13. Основания и порядок освобождения из мест лишения свободы. Правовое положение лиц, отбывших наказание.

13.1. Понятие освобождения от отбывания наказания, виды освобождения

   Институт подготовки осужденных к освобождению из исправительных учреждений, основания и порядок освобождения являются частями более крупного межотраслевого института освобождения от наказания. Этот институт и само понятие “освобождение от наказания” имеют широкое значение и применяются неоднозначно.
   В правовой науке освобождение от наказания разделяют по видам на три основные группы:
   а) освобождение от отбывания наказания в момент его назначения (полное и частичное);
   б) освобождение от применения наказания с заметной или без замены его другим мерами воздействия;
   в) освобождение (полное и частичное) от отбывания наказания в процессе его исполнения или отсрочки исполнения1.
   В настоящей теме рассматриваются лишь вопросы освобождения от отбывания наказания в виде лишения свободы. В рамках рассматриваемой проблемы, правовая наука и законодательство предусматривает два вида освобождения от отбывания, лишения свободы:
   
   I. Освобождение от отбывания наказания ввиду его полного отбытия.
   II. Досрочное освобождение и его виды:
   а) отмена приговора суда с прекращением дела производством;
   б) условно-досрочное освобождение;
   в) замена неотбытой части наказания более мягким наказанием;
   г) помилование осужденных;
   д) амнистия;
   е) тяжелая болезнь;
   ж) иные основания, предусмотренные законом.
   Полное отбытие наказания представляет собой исчерпывающую реализацию кары в соответствии с приговором суда, в результате чего осужденный подвергается процессу уголовно-исполнительной (пенитенциарной) реабилитации в течение всего срока наказания.
   Досрочное освобождение от отбывания наказания – это прекращение исполнения приговора до полной его реализации по основаниям, предусмотренным уголовным или уголовно-процессуальным законом. Досрочное освобождение от отбывания наказания производится либо в судебном порядке, либо на основании решения компетентных государственных органов (помилование, амнистия). При этом реабилитация осужденных имеет комплексный характер и состоит из уголовно-исполнительного процесса, судебной или внесудебной оценки личности осужденного.
   Как правовой институт, освобождение от отбывания лишения свободы – совокупность правовых норм, регламентирующих деятельность органов, исполняющих наказания, по оценке личности осужденного и обстоятельств, позволяющих прекратить исполнение наказания, освободить такое лицо из учреждения и обеспечивать в отношении его постпенитенциарные меры.
   Освобождение осужденных от отбывания наказания – важное событие, затрагивающее интересы их родственников, администрации органа, исполняющего наказание, но и общества в целом, так как от подготовки осужденных к условиям жизни на свободе в значительной степени зависит характер дальнейшего их поведения, а в конечном итоге – состояние рецидивной преступности.
   

13.2. Основания и правовые формы освобождения от наказания

   Освобождение от отбывания наказания возможно лишь по основаниям и в порядке, установленным законодательством.
   “Переход” осужденных, отбывших уголовное наказание, из состояния ограничения общегражданских прав в положение лиц, защищенных конституцией и судебно-правовой системой государства, - это непростой процесс отношений государства и общества, конкретной личности и других социальных структур. Поэтому институт освобождения от отбывания наказания, как совокупность правовых норм, представляет собой важную и неотъемлемую юридическую гарантию прав осужденных, их социальной реабилитации, а также правовую основу и взаимодействие с соответствующими структурами государства и общественными формированиями.
   Для выяснения сущности института освобождения от отбывания наказания обратимся сначала к основаниям исполнения уголовного наказания. В ст. 7 Уголовно-исполнительного кодекса РФ отмечается, что основанием отбывания уголовного наказания и применения к осужденным мер исправительного воздействия является только приговор суда, вступивший в законную силу. По общему правилу уголовно-процессуального законодательства (ст. 358 УПК РСФСР) такой приговор суда обязателен к исполнению для всех государственных и общественных предприятий, учреждений и организаций, должностных лиц и граждан. Прекращение исполнения приговора возможно только в случае его полного исполнения или ранее указанного в нем срока наказания, если есть на то основания, предусмотренные в законе.
