Рабы в период республики превращаются в основной угне-
тенный и эксплуатируемый класс. Главным источником
рабства был военный плен. Так, после разгрома Карфагена
в рабство было обращено 55 000 человек, а всего во II-I
вв. до н.э. - более полумиллиона (число римских граж-
дан, имевших имущественный ценз, в это время не дости-
гало 400 000). Большое значение как источник рабства
имела широко развившаяся работорговля - покупка рабов
за границей. В силу тяжелого положения рабов меньшее
значение имело их естественное воспроизводство. Можно
отметить и то обстоятельство, что несмотря на отмену
Законом Петелия долговой кабалы, фактически она, правда
в ограниченных размерах, продолжала существовать. К
концу периода республики получает распространение и са-
мопродажа в рабство.
Рабы были государственные и частновладельческие.
Первыми становилась большая часть военнопленных. Они
эксплуатировались в рудниках и государственных мастерс-
ких. Положение частновладельческих рабов непрерывно
ухудшалось. Если в начале римской истории, в период
патриархального рабства, они входили в состав семей
римских граждан и, целиком подчиняясь домовладыке, все
же пользовались некоторой защитой сакрального (священ-
ного, основанного на религиозных верованиях) права, то
в период расцвета республики эксплуатация труда рабов
резко интенсифицировалась. Античное рабство становится
такой же основой римской экономики, как и труд мелких
свободных производителей. Особенно тяжелым было положе-
ние рабов в крупных рабовладельческих латифундиях. По-
ложение рабов, занятых в городских ремесленных мастерс-
ких и домашнем хозяйстве, было несколько лучше. Значи-
тельно лучше было положение талантливых работников,
учителей, актеров, скульпторов из числа рабов, многим
из которых удавалось получить свободу и стать вольноот-
пущенниками.
Независимо от того, какое место занимал раб в произ-
водстве, он являлся собственностью своего хозяина и
рассматривался как часть его имущества. Власть хозяина
над рабом была практически неограниченной. Все произве-
денное рабом поступало хозяину: "что приобретается че-
рез посредство раба - приобретается для господина". Хо-
зяин же выделял рабу то, что считал необходимым для
поддержания его существования и работоспособности.
Рабовладельческие отношения определяли общую незаин-
тересованность рабов в результатах своего труда, что в
свою очередь заставляло рабовладельцев искать более эф-
фективные формы эксплуатации. Такой формой стал пекулий
- часть имущества хозяина (земельный участок, ремеслен-
ная мастерская и др.), которую он предоставлял рабу для
самостоятельного ведения хозяйства и получения части
дохода от него. Пекулий позволял хозяину более эффек-
тивно использовать свое имущество для получения дохода
и заинтересовывал раба в результатах своего труда. Дру-
гой формой, зародившейся в период республики, был коло-
нат. Колоны были не рабами, а арендаторами земли, попа-
давшими в экономическую зависимость от землевладельцев
и в конечном счете
прикреплявшимися к земле. Ими становились обедневшие
свободные, вольноотпущенники и рабы. У колонов было
личное имущество, они могли заключать договоры и всту-
пать в брак. Со временем положение колона становится
наследственным. Однако в рассматриваемый период коло-
нат, как и пекулий, еще не получил большого распростра-
нения.
Неэффективность рабского труда привела в конце рес-
публиканского периода к массовому отпуску рабов на во-
лю. Вольноотпущенники оставались в определенной зависи-
мости от своего бывшего хозяина, превратившегося в их
патрона, в пользу которого они были обязаны нести опре-
деленные материальные и трудовые повинности и который в
случае их бездетности наследовал их имущество. Однако
развитие этого процесса в период, когда рабовладельчес-
кий строй еще развивался, противоречило общим интересам
господствующего класса, и поэтому во 2 году до н.э. был
издан закон, ограничивший эту практику.
По статусу гражданства свободное население Рима де-
лилось на граждан и иностранцев (перегринов). Полную
правоспособность могли иметь только свободнорожденные
римские граждане. Помимо них. к гражданам относились
вольноотпущенники, но они оставались клиентами бывших
хозяев и были ограничены в правах.
