ГЛАВА 11 ФЕОДАЛЬНОЕ ПРАВО СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ 
    
1. Салическая правда Общая характеристика.             
 Формирова-                                             
ние государственности у франкских племен сопровождалось
созданием права.  Это осуществлялось с  помощью  записи
древнегерманских  обычаев.  Так  появились  "варварские
правды": Салическая, Рипуарская, Бургундская, Аллеменс-
кая  и  др.  Наиболее типичным и одним из самых древних
сборников записей обычного права германцев является Са-
лическая  правда,  созданная в 507-511 гг.  - последние
годы жизни и правления первого франкского короля  Хлод-
вига.                                                  
Первоначальный текст  Салической  правды  до настоящего
времени не сохранился. В течение ряда веков этот судеб-
ник переписывался, дополнялся и изменялся. В результате
до нас дошло несколько вариантов Салической правды,  из
которых  наиболее близкой к древнейшему первоначальному
тексту памятника считается Парижская рукопись. Саличес-
кая правда характеризуется отсутствием общих, абстракт-
ных понятий,  ей присущ казуистический характер. Право-
вые действия и акты, описанные в Салической правде, от-
личаются формализмом.  Основное  содержание  Салической
правды - нормы,  посвященные судебному процессу и опре-
деляющие  штрафы  за  различные  правонарушения.  Нормы
гражданского  права,  занимающие второстепенное положе-
ние,  дают представление  о  процессе,  развития  права
собственности  на  землю.  Из  текста Салической правды
можно также  составить  представление  об  общественном
строе франков начала VI в.  Общественный строй по Сали-
ческой правде.  Отличительная черта франкского общества
V-VI вв. - наличие общины. В этот период осуществляется
переход от земледельческой общины, когда еще сохраняет-
ся коллективная собственность рода на всю землю,  к со-
седской общине- марке,  в  которой  наряду  с  общинной
собственностью  появляется индивидуальная собственность
малых семей.  О том, какую роль играет община, наиболее
ярко свидетельствует статья 45 "О переселенцах":  "Если
кто захочет переселиться в виллу к другому и если  один
или  несколько  жителей  виллы захотят принять его,  но
найдется хоть один,  который воспротивится переселению,
он не будет иметь права там поселиться". Если же прише-
лец все-таки поселялся в деревне,  то протестующий  мог
добиться его изгнания через суд. Франкская община отме-
чена сохранением  родовых  отношений.  Сородичи  играли
большую роль в жизни свободного франка. Они выступали в
суде в качестве соприсяжников, в случае убийства франка
сородичи участвовали в получении и уплате штрафа - вер-
гельда.  Вместе с тем Салическая правда показывает про-
цесс разложения и упадка родовых отношений, что связано
с имущественным расслоением общества.  Об  этом  свиде-
тельствуют  статьи 58 и 60.  Статья 58 "О горсти земли"
предусматривает случай, когда обедневший сородич не мог
помочь своему родственнику в уплате вергельда: "Если же
кто из них окажется слишком бедным, чтобы заплатить па-
дающую  на него долю,  он должен в свою очередь бросить
горсть земли на кого-нибудь из более зажиточных,  чтобы
он уплатил все по закону". Статья 60 "О                
желающем отказаться  от родства" выражает стремление со
стороны более зажиточных "ленов выйти из союза родичей:
публичным  отказ  or родственников в судебном заседании
освобождал от соприсяжничества,  ог участия в уплате  и
получении вергельла,  от наследства и от других отноше-
ний с родичами. Итак. основную массу свободного населе-
ния Франкского государства составляли земледельцы, быв-
шие в большинстве своем общинниками. Значительная часть
общества была представлена воинами.  Особое место зани-
мали королевские слуги.  К тому времени служилая знать,
очевидно,  слилась с родовой знатью, о которой Саличес-
кая правда не упоминает.  Об  особом  статусе  служилой
знати  говорит  то,  что штраф за убийство королевского
слуги втрое превышал штраф за убийство простого свобод-
ного человека.  Вместе с тем статья 36 упоминает живших
при дворе знатного франка дворового  слугу,  свинопаса.
конюха.  Штраф  за  убийство  этих слуг был значительно
меньше штрафа за  убийство  свободного  общинника,  что
свидетельствует  о  зависимом  состоянии указанных лиц.
Салическая правда упоминает о вольноотпущенниках и  ли-
тах.  Вольноотпущенники  - это отпущенные на волю рабы.
Что касается литов,  то происхождение их  не  выяснено.
Правовое положение этих двух категорий было одинаковым.
Они выполняли различные службы и оброки для своего гос-
подина,  однако  имели  собственность  могли вступать в
сделки,  выступать в суде, браки их признавадпсь закон-
ными.  Особый акт освобождения делал вольноотпущенников
и литов полноправными членами  общества.  Самое  низкое
положение в.  обществе занимали рабы.  Убийство и кража
раба приравнивались к убийству  и  краже  животных;  за
преступления,  совершенные рабом, отвечал его господин,
обязанный возместить ущерб. причиненный рабом потерпев-
шему.  Браки  свободных с рабами влекли за собой потерю
для первых  свободы.  Особенности  общественного  строя
франков  соответствуют особенностям в области земельных
отношений. Часть земли составляла личные владения коро-
ля,  существовало также крупное индивидуальное владение
могущественных господ,  приближенных  короля.  Основная
часть  земли  принадлежала сельской общине.  Переходный
период от земледельческой общины к общине-марке  прояв-
ляется  в том,  что дома и приусадебные участки находи-
лись в  индивидуальной  собственности  семьи,  пахотная
земля сохранялась и собственности общины,  однако нахо-
дилась в наследственном  пользовании  отдельных  семей.