   Основания и порядок освобождения осужденных от наказания, в том числе и от отбывания лишения свободы, урегулированы нормами уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства. Поэтому данный институт можно считать комплексным правовым институтом.
   Уголовное законодательство закрепляет виды и основания досрочного освобождения от отбывания наказания:
   - условно-досрочное освобождение от отбывания наказания (ст. 79 УК РФ);
   - замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания (ст. 80 УК РФ);
   - освобождение от наказания в связи с болезнью (81 УК РФ);
   - амнистия (84 УК РФ);
   - помилование (85 УК РФ).
   Первые три вида освобождения от отбывания наказания возможны только при наличии судебного решения на основе требований норм уголовно-процессуального законодательства:
   - освобождение от отбывания наказания по болезни (ст. 362 УПК РСФСР);
   - условно-досрочное освобождение от наказания и замена наказания более мягким (ст. 363 УПК РСФСР).
   К внесудебным видам освобождения от отбывания наказания относятся амнистия и помилование. Их применение регламентировано специальными нормативно-правовыми актами.
   Правовые формы освобождения от наказания: судебная и внесудебная, - впервые закреплены в Уголовном кодексе Российской Федерации 1996 года, ибо ранее в уголовном законодательстве не были закреплены внесудебные формы освобождения: амнистия и помилование.
   В статье 172 УИК РФ закреплены основания освобождения от отбывания наказания:
   отбытие срока наказания, назначенного по приговору суда;
   отмена приговора суда с прекращением дела производством;
   условно-досрочное освобождение от отбывания наказания;
   замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания;
   амнистия;
   помилование;
   тяжелая болезнь или инвалидность;
   иные основания, предусмотренные законом.
   Определяя основания освобождения от отбывания наказания, закон называет юридические факты (истечение срока наказания, акты амнистии и помилования, другие), при наличии которых может иметь место прекращение исполнения наказания.
   От оснований освобождения от дальнейшего отбывания наказания следует отличать их правовые формы – документы, в которых в соответствии с законом зафиксированы основания прекращения исполнения наказания. Они являются юридическим основанием для производства администрацией исправительных учреждений действия по освобождению из них осужденных.
   По нашему мнению, в уголовно-исполнительном законодательстве должны быть закреплены основания и порядок прекращения исполнения наказания. Отчасти эти положения реализованы в Уголовно-исполнительном кодексе РФ. В ст. 173 УИК РФ закреплены основания прекращения отбывания и их правовые формы.
   Освобождение по отбытии срока наказания. Отбывание лишения свободы прекращается в последний день срока наказания в соответствии с законом.
   Освобождение производится в первой половине последнего дня срока наказания. Если срок наказания оканчивается в выходной или праздничный день, осужденный освобождается в предвыходной или предпраздничный день.
   При исчислении срока наказания в месяцах он истекает в соответствующее число последнего месяца, а если данный месяц не имеет соответствующего числа в последний день этого месяца (ст. 173 УИК РФ).
   Применительно к лишению свободы это основание является преобладающим среди других видов освобождения.
   Освобождение осужденных из ИУ в силу акта амнистии можно рассматривать как проявление принципа гуманизма в уголовно-правовой институт. Он получил закрепление в ст. 84 главы 13 УК РФ.
   В Конституции п. 1 “е” ст. 103 и ч. 1 ст. 84 УК РФ определено, что акты об амнистии издает Государственная Дума Федерального Собрания РФ в отношении индивидуального неопределенного круга лиц. В бывшем СССР акты об амнистии издавались Президиумом Верховного Совета СССР в связи со знаменательными событиями в жизни государства и международными событиями.
   Так, в последние два десятилетия амнистия объявлялась:
   - 6 мая 1975 года в связи с 30-летием Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.;
   - 16 мая 1975 года в связи с Международным годом женщин;
   - 4 ноября 1977 года в связи с 60-летием Октябрьской революции;
   - в связи с Международным годом ребенка в 1979 г.;
   - 27 декабря 1982 года в связи с 60-летием СССР;
   - 26 апреля 1985 года в связи с 40-летием Победы советского народа в Великой Отечественной войне;
   - 18 июля 1987 года в связи с 70-летием Октябрьской революции;
   - 28 ноября 1989 года уже Постановлением Верховного Совета СССР была объявлена амнистия лицам, совершившим преступления в Афганистане из числа бывших военнослужащих;
   - 25 января 1994 года Постановлением Государственной Думы Федерального Собрания “Об амнистии в связи с принятием Конституции РФ 1993 года”;
   - одна из последних амнистий, проведенных в России, была объявлена 18 июня 1999 года. Постановление ГДФС РФ “Об объявлении амнистии”.
