Глава II. Влияние
религии на культурную жизнь.
Рассматриваемый в этой главе период в истории
западноевропейской цивилизации исключителен с точки зрения небывалого взлета и
масштабов культурных явлений в жизни всех европейских стран. Наряду с подлинно
культурным переворотом, а зачастую на основе достижений культуры Ренессанса,
происходили глубокие социально-экономические процессы, определившие формы новых
хозяйственных, общественных отношений в рамках формировавшейся рыночной
системы. Философия гуманизма, противопоставленная схоластическому мировоззрению
Средневековья, культ свободы разума, эгоцентризм - в противовес феодальному
сословному порядку, во многом секуляризированное, материалистическое понимание
окружающей действительности - эти и другие важнейшие достижения культуры эпохи
Возрождения легли в фундамент культуры современной Западной цивилизации.
1.Новое мировоззрение
Мощный всплеск в культурной жизни многих европейских
стран, который пришелся в основном на XIV - XVI столетия, а в Италии начался
еще в XIII в., принято называть эпохой Возрождения (Ренессанса). Первоначально
новое явление в европейской культурной жизни выглядело как возвращение к
забытым достижениям античной культуры в области науки, философии, литературы,
искусства, возвращение к классической «золотой латыни», Так, в Италии
разыскивались рукописи античных писателей, извлекались из забытья произведения
античной скульптуры, архитектуры.
Однако было бы неверно толковать Ренессанс как простое
возвращение к античности, ибо его представители вовсе не отбрасывали достижения
средневековой культуры и с известной долей критичности относились к античному
наследию. Феномен Возрождения - это весьма многогранное явление в культурном
развитии Европы, стержнем которого было новое мировоззрение, новое самосознание
человека. В отличие от античного взгляда на окружающий мир, в котором человек
призван учиться у природы, мыслители Возрождения полагали, что человек,
наделенный Богом свободной волей, является творцом самого себя и этим
выделяется из природы. Как видим, такое понимание сути человека не только
отличается от античного, но и вступает в противоречие с постулатами
средневековой теологии. В центре внимания мыслителей Возрождения находился
человек, а не Создатель, как высшее мерило всего сущего, в силу чего подобная
система взглядов получает название «гуманизм» (от лат. humanus - человечный).
Что же лежало в основе нового мировоззрения?
Однозначно ответить на этот вопрос не представляется возможным. Феномен
Ренессанса был вызван рядом факторов, среди которых можно назвать следующие,
наиболее общие для, большинства стран Западной Европы. В рассматриваемый период
достаточно отчетливо наблюдался процесс формирования новых (буржуазных или
рыночных) отношений, которые требовали разрушения сдерживающей их развитие
системы средневекой регламентации хозяйственной жизни. Новые формы
хозяйствования предполагали высвобождение, выделение субъекта хозяйства в
самостоятельную свободную единицу. Этот процесс сопровождался соответствующими
переменами в духовной жизни общества и прежде всего тех его слоев, которые
находились в эпицентре изменений.
Что составляет непременное условие личного успеха как
не большее знание и умение, большая энергия и упорство в достижении цели?
Осознание этой истины заставляло многих современников Возрождения обращать свои
взоры к науке и искусству, вызывало рост потребности в знаниях в обществе,
поднимало общественный престиж образованных людей.
Следует учитывать и весьма важный фактор достаточного
уровня культурного развития средневекового общества, оказавшегося в целом
способным воспринять новые идеи, культуру и искусство Возрождения. Вот как
говорил об этом известный французский философ и искусствовед, глубокий знаток
эпохи Возрождения Ипполит Тэн (1828-1893): «...на искусство эпохи Возрождения
нельзя смотреть, как на результат счастливой случайности; тут не может быть и
речи об удачной игре судьбы, выведшей на мировую сцену несколько более
талантливых голов, случайно произведшей какой-то необычайный урожай гениев...;
едва ли можно отрицать, что причина такого чудного процветания искусства
крылась в общем расположении к нему умов, в изумительной к нему способности,
расположенной во всех слоях народа. Способность эта была мгновенная, и само
искусство было таково же.»