Ежегодные переделы земли уже не проводились,  принадле-
жащий                                                  
семье участок огораживался.  Однако все пахотные наделы
после  снятия урожая превращались в общее пастбище,  на
это время с них снимались все изгороди.  Пока  изгороди
не были сняты, их нарушение влекло за собой привлечение
к ответственности.  Право свободно  распоряжаться  нас-
ледственными наделами принадлежало только общине.  Сог-
ласно главе 59 "Об  аллодах",  земля  наследовалась  по
мужской линии:  "Земельное же наследство ни в коем слу-
чае не должно доставаться женщине,  но вся земля  пусть
поступает мужскому полу,  т.е.  братьям".  В случае от-
сутствия сыновей у умершего земля переходила в распоря-
жение общины.  Такие земли,  как леса, пустоши, болота,
дороги,  неподеленные луга оставались  в  собственности
общины, и каждый ее член имел равную долю в пользовании
этими угодьями.  В Салической правде не  упоминается  о
купле-продаже  земли,  ее дарении,  о передаче земли по
завещанию.  Все это свидетельствует об отсутствии част-
ной собственности на землю у франков в период составле-
ния Салической правды. Употребленный в ее тексте термин
"аллод"  применительно к земле обозначал наследственное
владение. Во второй половине VI в. во франкском общест-
ве  произошли  значительные  изменения.  Эдиктом короля
Хильперика было установлено,  что в  случае  отсутствия
сына  землю  могут  наследовать  дочь,  брат или сестра
умершего, но "не соседи". Таким образом, наследственный
надел  свободных  франков превращается в индивидуальную
отчуждаемую земельную собственность отдельных малых се-
мей - аллод.  С этого времени земля становится объектом
завещания,  дарения, купли-продажи. Утверждение частной
собственности на землю привело к углублению имуществен-
ной дифференциации в общине,  к  ее  разложению,  росту
крупного  землевладения и установлению феодальной зави-
симости. Обязательственные отношения в Салической прав-
де освещаются довольно слабо.  Это объясняется неразви-
тостью товарно-денежных отношений, частной собственнос-
ти.  Упоминаются такие виды сделок,  как купля-продажа,
ссуда,  заем, наем, мена, дарение. Передача права собс-
твенности  при этих сделках осуществлялась публично пу-
тем простой передачи  вещи.  Неисполнение  обязательств
влекло за собой имущественную ответственность. Просроч-
ка в исполнении обязательств влекла за  собой  дополни-
тельный штраф.  Истребование долга происходило и строго
установленной форме.  В Салической правде  говорится  о
принуждении "упорного должника",  об описании имущества
"упорного должника". Салическая правда знает обязатель-
ства из                                                
причинения вреда,  которые  чаще  всего возникали в ре-
зультате  совершения  преступления.  Салическая  правда
описывает  в  общих  чертах  брачно-семейные отношения.
Брак заключался в форме покупки невесты женихом.  Похи-
щение  девушки  с  целью вступления в брак наказывалось
штрафом.  Препятствиями к заключению брака служили сле-
дующие  обстоятельства:  существование законного брака,
объявление лица вне закона,  наличие близкого  кровного
родства,  несвободное состояние человека. О расторжении
брака Салическая правда не  упоминает.  При  заключении
брака  жених  в  качестве выкупной платы вносил брачный
дар. После смерти одного из супругов брачный дар сохра-
нялся  и  передавался детям.  Положение женщины в семье
определяли довольно сильные  пережитки  матриархального
строя.  По мере того как распадаются большие семьи раз-
вивается наследственное право. Было известно наследова-
ние  по  закону и по завещанию.  Наследование по закону
осуществлялось различно  применительно  к  движимому  и
недвижимому имуществу. Движимое имущество наследовалось
в следующем порядке:  первую очередь  составляли  дети,
затем мать,  братья и сестры, сестры матери, сестры от-
ца, ближайшие родственники. Такой порядок, устанавлива-
ющий преимущество женского родства, свидетельствовал об
остатках матриархата.  Что  касается  недвижимости,  то
женщины исключались из числа наследников. Земля переда-
валась только по мужской линии. Наследование по завеща-
нию осуществлялось путем дарения (аффатомии), совершав-
шегося публично в народном собрании по строго  установ-
ленной  форме.  При  аффатомии  имущество  передавалось
третьему лицу,  которое было обязано не позже чем через
год  после  смерти дарителя передать это имуществе ука-
занному лицу.  Основное внимание  в  Салической  правде
уделяется  преступлениям  и наказаниям.  Ни определения
преступления,  ни термина,  определяющего это  понятие,
Салическая правда не дает.  Из смысла статей, посвящен-
ных преступлениям,  вытекает, что в это понятие включа-
лось  причинение вреда личности или имуществу и наруше-
ние королевского мира.  Все известные Салической правде
преступления можно свести к четырем видам:  1) преступ-
ления против  личности  (убийство,  членовредительство,
клевета,  оскорбление,  изнасилование  и некоторые дру-
гие); 2) преступления против собственности (кража, под-
жог,  грабеж); 3) преступления против порядка отправле-
ния правосудия (неявка в суд, лжесвидетельство); 4) на-
рушение  предписаний короля (примером может служить ти-
тул 45 "О переселенцах").                              
