Тема 9. Нравственное воспитание

1.  Нравственное воспитание в жизни общества.
2.  Виды и формы нравственного воспитания.
3.  Объективные и субъективные предпосылки нравственного воспитания.
4.  Этикет и нравственное воспитание.
5.  Стратегия нравственного воспитания.

1. Нравственное воспитание в жизни общества

Один из выдающихся христианских проповедников Иоанн Златоуст категорически утверждал, что родители, не уделяющие должного внимания воспитанию своих детей, достойны более сурового наказания, нежели разбойник с большой дороги. Может, и не столь своеобразно, но важность воспитания подчеркивали и другие выдающиеся мыслители древности. Пифагор, живший почти на тысячу лет ранее Иоанна Златоуста, говорил, что главное для человека — "наставить душу к добру и злу". Другой выдающийся философ античности — Демокрит писал следующее: "Воспитание есть украшение в счастье и прибежище в несчастье". Выдающийся мыслитель античности Аристотель в сочинении "Политика" резонно отмечал, что "законодатель должен отнестись с исключительным вниманием к воспитанию молодежи, так как в тех государствах, где этого нет, и самый государственный строй терпит ущерб". Высказываний, в которых подчеркивается особая роль воспитания в жизни личности и общества, можно привести огромное количество. Действительно, воспитание во многом предопределяет судьбу человека, ибо в нем закладываются многие основы его духовного мира, его отношение к дальним и близким, к окружающему миру. Воспитание в значительной степени обеспечивает преемственность в развитии общества, передачу от поколения к поколению исходных (прежде всего, нравственных) ценностей, без которых общество превратилось бы в дикую орду. Именно в процессе воспитания осуществляется духовное воспроизводство человека. Хорошо известно, что индивиды, выраставшие вне общества (например, среди диких зверей (Маугли и т.д.) или в заточении, людьми в полном смысле этого слова не становятся. Таким образом, не только материальное производство средств к существованию (пища, одежда и др.), не только биологическое воспроизводство человека, но и воспитание — воспроизводство духовное — является обязательным условием человеческой истории. При этом, как мы уже отмечали, каждый человек как бы заново находит ответы на вечные вопросы, приобретает нравственный опыт, нравственные чувства и представления. Нравственное, отмечал Вл. Соловьев, "не есть вещь, которую один может подарить другому, а внутреннее состояние, достигаемое только через собственный опыт". Опыт этот приобретается, прежде всего, в процессе воспитания, в котором предвосхищаются ситуации, возникающие в реальной жизни.
Процесс воспитания представляет собой довольно сложное явление, как сложна и многогранна сама жизнь. Есть воспитание трудовое, политическое, эстетическое, нравственное, правовое и др. Но стержнем всего процесса воспитания является воспитание нравственное, ибо именно оно формирует базовые качества человека, приобщает к вечным, глубинным человеческим ценностям. (О взаимоотношении морали и права, политики, религии мы говорили ранее).

2. Виды и формы нравственного воспитания.