   В содержании акта амнистии выражается в различных формах смягчение участи осужденных и лиц, совершивших преступления. К их числу относятся: 1) полное освобождение от наказания; 2) сокращение назначенного срока; 3) сокращение неотбытой части наказания; 4) освобождение от дополнительного наказания; 5) замена наказания более мягким; 6) прекращение производством следственных дел и дел, не рассмотренных судами; 7) снятие судимости.
   В каждом акте амнистии указывается категория лиц, на которых она распространяется. Амнистии подлежат, как правило, осужденные, вставшие на путь исправления.
   О порядке применения акта об амнистии принимается постановление органа, его издавшего. Вопрос об освобождении конкретного осужденного из ИУ по амнистии решается путем принятия специального решения (постановления). Амнистия, как волевой акт осуществляется в сроки, определенные в постановлении.
   Осужденный должен быть освобожден от отбывания наказания в день поступления в орган, исполняющий наказание, постановления о применении акта амнистии, а если оно поступит после окончания рабочего дня, то на другой день (п. 5 ст. 173 УИК РФ).
   Освобождение ввиду помилования осуществляется в отношении индивидуально определенного лица в соответствии с п. 8 ст. 89 Конституции РФ и ст. 85 УК РФ Президентом РФ, а на территории Республики Башкортостан в отношении осужденных – судами данной республики и Президентом Республики Башкортостан. Помилование выражается в смягчении участи лица, осужденного за совершение преступления.
   В соответствии с ч. 2 ст. 85 УК РФ помилование осужденных может осуществляться в виде: освобождения от отбывания наказания (основного и дополнительного); замены неотбытой части наказания более мягким наказанием; снятия судимости.
   Каких либо формальных оснований, при наличии которых возможно помилование осужденных, не установлено. Следует отметить, что нормативная основа применения помилования пока не обновлена. По данной проблеме действует прежние Указы бывшего Президиума Верховного Совета СССР и акты МВД СССР.
   Решение вопросов, связанных с направлением ходатайства о помиловании, определено Инструкцией о порядке представления в ПВС СССР… материалов по ходатайствам о помиловании осужденных.., объявленной приказом МВД СССР № 153 1981 г.
   Ходатайства о помиловании осужденные подают через начальника отряда, который в течение 3 дней должен написать характеристику и передать ее вместе с ходатайством в отдел специального учета ИУ для оформления. Администрация ИУ обязана направить ходатайство о помиловании в администрацию Президента РФ не позднее 15-дневного срока со дня его получения. Исключение из этого правила установлено для лиц, повторно подающих ходатайство о помиловании. Вся переписка по вопросам помилования приобщается к личному делу осужденного.
   При получении предписания начальник ИУ объявляет Постановление о помиловании осужденному под расписку принимает меры по его освобождению. Если документы поступили по истечению рабочего дня, то лицо освобождается утром следующего дня. Исполненное предписание приобщается к личному делу осужденного.
   Освобождение вследствие отмены приговора с прекращением дела производством (п. “б” ст. 172 УИК РФ) возможно в кассационном порядке или в порядке судебного надзора (ст.ст. 349, 378 УПК РСФСР). В порядке судебного надзора пересматриваются только вступившие в законную силу приговор, определение, постановление суда по протестам указанных в законе должностных лиц и прокуратуры (ст. 371 УПК РСФСР). В случае принятия надлежащей судебной инстанцией решения об отмене приговора с прекращением дела производством, оно направляется в орган, исполняющий наказание. Такое постановление является основанием для освобождения осужденного.
   Осужденному, освобожденному от отбывания наказания вследствие отмены приговора в связи с прекращением уголовного дела, начальником учреждения или органа, исполняющего наказание, разъясняются его права на восстановление имущественных, трудовых, жилищных и иных утраченных на время отбывания наказания прав. В документе об освобождении указанному осужденному приносятся официальные извинения от имени государства.
