ОСНОВНОЙ ТЕКСТ УЧЕБНИКА.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС

Глава 17

ОСОБЕННОСТИ СУДЕБНОГО РАССМОТРЕНИЯ ГРАЖДАНСКИХ ДЕЛ, ОСЛОЖНЕННЫХ ИНОСТРАННЫМ ЭЛЕМЕНТОМ

§ 1. Понятие международного гражданского процесса.
§ 2. Определение подсудности, и пророгационные соглашения.
§ 3. Право на судебную защиту и гражданские процессуальные права иностранцев в Российской Федерации.
§ 4. Процессуальное положение иностранного государства.
§ 5. Установление содержания иностранного права.
§ 6. Исполнение судебных поручений.
§ 7. Признание и исполнение решений иностранных судов.
§ 8. Нотариальные действия

§ 1. Понятие международного гражданского процесса

      Под международным гражданским процессом в науке международного частного права понимается совокупность вопросов процессуального характера, связанных с защитой прав иностранцев и иностранных юридических лиц в суде и арбитраже. Термин "международный гражданский процесс" носит условный характер. Обычно к международному гражданскому процессу относят следующие вопросы: 1) определение подсудности в отношении дел, возникающих по гражданским, семейным и трудовым правоотношениям с иностранным, или международным, элементом; 2) процессуальное положение иностранных граждан и иностранных юридических лиц в суде; 3) процессуальное положение иностранного государства и его дипломатических и консульских представителей; 4) установление содержания иностранного права; 5) обращение к иностранным судам с поручениями о вручении документов и выполнении отдельных процессуальных действий и исполнение поручений иностранных судов; 6) признание и принудительное исполнение иностранных судебных решений; 7) совершение нотариальных действий; 8) признание иностранных арбитражных согла-шений; 9) рассмотрение споров в порядке арбитража; 10) принудительное исполнение решений иностранного арбитража.
      Рассматривая дела с иностранным элементом, суды в РФ, как и в других странах, в принципе применяют при решении гражданских процессуальных вопросов право своей страны. При этом возможны случаи, когда то или иное понятие по российскому законодательству относится к материальному праву, а по праву какого-либо иностранного государства -- к процессу, или наоборот. Иностранный закон, как правило, не подлежит применению в российском суде по тем вопросам, которые по нашему законодательству считаются процессуальными. И наоборот, то обстоятельство, что данная норма считается в другой стране процессуальной, не препятствует ее применению нашим судом, если по российскому праву она рассматривается как норма материального гражданского права.

