Палата господ формировалась из принцев королевского до-
ма, князей и других, назначенных короной пэров. Палата
представителей избиралась на основе трехразрядной (ку-
риальной) системы, установленной еще законом от 30 мая
1849 г. Король и обе палаты ландтага обладали правом
законодательной инициативы (ст. 64). Закон, утвержден-
ный палатами, считали принятым лишь при согласии короля
(ст. 62). Королю же предоставлялось дополнительное пра-
во "в случаях, когда того требует сохранение обществен-
ной безопасности..., и палаты не заседают" издавать
распоряжения, имеющие силу закона. Правда эти распоря-
жения должны были получать одобрение палат в ближайшую
сессию (ст. 63). Кроме этого королю предоставлялось ни-
чем не ограниченное право роспуска парламента (ст. 51).
Исполнительную власть конституция вверяла "одному коро-
лю". Он назначал и отзывал министров и других должност-
ных лиц в армии и государстве; осуществлял высшее воен-
ное командование, имел право объявлять войну, заключать
мир, подписывать международные договоры (ст. 45-48).
Судебная власть должна была осуществляться "независимы-
ми, не подчиняющимися другой власти, кроме закона, су-
дами" (ст. 86). Судьи назначались королем пожизненно и
могли быть смещены только на основании судебного реше-
ния по причинам, установленным законом (ст. 87). Конс-
титуция 1850 г. содержала и разделы о правах граждан.
Провозглашалось равенство пруссаков перед законом, га-
рантии личной свободы, неприкосновенность собственности
и жилища, свобода слова, печати, вероисповедания, соб-
раний, союзов и др. (титул II). Однако ст. 111 консти-
туции допускала временную приостановку действия ряда
статей "в случае войны или восстания".
2. Объединение Германии. Конституция Германской
империи 1871 г.
Поражение революции 1848-1849гг.не могло остановить бур-
ного капиталистического развития Германии, которое нас-
тоятельно требовало объединения страны. Инициативу в
объединительном процессе в 60-е г. XIX в. захватила
Пруссия. Начавшаяся здесь в середине XIX в. промышлен-
ная революция превратила ее в самое экономически разви-
тое германское государство. С приходом к власти нового
короля - Вильгельма I Пруссия стала активно заниматься
внутригерманскими проблемами. Ее главной заботой было
ослабление Австрии и объединение всех германских госу-
дарств вокруг Пруссии. В 1862 г. Вильгельм I назна-
чил главой правительства Отто фон Бисмарка, который уже
в первой своей речи на новом посту определил модель и
методы будущего объединения: "не речами и постановлени-
ями..., а железом и кровью". Бисмарк энергично взялся
за осуществление поставленной цели, начав с усиления
армии. Увеличение расходов на ее содержание; введение
всеобщей воинской повинности и обязательного школьного
обучения; создание нового органа управления военным ве-
домством - генерального штаба, который занимался выра-
боткой военной стратегии. сбором и хранением военной
информации, способствовали превращению прусской армии в
одну из сильнейших в Европе. Создав, в дипломатическом
плане, все необходимые условия борьбы с Австрией, как
главным соперником в деле объединения, Пруссия ожидала
благоприятного момента для нанесения удара. Прелюдией к
разгрому Австрии стала в 1864 война Пруссии и Австрии
против Дании. В состав Дании входили 2 провинции с пре-
имущественно немецким населением - Шлезвиг и Гольштейн.
Поводом к войне явилась новая датская конституция, в
которой ущемлялись права Шлезвига, а мотивом- предан-
ность Пруссии и Австрии идее нацио-
нального объединения. Война продолжалась всего 4 меся-
ца. Потерпев поражение, Дания была вынуждена отказаться
от Шлезвига и Гольштейна. На завоеванные герцогства
распространился режим совместного австро-прусского вла-
дения, при котором управление Гольштейном было передано
Австрии, а Шлезвигом - Пруссии. В 1866г., обвинив Авс-
трию в нарушениях договоренности об управлении этими
провинциями, Пруссия напала на Юльштейн. Началась авс-
тро-прусская война, которая быстро привела к полному
разгрому Австрии. Победа над Австрией окончательно ре-
шила вопрос о гегемонии Пруссии в Германии. В августе
1866 г. был подписан договор о создании нового Северо-
германского Союза, возглавляемого Пруссией. В него вош-
ли 22 германских государства, расположенных к северу от
реки Майн. В 1867 г. была принята конституция северо-
германского союза, юридически закрепившая в нем ведущее
положение Пруссии. Главой союзного государства стано-
вился президент - король Пруссии, который являлся глав-
нокомандующим союзной армией, обладал правом заключения
мира и объявления войны, сосредоточивал в своих руках
всю полноту исполнительной и частично законодательной
власти. Главой союзного правительства стал назначенный
королем канцлер. Законодательная власть вверялась пар-
ламенту, состоявшему из палат: союзного совета и рейх-
стага. В союзный совет - верхнюю палату - входили
представители государств-членов, причем из 43 голосов
17 принадлежали представителям Пруссии. Рейхстаг - ниж-
няя палата - состоял из 297 депутатов, избранных на ос-
нове всеобщего мужского избирательного права. Таким об-
разом, после австро-прусской войны объединение Германии
в основном состоялось. Однако Бисмарк считал, что за-
вершить его можно только разгромив Францию, которая ви-