Идеи гуманизма о том, что в человеке важны его личные
качества, такие как ум, творческая энергия, предприимчивость, чувство
собственного достоинства, воля и образованность, а отнюдь не социальное
положение и происхождение, ложились на благодатную почву. В результате более
чем двухвековой эпохи Ренессанса мировая культура обогатилась духовными
сокровищами, ценность которых непреходяща.
Однако эпоха Возрождения не может рассматриваться
только как одновекторный, исключительно поступательный социокультурный процесс.
Прежде всего следует обратить внимание на противоречивость концепции
неограниченной воли и способности человека к самосовершенствованию.
Гуманистическая направленность ее не гарантировала вовсе от подмены понятия свободы
личности на понятие вседозволенности, низменного своеволия - ПС сути на
антиподы гуманизма. Примером этому могут служить взгляды итальянского мыслителя
Никколо Макиавелли (1469-1527), оправдывавшие любых средства для достижения
власти, а также английского гуманиста Томаса Moра (1478-1535) и итальянского
философа Томмазо Кампанеллы (1568-1639), видевших идеал социальной гармонии в
обществе, выстроенном по жесткое иерархической системе, регламентирующей все
сферы жизни. В последствие эту модель назовут «казарменным коммунизмом». В
основе этой метаморфозы лежит достаточно глубокое ощущение мыслителями
Возрождения двойственного характера свободы. Весьма уместной в этой связи
представляется точка зрения крупнейшего западного психолога и социолога Эриха
Фромма (1900-1980):
«Индивид освобождается от экономических и политических
оков. Он приобретает и позитивную свободу - вместе с активной и независимой
ролью, какую ему приходится играть в новой системе, - но при этом освобождается
от связей, давших ему чувство уверенности и принадлежности к какой-то общности.
Он уже не может прожить свою жизнь в тесном мирке, центром которого был он сам;
мир стал безграничным и угрожающим. Потеряв свое определенное место в этом
мире, человек потерял и ответ на вопрос о смысле жизни, и на него обрушились
сомнения: кто он, зачем он живет? Рай утрачен навсегда; индивид стоит один,
лицом к лицу со своим миром, безграничным и угрожающим".
2. Итальянское Возрождение
Этапы Возрождения. Первоначально черты Ренессанса
обнаружились в Италии. Период XIII - начало XIV вв. - проторенессанс,
ознаменованный творчеством великого поэта Данте Алигьери, зодчего Арнольфо ди
Камбио, скульптора Николае Лизано, живописцев Пьетро Каваллини и особенно
Джотто ди Бондом, во многом подготовил почву для искусства Возрождения.
Собственно эпоху Итальянского Возрождения условно
подразделяют на ряд этапов:
* Ранний Ренессанс (триченто и кватроченто) - с
середины XIV - XV вв.
* Высокий Ренессанс (чинквеченто) - до второй трети
XVI в.
* Поздний Ренессанс - вторая треть XVI - первая
половина XVII вв.
Проторенессанс. Уже в ранних произведениях Лапте (1265
-1321) - цикле сонетов, канцон и баллад, объединенных в произведение «Новая
жизнь», неоконченном произведении «Пир» и других - поэт начинает опыты по
использованию итальянского языка, доказывая тем самым его жизнеспособность.
Величайшим шедевром поэта, обессмертившим его имя, стала «Божественная
комедия», благодаря которой Доите вошел в историю культуры как создатель
итальянского литературного языка. Это доказывают поговорки и крылатые слова
«Божественной комедии», употребляемые и поныне: «Нет большей печали, чем
вспоминать счастливое время в несчастьи.»
Сюжет произведения, весьма традиционный для
Средневековья, тем не менее наполнен новыми элементами, часто противоречащими
церковным канонам, ярко выражающими мнение и вкусы самого автора,
демонстрирующими его широчайшую эрудицию, знание античности.
Весьма сложна структура «Божественной комедии».
Произведение состоит из трех частей: «Ад», «Чистилище» и «Рай». Характерно, что
провожатым по Аду и Чистилищу Лапте выбирает римского поэта Вергилия (Маран
Публий, 70-19 до н. э.), называя его «Учителем». Каждая из трех частей поэмы
содержит тридцать три песни. Содержание подчинено последовательной символике
чисел.
