаментов.           
   Вся будущая подготовительная работа для СКС возлага-
лась  на  Совет  министров  иностранных  дел  союзников
(СМИД). Явным диссонансом при декларировании в это вре-
мя принципов единства Германии стала формула "Восточная
и Западная зоны",  возникшая в ходе общей дискуссии  на
Потсдамской  конференции  по поводу репараций.  По этой
формуле, с разных идейных позиций и стали проводиться в
жизнь  "экономические и политические принципы при обра-
щении с Германией", принятые в Потсдаме.               
   Уже в июне 1946 г.  на Парижской сессии СМИД госсек-
ретарь  США  объявил о намерении объединить свою зону с
британской и создать "Бизонию".  Решение вопроса о соз-
дании  единого государства Германии тем самым было пос-
тавлено в тупик.  Его не могли впоследствии сдвинуть  с
мертвой  точки  многочисленные предложения СССР на Мос-
ковской,  Лондонской сессиях СМИД в 1947 г. и др. Бизо-
ния,  по  мере  укрепления  ее экономического единства,
стала все больше приобретать черты отдельного государс-
тва  со  своими  органами управления,  Верховным судом,
Центральным банком и пр.                               
   Своеобразным парламентом этого политического объеди-
нения  стал  созданный в мае 1947 г.  из представителей
ландтагов земель Бизоний Экономический совет,  которому
были  приданы  законодательные полномочия в тех сферах,
которые не были зарезервированы за оккупационными влас-
тями. Роль немецкого правительства, созданного из 5 би-
зональных управлений,  выполнял Директорат.  В 1948  г.
Экономический совет был увеличен вдвое,  получив допол-
нительные функции главным образом  в  налоговой  сфере.
Директорат стал называться Исполнительным советом. Воп-
рос об общегерманском управлении,  таким образом,  сни-
мался с повестки дня на длительное время. Некоторые ус-
тупки Франции по Руру сняли все препятствия для ее при-
соединения к Бизоний и создания единой,  западной окку-
пационной зоны - Тризонии, границы которой и определили
будущие границы ФРГ.                                   
   Проведение в  жизнь Потсдамских соглашений по Герма-
нии. Принятые в Потсдаме соглашения должны были опреде-
лить деятельность не только оккупационных властей, но и
вновь создаваемых немецких органов управления.         
Союзническое управление германской экономикой сводилось
первое время к введению системы  строгого  контроля  за
производством и распределением с целью обеспечения нем-
цев продуктами  первой  необходимости  и  репарационных
поставок в счет возмещения ущерба странам, пострадавшим
от войны.  Более того,  необходимо было ломать весь хо-
зяйственный  порядок в целях уничтожения военно-промыш-
ленного потенциала Германии.                           
   Пункт 12 Потсдамских соглашений, касаясь изменений в
отношениях  собственности и управления в промышленности
Германии,  гласил:  "В практически кратчайший срок гер-
манская  экономика должна быть децентрализована с целью
уничтожения существующей германской концентрации эконо-
мической  силы,  представленной особенно в форме карте-
лей,  синдикатов,  трестов и  других  монополистических
соглашений...". Речь шла, таким образом, о раздроблении
немецких компаний на ряд мелких.                       
   Во исполнение Потсдамских решений в 1946 г. был раз-
работан  план "по репарациям и уровню послевоенной Гер-
манской экономики",  предусматривающий демонтаж промыш-
ленных предприятий и введение ограничений и запретов на
выпуск многих видов продукции. Совокупный объем промыш-
ленного  производства  не  должен был превышать 65%  от
уровня 1931 г. Полностью запрещалось производство любых
видов  вооружения,  тяжелых грузовиков,  авиастроение и
пр.,  вводилось квотирование в  сталеплавильную,  стан-
костроительную, электрохимическую и другие отрасли про-
мышленности.                                           
   Декартелизация встретила на своем пути с самого  на-
чала  ряд  трудностей,  связанных прежде всего с разным
толкованием ее в отдельных зонах.  Стороны в СКС так  и
не  смогли  выработать общих критериев понятия "монопо-
листическое  объединение".  Демонтаж  крупных  немецких
предприятий  угрожал полным срывом репарационных поста-
вок,  приводил к разрушению производства, превращая 2/3
его оборудования в металлолом. Декартелизация в связи с
этим стала проводиться по принципу денацификации. Этому
способствовало  то,  что значительная часть крупных не-
мецких промышленников была арестована  за  соучастие  в
преступлениях рейха,  а их имущество секвестировано. За
исключением той его части, которая шла на репарационные
поставки, оно передавалось в распоряжение земель.      