В Салической правде упоминаются отягчающие  обстоятель-
ства  (групповое убийство,  убийство в походе,  попытка
скрыть следы преступления),  говорится о подстрекатель-
стве к краже или убийству. Субъектами преступления мог-
ли быть не только свободные франки, но также литы и ра-
бы. Целью наказания является возмещение вреда потерпев-
шему и уплата штрафа королю за  нарушение  королевского
мира.  Эпоха создания Салической правды характеризуется
отмиранием кровной мести. Взамен кровной мести устанав-
ливается выкуп:  вергельд- за убийство и пеня- за менее
тяжкие преступления,  размер выкупа зависел  от  нацио-
нальности, сословной принадлежности, возраста, пола по-
терпевшего и был достаточно высоким:  жизнь  свободного
франка оценивалась в 200 солидов.  Высокий размер штра-
фов объясняется тем,  что система  взысканий  сложилась
еще  в  родовом  обществе и уплата осуществлялась родом
роду.  Выкуп делился на три части: семье убитого, родс-
твенникам  со  стороны отца и матери и казне.  Судебный
процесс по Салической правде носил  состязательный  ха-
рактер.  Уголовное  и гражданское судопроизводство осу-
ществлялось  в  одинаковых  формах.  Дело  возбуждалось
только по инициативе истца. Стороны имели равные права,
и процесс протекал в виде состязания.  Процесс был уст-
ным, гласным, отличался строгим формализмом. Салическая
правда называет три вида доказательств,  применяемых  в
судебном процессе. Среди них важное место занимает соп-
рисяжничество.  Соприсяжники- это родственники,  друзья
или  соседи обвиняемого,  которые являются "свидетелями
доброй славы" обвиняемого.  Большое значение имело сви-
детельство  очевидцев.  Распространенным  видом доказа-
тельства являлись ордалии, при которых преступник уста-
навливался  при помощи "божественной силы".  Салическая
правда описывает "суд божий" в форме испытания  "котел-
ком".  К ордалию обычно прибегали те, кто не мог предс-
тавить соприсяжников.  Вместе с тем обвиняемому предос-
тавлялось право за определенную плату откупиться от ис-
пытания "котелком".  Судебные споры разбирались на соб-
раниях  свободных людей сотни под председательством вы-
борного судьи - тунгина. Приговор выносили выборные за-
седатели - рахинбурги.  Впоследствии осуществление суда
постепенно переходит в руки королевской  администрации.
Место  тунгнна  занимает граф,  назначаемый королем,  а
роль народных заседателей  исполняют  скабины,  которые
избираются графом                                      
из среды  "лучших"  людей округа и отправляют свои обя-
занности пожизненно. Высшей судебной инстанцией являлся
суд  короля.                                          
2.  Новые источники права                             
 Развитие фео-                                          
дальных отношений постепенно привело к тому, что источ-
ники  права,  действовавшие  в  VI-IX вв.,  в частности
"варварские правды",  потеряли свою силу. Решающая роль
перешла к обычному праву и притом местному.  Во Франции
эти обычаи носили название кутюмов. Кутюмы, действовав-
шие в различных местностях,  имели общую основу,  обус-
ловленную сходством  феодальных  отношений  и  влиянием
прежде  действовавших  источников  права.  Но они очень
различались в отдельных положениях и деталях,  и  право
Франции в эпоху средневековья характеризуется необычай-
ной пестротой.  Количестве кутюмов исчислялось сотнями.
Наряду с общими кутюмами,  применявшимися на территории
провинций,  существовали местные обычаи отдельных райо-
нов, городов, поселков и даже частей некоторых городов.
В отношении  выражения  и  изложения  юридических  норм
Франция делилась на две части. Юг назывался страной пи-
саного права,  север Франции - страной обычного  права.
Это  деление четко сложилось кХШ в.  Так как южные про-
винции входили прежде в состав Римской империи,  на юге
Франции продолжало действовать римское право,  за кото-
рым признавалось значение общего обычая. Сохранение пи-
саного права на юге Франции объяснялось также существо-
ванием  там  более  развитых  экономических  отношений.
Римское право выступало в качестве объединяющего факто-
ра.  Наряду с ним в качестве дополнительного  источника
действовало множество местных кутюмов.  На севере Фран-
ции в течение нескольких столетий не было создано общих
юридических памятников. Господство обычаев в данном ре-
гионе не препятствовало применению в случае их неполно-
ты или противоречия римского права,  однако сколько-ни-
будь самостоятельной роли оно  не  играло.  Аналогичное
положение существовало и в Германии.  В XI-XV вв.  гер-
манское право характеризуется образованием многочислен-
ных  и разнородных правовых укладов,  относившихся то к
определенной территории,  то к определенному кругу лиц.
