Глава XX
СУД О ХОЛОПАХ
А в ней 119 статей
1. Которые дети боярские неверстаны, и у розбору и в
служилых списках и ни в какой государе ве службе нигде
не ооъявилися, и поместных и вотчйных дачь за ними нет,
а ныне они по кабалам в боярских дворех, а били челом
они в боярския дворы в прошлых годех, до йынешняго го-
сударева указу, и тем детем боярским неверста ным и
впредь быти в боярских дворех по прежнему.
2. А впредь детей боярских верстаных и неверстаных
никому в холопы не приимати, и в Холопье приказе на
них, без государева имянного указу, кабал не давати.
3. А будет которые дети боярские после сего госуда-
рева указу бьют челом Кому в холопство, и по государеву
указу и по боярскому приговору ис холопства они будут
свобожены, и велят им государеву службу служити з горо-
дом и они воровством, не хотя государевы службы служи-
ти, учнут бити челом в ыные в боярские дворы, и всяких
чинов людем, и тех детей боярских отдавати в холопы тем
людем, у кого они преже того в холопстве были.
4.А которые люди, бегаючи от всяких чинов людей, живут
за бояры, и .за околничими, и за думными людьми, и за
столники, и за стряпчими, и за дворяны московскими, и
за дьяки, и за жилцы, и за городовыми дворяны и детьми
боярскими, и за дворовыми людьми, и за иноземцы, и за
подьячими и всяких чинов за служилыми людьми, и приходя
к тем людем, из за кого они вышли, и иных их людей и
крестьян подговаривают, и домы их разоряют, и грабят, и
пожигают, и тем людем, кого они разоряют, искати разо-
ренья в Судных приказех на тех людех, у кого они живут
в бегах, Да которые беглые люди кому доведутся по суду
и по сыску отдати в холопство, и тех беглых людей, по
полным грамотам и по иным крепостям, отдавати в холопс-
тво з женами и з детми, которые дети со отцами писаны в
одной крепости, и которые у кого в холопстве породили-
ся.
5. А которые дети родилися до холопства и учнут жити
у кого иного, или учнут жити собою, и те холопьи дети
от тех людей, у которых служат отцы их и матери, сво-
бодны.
6. А будет из за кого выбежат крестьяне, или бобыли
и крестьянские и бобыльские дети, и бегая бьют челом в
боярские дворы, и дадут на себя служилые кабалы, а за
тем, из за кого они выбежат, написаны они до побегу в
писцовых, или в переписных книгах, и ис тех книг в вы-
писях во крестьянех или в бобылях, и таких беглых
крестьян и бобылей и крестьянских и бобыльских детей по
суду и по сыску и по книгам и по выписям отдавати тем
помещиком и вотчинником, из за кого они выбежат. И о
таких беглых крестьянех и бобылях ежегод ис Холопья
приказу посылати в городы к воеводам и к приказным лю-
дем государевы грамоты, чтобы в городех воеводы и при-
казные люди на крестьян и на крестьянских детей кабал
никому не давали.
7. А будет к кому придут какие люди и учнут бита че-
лом в холопство, а скажутся, что они водные люди, и тем
людем, к кому они придут, роспрашивати их, какие они
водные люди, и где они родилися, и за кем они напередь
того жили, и не служилых ли отцов дети, и в государеве
службе и в тягле они не бывали ли, и не беглые ли чьи
люди, или крестьяне и бобыли. Да будет те прихожие люди
в роспросе скажут, что они не служилых отцов дети и в
государеве службе и в тягле нигде ив холопех и во
крестьянех и в бобылях ни у кого не бывали, и тем лю-
дем, к кому, такие люди учнут в холопство бити челом,
по тому же приводити их в Холопей приказ, а в Холопье
приказе тех людей роспрашивати же. Да будет те люди в
Холопье приказе в роспросе скажут те же речи, как они
скажутся тем людем, которые их в Холопей
приказ приведут, и те их речи записав, велеть на них
даватй служилые кабалы. И которые грамоте умеют, и тем
велеть к ,тем служилым кабалам и к книгам руки прикла-
дывати.
8. А которые люди учнут к кому приходить и бити че-
лом в холопство после кого умерших, и отпускные умер-
ших, или их прикащиков с собою принесут, и таких людей
с теми отпускными по тому же приводити в Холопей при-
каз, а в Холопье приказе тех людей роспрося и взяв с
отпускных списки, велети на них темлюдем; кому они уч-
нут бить челом в холопство, даватй служилые кабалы, а
отпускные велеть клеити к кабалам, и закрепляти дьячьею
рукою. А списки с тех отпускных оставливати в Холопье
приказе, за дьячьею же приписью, и те кабалы и отпуск-
ные и холопей в рожей и в приметы записывать в книги.
9. А у которых людей на холопей будут служилые каба-
лы, и те люди тех своих холопей, хотя укрепить у детей
своих в холопстве, пришлют в Приказ холопья суда на тех
же своих холопей имати новых кабал, на имя детей своих,
а отпускных тем холопем своим не дадут, и на тех людей,
без отпускных, кабал детем их не давать. :
10. А которые холопи по смерти прежних своих бояр
будут отпущены на волю, и отпускные им даны будут и они
с теми отпускными пришед к кому бьют челом в холопство,
и отпускные свои ему отдадут, а после того, покиня они
те свои отпускные, кому отдадут, отшед от них, бьют че-
лом в холопство иному кому и учнут на себя служилые ка-
балы давать, и на них тем людем, к кому они без отпуск-
ных придут, служилых кабал не давать, а давать на них
служилые кабалы тем людем, к кому они напередь с от-
пускными придут.