Воспитание представляет собой процесс многогранный, многоуровневый. Прежде всего он состоит в целенаправленном воздействии на разум, чувства, волю человека с целью выработки у него определенных представлений, переживаний и отношений к различным явлениям действительности, а также соответствующих навыков поведения.
Воспитание происходит не только целенаправленно, но и стихийно. Вступая в самые различные отношения с другими людьми, подражая им вольно или невольно или, наоборот, отвергая их привычки, установки индивид тем самым формирует в себе определенные нравственные качества. Как именно — многое зависит от случайных факторов. Здесь уж действительно — кому как повезет. Наконец, надо иметь в виду, что индивид, чаще всего, не является пассивным объектом воздействия, но пытается делать отбор внешних воздействий, направлять свои познавательные, психологические и другие устремления. Словом, каждый человек в той или иной мере занимается и самовоспитанием. И оно идет непрерывно, ибо каждый человек постоянно что-то одобряет, а что-то осуждает и в своем, и в чужом поведении, размышляет о своей судьбе и судьбах окружающих и т. д. Такие "разборки" оставляют свой след в нравственном сознании индивида, сказываются на его поведении. Конечно, уровень, направленность самовоспитания у различных людей неодинакова.
В процессе воспитания используют самые различные средства. Их можно условно подразделить на вербальные (от лат. vегbalis- слово) и деятельные. В первом случае воспитатель действует главным образом, словом, которое, как известно, может вызывать самые разнообразные чувства, образы, мысли. Словом, пользовались в качестве средства воздействия на сознание человека с древнейших времен. Современный воспитатель, разумеется, не может не обращаться к помощи слова, использовать свои чувства, художественную культуру, ораторское искусство. Конечно, учитывая современную общую культуру населения, воспитатель в процессе вербального воздействия должен прибегать к диалогу с воспитуемым. Учитывая, что каждый человек, в том числе и молодой, обладает определенной культурой, свободной волей, сам процесс воспитания целесообразно строить как сотрудничество, сотворчество, сопереживание, а не механическое заучивание какого-то набора норм, предписаний, ибо в последнем случае они станут просто неработающим грузом. Здесь уместно привести слова Вл. Соловьева о том, что добрый смысл жизни (как и другие нравственные ценности) не может быть "принят извне по доверию к какому-нибудь внешнему авторитету, как что-то готовое: он должен быть понят и усвоен самим человеком, его верою, разумом и опытом".
Деятельные средства воспитания состоят в вовлечении молодого человека в различные формы позитивно направленной социальной активности: в трудовую, учебную, политическую, религиозную и т.д. Воспитание студента, например, происходит в процессе овладения им той или иной профессией, а поэтому воспитание в вузе определяется, прежде всего, содержанием и организацией учебного процесса. Уже 15 веков назад Демокрит писал: " Если бы дети не принуждались к труду, то они не научились бы ни грамоте, ни музыке, ни тому, что наиболее укрепляет добродетель, — стыду. Ибо по преимуществу от этих занятий обычно рождается стыд". И конечно, не только стыд, но и сознание долга, ответственности, чести и достоинства и многое другое. Здесь вновь надо вспомнить о том, что нравственные отношения не существуют в чистом виде, а вплетены в различные виды деятельности, в различные виды воспитания -— трудовое, правовое, политическое, религиозное и т.д. Например, именно в труде, трудовом воспитании, повторим, формируются такие нравственные качества, как стойкость, терпение, умение преодолевать трудности и др. Следует также выделять и формы воспитания. Они бывают индивидуальными и массовыми (промежуточные — в небольших группах). Каждая из этих форм имеет свои достоинства и недостатки и в известной мере дополняют друг друга. Индивидуальное нравственное воспитание позволяет в большей мере учесть особенности внутреннего мира, условий жизни того или иного индивида, использовать наиболее эффективные в данном случае методы влияния. Кроме того, в индивидуальном воспитании происходит непосредственное взаимодействие двух личностей: воспитателя и воспитуемого. В результате возникает неповторимая, эмоционально-нравственная атмосфера, своеобразное магнитное поле между полюсами двух сердец. Не случайно в религиозных общинах издавна особое внимание уделялось именно индивидуальному воспитанию, общению рядового верующего и духовника (священнослужителя). В этом плане особенно характерно таинство исповеди (покаяния) в христианстве.
Но эффективность индивидуального воспитания имеет свои пределы, обусловленные уровнем культуры, методической грамотности наставника, от особенностей взаимоотношений воспитателя и воспитуемого, которые, кстати говоря, могут и не сложиться или быть поверхностными.
 В определенной мере недостатки индивидуального нравственного воспитания преодолеваются в воспитании массовом, которое к тому же усиливает позитивное воздействие индивидуальной работы. Хорошо известно, что в коллективах нередко возникает та духовная атмосфера, которая активно содействует выработке моральных убеждений личности, приобщению ее к нравственной культуре. В коллективах срабатывают механизмы коллективной психологии (подражание, внушение, заражение, взаимовнушение и др.), которые также оказывают воздействие на нравственный мир человека.
Ты отметили наиболее типичные средства и формы приобщения человека к нравственной культуре. В реальной жизни они находятся в теснейшем переплетении, взаимопроникновении. Но важно, чтобы содержание нравственного воспитания имело единый стержень, чтобы содержание личной беседы не находилось в вопиющем противоречии с реальным поведением, чтобы на митингах и лекциях говорилось примерно одно и то же, утверждались те же нравственные принципы, которые провозглашались в частных беседах. Иначе недалек путь к моральному релятивизму и даже цинизму. И весьма важно не ограничиваться одним лишь нравственным просвещением, но формировать навыки нравственного поведения. Здесь особенно велика роль примера руководителя, учителя, родителя и т.д.

