29. А которой человек кому заклад положит в чем,
грамоты или иное што в серебри, да изымает своего исца
из-невести, или перед господою изгодит своего исца, а у
того исца, у кого заклад положен, не будет доски на
заклад, ино его в том не повинити, нять вера ему, кто
выложит заклад, в чем скажет, да судом судит на того
волю, кто заклад выложит, хочит сам поцелует на своем
серебри, или у креста ему положит и поцеловав да свои
заклад возмет.
30. А кто имет дават серебро в заим, ино дата дата1
до рубля без заклада и без записи а болши рубли не да-
вати без заклада и без записи. А кто иметь ... ти ссуда
серебра по доскам без заклада боле рубля, ино того дос-
ка повинити, а того права, на ком сочат.
31. Хто на ком имет ссуднаго серебра по доскам, а
сверх того и заклад положит на него платной или доспех,
или конь, или иное што назрячее и животное, а тот зак-
лад того серебра не судит, чего ищет, отопрется своего
закладу, а молвит так: у тебе есми того не закладал, а
у тебе есми не взимал ничего ж, ино кто ищет тому чело-
веку тем закладом владети, а тот прав, на ком сочат.
32. А которой человек поручится за друга в серебре,
а имет тот человек сочит на поручнике своего серебра, и
тот истец по ком рука дана, вымет против своего исца
рядницу, а молвит так: аз, брате, тобе заплатил то
се(ре)бро за тою рукою, а у мене и рядница што ему не
сочить истьцу на исце того серебра, ни на поручники,
ино тая порядня повинить, аже в лары не будет в ты ж
речи, а исцу знати поручника в своем серебре, кто по
ком руку дал.
1Так в источнике.
33. А поруке быть до рубля, а болши не быта рубля.
34. А у которого псковитина у какова учинится татба
в Пскове или напригороди, или в сели на во(ло)сти, ино
явить старостам, или околным суседом, или иным сто-
рон-ным людем, а в пиру, ино в 1 пировому старосте, или
пив-цам явити, а государю пировому .. нет, а псковитину
... волости во Пскове на волную роту не взяти, весть
ему к роте, на кого ему не любовь.
35. Кто из церкви, где татба учинилась, тако ж и
пригорожане, или селянин псковитин на пригороде, или на
тору 2 не звати, вести ему к роте псковитину, где татба
учинилася.
36. А на котором человеке имуть сочити долгу по дос-
кам, или жонка, или детина, или стара, или немощна, или
чем безвечен, или чернец, или черница, ино им наймита
волно наняти, а исцом целовати, а наймитом битись, а
против наймита исцу своего наймита волно, или сам ле-
зет.
37. А которому человеку поле будет с суда, а став на
поле истец поможет своего исца, ино ему взять чего са-
чил на исцы, а на трупу кун не имати, толка ему доспех
сняти или иное што, в чем на поле лезет, а виноватому
платить и княжа продажа и приставное двема приставом,
толка побьются, по 6 денег, а толко прощение возмут,
ино приставом по 3 денги, а князю продажи нет, оже ис-
тец чего не возможет.
38. А кто имет на ком сочит торговых денег по дос-
кам, тот человек противу положит рядницу, а в рядницы
будет написано о торговли же, а противу той рядницы не
будет во Святей Троицы в лари в те ж речи другой, ино
тая ряд-ница повинити.
39. А которой мастер плотник или наймит отстоит свой
урок и плотник или наймит ... свое дело отделает ... на
государех и взакличь сочит своего найма.
40. А которой наймит дворной пойдет прочь от государя,
не достояв своего урока, ино ему найму взяти по счету,
а сочит ему найма своего за год, чтобы 5 годов, или 10
год стоявши, и всех тых ему год стоявши найма сочить
как отиде за год сочить, толко будет найма неймал у го-
сударя, а толко пойдет болши года, ино им не сочити на
госу-дарех. 41.
41.A которой наймит плотник, а почнет сочить найма
1 Описка в источнике - к (?).
2 Описка в источнике - на роту (?).
своего на государи, а дела его не отделает, а пойдет
прочь, а ркучи так государю, у тебе есми отделал дело
свое все, и государь молвит: не отделал еси всего дела
своего, ино государю у креста положыть чего сочить, или
государь сам поцелует, аже у них записи не будет.
