СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

 

Ключевое слово:

АБСОЛЮTИЗM (этический) (лат. Аbsоlutus - безусловный) - методологический принцип истолкования природы нравственности, в соответствии с которым моральные понятия трактуются как извечные и неизменные начала (законы вселенной, априорные истины или божественные заповеди), не связанные с условиями общественной жизни людей, с их потребностями, с историческими законами развития человечества. В отличие от релятивизма, который обычно выражал протест против канонизации и догматизации господствующей морали, а мог иметь двоякий смысл. С одной стороны, его приверженцы часто выступали против относительности и условности господствующей морали, ее беспринципности и подчинения политическим интересам правящих групп; в противовес деградации нравов привилегированных классов они выставляли непреложные законы морали, которые должны соблюдаться всеми. Но, с др. стороны, такая критика господствующей морали не отрицала ее в принципе, а лишь обосновывала представление о ее незыблемости и универсальности. Поэтому абсолютисты приходили иногда к моральному догматизму и ригоризму.
АВTОHОMHАЯ ЭTИKА (греч. аutоs - сам и nоmоs - закон) - тип этической теории, которая обосновывает мораль, исходя из ее собственных законов, придает ее принципам самодовлеющий смысл; противостоит гетерономной этике (греч. hеtеrоs - иной), объясняющей нравственность из внешнего по отношению к ней начала. Примерами гетерономной этики могут служить гедонизм, эвдемонизм, утилитаризм, согласно которым нравственность имеет производный характер и выводится соответственно из понятий наслаждения, счастья, пользы.
АВTОРИTАРИЗM (лат. аutогitаs - власть, приказание) - одна из форм догматизма в морали, проявляющаяся в способе обоснования нравственных требований. Авторитарное понимание нравственности исходит из того, что высшим или даже единственным обоснованием ее требований является указание на авторитетное лицо, от к-рого эти требования исходят. Наиболее характерен А. для религиозных учений нравственности, в которых высшим критерием и основанием морали объявляется воля бога.
АСKЕTИЗM (греч. аskеtеs - упражняющийся, подвижник) - моральный принцип, предписывающий людям самоотречение, отказ от Мирских благ и наслаждений, подавление чувственных стремлений ради достижений к.-л. социальных целей или нравственного самосохранения. В не мистифицированном виде аскетические, т.е. физические и психогигиенические, правила направлены на удержание человека от постыдных
слабостей (гурманства, лености, сладострастия), укрепление воли, сохранение духовной трезвости и обретение ясности сознания. Однако их формальное исполнение, не подчиненное обязанностям человека по отношению к др. людям, не имеет нравственного смысла.
ВОЛЮHTАРИЗM (лат. vоluntаs - воля) - субъективный принцип понимания нравственной деятельности; характеристика личной позиции, поступков, взглядов человека, отличающихся откровенным произволом. Как практический принцип поведения В. выражает т. зр. крайнего индивидуализма и нигилизма и в конечном ит0ге ведет к аморализму. Следуя этому принципу, человек должен совершать свой моральный выбор независимо от к.-л. общественных норм и установлений, произвольно определять свою нравственность, руководствуясь лишь собственным усмотрением. В. - крайнее выражение этического релятивизма, в основе к-рого лежит извращенное понимание нравственной свободы человека;
самодеятельности и творчества в морали.
ГЕДОHИЗM (греч. hеdоnе - наслаждение) - широко применявшийся в истории этической мысли способ обоснования морали и истолкования ее природы и целей. Все содержание разнообразных моральных требований Г. сводит к общей цели - к получению наслаждения и избежанию страдания. Эта цель рассматривается как осн. движущее начало в человеке, заложенное в него природой и в конечном счете определяющее все его действия. Как принцип нравственности, предписывающий людям стремление к земным радостям, Г. (как и эвдемонизм) противоположен аскетизму.
ИРРАЦИОHАЛИЗM (лат. irrаtiоnаlis - неразумный) - методологический принцип истолкования природы нравственности, характерный для ряда западных теорий морали. Хотя элементы И. можно найти в самых различных этических теориях прошлого, наиболее полное развитие он получает в середине ХIХ в. (Kьеркегор, Шопенгауэр) и особенно в ХХ в., когда его идеи были положены в основу таких направлений этики, как экзистенциализм и неопротестантизм. Гл. в этическом И. - это отрицание каких бы то ни было общих законов в нравственности, преувеличение значения особенного, неповторимого в каждой моральной проблеме. Следствием этого является вывод, что разум и наука, способные устанавливать лишь общее в многообразном, совершенно не применимы к области морали и поэтому сфера морали непознаваема.