В «Божественной комедии» Дайте упоминает своего
великого современника - архитектора, скульптора и художника Джотто.
С именем Джотто ди Бондоне (1266/1267 - 1337) связан
решительный поворот к реалистическому искусству. Наиболее известными
произведениями Джотто, дошедшими до нашего времени, считаются росписи на
евангельские сюжеты в капелле 'дель Арена в Падуе и росписи на темы из жизни
Франциска Ассизского* в церкви Санта Кроче во Флоренции. В этих шедеврах мастер
отказывается от плоскостного характера иконописных изображений на основе
синтеза объема и плоскости. Одним из наиболее трогательных образов, созданных
Джотто, по праву считается образ Христа в сцене «Поцелуй Иуды» (фрески капеллы
дель Арена в Падуе, 1304-1306). Мастеру удалось передать высокий драматизм
сцены через пристальный и многозначительный взгляд Христа, обращенный на
предателя. При этом Джотто сумел передать спокойствие Христа в соединении с
ясным осознанием предначертанной ему судьбы. Тема фрески «.Христос и Иуда»
проходит лейтмотивом через весь падуан- ский цикл («Встреча Марии и Елизаветы»,
«Бегство в Египет», «Оплакивание Христа» и др.). Новаторство Джотто оказало
колоссальное воздействие на изоб- оазительное искусство эпохи Возрождения.
Ранний Ренессанс. К периоду Раннего Ренессанса
относится литературное творчество Франческо Петрарки и Джованни Боккаччо.
Наряду со своим земляком Даете эти величайшие поэты Италии считаются
создателями итальянского литературного языка.
Петрарка (1304-1374) остался в истории Возрождения как
первый гуманист, поставивший в центре своего творчества не Бога, а человека.
Всемирную известность получили сонеты Петрарки на жизнь и смерть мадонны Лауры,
вошедшие в сборник «Книга песен»'.
При благородстве крови - скромность эта, Блестящий ум
- и сердца чистота,
При замкнутости внешней - теплота,
И зрелый плод - от молодого цвета, -
Да, к ней была щедра ее планета, Вернее - царь светил,
и высота
Ее достоинств, каждая черта
Сломили бы великого поэта.
В ней сочетал Господь любовь и честь, Очарованьем
неделя под стать
Природной красоте - очам на радость.
И что-то у нее во взоре есть,
Что в полночь день заставит засиять,
Даст горечь меду и полыни - сладость.
Петрарка известен и как страстный популяризатор
наследия античных авторов, о чем свидетельствует его трактат «О великих мужьях
древности».
Учеником и последователем Петрарки был Боккаччо
(13'13-1375) - автор известного сборника реалистических новелл «Декамерон».
Глубоко гуманистическое начало произведения Боккаччо, насыщенного тонкими
наблюдениями, великолепным знанием психологии, юмором и оптимизмом, остается
весьма поучительным и сегодня. Достаточно отметить, что в наше время новеллы
Боккаччо легли в основу сценических и экранных версий шедевра, созданного более
шестисот лет назад.
Последующая литература Итальянского Возрождения
равнялась на великих флорентийцев: Даете, Петрарку и Боккаччо, хотя и не смогла
превзойти их славы.
Выдающимся мастером Раннего Возрождения, продолжившим
реалистическую традицию, идущую от Джотто, считается Мазаччо (1401-1428). Рос-
описи художника (капелла Бранкачи во Флоренции) отличают энергичная
светотеневая лепка, пластическая телесность, трехмерность фигур и их
композиционная увязка с пейзажем. Искусство Мазаччо стало образцом для
творчества последующих поколении художников.
Наследие выдающегося мастера кисти Раннего Возрождения
Сандро Боттичелли (1445-1510), работавшего при дворе Медичи во Флоренции,
отличают тонкий колорит и настроение грусти. Мастер не стремится следовать
реалистической манере Джотто и Мазаччо, его изображения плоскостны и как бы
бесплотны. Среди работ, созданных Боттичелли, наибольшую известность приобрела
картина «Рождение Венеры», ярко характеризующая особенность 1 его творчества. 1
Наиболее известный скульптор первой половины XV в
Донателло (ок.1386-1466). Возрождая античные традиции, он первым 1
представил в скульптуре обнаженное тело, создал классические формы и виды
ренесансной скульптуры: новый тип круглой статуи и скульптурной группы,
живописного рельефа. Его искусство отличает реалистическая манера.