дела в объединении Германии прямую угрозу своему влия-
нию на европейском континенте и стремилась подтолкнуть
Австрию и южногерманские государства к борьбе против
Пруссии. Война с Францией, по его мнению, должна была
вызвать в германских государствах общенациональное дви-
жение за ускорение полного объединения Германии и тем
самым облегчить преобразование временного Северогер-
манского союза в более централизованное государство под
главенством Пруссии. Расчеты Бисмарка оказались точны-
ми. Спровоцировав Францию на объявление войны и выста-
вив ее агрессором, Бисмарк добился желаемых результа-
тов. Германские государства объединились вокруг Прус-
сии, а военные победы привели к тому, что монархи всех
германских государств обратились к прусскому королю с
просьбой принять императорскую корону. 18 января 1871
г. Германия, в состав которой
вошли и южногерманские государства (Бавария, Вюртем-
берг, ГессенДармштадт и Баден) была провозглашена импе-
рией. 16 апреля 1871 г. рейхстаг утвердил новую консти-
туцию. Конституция Германской империи 1871 г. По форме
государственного устройства Германия становилась феде-
рацией. Она состояла из 25 государственных образований
(4 королевств, 6 великих герцогств, 4 герцогств, 8 кня-
жеств, 3 вольных городов) и имперской провинции Эль-
зас-Лотарингии, аннексированной от Франции. Все члены
федерации располагали своими законодательными и испол-
нительными органами власти. По форме правления Германия
стала конституционной монархией. Германским императором
- кайзером - был провозглашен король Пруссии Вильгельм
I. Социальную базу новой империи составило высшее
прусское дворянство - юнкерство в союзе с крупной бур-
жуазией. Законодательная власть по конституции вверя-
лась парламенту, состоявшему из двух палат (ст. 5).
Верхняя палата - Союзный совет (бундесрат) - состоял из
представителей государств, входящих в состав союза. Они
назначались правительствами союзных государств, а нормы
представительства определялись самой конституцией. Из
58 голосов в союзном совете 17 принадлежало Пруссии, 6
- Баварии, по 4 - Саксонии и Вюртенбергу, по 3 - Бадену
и Гессену, остальным членам союза по 1 голосу (ст. 6).
Нижняя палата - рейхстаг - избирался на 3 года (с 1887
г. на 5 лет) "посредством всеобщих и прямых выборов с
тайной подачей голосов" (ст. 20). Депутаты рейхстага
работали бесплатно (ст. 32). Обе палаты парламента об-
ладали правом законодательной инициативы. Для принятия
закона требовалось "согласие большинства и в том и в
другом собрании" (ст. 5). При этом к компетенции обще-
имперского законодательства конституция относила: -
постановления, касавшиеся прав гражданства, выбора мес-
та жительства, свободы переселения и т.п.; - налоговое,
таможенное и торговое законодательство; - законы, опре-
делявшие денежную систему, системы мер и весов; - общее
законодательство в области судопроизводства, уголовного
и гражданского права; - постановления в области авторс-
кого, патентного , банковского права, в отношении сво-
боды печати и союзов; - законодательство о путях сооб-
щения и связи; - военное законодательство и постановле-
ния в области внешнеполитических отношений и др. (П. 4,
1-16).
Кроме законодательных полномочий верхняя палата облада-
ла и рядом исполнительных функций. Она назначала неко-
торых имперских чиновников, издавала общие администра-
тивные распоряжения и инструкции для исполнения зако-
нов, принимала решение об экзекуции (принуждении) от-
дельных членов союза к соблюдению конституционных обя-
занностей (ст. 7, 19, 24). Во главе исполнительной
власти стоял император, который осуществлял президент-
ство в империи и являлся главой государства. Он обладал
весьма широкой компетенцией: - назначал и увольнял
должностных лиц империи, включая председателя союзного
совета - канцлера (ст. 15, 18); - имел право законода-
тельной инициативы, опубликовывал законы и осуществлял
контроль за их исполнением (ст. 17); - выступал предс-
тавителем империи в международных отношениях (заключал
мир, подписывал международные договора, с согласия со-
юзного совета объявлял войну, аккредитовал и принимал
послов (ст.11); - являлся главой вооруженных сил (ст.
63, 64); - мог контролировать деятельность парламента,
т.к. имел право созывать, открывать, отсрочивать, зак-
рывать союзный совет и рейхстаг, а так же с согласия
верхней палаты досрочно распускать нижнюю (ст. 12,24).
Особое место в системе исполнительной власти принадле-
жало канцлеру. Он назначался императором и был ответс-
твенен только перед ним. Канцлер был единственным обще-
имперским министром и обладал обширными полномочиями.
Все постановления и распоряжения императора требовали
его подписи. Он председательствовал в Союзном совете и
руководил его постоянными комитетами. Таким образом,
исходя из конституции 1871 г., государственная власть в
Германской империи должна была основываться на принципе
разделения властей и представительном правлении. Однако
отсутствие системы сдержек и противовесов, наличие ряда
юридических несообразностей (например, император был
связан контрасигнатурой канцлера, которого сам назначал
и имел право сместить и др.) делало демократизацию
власти невозможной и вело к формированию режима, при
котором правительство во главе с императором доминиро-
вало над парламентом.
3. Германия в конце XIX - начале XX в.