Отсутствие  единой судебной системы вело к тому,  что в
разных судах применялись различные правовые нормы.     
Споры по поводу отношений между сюзереном и его  васса-
лами н споры вассалов между собой решались в ленном су-
де феодала по нормам обычного "ленного права". Крепост-
ные  судились при дворе господина по местному "дворово-
му" праву (слуги - по "служилому").  В  тех  германских
землях,  где сложилась центральная власть, указы и рас-
поряжения правителей  дополняли  старое  обычное  право
германских племен,  когда-то живших в пределах области,
и образовывали так называемое земское право - ландрехт.
В  ландрехт  входили как постановления о земском мире и
привилегиях,  так и общие для  всего  населения  данной
земли нормы,  по которым оно судилось в судах графств и
сотен.  Таким образом,  в средневековой Германии не су-
ществовало  общей  правовой системы,  население жило по
"партикулярным" правам. Именно эта юридическая раздроб-
ленность, этот партикуляризм облегчили впоследствии ре-
цепцию римского права.  Судебный процесс средних веков,
и  без того громоздкий и медленный,  осложнялся отсутс-
твием писаных источников права. Начиная с XIII в. дела-
ются  попытки изложения обычаев в виде сборников,  сос-
тавлявшихся юристами-практиками.  Во  Франции  наиболее
известными частными кодификациями были:  "Большой сбор-
ник обычаев Нормандии" 1255г.; "Большой сборник обычаев
Франции" 1389г.;  наиболее известна книга "Кутюмы Бове-
зи" 1282 г.,  составитель  которой  Бомануар  считается
первым  по  времени  теоретиком  французского права.  В
XIV-XV вв. частные сборники обычаев появляются почти во
всех провинциях.  В Германии также производилась запись
партикулярного права.  Это так называемые Правовые кни-
ги.  Наибольшей  известностью  пользовалось "Саксонское
зерцало",  составленное в начале XI11 в. и состоящее из
двух книг,  первая из которых посвящена саксонскому об-
щему земскому праву и отражает главным образом практику
судов, а вторая - саксонскому ленному праву. Содержание
"Саксонского зерцала",  охватывает гражданское, уголов-
ное, процессуальное и частично государственное право. В
результате переработок и  распространении  "Саксонского
зерцала" во второй половине XIII в.  появилось "Зерцало
немецких людей",  претендовавшее на изложение всего не-
мецкого  права,  но фактически лишь немного вышедшее за
рамки саксонского права.  В XVII в. ЭТОМУ сборнику было
присвоено название "Швабское зерцало".  В XIV в. в ряде
земель появились переработки "Саксонского зерцала", от-
ражающие местные обычаи и потребности.                 
Все указанные сборники не имели официального характера,
т.е.  не были обязательны для применения. С началом по-
литического  объединения  Франции и с укреплением коро-
левской власти все больше ощущается  неудовлетворитель-
ность  правовых источников и делается попытка их упоря-
дочения и официальной редакции. Во второй половине XV и
в XVI в. появилось большое количество таких официальных
сборников кутюмов. Наибольшей известностью пользовались
кутюмы Парижа, но и за ними не была признана общеобяза-
тельная сила.  Сборники имели ограниченное местное при-
менение. С усилением королевской власти начали приобре-
тать возрастающее значение ордонансы -  указы  королей,
действовавшие на всей территории королевства.  Наряду с
ними существовали распоряжения крупных сеньоров - асси-
зы.  В Германии законодательная власть императоров про-
являлась очень слабо.  Основанное  на  ней  "имперское"
право  затрагивало  только  отдельные вопросы:  земский
мир, т.е. постановления, направленные на борьбу с расп-
рями феодалов,  устройство королевской власти,  предос-
тавление мандатов и привилегий отдельным лицам  и  т.п.
Практика  городских  судов  выработала особое городское
право,  существовавшее уже в XII в. и в рассматриваемый
период получившее особое развитие и значение.  С ростом
и развитием городов появились собственно городские  су-
ды, первоначально разбиравшие рыночные споры, но посте-
пенно охватившие своей юрисдикцией все население города
и  соответственно вытеснившие применение ленного и дво-
рового права в городах.  Особой известностью  пользова-
лось  право  Любека,  Магдебурга и ряда других городов.
