ТЕМА 2. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ.

Рассматриваемые вопросы:

    1.Образовательные программы.

    2.Формы получения образования.

    3.Учредители образовательного учреждения.

    В соответствии с законом "Об образовании" под системой образования понимается совокупность взаимодействующих:

    1.преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;

    2.сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;

    3.органов управления образованием и подведомственных им учреждений, предприятий и организаций.

    Рассмотрение данной системы необходимо начать с первого ее компонента, то есть с образовательных программ. Итак, целью образовательной программы является определение содержания образования определенного уровня и направленности. Реализуемые в РФ образовательные программы можно рассмотреть на  схеме.

   Схема 1

    Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

    Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и образовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации.

    Обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной программы или основной профессиональной образовательной программы устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом.

    Содержание образования должно быть ориентированно на:

    обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации;
    развитие общества;
    укрепление и совершенствование правового государства.

    Как уже отмечалось выше содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (или программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.

    Государственные органы управления образованием обеспечивают разработку на основе государственных образовательных стандартов примерных образовательных программ.

    Образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе) за пределами определяющих его статус образовательных программ.

    Военная подготовка в гражданских образовательных учреждениях может проводиться только на факультативной основе с согласия обучающихся или (и) родителей (законных представителей)

    Организация образовательного процесса в образовательном учреждении регламентируется учебным планом (то есть разбивкой содержания образовательной программы по учебным курсам, по дисциплинам и по годам обучения), годовым календарным учебным графиком и расписаниями занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми образовательными учреждениями самостоятельно. Государственные органы управления образованием обеспечивают разработку примерных учебных планов и программ курсов, дисциплин.

    Образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся.

    Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся (воспитанников) должны иметь возможность знакомиться с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости обучающихся.

    Учредитель устанавливает порядок приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования, обеспечивает прием всех граждан, которые проживают на данной территории и имеют право на получения образования соответствующего уровня.

Учредителями образовательных учреждений являются:


  1. органы государственной власти, органы местного самоуправления;

  2. отечественные и иностранные организации всех форм собственности и их объединения;

  3. отечественные и иностранные общественные и частные фонды;

  4. общественные и религиозные организации (объединения), зарегистрированные на территории РФ;

  5. граждане РФ и иностранные граждане.

Допускается совместное учредительство. Учредителем военных профессиональных образовательных учреждений может быть только Правительство РФ.

    Прием граждан в государственные и муниципальные образовательные учреждения для получения среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального производится на конкурсной основе по заявлению граждан.

    Вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования принимаются дети-сироты и дети оставшиеся без попечения родителей, а также инвалиды первой и второй групп, которым согласно заключения врачебно-трудовой комиссии не противопоказано обучения в соответствующих образовательных учреждениях.

Реклама