В качестве дополнительного источника права шариат
допускал и местные обычаи, не вошедшие непосредственно
в само мусульманское право в период его становления, но
не противоречившие прямо его принципам и нормам. При
этом признавались правовые обычаи, сложившиеся в самом
арабском обществе (урф), а также у многочисленных наро-
дов, покоренных в результате арабских завоеваний или же
подвергшихся в более позднее время влиянию мусульманс-
кого права (адаты), в частности у народов, населявших
нашу страну.
Наконец, производным от шариата источником мусуль-
манского права были указы и распоряжения халифов - фир-
маны. В последующем в других мусульманских государствах
с развитием законодательной деятельности в качестве ис-
точника права стали рассматриваться и играть все воз-
растающую роль законы - кануны.. Фирманы и кануны также
не должны были противоречить принципам шариата и допол-
няли его прежде всего нормами, регламентирующими дея-
тельность государственных органов и регулирующих адми-
нистративно-правовые отношения государственной власти с
населением.
Правовое регулирование имущественных и семейных от-
ношений. Хотя шариат не знал как такового деления права
на отдельные отрасли, гражданско-правовые отношения, в
частности право собственности, договорное и деликтное
право, получили в нем заметное развитие.
Особое внимание в шариате уделялось "праву личного
статуса". В Арабском халифате, как и во многих других
государствах средневекового Востока, не сложился особый
сословный строй с присущей ему иерархией неравноправных
сословно-корпоративных групп. По мусульманскому праву
юридическое положение лица
определялось его вероисповеданием. Полноправный личный
статус по шариату имели только мусульмане. Лица, испо-
ведовавшие христианство или иудаизм (так называемые
зиммии), находились в приниженном положении и были обя-
заны уплачивать тяжелый государственный налог (джизья).
Нормы шариата применялись к ним лишь в тех случаях,
когда они заключали сделки с мусульманами или совершали
преступления. Развитие социальных отношений оказало
влияние на положение рабов. Они не признавались субъек-
тами права, но могли с согласия своих хозяев вести тор-
говые операции и приобретать имущество. Отпуск ра-
бов-мусульман на волю рассматривался как богоугодное
дело. Характерной чертой правового статуса личности по
шариату являлось также неравенство мужчины и женщины.
Поскольку согласно религиозным представлениям шариа-
та субъектом права являлся лишь Аллах, то мусульманин
рассматривался как носитель установленных богом обязан-
ностей. Лишь в той мере, в какой он соблюдал свой рели-
гиозный долг, следуя велениям ислама, он получал право
на предусмотренные шариатом притязания и на другие юри-
дические возможности. Поэтому мусульманские правоведы
разрабатывали не столько вопрос о правоспособности,
сколько о дееспособности лица, то есть о его возможнос-
ти участвовать в сделках и в иных правовых актах. Граж-
данская дееспособность рассматривалась в качестве необ-
ходимого условия для приобретения имущественных прав. В
полном объеме дееспособность предоставлялась лицам,
достигшим совершеннолетия и находившимся в здравом рас-
судке. Право устанавливать факт достижения совершенно-
летия в каждом отдельном случае осуществлялось судьей,
который решал этот вопрос по своему усмотрению. Было
известно также понятие ограниченной дееспособности для
малолетних, слабоумных, лиц, находившихся в состоянии
опьянения и т.д.
Важное место в мусульманской правовой доктрине зани-
мали нормы, регламентирующие имущественные отношения.
Прежде всего в правовой доктрине было закреплено предс-
тавление об имуществе как объекте вещных прав. Особую
категорию составляли вещи, которые не могли или не
должны были находиться в собственности мусульманина.
Это - воздух, море, пустыня, мечети, водные пути и т.п.