   Освобождение производится в порядке, установленном п. 5 ст. 173 УИК РФ.
   Условно-досрочное освобождение от наказания регулируется статьями 73, 79, 93 УК РФ, ст.ст. 175, 176 УИК РФ, ст. 363 УПК РСФСР. Сущность условно-досрочного освобождения состоит в том, что осужденный, отбывший определенную часть срока, назначенного судом наказания и, может быть освобожден от дальнейшего отбытия наказания с условием, что в течение неотбытой части наказания он не совершит вновь преступления, либо нарушения общественного порядка, за которое может быть наложено административное взыскание, а также не будет иметь злостных нарушений возложенных на него судом обязанностей.
   Уголовное законодательство в ст.ст. 79 и 93 УК РФ устанавливает различные основания условно-досрочного освобождения в зависимости от категории осужденных: несовершеннолетние, совершеннолетние и осужденные к пожизненному лишению свободы.
   Несовершеннолетним осужденным в зависимости от тяжести совершенного преступления достаточно отбыть установленный в законе срок (ст. 93 УК РФ):
   а) не менее одной трети срока наказания, назначенного судом, за преступление небольшой или средней тяжести;
   б) не менее половины срока наказания, назначенного судом, за тяжкое преступление;
   в) не менее двух третей срока наказания, назначенного судом, за особо тяжкое преступление.
   Для применения условно-досрочного освобождения к совершеннолетним осужденным необходимо:
   - наличие данных о том, что осужденный твердо встал на путь исправления (добросовестно относится к труду и обучению, не нарушает режим отбывания наказания, поддерживает социально-полезные связи, то есть их исправление возможно до полного отбытия назначенного судом наказания;
   - фактическое отбытие осужденным установленной законом части срока наказания.
   Лица, совершившие преступления в совершеннолетнем возрасте, могут быть представлены к условно-досрочному освобождению после отбытия наказания не менее указанных ниже сроков наказания:
   - 1/2- за преступления небольшой и средней тяжести;
   - 2/3 – за тяжкие преступления;
   - 3/4 - за особо тяжкие преступления;
   -3/4- за которые ранее освобождались условно-досрочно, но в отношении их судом принималось решение об исполнении оставшейся неотбытой части наказания.
   В числе формальных оснований законодатель также установил требование об обязательном отбытии осужденным не менее шести месяцев наказания.
   Лицо, отбывающее пожизненное лишение свободы, может быть освобождено условно-досрочно, если судом будет признано, что оно не нуждается в дальнейшем в отбывании наказания и фактически отбыло не менее двадцати пяти лет лишения свободы.
   В статье 176 УИК РФ закреплены особенности представления осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, к условно-досрочному освобождению. Такое освобождение применяется лишь при отсутствии у осужденного злостных нарушений установленного порядка отбывания наказания в течение предшествующих трех лет.
   К условно-досрочному освобождению не представляются осужденные, совершившие новое тяжкое или особо тяжкое преступление в период отбывания пожизненного лишения свободы.
   В случае отказа суда в условно-досрочном освобождении осужденного повторное внесение предоставления может иметь место не ранее чем по истечении трех лет со дня принятия судом решения об отказе.
   Порядок представления к условно-досрочному освобождению от отбывания наказания определен в ст. 175 уик рф. Вопрос об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания осужденного к лишению свободы рассматривается в случае отбывания указанным осужденным наказания в облегченных, а несовершеннолетним осужденным – в льготных условиях.
   При отбытии осужденным установленный законом части срока наказания администрация учреждения или органа, исполняющего наказание, обязана в течение месяца рассмотреть вопрос и вынести постановление о представлении либо отказе в представлении к условно-досрочному освобождению от отбывания наказания.
   В отношении осужденного, к которому может быть применено условно-досрочное освобождение, учреждение или орган, исполняющий наказание, вносят в суд в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, представление об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания.
   В представлении об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания содержатся данные, характеризующие личность осужденного, а также его поведение, отношение к учебе и труду во время отбывания наказания, отношение осужденного к совершенному деянию.