42. А которой государь захочеть отрод1 дата своему
(и)зорнику или огороднеку, или кочетнику, ино отрок бы-
ти о Филипове заговеине, також захочет изорник
о(т)ре-чися с села, или огороднику, или (ко) четник,
ино тому ж отроку быти, а иному отроку не быти, ни от
государя, ни от изорника, ни от котечника2, ни от ого-
родника, а запрется изорник или огородник, или котечник
2 отрока государева, ино ему правда дать, а государь не
доискался четверти, или огородной части, или с ысады
рыбно(й) части.
43. А которой котечник 2 заложи весну, или исполов-
ник у государя, ино ему заплатить весна своему госуда-
рю, как у другоичате доставалося на том же (и) саде.
44. А государю на изорники или на огородники, или на
кочетники волно и взакличь своей покруты и сочить се-
ребра и всякой верши по имени, или пшеница ярон 3 или
озимой, и по отруку государеву или сам отречется.
45. А кто имет сочит торговли, или поруки, или зблю-
дениа или съсудиа, или выморшини безимянно, ино той не
доискался.
46. А которой человек у человека знает свое што из-
гибшее, а тому молвит то слово: купил есми на торгу, а
тогож есми не знаю, у кого купил, ино ему правда дать
на том, что чисто будет на торгу купил, а с татем не
поделился, а не поставит его, а сам не украл, ни посло-
вицы не было будеть, ино тот не доискался.
47. А кто што купил на чюжей земли или на городе,
или найдеть где, а кто поимается толко, ино тот судить
как в торгу.
48. А кто почнет на волостелях посула сачить, да и
пор-тище соймет, или конь сведеть, а молвить так: в по-
суле есми снял, или конь свел, ино быти ему в грабежи,
хто в посули снял, или коня свел.
49. А княжим людем или подвоским ездит дворит, а езд
имати на 10 верст денга, а штобы двое или трое ехали, а
1 Описка в источнике - отрок.
2 Так в источнике.
3 Описка в источнике - ярой.
езд им взять один. А княжой человек не поедет ис тово
или подвойской, ино псковитину послать ис того волно ис
тех же ездов.
50. А княжей писец възмет по силе истъцово от позов-
ницы или от безсудной грамоты, или от приставной, а за-
хочет не по силе, ино волно инде написати, а князю за-
печатать, а не запечатает князь ино у Святей Троицы за-
печатать, в том измены нет.
51. А коли изорник имет запиратся у государя покру-
ты, а молвит так: у тебя есми на селе живал, а тебе ес-
ми не виноват, ино на то государю тому поставить люди
сторонние человеки 4 и (ли) 5, а тым людем сказати как
прямо пред Богом, как чисто на селе седел, ино государю
правда давши взять свое, или озорнику верит, то воля
государева. А толко государь не поставит людей на то,
что изорник на селе седел, ино тот человек покруты сво-
ей не доискался.
52. А на татии и на разбойники же, чего истец не
возмет, ино и князю продажа не взяти.
53. Аже сын отца или матерь не скормит до смерти, а
пойдет из дому, части ему не взять.
54. А штобы и по суду, или у креста поставить своего
ис-ца у кого купил, ино суд с тем человеком, кто искал,
кто снял, а тот прорка1, кто извод поставил.
55. А у кого поимаются за отморшину отца его, или
приказной, а и суседом будет ведомо, или сторонным лю-
дем, а став человек 4 или 5, а молвят как право пред
Богом, что чисто у него, отморшина отца его ли приказ-
ное, ино у кого поимался, и целованьа ему нет, а тот не
доискался; а толко будет человек 4 или 5 скажут, как
право пред Богом, ино ему правда дать, как чисто отмор-
шина.
56. А такоже, кто купил на торгу, а у кого купил, не
знает его, а людем будет добрым ведомо, а у него имают-
ся человек 4 или 5, скажут како право пред Богом, пред
нами в торгу купит, ино той прав, у кого имаются, и це-
лованья ему нет; а не будет у коего свидетелей, ино ему
правда дата, а то (т) не доискался.
57. А кто возмет пристава у князя или у посадника
обы-скивати татбы, ино князю и посаднику приставы от-
пустить люди добрые неизменны, а тым приставом где бу-
дет татба обыскивати, а толко те приставе рекут то сло-
во, приехали
Так в источнике.
