Башкирская баннерная сеть - BB5

Ответы на итоговую контрольную по философии. Составители А. Мингазетдинов, А. Хомяков.

Философия №1 История философии

  1. Онтология, гносеология, соц. философия, фил. анторпология
  2. мировоззрение шире философии
  3. миф, религиозн, философ, научные
  4. веды - обшир. набор текстов 9 столетий
  5. Локаята, Джайнизм
  6. жизнь-страдания,причина с.-желания, нет с.-нет ж., благой путь спасения
  7. веды,брахман,кшатрии,вайшья,шудра,карма,йога
  8. Даосизм, Конфуцианство
  9. гуманизм, ритуал
  10. ксенофан,парменид,пифагор,гераклид,фалес
  11. апории-если есть движ-е, то есть непреодолимые противоречия. Дихтомия, Ахоллес
  12. диалектика
  13. добродетель проистекает из знания и человек знающий, что такое добро, не станет поступать дурно.
  14. идея-смысл,сущность вещи.Обладают энергией и управляют вселенной. Вечные образцы,парадигмы. божественная сущность.высшая идея-мир.разум
  15. Идеал.госво:ремесл-воины-философы. Против. антич.дем. Утопия
  16. форма(эйдос)-активное,творч,фактор,стимулир.цель.Материя-вечное,постоянное,несотворим,неуничтож.
  17. Растительный уровень-животный-разумный (человеч.)
  18. +-манархия,аристократия,полития, - тирания,олигархия,демократия
  19. 1)сотв.мира,2)сущность,3)моральный закон.Оправдание бога,разум/вера,появл. мира,направленность
  20. Патристика(2-6в.), Схоластика(7-15)
  21. А. Блаженный
  22. споро природе общих понятий.Р-общее в неразрыв. связи с единич.Н-нет сущ. общего"до вещи".
  23. 1)Движ-е,2)причина,3)от возможного,4)от степени сов-ва,5)от цели
  24. петрарка,бокаччо,макиавелли
  25. развитие пром-ти, изжив. феодал., мех. и мех. взгляды на мир., открытия галлилея и ньютона.
  26. беккон,гоббс,локк,декарт
  27. есть идеи не имеющие общего обоснования, а идеи внитренние (напр. идея о боге)
  28. аналитический/рациональный
  29. м(лейбниц)-мельч. элементы бытия,облад. активностью и самостоят., находящ. в непрерывн. изменении, и способ. к стаданию и сознанию.
  30. п - (pan-все,theos-бог) - отождествление мира и бога: все есть бог, единосущее. Вне бога нет ничего, но бога нет вне мира.
  31. эксперимент, опыт
  32. идолы рода, пещеры, рынка, театра
  33. с-(sensus-чувство)-фил. воззрение, выводящее все содержание знаний из деят. орган. чувств и сводящ. его к сумме элемент. чув. познания. С. полагают, что мышление принципиально не способно дать ничего нового по сравнению с чувственностью.
  34. Кант, фихте, шеллинг, фейербах
  35. кант
  36. чувствен, рассудочность, разумность
  37. абсолют. деалектич.
  38. 1) переход кол-ва в кач-во,2) направления и развития,3) единства борьб и противопол.
  39. все должно предстать перед судом разума. культур. нации, прогресс чел-ва
  40. Дидро,руссо,вольтер
  41. Декарт, Дидро
  42. люди договорились-результат гос-во. Локк, Монт, Гоббс
  43. сложно провести грань м/д реал. и иллюзорн. Распадение на познающее и познаваемое только в представл. Объект предполаг. субъект Мир-взаимосвязь О. и С.
  44. Философ. жизни. В человеке приобл. биолог. начало. Интеллект-высший слой, необход. для сохранения инстинктов.
  45. хайдеггер, сартр, камю, ясперс, марсель
  46. задача Ф.:занятие ? сугибо индив-человеч. бытия. смысл жизни, место человека, выбор пути.
  47. Э.ф.-самое непосредств выр-е соврем. ее затянатости, безысходн. выр-е общего чувства времени.Ф. радикал. конечности
  48. ? о смысле и целях истории, где гл. тема - человек, судьба, жиз. пути, обуслов. особенностями русс. души.
  49. Ломоносов, радищев, чаадаев
  50. славянофилы
  51. западники
  52. Философия полож. всеединства. Высшее ед.-Бог.Мировая душа- София. Абсолютное осуществл. благо через истину в красоте.
  53. Бердяев,Лосский,Бугаков, Ильин.