3. Объективные и субъективные предпосылки нравственного воспитания

Воспитание, особенно нравственное, представляет собой чрезвычайно сложный процесс, результаты которого не всегда предсказуемы. Думается, воспитателю весьма важно иметь представление о тех факторах, которые в значительной мере предопределяют направленность воспитания. Эти факторы мы можем (и то в известной мере условно) отнести либо к объективным, т.е. независимым от сознания, воли воспитателя и воспитуемого, либо к субъективным, зависимым от человека.
 К объективным факторам следует отнести, прежде всего, особенности среды, в которой живет человек. А именно — это социально-экономические отношения, которые господствуют в ту или иную эпоху, в той или иной стране, национальные отношения, уровень культуры, конкретная политическая ситуация. Все это, несомненно, фиксируется в значительной мере во внутреннем мире человека, определяет направленность его поведения, духовно-нравственных исканий. Конечно, моральные ценности имеют общечеловеческий характер и достаточно консервативны. Но они воплощаются в конкретных условиях жизни. Их трактовка, их роль будет пониматься у дворянина несколько иначе, чем у простого крестьянина, у богатого и у бедного. Особенно все сказывается на нравах, уровне нравственности. Скажем, путь к добру и злу у богатого будет отличаться от такого же пути у бедного. Роскошь подталкивает к разгульному образу жизни, лени, безответственности, а нищета к озлобленности, зависти, агрессивности и т.д. Еще Вл. Соловьев писал, что преступность "питается и поддерживается средою нищеты, чрезмерного механистического труда и неизбежного в этой среде одичания, так что и самые разумные и человеколюбивые пенитенциарные воздействия на личность отдельных преступников в общем оказались бы малоуспешными". Ясно, что формирование высоких нравственных убеждений в богатых и бедных районах должно идти неодинаково, с учетом специфики жизни молодого человека.
Не зависят от воли воспитателя и целый ряд индивидуальных особенностей подростка, а именно — его возраст, пол, здоровье, темперамент, внешний облик, условия семейной жизни и др. Но эти все факторы так или иначе отражаются на его внутренней жизни, на его духовных исканиях. Так, внешняя непривлекательность, плохое здоровье могут стимулировать замкнутость, агрессивность, раздражительность, неуверенность в себе. У человека со слабым типом нервной системы чаще возникают переживания страха, а у индивида с сильным типом нервной системы — гнева, ярости.
Определенный отпечаток процесс нравственного вос-питания подрастающего поколения откладывает и пробле-ма взаимоотношения отцов и детей — проблема вечная, ибо уже в древнем обществе можно было встретить упреки в адрес молодых людей (легкомысленны, не чтят старших и т.д.), а молодое поколение издавна корит старших (особенно это заметно в наше демократичное время) за консерватизм, за приверженность к устаревшим обычаям, нравам. У молодежи может проявляться тенденция к моральному релятивизму, а у старшего — к морального догматизму, авторитаризму, неумению учитывать новые условия, новые конкретные механизмы воплощения вечных нравственных ценностей. Вопрос о взаимоотношении поколений требует особого рассмотрения. Ты же сейчас отмечаем, что и его важно учитывать в процессе воспитания.
К факторам субъективного порядка необходимо отнести специфику личных устремлений, убеждения, склонности и увлечения как воспитателя, так и воспитуемого. Профессиональная и методическая подготовка учителя также из этого ряда факторов, ибо уровень этой подготовки в немалой степени зависит от него самого. От человека зависит, в какой степени он увлекается спортом, спиртным, азартными играми, сомнительными предприятиями и т. д. (Хотя, конечно, склонности формируются и под воздействием окружающей среды. Иначе говоря, грань между объективными и субъективными факторами довольна подвижна и условна.) От индивида, его "работы над собой" зависит, и его эмоциональное богатство или бедность. Здесь следует подчеркнуть, что субъективный фактор наиболее "отзывчив" на воспитательные действия. Учитель в состоянии существенно обогащать эмоционально-чувственный, интеллектуальный мир молодого человека. Известный педагог В.А. Сухомлинский писал о необходимости "развивать, утверждать в детских сердцах чувствительность к тончайшим проявлениям человеческих чувств — к радости, горю, одиночеству".
Таким образом, становление морального мира личности зависит от очень многих факторов. Поэтому успех в воспитательной деятельности далеко не всегда гарантирован. Своеобразным признанием данного обстоятельства является евангельский сюжет. Вместе с Христом распяли двух разбойников. Но лишь один внял проповеди богочеловека (а не простого воспитателя), а другой остался глух к обаянию Христа. И нынешние педагоги нередко обходят проблему эффективности воспитательного процесса. Однако она существует, о чем свидетельствует рецидивная (повторяющаяся) преступность. И не только, конечно, она. Словом, повторим мысль Вл. Соловьева, воспитание — дело трудное, но свое бессилие, промахи не стоит выдавать за ненужность нравственного воспитания.