Право города Магдебурга (Магдебургское  право)  оказало
влияние  на  соседние  государства - Польшу,  Литву.  В
X1II-X1V вв.  городское право чаще всего  излагалось  в
письменном  виде,  главным образом в связи с его заимс-
твованием каким-либо другим  городом.  Такие  изложения
Магдебургского  права  были  сделаны для городов Галле,
Бреславля и др.  В некоторых городах совет  постановлял
записать  действующее  право  для  сведения собственных
граждан. В других городах записывалась судебная практи-
ка. Большое значение имели частные сборники и обработки
городского права. Городское право являлось наиболее до-
кументированной  и  разработанной  отраслью германского
средневекового права. Помимо перечисленных систем права
следует  указать  еще  на каноническое право.  В первую
очередь оно регулировало вопросы орга-                 
низации и деятельности католической церкви, но вместе с
тем содержало ряд положений,  оказавших большое влияние
на развитие гражданского права,  особенно в области се-
мейного права.  Каноническое право было одним из факто-
ров  внесения единства в разнообразные обычаи отдельных
местностей.  Несмотря на усилия королевской  власти  во
Франции в период абсолютизма преодолеть множественность
источников права,  каждая область сохраняла собственные
кутюмы. Для единого государства, каковым стала Франция,
это было большим недостатком.  В то же время  некоторые
обстоятельства   способствовали  установлению  общности
права. В числе этих обстоятельств следует назвать преж-
де  всего усиление влияния римского права.  Распад фео-
дальных отношений и растущая мощь  городской  буржуазии
придали  особое  значение регулированию обязательствен-
ных, договорных отношений. Закрепленное в сборниках ку-
тюмов феодальное право,  основанное прежде всего на зе-
мельных отношениях,  не содержало предпосылок для регу-
лирования  все усложнявшейся области договорного права.
В то же время эти предпосылки заключало в себе  римское
право.  Оно давало готовые формулы для юридического вы-
ражения производственных отношений  развивающегося  то-
варного  хозяйства.  В  этом заключалась первая причина
рецепции римского права, т.е. заимствования его положе-
ний во многих европейских странах.  Вторая причина уси-
лившегося влияния римского права связана с тем, что ко-
роли,  находя  в нем государственно-правовые положения,
обосновывавшие их претензии на абсолютную  и  неограни-
ченную  власть,  использовали  их в своей борьбе с цер-
ковью и феодальными сеньорами.  В качестве третьей при-
чины  следует указать повышение теоретического интереса
к римскому праву в силу широкого обращения  эпохи  Воз-
рождения к наследству Античного мира, вызванного крити-
ческим отношением буржуазии к феодализму и  переоценкой
ценностей.  Изучение римского права начинается уже с XI
в. Здесь большую роль сыграл Болонский университет, при
котором  была создана школа глоссаторов - комментаторов
римского права.  Во Франции уже в XII-XI1I вв.  римское
право  преподавали  в  университетах.  Влияние его было
настолько велико, что по настоянию церковников его пре-
подавание в Парижском университете в 1219 г.  было зап-
рещено папской буллой. Теперь оно возрождалось вновь.  
Расцвет в изучении римского права во Франции приходится
на XVI в.,  когда появилась так называемая историческая
школа,  пытавшаяся с исторических позиций объяснять от-
дельные  институты  римского  права на основе тех общих
данных истории, которыми она располагала. Возросший ав-
торитет  римского  права не устранил,  однако,  деления
Франции на области обычного и писаного  права.  На  юге
Франции  Кодекс Юстиниана продолжал рассматриваться как
письменное изложение общего обычая.  На севере  Франции
римское право считалось не заменяющим,  а только допол-
няющим кутюмы в качестве "писаного разума". Таким обра-
зом,  нельзя  говорить о полной рецепции римского права
во Франции. В Германии с усилением княжеской власти пу-
тем  рецепции римского права осуществлялся процесс соз-
дания общего права.  Старое  обычное  право  германских
племен  отражало очень низкую ступень развития произво-
дительных сил и общей культуры,  и построить на его ос-
нове общее право было невозможно.  Единственной извест-
ной немецким юристам законченной правовой системой было
римское право. В германских университетах появились ка-
федры римского права. В XV-XV1 вв. издавались учебники,
справочники,   юридические   словари,  способствовавшие
распространению римского права.  Германские  императоры
покровительствовали римскому праву, так как они настаи-
вали на своей преемственности с римскими императорами и
охотно  применяли к себе все положения о власти послед-
них. Итак, в XV в. римское право широко проникло в Гер-
манию и пустило там достаточно глубокие корни. В XVI в.
римское право стало  основным  источником  норм  права,
особенно гражданского,  во всех германских судах. Поло-
жения римского права играли роль общего права для  всех
земель,  однако  в  отдельных землях в это же время шел
процесс кодификации земского права.  Наиболее известной
кодификацией является Прусское земское уложение 1794 г.
Единой и последовательной системы гражданского права  в
Германии  в период средневековья не существовало.  Анг-
лийское общее право.  Специфическая  правовая  система,
получившая название "общего права",  сложилась в период
средневековья в Англии. Единое английское "общее право"
стало образовываться начиная с XII в.,  когда королевс-
кие суды получили преобладание над судами              
графств, сотен и феодалов.  Королевские суды не имели в
своем  распоряжении каких-нибудь писаных общих источни-
ков и решали дела, руководствуясь "правом страны", т.е.
обычным  правом.  Считалосьчто это право хорошо знакомо
королевским судьям и что оно находит свое  отражение  в
решениях судов. Однако королевские судьи черпали прави-
ла для своих решений не  только  в  собственном  знании
правовых обычаев. В своей деятельности они руководство-
вались и предыдущими решениями судов и указаниями,  ко-
торые содержались в королевских указах, выдававшихся за
плату лицам,  обращавшимся за  судебной  защитой.  Хотя
каждый  указ  выдавался по отдельному конкретному делу,
он составлялся по определенному образцу  в  выражениях,
однообразно  формулировавших  правоотношения  того  или
иного типа.  В начале XIII в.  "указы"  были  настолько
многочисленны,  что  появился  сборник "Реестр указов",
представлявший собой как бы неофициальный справочник по
общему  праву и постоянно пополнявшийся новыми указами.