есмы на двор татбы обыскивати, и тот человек нам не дал
обыскивати и в хоромы нас не пустили, и з двора согна-
ли, , и тот человек кого было обыскивати а молвит то
слово: у мене господо теи приставы не бывали, или той
же человек взмолвит то слово: были той есть у мене те
пристави, и яз есми им хоромы отворял, и они мене не
обыскиваючи, да сами з двора збежали, а тым мене згоне-
нием облыгают, ино князю и посаднику опросить приста-
вов, есть ли у вас исправа какова на том пред ким вас
тот человек з двора согнал, ино приставом на се поста-
вить люди человека 2 или 3, а ты люди став на суде ре-
кут, как право пред Богом: пред нами тот человек тех
приставов со двора согнал, а обыскивати им не дал, ино
тым приставом правда дати, а тот человек в татбе, или
пакы тыи пристави, ино : тии пристави не в пристави, а
тот татбы своей не доискалъся, чии таковии пристави. ,
, , 58. А на суд помочю не ходити, лести в судебницу
двема сутяжникома, а пособников бы не было ни с одной
стороны, опричь жонки, или за детину, или за черньца
или за черницу, или которой человек стар велми или
глух, ино за тех пособнику быти; а хто опрочнеимет по-
могать или силою в судебню полезет, или подверника уда-
рит, ино всади-ти его в дыбу да взять на нем князю
рубль, а подвёрником 10 денег.
59. А тым подвёрником быть от князя человеку а от
Пскова человеку же, а целовать им на том крест, што
пра-ваго не погубити, а виноватаго не оправить, а со
всякого суда имати им денга одна обема, на виноватом
человеки.
60. А татю веры не нять, а на кого возклеплет, ино
дом его обыскать и знайдуть в дому его что полишноё, и
он тот же тать, а не найдут в дому его, и он свободен.
61. А князю и посаднику грамот прАьцс не посужати, а
лживых грамот и доски обыскавши правда судом посудить.
62. А кто на ком имет чего искать по доскам, или по
закладом, а с молве у своего исца возмет от много мало
по суду, и чтобы у креста, ино в том пени нет, чтобы и
даром отпустил своего истца без целованья.
63. А который изорник отречется у государя села, или
государь его отрьчет, и государю взять у него все поло-
вину своего изорника, а (и)зорник половину. :,
64. А которие пристави, княжей человек или подвес-
кой, или псковитин, а поедет человека позвать на суд,
или рр-сковать, или сковати, а езд имать на 10 верст
денга.
65. А которой пристав поедет на татбу, ино ему езд
има-
та вдвое, платить татю виноватому, а толко не вымет
тат-бы, ино приставное и дверское платить тому, кто
пристава взял.
66. А которой пристав, или дворянин а возмет своему
узду конь, или иное что у него возмет, ино ему дать на
руку стороннему человеку, а не возмет на руку, ино ему
собою свести, а взять езды на том, кто его не утяжет.
67. А истец приехав с приставом а возмет что за свои
долг силою, не утяжет своего исца, ино быти ему у гра-
бежу, а грабеж судить рублем, и приставное платит вино-
ватому.
68. А посаднику всякому за друга ему не тягатся, оп-
рочь своего орудиа или где церковное старощение дръжит,
ино им волно тягатся.
69. И всякому властелю за друга не тягатись, опрочь
своего орудиа.
70. А за церьковною землю и на суд помочю суседи не
ходят, итти на суд старостам за церковную землю,
71. А одному пособнику одного дни за 2 орудиа не тя-
гатся.
72. А которому человеку будет кормля написанна в ру-
кописании, и да грамотами владеть землеными учнет или
исадскими, а продаст тую землю или (и) сад, или иное
что, а доличат того человека, ино ему земля та, или или
исад, или иное выкупить, а свою кръмлю покрал.
73. А которому человеку на ком будет имание по запи-
си, да и гостинец будет писан на записи, а приидет за-
рок, ино ему явит господе о своем гостинце, ино и по
зароки ему взять свои гостинець; а толко не явит зарок
господе, гостинца ино ему не взять по зароке.
74. А кто почнет имать своего исца в своем сребре до
зарока, ино ему гостинца не взять. А на коем сребро
имати, и тот человек до зароку учнет сребро отдавать,
кому виноват, ино гостинца дать, по счету ему взять.
75. А которой изорник на государя положит в чем дос-
ку, ино та доска посудить. А старому изорнику вози вес-
ти на государя.
76. А которой изорник с села збежит за рубеж или ин-
де где, а изорнич живот на сели останется государю пок-
рута имать на изорники, ино государю у князя и у посад-
ника взять пристав, да и старость губьских позвати и
сторонних
1Так в источнике.