По мере развития имущественной дифференциации воз-
растает роль богатства в определении положения римского
гражданина. В среде рабовладельцев в конце III-II в. до
н.э. возникают привилегированные сословия нобилей и
всадников.
В высшее сословие (нобили) входили самые знатные
патрицианские и богатые плебейские роды. Экономической
базой нобилей было крупное землевладение и громадные
денежные средства. Только они стали пополнять сенат и
избираться на высшие государственные должности. Нобили-
тет превращается в замкнутое сословие, доступ в которое
новому человеку был практически невозможен и которое
ревниво охраняло свои привилегии. Только в редких слу-
чаях люди, не принадлежавшие к нобилитету по рождению,
становились высшими должностными лицами.
Второе сословие (всадники) образовалось из торго-
во-финансовой знати и землевладельцев средней руки. В I
в. до н.э. развивается процесс слияния нобилей с вер-
хушкой всадников, получивших доступ в сенат и на важные
судебные должности. Между отдельными их представителями
возникают родственные отношения.
По мере расширения пределов Римского государства
число свободных пополнялось за счет жителей Апеннинско-
го полуострова (полностью завоеванного к середине III
в. до н.э.) и других стран. Они отличались от римских
граждан по своему правовому положению. Жители Италии,
не входившие в римскую общину (латины), вначале не
пользовались всеми правами римских граждан. Они дели-
лись на две группы - древние латины и латины колоний.
За первыми признавались имущественные права, право выс-
тупать в суде и вступать в брак с римскими гражданами.
Но они были лишены права участвовать в народных собра-
ниях. Латины,
жители колоний, основанных Римом в Италии, и некоторых
ее городов и областей, заключивших с Римом договоры о
союзе, пользовались теми же правами, что и древние ла-
тины, за исключением права вступать в брак с римскими
гражданами. В дальнейшем в результате союзнических войн
(I в. до н.э.) всем латинам были предоставлены права
римских граждан.
Второй категорией свободных, не имевших прав римских
граждан, были перегрины. К ним относились свободные жи-
тели провинций - стран, находящихся вне Италии и завое-
ванных Римом. Они должны были нести налоговые повиннос-
ти. К Перегринам относились также свободные жители
иностранных государств. Перегрины не имели прав лати-
нов, но получили имущественную правоспособность. Для
защиты своих прав они должны были избирать себе покро-
вителей - патронов, в отношении которых находились в
положении, мало отличавшемся от положения клиентов.
Статус семьи означал, что полной политической и
гражданской правоспособностью пользовались только главы
римских семей - домовладыки. Остальные члены семьи счи-
тались находящимися под властью домовладыки. Последний
был лицом "собственного права", члены же его семьи на-
зывались лицами "чужого права" - права домовладыки.
Вступая в имущественные правоотношения, они приобретали
имущество не для себя, а для него. Но ограничения в
частном праве не влияли на их положение в публичном
праве. К тому же эти ограничения стали ослабевать, ста-
ло признаваться право членов семьи на приобретение
собственного имущества.
Правовое положение лица изменялось с утратой того
или иного статуса. Наибольшие изменения происходили с
утратой статуса свободы (плен, обращение в рабство).
Она означала потерю и статусов гражданства и семьи,
т.е. полную потерю правоспособности. С утратой статуса
гражданства (изгнание) терялась правоспособность граж-
данина, но сохранялась свобода. И наконец, утрата ста-
туса семьи (в результате, например, усыновления главы
семьи другим лицом) вела к потере только "собственного
права".
Государственный строй. В период республики организа-
ция власти была достаточно проста и некоторое время от-
вечала условиям, какие были в Риме ко времени возникно-
вения государства. На протяжении последующих пяти веков
существования республики размеры государства значитель-
но увеличились. Но это почти не отразилось на структуре
высших органов государства, по-прежнему находившихся в
Риме и осуществлявших централизованное управление гро-
мадными территориями. Естественно, что такое положение
снижало эффективность управления и стало со временем
одной из причин падения республиканского строя.