Королевские указы по судебным делам в XIIXIII вв.  сыг-
рали  очень большую роль в образовании английского "об-
щего права",  но основным его источником  были  решения
королевских  судов  "Общее  право" - это практика коро-
левских судов,  закрепленная в судебных  протоколах.  С
самого  начала деятельности королевских судов в них ве-
лись записи дела.  Протоколы  суда  назывались  "свитки
тяжб", и ссылка на содержавшиеся в них дела подтвержда-
ла наличие того или иного правила или принципа  в  анг-
лийском праве.  Наряду с "общим правом",  имевшим своим
основным источником судебную практику, все большее зна-
чение начали приобретать законы. Активную законодатель-
ную деятельность,  существенно изменившую судебный про-
цесс, осуществляли Генрих II и Эдуард I. Большую роль в
развитии права играло  парламентское  законодательство.
Статуты  имели обязательную силу для королевских судов,
дополняли и изменяли "общее право" по очень многим воп-
росам,  но  они не могли преодолеть присущий ему форма-
лизм,  не могли приспособить его к  новым  общественным
отношениям.  Суд канцлера и "право справедливости". На-
чиная с XIV в.  возникает иная система  права-  система
"справедливости", существовавшая параллельно с системой
"общего права". Суд "справедливости" возник в результа-
те подававшихся королю прошений и жалоб по вопросам, не
получившим защиты в общих судах по каким-либо  формаль-
ным причинам. Король оказывал помощь просителю в поряд-
ке "милости".  Все увеличивавшееся количество  подобных
прошений привело к тому, что король вместо рассмотрения
их в совете стал пе-                                   
редавать их для разбора своему канцлеру, который разби-
рал дела не по праву страны,  а по справедливости, т.е.
не был связан практикой общих судов.  Канцлер для реше-
ния  дела обращался к естественному и частично римскому
праву. Суд канцлера придал правовое оформление ряду но-
вых  отношений,  возникновение которых было обусловлено
ростом торговли, и защищал городское население и нарож-
дающуюся буржуазию от крупнейших землевладельцев - фео-
далов.  Рецепция римского права в какой-то мере  косну-
лась  и Англии.  В качестве составного элемента римское
право не вошло в английское "общее право",  но  оказало
большое влияние па развитие юридических доктрин в XII и
XIII вв., когда закладывалось основание "общего права".
Римское право сказалось на правовом положении вилланов,
на различии между личным и вещным правом,  на  правовом
режиме  движимых  вещей  и некоторых других институтах.
Однако настоящего практического значения римское  право
в Англии не имело.                                    
3. Вещное право                                       
Развитие феодаль-                                     
ных отношений характеризовалось упрочением системы нео-
бычайно сложных и запутанных вещных прав, основным объ-
ектом которых была земля.  В феодальном праве существо-
вали  два  основных  вида  вещных прав на землю:  право
собственности и держание.  Аллод  как  форма  земельной
собственности  имел наибольшее распространение в раннее
средневековье.  Собственник земли  самостоятельно  осу-
ществлял все права на нее,  не неся за землю службы, не
платя повинностей.  Земля свободно переходила от отца к
сыну по наследству.  Аллоидальные земли существовали на
протяжении всего средневековья в небольших количествах,
однако такая форма землевладения не характерна для раз-
витого феодального строя,  и аллод всегда оставался как
бы  за  его пределами.  В условиях развитого феодализма
основными и наиболее распространенными правами на землю
были держания - феодальные зависимые права, приобретав-
шиеся от какого-нибудь вышестоящего владельца. Держания
были свободные и несвободные, благородные и неблагород-
ные. Первые держания имели форму бенефиция, под которым
понималось  имущество,  находящееся  лишь в пользовании
владельца.  Бенефиции давался на условиях несения служ-
бы, не передавался по наследству и со смертью бенефици-
ария возвращался собственнику.                         
В период сложившегося феодализма уже не встречаются бе-
нефиции,  которые могут быть взяты собственником обрат-
но, и не передаются по наследству. Наиболее распростра-
ненными видами земельных держании становятся феоды (ле-
ны).  Феод - благородное (дворянское) держание земли на
основе  ленных  отношений.  Феодальный  сеньор  уступал
часть своих земель лицу,  становившемуся его вассалом и
принимавшему  на  себя  по феодальному договору обязан-
ность верности и оказания определенных  услуг  сеньору.
