4. Правовое положение осужденных в свете законодательства об охране прав граждан и международных стандартов

4.1. Социально-правовое назначение, понятие и содержание правового положения осужденных

   Правовое положение личности составляет система юридических прав, обязанностей и законных интересов личности в их единстве (правовой статус), гражданство, правосубъектность, а также юридические гарантии прав, обязанностей и законных интересов личности.
   Гражданство – означает закрепление правовой принадлежности лица к данному государству.
   Правосубъектность – связана со способностью лица осознавать свои поступки и руководить ими.
   Юридические гарантии прав, обязанностей и законных интересов обеспечивают их реализацию и защиту (правоприменительная деятельность в исправительных учреждениях, судебный контроль, прокурорский надзор).
   Социально-правовое значение института правового положения осужденных в последнее время не охватывается только решением задач в сфере правоохранительной деятельности. Российская Федерация как правопреемник СССР является участником многочисленных международных договоров, в том числе по вопросам соблюдения прав лиц, отбывающих наказание. В числе таких документов следует назвать Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955 г.), Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1979 г.), Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (1989 г.), Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, Пекинские правила (1985 г.) и другие. Развитие правового статуса осужденных, особенно в свете указанных международных актов, служит своеобразным показателем желания и возможности России соблюдать принятые на себя обязательства.
   В теории права принято выделять три вида правовых статусов: общий правовой статус граждан, специальный правовой статус какой-либо категории граждан и индивидуальное правовое положение гражданина. Правовое положение осужденных представляет собой разновидность специального правового статуса, который в свою очередь подразделяется на правовой статус лиц, отбывающих различные виды наказания (лишение свободы, исправительные работы и т.д.).
   Отличительной чертой специального правового статуса осужденных является то, что он базируется на общем правовом статусе граждан России, поскольку в ст. 6 Конституции прямо указывается на то, что гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства Законом РФ “О гражданстве Российской Федерации” от 28 ноября 1991 г. не предусмотрено лишение гражданства по мотивам осуждения к уголовному наказанию. Более того, согласно ст. 23 этого закона, отбывание уголовного наказания является препятствием для выхода из гражданства России по желанию осужденного.
   Наказание как разновидность государственного принуждения выражается в причинении виновному определенных лишений и ограничений (кары). В правовой форме оно выражается в виде ограничения прав и свобод человека и гражданина. Например, для осужденных к исправительным работам – ограничения в свободе выбора труда. Кроме того, в нормах гражданского, трудового, брачно-семейного и других отраслей права имеются положения, ограничивающие для осужденных права и свободы граждан России.
   В условиях отбывания наказания происходит не только ограничение общих прав граждан, но и их конкретизация (детализация) и дополнение. Правовой статус осужденных следует рассматривать как межотраслевой правовой институт. При сохранении доминирующей роли норм уголовно-исполнительного права все большее число отношений, порождающих права, законные интересы и обязанности осужденного, регулируются нормами государственного, административного, трудового и иных отраслей права. Например, нормы, устанавливающие основания приобретения, владения осужденными огнестрельным оружием (ст. 13 Закона РФ “Об оружии”), гарантии обеспечения здоровья осужденных в местах лишения свободы (ст. 29 основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан).
   Таким образом, правовой статус лиц, отбывающих наказания, есть закрепленное нормами различных отраслей права и выраженное через совокупность прав, законных интересов и обязанностей положение осужденных во время отбывания наказания того или иного вида.
   В содержание правового статуса осужденных входят права, законные интересы и обязанности. Они возникают и реализуется, как правило, в рамках уголовно-исполнительных правоотношений, но могут возникать и в отношениях, регулируемых нормами государственного, административного, гражданского и иных отраслей права.
   Сущность прав осужденного заключается в предоставлении ему управомоченным лицом возможности определенного поведения или пользования социальными благами. Степень реализации такой возможности и соответственно степень притязаний осужденного на закрепленное правом поведение и блага определяются содержанием субъективного права.
   Субъективное право осужденного есть закрепленная законом и гарантируемая государством реальная возможность определенного поведения осужденного или пользования им социальными благами, которая обеспечивается юридическими обязанностями должностных лиц органов, исполняющих наказания.
   Следующий элемент правового статуса – законные интересы, которые имеют много общих черт с субъективными правами, но не тождественны им. В отличие от последних сущность законных интересов осужденных заключается возможности стремления к самостоятельному поведению, свободе личного усмотрения в пользовании каким-либо социальным благом, как материального (получение дополнительных посылок), так и духовного (предоставление дополнительного свидания), что по сути является одним из элементов содержания законных интересов.