Объединение Германии дало сильнейший толчок ее
экономическому и политическому развитию.
Уже 70-е годы германский рейхстаг принял ряд законов,
направленных на укрепление единства империи и общеим-
перского государственного аппарата. В 1871-73 гг. была
введена единая золотая валюта, которая унифицировала
денежную систему Германии. В 1874г. была создана обще-
имперская почта. В 1875г. приняты единые для всей стра-
ны гражданский и уголовный кодексы. На протяжении всех
70-х гг. шло и формирование имперской системы управле-
ния, организация которой не была предусмотрена консти-
туцией. В этот период возник ряд отраслевых органов го-
сударственного управления- министерств: иностранных дел
(1871), имперских железных дорог (1873), юстиции
(1877), внутренних дел (1879). В экономической сфере
образование единого внутреннего рынка, установление ад-
министративно-правового единообразия создали предпосыл-
ки для стремительного развития экономики. Промышленная
революция в Германии в целом началась сравнительно
поздно. Но это обстоятельство заключало в себе и ряд
преимуществ. Она совпала с крупными научно-техническими
открытиями и широким внедрением в производство прогрес-
сивных технологических процессов. Поэтому индустриали-
зация в Германии проходила с учетом передового опыта
развитых стран, а промышленность строилась на базе сов-
ременных технологий. Новые изобретения внедрялись в
технику связи, электротехнику, органическую химию и
т.д. Изменялась структура промышленности, возникали и
быстро развивались новые отрасли индустрии, связанные с
производством машин, электротехникой, химией и т.д. При
этом тяжелая промышленность развивалась интенсивнее
других и доминировала над остальными отраслями экономи-
чески. Это позволило Германии за последнюю четверть ве-
ка превратиться в сильную капиталистическую державу и
выдвинуться на первое место в Европе по уровню промыш-
ленного производства. Характерной чертой развития капи-
тализма в Германии в последней четверти XIX в. являлись
не только высокие темпы индустриализации, но и ускорен-
ный процесс перерастания "свободного" капитализма в им-
периалистический с господством монополий и финансовой
олигархии. Создание монополий в Германии началось рань-
ше и проходило быстрее, чем в странах "Старого света".
Этому способствовала высокая степень концентрации про-
изводства и протекционистская политика германского пра-
вительства. В образовании монополий огромную роль игра-
ли и банки. Это было связано с тем, что промышленность
не успела создать необходимых накоплений и нуждалась в
дополнительных капиталовложениях. Предоставляя промыш-
ленным фирмам долгосрочные кредиты, банки стремились
контролировать их, поощряя
концентрацию производства в руках тех компаний, с кото-
рыми были связаны. Высокие темпы индустриализации стра-
ны, концентрация и централизация промышленности и капи-
тала привели к изменениям в структуре германского капи-
тализма. Наметившееся переплетение промышленного капи-
тала с банками, способствовало образованию финансо-
во-промышленной олигархии, подчинившей себе практически
всю экономику страны. Сосредоточив в своих руках ключе-
вые позиции в экономике, она стала оказывать существен-
ное влияние на внутреннюю и внешнюю политику своего го-
сударства. Потребность в новых источниках сырья и рын-
ках сбыта толкали германскую финансово-промышленную
олигархию к колониальным захватам. Желания крупной бур-
жуазии совпадали с политикой немецкого юнкерства, стре-
мившегося создать военно-полицейское государство с ог-
ромной армией и мощным флотом. Объединение Германии на
прусской основе привело к тому, что издавна сложившаяся
в Пруссии военная система стала распространяться на всю
страну. Огромная часть бюджета шла на содержание армии
и полиции, полномочия которой для поддержания "порядка"
неуклонно расширялись. Политический строй объединенной
Германии позволил военным учреждениям сосредоточить в
своих руках значительную власть, оказывая влияние на
общий политический курс и решение конкретных вопросов.
Наличие огромной, хорошо подготовленной армии в сочета-
нии с экономическими устремлениями финансово-промышлен-
ной олигархии позволили Германии за короткий срок соз-
дать свою колониальную империю и одновременно развивать
экономическую экспансию в Османскую империю, Китай, Юж-
ную Америку. Изменения в экономической сфере оказали
существенное влияние на социальную структуру германско-
го общества. Выразителями интересов различных слоев на-
селения стали политические партии. Интересы крупного
юнкерства выражала партия консерваторов. Она выступала
против расширения компетенции имперских властей и явля-
лась охранительной для феодальных пережитков и привиле-
гий. Основной политической силой, поддерживающей курс
имперского правительства, была партия "свободных кон-
серваторов" или имперская. Социальную базу этой партии
составили юнкерство и финансово-промышленная олигархия.
Из этой партии в основном формировалось имперское пра-
вительство Бисмарка. Другой опорой правительства явля-
лась партия национал-либералов, выражавшая интересы
крупной и частично средней буржуазии. Некоторую оппози-
ционность проявляла партия мелкой и средней буржуазии -
партия прогрессистов. Она выступала против увеличения
армии и военных расходов, за некоторую демократизацию
общественной жизни. Интересы рабочего класса и мелко-
буржуазных слоев представляла социал-демократическая
партия. Влияние этой партии в рабочем классе год от го-
да неуклонно возрастало, что отражалось на выборах в
рейхстаг. В создавшихся условиях Бисмарк, являвшийся
бессменным канцлером империи с 1871 по 1890гг., провел
через рейхстаг так называемый исключительный закон. По
этому закону, действовавшему до 1890 г, все социалисти-
ческие организации распускались, распространение социа-
листических идей запрещалось, а членство в подобных ор-
ганизациях каралось тюремным заключением и крупным
штрафом. Однако Бисмарк понимал, что влияние новой пар-
тии обусловлено тяжелым положением рабочего класса.