11. А кто скажетца, что он напередь того у кого слу-
живал, да отпущен, а отпускные не положит, и его по то-
му же рос-просить, для чего у него отпускные нет и у
кого он напередь того служил и тот жив ли, и будет жив,
и для чего он его от себя отпустил, а отпускные ему не
дал, или тот, у кого он напередь того служил, умер, и
будет умер, и жена и дети после его осталися ли, и по-
чему он у него служил, по старинному ли холопству, или
по кабале, и будет по кабале, и где на него кабала взя-
та, и для чего ему по смерти того прежняго его боярина
отпускныя не дано. Да будет тот холоп, у кого отпускныя
не будет, в роспросе скажет, что первой его боярин, ко-
торой отпустил жив, а отпускныя ему тот его боярин не
дал, и на него без отпускныя никому кабалы не даватй.
12. А будет такой холоп в роспросе скажет, что преж-
ней
его боярин умер, а он служил у него по кабале, а где на
него, и в котором году кабала взята, про то он скажет
имянно, и по тем его речем досмотрити в кабалных запис-
ных книгах, есть ли на него кабала в записке. Да будет
на него в холопьих записных книгах кабала записана, а
про прежняго его боярина сыщется допряма, что он умер,,
и спору о том холопе ни у кого ни с кем не будет, и на
него по кабалным книгам тому, кому он после первого
своего боярина бьет челом в холопство, дати кабала и
без отпускныя.
13. А будет того холопа первой боярин и умер, а пос-
ле его осталися дети, а на того холопа в кабалных за-
писных книгах кабалы в записке не объявится, а дети
перваго его боярина учиут об нем бити челом государю по
старинному, а не по кабалному холопству, и .старинные
крепости на него положат, и того холопа по старинному
холопству и по старинным крепостям отдати в холопство
тем детем прежняго его боярина, а кому он внов бил че-
лом в холопство, и тому отказати, и кабалы на него не
давати.
14. А будет кто прикажет детем своим, или братье,
или прикащиком по смерти своей кабалных своих людей от-
пустоти на волю, и те дети его, или братия, или прика-
щики тех его людей на волю не отпустят, и похотят их у
себя удержати, и тем людем, которых после умершаго дети
его, или братья, или прикащики на волю не отпустят, би-
ти челом на них государю, и о том подавати челобитные в
Холопье приказе, а ис Холопья приказу судьям по тех лю-
дей, на которых те холопи учнут бити челом, посылати
приставов и велеть их сыскивая ставити с теми челобит-
чики с очей на очи и роспрашивая велеть тем холопем от-
пусные давати безо всякого задержания.
15. А будет кого судом божиим не станет скорою смер-
тию, а после его останутся кабалные люди, а жена и де-
ти, или братия того умершаго тех кабалных людей от себя
отпустити не похотят, и отпусных им не дадут, и те люди
о том учнут на них бити челом государю, и по тому их
челобитью, сыскав про то допряма, что они у боярина
своего служили по кабалному, а не по старинному холопс-
тву, и их того умершаго боярина от жены и от детей и от
братии свободить, и дати им волю. И кому они учнут с
воли бити челом в холопство, и тем людем на них дати
кабалы, по сыску, и без отпусных.
16. А будет которые волные люди на Москве и в горо-
дех бьют челом кому в холопство доброволно, и бив че-
лом, учнут у тех людей, кому они бьют челом в холопс-
тво, жити бескабално месец, или два, или три месяцы, а
те люди, кому
они бьют челом в холопство, приведут их в Холопей при-
каз, и учнут на них бити челом государю, что они служат
у них многое время, а служилых кабал на себя не дадут,
и чтобы на тех людей указал государь дати им кабалы, и
будет приводные люди кабал на себя дати не похотят, а
жили они у тех людей менши трех месец, и тех людей от-
пущать на волю, а служилых кабал на них не давати пото-
му, что они жили у них бескабално немногое время. А бу-
дет сыщется, что жили болши трех месец, и на тех людей
кабалы давати и поневоле, хотя они к ним итти в холопи
и не похотят.
17. А будет такие волные люди, у кого живучи в хо-
лопстве доброволно, бес крепости, пойдут от них прочь с
отказом, или без отказу, и те люди, от которых они пой-
дут, учнут на них искати сносов, хотя их тем у себя
удержати, и им на тех людей, которые от них отойдут, в
сносе суда не давать для того, на что он холопу верил,
и у себя его держал бес крепости.
18. А которой человек живет у кого бескабално, а
грамоте он умеет, и учнет тот человек во всяких пиемах
писатися холопом того человека, у кого он живет беска-
бално, а после того он у того человека жити не похочет,
и отшед от него даст кому иному служилую кабалу, и тот
человек крепок тому, кому он даст на себя кабалу. А бу-
дет тот, у кого он жил бескабално до тоя кабалы, учнет
на него бити челом, и станет его уличать по грамоткам
руки его, и ему отказать потому, бес кабалы держать не
ведено. А что он в пиемах писался холопом того челове-
ка, у кого он жил беекабално, и тех писем таким людем в
крепости не ставити.