§ 2. Определение подсудности и пророгационные соглашения

      1. В международном частном праве под международной подсудностью понимается компетенция судов данного государства по разрешению гражданских дел с иностранным элементом. Например, надо решить, может ли суд данной страны принимать к своему рассмотрению иски к ответчикам, не имеющим в этой стране места жительства, может ли суд рассматривать дело о расторжении брака между иностранцами или между отечественным гражданином и иностранцем и т.п. Эти вопросы решаются с помощью норм законодательства данного государства и международных соглашений.
      Определение подсудности следует отличать от определения права, подлежащего применению к правоотношению с иностранным элементом. Известны три основные системы определения подсудности:
      1) по признаку гражданства сторон спора. Так, для того чтобы суд какого-либо государства (например, Франции) признал себя компетентным рассматривать дело, достаточно, чтобы спор касался сделки, заключенной гражданином этого государства, независимо от места ее заключения;
      2) путем распространения правил внутренней территориальной подсудности, и прежде всего правила подсудности по месту жительства ответчика, при определении подсудности подолам с иностранным элементом (например, в ФРГ);
      3) по признаку "присутствия" ответчика, которое толкуется весьма широко (например, в Великобритании и США).
      Законодательство и практика большинства государств допускают так называемую договорную подсудность. Это значит, что по соглашению сторон конкретное дело может быть отнесено к юрисдикции иностранного государства, хотя по закону страны суда оно подсудно местному суду, или, наоборот, дело, которое по закону места нахождения суда подсудно иностранному суду, может быть в силу соглашения сторон отнесено к юрисдикции местного суда.
      Соглашения сторон, устанавливающие выбор подсудности, называются пророгационными соглашениями. Соглашения такого рода известны в договорной практике нашего государства. В торговых договорах обычно устанавливается, что споры по сделкам, заключенным нашим торгпредством за границей, подлежат местной юрисдикции. Наряду с этим часто предусматривается, что для споров по сделке может быть определена и иная подсудность.
      Страны СНГ заключили 20 марта 1993 г. Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности. Это соглашение исходит из следующих основных положений:
      1) хозяйствующие субъекты каждого государства пользуются на территории любого государства такой же правовой и судебной защитой своих имущественных прав и законных интересов, что и субъекты этого другого государства;
      2) по общему правилу истец должен обращаться с иском в суд по месту нахождения или месту жительства ответчика. Установлены определенные изъятия из этого правила, в частности, споры о заключении, изменении или расторжении договора будут рассматриваться по месту нахождения поставщика;
      3) определено право, подлежащее применению при разрешении споров;
      4) предусмотрено взаимное признание и исполнение вступивших в законную силу решений компетентных судов другого государства.
      Реализация этого соглашения будет иметь большое значение, поскольку между предприятиями стран СНГ возникает большое количество хозяйственных споров, а соглашение распространяется на все суды, в том числе и на арбитражные (хозяйственные) суды.
      Наряду с этим соглашением восемь стран -- участниц СНГ заключили 6 июля 1992 г. Соглашение о статусе Экономического суда СНГ. Утверждено Положение об этом суде. К ведению Экономического суда отнесено разрешение, во-первых, экономических споров между государствами и, во-вторых, споров о соответствии нормативных и других актов стран -- участниц СНГ по экономическим вопросам, соглашениям и иным актам самого Содружества.
      2. Основными законами в области гражданского процесса в России являются ГПК РСФСР и АПК РФ.
      В состав судебной системы России наряду с конституционными судами, входят суды общей юрисдикции и арбитражные суды, рассматривающие дела по экономическим спорам. Эти последние суды, являющиеся государственными судебными арбитражными органами, следует отличать от так называемых третейских судов, которые часто также именуются арбитражами. Применение термина "арбитраж" не должно вводить в заблуждение: в первом случае речь идет о государственных судах, а во втором -- о судах, избранных сторонами в споре (см. гл. 18). Согласно новому российскому законодательству, компетенция государственных судебных арбитражных органов была расширена за счет отнесения к их подведомственности споров с участием иностранных лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность.