Действуя методом кнута и пряника, он стал инициатором
законов, целью которых было улучшение положения рабоче-
го класса. В 1883 г. был принят закон о страховании на
случай болезни, в 1884 г. введено страхование от нес-
частных случаев, а в 1889 г. закон о страховании по ин-
валидности и старости. Несмотря на это, добиться ослаб-
ления влияния социалистов в среде рабочего класса ему
не удалось. В 1884 г на выборах, несмотря на запрет
партии, в рейхстаг было избрано 24 социалиста, а в 1890
г. за них проголосовало уже 20 % избирателей. Таким об-
разом, к началу XX в. Германия превратилась в экономи-
чески развитое, милитаристски настроенное государство,
в котором едва пробивались слабые ростки демократии.
Милитаристские интересы финансово-промышленной олигар-
хии толкнули Германию к войне за передел мира. В этой
войне Германия потерпела сокрушительное поражение, а
империя перестала существовать.
ГЛАВА 19 ИТАЛИЯ
1.Начало объединения страны Политическая раздробленность.
В течение многих веков со времени падения Западной
Римской Империи (476 г. н.э.) на территории Италии соз-
давались и рушились небольшие государства, различные
области страны захватывали и грабили более сильные со-
седи - Франция, Германия, Испания. Великие географичес-
кие открытия, а также усиление Турции в Средиземно-
морье, привели к перемещению морских торговых путей.
Все это препятствовало развитию экономики страны, на
длительное время установилось господство феодальной
аристократии, усиливалось влияние католической церкви
на все стороны общественнополитической жизни. Раздроб-
ленная, постоянно разоряемая вторжениями иноземных ар-
мий, бесконечными войнами местных властителей. междуу-
собицами феодалов, Италия еще в XVII веке была расчле-
нена на 11 государств, среди которых наиболее значи-
тельными были Папская область, Пьемонтское королевство.
Неаполитанское королевство, герцогство Миланское, гер-
цогство Тоскана, Венецианская республика. Папская об-
ласть - теократическое государство просуществовало с
VIII по XIX века и возглавлялось римским папой. Папская
область прошла большой исторический путь. Начало ей по-
ложил франкский король Пипин Короткий в 756 г. подарив-
ший папе Стефану II Римскую область и часть прилегающих
земель. Какое-то время она входила в состав "Священной
Римской империи Германской нации", но при папе Иннокен-
тии III (1198-1216 гг.) стала фактически независимым
государством. В средние века Папская область была одной
из наиболее отсталых областей Северной и Центральной
Италии, в ней дольше чем в других районах страны сохра-
нялась крепостная зависимость. Население области в те-
чение нескольких веков страдало от войн пап с германс-
кими императорами и местной знатью. В XVI-XVIII веках в
Папской области складывается режим абсолютной власти. В
годы наполеоновского господства на территории Папской
области была образована Римская республика, а многие ее
районы включены в состав Франции. После Венского конг-
ресса, восстановившего Папскую область как самостоя-
тельное государство, феодальная клерикальная реакция
оказалась здесь сильнее, чем где-либо в Италии. Пъемонт
- составляли территории северо-запада Италии. В XIXV
веках он состоял из множества феодальных владений, объ-
единенных к XV веку и ставших в начале XVIII века ос-
новной частью Сардинского королевства. Впоследствии Пь-
емонт выдвинулся в число наиболее экономически развитых
государств Италии. Становление единого государства. С
конца XVIII века в Италии развернулось движение по ос-
вобождению страны от иноземного ига и объединению ее в
единое государство (или федерацию государств). Это дви-
жение, названное "Возрождение", сопровождалось борьбой
против феодально-абсолютистских порядков, за становле-
ние буржу-
азного строя, продолжалось 100 лет и завершилось объ-
единением страны в единое государство - "Итальянское
королевство". В последней трети XVIII века в среде мел-
кой и средней буржуазии, а также либерального дворянс-
тва, возникло, выросшее на идеях Великой Французской
революции 1789-1794 гг., антифеодальное, республиканс-
кое движение, направленное прежде всего на освобождение
страны от иностранной оккупации, принятие конституции -
так называемое движение карбонариев. Тайные общества
карбонариев быстро распространились по всей стране, в
состав которых входили патриотически настроенные бур-
жуа, офицеры, чиновники, люди свободных профессий, ре-
месленники и крестьяне. Среди карбонариев были как рес-
публиканцы, так и монархисты. Известным толчком к раз-
витию страны стало пребывание на территории Северной и
Центральной Италии армии Наполеона Бонапарта. За срав-
нительно небольшой срок (1796-1810 гг.) был проведен
ряд буржуазных реформ: отменены внутренние таможенные
пошлины, упразднены феодальные привилегии, введены но-
вые французские гражданский и уголовный кодексы, прове-
дена секуляризация и распродажа церковных земель, лик-
видирована инквизиция. Но после поражения наполеоновс-
кой Франции Венский конгресс (1814-1815 гг.) ликвидиро-