19. А писати служилыя кабалы площадным подьячим на
одного человека в трех рублех, а болши и менши не писа-
ти. А пошлин имать в государеву казну с рубля по алты-
ну.
20. А давати служилыя кабалы на холопей, которые бу-
дут в пятнатцать лет, а которые будут менши пятина тца-
ти лет, и на тех служилых кабал не давать. А кто служи-
лую кабалу оболживит, и та кабала вершити по суду.
21. А кто возмет на полного, или на докладного, или
на старинного холопа кабалу, не опытав без отпускныя, и
того холопа по сыску отдать тому, чья крепость старее.
22. А что холоп, бегаючи от старого своего боярина,
бил челом во двор иному, и тем учинил ссору, и за то
бити его перед Холопьим приказом кнутом на козле нещад-
но, чтобы на то смотря иным не повадно было так воро-
вать.
23. А которые люди учнут на кого имати кабалы во-
ровски заочно подставою, и про таких в Холопье приказе
сыскивать кабалными книгами, и осматривать спорных лю-
дей в
приказе в рожей и в приметы. Да которые люди в рожей и
в приметы с кабалными книгами не сойдутся, и тех людей
в холопство никому не отдавать, и по тем кабалам исцом
от-казывати. И кто кабалу возьмет подставою, а сыщется
про то допряма, и тем людем за то чинити наказание, би-
ти кнутом. А кто имя переменит и тому не верить.
24. А будет которой холоп или крестьянин от кого по-
бежит, покиня отца своего, или матерь, и даст на себя
иному кому служилую кабалу вновь, и про таких беглых
старинных и кабальных людей и про крестьянских детей по
челобитью тех людей, от кого они збежат, сыскивати от-
цами их и матерми, и ставить с ними отцов их и матерей
с очей на очи. Да будет про то сыщется подлинно, что те
спорные люди и крестьяне родилися у кого в старинном
холопстве, или во крестьянстве, и тех холопей по стари-
не и по крепости, и с очной ставки отдавати тем людем,
у которых отцы их и матери, а по новым кабалам отказы-
вати. А крестьян и крестьянских детей отдавать ко отцом
и к матерем по тому же государеву указу.
25. А будет которые холопи в роспросе на суде и на
очной ставке учнут отцов своих и матерей, или братьев,
или сестр, или дядьев, или теток родных отпиратися, а
отцы их и матери, или братья, или сестры, или дядья,
или тетки родныя учнут на них говорити, что они отпира-
ются их воровством, не хотя быти с ними в холопстве, и
тех людей, которые учнут отцов своих и матерей, и
братьев, и сестр, и дядьев, и теток отпиратися, пытать.
Да будет они с первой пытки не повинятся, и их пытати и
в другие, да будет и з другая пытки не повинятся же, и
их отдать тем людем, у кого на них будут служилые каба-
лы.
26. А будет от кого побежит холоп, или крестьянин,
покинув жон, и в бегах поженятся на иных женах, а пер-
вых своих жен учнут отпиратися, или которая раба, или
крестьянка от кого збежит, покиня мужа, и выйдут за
иных мужей, а первых своих мужей воровством учнут отпи-
ратися, и им указ чинити против того же, как о том пи-
сано выше сего в холопье статье.
27. А от кого збежит кабалные и иные крепостные дев-
ки, и вдовы, и крестьянския дочери, и выйдут замуж ук-
раинных городов за служилых людей, и за тех дворовых
беглых вдов и девок на тех людех, за кого они замуж вы-
дут, имать выводу за вдову, и за девку по пятидесять
рублев за человека, а за крестьянскую дочь девку, или
вдову по десяти рублев.
28. А кто у кого поимается за холопа, и положит кто
на которого холопа городскую кабалу, и скажет, что та
кабала
в городе в книгах записана, и на кабале подписано, что
кабала в книгах записана, а в книгах та кабала,, на ко-
торые книги он пошлетца, в записке не объявитца, а вое-
водская, или Приказного человека, или губного старосты
рука у той кабалы есть, и по той кабале того, кто такую
кабалу в суде положит, не винити, и велеть ему на холо-
па, или на рабу, вместо тоя кабалы, дати новую кабалу,
а тому, кто на, кабале подпишет, что кабала в книге за-
писана, а в книги не запишет, за то учинить наказание,
что государь укажет.
29. А у которых людей на старинных холопей старинный
крепости утерялися в Московское розорение, в прошлых
годех, до 121-го году, и по указу блаженныя памяти ве-
ликого государя царя и великого князя Михаила,Феодоро-
вича всея Русии ведено тем людем в прошлых во 121-м и
во 122-м го-дех на те Холопьи старинные крепости давати
явки, и будет которые люди учнут на ком искати старин-
ного холопства, а старинных крепостей на тех людей в
суде не положат, а скажут, что у них на тех людей ста-
ринные крепости пропали в Московское разорение, и в том
учнут они слатися на явки, которые даваны в указные го-
ды во 121-м, да во 122-м годех, и те явки будет сыщут-
ся, и по тем явкам таких, старинных холопей отдавати
тем людем, которые на них те явки подавали. А будет кто
учнет искати старинного холопства, а в суде крепостей
никаких на спорных холопей не положит, а скажет, что у
него на тех людей крепости в разорение пропали, а явок
он на те крепости в указные годы не давал, и учнет он
про старину тех людей слатися в обыск, и по той ссылке
тех людей про старинное холопство сыскивати всякими
сыски накрепко, и отдавати таких старинных холопей по
обыском тем людем, у кого обыскные люди в старинном хо-
лопстве кого знали.