Не признавалась собственность мусульман и на так назы-
ваемые "нечистые вещи" - вино, свинину, книги, противо-
речащие положениям ислама, и т.д. Нередко в ходе арабс-
ких завоевательных походов эти вещи подвергались унич-
тожению, хотя вопрос о праве на истребление имущества,
принадлежащего неверным, был спорным и трактовался
по-разному в различных мазхабах. Мусульманскому праву
было известно также деление вещей на движимые и недви-
жимые, заменимые и незаменимые, характеризующиеся инди-
видуальными признаками и не имеющие таковых и т.д.
Большое внимание мусульманские правоведы уделяли клас-
сификации земельных имуществ. В особые группы выделя-
лось государ-
ственное имущество, земли, принадлежащие частным лицам,
брошенные земли, земли, непригодные для обработки и
т.п.
В шариате подробно определялись способы возникнове-
ния права собственности, причем по некоторым из них
правоведы, представители разных мазхабов, высказывали
разноречивые мнения. Завоевательные походы арабов с
большой остротой поставили вопрос о правомерности воен-
ных захватов, о самом порядке возникновения права собс-
твенности на захваченное имущество. Завоеванные земли
по общему правилу рассматривались как собственность го-
сударства и поступали в распоряжение халифов и эмиров.
Правовой статус иного имущества, добытого у неприятеля,
определялся прежде всего в зависимости от того, было
оно получено насильственным или ненасильственным путем.
Имущество, захваченное силой, делилось на несколько
частей, размер которых по-разному определялся в отдель-
ных мазхабах. Одна из них переходила в собственность
добытчика, вторая должна была быть передана государс-
тву, третья - мечетям и т.д. Шариату были известны и
такие способы приобретения права собственности, как
наследование, договор, находка вещи. В последнем случае
своеобразным было то, что владелец земли, нашедший на
своем участке чужую вещь, становился ее собственником.
Сложившийся в мусульманских государствах строй отно-
шений собственности тщательно регламентировался и охра-
нялся нормами шариата. Праву частной собственности при-
писывалось божественное происхождение, оно рассматрива-
лось как постоянное и неограниченное, а собственник
имел абсолютную свободу распоряжения своим имуществом.
Незыблемость частной собственности выводилась непос-
редственно из Корана, где говорилось: "И не простирай
своих глаз на то, чем мы наделили некоторые пары" (20,
31).
Особый правовой режим имели земли, составлявшие пер-
воначальную территорию мусульманской общины (Мекка с
прилегающей территорией), которые назывались хиджаз. На
этих землях могли селиться только мусульмане, здесь
нельзя было рубить деревья, охотиться и т.п. Население
покоренных земель, как правило, теряло свои собственни-
ческие права, которые переходили государству. Землевла-
дельцы же рассматривались теперь как арендаторы и обя-
заны были платить тяжелый налог (харадж).
Частная феодальная собственность в Арабском халифате
(мульк) имела подчиненное значение по сравнению с госу-
дарственной собственностью и общинным землепользованием
и не получила широкого распространения. В отличие от
феодальной собственности в странах Европы она не имела
иерархической структуры, не связывалась условиями служ-
бы. С ростом государственного земельного фонда и разви-
тием феодальных отношений получили распространение и
условные формы земельных владений. Часть захваченных
земель стала предоставляться отдельным представителям
феодальной верхушки за военную или государственную
службу (икта). Владелец такой земли (иктадар) получал
право собирать в свою пользу подати с подвластного на-
селения. Поскольку икта со вре-
менем стала передаваться по наследству, по своему фак-
тическому положению она приближалась к землям, закреп-
ленным по праву собственности. Согласно первоначальному
толкованию Корана пресная вода, также как и воздух,
считалась общим достоянием. Но постепенно колодцы, пру-
ды и мелкие озера переходили в собственность крупных
землевладельцев. Лишь значительные реки и озера
по-прежнему входили в общую систему общинной и госу-
дарственной собственности, что определялось необходи-
мостью проведения совместных ирригационных работ, осу-
ществляемых под контролем должностных лиц.