людей, да тот живот изорнич пред приставы и пред сто-
ронными людми государю попродати да и поимати за свою
покруту, а чего не достанет, а по том времени явится
изорник, ино государю доброволно искать остатка своего
покруты; а государю пени нет, а изорнику на государц
живота не сочит, а сочит псковским.
77. И судьям псковским и посадником погородским и
старостам приго(ро)цким по тому ж крест целовать на
том, што им судити право по крестному целованью, а не
судеть право, ино суди им Бог вь страшный День втораго
пришествиа Христова.
78. А которому княжему человеку ездить на межу с
сотьскими, ино ему такоже целовати крест.
79. А коли имуть тягатся о земли или о воде, а поло-
жать двои грамоты, ино одны грамоты чести дьяку княжо-
му, а другие грамоты чести дьяку городскому. А коли
приидет грамота с пригорода, а ты грамоты и чести дьяку
городскому.
80. А кто с ким побьется во Пскове или на пригороде,
или на волости на пиру, или где инде, а только приста-
вом не позовутся а промеж себе прощенье возмут, ино ту
князю продажи нет.
81. А на приставное и на ссылку княжим людем ездить
со псковскими подвоскими по половинам.
82. А княжой писец имет писати судницу о земли, ино
ему от судницы взять 5 денег, а от позовницы денга, а
от печати денга, а от безсудной и от приставной, все то
им им 1 имати ... по денги. А толко княжой писец захо-
чет не по силе, ино инде волно написати; а князю запе-
чатать; а не запечатает князь, ино у Святей Троицы за-
печатать, а в том измены нет.
83. А которому псковитину имать грамота у князя и у
по(садника) о своем деле за рубеж, и от той грамоте
княжому писцу взять денга, а печатная денга.
84. А которой изорник поумреть у государя на сели, а
не будет у него ни жены, ни детей, ни брата, ни племе-
ни, ино государю тако ж живот изорнич с приставами и
(л) и сторонними людми попродавать, да за свою покруту
поимати, а по тому плямени изорничи, ни брату не сочит
живота изорнича.
1Так в источнике.
85. A y которого человека у государя изорник пбмреть в
записи в искрути1, а жена у него останется и дети не в
записи, (и) но изорничи жене и детем откличи нет от го-
судареве покруты, а та им покрута платит по той записи;
а будет не в записи был изорник, ино их судити судом
(по) псковской пошлине.
86. А будет у (и)зорника брат или иное племя, и за
живот поимаются, ино государю на них и покруты искать,
иэорничю брату, изорничю племяни государя не татбит ни
лукошки, ни кадки; а толко будет конь или корова, ино
волно искати у государя.
87. А изорник поимается за жывот у государя, и госу-
дарь изведется тем, за что изорник поимался за свой жы-
вот у государя, а сторонным людем ведомо будет и окол-
ным су-седом, щто государево, ино изорник не доискался,
а государь прав1
88. А у которого человека помреть жена без рукописа-
ниа, а у ней останется отчина, ино мужу ея владети тою
отчиною. до своего живота толко не оженится, а оженит-
ся, ино кормли ему нет.
89. А у которой жены мужь помрет без рукописаниа и
останется отчина или живот, ино жене его кормится до
своего жывота, толко не пойдет замужь, а пойдет замужь,
ино ей нет.
90. А у которого человека помрет жена, а муж ея оже-
нится, и ження мать или сестра или иное племя а имут
искать платья, ино мужу ея право, по души платья от-
дать, а на останки мужеви о женни платьи и целованьа
нет. Тако ж коли мужь помреть, а имуть мужня платья на
жене его отець его или братьа, ино е и отдасть платья
право по души, что у него останется; а на останки жене
в мужни платьи целованиа нет.
91. A y кого помрет сын, а невестка останется, да
учнет на свекри или на девери скруты своеа искати, или
платья своего, ино свекру или деверю отдать платье или
крута; а чем невестъка клеплет, ино свекру или деверю
воля, чим хочет: хочет сам поцелует крест, или у креста
невестка положит, чим учнет клепати.
92:A кто на ком учнет искать сябренаго серебра, или
иного .чего опрочь купетскаго дела, и гостебного, да и
доску положит на то, ино то судит на того волю, на ком
1Описка в источнике -покруты.
ищуть, хочет сам поцелует, или своему исцу у креста по-
ложит, или с ним на поле лезеть.
93. А у кого студится должник в записи, а на зарок
не станет, или изорник в записи будет, а учнет тулится,
а что учинится проторы или приставное, или заповедь,
ино все платить виноватому, кто тулится, и железное.