30. А у которых людей холопи породилися от кабалных
их людей, а живут у них многие годы бескабално, и на
таких холопей тем людем, у кого они живут бескабално,
имати кабалы. А будет те холопи из воли кабал дати не
похотят, и на них кабалы дати и в неволю, потому что
они живут у них бескабално многие годы.
31. А кто будет в какой крепости в холопстве напи-
сан, и те люди по рабе холоп и по холопе раба. А кото-
рые старинные холопи написаны кому в духовной и поряд-
ной в приданых, и те люди, по духовной и порядной запи-
си, по рабе холоп, и по холопе раба.
32. А будет положат на одного холопа две полные, или
две докладные, и которая будет крепость старее, и того
холопа по сыску тому и отдати.
33. А будет кто изменит, из Московскаго господарства
отъедет в ыкое господарство, а после его людем его по
государеву указу и по боярскому приговору дана будет
воля, и те его люди с воли бьют челом кому в холопство,
а после того тот изменник из ызмены воротится, и госу-
дарь пожалует его, положит на милость, за ту его измену
смертью казнити его не велит, и ему людей к себе прии-
мати внов, кто у него в холопстве быти похочет, а до
тех его людей, которым без него дана будет воля, дела
ему нет.
34. А будет чьего холопа возмут в полон в ыную в ко-
торую землю, а после того тот холоп ис полону выйдет, и
он старому боярину не холоп, и жену его и дети для По-
лонского терпения отдати ему. А похочет тот холоп к
старому своему боярину, и того холопа старому боярину
привести к записке в Холопей приказ и роспрося его,
подписывати на старой крепости, что он идет к нему во-
лею, а пошлин имати з головы по алтыну.
35. А которой холоп изменит, побежит в ыное госпо-
дарство, а после того выйдет он ис того господарства в
Московское государство собою, и он старому боярину хо-
лоп по старому холопству потому, что он в ыной земле
был в бегах, а не полоном взят.
36. А будет которой холоп, или раба от кого збежат,
и бьют челом в холопство иному кому, и у того, кому они
в бегах бьют челом в холопство, взяты будут в полон, а
после того они ис полону выдут, и их отдавати прежним
их боя-ром, по первым крепостям, а тем людем, у кого их
в полон возмут, в холопство их не отдавати.
37. А которые полоняники, которых земель нибудь слу-
жилых иноземцов дети крестятся в православную християн-
скую веру, а государю в службу не пригодятся, и которые
службу государеву служили, да от службы отставлены, а
похотят кому в службу бита челом, и кабалу на себя дата
похотят, и тому на того новокращена взяти крепость, и в
книги записати.
38. А кто новокрещена приимет к себе в службу, и
крепость на него возмет, а в приказе той крепости не
запишет, а после фого тот новокрещен от него збежит, и
он по той незаписной крепости учнет на нем искать сно-
су, и тем крепостям не верить, и в сносе на тех новок-
рещенов суда никому не давать потому, что та крепость
взята не по государеву указу.
39. А будет кто на ком ищет по кабалам заемных де-
нег, или по записям за рост служить да сносов, и заим-
щики, которые учнут в ысцовых искех по кабалам, и по
записям, и в
сносе винитца, или в которых в ысцовых искех кого судом
обвинят, и доправити будет исцовых исков на тех людех
не мочно, и поруки и переводу по них в ысцовых искех не
будет, и тех ответчиков в ыскех исцом выдати головою до
искупу.
40. А за работу тем людем зачитать в окуп исцова ис-
ку мужскому полу по пяти рублев на год, а жонкам и
срослым девкам против того вполы, а детем их, которые у
них будут болши десяти лет, по два рубли за год, а ко-
торые дети у них будут недоросли менши десяти лет, и
тем недорослям в окуп исцова иску ничего не зачитать
потому, что такие недоросли в таковы лета не работают.
А как такие люди у исцов своих иски их заработают спол-
на, и их от тех исцов отпустить на волю. А будет исцы
их помрут, а после их останутца дети, а они исков их до
тех мест сполна не заработают, и им против того, чего
они не заработают, доживать тех умерших исцов у детей,
а как они от тех исцовых детей от-работаютца, и их по-
тому же отпустить на волю.
41. А которые всяких чинов люди в голодное, или в
ыное какое время, не хотя холопей своих кормить, сошлют
их з двора, а отпускных им не дадут, и крепостей не вы-
дадут, а велят им кормится собою, порча их впредь себе,
и за тем тех их людей во двор иные никто не примет, что
у них отпускных нет, и в том на них от тех их холопей
челобитье будет, и по тому холопью челобитью ис Приказу
холопья суда судьям посылати по тех их бояр, которые их
з дворов сошлют, и тех. их бояр роспращивати, прямо ли
они их з дворов от себя сослали. Да будет те их бояре в
роспросе скажут, что они тех своих людей з дворов от
себя отпустили, и впредь им до тех холопей дела нет, и
им к тем своим роспросным речам велеть руки приложити.
А которые грамоте не умеют, и они бы в свое место к тем
роспросным речам велели руки приложити, кому они верят.