В отличие от рабовладельческой демократии в Афинах,
в Римской республике сочетались аристократические и де-
мократические черты, при существенном преобладании пер-
вых, обеспечивавших привилегированное положение знатной
богатой верхушки рабовладельцев. Это отразилось в пол-
номочиях и взаимоотноше-
ниях высших государственных органов. Ими являлись на-
родные собрания, сенат и магистратуры. Хотя народные
собрания считались органами власти римского народа и
были олицетворением свойственной полису демократии, не
они преимущественно управляли государством. Это делали
сенат и магистраты - органы реальной власти нобилитета.
В Римской республике существовали три вида народных
собраний - центуриатные, трибутные и куриатные.
Главную роль играли центуриатные собрания, обеспечи-
вавшие благодаря своей структуре и порядку принятие ре-
шений преобладающих аристократических и богатых кругов
рабовладельцев. Правда, их структура с середины III в.
до н.э. с расширением пределов государства и увеличени-
ем числа свободных изменилась не в их пользу: каждый из
пяти разрядов имущих граждан стал выставлять равное ко-
личество центурий - по 70, а общее число центурий было
доведено до 373. Но преобладание аристократии и богатс-
тва все же сохранилось, так как в центуриях высших раз-
рядов было гораздо меньше граждан, чем в центуриях низ-
ших разрядов, а неимущие пролетарии, чья численность
значительно возросла, по-прежнему составляли только од-
ну центурию.
В компетенцию центуриатного собрания входило приня-
тие законов, избрание высших должностных лиц республики
(консулов, преторов, цензоров), объявление войны и
рассмотрение жалоб на приговоры к смертной казни.
Второй вид народных собраний представляли трибутные
собрания, которые в зависимости от состава жителей
триб, участвовавших в них, делились на плебейские и
патрицианско-плебейские. Поначалу их компетенция была
ограниченной. Они избирали низших должностных лиц
(квесторов, эдилов и др.) и рассматривали жалобы на
приговоры о взыскании штрафа. Плебейские собрания, кро-
ме того, избирали плебейского трибуна, а с III в. до
н.э. они получили и право принятия законов, что привело
к росту их значения в политической жизни Рима. Но вмес-
те с тем в результате увеличения к этому времени числа
сельских триб до 31 (с сохранившимися 4 городскими три-
бами всего стало 35 триб) жителям отдаленных триб стало
затруднительно являться в собрания, что позволило бога-
тым римлянам усилить свои позиции в этих собраниях.
Куриатные собрания после реформ Сервия Туллия поте-
ряли былое значение. Они лишь формально вводили в долж-
ность лиц, избранных другими собраниями, и в конце кон-
цов были заменены собранием тридцати представителей ку-
рии - ликторов.
Народные собрания в Риме созывались по усмотрению
высших должностных лиц, которые могли и прервать собра-
ние, и перенести его на другой день. Они же председа-
тельствовали в собрании и объявляли вопросы, подлежащие
решению. Участники собрания не могли изменять внесенные
предложения. Голосование по ним было открытым и только
в конце республиканского периода было введено тайное
голосование (участникам собрания раздава-
лись специальные таблицы для голосования). Важную, чаще
всего определяющую роль играло то обстоятельство, что
решения центуриатного собрания о принятии законов и
избрании должностных лиц в первый век существования
республики подлежали утверждению сенатом, но и затем,
когда в III в. до н.э. это правило было отменено, сенат
получил право предварительного рассмотрения вопросов,
выносимых в собрание, что позволяло ему фактически нап-
равлять деятельность собрания.
Важную роль в государственном механизме Римской рес-
публики играл сенат. Сенаторы (вначале их было 300, по
числу патрицианских родов, а в I в. до н.э. число сена-
торов было увеличено сначала до 600, а затем до 900) не
избирались. Специальные должностные лица - цензоры,
распределявшие граждан по центуриям и трибам, раз в
пять лет составляли списки сенаторов из представителей
знатных и богатых семей, уже занимавших, как правило,
высшие государственные должности. Это делало сенат ор-
ганом верхушки рабовладельцев, фактически независимым
от воли большинства свободных граждан.