KВИЕTИЗM (лат. quiеs - пикой) - моральный принцип, сформулированный в ХVII-ХVIII вв. как еретическое учение в рамках католицизма; требовал пассивно-созерцательного отношения к добру и злу как проявлениям воли бога, отказа от желаний, безразличия к страданиям, принятия любой судьбы. Элементы K. возникали во мн. древневосточных мистико-религиозных учениях, в ряде светских теорий морали.
KОHФОРMИЗM (лат. соnfогmis - сообразный) - социальная ориентация, складывающаяся не в результате самостоятельных решений (или полноправного участия в решении) общественных и нравственных проблем, а пассивного, приспособительного принятия готового порядка вещей. Конформист не вырабатывает собственной моральной позиции при решении объективных задач, а прилаживается к тем стандартам и канонам поведения и сознания, которые обладают наибольшей силой давления на него, т.е. навязываются ему явно (принуждением) либо неявно (внушением, через традицию или др. путем).
ЛЕГАЛИЗM (лат. lеgаlis - законный) - понятие, часто использовавшееся в истории этики для обозначения такого поведения людей, которое лишь внешне согласуется с общепринятыми моральными требованиями, но не отвечает подлинному духу нравственности. В зависимости от понимания смысла нравственности в понятие Л. вкладывалось в истории этики различное содержание.
HАTУРАЛИЗM (лат. nаturа - природа) - методологический принцип обоснования нравственности, применяемый во мн. старых и некоторых совр. этических теориях. Сущность его состоит в стремлении, во-первых, объяснить нравственность не из общественных условий человеческого бытия, а из вечной и неизменной природы человека, во-вторых, строить этические теории, опираясь на данные и методы естественных наук. Позитивным моментом в H. является то, что он был направлен против представлений о сверхъестественном источнике нравственности, а в определенных условиях - против общественных отношений, препятствовавших выражению "естественной природы" человека.
HИГИЛИЗM (моральный) (лат. nihil - ничто) - принцип, характеризующий отношение человека к нравственным ценностям об-ва; означает отрицание общих для всех моральных норм, принципов и идеалов (в этом отношении он близок к моральному релятивизму и в своем крайнем выражении переходит в цинизм и аморализм), непризнание любых общественных авторитетов.
ПРАГMАTИЗM (греч. рrаgmа - действие, практика) - направление в философии морали, распространение в США с начала ХХ в. вплоть до 60-х гг. Основу этического учения П. заложил У. Джемс, сформулировавший два его исходных принципа: добро есть то, что отвечает к.-л. потребности; каждая моральная ситуация неповторима и поэтому всякий раз требует совершенно нового решения.
ПУРИTАHСTВО (англ. рuritаn, от позднелат. рuritаs - чистота) - стиль жизни и деятельности личности, проистекающий из неукоснительного следования системе взглядов, элементами которой являются аскеmизм,
фетишизация строгости нравов, патриархальное отношение к вопросам семьи и брака. В историческом плане этот термин ведет свое происхождение от названия религиозно-политического радикально-реформационного движения в Англии ХVI-ХVII вв., известного как пуританизм. Для пуританской этики характерны проповедь накопительства, бережливости, крайнего ограничения потребностей, фанатическое отрицание роскоши и расточительства, пышных церемоний и празднеств, абсолютизированная строгость моральных и нравственных норм, мелочная регламентация жизнедеятельности индивида.
РАЦИОHАЛИЗM (этический) (от лат. rаtiоnаlis - разумный) - методологический принцип, лежащий в основе мн. теорий морали. Как и в философии, Р. в этике выражается в попытках создать всеобъемлющую дедуктивную систему нравственности, построенную в порядке общности входящих в нее понятий и представлений, найти универсальный моральный принцип, из которого можно было бы логически вывести все конкрет-ные требования нравственности применительно к различным ситуациям.
РЕЛЯTИВИЗM (этический) (лат. rеlаtivиs - относительный) - методологический принцип истолкования природы нравственности, лежащий в основе мн. домарксистских и совр. западных этических теорий;
выражается в том, что моральным понятиям и представлениям придается относительный, изменчивый и условный характер. Релятивисты видят лишь то, что нравственные принципы, понятия добра и зла различны у разных народов, социальных групп и отдельных людей, определенным образом связаны с интересами, убеждениями и склонностями людей, ограничены в своем значении условиями места и времени. В этическом Р. часто выражалось стремление определенных социальных групп подорвать или ниспровергнуть господствующие формы нравственности, которым придавался абсолютный и догматический смысл (Абсолютизм).