А которые к тем роспросным речам рук прикладывати не
учнут упрямством своим, и им к тем роспросным речам ве-
леть руки приложити по неволе. Да как они к роспросным
речам руки приложат, и в Холопье приказе тех их холопей
записав в книги, дата им воля, и отпускные им дати ис
Холопья приказу, и кому они с воли бьют челом в холопс-
тво, тому они и холопи. А не роспрашивая про таких хо-
лопей тех людей, на кого те холопи учнут бити челом,
воли им не давати.
42. А будет про тех холопей бояре их, на которых уч-
нут бити челом, скажут, что на них те их холопи бьют
челом ложно, а они их з двора от себя не ссылали, и тех
холопей отдати тем их бояром, и приказать тем их боя-
ром, чтобы
они их в голодное время кормили, а голодом не морили, и
за то Что они на них били челом, дурна над ними никако-
ва не учинили.
43. А будет кто в голодное время сам себя з женою,
или сына, или дочь отдаст кому в работу за прокорм, и
запись на себя в том даст, или в записи напишет на себя
и на детей своих заемныя денги, и по той записи жити им
у того, кому они в работу дадутся до тех мест, покамес-
та они окупятся или отработаются. А за работу Того дол-
гу зачитати им по указу, как о том писано выше сего.
44. А которые люди учнут у кого жити в дворех по за-
писям, а в записи написано будет имя того одного, кому
запись будёт дана, а жити им у Них по их живот или
урочныя лета, а не доживут урочных лет, и на них взять
по записи заряд. А жен и детей тех, кому они на себя
такия записи дадут, в тех записях будет не написано, и
они по таким записям женам и детем тех, кому они такия
записи на себя дадут, не крепки, и жить им по тем запи-
сям у тех людей, кому они те записи на себя дадут, по
их живот, а по смерти их женам их и детем до них дела
нет.
45. А кто отец или мати отдаст кому в работу сына
или Дочь на урочныя лета, и по тех своих детех ручаются
и дадут на себя записи за руками в том, что тем их де-
тем от тех людей, кому они их Отдадут, не збежати, и
никакова дурна не учинить, и в Холопье приказе те запи-
си в книгах будут записаны, или кто по ком в таком дво-
ровом житье ручается сторонней человек, а те люди, по
ком они ручаются, не дожив урочных лет от тех людей,
кому они во двор будут даны, збежат, а после того те
люди, от кого они збежат, их сыщут и к себе возмут, а
на порутчиках их учнут по записям искати заряду или
сносу, а порутчики скажут, что те беглые люди от них
ничего не снесли, а сыскать будет про то неким, и им в
сносе с порутчики учинить вера, крестное целованье. А
заряду по записи на тех порутчиках править не велеть, а
велеть тем людем, по ком они ручались, у тех людей, ко-
му они отданы в работу, доживать по записям урочные го-
ды. А которые жилые записи в Холопье приказе в книгах
будут не записаны, и по тем записям исцом отказывать.
46. А которые люди учнут искать на ком по записям, а
в тех записях написано, что они тех людей скупили в
долгех с правежу, а тем людем жити у них, и у детей их
во дворе служити и женитися, и женясь по тому же служи-
ти во дворе, а с колко лет служить, того будет в записи
не написано, и тех людей по таким записям отдавать во
двор тем людем,
кому они на себя такия жилые записи дали, потому что он
тое запись дал на себя из воли.
47. А кто на холопа возьмет кабалу отец с сыном,
или брат з братом или дядя с племянником вместе, и уч-
нут на тех людех по тем кабалам холопства искати, и тем
исцом по таким кабалам отказывати, и таких людей, на
кого они такия кабалы в суде положат, от них свободити
на волю потому, что по государеву указу велено всем лю-
дем служилыя кабалы имати порознь, а дву человеком
вместе отцу с сыном, и брату з братом, и дяде с племян-
ником на одного холопа кабал имати не велено.
48. А будет у кого на холопей такия служилыя кабалы
взяты до сего государева указу, и им те кабалы приноси-
ти и холопей приводите на Москве в Холопей приказ, а в
городёх к воеводам и к приказным людем и к губным ста-
ростам в сьезжие избы, и на тех холопей имати новыя ка-
балы по сему государеву указу, а старые кабалы у них
взяти в приказ, а воли по тем старым кабалам тем их хо-
лопем не давати.
49. А кто на ком учнет искати беглых людей, а ответ-
чик в. тех людех запрется, и скажет, что у него тех лю-
дей нет, ив тех людех тот ответчик отцелуется, а после
того те люди объявятся у него, а истец тех своих людей
у него вымет, и таким ответчиком за то, что он накриве
крест поцеловал, чинити указ против того, как написано
в суде о крестьянех выше сего.
50. А будет которой ответчик про чюжого холопа в от-
вете скажет, что у него тот чюжой холоп был, да збежал
до исцова челобитья, и живет он в ыном городе, и тому
ответчику того чюжаго беглого холопа велети сыскивати,
и для сыску дати ему поверстной срок по указу. Да как
он того чюжаго холопа сыщет, и ему поставити его в Хо-
лопье приказе, а ис Холопья приказу того холопа отдати
тому, у кого на него крепость будет старее.