Своеобразным институтом шариата, связанным с вещными
правами, был вакуф, представлявший собой имущество
(обычно недвижимое), переданное собственником на ка-
кие-либо религиозные или благотворительные цели (мече-
тям, медресе и т.д.). Лицо, установившее вакуф, теряло
право собственности на данное имущество, но сохраняло
за собой право выступать в качестве управляющего ваку-
фом и резервировать определенный доход с вакуфа для се-
бя и своих наследников. Имущества, составляющие вакуф,
не могли быть предметом купли-продажи, залога и т.д.
Вакуфные земли, однако, могли сдаваться в аренду или
обмениваться на равноценное земельное имущество. Данный
институт широко использовался богатой верхушкой с целью
уклонения от уплаты высоких налогов, поскольку имущест-
во, составляющее вакуф, освобождалось от государствен-
ного обложения.
В шариате в отличие от римского права не формулиро-
валась общая концепция обязательства, но практические
вопросы договорного права, опосредовавшего торгово-де-
нежный оборот, получили всестороннюю разработку. Обяза-
тельства делились на возмездные и безвозмездные, двус-
торонние и односторонние, срочные и бессрочные. Харак-
терным для мусульманского общества было распространение
специфических односторонних обязательств - обетов.
Договор по шариату рассматривался как связь, возни-
кающая из взаимного соглашения сторон, которое, однако,
в условиях имущественного неравенства имело чисто фор-
мальный характер. Условия договора могли быть выражены
в любом виде: в документе, в неофициальном письме, уст-
но. Заключенные договоры рассматривались как незыбле-
мые. Обязанность соблюдать "свои договоры" рассматрива-
лась в Коране (23,8) как священная. Недействительными
считались договоры, заключенные с безнравственными це-
лями с использованием "нечистых" или изъятых из оборота
вещей.
Мусульманские правоведы не ставили жестких условий,
касающихся формы выражения воли сторон в договоре. Сог-
ласие сторон на вступление в договор, условия договора
могли быть выражены в документе, устно и в виде неофи-
циального письма. В шариате подробно регламентировались
различные виды договоров:
купля-продажа, заем, дарение, наем, ссуда, хранение,
товарищество, союз и т.д. В связи с широким развитием
торговли одним из наиболее разработанных договоров была
купля-продажа. О пра-
вомерности торговли "но взаимному согласию" говорилось
еще в Коране (4,33).
Договор купли-продажи допускался лишь в отношении
реально существующих вещей, и только в ханифитском маз-
хабе признавалась продажа вещей, которые должны быть
произведены в будущем. В случае обнаружения скрытых не-
достатков в купленных вещах (болезнь у раба, животного
и т.п.) покупатель мог расторгнуть договор.
В шариате содержались положения, которые формально
осуждали ростовщичество. Еще в Коране говорилось, что
"Аллах разрешил торговлю и запретил рост" (2,276). Но
на практике этот запрет часто нарушался. Запрещалось
обращать должника в рабство за неуплату долгов, но его
можно было заставить отработать свой долг кредитору.
Такая форма расчета с кредитором соответствовала разви-
тию феодальных форм эксплуатации.
Большое внимание в мусульманском праве уделялось от-
ношениям имущественного найма, прежде всего аренде зем-
ли. Было известно несколько видов найма, причем первос-
тепенное внимание уделялось вопросам размера и порядка
взимания арендной платы в пользу собственника. Широкое
распространение в арабском обществе получили договоры
союза и товарищества. Эта правовая форма использовалась
для совместного орошения земли, снаряжения торговых ка-
раванов и т.д.