Выдающийся архитектор и скульптор Раннего Возрождения
Филиппа Брунеллески (1377-1446) - один из основоположников архитектуры
Ренессанса. Ему удалось возродить основные элементы античной архитектуры,
которым, впрочем, художник придал несколько иные пропорции. Это позволило
мастеру ориентировать постройки на человека, а не подавлять его, на что, в
частности, были рассчитаны сооружения средневекового зодчества. Брунеллески талантливо
решал сложнейшие технические задачи (строительство купола Флорентийского
собора), внес большой вклад в фундаментальную науку (теория линейной
перспективы).
Рис 17. Брунелески. Капелла Пацци во дворе церкви
Санта Кроче. Флоренция.
Высокий Ренессанс. Период Высокого Ренессанса был
сравнительно коротким. Он связан прежде всего с именами трех гениальных
мастеров. титанов Возрождения - Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти и Микеланджело
Буонарроти. Характерным фоном взлета ренессанса был экономический и
политический упадок Италии - закономерность, не раз повторявшаяся в истории. В
творчестве представителей Высокого Возрождения достигли вершины реалистические
и гуманистические основы культуры Ренессанса.
Леонардо да Винчи (1452-1519) едва ли имеет равных
себе по степени одаренности и универсальности среди представителей Возрождения.
Сложно назвать отрасль, в которой бы он не достиг непревзойденного мастерства.
Леонардо одновременно был художником, теоретиком искусства, скульптором, архитектором,
математиком, физиком, механиком, астрономом, физиологом, ботаником, анатомом,
обогатив эти и многие другие сферы знаний открытиями и гениальными догадками. В
егс художественном наследии особо выделяются такие дошедшие до нас шедевры, как
«Тайная вечеря» - фреска в трапезной монастыря Санта Мария делла Гранке в
Милане, а также самый знаменитый портрет эпохи Возрождения «Джоконда» («Мона
Лиза»).
Среди многочисленных новаций Леонардо следует назвать
особую манеру письма, получившую название дымчатой светотени (сфумато, от итал.
fumo - дым), которая в сочетании с линейной перспективой передавала глубину
пространства.
В творчестве Леонардо наиболее полно выразился
универсализм представителей Возрождения, где сложно обнаружить резкие грани
между наукой, художественной фантазией и воплощением замыслов. Об этом
свидетельствуют, а частности, дошедшие до нас зашифрованные Записные книжки и
рукописи титана Возрождения, насчитывающие около 7 тысяч листов: «Поэт стоит
ниже художника по представлению видимых вещей - и много ниже музыканта по
представлению вещей невидимых».
Младший современник Леонардо великий живописец Италии
Рафаэль Санти (1483--1520) вошел в историю мировой культуры как создатель ряда
живописных шедевров. Это ранняя работа мастера «Мадонна Конестабиле»,
проникнутая изяществом и мягким лиризмом. Зрелые работы живописца выделаются
совершенством ком- , позиционных решений, колоритом и экспрессией. Это
росписи парадных залов Ватиканского дворца и, конечно, величайшее
творение Рафаэля - «Сикстинская мадонна». Мастер получил также
известность благодаря своим архитектурным проектам дворцов, вилл, церкви
и небольшой часовни в Ватикане. Папа Лев X назначил художника руководителем
строительства купола Собора св. Петра. Последним титаном Высокого
Возрождения был Микеланджело Буонарроти (1475-1564) - великий
скульптор, живописец, архитектор и поэт. Несмотря на ) его разносторонние
таланты, его называют прежде всего первым рисовальщиком Италии
благодаря самой значительной работе уже зрелого художника - росписи свода
Сикстинской капеллы в Ватиканском дворце (1508-1512). Общая площадь фрески 600
кв. метров. Многофигурная композиция фрески представляет иллюстрацию библейских
сюжетов от сотворения мира. Особенно выделяется из живописных работ мастера
фреска алтарной стены Сикстинской капеллы «Страшный суд", написанная
спустя четверть века после росписи потолка Сикстинской капеллы. В этой фреске
воплотились лучшие гуманистические идеалы Возрождения. Смелость художника в
изображении обнаженных тел вызвала негодование части клира', что
свидетельствовало о начале наступления реакции на основы идеологии Возрождения.