4.Этикет и нравственное воспитание.

Говоря о воспитании, нельзя не коснуться вопроса о соотношении нравственности и этикета. Тем более, что в повседневном общении саму нравственность порой сводят к требованиям этикета. Что же такое этикет? Сам термин "этикет", как известно, происходит от французского — еtiquеttе — ярлык, этикетка, которые прилагались к тому или иному товару и нередко давали некоторые рекомендации пользования им. По своей сути этикет представляет собой набор определенных правил, регулирующих поведение человека в стандартных ситуациях. Эти правила упрощают, организуют поведение людей, уменьшают количество различных недоразумений, конфликтных ситуаций, делают человеческое общение более приятным. Так, например, если бы не было правил этикета, согласно которым мужчина уступает место даме в общественных местах, пропускает ее при выходе из помещения, первым ее приветствует, то нетрудно представить, сколько возникло бы недоразумений в отношениях между мужчинами и женщинами даже в наше, так сказать, цивилизованное время. Этикет помогает реализовать в повседневном общении вежливость и тактичность.
Появляется этикет не в эпоху Возрождения, как иногда пишут, а гораздо раньше, ибо стандартные ситуации складывались еще на ранних ступенях человеческого общества. Например, были еще в родовом обществе определенные правила, регламентирующие поведение рядового члена рода по отношению к вождю, к замужним женщинам. Существовали определенные устоявшиеся нормы при встречах вождей различных племен (зачатки дипломатического этикета). С появлением государства, огромной армии чиновников различного ранга этикет постепенно усложнялся, принимая порой вычурные формы, которые сейчас могут показаться смешными и даже неприятными, унижающими человека. Так, в отношении короля (царя) необходимо было демонстрировать самые разнообразные и жестко регламентированные знаки почтения. Так было во Франции в ХVП-ХV веках, и не только во Франции.
Даже уже из сказанного выше можно сделать вывод, что между этикетом и нравственностью нельзя ставить знака равенства. Это, можно сказать, два пересекающихся круга. В чем-то они совпадают, а в чем-то нет. Многие правила этикета, особенно современного, практически совпадают с элементарной, как мы уже отметили, вежливостью. Но следует ли отсюда вывод, что человек, строго выполняющий требования этикета, является высоконравственным существом? Увы, хамить, делать подлость можно и весьма "изящно", по всем правилам этикета. Последний регулирует лишь внешнее поведение, не проникая в глубины человеческого сердца. Для морали это неприемлемо, ибо для моральной оценки важно знать мотивы того или иного поступка, условия, в которых он совершен. Мораль восходит к высшим ценностям, а не довольствуется только правилами приличия. Отличие между моралью и этикетом заключается также и в том, что моральные аксиомы, постулаты сравнительно неизменны, устойчивы, а этикет действительно меняется от века к веку, от народа к народу. Достаточно обратить внимание на форму приветствия, на одежду и на многое другое, что носит этикетный характер, т.е. регулируется этикетом (добавим — поведение за столом). В прошлом веке считалось хорошим тоном добавлять к словам приставку "с" ("да-с", "нет-с" и т.д.). Или, например, были времена, когда жена, следуя правилам приличия, при отъезде мужа по делам в город активно демонстрировала свою печаль на крыльце дома (криками, слезами и т.п.). Ныне же все это ушло в прошлое. Этикет в повседневной жизни значительно упростился, демократизировался.
Этикет довольно многолик, пестр. Есть требования этикета для телефонного разговора, для поведения в театре, в ресторане, в поезде дальнего следования, в городском транспорте и т.д. Особый этикет для дипломатов, деловых людей, медицинских работников, учителей и т.д. Знание этикета является составной частью нравственной культуры личности. Но надо иметь в виду, что нравственная культура далеко не исчерпывается этикетом. Все эти моменты взаимоотношения этикета и нравственности следует иметь в виду в ходе воспитания. А конкретные рекомендации можно получить в соответствующих справочниках, пособиях, которые в последнее время стали издаваться довольно часто. (См.: список литературы).