51. А которые ответчики в беглых в чюжих холопех не
запрутся же, а скажут, что от них тех люди збежали же,
а где они живут, того не ведают, и тем людем тех беглых
людей сыскивати же, а сроку давати им впервые на два
месяца, а в другой после дву месяцев на четыре месяца,
а будет в полгода не сыщет, и им дати третей срок дру-
гую полгода. А давати такия болшия сроки тем ответчи-
ком, которые скажут беглых людей в далних городех. А
будет кто и во все в три сроки беглых людей не поста-
вит, и на них взяти денгами по государеву указу за вся-
кого человека по пятидесят рублев и отдати исцу. А бу-
дет ответчик того человека сыщет, и того
человека отдати исцу, а денги пятьдесят рублев взяв у
исца, отдати ответчику.
52. А которые люди учнут у себя холопей держа та по
отцовским кабалам, а отцы их померли, и тех отцовских
людей от них отпущати на волю, а с воли те люди кому
дадут на себя служилыя кабалы, тому они будут и холопи.
53. А кто старинного своего холопа или рабу отпустит
на волю при себе, или по смерти его таких старинных хо-
лопей по его приказу отпустят прикащики его, и впредь
до тех людей детем его и братии и племянником дела нет.
54. А кто у кого за холопа поимается и приведет того
холопа к роспросу в Холопей приказ, и после роспросу на
того холопа подаст челобитную о суде, а тот, у кого он
за того холопа поимается, учнет говорити, что он тому
холопу в ответе не верит, и учнет в том холопе сам от-
вечати, и ему в том дата на волю, а холопу у суда быта
же. А будет тот ответчик скажет, что холоп сам за себя
отвечает, и против исцовы исковой челобитной велети хо-
лопу отвечати и с суда, прав ли или виноват будет, ве-
рити холопу, что ни станет в суде говорити.
55. А которые люди к кому приставя в беглых людех и
в сносе подъписав челобитную, или приставную память, не
станут искати неделю, или ответчики дав по себе поруку
к суду да не учнет отвечати неделю же, и тем исцом или
ответчиком указ чинити по тому же, как о том писано вы-
ше сего в судной статье.
56. А которые всяких чинов люди станут искати на хо-
лопей холопства, а кабалу положит на того холопа 120-го
году за дьячею рукою и за подьячих справкою, хотя тех
кабал и лсниг нет, или будет которыя кабалы у кого взя-
ты на холопей и старее того, а те кабалы за дьячими же
руками и за подьяческими справками, а книг на те кабалы
нет же, и тем кабалам верить и людей по тем кабалам, на
чье имя те кабалы писаны, отдавать потому, что те каба-
лы писаны до тех мест, как на Московском государстве
учинился блаженныя памяти великий государь царь и вели-
кий князь Михаиле Феодорович всеа Русии.
57. А которые люди учнут на ком искать беглых людей,
а сносу в те поры искать не учнет, а в ысковой челобит-
ной напишет, что он сносу учнет впредь искать доискався
холопства, и таким исцом после того в сносе суда не да-
вать.
58. А которые люди будучи в городех по воеводствам и
по приказом, возмут на кого служилые кабалы в тех же
городех, и те кабалы не в кабалы, потому что воеводам и
при
казным людем, будучи в городех, ни на кого служилых ка-
бал и никаких крепостей имати не велено.
59. А будет кто на ком ищет холопства, и после суда
тех спорных холопей давать на поруки з записми мимо ис-
ца и ответчика. А будет по ком поруки не будет и тех
холопей до верше ния судного дела держать приставу.
60. А которой боярской человек или раба, которому
исцу или ответчику крепчае, и по суду доведется отдать
мужа, а тот будет холоп женат, отдать с ним и жена. А
будет доведется отдать кому по крепости жену, а у нея
есть муж, отдать за жонкою и мужа да с них же взять го-
ловные пошлины.
61. А в приданые давати и женам, и детем, и внуча-
том, и правнучатом в надел в духовных и в даных и в
рядных писа-ти полных и докладных и купленых людей и
полонеников иных земель. И кому такие люди будут в при-
даные или в надел даны, и тем людем такие люди крепки и
женам их, и детем, и внучатом, и правнучатом, акабалных
людей в приданые не давать и в духовные, и в рядные, и
в даные не писать. А будет кто кому кабалного холопа
или рабу в приданые даст, или в духовную, или в рядную,
или в даную напишет, а таким кабалным холопем и рабам
давати волю.
62. А кто кому старинных своих или купленых людей
даст в приданые за сестрою, или за дочерью, и судом бо-
жиим тоя его сестры или дочери не станет, а детей после
их не останется, и тех умерших мужьем таких приданых
людей по рядным записям отдазата тем людем, кто их в
приданые даст, хотя будет у кого приданые жонки или
девки замуж выданы, а мужики поженилися, и их отдать
совсем по тому, по правилу святых апостол и святых отец
жены с мужем розводить не ведено, где муж, тут и жена,
кому жена, тому и муж.
63. А которые люди отходя сего света напишут в ду-
ховной кабалных своих людей по своем животе жене и де-
тем своим, а те его кабалные люди у жены и у детей его
жить не похотят, и учнут по смерти бита челом в холопс-
тво кому иному, и служилые кабалы на себя дадут, и те
люди тому и крепки, кому они после смерти первого свое-
го боярина дадут на себя кабалы. А духовным прежних их
бояр не верить, потому что всяких чинов людем холопи
крепки по кабалам по смерть бояр своих, а женам их и
детем те холопи по прежним кабалам некрепки, и отпус-
кать таких холопей после умерших на волю.