Как скульптор Микеланджело стал известен благодаря
своему раннему произведению «Давид». Но подлинное признание как архитектор и
скульптор Ми- келанджело обрел в качестве проектировщика и руководителя
строительства основной части здания Собора св. Петра в Риме, остающегося и до
настоящего времени самым крупным католическим храмом в мире, а также за
скульптурное оформление лестницы и площади Капитолийского холма. Не меньшую
известность принесли ему архитектурные и скульптурные работы во Флоренции, в
частности, скульптурная композиция в капелле Медичи. Четыре обнаженные фигуры
на саркофагах властителей Флоренции «Вечер», «Дочь», «Утро» и «День» весьма
ярко иллюстрируют осознание мастером ограниченности человеческих возможностей,
отчаяние перед быстротекущим временем. Эти трагические настроения звучат в
стихотворении последнего титана Возрождения, написанном от имени его же
скульптуры «Ночь»:
Отрадно спать, отрадней камнем быть
О, в этот век, преступный и постыдный,
Не жить, не чувствовать - удел завидный.
Прошу, молчи, не смей меня будить.
Искусство Венеции. На период Высокого и Позднего
Возрождения пришелся расцвет искусства в Венеции. Во второй половине XVI в.
Венеция, сохранившая республиканское устройство, становится своеобразным
оазисом и центром Ренессанса. Среди художников венецианской школы рано умерший
Джорджоне (1476-1510), обессмертивший свое имя полотнами «Юдифь», «Спящая
Венера», «Сельский концерт». В творчестве Джорджоне проявились особенности
венецианской школы, в частности, художник первым начал придавать пейзажу
самостоятельное значение, в качестве приоритетных решать задачи колорита и
света.
Величайший представитель венецианской школы - Тициан
Вечеллио (1477 или 1487 -1576). При жизни он получил признание в Европе. Ряд
значительных работ был выполнен Тицианом по заказу европейских монархов и папы
римского. Работы Тициана привлекают новизной решения прежде всего
колористических и композиционных задач. Впервые на его полотнах появляется
изображение толпы как части композиции. Наиболее известные работы Тициана:
«Кающаяся Магдалина», «Любовь земная и небесная», «Венера», «Даная», .«Святой
Себастьян» и др. Галерея выполненных им портретов современников была предметом
глубокого изучения и подражания для последующих поколений европейских
живописцев.
К периоду Высокого Возрождения относится творчество
крупнейшего итальянского поэта Лудовико Ариосто (1474-1533), продолжившего
литературные традиции Даете, Петрарки и Боккаччо. Наиболее известное его
произведение - героическая рыцарская поэма «Неистовый Роланд», проникнутая
тонкой иронией и воплощающая идеи гуманизма.
Поздний Ренесанс. Период Позднего Возрождения был
отмечен наступлением католической церкви. Церковь пыталась восстановить
частично утраченную безраздельную власть над умами, поощряя деятелей культуры,
с одной стороны, и используя репрессивные меры в отношении непокорных - с
другой. Так, многие живописцы, поэты, скульпторы, архитекторы отказались от
идей гуманизма, унаследовав лишь манеру, технику (так называемый маньеризм)
великих мастеров Возрождения. Среди наиболее крупных основоположников
маньеризма Якопо Понтормо (1494-1557) и Анджело Броизино (1503-1572),
работавшие в основном в жанре портрета.
Однако маньеризм, несмотря на мощное покровительство
церкви, не стал ведущим направлением в период Позднего Возрождения. Это время
было отмечено реалистическим, гуманистическим творчеством живописцев,
относящихся к венецианской школе: Паоло Веронезе (1528 - 1588), Якопо
Тинторетто (1518 - 1594), Микеланджело да Караваджо (1573-1610) и др.
Караваджо является основоположником реалистического
направления в европейской живописи XVII в. Полотна мастера отличаются простотой
композиции, эмоциональным напряжением, выраженным через контрасты света и тени,
демократизмом. Караваджо первым противопоставил подражательному направлению в
живописи (маньеризму) реалистические сюжеты народного быта - караваджизм.