      АПК РФ, вступивший в силу с 1 июля 1995 г., предусматривает, что арбитражные суды рассматривают подведомственные им дела с участием иностранных организаций, организаций с иностранными инвестициями, международных организаций, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую деятельность, если иное не предусмотрено международным договором РФ (п. 6 ст. 22). К экономическим спорам относятся наряду с другими споры о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов государственных органов, а также органов местного самоуправления и иных органов. На практике эту возможность, которой раньше не было, используют часто предприятия с иностранными инвестициями, обращаясь в арбитражные суды с исками о признании недействительными актов налоговых или таможенных органов.
      Рассмотрению споров с участием иностранных лиц в судебных арбитражных органах России придается большое значение, поскольку защита их предпринимательской деятельности в России рассматривается как одно из необходимых условий успешной интеграции российской экономики в мировую и региональные структуры.
      Согласно ст. 210 АПК РФ, иностранные лица имеют право обращаться не только в суды общей юрисдикции, но и в арбитражные суды для защиты своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
      В соответствии с ГПК РСФСР суды рассматривают дела, в которых участвуют иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные предприятия и организации. Статья 434 ГПК РСФСР устанавливает, что подсудность судам России гражданских дел по спорам, в которых участвуют иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные предприятия и организации, а также по спорам, по которым хотя бы одна из сторон проживает за границей, определяется российским законодательством, а в случаях, не предусмотренных этим законодательством, -- исходя из правил подсудности, установленных настоящим Кодексом.
      Общим правилом определения подсудности является предъявление иска в суде по месту жительства ответчика. В то же время ст. 118 ГПК РСФСР предусматривает, что иск к ответчику, не имеющему в РФ места жительства, может быть предъявлен по месту нахождения его имущества или по последнему известному месту его жительства в РФ. Из нормы ст. 119 ГПК РСФСР вытекает, что исключительно российским судам подсудны дела по искам о праве на строение, об установлении порядка пользования земельным участком, если строение или земельным участок находятся в РФ.
      В ряде случаев иски могут предъявляться по месту жительства истца, а иски о возмещении вреда -- по месту причинения вреда. Эти положения применяются в судебной практике.
      Согласно АПК РФ, арбитражные суды в РФ рассматривают дела с участием иностранных лиц, если ответчик находится, а гражданин имеет место жительства на территории России. Арбитражные суды вправе также рассматривать дела с участием иностранных лиц: 1) если филиал или представительство иностранного лица находится на территории России; 2) если ответчик имеет имущество на территории РФ, 3) если иск вытекает из договора, по которому исполнение должно иметь место или имело место на территории РФ, 4) если по делу о возмещении вреда, причиненного имуществу, действие или иное обстоятельство, послужившее основанием для предъявления требования о возмещении вреда, имело место на территории РФ; 5) если иск вытекает из неосновательного обогащения, имевшего место на территории России; 6) если истец по делу о защите чести, достоинства и деловой репутации находится в РФ; 7) если имеется соглашение об этом между организацией или гражданином РФ и иностранным лицом.
      В договорах о правовой помощи, заключенных СССР с другими странами, разграничение проведено по определенным категориям гражданских дел: о лишении и ограничении дееспособности -- по договорам СССР с Болгарией, Польшей, Чехословакией; о признании лиц, безвестно отсутствующими или умершими -- по всем договорам, по спорам, возникающим из личных и имущественных правоотношений супругов, -- по договорам СССР с Болгарией, Вьетнамом, Кубой, Польшей; подолам о расторжении брака или о признании его недействительным -- по договорам СССР с Болгарией, Венгрией, Кубой, Польшей, Чехословакией; по наследственным делам -- по всем договорам; по делам о возмещении вреда -- по договорам СССР с Вьетнамом, Кубой и Чехословакией. Все эти договоры сохранили свое действие для России.
      В соответствии со ст. 20 Конвенции стран СНГ о правовой помощи от 22 января 1993 г. по спорам между физическими лицами, проживающими в различных странах СНГ, иски, как правило, предъявляются в стране, где лицо имеет место жительства, а иски к юридическим лицам предъявляются в суды страны, на территории которой находится орган управления юридического лица, его представительство либо филиал. Конвенцией предусмотрены и другие критерии подсудности для конкрет-ных категорий исков (место нахождения недвижимости и др.). Суды стран СНГ могут рассматривать дела и в других случаях, если имеется письменное соглашение сторон о передаче спора этим судам и если компетенция судов прямо не определена конвенцией (правила об исключительной компетенции).

