ТЕМА 3. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ.

Рассматриваемые вопросы:

    1. Типы образовательных учреждений.

    2. Организационно-правовые формы образовательных учреждений.

    3. Образовательные уровни (образовательные цензы).

    В соответствии со ст. 12 закона "Об образовании" под образовательным учреждением понимается учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

    Образовательное учреждение является юридическим лицом. По своим организационно-правовым формам образовательные учреждения могут быть государственные, муниципальные и негосударственные (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений). Негосударственные образовательные учреждения создаются в соответствии с законом РФ от 12.01.96 г. "О некоммерческих организациях".

    Действие законодательства РФ в области законодательства распространяются на все образовательные учреждения на территории РФ независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.

    К образовательным учреждениям относятся учреждения следующих типов:

    1) дошкольные;
    2) общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования);
    3) учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования;
    4) учреждения дополнительного образования взрослых;
    5) специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;
    6) учреждения дополнительного образования;
    7) учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);
    8) учреждения дополнительного образования детей;
    9) другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

    Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений. Для негосударственных образовательных учреждений данные типовые положения выполняют функцию примерных.

    Так, в соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства РФ от 1.07.95 г. (с изменениями от 14.02.97 г.) дошкольное образовательное учреждение - тип образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы дошкольного образования различной направленности.

     Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2-х месяцев до 7 лет.

    Основными задачами дошкольного образовательного учреждения являются:

    - охрана жизни и укрепление здоровья детей;
    - обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка;
     - осуществление необходимой коррекции отклонений в развитии ребенка;
     - приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
     - взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

     Дошкольные образовательные учреждения в соответствии с их направленностью делятся на следующие виды:
    детский сад;
    детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.);
     детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;
     детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;
     детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеобразовательные, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании);
    центр развития ребенка - детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.

    Образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста строит свою деятельность в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19.09.97 г. Данное положение является типовым для следующих видов государственных и муниципальных учреждений:
    начальной школы-детского сада;
    начальной школы-детского сада компенсирующего вида - с осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников и обучающихся;
    прогимназии - с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников и обучающихся (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и др.).

    Следующим положением является Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 31.08.94 г. (с изменениями от 9.09.96 г., 15.01.97 г.). Данное положение является типовым для следующих видов общеобразовательных:
     начальных, основных,
    средних общеобразовательных школ, в том числе с углубленным изучением отдельных предметов, лицеев и гимназий.

    В соответствии с вышеназванным положением общеобразовательное учреждение осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями образовательных программ трех ступеней образования:

    I ступень - начальное общее образование (нормативный срок освоения 3-4 года);

    II ступень - основное общее образование (нормативный срок освоения 5 лет);

    III ступень - среднее (полное) общее образование (нормативный срок освоения 2-3 года).

    Далее будут рассмотрены ступени профессионального образования. В соответствии со ст. 23 закона "Об образовании" начальное профессиональное образование имеет целью подготовку работников квалифицированного труда (рабочих, служащих) по всем основным направлениям общественно-полезной деятельности на базе основного общего образования.

     По отдельным профессиям начальное профессиональное образование может базироваться на среднем (полном) общем образовании.

    Начальное профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях начального профессионального образования (профессионально-технических и иных училищах данного уровня).

     Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования.

    Граждане, имеющие среднее (полное) общее или начальное профессиональное образование соответствующего профиля, получают среднее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам.

    Среднее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях) или на первой ступени образовательных учреждений высшего профессионального образования.

    В Российской Федерации высшее образование возможно получить в следующих высших учебных заведениях: университет, академия, институт. (Федеральный закон от 22.08.96 г. "О высшем и послевузовском профессиональном образовании").

Реклама