Глава III. Западноевропейская литература XX века
В западноевропейской литературе начала XX
в. не было радикальных новшеств по сравнению с XIX в., но появилась целая
плеяда писателей большого таланта. Во Франции это Клодель (1868-1955),
Ш. Пеги (1874-1914), Анатоль Франс (1844-1924), Ромен Роллан (1866-1944).
Философ Анри Бергсон своей работой «Творческая
эволюция» (рус, перевод 1909), попытавшийся доказать, что стимулом всякой
эволюции является жизненный порыв, вызвал у образованной публики большой
интерес к философским проблемам, подчеркнув «движущуюся реальность человеческого
существа». Эта философская идея легла в основу знаменитого романа французского
писателя Марселя Пруста (1871-1922) «В поисках утраченного времени» (опубликован
в 1913-1927 гг. в 14 томах). Работа, представляющая собой цикл романов,
является выражением его детских воспоминаний, выплывающих из подсознания.
За вторую часть романа «Под сенью девушек в цвету» писатель в 1919 г. получил
Гонкуровскую премию.
Период после Первой мировой войны. Великолепный
расцвет во всех своих жанрах переживает литература во Франции после Первой
мировой войны. Несмотря на войну и послевоенные
трудности, образование во Франции всегда оставалось
классическим: латынь, классическая литература, история и, конечно, великолепный
французский язык, совершенство и чистоту которого оберегают Французская
Академия, Сорбонна и десятки других учреждений.
В эти годы своим ораторским искусством блистает
философ А.. Бергсон, покоряющий соотечественников великолепным французским
языком, новыми яркими идеями и понятиями, такими, как «закрытое общество»,
«открытое общество», «длительность», «творческая эволюция», «жизненный
порыв», «поток сознания» и др. Французский парламент на своем заседании
в 1928 г. рассматривал даже вопрос о переносе его лекций из актового зала
Коллеж дэ Франс, не вмещающего всех желающих, в здание Парижской оперы
и об остановке на время лекций движения по прилегающим улицам.
Замечательный расцвет в это время переживает
и французский роман, его язык. Точное и оригинальное свидетельство сложностей
бытия у М. Пруста и А. Жида (1869-1951); откровения души, раздираемой драмами,
- Ж. Бернаноса (1888-1940) и Ф. Мориака (1885-1970). В творчестве Ф. Мориака
и М. дю Гара (1881-1958) роман выступает как монументальное произведение,
авторы которого помещают своих героев в самую гущу сложной и напряженной
эпохи.
Европейская художественная литература XX в.
сохраняет верность классическим традициям - это произведения английского
романиста Д. Голсуорси, немецких писателей Т. Манна, Г. Белля, французских
писателей А. Труайя, Р. Роллана, А. Франса и многих других. И это отличает
ее от других видов культуры.
В то же время европейская литература испытала
воздействие модернизма, что прежде всего проявляется в поэзии. Так, французские
поэты П. Элюар (1895 -1952) и Л. Арагон (1897-1982) были ведущими фигурами
сюрреализма. Однако наиболее значительными в стиле модерн была не поэзия,
а проза - романы М. Пруста («В поисках утраченного времени»), Дж. Джойса
(1882- 1941) «Дублинцы», «Улисс» и др., Ф. Кафки (1875-1955) «Процесс»,
«Замок», «Америка». Эти романы отражают сознание человека перед лицом окружающего
его абсурда. Они были ответом на события Первой мировой войны, породившей
поколение, получившее в литературе название «потерянного».