Мусульманская религия и шариат рассматривают безбра-
чие как нежелательное состояние, а брак как религиозную
обязанность мусульманина. Но на деле брачный договор
нередко выступал как своеобразная торговая сделка. Фор-
мально для заключения брака требовалось согласие сто-
рон, в том числе и невесты (только шафииты не считали
такое согласие обязательным). Но поскольку считалось,
что волю невесты вправе выразить родители, брачный до-
говор часто превращался в замаскированную форму продажи
девушки. Фактически отец распоряжался брачной судьбой
своих дочерей, стремясь при этом получить максимально
высокий выкуп. Так как согласно преданию Мухаммед же-
нился на Айше, когда ей исполнилось девять лет, этот
возраст был признан как достаточный для вступления в
брак женщин. У шиитов допускался временный брак, заклю-
ченный на определенный срок. По шариату мусульманин не
имел права вступать в брак с неверующими и отступниками
от ислама. Браки, заключенные с нарушением этих усло-
вий, расторгались. Но мусульманину разрешалось жениться
на женщинах, исповедующих другую религию, поскольку
предполагалось, что муж обратит свою жену в мусульманс-
кую веру. Женщине-мусульманке было запрещено выходить
замуж за иноверца.
Коран признавал за мусульманином право иметь до че-
тырех жен одновременно. Кроме того, можно было иметь
наложниц из числа рабынь. Но муж обязывался предоста-
вить каждой жене имущество, жилище и одежду, которые
соответствовали его положению. На практике содержать
нескольких жен, а тем более специальные гаремы с не-
вольницами могли лишь представители верхушки феодально-
го общества.
Мусульманская религия обосновывала приниженное и зави-
симое положение женщины в семье. Превосходство мужа
обосновывалось следующим указанием в Коране: "Мужья
стоят выше жен потому, что бог дал первым преимущество
над вторыми, и потому, что они из своих имуществ делают
траты на них" (4,38).
Жена не участвовала в расходах по дому, которые воз-
лагались на мужа, но была обязана вести домашнее хо-
зяйство, воспитывать детей. Ее право участвовать самос-
тоятельно в имущественном обороте было крайне ограни-
ченно. Маликиты, например, считали, что жена без согла-
сия мужа может распоряжаться не более чем третьей
частью имущества.
Коран разрешал мужу применять к женам различные на-
казания, включая телесные: "А тех, непокорности которых
вы боитесь, увещайте, и покидайте их на ложах, и уда-
ряйте их" (4,38).
В мусульманском праве подробно определялись поводы к
разводу и его процедура. Любой из четырех браков мог
быть расторгнут, число последующих браков и разводов не
регламентировалось. Шариат знал несколько видов разво-
дов, различавшихся как по самому порядку, так и по его
юридическим последствиям. Например, был возможен вре-
менный развод, предусматривающий своеобразный испыта-
тельный срок. Хотя поводы для развода были точно опре-
делены (отступничество от ислама и т.д.), муж мог раз-
вестись с женой и без объяснения причин в упрощенной
форме (талак), произнеся одну из установленных фраз:
"ты отлучена" или "соединись с родом". В случае развода
муж должен был выделить жене необходимое имущество
"согласно обычаю". Разведенная женщина в течение трех
месяцев оставалась в доме бывшего мужа, чтобы опреде-
лить, не является ли она беременной. В случае рождения
ребенка он должен был быть оставлен в доме отца. Жена
могла требовать развода только через суд, ссылаясь лишь
на строго очерченные основания: муж имел физические не-
достатки, не выполнял супружеских обязанностей, жестоко
обращался с женой или не выделял средств на ее содержа-
ние.
Чрезвычайно сложным и запутанным было наследственное
право, которое к тому же имело существенные различия в
разных правовых школах. Признавались два порядка насле-
дования: по завещанию и по закону. Завещание не могло
составляться в пользу законных наследников, затрагивать
более трети имущества завещателя, его составление тре-
бовало присутствия двух свидетелей. Особенно разрабо-
танным был порядок наследования по закону. Из имущества
умершего прежде всего покрывались расходы, связанные с
его погребением, затем выплачивались все его долги.