Очень скоро встретились значительные трудности и на пу-
ти политики денацификации,  проводившейся в основном по
американскому плану - "выявить,  выделить и изолировать
из  политической и общественной жизни активных нацистов
и их пособников".  Эта политика во  всех  оккупационных
зонах  была  направлена  главным  образом против 6 млн.
членов НСРПГ и ее организаций. Преступными организация-
ми   безоговорочно  были  признаны  руководящий  корпус
НСРПГ, гестапо, СА, СС.                                
   После Нюрнбергского процесса по делу главных  немец-
ких преступников в 1945-1946 гг.  в проведение политики
денацификации были подключены и немцы.  Был принят  ряд
законов, на основании которых вводилась система местных
немецких комиссий (шпрухкаммер) по денацификации и  пр.
Действуя вместе с трибуналами союзников, они были приз-
ваны выявлять нацистов, классифицируя немцев по степени
их причастности к "Третьему рейху" на 5 категорий:     
   "главные виновники",  "обремененные  виной",  "менее
обремененные", "попутчики" и "незатронутые".           
   Денацификация, несмотря на  значительное  число  за-
действованных в ней организаций и учреждений, все боль-
ше превращалась в бюрократический фарс,  ибо 95%  выяв-
ленных лиц,  связанных с нацизмом,  не пострадали, про-
должая впоследствии занимать видные должности в  минис-
терствах,  судах,  университетах, банках, бизнесе. Осо-
бенно неэффективна была  система  шпрухкаммер,  которые
обеляли  многих  сотрудничавших  с фашистами лиц на том
основании, что они были связаны с ними не по политичес-
ким, а по материальным соображениям.                   
   Самым действенным  итогом этой политики стало согла-
сованное решение Московской сессии  СМИД,  утвержденное
законом СКС в марте 1947 г., о ликвидации прусского го-
сударства как центра и вдохновителя германского  "мили-
таризма  и реакции".  Это был скорее символический акт,
так как Пруссия как государство  фактически  прекратила
свое существование еще в 1945 г.                       
   Действенная, а не мнимая денацификация, освобождение
немцев от националистических,  расовых идей,  от нацио-
нал-социалистских мифов об их "избранности", от экспан-
сионистских устремлений требовала времени. Она происхо-
дила  по мере изменения всего духовного климата страны,
демократизации ее общественной и государствен-         
ной жизни,  чему способствовали как союзники, так и де-
мократически настроенные  слои  западногерманского  об-
щества.                                                
   Курс на создание западногерманского "социального го-
сударства". Разрушение крупного экономического потенци-
ала в ходе декартелизации в англо-американской зоне за-
кончилось к 1950 г.,  в советской зоне еще раньше.  Оно
имело и определенные позитивные последствия, выразивши-
еся не только в структурной перестройке промышленности,
в обновлении технологии производства,  но и в принципи-
альном изменении всей государственной хозяйственной по-
литики,  направленной отныне не на милитаризацию,  а на
восстановление и рост промышленного производства в мир-
ных целях.                                             
   С началом "холодной войны" в 1946-1947 гг.  в запад-
ных зонах стала все активнее проводиться политика оздо-
ровления германской экономики во имя обеспечения "безо-
пасности вместе с немцами".  Самим немцам предстояло  и
восстановить  экономику,  и  определять  стратегическое
направление ее будущего развития.                      
   Одной из первоочередных задач в послевоенной  Герма-
нии  стала реформа разрушенной финансовой системы стра-
ны, в которой процветала беспрецедентная инфляция, чер-
ный рынок с ценами,  превышавшими официально зафиксиро-
ванные в 20,  100 раз,  в то время как заработная плата
немцев была заморожена на уровне 1945 г.               
   Денежная реформа должна была сбалансировать денежную
и товарную массу, восстановить доверие к немецкой марке
как к надежному платежному средству и средству сбереже-
ния, упорядочить обязательства по выплате государствен-
ных  и  частных  долгов,  поднять уровень материального
благосостояния немцев,  обеспечить условия для  свободы
предпринимательства путем снижения налогового бремени и
пр.  Стабилизация валютной  системы  была  выдвинута  и
главным  условием  "Плана  Маршалла" - программы США по
восстановлению Европы после второй мировой войны  путем
предоставления безвозмездной экономической помощи.     