   В случае отказа судом в условно-досрочном освобождении от отбывания наказания повторное рассмотрение судом этого вопроса возможно не ранее чем через шесть месяцев (ч. 5 ст. 363 УПК РСФСР).
   При положительном решении вопроса освобождение производится в порядке, установленном п. 5 ст. 173 УИК РФ.
   Замена неотбытой части наказания более мягким наказанием. Данный вид освобождения осужденных от отбывания наказания урегулирован нормами статей 80 УК РФ, ст.ст. 175,176 УИК РФ, ст. 363 УПК РСФСР.
   Сущность этого института заключается в том, что лицу, отбывающему лишение свободы за преступление небольшой или средней тяжести, суд с учетом его поведения в период отбывания наказания может заменить оставшуюся неотбытой часть наказания более мягким видом наказания. При этом лицо может быть полностью или частично освобождено от отбывания дополнительного вида наказания.
   Неотбытая часть наказания может быть заменена более мягким видом наказания после фактического отбытия осужденным не менее одной трети срока наказания.
   При замене неотбытой части наказания суд может избрать любой более мягкий вид наказания в соответствии с видами наказаний, указанными в статье 44 УК РФ, в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом для каждого вида наказания.
   Порядок рассмотрения вопроса о замене наказания в процессе его отбывания более мягким такой же, как и для условно-досрочного освобождения.
   При положительном решении этого вопроса судом освобождение производится в порядке, установленном п. 5 ст. 173 УИК РФ.
   Отбывание от отбывания наказания в связи с болезнью осужденного. Данное основание закреплено в ст. 81 УК РФ и ст.ст. 173, 175 УИК РФ. Согласно положениям ст. 81 УК РФ осужденный, у которого наступило психическое расстройство, лишающее его возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий, либо руководить ими, освобождается от дальнейшего отбывания наказания.
   При заболевании тяжкой болезнью, препятствующей отбыванию наказания, осужденный также может быть освобожден от отбывания наказания.
   Порядок рассмотрения данного вопроса предусмотрен в ст. 175 УИК РФ, ст. 363 УПК РСФСР и в приказе МВД СССР № 213 1987 г. “Об утверждении инструкции о порядке предоставления осужденных к освобождению от отбывания наказания по болезни” (с изм., внесенными приказами МВД СССР от 11.04.89 г. № 71, от 18.09.90 г. № 351, от 08.04.91 г. № 119).
   Представление об освобождении по болезни направляется в суд начальником ИУ на основании заключения врачебной комиссии, специально создаваемые при МЮ-УИН в составе начальника медицинского отдела и не менее двух врачей. Перечень болезней, по которым освобождаются осужденные, утверждается Министерством здравоохранения РФ.
   Представление об освобождении от отбывания наказания в связи с болезнью осужденного вносится в суд начальником учреждения или органа, исполняющего наказание. Одновременно с указанным представлением в суд направляются заключение медицинской или врачебно-трудовой экспертной комиссии и личное дело осужденного. В представлении должны содержаться данные, характеризующие поведение осужденного в период отбывания наказания.
   Основанием освобождения лица из ИУ в таких случаях является постановление, подписанное судьей и скрепленное гербовой печатью суда. Освобождение осужденного из исправительного учреждения осуществляется в порядке, установленном в ч. 5 ст. 173 УИК РФ.
   

13.3. Подготовка к освобождению из исправительных учреждений. Правовое положение лиц, отбывших наказание.

   Подготовка осужденных к освобождению из исправительных учреждений преследует цель – устранить основные негативные последствия, которые могут помешать становлению освобожденного на путь честной трудовой жизни. Общие требования работы по предварительному решению вопросов трудового и бытового устройства освобожденных из ИУ определены в уголовно-исполнительном законодательстве. УИК РФ содержит нормы, обязывающие администрацию ИУ за шесть месяцев до освобождения в необходимых случаях выяснять возможность трудоустройства осужденного и заблаговременно принимать меры к устройству их на работу (ст. 180 УИК РФ). При этом администрация учреждения, исполняющего наказание, уведомляет органы местного самоуправления и федеральную службу занятости по избранному осужденным месту жительства о его предстоящем освобождении, наличии у него жилья, его трудоспособности и имеющихся специальностях.