   Объектом законных интересов могут быть социальные блага, существенно изменяющие правовое положение осужденного (перевод из исправительной колонии в колонию-поселение), так и не сопровождающиеся таковым (оказание материальной помощи при освобождении). Объекты законных интересов осужденных определенные юридические факты (например, отбытие определенной части срока наказания). Однако в реализации законных интересов (в числе других факторов) лежит оценка поведения осужденного.
   Поэтому в качестве второго элемента содержания законных интересов осужденных следует считать возможность ходатайствовать (но не требовать) перед должностными лицами органов, исполняющих наказания, об их соответствующих действиях, направленных на реализацию законных интересов о переводе его на улучшенные условия содержания.
   Третий элемент – возможность обращения к компетентным органам за защитой законных интересов.
   Таким образом, законные интересы осужденного – это закрепленные в правовых нормах конкретные действия осужденных к обладанию теми или иными благами, удовлетворяемыми в результате оценки его поведения администрацией органов, исполняющих наказания.
   Сущность юридических обязанностей
осужденных выражается в требовании необходимого, с точки зрения государства, поведения. Такое поведение осужденных обязательно, непререкаемо и обеспечивается мерами государственного принуждения. Содержание (структура) обязанностей включается в себя 2 элемента: 1) необходимость совершения определенных действий (обязанность трудиться в местах лишения свободы); 2) необходимость воздержания от установленных законом действий (увольнение осужденных к исправительным работам по собственному желанию, запрещение осужденных в исправительном учреждении иметь при себе деньги).
   Таким образом, юридическая обязанность осужденных – это установленная в нормах права мера необходимого поведения осужденного во время отбывания наказания, обеспечивающая достижение цели уголовного наказания.

4.2. Правовой статус осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы

   Закрепление правового положения осужденных в уголовно-исполнительном законодательстве необходимо оценивать с учетом положений Конституции РФ. Так, в ч.3 ст. 55 Конституции установлено, что права человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
   Из этого следует, что ограничение прав гражданина не могут устанавливаться подзаконными, в том числе ведомственными актами. Ограничения общегражданских прав осужденных не могут устанавливаться законами субъектами Федерации, поскольку в соответствии со ст. 71 Конституции уголовно-исполнительное законодательство отнесено к исключительной компетенции Российской Федерации.
   В уголовно-исполнительном законодательстве правовое положение осужденных закрепляется двумя путями: 1) установление нормативного определения правового положения осужденных; 2) регламентация прав, законных интересов и обязанностей.
   Нормативное определение правового положения осужденных содержится в ст. 10 УИК РФ, где указывается, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.
   С юридической точки зрения наказание представляет собой строго определенный правовыми нормами комплекс правоограничений. Обычные права гражданина ограничиваются или видоизменяются, некоторых прав осужденный может быть вообще лишен посредством установления соответствующего запрета.
   В части 2 ст. 10 УИК РФ говорится, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством. Осужденные не могут быть освобождены от исполнения своих гражданских обязанностей, кроме случаев, установленных федеральным законом.
   Из содержания указанной нормы вытекает, что наказание не ведет к лишению осужденного российского гражданства. Это положение имеет важное политическое, юридическое и воспитательное значение. Общество не исключает их из своего числа членов. Исполнение наказания не прерывает духовную связь осужденного с обществом. Он продолжает пользоваться правами и несет свои гражданские обязанности. Вместе с тем комплекс изъятий и правоограничений в правовом статусе осужденного, предусмотренных уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством, будет уточнять конституционные права и обязанности гражданина, в определенной мере ограничения их.
   При оценке правового положения осужденного к лишению свободы следует исходить из анализа правового статуса гражданина в трех сферах: социально-экономической, политической, личных прав и свобод.
   Группа социально-экономических конституционных прав включает в себя: право на труд, отдых, охрану здоровья, материальное благосостояние, жилище, образование, пользование достижениями культуры, право на свободу научного, технического и художественного творчества (глава II Конституции РФ, ст.ст. 17-64).
   Одним из наиболее важных прав в данной сфере является право на труд (ст. 37 Конституции), т.е. на получение гарантийной работы с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством и не ниже установленного государством минимального размера, включая право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей.
   Право на труд, закрепленное в ст. 37 Конституции, распространяется и на лиц, лишенных свободы. Законодательное решение его реального осуществления нашло отражение в ст. 103 УИК РФ, где установлено, что администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к общественно-полезному труду с учетом их пола, возраста, состояния здоровья и, по возможности, специальности. Следовательно, в условиях лишения свободы ограничена возможность выбора осужденными рода занятий.
   Осужденные имеют право на оплату труда в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде (ч. 1 ст. 105 УИК РФ). Время привлечения осужденных к оплачиваемому труду засчитывается им в общий трудовой стаж (ч. 3 ст. 104 УИК РФ).