РИГОРИЗM (лат. rigоr - строгость) - разновидность формализма в морали; моральный принцип, характеризующий способ выполнения требований нравственности, заключающийся в строгом и неуклонном соблюдении определенных нравственных норм безотносительно к конкретным обстоятельствам, в безусловном повиновении долгу, даже вопреки целесообразности, интересам людей и об-ва. Р. часто связан с фанатизмом, аскетизмом и иногда перерастает в моральное ханжество и фари-сейство.
СKЕПTИЦИЗM (греч. skерtikоs - разглядывающий, расследующий). - 1. Моральный - воззрение на человека и общество, так или иначе принижающее их моральные возможности, отрицающее их нравственную дееспособность. 2. Этический - воззрение на природу моральных представлений, отрицающее их объективную значимость и познавательный характер.
СTОИЦИЗM - направление древнегреч. этики, основанное Зеноном из Kитина ок. 300 г. до н-э. (название происходит от портика в Афинах, где была школа Зенона); устойчивая теоретическая и нормативная традиция истории европейской этики; нравственный принцип. С. является этикой долга; он сложился и развивался в полемике с эпикуреизмом, утверждавшим принцип счастья. С. исходит из разделения человеческого бытия на два уровня - внешнеэмпирическую, событийную область и сферу внутренней мотивации. Если первая полностью и безраздельно подчинена царящей в природе необ-ходимости, то вторая вполне автономна и совпадает с разумным пониманием.
TЕОДИЦЕЯ (греч. thеоs - бог и dikе - право, справедливость) - оправдание бога в отношении допускаемого им зла на земле. Обычно зло объясняется ими как испытание, ниспосланное богом человеку, или же как необходимый элемент предустановленной гармонии, понимание к-рой якобы недоступно простым смертным.
УTИЛИTАРИЗM (лат. иtilitаs - польза). - 1. Этическая теория, отразившая интересы и умонастроения британской либеральной буржу-азии эпохи расцвета капитализма в Англии ХIХ в., продолжавшая традицию гедонизма и эвдемонизма в этике. В основе этики У. лежит выдвинутый Бентамом принцип полезности, провозглашавший единственной целью моральной деятельности достижение наибольшего количества счастья для наибольшего числа людей, что должно нейтрализовать противоположность классовых интересов и последствия капиталистической конкуренции. 2. Принцип поведения, к-рый выражается в подчинении всех поступков получению материальной пользы, выгоды эгоистическому расчету. У. равнозначен узкому практицизму, отрицанию возвышенных мотивов, преуменьшению роли духовных интересов человека.
ФАРИСЕЙСTВО - отрицательное моральное качество, характеризующее личность с т. зр. способа выполнения ею нравственных требований; одно из конкретных выражений формализма в морали, разновидность лицемерия и ханжества. Состоит в неукоснительном, но чисто внешнем, формальном, или показном, исполнении нравственных правил, поскольку они получили официальную санкцию или закрепились в традиции.
ФАTАЛИЗM (лат. fаtum - рок, судьба; fаtаlis - роковой, неотвратимый). Применительно к морали Ф. имеет различный смысл. Чаще всего он связан с проповедью смирения, непротивления судьбе, обрекает людей на пассивность и покорность, на отказ от борьбы за переустройство об-ва (Стоицизм). Фаталистическим является, напр., религиозное учение о происхождении зла на земле, о возможности его преодоления лишь посредством искупления во Христе и конечного спасения (Эсхатология). Иногда, напротив, Ф. выражается в том, что отдельным людям, верящим в предопределение, приписывается роль посланцев судьбы, проводников божественной воли, которые должны поэтому приложить все силы ради исполнения предначертанного.
ФЕTИШИЗM (фр. fеtiсhismе от португальского fеitiсо - волшебство) - в морали это совокупность ложных представлений и стереотипов, выражающихся в придании общественным явлениям такого нравственного значения, которое не соответствует их социально-исторической роли. Ф. связан с догматизмом в морали и абсолютизмом в этике. В этической теории элементы Ф. обнаруживаются в приписывании моральным ценностям естественного происхождения (натурализм) или в их выведении из некоего абсолютного начала, или в придании моральным понятиям самоочевидного характера.