Формально сенат был совещательным органом, и его
постановления назывались сенатус-консульты. Но компе-
тенция сената была обширной. Он, как указывалось, конт-
ролировал законодательную деятельность центуриатных (а
затем и плебейских) собраний, утверждая их решения, а
впоследствии предварительно рассматривая (и отвергая)
законопроекты. Точно таким же образом контролировалось
избрание народными собраниями должностных лиц (вначале
утверждением избранных, а впоследствии - кандидатур).
Большую роль играло то обстоятельство, что в распоряже-
нии сената находилась казна государства. Он устанавли-
вал налоги и определял необходимые финансовые расходы.
К компетенции сената относились постановления по об-
щественной безопасности, благоустройству и религиозному
культу. Важное значение имели внешнеполитические полно-
мочия сената. Если войну объявляло центуриатное собра-
ние, то мирный договор, а также договор о союзе утверж-
дал сенат. Он же разрешал набор в армию и распределял
легионы между командующими армиями. Наконец, в чрезвы-
чайных обстоятельствах (опасная война, мощное восстание
рабов и т.п.) сенат мог принять решение об установлении
диктатуры.
Магистратурами в Риме именовались государственные
должности. Как и в Древних Афинах, в Риме сложились оп-
ределенные принципы замещения магистратур. Такими прин-
ципами были выборность, срочность, коллегиальность,
безвозмездность и ответственность.
Все магистраты (кроме диктатора) избирались центури-
атными или трибутными собраниями на один год. Это пра-
вило не распространялось на диктаторов, срок полномочий
которых не мог превышать шести месяцев. Кроме того,
полномочия консула, командовавшего армией, в случае не-
закончившейся военной кампании могли быть продлены се-
натом. Как и в Афинах, все магистратуры были коллеги-
альными - на одну должность избиралось
несколько человек (диктатор назначался один). Но специ-
фика коллегиальности в Риме заключалась в том, что каж-
дый магистрат имел право самостоятельно принимать реше-
ние. Это решение могло быть отменено его коллегой (пра-
во интерцессии). Вознаграждения магистраты не получали,
что, естественно, закрывало путь к магистратурам (а за-
тем и в сенат) малоимущим и неимущим. В то же время ма-
гистратуры, особенно в конце республиканского периода,
стали источником значительных доходов. Магистраты (за
исключением диктатора, цензора и плебейского трибуна)
по истечении срока их полномочий могли быть привлечены
к ответственности народным собранием, избравшим их.
Необходимо отметить и еще одно существенное отличие
римской магистратуры - иерархию должностей (право вы-
шестоящего магистрата отменить решение нижестоящего).
Власть магистратов подразделялась на высшую (imperi-
um) и общую (potestas). В imperium включались высшая
военная власть и право заключать перемирие, право созы-
вать сенат и народные собрания и председательствовать в
них, право издавать приказы и принуждать к их исполне-
нию, право суда и назначения наказания. Эта власть при-
надлежала диктатору, консулам и преторам. Диктатор имел
"высочайший империум" (summum imperium), включавший
право приговаривать к смертной казни, не подлежащее об-
жалованию. Консулу принадлежал большой империум (majus
imperium) - право выносить смертный приговор, который
мог быть обжалован в центуриатном собрании, если он был
вынесен в городе Риме, и не подлежал обжалованию, если
был вынесен за пределами города. У претора был ограни-
ченный империум (imperium minus) - без права приговари-
вать к смертной казни.
Власть potestas принадлежала всем магистратам и
включала в себя право отдавать распоряжения и налагать
штрафы за их невыполнение.
Магистратуры делились на ординарные (обычные) и экс-
траординарные (чрезвычайные). К ординарным магистрату-
рам относились должности консулов, преторов, цензоров,
квесторов, эдилов и др.