вал большую часть прогрессивных мер, восстановил фео-
дально-абсолютистские порядки. Австрия, как участница
антинаполеоновской коалиции (в которую входили также
Великобритания, Россия и Пруссия), содействовала реак-
ции на итальянской земле и стала господствующей силой в
Италии. На всей территории которой, кроме Пьемонта,
стала хозяйничать австрийская администрация. Только
лишь Пьемонт ("Сардинское королевство"), которым управ-
ляла Савойская династия, сохранил независимость. Именно
Пьемонту суждено было сыграть роль объединяющего центра
Италии. Борьба за объединение страны началась с расп-
ространением по всей стране различных тайных революци-
онных обществ, в числе которых были и наиболее извест-
ные организации карбонариев. На итальянской земле раз-
горается пламя национально-освободительной борьбы. В
1820-1821 гг. карбонарии подняли восстание в Пьемонте и
Неаполе, в результате чего правительства этих госу-
дарств вынуждены были согласиться на принятие конститу-
ций, провозгласивших режим ограниченной монархии. Но
восстания были подавлены австрийскими войсками, консти-
туции отменены. В 1831 году та же участь постигла восс-
тания Папской области, Парме, Модене и в некоторых дру-
гих мелких итальянских государств. В начале XIX века
итальянское национально-освободительное движение и дви-
жение объединения формируются в два политических
течения. Одно из них революционное, предполагавшее вов-
лечение широких народных масс в борьбу за национальное
освобождение и объединение страны, формировалось вокруг
группы интеллигентов и буржуа, входящих в подпольное
движение "Молодая Италия", руководимую Дж. Мадзини.
Концепция Дж. Мадзини предполагала объединение страны
посредством народной революции в единую и независимую
демократическую республику. Однако, требование передать
помещичью землю крестьянам Дж. Мадзини не поддержал,
чем была ослаблена в значительной мере "Молодая Италия"
и ее сторонники. Другое течение объединяло крупных тор-
говцев, предпринимателей, помещиков. Они поддерживали
видного политического деятеля Кавура, выступавшего с
идеей объединения страны и реформ под руководством Са-
войской династии при полном неучастии народа в полити-
ческой борьбе. Это правое крыло национально-освободи-
тельного движения в ходе революции 1848-1849 гг., выс-
тупило в союзе с реакционными феодальными группами. Эти
факторы в соединении с контрреволюционной интервенцией
европейских держав (Франции, Австрии и др.) привели к
поражению революции 1848 гг. и восстановлению дореволю-
ционных порядков на всей территории страны. Лишь Пь-
емонт, вновь сохранив независимость и получив Конститу-
цию 1848 г. приступил к ускоренному развитию экономики-
строились новые фабрики и заводы, прокладывались желез-
ные дороги и т.п. Либеральные круги в других итальянс-
ких государствах стали ориентироваться на Савойскую мо-
нархию, проводившую антиавстрийскую политику. Демокра-
тические силы не смогли выработать единой. близкой чая-
ниям народа, программы, а часть из них во имя единства
в борьбе за объединение Италии, склонялась к отказу от
требования установления республиканской формы правле-
ния. Решающим этапом объединения Италии стали революци-
онные события 1859-1860 гг. В эти годы освобождаются от
австрийской оккупации и ликвидируют монархии Ломбардия,
Парма, Тоскана, а проведенные в них плебисциты узакони-
вают присоединения этих государств к Пьемонту. В 1861
году "Сардинское королевство" трансформировалось в еди-
ное "Итальянское королевство". В 1866 году к единой
Италии присоединяется Венеция, в 1870 году ликвидирует-
ся Папская область, Папа лишается светской власти, а
Рим становится столицей нового государства. У итальянс-
кого объединенного государства сложились сложные отно-
шения с Папой. Папа не согласился с решением правитель-
ства
Италии о лишении его светской власти, объявил себя "мо-
ральным пленником". Правительством предпринимались шаги
по нормализации отношений с Ватиканом, результатом чего
стал "Закон о гарантиях" (13 мая 1871 г.), в котором
подтверждался принцип разделения светской и духовной
власти (последняя сохранялась в руках папы) и опреде-
лялся ряд привилегий главы католической церкви. В их
число входили: неприкосновенность Папы и территории Ва-
тикана; выплата субсидии 3 млн. лир; свобода телеграф-
ной и почтовой связи с католическим миром; право дипло-
матических отношений с другими государствами; свобода
проведения конклавов (собраний высших иерархов церкви)
по избранию Папы; власть над итальянским духовенством с
отменой разрешения правительства на публикацию докумен-
тов органов Ватикана и утверждения правительством их
распоряжений. Папа не принял выше названный закон, от-
казался получать деньги от итальянского правительства и
запретил членам католической партии участвовать в выбо-
рах в палату депутатов парламента, т.к. это воспринима-
лось как косвенное признание итальянского государства.
Отношения итальянского государства с Ватиканом были
урегулированы только в 1929 г. при фашистском режиме.