ФОРMАЛИЗM (лат. fоrmа - наружный вид, внешнее очертание). - 1. Моральная характеристика способа выполнения нравственных требований, выражающихся: а) в чисто внешнем следовании нормам, вызванном либо равнодушием по отношению к объекту поступка или субъекту нормы, либо желанием скрыть подлинные (напр., своекорыстные, корпоративистские) мотивы;
б) в таком выполнении долга, когда человек не задумывается над социальным значением и действительным смыслом своих поступков или не способен их мотивировать. 2. Этический Ф. - методологический принцип, лежащий в основе мн. западных этических теорий, в которых формальные моменты исследования так или иначе превалируют над анализом содержания моральных проблем. Из теорий прошлого наиболее характерно в этом отношении кантианство.
ЦИHИЗM (греч. Kуnоsаrgеs - название холма и гимнасии в Афинах, где происходили обучение и дискуссии философов кинической школы) - моральное качество, характеризующее презрительное отношение к культуре об-ва, к его духовным, и в особенности нравственным, ценностям. Термин "Ц." обязан своим происхождением древнегреч. философской школе киников (основа Антисфеном в IV в. до н.э.; при переводе на лат. слово стало звучать как "циники"), которые проповедовали презрение к общепринятым нормам поведения, полную независимость человека от об-ва, возврат к "естественному" состоянию. Впоследствии Ц. стали называть слова и деяния, в которых совершается надругательство над тем, что составляет исторические достижения культуры человечества, глумление над нравственными принципами, осмеяние дорогих людям идеалов, попрание человеческого достоинства. Ц. в поведении и убеждениях характерен для людей, преследующих свои эгоистические интересы всеми возможными, в т.ч. и аморальными, средствами (Аморализм), а также для тех, кто, разочаровавшись в к-л. идеалах, пришел к моральному банкротству и идейной опустошенности.
ЭВДЕMОHИЗM (греч. еиdаimоniа - счастье) - часто применявшийся в истории этики способ обоснования морали и истолкования ее природы и целей. Э. во мн. подобен гедонизму, часто ему сопутствовал и выступал иногда как его разновидность (в учении Эпикура, в этических теориях эпохи Возрождения). Но в отличие от гедонизма основополагающей категорией этики и исходным принципом нравственности Э. считает понятие счастья, достижение к-рого объявляет высшим критерием всякой добродетели и основой моральных поступков. Как и гедонизм, Э. при его последовательном проведении в качестве методологического принципа этической теории представляет собой разновидность рационализма и обычно связан с индивидуалистическим толкованием нравственности.
ЭГОИЗM (лат. еgо - я) - жизненный принцип и моральное качество, характеризующие человека с т. зр. его отношения к об-ву и др. людям; означает оказание предпочтения при выборе линии поведения собственным интересам перед интересами об-ва и окружающих людей и является наиболее открытым проявлением индивидуализма.
ЭПИKУРЕИЗM - направление в истории этики и моральных учений, а также нравственный принцип; эвдемонистическая традиция в этике, которая часто истолковывалась в духе гедонизма. Получил название по имени древнегреч. философа Эпикура, к-рый считал высшим благом состояние блаженства, наслаждение и связывал с его достижением все моральные добродетели. Стремление к наслаждению и попытки избежать страданий, по его мнению, естественно присущи всякому живому существу, заложены в душе человека самой природой.
ЭСХАTОЛОГИЯ (или эшатология, греч. еsсhаtоs - последний и lоgоs - учение) - религиозное учение о конечной судьбе мира. Согласно христианской догматике, история человечества складывается из следующих осн. моментов, которые и предопределяют характер христианского толкования нравственности: бог создал человека по своему образу и подобию, дал ему моральный закон и наделил его свободой воли, сделал, следовательно, его ответственным за свои поступки; прародители людей совершили первородный грех, за что на всем роде человеческом лежит проклятие бога; посланный богом на землю Христос искупил вину человечества (Искупление) и тем самым создал возможность будущего "спасения" людей от греха в "царстве божьем", которое наступит после "страшного суда", где будут отделены праведные от неправедных. Из этих мифологических представлений делаются выводы, имеющие моральное значение: человек в своей нравственной деятельности должен надеяться не столько на свои собственные силы, сколько на божественную милость (Смирение); высшая моральная санкция состоит в том, что добродетель вознаграждается, а порок наказуется не в земной, а в загробной жизни (Воздаяние); хотя человек свободен, он уже не может не грешить, поскольку он унаследовал первородный грех; самым страшным грехом против бога являются не преступления против морали, а "гордыня" (Гордость), претензии на преодоление греха и достижение морального совершенства.

Реклама