В романе «Улисс» (1922) Джойс дает всеобъемлющий
портрет общества XX столетия. Это книга-символ, тщательно анализирующая
духовные, психические, патологические проявления человека, и как символ
она ориентируется на миф, пытается в слове удержать настоящее, используя
открытый философом Бергсоном метод повествования «поток сознания». Это
непрерывный поток мыслей, впечатлений и чувств персонажа без обычных приемов
диалога и описания, внутренний диалог, на протяжении тысячелетий являющийся
способом бытия и состояния человека и только в первых десятилетиях XX столетия
сформулированный как один из методов литературного творчества. Литература,
по Джойсу, многое «доносит», не «рассказывая историю» и не «вкладывая идейное
содержание», а о человеке, о жизни, об искусстве вещает способом речи,
«тем, как все говорится». Особенность и новизна этого произведения, на
наш взгляд, может быть определена тремя следующими моментами: внутренняя
речь как форма бытия литературного произведения, «поток сознания», связь
романа с «Одиссеей» Гомера - каждый из эпизодов романа связан с определенным
эпизодом из «Одиссеи»; необычность его техники письма: в каждом из эпизодов
есть только этому эпизоду присущая техника письма. Например, эпизод 11
«Сирены» - словесное моделирование музыки, эпизод 15 «Цирцея» - драматическая
фантазия, эпизод 16 «Евмей» - «антипроза», нарочито вялое, заплетающееся
письмо и т. д.
Период после Второй мировой войны. Новизна
европейской художественной литературы в период после Второй мировой войны
- это прежде всего ее окрашенность экзистенциалистской проблематикой и
методологией. В первую очередь - это А. Камю (1913-1960) и Ж.П. Сартр (1905-1980),
удостоенный за литературное творчество в 1964 г. Нобелевской премии. В
художественной форме писатели ставят проблемы человеческого существования,
такие, как жизнь, смерть, тоска, беспокойство, грусть, печаль и др. Зачастую
способом иносказания они передают свои мировоззренческие позиции. Так,
Камю в романе «Чума» (1947) образной, ассоциативной, аллюзивной формой
передает свое беспокойство по поводу все еще сохраняющейся в XX в. опасности
фашизма. (Аллюзия - от лат. allusio - шутка, намек.)
Сюжет романа оригинален и прост. На город
нападают крысы: одна, две, три. И пока это не превращается в эпидемию,
жители города не придают этому значения. Бедствие (нашествие крыс) с большим
трудом удается победить. И тогда город охватывает эйфория праздника победы.
Камю же устами своего героя предостерегает от опасности повторения эпидемии,
настаивает на необходимости бдительности.
Писателей-экзистенциалистов отличает внимательнейшее
отношение к каждой детали человеческого состояния в условиях пограничной
ситуации. Таковой, например, является состояние здорового человека, обреченного
на смерть, описанное Сартром в «Стене». Это небольшое произведение принесло
Сартру мировую славу: в нем сконцентрированы основные идеи экзистенциалистов
- проблемы жизни и смерти, проблемы случайности и судьбы, физиологии и
психологии человека, страха и надежды и многие другие.
Послевоенный период характеризуется спадом
экономической и психологической напряженности, европейская литература становится
плюралистичной как никогда: реалистический роман, психологическая новелла,
романтика, ирония, детектив, фантастика - словом, в Европе множится и развивается
литература на любой вкус. По-прежнему, по европейским социологическим опросам,
на первом месте у читателей интерес к серьезным романам. Во второй половине
80-х годов среди наиболее читаемых авторов-европейцев называли, помимо
классиков, англичанина Г. Грина, французов Э. Вазона, А. Труайя и его романы
о декабристах, Пушкине, Достоевском, Гоголе и Л. Толстом; ирландцев С.
Бекета, М. Турнье, П. Модиано.
Несмотря на наводненность послевоенного рынка
океаном дешевых коммерческих поделок, сохраняется вкус к настоящей литературе.
Роман Маргариты Дюра «Любовник» - тонкие психологические воспоминания о
молодости автора в довоенном Индокитае колониальных времен - был одним
из бестселлеров середины 80-х годов. Популярность книг таких молодых авторов,
как К. Симон, лауреат Нобелевской премии (1985), Ф. Соллерс, Р. Камю
(не пугать с А. Камю), оценивалась критикой как свидетельство постепенного
угасания моды на «антироман», как закат литературного авангардизма первых
послевоенных десятилетий. «История романа вновь открыта», - писал французский
критик Ж. П. Сальга.
Этому способствовали появление и расцвет в
последние десятилетия такого явления, как издание «карманным» форматом
и большими тиражами по доступным ценам лучших произведений классических
и современных писателей.
Реклама