Национально-освободительное и демократическое движения
в Италии завершились компромиссом между торгово-промыш-
ленной буржуазией и крупными землевладельцами, отноше-
ния которых с крестьянами носили еще феодальный или по-
луфеодальный характер. Поэтому следует отметить неза-
вершенность социально-экономических и политических пре-
образований в стране, что выразилось прежде всего в по-
ложении крестьянства, составляющего основную массу на-
селения Италии. Завершение воссоединения Италии превра-
тило ее в конституционную монархию, закрепившую гос-
подство представителей блока торгово-промышленной бур-
жуазии и помещиков. Структура нового государства опре-
делялась в известной мере тем. что объединение осущест-
влялось посредством последовательного присоединения к
Сардинскому королевству других итальянских государств
после проводимых у них плебисцитов. Новое государство
стало продолжением Сардинского королевства, от которого
оно унаследовало династию, конституцию 1848 года ("Аль-
бертинский статут"), различные стороны законодательно-
го, административного, финансового и военного устройс-
тва.
2. Конституция 1848 г.
Основой государственного строя
на целое столетие стала конституция 1848 г. - "Альбер-
тинский статут". Законодательная власть, согласно конс-
титуции, осуществлялась совместно королем и парламен-
том. Полномочия короля были обширны: утверждение зако-
нов, принятых парламентом; издание декретов и регламен-
тов, необходимых для "исполнения законов"; досрочный
роспуск обеих палат парламента: король обладал правом
бессрочного отлагательного вета в отношении предлагае-
мых законопроектов; формирование правительства; назна-
чение всех должностных лиц; объявление войны и заключе-
ния мира; король- верховный главнокомандующий вооружен-
ными силами. Парламент состоял из двух палат - сената,
члены которого (представители королевской фамилии, цер-
ковные иерархи, высшие чиновники, генералы и т.п.) наз-
начались королем пожизненно, и палаты депутатов, изби-
раемой на 5 лет. Первоначально избирательным правом в
королевской Италии пользовались мужчины 25 лет, а также
мужчины, достигшие 21 года, но если они были грамотными
или платили прямой налог, или обладали земельной собс-
твенностью, или квартирой, или отбыли воинскую повин-
ность. Сенат (как и король) имел право бессрочного от-
лагательного вета в отношении предлагаемых законопроек-
тов. Палата депутатов имела полномочия по формированию
бюджета и сбора налогов. В свою очередь правительство
обладало весьма широкими полномочиями. Согласно полити-
ческой практике король назначал премьер-министром лиде-
ра партийного большинства или какого-либо политического
течения, представленного в парламенте. Правительство
осуществляло повседневное руководство страной, имело
право приостанавливать действия правовых норм, принятых
парламентом, а также право законодательной инициативы.
Конституция 1848г. провозглашала демократические права
граждан. но с весьма существенными оговорками и без га-
рантий. Не были отменены многие привилегии дворянства,
в том числе и дворянские титулы. Избирательные реформы.
Согласно Сардинскому статуту правом голоса могли вос-
пользоваться не более 2-3% населения. В 1882 г. была
проведена избирательная реформа, согласно которой (за-
кон от 21 января 1882 г.) возрастной ценз снижен с 25
лет до 21 года, а имущественный ценз- с 40 до 19,8
франков. Получили право голоса
арендаторы земельных участков, вносивших не менее 500
лир арендной платы, а также те, кто платил не менее 150
лир за наем жилого помещения, мастерской или лавки. Ос-
новным стал образовательный ценз, признавший право го-
лоса за имеющими законченное начальное образование.
Электорат увеличился почти втрое. Дальнейшее увеличение
итальянского электората произошло в 1912 году. Госу-
дарственно-правовые реформы конца XIX - начало XX века.
Реформы затронули важные аспекты государственности Ита-
лии. Были унифицированы уголовный, уголовно-процессу-
альный и гражданский кодексы. Новый УК вступил в силу с
1 января 1890 г. Отменялась смертная казнь с заменой ее
каторжными работами; была санкционирована свобода эко-
номических забастовок; предусматривалось наказание свя-
щеннослужителей, осуждающих государственные институты и
законы. УК был дополнен Законом об общественной безо-
пасности (30 июня 1889 г.), который несколько ограничил
фактическое всевластие полиции, но сохранил ряд жесто-
ких мер, таких как ограничение свободы собраний, их
роспуска или запрета. В 80-х годах XIX века были прове-
дены реформы по реорганизации центральной администрации
и местного самоуправления, носившие во многом двойс-
твенный характер. Административной реформой 1887 г. ми-
нистр МВД получил право увольнять в отставку или в за-
пас префектов. В соответствии с законом 1888 г. минис-
терства могли быть образованы или упразднены на основе
королевских декретов, а не законов, что также увеличило
полномочия главы правительства. Законом 1888г. было ре-
формировано местное самоуправление. Отныне избирать в
местные органы управления могли мужчины, достигшие 21
года. грамотные и платившие не менее 5 лир годового на-
лога. В результате реформы число лиц, участвовавших в
избрании местных органов самоуправления, увеличилось
более чем на 1 млн.человек. Закон устанавливал также
избрание мэров провинциальных коммунальных центров с
населением более 10 тыс. человек. Контроль над деятель-
ностью коммун поручался вновь созданному органу - Про-
винциальной административной Джунте, возглавляемой пре-
фектом, и 4 избираемыми членами. Таким образом, с одной
стороны расширялись избирательные права граждан, а с
другой усиливался контроль над местной администрацией
представителя центральной власти- префекта. Более про-
грессивный характер носило учреждение в 1889-1890 гг.