Особенностью шариата было то, что наследованию подлежа-
ли только имущественные права умершего, а не обязаннос-
ти, которые не могли переходить наследникам.
Оставшееся имущество переходило к законным наследни-
кам умершего; они делились на несколько категорий,
внутри которых устанавливалась своя очередность призва-
ния к наследству. Так, в первую очередь наследство по-
лучали дети умершего, затем его
братья, дяди и т.д. Наследственная доля женщин была
вдвое меньше доли мужчин.
На получение наследства не имели права вероотступни-
ки, разведенные супруги, лица, которые, хотя бы и неу-
мышленными действиями, вызвали смерть наследодателя.
Лишь маликиты признавали право на наследство за убий-
цей, если он руководствовался справедливыми мотивами.
Преступления и наказания. Нормы уголовного права
представляли собой наименее разработанную часть шариа-
та. Они отличались архаичностью, отражали сравнительно
низкий уровень юридической техники. Отсутствовало общее
понятие преступления, слабо были разработаны такие инс-
титуты, как покушение, соучастие, смягчающие и отягчаю-
щие вину обстоятельства и т.п.
Еще средневековые мусульманские правоведы разделили
все преступления на три группы. Первую из них составля-
ли преступления, которые восходили, согласно мусуль-
манской доктрине, к указаниям самого Мухаммеда. Они
трактовались как посягательства на "права Аллаха" и не
допускали прощения. Сюда относилось прежде всего отс-
тупничество от ислама, каравшееся смертной казнью.
Столь же сурово карались наиболее дерзкие преступления
против порядка управления - бунт и сопротивление госу-
дарственным властям. К этой же группе преступлений,
объявленных тяжким религиозным грехом, относились кра-
жи, употребление спиртных напитков, прелюбодеяние, а
также ложное обвинение в прелюбодеянии.
Вторую группу преступлений составляли противоправные
действия, которые рассматривались как посягательства не
на права всей мусульманской общины, а на права отдель-
ных лиц. Нормы, регулирующие их, восходили к обычаям
родоплеменного строя, сохраняли следы непосредственной
расправы потерпевшего с обидчиком. Так, умышленное
убийство или смертельное ранение влекли за собой кров-
ную месть со стороны родственников убитого. В шариате,
правда, уже предусматривалась возможность замены кров-
ной мести денежным выкупом, если родственники убитого
прощали убийцу. За неумышленное убийство устанавливался
выкуп, который сопровождался двухмесячным постом и от-
пуском на волю раба-мусульманина. Для других преступле-
ний данной группы, в частности за телесные повреждения,
ответственность также возникала' по принципу возмездия,
т.е. талиона. Этот принцип отчетливо закрепляется в Ко-
ране, где предписано: "душа - за душу, и око - за око,
и нос - за нос, и ухо - за ухо, и зуб - за зуб, и раны
- отмщение" (5, 49).
Наконец, третью группу преступлений составляли дейс-
твия, которые не рассматривались как наказуемые в пери-
од становления халифата, а поэтому не упоминались в ос-
новных источниках шариата. С развитием правовой доктри-
ны и стремлением имущей верхушки укрепить сложившийся
общественный порядок начинают рассматриваться как уго-
ловные преступления и наказываться в судебном порядке
такие действия, как неуплата закята, несоблю-
дение поста, легкие телесные повреждения, оскорбления,
хулиганство, обвешивание и мошенничество, взяточничест-
во, растрата государственных средств, азартные игры и
т.п. Мера наказания по таким делам зависела от мнения,
высказываемого муджтахидами, и от усмотрения отдельных
судей.
Наказания по мусульманскому праву отразили как арха-
ичные и догосударственные способы возмездия, так и дос-
таточно разработанные меры целенаправленной уголов-
но-правовой репрессии.