   Западногерманская денежная реформа была осуществлена
в 1948 г.  жестким,  конфискационным способом, с учетом
положения социально незащищенных слоев общества. Старые
рейхмарки были обменены на новые дойч-марки из рас-    
чета 100 на 6,5.  При этом 93,5% денежной массы уничто-
жалось,  но  заработная  плата и пенсии перечислялись в
равном соотношении, что гарантировало прожиточный мини-
мум всем работающим и пенсионерам, а также стимулирова-
ло труд немцев,  очень скоро поднявших свою  страну  из
руин.                                                  
   Стабилизации финансовой   системы  способствовал  не
только обмен денег,  но и решительный отказ государства
от финансирования промышленного развития,  возможного в
то время только за счет дополнительной эмиссии, выпуска
"деревянных" дойч-марок.  Лишь топливно-энергетическая,
добывающая промышленность,  черная металлургия в  1948-
1951 гг.  субсидировались государством. Прямые субсидии
государства впоследствии были ограничены тремя  направ-
лениями:  внедрением научных достижений, социальной по-
мощью на переобучение персонала, развитием транспортной
инфраструктуры.                                        
   Вместе с  денежной реформой была проведена налоговая
реформа,  резко снижена ставка подоходного налога, про-
ведена  либерализация  цен.  Как главное условие успеха
денежной реформы было создание и дееспособной  банковс-
кой  системы.  В американской зоне Центральный банк зе-
мель,  получивший активы и другое наследство  отделений
старого Имперского банка, был учрежден еще в конце 1946
г.,  во французской - в 1947 г.,  в английской - до де-
нежной  реформы  в марте 1948 г.  В январе 1948 г.  был
воссоздан и центральный банк,  получивший название Банк
немецких земель (БНЗ), который, согласно закону, должен
был проводить  самостоятельную  денежную  политику,  не
подчиняясь указаниям никаких партийных,  общественных и
государственных (кроме судебных) органов.  Более  того,
его деятельность, согласно ст. 4 Закона, приравнивалась
к органам управления объединенной западной  экономичес-
кой зоны.                                              
   Основными задачами  БНЗ  стал  контроль  за эмиссией
банкнот,  обеспечение платежеспособности земельных бан-
ков, координация их деятельности путем издания распоря-
жений,  касающихся  кредитной  политики,  осуществление
безналичных платежей между землями и по сделкам с зару-
бежными кредитными учреждениями.                       
   С первых же дней обращение Дойч-марки  Экономическим
управлением Западной объединенной зоны и ее оккупацион-
ными властями было объявлено об окончании периода "при-
нудительной экономики". В апреле 1948 г. вступил в     
действие "План Маршалла".  В  экономику  Германии  были
влиты  миллиарды  долларов.  Новая валюта была признана
населением, пустые магазины заполнились товарами.      
   В немецком обществе не отдавалось предпочтения в это
время ни анархически функционирующему капиталистическо-
му рынку,  ни централизованно-плановому управлению эко-
номикой.  В ходе проведенного еще в 1945 г. референдума
по вопросу о собственности и в советской,  и  в  амери-
канской  зонах  преимущество  было  отдано общественным
формам собственности.  В американской зоне это  решение
не было проведено в жизнь. В английской зоне на "социа-
лизацию" собственности было наложено вето оккупационны-
ми властями.                                           
   Большинство немцев  было  настроено на выбор некоего
центристского "третьего курса",  создание  "социального
рыночного  хозяйства"  и "социального государства".  На
этом направлении предстояло,  с одной стороны,  обеспе-
чить  экономическую  свободу,  гарантированную правовым
государством, с другой - социальную справедливость. Ос-
новы  германской экономической политики "третьего пути"
формировались в ходе дискуссий  о  будущей  конституции
страны, в том числе и в Парламентском совете, состоящем
из представителей германских земель, призванных ее раз-
работать.                                              
   По мере  успехов экономического развития все настой-
чивее стали звучать требования о создании объединенного
западногерманского  государства  и  о дальнейшем четком
определении его социально-экономических и  политических
ориентиров. В июле 1948 г. с такими рекомендациями, без
учета мнения  СССР,  выступили  США,  Англия,  Франция,
Бельгия, Голландия.                                    