административной юстиции. Законом от 31 марта 1889 г.
вводилось положение, согласно которому случаи некомпе-
тентности администрации и нарушения ею закона можно об-
жаловать, обращаясь в специально созданную секцию Госу-
дарственного совета. Этот закон был дополнен созданием
юридических органов для рассмотрения жалоб на деятель-
ность местной администрации. Эти обязанности были воз-
ложены на провинциальные административные Джунты. Об-
щественно-политическая обстановка в стране, реальное
применение конституции 1848 г. формировали традиционную
парламентскую систему с преобладающим влиянием нижней
палаты в вопросах бюджета и налогов. Правительство было
относительно свободно в своих действиях перед Сенатом,
но ответственно перед депутатами, которые, в свою оче-
редь, обсудив законопроект, часто окончательный текст
поручали доработать правительству и представить его ко-
ролю. Во внешней политике Италии в конце XIX - начала
XX века все в большей мере проявляются экспансионист-
ские тенденции. Итальянские правящие круги начали борь-
бу за создание колоний в Северной и Восточной Африке.
Конец XIX - начало XX века ознаменовались повышенной
политической активностью различных социальных слоев.
Усиливает свое влияние Всеобщая конфедерация труда,
повсеместно наряду с профсоюзами создаются "палаты тру-
да" по защите интересов рабочих; пополняет свои ряды
социалистическая партия; создаются массовые католичес-
кие организации, в том числе католические профсоюзы;
Ватикан отказывается (1904 г.) от принципа неучастия
католиков в парламентских выборах. Особенностью разви-
тия итальянской экономики, определившей во многом раз-
витие политической борьбы на многие десятилетия, яви-
лось сплетение полуфеодальных отношений в сельском хо-
зяйстве с монополистическим развитием промышленности.
Уже на рубеже XX века возникают такие монополистические
объединения, как "ФИАТ", "Монтекатини", "Пирелли", ко-
торые определили и определяют развитие итальянской эко-
номики. Активную роль играют такие финансовые гиганты
как "Банко ди Рома", "Банко Святого Духа" и др. Одним
из проявлений такого противоречия стало неравномерное
развитие Северных и Южных районов страны - промышленно
развитому Северу противостоял отсталый аграрный Юг с
его низкой культурой и нищетой.
Тем не менее Италия постепенно из аграрной страны прев-
ращалась в аграрно-индустриальную, хотя сельское хо-
зяйство и было еще преобладающим - в нем было занято
70% населения. Вместе с тем на всем развитии страны ле-
жала печать незавершенности: попытки правящих кругов
улучшить экономическую и политическую обстановку в
стране посредством либеральных реформ (легализация ра-
бочих организаций, стачек, законы об охране труда, из-
бирательные реформы) существенно положение в стране не
изменили. Темпы промышленного развития были ниже чем в
передовых капиталистических странах, демократические
институты весьма несовершенны.
ГЛАВА 20 Япония
1. Революция Мэйдзи Основные изменения в социльно-
политическом строе.
В середине XIX в. Япония находилась в состо-
янии глубокого социальнополитического кризиса, обуслов-
ленного в конечном итоге разложением господствовавшего
феодального строя, сдерживавшего дальнейшее развитие
страны. Основные сельскохозяйственные земли вместе с
крестьянами находились в собственности крупных феодалов
- князей (дайме), которые с помощью вассалов управляли
своими владениями. Крестьяне отдавали князьям более по-
ловины урожая, не считая других поборов и повинностей.
Дальнейшее усиление эксплуатации в условиях низкого
уровня сельскохозяйственной техники вело к разорению
большинства крестьянства. В стране почти непрерывно
происходили крестьянские волнения и восстания. В первой
половине XIX в. появилась капиталистическая мануфакту-
ра. Однако феодальная регламентация, большие налоги,
узость внутреннего рынка (крестьянство - основная часть
населения страны - почти не покупало промышленных това-
ров) тормозили ее дальнейшее развитие. Ухудшилось и
внешнеполитическое положение страны. В 1853 г. у бере-
гов Японии появилась американская эскадра. Ее командую-
щий - адмирал Перри ультимативно потребовал заключения
торгового договора на американских условиях, фактически
лишавших Японию таможенной автономии. Под угрозой при-
менения силы японское правительство было вынуждено под-
чиниться. Вскоре почти аналогичные договоры были подпи-
саны с европейскими державами. Появи-
лась реальная угроза превращения страны в полуколонию.