Преступления первой и второй группы влекли за собой
строго фиксированные и суровые наказания (хадд и ки-
сас). Наказания за преступления, относящиеся к третьей
группе (тазир), отличались большим разнообразием и гиб-
костью (от 4 до 11 видов таких наказаний), но также
имели ярко выраженный карательный характер. Как отмеча-
лось выше, шариат допускал и тем самым узаконивал кров-
ную месть (в несколько ограниченных по сравнению с до-
исламским периодом размерах), талион, а также выкуп в
вещах или деньгах (до 100 верблюдов или 1 тыс. динаров
золота) как компенсацию потерпевшему или его родствен-
никам, если они отказывались от своего права на кровную
месть.
В шариате предусматривались типичные для средневе-
ковья жестокие и устрашающие наказания. Так, смертная
казнь, назначавшаяся по целому ряду преступлений, обыч-
но совершалась публично (путем повешения или четверто-
вания), а затем тело казненного выставлялось на всеоб-
щее поругание. Применялись и такие виды казни, как
утопление и закапывание заживо. Широко использовались
также членовредительские и телесные наказания - отсече-
ние пальцев, рук и ног, бичевание, битье камнями и т.п.
Тюремное заключение в Арабском халифате применялось
обычно для содержания преступников до суда, но посте-
пенно стало использоваться и как мера наказания, причем
в отдельных случаях назначалось пожизненное заточение.
Лишение свободы выражалось также и в домашнем заключе-
нии или в помещении в мечеть. Мусульманское право знало
также имущественные санкции (конфискации, штрафы и
т.п.) и позорящие наказания - бритье бороды, лишение
права носить чалму, публичное осуждение и т.д., а также
ссылку и высылку (за мелкие преступления).
Судебный процесс. Процесс по мусульманскому праву
носил, как правило, обвинительный характер. Дела воз-
буждались не от имени государственных органов, а заин-
тересованными лицами (за исключением преступлений, нап-
равленных против государственной власти). Различия меж-
ду уголовными и гражданскими делами (в самом судебном
процессуальном порядке) практически отсутствовали. Су-
дебные дела рассматривались публично, обычно в мечети,
где могли присутствовать все желающие. Стороны должны
были сами вести дело, не прибегая к помощи адвокатов.
Процесс проходил устно, письменное делопроизводство
не применялось, хотя со времени правления Абассидов по
гражданским делам составлялись судебные протоколы. Ос-
новными доказательствами были признания сторон, показа-
ния свидетелей, клят-
иы. Дело должно было решаться на одном заседании и не
могло откладываться на следующий день. По существу про-
цесс в суде превращался в своеобразное состязание сто-
рон, где. естественно, богатый и бедный не были в рав-
ном положении. При вынесении решения судья, за исключе-
нием сравнительно небольшой категории дел, обладал
большой, свободой усмотрения, что давало ему возмож-
ность руководствоваться личными симпатиями и учитывать
социальное положение сторон. Особенностью процессуаль-
ного права шариата было то, что судебное решение не
рассматривалось как окончательное и бесповоротное. В
случае установления новых фактов и обстоятельств по
рассмотренному ранее делу судья мог пересмотреть свое
собственное решение. Это открывало простор для злоупот-
реблений и произвола. При оценке доказательств в суде
господствовал формализм. Так, полным доказательством по
делу считались показания двух достойных доверия свиде-
телей-мусульман. Показания женщин рассматривались как
половинные доказательства. При отсутствии достоверных
или убедительных доказательств применялась клятва, ко-
торую обычно должен был произнести ответчик или обвиня-
емый. Клятва, произнесенная по особой торжественной
форме и с ссылкой на Аллаха, принималась как веское до-
казательство в судебном процессе. Она освобождала обви-
няемого от ответственности или по крайней мере смягчала
наказание (например, при обвинении в умышленном убийс-
тве). Признание обвиняемого, если оно было сделано со-
вершеннолетним, вменяемым, не под влиянием принуждения,
рассматривалось в качестве доказательства, достаточного
для вынесения решения суда.