5. Стратегия нравственного воспитания

Вопросы нравственного воспитания находятся в поле зрения различных дисциплин: педагогики, психологии, богословия, эстетики, литературоведения и др. Но именно этика (нравственная философия), раскрывающая природу, сущность морали, обязана сформулировать основные задачи воспитания, его стратегию, раскрыть его роль в жизни общества. А это очень важно для нашего переходного времени, когда старые идеалы утрачены, а становление новых происходит с большим трудом. Вновь остро встают вопросы: "С кого же делать жизнь?", "Какую личность воспитывать?", "Какие акценты расставлять в процессе воспитания?" и др. В средствах массовой информации постоянно звучат заявления — во многом обоснованные — о кризисе общественной нравственности, о небывалом росте преступности, о продажности многих политиков и т.п.
В связи с этим необходимо еще раз подчеркнуть, что мораль выражает интересы не какой-то социальной группы, а человека как такового (и, следовательно, общества в целом), его вечные попытки определить смысл своего существования, базовые ценности его бытия. Во все времена моралисты своей точкой отсчета считали живого, конкретного человека, его полноценную жизнь, его счастье, свободу, честь и достоинство. Выдающиеся мыслители понимали, что человек со сломленной волей, уничижающий самого себя ущербен в нравственном отношении. Понимали и то, что такой человек не может творить полноценную общественную жизнь. Исторический опыт свидетельствует, что при подавлении свободы и достоинства личности (рабство, крепостничество, современные формы тоталитаризма) в ней возникает едва ли не инстинктивный протест, ибо стремление к самости, самостоятельности имеет глубокие корни в психической структуре человека.
В морали выражается действительно общечеловеческий, подлинно гуманистический пласт культуры, в ней зафиксированы ценности, жизненно важные для всех людей — богатых и бедных, молодых и пожилых, верующих в Бога и неверующих, те ценности, без которых невозможна организация никакого вида деятельности — политической, хозяйственной, религиозной и т.д. Приобщение к этим ценностям и является главной задачей нравственного воспитания.
Стремительные перемены, происходящие в российском обществе, порождают у части населения релятивистские настроения: мол, в жизни нет ничего постоянного, устойчивого, а все определяется эгоистическими интересами. Однако... разваливались империи, низвергались цари и президенты, свершались перевороты и всенародные референдумы, но оставались в сознании людей вечные аксиомы: "не убий", "возлюби ближнего", "не обижай сирых", "не желай ближнему того, чего себе не желаешь", не исчезало желание соотнести свое бытие с Вечностью. Более того, именно эти вечные постулаты морали во многом помогали разобраться в бурном водовороте политических баталий и сохранить человеку... человеческое лицо.
Конечно, задача нравственного воспитания состоит не только в простом нравственном просвещении, но и в формировании навыков, умений реализовывать нравственные ценности в самых разнообразных житейских ситуациях, в выработке нравственного творчества, а также стремления к нравственному совершенствованию. Разумеется, трудно установить какие-либо пределы этому совершенствованию. В конце концов, это дело каждой отдельной личности, в какой мере она будет воплощать высшие нравственные идеалы. Но общество, государство обязаны обеспечить и, конечно, каждая отдельная личность, определенный минимум нравственности, тот минимум, без которого нет полноценной личности и полноценного общества. Как писал Вл. Соловьев, "нельзя ни от кого требовать ни высшей добродетели, ни высшего ума или гения, но можно и должно требовать от всех учтивости. Это есть тот минимум рассудительности и нравственности, благодаря которому люди могут жить по-человечески". С этим трудно не согласиться.

Реклама