64. А которые люди отходя сего света в духовную же-
не, или детем своим в наделок людей своих напишет их
старин-
выми, или иными какими крепостными, а не кабалными, и
та духовная будет свидетельствована, а у свидетельства
та духовная будет не оспорена, а после того с кем в тех
людех, или с теми холопи умершаго у жены и у детей спор
учинится, а на старину крепостей опричь духовный на тех
холопей не положат, а холопи учнут сказывать, что они у
того, кто их в духовной своей написал в наделок жене
своей или детем, служили по кабалному холопству, и тех
холопей роспрашивати, где на них и в котором году каба-
лы иманы. Да будет те спорные холопи скажут про то, где
на них, и в котором, году кабалы взяты, и против тех их
речей сыскати про них кабалными записными книгами. Да
будет на тех спорных людей в кабалных записных книгах
кабалы в записке объявятца, а иманы на них те кабалы
имянем того, кто их в духовной напишет жене и детем, и
тех холопей того умершаго от жены и от детей свободити,
и дать им воля. А Будет на тех людей в записных кабал-
ных книгах кабал в записке не объявитца, и тех холопей
по духовной отдати тому, кому они после умершаго в ду-
ховной его будут написаны.
65. А которые холопи после умерших своих бояр будут
отпущены на волю, и с воли учнут приставливать умерших
своих бояр к женам и к детем в животах, в грабежах, для
того что они отпущены без животов, и тем холопем в том
суда не давати.
66. А которые боярские люди в прошлых во 141-м и во
142-м годех з бояры своими были на государеве службе
под Смоленским, и на боех, и в загонех взяты были в по-
лон в Литву, и ис полону вышли, и тем боярским людем
для полонского терпения дана воля, и жены их отданы им
же, а детем их, которые у кого в холопстве породилися,
и на которых их детей у кого есть кабалы и иные крепос-
ти, велено быть во дворех в холопстве по прежнему. А
которые боярские люди ис под Смоленска, и с ыных госу-
даревых служб от бояр своих збежали в казаки, или в
ыное какое воровство, и в воровстве взяты в полон, и ис
полону вышли, и тем боярским людем велено быть во дво-
рех у прежних же своих бояр. А которые боярские люди
бегали с службы, и служили у иных дворян и детей боярс-
ких, и у всяких людей, и были в полону же, и тех холо-
пей велено отдавати прежним их бояром по старым крепос-
тям. А ныне и впредь о таких хо-лопех указ чинить по
тому ж, как указано преже сего.
67. А которые холопи или рабы збежав от кого пост-
ригутца или которые холопи в бегах станут в попы, или
во дьяконы, а те люди, от кого они збежат, учнут за них
иматца, и
похотят на них искати холопства и сносу, и на таких
бегглых людей бояром их в холопстве ив сносе давать суд
в Холопье приказе. Да будет по суду и по сыску на. та-
ких беглых людей холопства и сносу доищутца, и на них
снос доправя, отдати исцом, а их отослати к патриарху,
или в котором городе ко властем, а патриарх и иные
власти учинят об них указ по правилом святых апостол и
святых отец.
68. А будет такие беглые люди чернеческое платье или
скуфьи сами на себя положат, и сыщетца про то подлинно,
и с них по сыску чернеческое платье и скуфьи сняв, от-
дать в холопство тем людем, от кого они збежат.
69. А которые литовские полоняники женаты в боярских
дворех на руских крепостных и на старинных робах, или
которые жонки или девки литовские полонянъки в боярских
дворех выданы замуж за крепостных, или за кабалных хо-
лопей, а в приводе те литовские полоняники и полонянки
перед бояры в роспросе сказалися, что они в Литву итти,
и у тех своих бояр, где они поженилися на русских, и
полонянки, которые выданы замуж за русских, жить не хо-
тят, и те литовские полоняники с женами с рускими жон-
ками, и полонянки с мужьями, с рускими людьми из боярс-
ких дворов и ото всяких чинов людей свобожены и велено
жить им на воле, где кто похочет. А которые литовские
полоняники были у записки перед бояры, а похотели жить
у тех же, у кого преже того жили, и те отданы тем же
людем, кто у кого живет. А впредь толко те полоняники и
полонянки учнут бита челом, чтоб им дати воля, и тех
литовских полоняников по тем запискам велено отдавати
тем же людем, у кого они жили. А ныне о таких литовских
полоняникех и о полонянках чинить указ против того же,
как об них указано напередь сего.
70. А иноземцем некрещеным на Москве и в городех
дер-жати у себя во дворех в работе иноземцев же всяких
розных вер, а русским людем у иноземцев некрещенных, по
крепостям и доброволно в холопстве не быть, для, того,
в прошлом во 136-м году ведомо учинилося, блаженныя па-
мяти великому государю царю и великому князю Михаилу
Феодоровичю всеа Русии, и отцу его государеву, блажен-
ныя памяти великому государю святейшему Филарету Ники-
тичю, патриарху Московскому и всеа Русии, что на Москве
и в городех у иноверных у некрещеных иноземцев служат
православные християне, и тем православным християном
от иноверцов чинитца теснота и осквернение, и многие
бес покаяния, без отцов духовных помирают, и в великой
пост и в ыные посты мясо и всякой скором едят неволею.