   Дискуссии в Парламентском совете шли вокруг двух мо-
делей  "социального  государства".  Буржуазные   партии
христианского толка (окончательно оформившийся в партию
в 1950  г.  Христианско-демократический  союз  (ХДС)  и
Христианско-социальный союз (ХСС), основанный в 1945 г.
в Баварии в качестве  региональной  партии)  предлагали
создание  "социального капитализма".  Социал-демократи-
ческая партия Германии (СДПГ),  восстановленная в  1946
г., - создание "демократического социализма". Между ни-
ми было много общих точек соприкосновения. Формула "со-
циального  государства"  и возникла как попытка совмес-
тить разно-                                            
плановые интересы отдельных слоев общества в чрезвычай-
но сложной ситуации послевоенной разрухи.              
   Ни одна  из немецких партий не настаивала на включе-
ние в конституцию указаний на конкретный путь  экономи-
ческого  развития в надежде на победу в предстоящих вы-
борах в рейхстаг.  Ведущая политическая сила  -  партия
Христианско-демократический  союз во главе с ее лидером
К.  Аденауэром,  будущим бессменным (в течение 14  лет)
канцлером ФРГ,  заявляла об опоре на "христианскую тра-
дицию, демократию и социальное рыночное хозяйство".    
   На выборах 14 августа 1949 г. немцы проголосовали за
ХДС/ХСС,  которые  вместе с малыми буржуазными партиями
получили большинство в рейхстаге.  Они тем самым прого-
лосовали  и  за создание "социального рыночного хозяйс-
тва", "социального государства" Германии.              
   Определив в  качестве  стратегического   направления
создание  и  поддержание рыночно конкурентных порядков,
государство проводило  политику  деконцентрации  произ-
водства,  вводило  контроль за деятельностью монополий,
за ценообразованием,  всемерно поощряя создание  новых,
прежде всего средних и мелких фирм.  С этой целью упро-
щались правовые формы их регистрации при получении ста-
туса юридического лица, предоставлялись льготные креди-
ты и пр. Проведение в жизнь политики социального рыноч-
ного  хозяйства привело к бурному экономическому росту,
получившему в западногерманской печати название "эконо-
мического  чуда".  Уровень довоенного развития был дос-
тигнут в Западной Германии в целом к концу 1950 г.     
   Образование ФРГ.  Оккупационный статут. В преддверии
скорого принятия конституции возникла необходимость и в
определении новых принципов взаимоотношений между окку-
пационными властями и местными органами управления. Бу-
дущая конституция фактически  снимала  с  повестки  дня
вопрос  о  заключении  послевоенного мирного договора с
Германией, способствовала правовому закреплению ее рас-
кола на две части: ФРГ и ГДР. ,                        
   В связи с этим в апреле 1949 г. был принят так назы-
ваемый Оккупационный статут,  разработанный западногер-
манскими оккупационными властями.  Статут сохранял эко-
номический и политический контроль США,  Англии и Фран-
ции  в Западной Германии,  в частности,  предоставив им
право осуществлять надзор за соблюдением Основного     
закона ФРГ  и конституций земель,  отменять все местные
законы, противоречащие им.                             
   8 мая 1949 г. Основной закон Федеративной республики
Германии  был  принят Парламентским советом и утвержден
военными губернаторами США,  Франции,  Англии.  Термины
"Учредительное  собрание" и "конституция" были сняты из
употребления по настоянию самих немцев как  "подразуме-
вающие  явный  сепаратизм".  Основной  закон должен был
обозначать "временный характер" установленных им  конс-
титуционных  порядков.  Фактически  после одобрения его
всеми землями Западной Германии (кроме  Баварии,  подт-
вердившей,  однако,  свою принадлежность к ФРГ) в конце
мая 1949 г. он вступил в действие в качестве постоянной
Конституции ФРГ.                                       
   23 мая 1949 г.  считается днем образования государс-
тва ФРГ. Институт военных губернаторов был преобразован
в  институт "военных комиссаров" западных держав в Гер-
мании.  14 августа 1949 г. были проведены первые выборы
в бундестаг,  12 сентября 1949 г. создан бундесрат, че-
рез три дня избраны президент и федеральный канцлер. Но
и после выборов ФРГ,  даже формально, не стала обладать
полнотой суверенитета, так как сфера внешних отношений,
внешней торговли и др.  оставалась прерогативой верхов-
ных комиссаров.                                        
   В 1951 г.  Оккупационный статут  был  пересмотрен  в
сторону  большего расширения полномочий государственных
органов ФРГ,  в частности,  был снят контроль над феде-
ральным и земельным законодательством,  правительствен-
ным органам ФРГ были переданы  некоторые  полномочия  в
сфере внешней торговли и валютного регулирования, в том
числе и в вопросах денежной эмиссии.                   