 

Теория философии

1. Бытие - филос.категория, кот.фиксирует сущ-ие и взаимосвязь предметов и явлений (людей, состояний, идей, мира в целом)

2. 1:бытие вещей, процессов и состояний природы(бытие вещей, процессов и состояния первой природы)-сущ-ет до и вне и независимо от сознания ч-ка 2:Бытие вещей, процессов и состояний природы, произвед. человеком(или искусственная среда обитания)-единство природ. материала и челов. деятельностью 3форма:бытие природы, как целого

3. 2способа бытия: -реальное (существование) – идеальное (сущность)

4. 3 вида бытия: -возможность –действительность -необходимость

5. М.-объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им

6. 2 признака материи: 1) Признание первичности материи по отношении к сознанию (объективность ощущения) 2) Признание принципиальной познаваемости мира.

7. 3уровня матер. действительности: -неорганика –органика –соц.д-ть

8. Синергетика раскрыла механизм возникновения порядка через флуктуации, т.е. отклонение системы от некорого равновесного состояния

9. Время – форма бытия материи, выражающая длительность протекающих процессов, последовательность смены состояний в ходе изменения и развития систем

10. Прост-во – форма бытия материи, выражающ. протяж. элементов, их строения из элементов и частиц

11. 2 концепции: субстанциальная, реляционная

12. Субстанциальная (Демокрит, Эпикур) – пространство и время – самостоятельные сущности, существующие на ряду с материей и независимо от нее

13. Реляционная (Аристотель, Лейбниц) – пространство и время – особые отношения м/у объектами и процессами и вне их не существуют. Исключили из науки понятие абс. пространство и абсолютное время и показали зависимость свойств от характера движения (см. лекции)

14. Д.-любые взаимодействия, изменения в состоянии объектов.

15. Развитие – изменение состояний, которые происходят при сохранении их основы, т.е. исходного состояния. Качественный х-р изменений, необратимость, направленность

16. Формы движения: -механистическая –физическая –химическая –биологическая –социальная Соврем. наука выделяет нов. формы физич. движения процессы микро и макро мира, уточняет подвиды биолог. движения, иначе интерпритирует физ-хим. движение

17. Отражение м.б. предпосылкой познания материального мира. Отражение характер-ся: предполагает в объекте изменения, адекватные воздействию, зависит от среды – объективных условий, особенностей, отражающей систему

18. Иерархия форм отражения на разных уровнях: 1.ур. – неорганика – мех.-физик. – химик. отражение 2.ур. – органика – биологическое отражение – характерно целесообразность – информационное отражение, т.е. это отражение носит избир. х-р, т.е ориентировано на жизненно важные факторы и является важным средством организма к приспособлению

19. Сознание-сложное системное образование, совокупность разнородных, идеальных процессов, обладающих связанностью и согласованностью. Особое состояние, свойственное только человеку в котором ему доступен и мир, и он сам

20. Источники: мозг, внешний предметный и духовный мир по отношению к сознанию, соц-культурная среда – соц. идеалы, нрав. нормы, духовный мир индивида, жизненный опыт.

21. Структура: совокупность знаний о мире-связь сознания и познания, память-способность накапливать и воспроизводить информацию, внимание-способность концентрироваться

22. Динамика: осознание своего тела, осознание общественной принадлежности, личное самосознание

23. Антропосоциогенез – совместная эволюция общ-ва и ч-ка

24. Ф-ции языка: общение (способ передачи мысли при помощи слов), орудие мышления (средство выражения и оформления мыслей), инструмент накопления знаний, способ передачи информации, способ воздействия людей друг на друга, способ развития сознания

25. Структура психики по Фрейду разнородна, сущ-ет барьер м/у сознательной и бессознательной сферами. Сознание – частный случай структуры бессознательного, лишь оправа в мире бессознательного. Бессознательное – котел кипящих страстей, эмоции, резервуар психической энергии.

26. Бессоз-ное-совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта

27. П.-усвоение чувственного содержания или испытываемого положения вещей, состояния процессов с целью нахождения истины.