И блажен-
ыя памяти великий государь царь и великий князь Михаил
Феодоровичь всеа Русии, и отец его государев блаженныя
же памяти великий государь, святейший Филарет Никитичь
патриарх Московский и всеа Русии указали православных
християн у иноземцев некрещеных из дворов взять, и впе-
ред тем православным Христианом у иноверных, у некреще-
ных у иноземцев, во дворех быти не велели, чтоб в томх-
ристианским душам осквернения не было и бес покаяния не
помирали б. И ныне по тому же у иноземцев некрещеных
русским людем во дворех не быть никоторыми делы. А бу-
дет которые русские люди учнут у некрещеных иноземцев
во дворех служити по крепостям, или доброволно, и тех
сыскивая, чинити им жестокое наказанье, чтоб им и иным
таким не повадно было так делати.
71. А которые иноземцы розных вер некрещены живут на
Москве и в городех у иноземцев же некрещеных розных же
вер по купчим, или полоняники, и похотят те иноземцы
креститися в православную християнскую веру, и учиут о
том бита челом государю, чтобы государь пожаловал велел
их, взяв у тех иноземцов, у кого они во дворех живут,
крестити в православную християнскую веру, и по тому
челобитью тех иноземцов крестити в православную христи-
янскую веру, а окупу за них давать иноземцомпо пятинат-
цати рублев за человека, и платить те денги им собою. А
будет у иноземцов в купчих, как они их купили, написано
будет болши пятинатцати рублев, и тем купчим не верить
потому, что в купчих деиги пишут с прибавкою.
72. А в городех воеводам и всяким приказным людем и
губным старостам давать на холопей служилые кабалы за
своими руками, а не за печатьми. И выбирати в губные
старосты, которые грамоте, умеют, а кто грамоте не уме-
ет, и тех в губные старосты не выбирать. А будет в ко-
тором городе воевода или приказной человек грамоте не
умеет, а губного старосты в том городе нет, и тем вое-
водам и приказным людем на холопей служилых кабал нико-
му не давать, а имать тех городов всяких чинов людем на
холопей служилые кабалы в ыных городех, в которых горо-
дех будут воеводы и приказные люди, которые грамоте
умеют и где будут губные старосты.
73. Да и кабалныезаписные книги из городов присылати
к Москве воеводам и приказным людем и губным старостам
за своими же руками, а не за печатьми ежегод. А которые
кабалные книги учнут присылать к Москве из городов вое-
воды и приказные люди и губные старосты за своими пе-
чатьми, а рук их у тех книг не будет, и тем книгам и
каба-
лам,которые будут за печатьми, а не за руками, не ве-
рить, а верить тем книгам и кабалам, у которых будут
воеводские и приказных людей и губных старост руки.
74. А которые люди в Холопье приказе положат купчие
на татар, и бьют челом, чтобы те купчие в Холопье при-
казе записати в книги, а татарове, на кого имянем те
купчие написаны, тех купчих не лживят, и те купчие в
книги записати. А будет в тех купчих учинится какой
спор, и те купчие записывати, по сыску, будет доведет-
ся, а будет по сыску те купчие нарядные, или писаны за
очи, и тех купчих в Холопье приказе в книги не записы-
вати, а чинити по них указ, до чего доведется.
75. А которые люди положат в суде на одного холопа
две кабалы московские и в книги те обе кабалы записаны,
а в рожей и в приметы тот человек сойдется с книгами по
одной кабале, а по другой не сойдется, и того спорного
человека отдати в холопи по той кабале, по которой он с
книгами в рожей и в приметы сойдется, хотя будет та ка-
бала и после тоя кабалы взята, по которой кабале тот
холоп в приметы с книгами не сойдется.
76. А впредь с нынешнего Уложения для таких споров
холопьи приметы описывати в кабалах имянно, чтобы вся-
кой человек холопу своему приметы ведал, а как холопьи
приметы в кабалах будут описаны имянно, и впредь ни у
кого таких споров о холопех не будет.
77. А кто старинных своих, или купленых людей напи-
шет в духовной своей кому в наделок, и духовная будет
свидетельствована и запечатана, и те люди не хотя жити
у тех людей, кому они в духовной будут написаны, збежав
от них, дадут на себя служилые кабалы иному кому, и тех
старинных и купленых людей отдавати тем людем, кому они
в духовной написаны, а кому они после духовных дадут на
себя кабалы внов, и те кабалы не в кабалы.
78. А которой холоп бьет челом кому в холопство, и
служилую кабалу на себя напишет, и тот, кому он в хо-
лопство бьет челом, приведет его с тою кабалою для за-
писки в Холопей приказ, а иной в те же поры учнет на
того холопа бити челом, что тот холоп наперед того ему
в холопство бил челом и служилую кабалу на себя ему да-
та хотел, и он ему и жалованье дал, и таким челобитчи-
ком отказывати, а давати на таких холопей кабалы тем
людем, кто их в приказ с кабалою приведет. А кто холопу
жалованье даст не взяв кабалы, и он то сам от себя по-
терял, не взяв кабалы, не давай жалованья.
79. А кто истец, или ответчик в суде на холопа ника-
кой
крепости не положит, и ничего про крепости не скажет, а
после суда на того спорного холопа крепости объявит, и
у таких людей после суда к судным делам крепостей не
приимати, а вершити те судные дела по тому, что в суде
положено.