   В 1952 г.  был подписан договор о создании в  рамках
Европейского  оборонительного  сообщества  (ЕОС) "евро-
пейской армии", а также Общий договор между ФРГ и окку-
пационными державами,  согласно которому "оккупация за-
канчивалась" и за ФРГ признавалась "полная власть суве-
ренного  государства во внутренних и внешних делах".  В
ответ на это была создана Организация Варшавского дого-
вора (ОВД), в которую с первых дней включалась ГДР. За-
вершился раздел мира на два блока противостоящих стран:
   социалистических и капиталистических.               
   Конституция 1949 г.  Свой первый раздел  Конституция
1949 г.  посвящает правам человека, подчеркивая тем са-
  мым их приоритет перед всеми другими положениями.Этот раз
дел более чем другие несет на себе  нагрузку  отрицания
порядков "Третьего рейха",  провозглашая "ненарушимость
человеческого достоинства", "неприкосновенность" и "не-
отчуждаемость" прав человека (ст.  1),  среди которых -
право на жизнь и личную  неприкосновенность,  равенство
всех перед законом.  Здесь прямо звучит осуждение прош-
лого, когда физически уничтожались тысячи "расовонепол-
ноценных" и "нежизнеспособных" немцев, проводилась при-
нудительная стерилизация и пр.  Среди других  прав,  не
так  подробно  представленных в Основном законе,  как в
Веймарской конституции 1919 г., - свобода вероисповеда-
ния и совести (ст. 4), свобода выражения мнений, собра-
ний (ст. 8), союзов и обществ, в том числе и "для охра-
ны  и  улучшения условий труда и экономических условий"
(ст.  9), свобода передвижения (ст. 11), выбора профес-
сии (ст.  12), тайна переписки (ст. 10), неприкосновен-
ность жилища (ст.  13), основные права в сфере правосу-
дия, например, на "законного судью" и пр. В этом переч-
не особое место занимает право на  петиции  (жалобы)  в
органы  государственной  власти отдельных лиц и их объ-
единений,  которые рассматриваются в ФРГ не только  как
гарантия  защиты  прав человека,  но и как одна из форм
непосредственного влияния граждан на процессы  принятия
политических и правовых решений.                       
   Перечень этих  прав дополняется гарантиями,  закреп-
ленными в самой Конституции или в текущем законодатель-
стве. Так, предоставление свободы совести сопровождает-
ся правом на отказ от военной службы против  своей  со-
вести,  в  соответствии с которым в 1973 г.  был принят
"Закон о гражданской службе для лиц,  отказывающихся от
военной службы".  Статья 5 Конституции о свободе мнений
сопровождается положением о свободе информации,  являю-
щейся основой формирования общественного мнения, а так-
же - о запрещении цензуры.  В  соответствии  с  Законом
1975 г.  (пункт "с" ст. 45 Основного закона) был создан
специальный Комитет по петициям, который может заслуши-
вать  подателей жалоб,  запрашивать соответствующую ин-
формацию, имея доступ для этой цели во все учреждения и
пр.  В  бундестаге  ежемесячно  заслушиваются доклады о
рассмотренных Комитетом петициях и пр.                 
   Защита социальных прав не получила в Основном законе
значительного места, более полно она закреплена в      
конституциях отдельных земель, обогащена судебной прак-
тикой,  в  том числе Федерального конституционного суда
(ФСК),  и непосредственно действующими  в  ФРГ  нормами
международного права о правах человека.  Например, зак-
репленное в Конституции право на жизнь и личное  досто-
инство  трактуется  ФКС как признание того,  что "госу-
дарство во всяком случае должно  гарантировать  каждому
человеку минимум материального благополучия для достой-
ной жизни".                                            

К титульной странице
Вперед
Назад
Реклама