28. От цели, содержания, способов обработки. Виды: -обыденное –религиозное –морально-нравственное –научное; чувственное, рациональное, иррациональное

29. Субъекты познания – тот, кто познает – индивид, общество

30. Объект познания – то, что познается – окруж. мир, ч-к

31. 3ступени чувс. познания: - ощущения-соответствует отдельному свойству предмета –восприятие-система св-в предмета, образуется в основе ощущения –представление восприятие при отсутствии предмета

32. Мышл осуществляется в трех формах. 1) Понятие – представление, содержащие в себе требования постоянности, определенности, всеобщего признания, языкового воплащения. 2) Суждение – это такая форма мысли, в которой посредством связи утверждается (или отрицается) что-либо о чем-либо. 3) Умозаключение – это форма мысли в виде рассуждения, в ходе которого из одного или нескольких суждений именуемых посылками выводится новое суждение, которое наз-ся следствием или заключением.

33. Интуиция – специфический познавательный процесс продуцирующий новое познание

34. Условия: подготовка знаний проблемы, наличие нерешенной задачи, наличие подсказки (“пускового механизма”). Д.б. неожиданность, неосознанность решения задачи, постижение истины

35. Истина-адекватное отражение объекта познающегося субъектом, восприятие объекта так, как он существует сам по себе вне сознания

36. Критерии: ясность, очевидность, отчетливость. (Декарт) Конкретность - это свойство истины, основаное на знании реальных связей, взаимодействия всех сторон объекта, главных, сущ свойств, тендеций его развития. Общезнанчимость. Прагматический критерий истины: истинные идеи - это те, которые хорошо работают. Критерий истины закл-ся в практике.

37.

38.

39. Наука – особая система знаний, изучающая основы какой-либо области; д-ть – система исследований в какой-либо сфере.

40.

41. Общ-во – высшая ступень развития жив. сист., глав. элементы кот.-люди, формы их совмест. д-ти, продукт. труда, различные формы собст-ти и борьба за нее, политика и гос-во, совокупность различных институтов

42. Формы общ. сознания: мораль, искус-во, религия, право, политика, наука

43. 5уровней: -низкий (личности как таковой нет, ч-к управляется) –ч-к догматического типа (разделение мира на черное и белое, не понимание сложности жизни) –ч-к здравого смысла (ч-к понимает сложность жизни, сатиру, может выполнять тв. д-ть, но не понимает других людей с иным мышлением) –талантливые люди (ориг. мышление, большой тв. потенциал, способность брать от-ть за свои просчеты) -гений

44. 2 концепции личности: личность как функциональная (ролевая) характеристика чел-ка и личность как его сущностная характеристика. Первая концепция опирается на понятие соц роли человека. Сущностная концепция явл более глубокой. Личность - индивидуальное выражение общ отношений и функций людей, субъект позания и преобразования мира, прав и обязаностей, этических, эстетических и всех иных соц норм.

45.

46. Культура – все виды преобразовательной д-ти человека и общества и их результаты. Характеристика жизни общ-ва. Дух .культура – целостность науки, искусства, нравственности, религии. Матер. культура – совокупность всех материальных ценностей, созданных в процессе д-ти ч-ка.

47. Виды: духовная и материальная, “массовая” (формируется с массовым пр-вом и потреблением, искусство в качестве продуктового потребления), “элитная” (расчитанна на узкий круг, разбирающихся в ней людей), “экранная” (компьютерная революция), и др.

48. Ценность – это определение того или иного объекта, материальная или духовная реальности которых высвечивает его положительное или отрицательное значение для ч-ка и человечества

49. Материальные и духовные, и др.

50. Прогресс – переход к более развитому, высшему. В результате прогресса в некоторых областях в других может наступить регресс. Критерии: развитие разума, нравственный критерий, развитие производительных сил, включая развитие самого ч-ка.

51. Эвтаназия -

52. Генотип – совокупность всех наследственных факторов организма

53. Фенотип – совокупность всех признаков и свойств организма, сформировавшихся в процессе его индивидуального развития (онтогенеза). Определяется взаимодействием генотипа с условиями среды в которых протекает его развитие

54. Природа -

 

 

 

 

Реклама