Консулы (в Риме избирались два консула) были высшими
магистратами и возглавляли всю систему магистратур.
Особенно существенными были военные полномочия консу-
лов: набор в армию и командование ею, назначение воена-
чальников, право заключать перемирие и распоряжаться
военной добычей. Преторы появились в середине IV в. до
н.э. в качестве помощников консулов. В силу того что
последние, командуя армиями, часто отсутствовали в Ри-
ме, к преторам перешло управление городом и, что осо-
бенно важно, руководство судопроизводством, позволявшее
в силу имевшегося у них империума издавать общеобяза-
тельные постановления и тем самым создавать новые нормы
права. Вначале избирался один претор, затем два, один
из которых рассматривал дела римских граждан (городской
претор), а другой - дела с участием иностранцев
(претор перегринов). Постепенно число преторов увеличи-
лось до восьми.
Два цензора избирались раз в пять лет для составле-
ния списков римских граждан, распределения их но трибам
и разрядам и для составления списка сенаторов. Кроме
того, к их компетенции относилось наблюдение за нравс-
твенностью и издание соответствующих эдиктов. Квесторы,
бывшие сначала помощниками консулов без специальной
компетенции, со временем стали ведать (под контролем
сената) финансовыми расходами и расследованием некото-
рых уголовных дел. Число их. соответственно, росло и к
концу республики достигло двадцати. Эдилы (их было два)
наблюдали за общественным порядком в городе, торговлей
на рынке, организовывали празднества и зрелища.
Коллегии "двадцати шести мужей" состояли из двадцати
шести человек, входивших в пять коллегий, ведавших над-
зором за тюрьмами, чеканкой монеты, очисткой дорог и
некоторыми судебными делами.
Особое место среди магистров занимали плебейские
трибуны. Их право veto играло большую роль в период за-
вершения борьбы плебеев за равноправие. Затем, по мере
увеличения роли сената, активность плебейских трибунов
пошла на убыль, а попытка Гая Гракха во II в. до н.э.
усилить ее окончилась крахом.
Экстраординарные магистратуры создавались только в
чрезвычайных, грозящих особой опасностью Римскому госу-
дарству обстоятельствах - тяжелая война, большое восс-
тание рабов, серьезные внутренние беспорядки. Диктатор
назначался по предложению сената одним из консулов. Он
обладал неограниченной властью, которой подчинялись все
магистраты. Право veto плебейского трибуна на него не
действовало, распоряжения диктатора не подлежали обжа-
лованию, и за свои действия он не нес ответственности.
Правда, в первые века существования республики диктату-
ры вводились не только в чрезвычайных обстоятельствах,
а для решения конкретных задач и полномочия диктатора
ограничивались рамками этой задачи. За ее пределами
действовали ординарные магистратуры. В период расцвета
республики к диктатуре почти не прибегали.
Срок диктатуры не должен был превышать шести меся-
цев. Вместе с тем в период кризиса республики это пра-
вило было нарушено и появились даже пожизненные дикта-
туры (диктатура Суллы "для издания законов и устройства
государства").
К экстраординарным магистратурам могут быть отнесены
и комиссии децемвиров, образованные в период одного из
подъемов борьбы плебеев за свои права для подготовки
Законов XII таблиц, созданных в 450-451 гг. до н.э.
Армия. Военная организация Рима сыграла очень боль-
шую роль в его истории. Уже само создание центуриатных
собраний, состоявших из вооруженных воинов, означало
признание роли военной силы в возникшем государстве.
Громадное расширение его пределов, достигнутое воору-
женным путем, свидетельствовало как
о роли армии, так и о росте ее политического значения.
Да и сама судьба республики оказалась во многом в руках
армии.
Первоначальная военная организация Рима была проста.
Постоянной армии не было. Все граждане с 18 до 60 лет,
обладавшие имущественным цензом, были обязаны участво-
вать в военных действиях (причем клиенты могли выпол-
нять военные обязанности вместо патронов). Воины в по-
ход должны были являться со своим оружием, соответство-
вавшим их имущественному цензу, и продовольствием. Как
отмечалось выше, каждый разряд имущих граждан выставлял
определенное число центурий, объединявшихся в легионы.