Последним из наиболее крупных скульпторов и ювелиров
Италии был Бенвенуто Челлини (1500-1571), в творчестве которого отчетливо
проявились реалистические каноны Возрождения (например, бронзовая статуя
«Персей»). Челлини остался в истории культуры не только как ювелир, давший свое
имя целому периоду в развитии прикладного искусства, но и как незаурядный
мемуарист, талантливо воссоздавший портреты своих современников в книге «Жизнь
Бенвенуто Челлини», не раз издававшейся и на русском языке.
Окончание эпохи Ренессанса . В 40-вые годы XVI
века церковь в Италии начала широко применять репрессии к инакомыслящим. В 1542
г. была реорганизована инквизиция и создан ее трибунал в Риме. Многие передовые
ученые и мыслители, продолжавшие придерживаться традиций Ренессанса, были
репрессированы, погибли на кострах инквизиции (среди них великий итальянский
астроном Джордано Бруно, 1548-1600). В 1540 г. был утвержден орден иезуитов,
который по существу превратился в репрессивный орган Ватикана. В 1559 г. папа
Павел IV впервые издает «Список запрещенных книг» (Index librorum
prohibitorum), впоследствии неоднократно дополнявшийся. Названные в «Списке»
произведения литературы запрещалось читать верующим под страхом отлучения от
церкви. В числе подлежащих уничтожению книг было немало произведений
гуманистической литературы Возрождения (например, сочинения Боккаччо). Таким
образом, эпоха Возрождения к началу 40-х годов XVII в. в Италии закончилась.
3. Северное Возрождение
Однако гуманистическое движение еще в XV в. вышло за
пределы Италии и оказало мощное воздействие на культурный процесс в странах,
расположенных к северу от родины Ренессанса. Поэтому представляется правомерным
использовать термин Северное Возрождение, подразумевая под ним не только чисто
географическую характеристику, но и некоторые особенности Ренессанса в Англии,
Германии, Испании, Нидерландах, Швейцарии и Франции. Весьма важными
особенностями Северного Возрождения было то, что оно происходило в период
Реформации, а также то, что в культуре народов этих стран в силу исторических
причин отсутствовало такое обилие памятников античности, как в Италии.
Реформационное движение. Для понимания особенностей
Северного Возрождения остановимся на краткой характеристике нескольких
реформационных направлений в странах Западной Европы. Собственно реформационное
движение, или Реформация (от лат. reformatio - преобразование) началось в
Германии, распространившись затем на большинство западноевропейских стран. Оно
было вызвано прежде всего серьезными изменениями, происходившими в недрах
феодального общества. Нарождавшаяся национальная буржуазия не могла больше
мириться с аскетизмом, известной ограниченностью, фанатизмом ортодоксального
католицизма, алчностью слуг Ватикана. Не последнюю роль в возникновении
Реформации сыграли новые инеи итальянского Возрождения, снискавшие симпатии
среди бюргерства. Для образованных людей в странах Западной Европы. Эти идеи
получили здесь свое выражение «в стремлении к изучению первоисточников Ветхого
и Нового заветов с неясно осознанной целью сличить «подлинное» вероучение с тем
его вариантом, который проповедовался Римом и всей церковной иерархией.
Начало Реформации в Германии связано с выступлением
Мартина Лютера (1483-1546), провозгласившего 31 октября 1517 г. 95 тезисов
против индульгенций. В них, в частности, утверждалось, что церковь и
духовенство не являются посредниками между Богом и человеком, поэтому церковь
не может отпускать грехи. Вера человека - единственное средство общения с
Богом, потому претензии церкви на господствующее положение в мире, мирской жизни
беспочвенны. Яркая антиклерикальная направленность тезисов Лютера встретила
горячее одобрение и поддержку в самых широких слоях немецкого общества, которое
не позволило папе римскому и высшему духовенству расправиться с реформатором.