Это привело к слиянию антифеодальной борьбы и нацио-
нально-освободительного движения. Против существующего
порядка выступили основные социальные слои японского
общества: крестьянство, рабочие, ремесленники, торго-
во-промышленная буржуазия, самураи - военное сословие
мелких дворян и даже многие князья, главным образом
юго-западных княжеств, наиболее развитых в экономичес-
ком отношении. Участие в этом движении дворянства, осо-
бенно мелкого, обусловливалось его отрицательным отно-
шением к внешнеполитическому курсу правительства и в
еще большей степени ухудшением его социальноэкономичес-
кого положения. Самураи, являясь вассалами князей,
обычно не имели своей земли, а получали от князей жало-
ванье рисом; жалованье вассалов уменьшалось, их число
сокращалось, и многие из них пополняли ряды других со-
циальных групп. Дворянство, включая князей-оппозиционе-
ров, благодаря своей относительной сплоченности, нали-
чию военной организации, экономическим возможностям за-
няло руководящую роль в движении. Они признавали необ-
ходимость реформ, учитывающих иностранный опыт, но по-
лагали, что проведение их следовало осуществлять свер-
ху, с помощью государства. В этот период главой госу-
дарства номинально считался император, но реально
власть находилась в руках сёгуна (полководца)- высшего
должностного лица, являвшегося главнокомандующим и на-
чальником всего аппарата государственного управления,
безконтрольно осуществлявшего исполнительно-распоряди-
тельные, фискальные и законодательные функции. Начиная
с XVII в. пост сёгуна занимали представители дома Току-
гава- самого богатого феодального клана страны, проти-
вившегося любым прогрессивным реформам. В таких услови-
ях были сформулированы конкретные задачи княжеско-саму-
райского движения: свергнуть сёгунат, восстановить
власть) императора и от его имени провести необходимые
реформы. В октябре 1867 г. руководители движения потре-
бовали у сёгуна Кэйки немедленной передача верховной
власти императору (15- летнему Муцухито) и объявили
сбор военных сил, поддерживающих императора. Сёгун дви-
нул против них верные ему войска, но они потерпели)
жестокое поражение (январь 1868 г.). Через несколько
месяцев сёгун капитулировал. Власть перешла в руки кня-
зей и самураевсторонников императора. Было официально
объявлено о восстановлении императорской власти. В
японской официальной историографии этот период обычно
называют ((реставрация Мэйдзю) (Мэйдзи - название вре-
мени правле-
ния императора Муцухито). По своему подлинному содержа-
нию это была антифеодальная революция, руководство ко-
торой принадлежало умеренно радикальным кругам дворянс-
тва, связанным с императорским двором. Раздробленность
и недостаточная организованность крестьянского движе-
ния, относительная слабость буржуазии во многом обусло-
вили незавершенный характер этой революции. Тем не ме-
нее страна вступила на путь буржуазного развития. Об
этом свидетельствовали начавшиеся экономические и поли-
тические реформы, хотя и не всегда последовательные, но
объективно призванные модернизировать японское общест-
во, приобщить его к более высокому техническому и госу-
дарственно-правовому уровню. Реформы конца 60-80-х гг.
XIX в. Руководство страны, осуществляя преобразования,
которые охватили важнейшие сферы жизни, стремилось мак-
симально использовать опыт европейцев и североамерикан-
цев. В сфере социально-экономических отношений было
устранено все, что ограничивало личную свободу, включая
выбор местожительства и профессии, и введено формальное
равенство всех граждан перед законом. В 1872 г. уста-
новлено право частной собственности на землю, введен
единый поземельный налог. Отныне все фактические вла-
дельцы земли становились ее собственниками. Соответс-
твенно разрешалась свободная купля-продажа земли. В
итоге наиболее одиозные институты феодального земле-
пользования были упразднены. Но радикального перерасп-
ределения земли не произошло. Она осталась у дворянства
и состоятельных крестьян, но уже на правах частной
собственности. Значительная часть крестьян по-прежнему
была безземельной или малоземельной. В городе были уп-
разднены цеха и гильдии, а также связанная с ними рег-
ламентация ремесла и торговли. Закрылись все внутренние
таможни. Вводились единые для всей страны единицы изме-
рения. В 1872 г. принят закон о всеобщем начальном об-
разовании. В конечном итоге были аннулированы неравноп-
равные международные договоры. Важные преобразования
претерпело государство. Армия реорганизовалась по гер-
манскому образцу, а флот - по английскому, была введена
всеобщая воинская повинность, причем самураи сохранили
привилегированное право на занятие офицерских должнос-
тей. Были учреждены министерства по отдельным отраслям
управления, а в качестве высшего органа исполнитель-
но-распорядительной власти создан кабинет министров при
императоре. При этом назначения на чиновничьи должности
проводились по конкурсной системе. Вместо
старых границ феодальных княжеств было установлено ад-
министративно-территориальное деление по губерниям с
приблизительно одинаковой численностью населения. Гу-
бернией управлял губернатор, назначаемый правительством
и ответственный перед ним, а также выборное совещатель-
ное собрание (1871-1878). Владетельные князья оконча-
тельно лишились политической власти на местах. Еще одна
волна активизации общественных движений пришлась на
80-е гг. XIX в. Одним из проявлений некоторого усиления
влияния буржуазии и интеллигенции явилось образование
политических партий. В 1881 г. была создана либеральная
партия, а год спустя - партия конституционных реформ.
Их принципиальные программные установки были схожи:
введение парламентского строя при сохранении монархии,
независимый внешнеполитический курс и некоторые другие
положения. Различия просматривались в относительно вто-
ростепенных вопросах, связанных с уровнем налогообложе-
ния, степенью независимости самоуправления и пр. В ре-
зультате этого партии имели почти одинаковую социальную
базу (состоятельные слои населения города и деревни,
причем многие неоднократно меняли свои партийные симпа-
тии в зависимости от конкретных программ, выдвинутых на
очередных выборах). Партии изначально не играли решаю-
щей роли в политической жизни страны, но они рассматри-
вались правящими кругами как важный элемент создаваемой
конституционной монархии. В силу этого их учреждение
проходило при активном, покровительственном участии
властей.