Командование армией сенат вручал одному из консулов,
который мог передать командование претору. Во главе ле-
гионов стояли военные трибуны, центуриями командовали
центурионы, отряды конницы (декурии) возглавлялись де-
курионами. В случае если военные действия продолжались
больше года, консул или претор сохранял свое право ко-
мандовать армией.
Большая военная активность повлекла изменения в во-
енной организации. С 405 года до н.э. в армии появились
добровольцы, которым стали платить жалованье. В III в.
до н.э. в связи с реорганизацией центуриатного собрания
число центурий возросло. На их базе формировалось до 20
легионов. Появляются, кроме того, легионы от союзников,
организованных Римом муниципий и присоединенных к нему
провинций. Во II в. до н.э. они составляли уже до двух
третей римской армии. В это же время понижается иму-
щественный ценз, с которым была связана военная обязан-
ность.
Длительность и частота войн превращает армию в пос-
тоянную организацию. Они же вызвали растущее недоволь-
ство основного контингента воинов - крестьянства, отв-
лекаемого от своих хозяйств, приходящих из-за этого в
упадок. Назрела необходимость реорганизации армии. Она
была проведена Марием в 107 году до н.э.
Военная реформа Мария, сохранив воинскую повинность
римских граждан, допустила набор добровольцев, получав-
ших вооружение и жалованье от государства. Кроме того,
легионерам полагалась часть военной добычи, а с I в. до
н.э. ветераны могли получать земли в Африке, Галлии и в
Италии (за счет конфискованных и свободных земель). Ре-
форма существенно изменила социальный состав армии -
большую ее часть теперь составляли выходцы из малоиму-
щих и неимущих слоев населения, чье недовольство собс-
твенным положением и существующими порядками нарастало.
Армия профессионализировалась, превратилась в постоян-
ную и становилась самостоятельной деклассированной по-
литической силой, а полководец, от успехов которого за-
висело благосостояние легионеров, - крупной политичес-
кой фигурой.
Первые последствия сказались скоро. Уже в 88 году до
н.э. при Сулле армия впервые в римской истории выступи-
ла против существующей власти и свергла ее. Впервые
римская армия вошла в Рим, хотя по древней традиции но-
шение оружия и появление войска в городе запрещалось.
3. Падение республики и переход к империи
Во II-I вв. до н.э. развитие рабовладельческого об-
щества в Риме приводит к обострению всех его классовых
и социальных противоречий. Сдвиги в экономике, расшире-
ние и изменение форм эксплуатации рабского труда, ее
интенсификация сопровождались усилением конфликтов меж-
ду группировками правящих верхов рабовладельцев, а так-
же между ними и большинством свободных, малоимущих и
неимущих. Успешная завоевательная политика, превратив-
шая Средиземное море во внутреннее море Римского госу-
дарства, подчинившая ему почти всю Западную Европу до
Рейна, поставила перед Римом новые сложные военные и
политические проблемы подавления завоеванных народов,
обеспечения управления ими.
В этих условиях становится все более очевидным, что
старое политическое устройство уже бессильно справиться
с возникшими и обострившимися противоречиями. Рим всту-
пает в период кризиса, который коснулся прежде всего
существующих политических учреждений, устаревшей полис-
ной формы государственного устройства, аристократичес-
кого политического режима правления нобилей, замаскиро-
ванного республиканской формой правления, создавшей ви-
димость власти римского народа. Возникла объективная
потребность их перестройки, приспособления к новым ис-
торическим условиям.