94. А которой вятший брат с меншим братом жиучи в
одном хлебе, а скажут долгу отцово, а на отца записи не
будет, ино вяшьчему брату правда дать, да заплатит оп-
чим жывотом, да остатком делится.
95. А которой менши(й) брат или братань, жиучи в од-
ном хлебе с вятшим братом или з братом, а искористуются
сребром у брата своего или у брата, и учнет запиратися,
ино ему правда дать, как за ним не будет, а животом де-
лится.
96. А где учинится головшина, а доличат коего голов-
ника, ино князю на головникох взять рубль продажи.
97. А што бы сын отца убил, или брат брата, ино кня-
зю продажа.
98. А которой человек с приставом приедет на двор
татя имать и татбы искать, или длъжника имать, а жонка
в то время детя выверже, да пристава учнет головшинной
окла-дати, или исца, ино в том головшины нет.
99. А которой истец на судней роте не станет, ино
ему заплатит без целованья, а цена ему, что искали на
нем.
100. А которой человек при своем животе, или пред
смертйю а что дасть своею рукою племяннику своему плат-
но или иное что животное, или отчину, да и грамоты даст
пред попом, или пред сторонными людми, ино тому тем
даньем владеть, чтобы и ру(ко)писаниа не было.
101. О торговли и о поруке. А кто имет на ком тор-
говли искать, или порукы, или именного чего, ино того
судить на того волю, на ком сочат, хочет на поле ле-
зеть, или у креста положит.
102. А которой мастер иметь сочить на ученики учеб-
наго;
а ученик запрется, ино воля государева, хочет сам
поцёлует на своем учебном, или ученику верить.
103. А подсуседник на государи (с) судьи или иного
чего волно искати. А которому с ким суплетка была за-
писью или закладом, и потом тот человек, которой в за-
писи был или заклад закладывал кому, да учнет на том же
чего искать, ссудья или зблюденья, или иного чего, по
доскам,или торговли, ино то судить судом по псковской
пошлине.
104. А который исцы вымут на умершаго заклад, грамо-
ты двои или трои или пятеры на одну землю, или на воду,
или на один двор, или на одну клеть, а у тех исцов, у
кого заклад грамоты сверх того и записи и на того умер-
шаго и на его заклад, и у иных истьцов не будеть запи-
си, толко заклад грамот, ино им правда давши да деля
(т) поделом, и по серебру, колко серебра ино и доля ему
по тому числу, ожь ближнее племя восхощет заклад выку-
пить, а у коего исца заклад и записи на умершаго, ино
ему целованья не на его дело.
105. А которой чюжеиземець на чюжей земли иметь ис-
кать бою и грабежу, ино воля того, на ком ищуть, хочет
сам поцелует, как будет его ни бил, ни грабил, или ему
у креста положит, чего на нем ищуть.
106. А кто с ким ростяжутся о земли или о борти, да
положат грамоты старые и купленную свою грамоту, и его
грамоты зайдут многых бо сябров земли и борти и сябры
вси станут на суд в одном месте, отвечаючи кто ж за
свою землю, или за борть, да и грамоты пред господою
покла-дут, да и межников возмут, и той отведут у стари-
ков по своей купной грамоте свою часть, ино ему правда
дати на своей части. А целованью быть одному, а поцелу-
ет во всех сябров, ино ему и судница дать на часть, на
которой поцелует.
107. А кто коли заклад положит в пенезех, что любо,
а по том времяне имёт пенязи отдавати, а своего заклада
просит, и он запрется его закладу, а молвит так: тебе
есми пенязи не давал, а у тебе есми заклад не взял, ино
той суд как зблюдению на три воли тому человеку на ком
сочат: захочет сам поцелует, как за ним заклад не бу-
дет, или ему закладную цену ценою положить у креста,
или с ним на поле лезет.
108. А которой строке пошлинной грамоты нет, и по-
садником доложить господина Пскова на вечи, да тая
строка написать. А которая строка в сей грамоте нелюба
будет господину Пскову, ино та строка волно выписать
вонь из грамот.
109. А попы и дияконы и проскурница и черньца и чер-
ница судить наместнику владычьню. Аже поп, или диакон
или противу черньца, или черницы ж, а будет обаи не
простые люди церковные, ино не судить князю, ни посад-
нику, ни судиам не судить, занеже суд владычня намест-
ника, а будет один человек простой истец мирянин, аже
церковный человек с церковным, то судить князю и посад-
нику с владычним наместником вопчи, також и судиям.