При уступке земли по феодального договору вассал, одна-
ко, не был полным собственником земли, а сеньор не вов-
се лишался прав на нее. Сеньор мог отчуждать землю дру-
гому сеньору, не затрагивая прав сидевших на ней васса-
лов, и его согласие было необходимо при отчуждении вас-
салом своих прав на землю.  Если вассал умирал, не имея
наследников,  то  феод  возвращался к сеньору.  Все эти
права принадлежали сеньору как господину земель, из ко-
торых был выделен феод.  Вассалы имели в отношении фео-
дов полномочия владения и пользования ими. Вассалу при-
надлежали  все доходы феода,  при этом он не был обязан
делиться с сеньором урожаем или вносить ему  какие-либо
периодические  платежи.  Феод  переходил  к наследникам
вассала,  которые должны были при этом платить  пошлину
сеньору  (рельеф).  Полномочия  вассала по распоряжению
феодом были более ограниченными. В ранний период феода-
лизма  вассал не мог ни продать,  ни передать его в по-
рядке субинфеодации своему вассалу без  согласия  сень-
ора.  В  противном случае сеньор мог "наложить руку" на
феод,  т.е. отобрать его без какого-либо возмещения по-
купателю.  С XIII в.  стала допускаться полная передача
феода, т.е. постановка нового вассала на место продавца
с переходом к покупателю всех прав и обязанностей, свя-
занных со "служилым" феодом, без разрешения сеньора, но
с  двумя ограничениями:  сеньор имел право,  во-первых,
получать определенную, притом сравнительно высокую пош-
лину,  а во-вторых, вернуть себе феод от приобретателя,
возместив последнему уплаченную им цену.  В случае час-
тичного  отчуждения  феода для сеньора могла возникнуть
опасность, что вассалу будет трудно выполнять возложен-
ные  на  него обязанности феодальной службы.  Поэтому в
таких случаях  требовалось  согласие  всех  вышестоящих
сеньоров.  По этой же причине была поставлена в зависи-
мость от разрешения сеньора и субинфеодация, т.е. удли-
нение феодальной цепи, когда вассал вышестоящего       
сеньора уступал свой феод собственному вассалу,  стано-
вясь в положение сеньора в отношении этого  последнего.
Таким образом, вассал, свободно владея и пользуясь фео-
дом, был ограничен в распоряжении им в силу наличия фе-
одальных прав сеньора. В Германии дольше и прочнее дер-
жалось право о невозможности для вассала отчуждать  по-
лученный лен, он мог только передавать его собственному
вассалу.  Феоды и лены  были  свободными,  благородными
держаниями.  Другой  вид свободного держания земли осу-
ществлялся лично  свободными  крестьянами.  Во  Франции
этот  вид  держания носил название цензивы.  Крестьянин
являлся  наследственным  пользователем  земли.  Никаких
личных феодальных связей при цензиве не устанавливалось
не было ни обязанностей к военной службе,  ни  верности
господину. Зато с крестьянина причитались разнообразные
и весьма обременительные платежи. В Германии зажиточные
крестьяне  владели  землей  на  условиях  краткосрочной
аренды. Сложность феодальной системы собственности соз-
давала большие трудности во всех случаях,  когда требо-
валось установить, кто является действительно управомо-
ченным лицом и чем подтверждаются его полномочия.  Поэ-
тому особое значение приобрело  владение  как  наиболее
очевидное  и  простое  проявление  права  лица на вещь.
Французская сезина, германская гевере защищались специ-
альными исками в упрощенном порядке. Особенности вещно-
го права в Англии.  Трэст. В Англии земельные отношения
отличались  рядом  особенностей.  Благородным держанием
была рыцарская служба.  Первоначально держание  по  ры-
царской службе обязывало к воинской службе в течение 40
дней в году, но с середины XII в. с переходом к наемно-
му  войску личная служба была заменена уплатой "щитовых
денег".  Другие повинности заключались в платежах лорду
при  браке  детей  держателя  и при переходе держания к
наследникам держателя.  В  период  образования  "общего
права" возник институт доверительной собственности, или
трэст (при возникновении он именовался целевым назначе-
нием).  Сущность этого института заключалась в том, что
одно лицо передавало другому в собственность свое  иму-
щество или его часть с тем, чтобы получатель, став фор-
мально собственником. управлял имуществом и использовал
его в интересах прежнего собственника или по его указа-
нию.                                                   
В условиях существования различного рода ограничений на
сделки  с  землей  передача  с целевым назначением была
единственным способом превратить  одни  виды  земельных
держании  в другие,  обеспечить родных в отступление от
феодальных правил наследования,  дать возможность  вла-
деть имуществом таким коллективам, как гильдии, приходы
и т.д. Этим способом пользовались рыцари; отправляясь в
дальние  походы,  они передавали свои земли друзьям.  С
точки зрения "общего права", лицо, отдавшее имущество с
целевым  назначением,  теряло на него какие-либо права,
так как получатель становился собственником.  В  случае
если  этот последний нарушал доверие и использовал иму-
щество для себя,  королевский суд не знал способов воз-
действия  на  него.  Но  поскольку дело шло о нарушении
слова, т.е. о вопросах совести, целевые назначения были
взяты  под  защиту  канцлерским  судом  справедливости.
Крестьянское свободное землевладение  в  Англии  носило
название  сокаж.                                       
4. Брачно-семейные отношения                           
 Брач-                                                  
но-семейные отношения складывались под влиянием канони-
ческого права. Единственной формой брака был церковный.
Церковь создала сложную систему условий действительнос-
ти брака. Кроме достижения определенного возраста необ-
ходимо было учитывать степень родства и свойства  между
будущими супругами.  Недействительным был брак,  заклю-
ченный после помолвки с другим лицом или  с  лицом,  не
получившим  крещения.  Семейные  отношения строились на
принципе власти мужа и отца,  хотя в разное время  и  в
разных  местностях эта власть имела различный характер.