При завоевании Италии в V-IV вв. до н.э. Рим стре-
мился прежде всего к конфискации земель, так как рост
населения требовал расширения земельных владений. Эту
тенденцию не остановила и интенсивная урбанизация, раз-
вившаяся ко II в. до н.э. Войны II-I вв. до н.э. нес-
колько сместили акценты - они сопровождались массовым
порабощением завоеванного населения, что привело к рез-
кому увеличению количества рабов в Риме. Рабство приоб-
ретает "классический", античный характер. Значительная
масса рабов эксплуатируется в государственных и крупных
частных землевладельческих латифундиях с крайне тяжелы-
ми условиями труда и существования и жестоким террорис-
тическим режимом. Естественный протест рабов выливается
в ряд все более широких и мощных восстаний. Особенно
большой размах имели восстания рабов в Сицилии во II в.
до н.э. и восстание под руководством Спартака 74-70 гг.
до н.э., поставившее под угрозу само существование
Римского государства.
Параллельно с восстаниями рабов и вслед за ними
вспыхивают гражданские и союзнические войны, вызванные
борьбой за власть между группировками господствующего
класса, противоречиями между ним и мелкими производите-
лями и возросшей (до 300 000) массой люмпен-пролетари-
ев, получавших незначительную материальную помощь госу-
дарства. Рост числа люмпенов становится убедительным
свидетельством общей деградации свободных.
Экономическое и политическое засилье нобилей вызвало
во II в. до н.э. широкое движение протеста неимущего
населения, воз-
главляемое братьями Тиберием и Гаем Гракхами. Гракхи
стремились ограничить крупное землевладение знати и за
счет этого создать земельный фонд для наделения землей
мелких землевладельцев, а также ослабить власть оплота
знати - сената и восстановить потерявшую былое значение
власть народного собрания и народного трибуна.
Получив должность трибуна, Тиберий Гракх, опираясь
на народное движение, сумел, несмотря на сопротивление
сената, провести в 133 году до н.э. через народное соб-
рание Аграрный закон. Закон ограничил максимальный раз-
мер земли, получаемый от государства. За счет изымаемых
излишков создавался земельный фонд, распределяемый меж-
ду безземельными или малоземельными гражданами. Получа-
емые ими участки становились неотчуждаемыми, что должно
было предотвратить обезземеливание крестьянства. Нес-
мотря на то, что Тиберий Гракх в том же году был убит,
его земельная реформа начала осуществляться, и несколь-
ко десятков тысяч граждан получили землю.
Реформаторскую деятельность Тиберия продолжил его
брат Гай Гракх, избранный трибуном. Им были проведены
законы, ослаблявшие политическое влияние знати, - вве-
дение тайного голосования в народном собрании, право
народного трибуна избираться на следующий срок. Осу-
ществляя аграрную реформу своего брата, Гай вместе с
тем в 123-122 гг. до н.э. провел законы о создании в
провинциях колоний римских граждан с наделением их зем-
лей и о продаже зерна из государственных складов граж-
данам по очень низким ценам. Последний закон ограничил
важное право сената - распоряжаться государственными
расходами, так как финансирование продажи зерна перехо-
дило к народному собранию, роль которого значительно
возросла.
Гай провел и военную реформу. Было ограничено число
обязательных для римских граждан военных походов, отме-
нялась военная обязанность для граждан, достигших
46-летнего возраста, воины стали получать жалованье и
вооружение от государства и могли обжаловать приговор о
смертной казни в народное собрание.
Наряду с этими мероприятиями в интересах низших сло-
ев римских граждан Гай Гракх провел и мероприятия в ин-
тересах всадников. В их пользу был изменен порядок от-
купа налогов с провинций.
Наконец, поскольку Гай Гракх был трибуном, возросла
роль этой магистратуры, оттеснившей на второй план даже
консулов. Однако, удовлетворив интересы большинства
римских граждан, Гай потерял их поддержку в попытке
распространить права римского гражданства на свободных
жителей Италии. Сенатской аристократии удалось прова-
лить этот непопулярный среди римских граждан законопро-
ект, популярность Гая упала, он был вынужден сложить с
себя полномочия трибуна и в 122 году до н.э. был убит.
Провал законопроекта о предоставлении прав римских
граждан свободным жителям Италии, считавшимся союзника-
ми Рима, вызвал крайнее недовольство союзников, вылив-
шееся в I в. до н.э. в
союзнические войны, существенно осложнившие положение
Рима в условиях массовых восстаний рабов и длившихся
десятилетиями завоевательных войн в провинциях.