§ 3. Право на судебную защиту и гражданские процессуальные права иностранцев в Российской Федерации

      Российское законодательство, предоставляя иностранцам в принципе равную с нашими гражданами возможность приобретать и осуществлять свои права в РФ, вместе с тем дает им возможность их судебной защиты.
      Значение, которое уделяется в России защите прав иностранцев, нашло свое отражение в том, что иностранным гражданам и лицам без гражданства гарантируется право на обращение в суд и иные государственные органы для защиты принадлежащих им личных, имущественных, семейных и иных прав.
      Иностранные граждане пользуются гражданскими процессуальными правами наравне с российскими гражданами. Иностранцы могут участвовать в гражданских процессах в качестве истца, ответчика или третьего лица. Право на судебную защиту имеют в РФ иностранные предприятия и организации (ст. 433 ГПК РСФСР).
      Право обращаться в суд и пользоваться гражданскими процессуальными правами наравне с гражданами РФ предоставлено и лицам без гражданства (ст. 434 ГПК РСФСР).
      Предоставление национального режима в области гражданского судопроизводства закон не связывает с проживанием иностранца или лица без гражданства в РФ.
      В России нет каких-либо ограничений или условий, выполнение которых необходимо для обращения иностранца в суд. Между тем процессуальному законодательству ряда государств известно правило, согласно которому при предъявлении иска иностранец-истец должен внести денежный залог в обеспечение судебных расходов, которые может понести ответчик, если истцу будет отказано в иске.
      Торговые договоры РФ с другими странами содержат специальные правила о взаимном свободном доступе граждан и организаций договаривающихся сторон в суд.
      Все договоры о правовой помощи, заключенные с другими государствами, устанавливают, что граждане одного государства пользуются на территории другого государства в отношении своих личных и имущественных прав такой же защитой, как и собственные граждане. Им предоставлено право свободно и беспрепятственно обращаться в суды, прокуратуру, нотариальные конторы и иные учреждения юстиции другого государства. Они могут возбуждать ходатайства и предъявлять иски на равных основаниях с отечественными гражданами. Им предоставляются одинаковые с отечественными гражданами процессуальные права, и они не должны вносить какой-либо залог при предъявлении иска.
      Такие правила предусмотрены, в частности, в Конвенции между СССР и Италией о правовой помощи по гражданским делам 1979 года, в договорах о правовой помощи с Финляндией ( 1978 г.), Грецией ( 1981 г.), Алжиром ( 1982 г.). Сирией ( 1984 г.). Тунисом ( 1984 г.), Кипром ( 1984 г.).
      Положения этих договоров применяются соответственно и к учрежденным на территории договаривающихся сторон в соответствии с их законодательством юридическим лицам, а также к другим организациям, пользующимся процессуальной правоспособностью.
      Иностранец, являясь стороной в процессе, пользуется в нашем суде всеми процессуальными правами наравне с российскими гражданами. Это правило действует в отношении как судов общей юрисдикции, так и судебных арбитражных органов. Согласно АПК РФ, иностранные лица пользуются процессуальными правами и выполняют процессуальные обязанности наравне с организациями и гражданами России. Правительством РФ могут быть установлены ответные ограничения в отношении иностранных лиц тех государств, в судах которых допускаются специальные ограничения процессуальных прав организаций и граждан РФ (ст. 210 АПК РФ).
      Иностранец может вести дела в суде лично или через представителя. В нашем праве нет института обязательного судебного представительства. Представителями иностранных граждан в суде могут быть как российские граждане, так и иностранцы.
      Представителем может быть любой адвокат. Аналогичным образом решается вопрос о представительстве иностранных фирм и граждан при рассмотрении дел в третейских судах (арбитражах). Например, в МКАС РФ стороны могут вести дела непосредственно или через должным образом уполномоченных представителей, назначаемых сторонами по своему усмотрению, в том числе из числа иностранных граждан и организаций.

§ 4. Процессуальное положение иностранного государства

      1. Иностранное государство обладает судебным иммунитетом. Под судебным иммунитетом понимается изъятие одного государства из-под юрисдикции другого государства. Иностранное государство не может быть привлечено к суду в качестве ответчика без его согласия. Основанием этого правила являются принцип суверенитета и принцип суверенного равенства государств. Судебный иммунитет государства включает в себя: а) судебный иммунитет в узком смысле слова -- саму неподсудность одного государства суду другого; б) иммунитет от предварительного обеспечения иска, в) иммунитет от принудительного исполнения судебного решения (см. гл. 7).
      При постановке в суде вопроса об иммунитете учитывается практика, сложившаяся в том государстве, где предъявлен иск или наложен арест. Как уже отмечалось (см. гл. 6), современная практика государств в этом вопросе неоднородна. Суды ФРГ, США. Великобритании, Австрии, Швейцарии, Италии и ряда других стран предоставляют иммунитет лишь в тех случаях, когда речь идет о действиях государства публично-правового характера.
      Однако чаще всего при заключении контракта с государством или с его органом в контракт включается арбитражная оговорка. Она означает согласие государства на рассмотрение иска к нему в порядке арбитража.
      Таким образом, претензии к государству возможны, но они должны рассматриваться в соответствии с нормами международного права, а также в соответствии с предусмотренными в таких случаях условиями рассмотрения споров. Приведем пример. После обоснованного отказа судов США рассматривать иск к пароходу "Россия" двух американских гражданок, якобы получивших увечья во время рейса судна, этот иск рассматривался в соответствии с условиями договора перевозки в арбитраже не как иск к государству или его собственности, а как обычный иск к пароходству как перевозчику.
      В РФ сохраняется действие принципа абсолютного иммунитета, который получил закрепление в российском законодательстве. Согласно ст. 61 Основ гражданского судопроизводства, "предъявление иска к иностранному государству, обеспечение иска и обращение взыскания на имущество иностранного государства, находящееся в СССР, могут быть допущены лишь с согласия компетентных органов соответствующего государства".
      2. В особом положении находятся также лица, входящие в состав персонала дипломатических и консульских представительств, а также сотрудники международных организаций. Положение о дипломатических и консульских представительствах иностранных государств на территории СССР, утвержденное указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 мая 1966 г., предусматривает, в частности, что глава дипломатического представительства, члены дипломатического персонала, консульские должностные лица пользуются иммунитетом от гражданской (а также уголовной и административной) юрисдикции. В то же время "иммунитет от гражданской юрисдикции не распространяется на случаи, когда глава дипломатического представительства и члены дипломатического персонала представительства вступают в гражданско-правовые отношения как частные лица в связи с исками о принадлежащих им строениях на территории СССР, наследовании или деятельностью, осуществляемой ими за пределами официальных функций" (ст. 13). Консульские должностные лица пользуются иммунитетом от гражданской юрисдикции в том, что касается их служебной деятельности, но это, однако, не распространяется на иски о возмещении вреда, причиненного дорожно-транспортным происшествием (ст. 25).