   Неразрывно с правом на труд связано право на отдых. Это в соответствии со ст. 37 Конституции обеспечивается установлением для рабочих и служащих 8-часового рабочего дня с сокращением рабочего дня для некоторых профессий и производств, сокращенной продолжительностью работы в ночное время, предоставлением ежегодных оплачиваемых отпусков, дней еженедельного отдыха. Реализация права лишенных свободы на отдых имеет свои особенности. В соответствии со ст. 104 УИК РФ для осужденных в исправительных учреждениях допускается суммированный учет рабочего времени.
   Работающие осужденные имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 18 рабочих дней в воспитательных колониях и 12 рабочих дней в иных исправительных учреждениях, который предоставляется с выездом за пределы исправительного учреждения или без него в соответствии со ст. 97 УИК РФ.
   Гарантией права осужденных на охрану здоровья, предусмотренного Конституцией (ст. 41), является закрепленное в ст. 101 УИК РФ положение о том, что в уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуется лечебно-профилактические учреждения. Администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных. В соответствии со ст.2 Закона РФ “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы” обеспечение охраны и здоровья осужденных – одна из задач, стоящих перед уголовно-исполнительной системой.
   Осужденные имеют право на социальное обеспечение, в том числе на получение пенсий и социальных пособий, на общих основаниях в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 7 ст. 12 УИК РФ).
   Политические конституционные права и свободы обеспечивают гражданам реальные возможности в управлении государственными и общественными делами, обсуждении и принятии законов и решений общегосударственного и местного значения, гарантируют свободы слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций (ст.ст. 28-31 Конституции РФ). В условиях лишения свободы эти гражданские права осужденных значительно видоизменяются и определяются УИК РФ и иным законодательством Российской Федерации. Так, например, в соответствии со ст. 32 Конституции РФ лица, осужденные к лишению свободы, не могут быть избраны в государственные органы власти.
   Личные конституционные права граждан РФ гарантируют неприкосновенность личности, жилища, тайну переписки, телефонных переговоров, право на судебную защиту от посягательств на честь и достоинство, жизнь здоровье, на личную свободу и имущество, на свободу вероисповедания (ст.ст. 25, 39 Конституции РФ).
   Если говорить о личных конституционных правах лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, то в силу установленной изоляции их права существенно ограничены, сужены или видоизменены. Так, например, согласно ч. 5 ст. 82 УИК РФ осужденные, а также их помещения могут подвергаться обыску, а вещи осужденных – досмотру.
   В соответствии со ст. 12 УИК РФ осужденные имеют право на получение информации о своих правах и обязанностях, о порядке и условиях отбывания наказания. Они имеют право на вежливое обращение со стороны персонала. Могут обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации и вышестоящие органы УИС, в суд, прокуратуру, органы государственной власти и местного самоуправления, общественные объединения, а также в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты осужденных. Согласно ст. 15 УИК РФ предложения, заявления и жалобы осужденных могут быть изложены в устной или письменной формах. Заявления и жалобы осужденных, адресованные в органы, указанные в ч. 4 ст. 12 УИК РФ, направляются через администрацию учреждений. Предложения, заявления и жалобы, адресованные в органы, осуществляющие контроль за деятельностью учреждений, исполняющих наказание, цензуре не подлежат и не позднее одних суток (за исключением выходных и праздничных дней) направляются по принадлежности.
   Для получения юридической помощи осужденные могут пользоваться услугами адвокатов и иных лиц, имеющих право на оказание такой помощи.
   Осужденные имеют право на личную безопасность (ст. 13 УИК РФ). При возникновении угрозы личной безопасности осужденного он вправе обратиться с заявлением к любому должностному лицу исправительного учреждения с просьбой об обеспечении личной безопасности. В этом случае должностное лицо обязано незамедлительно принять меры по обеспечению личной безопасности обратившегося осужденного. Начальник учреждения по заявлению осужденного либо по собственной инициативе принимает решение о переводе осужденного в безопасное место или иные меры, устраняющие угрозу личной безопасности осужденного.
   Осужденным гарантируется свобода совести и свобода вероисповедания. Они вправе исповедовать любую религию или не исповедовать никакой религии. К лицам, лишенным свободы, по их просьбе приглашаются священнослужители. Им разрешается совершение религиозных обрядов, пользование предметами культа и религиозной литературой. В этих целях администрация учреждения выделяет соответствующее помещение.
   Осужденные обладают также специфическими правами и обязанностями, вытекающими из режима и установленными нормами уголовно-исполнительного законодательства. Так, например, часть IV статьи 11 УИК РФ определяет, что осужденные обязаны вежливо относиться к персоналу и иным лицам, посещающим учреждения, исполняющие наказания, а также к другим осужденным. Осужденные имеют право на получение свиданий, посылок, передач и т.д.
   Таким образом, правовое положение осужденных необходимо оценивать с учетом положений Конституции РФ.
Реклама