В результате Союзнической войны 91-88 гг. до н.э.
жителям Италии удалось уравняться в правах с римскими
гражданами. Но это не ослабило политическое напряжение
в Риме - обострились противоречия между возникшими в
среде свободных граждан группировками оптиматов, опи-
равшихся на сенат, и популяров, боровшихся против се-
натской олигархии. И те и другие использовали подкупае-
мых люмпенов. Борьба между ними привела в I в. до н.э.
к гражданским войнам.
Крайнее обострение политической ситуации в Риме,
вызванное восстаниями рабов, недовольством мелких зем-
левладельцев, чьи хозяйства приходили в упадок, не вы-
держивал конкуренции с крупными латифундиями в резуль-
тате участия хозяев в бесконечных военных походах, со-
юзнических и гражданских войнах, потребовали усиления
центральной государственной власти. Все более очевидной
становится неспособность старых политических учреждений
справиться с осложнившейся ситуацией. Предпринимаются
попытки приспособить их к новым историческим условиям.
Наиболее важная из них была предпринята в период дикта-
туры Суллы (82-79 гг. до н.э.). Опираясь на верные ему
легионы, Сулла заставил сенат назначить его диктатором
на неопределенное время. Он приказал составить проск-
рипции - списки своих противников, которые подлежали
смерти, а их имущество - конфискации. Увеличив число
сенаторов, упразднив должность цензора, он пополнил се-
нат своими сторонниками и расширил его компетенцию. Ог-
раничена была власть трибуна - его предложения должны
предварительно обсуждаться сенатом, - а также и компе-
тенция народного собрания - из нее были изъяты судебные
полномочия и контроль за финансами, возвращенный сена-
ту.
Установление пожизненной диктатуры выявило стремле-
ние нобилей и верхушки всадников выйти из кризисной си-
туации путем установления сильной единоличной власти.
Оно же показало, что попытки приспособить старую госу-
дарственную форму к новым историческим условиям обрече-
ны на неудачу (реформы Суллы были отменены Помпеем и
Крассом). После Союзнической войны 91-88 гг. до н.э.
жители Италии получили права римских граждан. Если до
нее этими правами пользовались около 400 000 человек,
то теперь их число возросло до двух миллионов. Включе-
ние союзников в римские трибуны привело к тому, что ко-
миции перестали быть органами римского народа. Их зако-
нодательная деятельность приостанавливается, право изб-
рания должностных лиц утрачивается. Успешные завоева-
тельные войны превратили Рим из небольшого государс-
тва-города в столицу огромного государства, к управле-
нию которым старая государственная форма полиса была
совершенно неприспособлена.
Установление пожизненной диктатуры и гражданские
войны показали, что профессиональная наемная армия
превращается в
важный политический фактор. Заинтересованная в успехах
полководца, она становится в его руках орудием достиже-
ния честолюбивых политических целей, способствует уста-
новлению диктатуры.
Необходимость выйти из острого политического кризи-
са, неприспособленность старой государственной формы к
новым историческим условиям и переход к наемной армии
были основными причинами падения полисно-республиканс-
кого строя в Риме и установления военно-диктаторского
режима.
Через короткий промежуток времени после диктатуры
Суллы власть захватывает первый триумвират (Помпеи,
Красе, Цезарь). После него устанавливается диктатура
Цезаря, получившего в 45 году до н.э. титул императора
(до этого дававшийся иногда как награда полководцу).
Затем образуется второй триумвират (Антоний, Лепид, Ок-
тавиан) с неограниченными полномочиями "для устроения
государства". После распада триумвирата и победы над
Антонием Октавиан получает звание императора и пожиз-
ненные права народного трибуна, а в 27 году до н.э. -
полномочия на управление государством и почетное наиме-
нование Август, ранее употреблявшееся как обращение к
богам. Эта дата и считается началом нового периода ис-
тории Римского государства - периода империи.