§ 5. Установление содержания иностранного права

      Суд и другие органы российского государства, а также арбитражные организации стоят на позициях лояльного применения иностранного законодательства во всех случаях, когда это основано на законе, правилах международного договора или на условиях сделки, заключенной российской организацией с иностранным контрагентом. В ст. 10 ГПК РСФСР предусмотрено, что "суд в соответствии с законом применяет нормы иностранного права". Иностранное право должно применяться судом так, как оно применяется в стране, где это право действует.
      Суд применяет не только иностранные законы, но и обычаи, и судебную практику иностранных государств в тех пределах, в каких они признаются источниками права в этих государствах. Содержание иностранного права может быть как установлено самим судом, так и доказано сторонами, заинтересованными в применении этого права.
      Суд обязан установить содержание иностранного права. Для этого он может обращаться к содействию сторон, запрашивать тексты законов иностранных государств у соответствующих учреждений и научных организаций. Для получения сведений об иностранном законодательстве суды (а также государственные нотариальные конторы) обращаются в Министерство юстиции РФ, которое при необходимости запрашивает в установленном порядке соответствующие учреждения иностранных государств.
      В целях установления содержания норм иностранного права суд, арбитражный суд, третейский суд или административный орган могут обратиться в установленном порядке за содействием и разъяснением к компетентным органам или учреждениям в РФ и за границей либо привлечь экспертов.
      Лица, участвующие вдело, вправе представить документы, подтверждающие содержание соответствующих норм иностранного права.