Требования обновленной церкви, секуляризации ее
земель, провозглашаемые реформаторами, привлекли под знамена лютеранства
крестьян - самое многочисленное сословие феодального общества, которое выразило
свой протест не только против католической церкви, но и против феодалов в
кровопролитной Крестьянской войне 1525 г. Внутренние противоречия, раздиравшие
лагерь реформаторов, а также мощное сопротивление лютеранству со стороны Рима,
ослабление Германии в ходе Крестьянской войны привели к усилению и закреплению
раздробленности страны. В результате религиозного мира 1555 г. на территории
Германии образовались две группировки немецких княжеств. Католическая церковь
удержала свои позиции во всех наследственных землях Габсбургов, Баварии,
Франконии, духовных княжеств на Рейне и в Северо-Западной Германии и в Эльзасе,
в то время как Северогерманские княжества, герцогство Пруссия, Бранденбург,
Саксония, Гессен, Брауншвейг, Верхний и Нижний Пфальц и Вюртемберг
реформировали церковь в духе лютеранства.
Вслед за Германией реформационное движение быстро
распространилось на другие страны Европы. Однако в различных странах Реформация
имела свои особенности. Среди стран, оказавших мощное влияние на процесс
Реформации в Европе, была Швейцария, где зародилось цвинглианство и получил развитие
кальвинизм. Реформационное учение Ульриха Цвингли (1484-1531) имело много
общего с лютеранством, но более решительно требовало изменения обрядности. В
отличие от лютеранской доктрины цвинглианство отстаивало республиканские
принципы устройства церкви и общества, что обусловило разрыв между этими
реформационными движениями, в известной степени определило узкие рамки его
популярности в Европе. Первоначальный успех цвинглианства в Швейцарии, высшей
точкой которого можно считать объединение части реформированных протестантских
кантонов, сменился полным военным поражением центра цвинглианства Цюриха в
войне с враждебными группировками и гибелью самого Цвингли.
Тем не менее на благодатной почве, подготовленной
цвинглианством в Швейцарии, расцвел кальвинизм, вышедший далеко за рамки этой
сравнительно небольшой страны. Жан Кальвин (1509-1564), глава крупного
протестантского направления, родился во Франции, а в 1556 г. прибыл в Женеву,
которая и стала новым центром реформационного движения. Учение Кальвина наиболее
последовательно защищало интересы буржуазии, будучи направленным против как
католицизма, так и течений народной Реформации. В значительной мере успех
кальвинизма в Швейцарии, а также и других странах был определен
республиканскими принципами организации реформированной церкви в сочетании с
нетерпимостью к проявлениям инакомыслия.
Возрождение в Нидерландах. Начиная с XV в.
Нидерланды становятся крупным центром европейской культуры. Быстрое
экономическое развитие страны, однако в рамках Бургундского государства,
наложило отпечаток на характер нидерландской культуры. Развитие гуманистических
идей происходило под влиянием достаточно тесных связей с Италией и рядом других
европейских стран и, что представляется весьма важным, под воздействием борьбы
за национальную независимость. Крупнейшим представителем культуры Возрождения
Нидерландов был Эразм Роттердамский (1469-1536). Большую популярность гуманисту
принесли сатирические произведения «Похвала глупости» (1509 г., 40 переизданий
при жизни), «Домашние беседы» и др., в которых высмеивались суеверия,
схоластическое мировоззрение, сословная кичливость и прочие пороки. Сатира
гуманиста способствовала воспитанию свободомыслия, стремлению к знаниям,
развитию предприимчивости. Произведения мыслителя вышли далеко за пределы
Нидерландов, оказав сильнейшее воздействие на гуманистический процесс в
Германии, Франции, Испании, Англии. При этом идеи Эразма Роттердамского не
носили резкого радикального характера, мыслитель скорее искал компромиссные
решения достаточно острых религиозно-философских, социальных и политических
проблем.
В условиях революционных десятилетий в Нидерландах
гуманистическая литература по вполне понятным причинам приобрела более
радикальный характер, о чем свидетельствует к примеру, произведение Филиппа
Альдехонде (1539-1598) «Улей святой римской Церкви».
Однако в большей степени традиции итальянского
Возрождения получили развитие в художественном творчестве Нидерландов. Эта
небольшая страна подарила мировой культуре живописцев Дна Вин Эта (ок.
1390-1441), с которым связывают новую технику живописи маслом, Хиеронимуса
(ок.1460- 1516); Питера Брейгеля (1525-1569), Франса Хилей (между 1581 и
1585-1.666).