Так, на севере Франции взаимоотношения между супругами,
а также между родителями и детьми были свободнее.  Иму-
щественные отношения строились на  общности  имущества,
которым управлял и распоряжался муж как глава семьи. На
юге Франции  сохранялась  римская  власть  домовладыки,
общности имущества не существовало.  Муж получал прида-
ное,  которым он управлял в  течение  брака  и  которое
возвращалось жене после смерти мужа.  В Англии в высших
слоях общества жена полностью  находилась  под  властью
мужа,  в низших- пользовалась относительной свободой. В
ряде местностей за женой признавалось право на управле-
ние своим имуществом.                                  
В Германии  отношения  супругов  строились  на общности
имущества,  которое с прекращением брака подлежало раз-
делу,  доля жены составляла треть или половину. Церковь
категорически отвергала развод,  но в некоторых случаях
(например, при супружеской измене) допускала раздельное
жительство. Сложным было положение внебрачных детей. Их
признание либо запрещалось совсем,  либо было связано с
большими ограничениями. Феодальное право знало наследо-
вание и по закону,  и по завещанию.  Однако в некоторых
местностях свобода завещания  ограничивалась,  запреща-
лось устранять от наследования законных наследников.  В
отношении земельной собственности повсеместно утвердил-
ся  принцип  майората.  Во избежание дробления феода он
переходил по наследству к старшему сыну,  а при его от-
сутствии  - к старшему в роде.                         
 5.  Уголовное право и процесс                            
      В раннее средневековье  (приблизительно  до  XV
в.)  в  области уголовных преступлений и наказаний гос-
подствовали постановления обычного права.  В дальнейшем
нормы  уголовного права содержались в королевских ордо-
нансах, но ни обычаи, ни ордонансы не исчерпывали всего
содержания  уголовного права.  Значительная часть прес-
туплений - их состав, основания ответственности - уста-
навливалась судебной практикой.  Система выкупа прекра-
тила свое существование.  Преступные деяния, по крайней
мере  более  важные,  стали признаваться нарушением об-
щественного порядка и влекли за собой наказания, приме-
няемые государственной властью. Во Франции делается по-
пытка распределить преступные деяния по  разрядам.  Из-
вестный юрист XIII в. Бомануар в своем трактате "Кутюмы
Бовези" различает три вида преступлений:  тяжкие, сред-
ние и легкие. К первым он относил ересь, измену, убийс-
тво,  изнасилование, поджог, кражу и др. Эти преступле-
ния  наказывались  весьма  строго,  нередко смертью или
изувечением. Средние преступления наказывались в основ-
ном  штрафом,  но судья мог присоединить и заключение в
тюрьму. Подобное деление на виды преступлений в зависи-
мости от тяжести знакомо и английскому праву. В XIII в.
в английском уголовном праве сложилось понятие  фелонии
(нарушение  обязанностей  вассала в отношении сеньора и
наоборот).  К XVI  в.  оформилась  трехзвенная  система
преступлений: тризн (измена), фелония (тяжкие уголовные
преступления) и   мисдиминор  (менее  тяжкие  уголовные
преступления).  В Германии были известны два вида прес-
тупных деяний:  преступления и проступки. В то же время
установилось деление по объекту посягательства.  Судеб-
ная  практика различала три основных разряда преступле-
ний:  1) против религии, 2) против государства, 3) про-
тив частных лиц.  В период абсолютизма уже существовала
система преступлений и наказаний. Как общее правило по-
лучил признание принцип,  согласно которому для ответс-
твенности за совершение преступления необходима  винов-
ность правонарушителя,  т.е. вместо объективного вмене-
ния наступает ответственность за личную вину.  Из этого
правила допускались, однако, исключения; например, про-
цессы против животных.  Установился принцип личной  от-
ветственности  преступника.  Однако и здесь допускались
изъятия.  В XVII в. сложилось понятие оскорбления вели-
чества;  в  соответствии  с установившимся правилом при
совершении этого преступления отвечал не только  винов-
ный,  но и его нисходящие родственники. Выбор наказания
был предоставлен по большей части на усмотрение  судьи,
но  судья  не имел права создавать новые наказания,  он
мог применять лишь те, которые были предусмотрены дейс-
твующими источниками права.  Целью наказания постепенно
становится устрашение - стремление не только  причинить
страдания преступнику,  но и жестокостью наказания воз-
действовать на других для предотвращения совершения ими
преступлений.  Применяемые наказания отличались крайней
суровостью.  Довольно часто  наказанием  была  смертная
казнь.  Наказание  зависело  от  социального  положения
преступника или потерпевшего. Наиболее жестокие и мучи-
тельные  виды  наказаний  почти  не применялись к лицам
высших сословий.  В первой  половине  средних  веков  в
гражданских  делах  оставался порядок судопроизводства,
применявшийся в королевстве франков. Отличительной чер-
той его был формализм: стороны и свидетели были обязаны
произносить установленные формулы, малейшая ошибка мог-
ла повлечь за собой неудачу в исходе дела.  Такой поря-
док имел, однако, и положительные стороны: процесс про-
исходил гласно и устно.                                

К титульной странице
Вперед
Назад
Реклама