§ 6. Исполнение судебных поручений

      По общему правилу, суд может выполнять процессуальные действия лишь в пределах своего государства. Для осуществления таких действий за границей требуется согласие того государства, в котором они должны быть совершены. Поэтому процессуальные действия за пределами своей страны могут быть произведены лишь в порядке судебного поручения. Схема 41
      Особенно часто встречаются два случая, когда суду одного государства приходится обращаться за содействием к судебным органам другого государства. Первый случай -- вручение документов по просьбе суда лицам, находящимся за границей. Например, во Франции открывается наследство, а один из наследников проживает в Москве. Французский суд обращается к нашему суду с просьбой вручить извещение этому наследнику о слушании дела. Нужно не просто передать документы, а вручить их официальным образом, засвидетельствовать, что они получены определенным лицом и что оно было ознакомлено с их содержанием. Схема 42
      Второй случай -- выполнение отдельных процессуальных действий, и в частности допрос свидетелей, находящихся за границей. Если суд считает, что для выяснения обстоятельств по данному делу необходимо допросить свидетеля, проживающего за границей, он заранее составляет список вопросов к свидетелю. Допрос производится через судебные органы той страны, в которой проживает свидетель.
      Таким образом, под судебным поручением понимается обращение суда одного государства к суду другого государства с просьбой о производстве процессуальных действий на территории этого другого государства.
      При обращении суда одного государства к суду другого государства может применяться один из четырех исторически сложившихся порядков.
      Первый порядок -- непосредственное обращение суда государства А к суду государства Б.
      Второй порядок -- дипломатический. Он заключается в том, что суд государства А обращается к своему министерству иностранных дел, которое через свое посольство или консульство обращается в МИД государства Б с нотой. МИД государства Б направляет поручение в соответствующий суд с просьбой о его исполнении.
      Третий порядок -- выполнение судебных поручений в государстве Б специальным уполномоченным, назначенным судом государства А. Этот порядок был применен сначала в Англии, а затем в США. Состоит он в следующем: если суду США надо допросить свидетеля, проживающего во Франции американский суд назначает кого-либо из французских граждан, предварительно с ним договорившись, своим уполномоченным, который и вызывает свидетеля, допрашивает его и направляет материалы допроса в американский суд. Но этот уполномоченный ПС имеет права принимать какие бы то ни было принудительные меры, обеспечивающие явку свидетеля.
      Четвертый порядок -- выполнение судебных поручений путем передачи их центральным органам юстиции (министерствам юстиции, прокуратуре и т.п.). Суд одной страны направляет поручение центральному органу своей страны, который, в свою очередь, передает его центральному органу другой страны.
      Исполнение в РФ судебных поручений иностранных судов и обращение судов РФ с поручениями к иностранным судам регулируются ГПК РСФСР. Схема 43
      В соответствии со ст. 436 ГПК РСФСР суды РФ исполняют переданные им в установленном порядке судебные поручения иностранных судов о производстве отдельных процессуальных действий (вручение повесток и других документов, допрос сторон и свидетелей, производство экспертизы и осмотра на месте и т.д.), за исключением случаев, когда исполнение поручений противоречило бы суверенитету РФ или угрожало бы безопасности РФ либо когда исполнение судебных поручений не входит в компетенцию суда. Исполнение судебных поручений осуществляется судами на основе российского законодательства с применением правил ГПК. Вместе с тем советские суды не отказывались при допросе свидетелей по поручениям судов Великобритании или США руководствоваться исходящими от этих судов вопросниками (interrogatoires), составленными по обычной в судах общего правила форме для прямого и перекрестного допроса.
      Многосторонней Конвенцией о правовой помощи стран СНГ от 22 ян-варя 1993 г. установлено, что при оказании правовой помощи компетентные учреждения юстиции сносятся друг с другом через свои центральные органы, если конвенцией не установлен иной порядок.

§ 7. Признание и исполнение решений иностранных судов

      1. Действие судебного решения, вынесенного судом одного государства, в принципе ограничено пределами территории этого государства. Допустимость признания и исполнения иностранного судебного решения определяется законодательством конкретной страны и международными соглашениями, в которых она участвует. Признание решения иностранного суда означает, что оно служит подтверждением гражданских и иных прав и обязанностей в такой же степени, что и решение отечественного суда. В ряде случаев достаточно, чтобы решение было только признано (например, о расторжении брака). В других же случаях решение должно быть еще и исполнено, то есть подвергнуто специальной процедуре по разрешению исполнения (например, выдача экзекватуры или регистрация в специальном реестре). Таким образом, признание иностранного судебного решения является необходимой предпосылкой его принудительного исполнения; для принудительного исполнения обычно устанавливаются дополнительные требования сверх тех, которые необходимы для признания решения.
      Законодательству государств известны различные системы исполнения решений иностранных судов. Общим для всех этих систем является требование взаимности как условия для исполнения решения.
      2. Согласно л. 1 указа Президиума Верховного Совета СССР от 21 июня 1988 г. "О признании и исполнении в СССР решений иностранных судов и арбитражей", решения иностранных судов и арбитражей признаются и исполняются в СССР, если это предусмотрено международным договором СССР.
      Порядок исполнения в РФ решений иностранных судов определяется соответствующими международными договорами (ст. 437 ГПК РСФСР). Решения иностранных судов, которые не подлежат принудительному исполнению, признаются в РФ, если это предусмотрено международным договором или российским законодательством.
      Признание и исполнение решений в настоящее время допускается только договорами о правовой помощи, заключенными СССР с бывшими социалистическими странами, а также с Алжиром, Грецией, Ираком, Италией, Кипром.
      В договорах о правовой помощи, заключенных Россией (СССР) с другими странами, содержатся следующие основные условия признания и исполнения иностранных судебных решений:
      1) решение вступило в законную силу. Это определяется на основании законодательства страны суда, вынесшего решение;
      2) при разрешении дела по существу соблюдены процессуальные права лица, против которого вынесено решение (например, требуется, чтобы ответчику был своевременно вручен вызов в суд);
      3) отсутствует другое вступившее в законную силу решение по спору между теми же сторонами и по тому же предмету, вынесенное судом в государстве, на территории которого решение должно быть признано или принудительно исполнено,
      4) при рассмотрении дела и вынесении по нему решения соблюдены правила международных договоров о разграничении компетенции судов различных стран.