110. У которого человека имутся за конь, или за ко-
рову, или за иную скотину, чтобы и за собаку, и тот
молвит: то у
мене свое рощеное, ино ему правда дати, как чисто роще-
ное.
111. А кто пред господою ударит на суде своего исть-
ца, ино его в рубли выдать тому человеку, а князю про-
дажа.
112. А боран присужать б денег, а за овцу 10 денег
государю, а судьи 3 денги старая правда. А за гусак и
за гусыню присужать по 2 денги государю, на суде; 3
денги; а за утицу и за селезня, и за кур, и за кокощь
присужать по 2 денги.
113. А братьщина судить как судьи.
114. А кто с ким на пьяни менится чим, или что ку-
пит, а потом проспятся и одному исцу не любо будет, иио
им раз-менится, а в том целованиа нет, ни присужати.
115. А княжим людем по дворам корчмы не держать ни
во Пскове, ни на пригороде, ни в ведро, ни в корец, ни
бочкою меду не продовати.
116. А кто зажоги на ком учнет сочит, а долики ни
каковы не будет, ино на волною роту позвать вольно.
117. А кто у кого бороду вырветь, а послух опослу-
шествует, ино ему крест целовати и битися на поли, а
послух изможет, ино за бороду присудить два рубля, и за
бои, а послуху быти одному.
118. А корову купить за слюблено, а по торговли те-
лят не сочить, а толка корова кровью помачиватся имет
ино тая корова назад воротить, чтобы и денги заплачены
были.
119. А жонки з жонкою присужать поле, а наймиту от
жонки не быти ни с одну сторону.
120. А кто учнет на ком сочить бою, пять человек или
десять, сколко ни буди, на 5 или на одном боев своих,
да утяжут, ино им присужать всим за вси боеви один
рубль, и княжая продажа одна.
Российское законодательство Х - XX веков. Том 1,
с. 331-342.
ПРИМЕЧАНИЯ
Пошлина - правовой обычай.
К ст. 1
Полсть - войлок, войлочный
ковер.
Титяга - кожаное покрывало
на возу.
Полуба - крыша на лодке для
сохранения клади.
Или вь яме - имеется в виду
хлеб, жито в яме.
Наход - нападение,
вооруженное вторжение с целью
захвата чужого имущества.
К ст. 2
Владычию
наместнику - наместнику
епископа или архиепископа.
К ст.З
Городские куны - пошлины,
идущие в пользу Пскова.
Отчичясь - ублажать, потакать,
считаясь с родством.
Неправа - расследование,
доказательства.
К ст. 4
У князя на сенех - в палате у
князя.
Взираа в правду - на основе
права, справедливости.
К ст. б
Степень - трибуна, помост, на
котором сидели в Пскове '
представители власти.
Орудиа - дело, дела.
Судове - судебное дело.
А иному насед - а другому
посаднику, севшему на место
предшествующего.
Не пересужати - не
пересматривать судебные
дела. К ст. 7
Кримской тать - церковный
вор; возможно, вор имущества из
Кремля.
Переветник - изменник,
перешедший на сторону врага.
Зажигалник - поджигатель.
Живота не дата - казнить
смертной казнью. К ст.8 _
Изличив - уличив.
Ряд - зд. раз.
Крам - кроме.
Казнкти - наказать, но не
смертной казнью.
К ст. 9
О земли о полней - о пахотной земле, принадлежащей
владельцу на праве собственности.
Розстрадни - обработанные.
Стражет - пашет.
Истец - зд.: ответчик.
Псковская Судная грамота не
проводит различия между истцом
и ответчиком в процессе: обе
стороны именуются истцами.
Супротивень - зд.: истец,
противная тяжущаяся сторона.
Целованиа - целование креста,
клятва.
К ст.10
Лешея земля - земля,
очищенная от леса отдельным
общинником.
Межники - лица,производящие размежевание земли.
Поле - поединок. К ст.11
Переможет - победит. К ст.12
Повииити - обвинить. Судница - письменное судебное
решение. К ст.13
Отимати выкупком - отнимать землю, ссылаясь на право
выкупа. К ст.14
Доска - письменный юридический документ. Зблюденье
(сблюденье) - хранение.
Крута - украшение, драгоценности.
Рукописание - завещание. Ларь - архив и вечевая кан-
целярия, которые располагались в Троицком соборе Пско-
ва. К ст. 15
Ближняго племени - близкие родственники.
Сторонний люди - чужие люди. К ст.16
Запрется, у него вэем - начнет отказываться, что у
него взял на хранение.