   С осужденными проводится воспитательная работа в целях подготовки его к освобождению, осужденному разъясняются его права и обязанности.
   В ходе бесед с осужденными разъясняется законодательство о порядке оказания им содействия в трудовом и бытовом обеспечении со стороны органов местной администрации районов и городов. Осужденному даются рекомендации в выборе места жительства с учетом имеющихся социально-полезных связей.
   Непосредственный этап подготовки к освобождению начинается с того, что от осужденного на имя начальника учреждения отбирается заявление установленной формы, на основании которого в место избранного жительства направляется письмо (в местную администрацию, наблюдательную комиссию или комиссию по делам несовершеннолетних) с просьбой решить вопрос о представлении освобождаемому из ИУ в необходимых случаях жилья и работы с учетом имеющейся у него специальности.
   Имеются особенности в подготовке к освобождению отдельных категорий осужденных – инвалидов и престарелых, несовершеннолетних (ст. 180 УИК РФ). Инвалиды 1 и 2 групп и престарелые лица по их просьбе подлежат помещению в дома инвалидов и престарелых, а несовершеннолетние в школы-интернаты.
   Порядок освобождения осужденных из ИУ и оказания им материальной помощи регулируется ст. 173 УИК РФ и ведомственными нормативными актами. Осужденному выдается обходной лист, на основании которого с ним производится полный расчет. В день освобождения начальник ИУ (или лицо его замещающее) проводит беседу с освобождающимся о необходимости в дальнейшем соблюдать законы, правила общежития, вручает справку об освобождении. В зависимости от оснований освобождения такие справки установлены трех форм. Справка формы “А” выдается осужденным, которые освобождаются в связи с прекращением дела производством, формы “Б” – всем остальным освобождающимся.
   Получив справку об освобождении, осужденный прибывает на КПП, где ему выдаются личные вещи, ценности, деньги, а также ответ администрации предприятия о согласии принять его на работу, после чего он покидает территорию ИУ.
   Уголовно-исполнительное законодательство (ст. 181 УИК РФ) определяет, что освобождение от наказания обеспечивается бесплатным проездом к месту жительства или работы, продуктами питания или деньгами на путь следования.
   Инвалиды 1 и 2 групп и лица престарелого возраста, по их просьбе, подлежат помещению в дома престарелых и инвалидов через местные органы социального обеспечения.
   При отсутствии у осужденных необходимой по сезону одежды, обуви и средств на их приобретение они обеспечиваются одеждой и обувью за счет государства. Им может быть выдано единовременное денежное пособие в размере, устанавливаемом Правительством РФ.
   Соблюдение порядка освобождения осужденных из ИУ является гарантией повышения эффективности их деятельности, обеспечения законности, способствует закреплению результатов исправления и, в конечном итоге, ведет к сокращению рецидивной преступности среди лиц, отбывавших наказание в виде лишения свободы.
   Правовое положение лиц, отбывших лишение свободы. Лица, отбывшие наказание, несут обязанности и пользуются правами, которые установлены для граждан Российской Федерации, с ограничениями, предусмотренными Федеральным законом для лиц, имеющих судимость. Это понятие правового положения данной категории лиц впервые закреплено в законодательстве (ст. 179 УИК РФ). Таким образом, судимость является основанием для постпенитенциарных отношений в рамках уголовной ответственности.
   В числе ограничений, предусмотренных законодательством, УИК РФ допускает возможность установления контроля, за лицами, освобожденными от отбывания наказания (ст. 183 УИК РФ).
   Уголовное законодательство (ст. 79 УК РФ) предусматривает контроль за поведением лиц, освобожденных условно – досрочно. Он осуществляется уполномоченными на то специализированным государственным органом, а в отношении военнослужащих – командованием воинских частей и учреждений.
   Суд, применяя условно-досрочное освобождение, может возложить на освобождаемое лицо соблюдение определенных обязанностей: не менять постоянного места жительства, работы, учебы без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего контроль за его поведением, не посещать определенные места, осуществлять материальную поддержку семьи (ч. 5 ст. 73 УК РФ).
   Уголовно-исполнительное законодательство не исключает возможность установления и иных форм контроля за лицами, освобожденными от отбывания наказания (ст. 183 УИК РФ).
Реклама