Реклама

ТЕМА 5. УПРАВЛЕНИЕ СИСТЕМОЙ ОБРАЗОВАНИЯ.

Рассматриваемые вопросы:

    1.Органы управления образованием. Разграничение предметов ведения.

    2.Ответственность образовательного учреждения.

    3.Лицензирование деятельности образовательного учреждения.

    4.Порядок прохождения аттестации образовательного учреждения.

    5.Государственная аккредитация образовательного учреждения.

    В структуре органов управления образованием выделяются органы общей и специальной компетенции.

    К органам общей компетенции относятся Федеральное Собрание РФ, Президент РФ, Правительство РФ, а также органы законодательной и исполнительной власти субъектов РФ.

    Органы специальной компетенции можно рассмотреть на следующей схеме.

    Вопросы, отнесенные к предмету ведения органов управления образованием РФ, РБ и образовательных учреждений представлены в Таблице.

    Обладая широким кругом полномочий образовательное учреждение несет ответственность по следующим основаниям:

    Невыполнение функций, отнесенных к его компетенции.

    Реализация не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком, учебного процесса; качество образования своих выпускников.

    Жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

    Нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения.

    Иные действия, предусмотренные законом РФ.

    Образовательное учреждение создается учредителем по собственной инициативе и регистрируется уполномоченным органом в заявительном порядке.

    Для регистрации образовательного учреждения учредитель представляет заявление на регистрацию, решение учредителя о создании образовательного учреждения или соответствующий договор учредителей, устав образовательного учреждения, документ об уплате государственной регистрационной пошлины. Уполномоченный орган в течении одного месяца производит регистрацию образовательного учреждения, о чем в письменной форме уведомляет заявителя, финансовые органы , соответствующий государственный орган управления образованием. Заметим, что в регистрации не может быть отказано по мотивам нецелесообразности.

    Право на ведения образовательной деятельности и льготы возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).

     Лицензирование образовательных учреждений на право ведения образовательной деятельности осуществляется с целью проведения единой государственной политики в области образования, государственного регулирования условий осуществления образовательного процесса, а также защиты прав граждан Российской Федерации на получение образования, создания правовых гарантий для свободного функционирования и развития образовательных учреждений различных организационно-правовых форм.

    Лицензирование - процедура, включающая проведение экспертизы и принятие решения о выдаче (или отказе в выдаче) образовательному учреждению лицензии на право ведения образовательной деятельности в соответствии с поданным заявлением.

     По заявлению учредителя(ей) образовательного учреждения о выдаче лицензии приказом органа управления образованием создается экспертная комиссия.

     Руководство экспертной комиссией возлагается на ведущих работников органа управления образованием, осуществляющего выдачу лицензии.

    В состав экспертной комиссии на паритетных началах входят представители соответствующего государственного органа управления образованием, местного управления образованием, заинтересованных министерств и ведомств, действующих образовательных учреждений, общественности.

     Экспертная комиссия проводит свою работу в месячный срок с момента ее создания.

     Предметом и содержанием экспертизы является установление соответствия условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых образовательным учреждением, государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил; санитарных и гигиенических норм; охраны здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений; оборудования учебных помещений, оснащенности образовательного процесса; образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов.

     Содержание, организация и методика образовательного процесса предметом экспертизы не являются.

     Требования экспертизы не могут превышать среднестатистических показателей для территории, на которой зарегистрировано образовательное учреждение.

     Экспертиза проводится по представленным документам или по решению экспертной комиссии с посещением образовательного учреждения.

    Затраты на проведение экспертизы оплачиваются учредителем(ями) лицензируемого образовательного учреждения.

    Следующим этапом в деятельности образовательного учреждения будет прохождение им процесса аттестации.

     Аттестация является основной формой государственно-общественного контроля за качеством образования в образовательных учреждениях.

     Целью и содержанием аттестации является установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательных учреждений (независимо от форм получения образования) требованиям государственных образовательных стандартов.

    Условием аттестации образовательного учреждения, выдающего документ об образовании, являются положительные результаты итоговой аттестации не менее чем половины его выпускников в течение трех последовательных лет, предшествующих аттестации.

     Первая аттестация вновь созданного образовательного учреждения может проводиться по его заявлению после первого выпуска обучавшихся, но не ранее чем через три года после получения лицензии при условии положительных результатов итоговой аттестации не менее чем половины его выпускников.

     Первая аттестация вновь создаваемых образовательных учреждений начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования может проводиться поэтапно по ступеням образования - начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее.

     Основными принципами аттестации образовательного учреждения являются объективность, гласность, компетентность, соблюдение норм педагогической этики.

    Аттестация проводится по заявлению образовательного учреждения один раз в пять лет, если иное не предусмотрено законом.

    Для аттестации образовательного учреждения решением органа (службы), проводящего аттестацию, создается аттестационная комиссия.

     В состав аттестационной комиссии, как правило, включаются представители образовательных учреждений, научных организаций, профессиональных общественных организаций и объединений, а также, в случае необходимости, представители заинтересованных министерств и ведомств, общественности, кроме лиц, находящихся на оплачиваемой работе в аттестуемом образовательном учреждении.

     Руководство аттестационной комиссией возлагается на работников органа (службы), проводящего аттестацию.