Явити ему - предъявить свои требования.
К ст.17
За неделю - зд. в течение недели.
К ст.18
Верши (вершь) - хлеб, жито.
Обыскать правда - выяснить.
Закупен - наймит, закуп
Русской Правды.
Сочат, сачит - предъявлять
иск, возбуждать дело о чем-либо.
Скотник - работник на скотном дворе.
К ст.19
Старине - с пропуском сроков
исковой давности.
К ст. 20
Сачит бою или
грабежу - выдвигает- обвинение
о нанесении побоев или
ограблении, грабеже.
Позовница - повестка о вызове обвиняемого или
ответчика в суд.
Обыскати - допросить. Иночай - соночлежник. Изведет-
ся - сведет с (от слова "свод", "извод", известный по
Русской Правде). К ст. 21
Безвечен - увечен. К ст. 23
Наимянуют - назовут. К ст. 24
Без дива - не следует удивляться. К ст. 25
Позовник - приказный служитель, вызывающий на следс-
твие или в суд; возможно, истец.
Грамота на
виноватаго - грамота о принудительной доставке от-
ветчика.
К ст. 26 . Ограмочный - ответчик, вызываемый в суд
грамотой. Быти ему самому в годовщине - наказать его
самого за убийство. К ст.27
Душа - зд. совесть. Клепать - обвинять. Ходит - ули-
чать. К ст. 28
Съсудное серебро - деньги, отданные в долг. К ст. 29
Грамоты - письменные документы, удостоверяющие факт
займа.
Изневести - неожиданно. Изгодит- начнет тяжбу. Нять
вера - верить, доверять. К ст. 31
Платной - заклад, данный в обеспечение платежа взя-
тых в заем денег.
Назрячее - то, что можно зреть, вообще вещь,
Того серебра не судит - не стоит того серебра, име-
ет ценность меньше искомой. К ст. 32 Рука (порука) -
поручительство.
Рядница - письменный документ, свидетельствующий
об уплате долга.
Порядня - лицо, подписавшее "рядницу".
Повинить - признать виноватым. К ст. 34
Староста - представитель местной администрации. Пи-
ровой староста - руководитель пиршества, ответственное
лицо во время пира. Пивцы - гости.
Государь пировой - хозяин помещения, где происходит
пир.
Рота - присяга.
Вслная рота - добровольная присяга группы лиц, на-
поминающая послушество .7 послухов по ст. 18 Простран-
ной Правды. К ст. 37
Поможет - победит. Приставное - судебная пошлина в
пользу пристава. Двема приставом - княжескому приставу
и городскому (посадскому).
Прощение возмут - помирятся.
Оже истец чего не возможет - чего истец не возьмет.
К ст. 38
Торговые деньги - торговые ссуды. К ст. 39
Свой урок - свой срок. Взакличь сочит - публично, на
торгу объявит свои претензии (исковые требования) к
господину.
К ст. 40 ,
Наймит дворней - наймит, работающий на дворе госпо-
дина. К ст.42
Отрод - отказ, отречение. Изорник - пахарь. Кочет-
ник-рыболов. Огородник - феодально-зависимый кресть-
янин, обрабатывающий огород господина.
Ысад, исад - пруд, озеро, прикормленное рыбное место. К
ст. 43
Заложи весну - заложил ту часть дохода, которая бу-
дет получена весной (?). Исполовник - крестьянин, отда-
вавший половину своего урожая господину. Другоичате -
другой рыбак. К ст. 44
Покрута - подмога, взятая крестьянином у господина.
Вершь - хлеб, жито, пшеница. К ст. 45
Выморшина - имущество, оставшееся после смерти вла-
дельца. К ст. 46
Ни пословицы не было будеть - ранее не вызывал по-
дозрений как вор К ст. 48 , Посул - вознаграждение. К
ст. 54
А тот прорка, кто извод поставил - в слове "прорка"
допущена описка, следует читать "порука". Фраза может
быть понята в том смысле, что лицо, которое вывело пе-
ред истцом продавца искомой вещи, должно поручиться за
этого продавца. К ст. 55 Отморшина - имущество, насле-
дуемое по закону. Приказное - имущество, наследуемое по
завещанию. К ст. 57
Исправа - доказательства. К ст. 58 Всадити его в ды-
бу - заключить в колодки. К ст. 61
Правые грамоты - судебные решения.
