Глава II. XX век и новые формы
искусства
Мы уже знаем, что в истории мировой культуры
встречается часто понятие «кризис». Не обошло оно и XX век. Но на это столетие
приходятся величайшие достижения не только в технике и науке, но и в живописи,
музыке, литературе, философии. Как же тогда понять утверждения о «кризисе»?
По-видимому, понятие «кризис» относится не к культуре
как таковой, а к тем процессам, которые в условиях кризисных явлений возникают
в обществе (тоталитаризм, технократизм, экономический кризис и депрессия,
война) и порождают серьезные проблемы человеческого бытия и существования,
бросают вызов культуре.
Культура отвечает на этот вызов, как правило, в новых
формах, которые с точки зрения традиции непривычны и потому воспринимаются как
«кризисные». Такими формами в европейской культуре XX в. были набизм (от евр.
наби - пророк), представители которого пытались в живописи синтезировать
литературный символизм, музыкальность ритмов и декоративную обобщенность форм
(Донор, Дени, Вилар), фовизм (от франц. дикий), в работах которого чувствуется
стремление к эмоциональной силе и стихийной динамике (Матисс, Руо, Дюфи и др.),
а также кубизм.
Представители кубизма под влиянием Всемирной выставки
1900 г. попытались свести сложную реальность к простейшим геометрическим
формам.
Сам термин «кубизм» придумал критик Вексель, указав
тем самым, что индустриализация и механизация современного мира дают новое
направление искусству, которое вскоре проявится и в поэзии Аполлинера, Салмона,
Жакоба. Заговорят даже о «кубистской философии», принципы которой «перевернут
мысль».
Один из первых теоретиков и практиков кубизма Ж. Брак
(1882-1963) писал: «Искусство призвано тревожить, наука - внушать чувство
уверенности.»
Машины, техника, захлестнувшие Европу с начала века,
делают жизнь монотонной, одноцветной, неприветливой. И такую же «серую поэзию
актуальности» рисует названная «аналитической» первая фаза кубизма: инертные и
повседневные предметы, геометрические конструкции современности, из которых
изгнана вся музыка. Этой «толпой предметов абсурда», типа велосипедного руля, деталей
различных механизмов и машин, которые художники и скульпторы вводят в мир
искусства, чувствуется желание «захватить врасплох», даже эпатировать. И эта
скрипящая ирония, близкая мистификации, приобретет, по словам Жана Тораваля, в
дадаизме и сюрреализме измерения огромного фарса.
Пабло Пикассо (1881-1973) - французский живописец,
испанец по происхождению. Вместе с писателем Дж. Джойсом и композитором И.Ф.
Стравинским открывает культуру XX в. своими картинами «голубого периода» и
становится живописным летописцем. В своих обостренно-выразительных
произведениях, написанных в стиле кубизма, неоклассицизма, сюрреализма,
художник-гуманист выразил протест против нового варварства XX в.
Картина «Герника» создана под впечатлением бомбежки
Герники в период Гражданской войны в Испании. Картина, выполненная маслом в
черных, белых и серых тонах, стала признанным шедевром и символом бессмысленных
разрушений войны. Художник писал: «Искусство - это ложь, которая помогает
понять нам правду.»
Дадаизм и его последующая форма - сюрреализм были
отражением послевоенного мироощущения абсурдности любой системы и самого
человеческого бытия. Искусство рассматривалось как средство высвобождения
подсознательного в целях преобразования мира. (Дадаизм - от франц. dadaisme, от
dada - конек, деревенская лошадка, детский лепет. Авангардистское направление,
зародившееся в Швейцарии (А. Бретон, М. Дюшан, Т. Тзара - автор термина
«дадаизм» и др. Сюрреализм -от франц. surrealisme - сверхреализм.
Направление, провозгласившее источником художественного творчества сферу
подсознательного (инстинкты, сновидения и др.).
Возникнув в Швейцарии в 1916 г., дадаизм вскоре
переместился в Париж, к нему примкнули художники Дюшан, Миро, Пикабия и поэты
Арагон, Элюар, Бретон. Это было кратковременное (дадизм просуществовал до 1922
г.), пестрое и хаотичное направление, охарактеризованное самими дадаистами как
лишенное логики. Его авторы на выставках представляли различные коллажи в виде,
например, наклеенных на холст окурков, газет, опилок. При этом демонстрация
подобных «произведений» сопровождалась под стать им «музыкой» - ударами в ящики
и банки, танцами в мешках. Дадаисты откровенно презирали традиционное
искусство. Так, в «Мане Лизе» Дюшана (1919) к знаменитому портрету Леонардо были
добавлены усы и борода.
На почве дадаизма в 20-е гг. во Франции возник
сюрреализм. Сам термин ввел поэт Г. Аполлинер в 1917 г., принципы направления
были сформулированы в «Манифесте сюрреализма», написанном поэтом А. Бретоном и
опубликованном в журнале сюрреалистов «Ля революсьон сюррэалист»
(«Сюрреалистическая революция»). Возникнув в литературе, сюрреализм перешел в
живопись, театр и кино.
Сюрреализм - это не просто творческий метод одного из
видов искусства, это целая философия, что и позволило сюрреализму на довольно
длительный период стать методологией всей европейской культуры. Эта методология
основана на интуитивизме Бергсона, психоанализе Фрейда, герменевтических
принципах Дильтея. (Герменевтика (от греч. hermeneutikos - разъясняющий,
истолковывающий) - искусство толкования текстов (классической древности. Библии
и др.). Фантазия, интуиция, бессознательное синтезируются в творческий акт,
который, в свою очередь, допускает «соединение несоединимого», «правило
несоответствия», «свободные ассоциации». Первым сюрреалистом в живописи был
Андре Массон (1896-1987). Заинтересовавшись проблемой бессознательного. Массон
занялся рисунками пером, произвольно водя по бумаге, позднее он стал наклеивать
на бумагу различные кусочки ткани, песок и т. д. М. Эрнст экспериментировал в
технике коллажа, фотомонтажа, прибегая к сюрреалистическим образам.
Но самым главным представителем этого течения был
Сальвадор Дали (1904 - 1989). В начале своего творчества Дали под влиянием
теории психоанализа 3. Фрейда использовал в своих картинах ошеломляющие
фантастические образы. Он называл их «рисованными фотографиями снов». Вот
название одной из картин Дали: «Остатки автомобиля, дающие рождение слепой
лошади, убивающей телефон».
Дадаисты не претендовали на разрушение литературы, как
считают многие, они только говорили о преобразовании самой идеи литературы,
искусства, понимания красоты.