§ 8. Нотариальные действия

      1. В гражданских правоотношениях с иностранным элементом важное значение имеет деятельность нотариата. Число нотариально оформляемых в России документов, предназначенных для их использования за границей, с каждым годом увеличивается. В РФ нотариальные действия осуществляют нотариусы, работающие в государственных нотариальных конторах или занимающиеся частной практикой, а также в определенных случаях иные органы. За границей совершение нотариальных действий возлагается на консульские учреждения РФ.
      Основы законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. каких-либо ограничений для обращения к нотариусам для иностранных граждан и юридических лиц не устанавливают. Нотариусы совершают нотариальные действия в интересах всех обращающихся к нам физических или юридических лиц.
      В функции нотариальных контор входят: удостоверение документов, предназначенных для их действия за границей (в частности, доверенностей); принятие документов, составленных за границей; осуществление действий, связанных с охраной находящегося на территории РФ имущества, оставшегося после смерти иностранного гражданина, или имущества, причитающегося иностранному гражданину после смерти гражданина России; обеспечение доказательств, требующихся для ведения дел в органах иностранных государств, и т.д.
      В Основах законодательства РФ о нотариате предусмотрена возможность применения нотариусами норм иностранного права. Нотариусы принимают документы, составленные в соответствии с требованиями международных договоров, а также совершают удостоверительные надписи в форме, предусмотренной законодательством других государств, если это не противоречит международным договорам РФ (ст. 104).
      Консульские учреждения РФ за границей совершают целый ряд нотариальных действий (принимают меры к охране наследственного имущества, выдают свидетельства права на наследство, свидетельствуют верность копий документов н выписок из них, совершают морские протесты и т.д.). Они, в частности, удостоверяют сделки, однако кроме договоров об отчуждении недвижимого имущества, находящегося на территории России (ст. 38 Основ законодательства РФ о нотариате).
      2. Документы, составленные за границей с участием должностных лиц компетентных органов других государств или от них исходящие, принимаются государственными нотариусами и другими российскими органами при условии их легализации органом Министерства иностранных дел РФ.
      Легализация может, например, состоять в том, что консул РФ в соответствующем иностранном государстве делает на документе специальную надпись, которая удостоверяет подлинность подписи должностного лица иностранного государства. Консульские легализации заключаются не только в установлении и засвидетельствовании подлинности подписей, но и в удостоверении соответствия документов и актов законам государства пребывания (ст. 55 Консульского устава СССР). Легализация может требоваться и при направлении за границу документов, выданных российскими органами.
      Для РФ действует Гаагская конвенция от 5 октября 1961 г., отменяющая требование легализации иностранных официальных документов. В ней участвуют 156 государств, в том числе США, Франция, Англия, ФРГ и др. СССР присоединился к конвенции в 1991 году. Суть ее состоит в том, что вместо последовательных операций по оформлению легализации предусматривается выполнение единственной формальности -- проставления органами государства, выдавшего документ, так называемого апостиля, являющегося своего рода удостоверительной надписью на документе, единой по форме для всех государств-участников. Апостиль проставляется в РФ Министерством юстиции, МВД, Прокуратурой и Архивным ведомством на самом документе или на отдельном листе, скрепляемом с документом. Значение конвенции состоит в том, что она облегчает и упрощает процедуру оформления тех документов, касающихся прав граждан, которые должны представляться в зарубежные организации.
      Без легализации документы, составленные за границей, принимаются нотариатом и иными органами в тех случаях, когда это предусмотрено законодательством РФ и ее международными договорами.

Контрольные вопросы

1. Какие процессуальные права предоставляются иностранцам в РФ?
2. Каково процессуальное положение иностранного государства?
3. Как устанавливается содержание иностранного права?
4. Какой порядок предусмотрен договорами о правовой помощи для исполнения судебных поручений?
5. В каких случаях в РФ могут исполняться решения иностранных судов и какой порядок установлен для принудительного исполнения таких решений?
Реклама