     Порядок работы аттестационной комиссии регламентируется положением, утверждаемым органом (службой), проводящим аттестацию.

     При аттестации образовательного учреждения устанавливаются:

    1) исполнение образовательным учреждением требований государственных образовательных стандартов при организации обучения по образовательным программам соответствующего уровня и направленности в части обязательного минимума содержания основных образовательных программ; максимального объема учебной нагрузки обучающихся, воспитанников; полноты выполнения основных образовательных программ - на основе экспертизы учебных планов, образовательных программ, реализуемых образовательным учреждением, расписания учебных занятий, классных журналов;

     2) соответствие содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям государственных образовательных стандартов - на основе результатов итоговых аттестаций и (или) выполнения специализированных тестовых заданий, контрольных и других квалификационных работ, рекомендованных к применению государственным органом управления образованием соответствующего уровня.

     Форма проведения аттестации, аттестационные технологии, критерии аттестации определяются органом (службой), осуществляющим аттестацию.

    По итогам работы аттестационная комиссия составляет заключение, которое подписывается всеми ее членами и доводится до сведения коллектива образовательного учреждения. Член комиссии, имеющий особое мнение, может изложить его в письменной форме.

     Заключение аттестационной комиссии является основанием для издания в 2-недельный срок с момента оформления заключения проводящим аттестацию органом (службой) приказа о признании образовательного учреждения аттестованным или не аттестованным по соответствующим образовательным программам.

     Приказ и копия заключения аттестационной комиссии в 2-недельный срок со дня издания приказа выдаются (высылаются) образовательному учреждению и его учредителю (учредителям).

     Повторная аттестация может проводиться по требованию образовательного учреждения не ранее чем через двенадцать месяцев с момента отказа ему в государственной аккредитации.

    Отрицательное заключение аттестационной комиссии может быть обжаловано в судебном порядке только в части процедуры аттестации.

    Положительное заключение аттестационной комиссии является условием для получения образовательным учреждением государственной аккредитации.

     Государственная аккредитация образовательного учреждения - это процедура признания государством в лице его государственных органов управления образованием государственного статуса образовательного учреждения (типа, вида, категории образовательного учреждения, определяемых в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых образовательных программ).

     Образовательное учреждение с момента государственной аккредитации, подтвержденной свидетельством о государственной аккредитации, имеет право на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации (кроме учреждений, не выдающих документов об образовании), на пользование печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации.

     Общеобразовательное учреждение с момента государственной аккредитации приобретает также право на включение в схему централизованного государственного финансирования в соответствии с установленным видом, а дошкольное образовательное учреждение и учреждение дополнительного образования детей - право на финансирование в соответствии с установленными видом и категорией.

     Государственная аккредитация проводится:
     Минобразованием России - образовательных учреждений, подчиненных Министерству;
     ведомственными государственными органами управления образованием - образовательных учреждений, находящихся в ведении этих органов;
     государственными органами управления образованием субъектов Российской Федерации - других образовательных учреждений, расположенных на территории данных субъектов Российской Федерации.

     Для проведения государственной аккредитации образовательного учреждения государственный (ведомственный государственный) орган управления образованием создает постоянно действующую аккредитационную комиссию (коллегию), в состав которой включаются представители органа управления образованием субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления и (или) местных (муниципальных) органов управления образованием, профессиональных общественных организаций и объединений, а также, при необходимости, представители органа (службы), проводившего аттестацию данного образовательного учреждения.

     Предметом и содержанием деятельности аккредитационной комиссии (коллегии) является установление типа, вида и категории образовательного учреждения в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ним.

     При установлении государственного статуса образовательного учреждения аккредитационная комиссия (коллегия) рассматривает следующие показатели:

     а) уровень реализуемых образовательных программ - на основании заключения аттестационной комиссии;
    б) направленность реализуемых образовательных программ - на основании анализа структуры учебного плана и содержательной части программ учебных дисциплин;
     в) структуру классов (гимназические, с углубленным изучением ряда предметов и т.п.);
     г) качество подготовки выпускников - на основе заключения аттестационной комиссии;
     д) кадровое обеспечение: укомплектованность штатов, уровень квалификации педагогических, инженерно-педагогических, руководящих работников - при определении вида образовательного учреждения в части превышения минимальных требований (контрольных лицензионных нормативов), предъявляемых к образовательным учреждениям соответствующего типа;
     е) информационно-техническое оснащение образовательного процесса - при определении вида образовательного учреждения в части превышения минимальных требований, предъявляемых к образовательным учреждениям соответствующего типа;
     ж) медико-социальные условия пребывания обучающихся, воспитанников, соответствующие целям и содержанию образовательного процесса - при установлении видов дошкольных образовательных учреждений, образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии - в части превышения минимальных требований, предъявляемых к образовательным учреждениям соответствующего типа.

     Дополнительно могут быть рассмотрены показатели, устанавливающие соответствие деятельности образовательного учреждения требованиям законодательства Российской Федерации и устава в части обеспечения в нем прав участников образовательного процесса.

    Государственный статус образовательного учреждения устанавливается с учетом средних показателей для образовательных учреждений соответствующего типа, вида, категории на территории данного субъекта Российской Федерации.

Реклама