Лживые грамоты - подложные, фальшивые судебные реше-
ния. К ст. 62
С молве- по договоренности. К ст. 66
Кто его не утяжет - кто проиграет процесс. К ст. 68
Или где церковное старощение
дръжит - или в церковном приходе, где он является ста-
ростой. К ст.72
Кормля - имущество на праве пользования, но не рас-
поряжения. К ст. 73
Имание - долговое обязательство.
Гостинец - зд. проценты с ссуды.
Зарок - срок уплаты ссуды, взятой в долг. К ст. 75
Доска посудить - доска не может быть принята во вни-
мание. К ст. 76
Старосты губьские - должностные лица в губе - адми-
нистративной единице Пскова. К ст. 79
Чести - читать.
К ст. 80
А промеж себе прощенье
возмут - решат дело миром.
К ст. 81
ПОДВОСКИЙ
(подвойский) - судебный
исполнитель, пристав.
Ссылка - зд. проверка
показаний свидетелей.
К ст. 84
Тако ж - т. е. в соответствии с законодательными по-
ложениями ст. 76 Псковской Судной грамоты.
К ст. 85
Откличи нет от государево
покруты - нельзя отказываться
от уплаты хозяину долгов
умершего изорника.
Судити судом по псковской
пошлине - вести судебное
разбирательство в соответствии
с псковскими обычаями.
К ст. 86
Государя не татбит ни лукошки,
ни кадки - не следует обвинять
господина в присвоении
изорничьего зерна в лукошках и кадках.
К ст. 87
За жывот
поимается - предъявит иск господину об имуществе. Изве-
дется - приведет соседей или других лиц. Слово "изве-
дется" является производным от слова "извод", "свод". К
ст. 88
Без рукописаниа - без письменного завещания.
До своего живота - зд.: до конца своей жизни. К ст.
91
Клеплеть, клепати - выдвигать необоснованные требо-
вания. К ст. 92
Искать сябренаго серебра - предъявлять иск к сотова-
рищам ("сябрам"). К ст. 93
Студится, тулится - скроется. Проторы - расходы, из-
держки.
Железное - пошлина за наложение оков ("желез") на
пойманного ответчика. К ст. 94
Вятший - старший.
Жиучи в одном хлебе - ведут совместное хозяйство. К
ст. 95
Братагь - двоюродный брат. Искористуются - использу-
ют в своекорыстных целях общее имущество.
Правда дать, как за ним не будет - заставить присяг-
нуть в том, что не использовал в своекорыстных целях
общего имущества. К ст. 98
Детя выверже - выкинет плод, произойдет выкидыш. К
ст. 99
Истец - зд.: ответчик. На судией роте не станет -
откажется принести присягу на суде. К ст.100
При своем животе - при своей жизни.
Платной или иное - платно или в дар. К ст. 101
Торговли искать, или порукы, или именно чего -
предъявлять
иски о торговой ссуде, об исполнении обязательств по
поручительству, а также о чем-нибудь еще, конкретно
обозначенном. К ст. 102
Учебное - плата за обучение. Воля государева - воля
мастера. К ст. 103
Подсуссдник - зависимый наниматель дома или части
дома, живущий в усадьбе хозяина.
Ссудьи - ссуды.
Суплетка - договор. К ст. Ю6
Грамоты старые - документы, подтверждающие право
собственности на землю или борть по давности владения.
Борть - пчелиный улей в дупле дерева.
Старики - старожилы. К ст.107
В пенезех - за деньги, полученные в ссуду ("пенязи"
- деньги).
Как зблюдению - как при рассмотрении дел о хране-
нии. К ст. 108
А которой строке пошлинной грамоты нет - если от-
сутствует какая-нибудь статья (правовая норма) в
Псковской Судной грамоте. К ст. 109
Проскурница - женщина, выпекающая просвиры для церк-
ви.
Чернец, черница - монах, монахиня.
Наместник владычен - наместник епископа
или архиепископа.
Вопчи - совместно.
К ст. 110
Имутея - станут отчуждать,
предъявят иск.
Рощеное - доморощенное.
К ст.112
А боран - а за кражу барана.
Кокощь - петух.
К ст.115
Корец - ковш, мера
жидкости.
К ст. 116
Зажоги на ком учнет
сочит - станет обвинять в
Поджоге.
Долики - улики.
К ст. 117
Изможет - победит.
К ст. 118
За слюблено- полюбовно,
обоюдному согласию.
По торговли - после
заключения договора
купли-продажи.
Корова кровью помачиватся
имет - будет кровоточить,
окажется больной.
К ст.120
Утяжут - выиграют процесс.