Нидерланды стали родиной двух самостоятельных жанров
живописи - натюрморта и пейзажа, расцвет которых был вызван тем, что Реформация
запретила художникам писать картины на религиозные темы, и им пришлось искать
новые направления.
Наиболее замечательными художниками Европы XVII в.
были нидерландцы Питер Пауэл Рубенс (1577-1640) и Харменс ван Рейн Рембрандт
(1606-1669).
В творчестве Рубенса приподнятость, патетика, бурное
движение, декоративный блеск колорита неотделимы от чувственной красоты
образов, точных наблюдений действительности. Рубенс писал картины на
религиозные и мифологические сюжеты («Снятие с креста», «Союз Земли и Воды» и
др.), а также полные жизни и обаяния портреты («Камеристка»). Творчество
Рембрандта характеризуется глубоким психологизмом и исключительным
мастерством живописи, основанным на эффектах светотени. Рембрандт создал около
60 автопортретов, около 300 офортов и более 1000 рисунков. Писал портреты на
религиозные («Святое семейство») и мифологические («Даная») сюжеты, а также
групповые («Ночной дозор»).
В последний период жизни, когда судьба ' отвернулась
от него, творчество художника приобретает мрачные тона, в портретах появляются
меланхолия и уныние («Ян Сикс»).
Весьма любопытной формой распространения образования,
популяризации передовых идей, возникшей в Нидерландах, были риторические
общества, которые создавались энтузиастами в городах и сельской местности.
Добровольный и предельно демократический характер этих объединений делал весьма
эффективной их деятельность.
Идеи гуманизма в Германии и Швейцарии. Идеи гуманизма
проникают в Германию в середине XV в. Особенности же собственно
гуманистического движения в Германии определялись развитием оппозиционных
настроений бюргерства на фоне сильного влияния католической церкви и
политической раздробленности страны. В результате гуманистическое движение в
Германии было раздробленным и охватывало в основном университетские круги и часть
малочисленной в то время интеллигенции.
Огромным авторитетом и влиянием в среде гуманистов
пользовался Эразм Роттердамский. Его ситарам подражали немецкие гуманисты.
Весьма умеренных взглядов придерживался выдающийся гуманист, филолог и философ
Иоганн Рейхлин (1455-1522), но его стремление обнаружить божественное в самом
человеке, критическое отношение к невежеству и схоластике стали идейным
аргументом в борьбе с засильем официальной церкви.
Успех Реформации в Германии способствовал быстрому
росту национальной гуманистической культуры. Особенного расцвета достигло
изобразительное искусство. Одним из выдающихся его представителей, творчество
которого в известной мере определяло направленность немецкого искусства и
культуры в течение длительного времени, был живописец и мастер гравюры Альбрехт
Дюрер (1471- 1528). В напряженно-экспрессивных формах, фантастических образах
он воплотил ожидания всемирно-исторических перемен (серия гравюр «Апокалипсис»,
1498), выразил гуманистические представления о смысле бытия и задачах
искусства.
Его современниками были крупный мастер реалистического
портрета Ганс Гольбейн Младший (1497 или 1498-1543), художники-гуманисты
Грюневальд (род. между 1470 и 1475-1528) и Лукас Кранах Старший (1472-1553).
Немецкая литература получила дальнейшее развитие в
творчестве поэта, мейстерзингера Ганса Сакса (1494-1576), автора большого
количества (4275) басен, песен, шванков, драматических произведений, и сатирика
Иоганна Фишарта (1546-1590).
В весьма схожих обстоятельствах реформационного
движения развивалась гуманистическая культура Швейцарии.
Победа в 40-е годы Реформации в Швейцарии также
облегчила развитие гуманистической культуры в стране, оказала огромное влияние
на реформа- ционный процесс далеко за пределами швейцарских кантонов.
Французский Ренессанс. Гуманистическое движение
захватывает Францию лишь в начале XVI в. В то время Франция была абсолютной
монархией, что накладывало в целом отпечаток на ее культуру. Не менее важной
чертой гуманистического движения во Франции был его ярко выраженный
национальный характер.
Наиболее выдающимся представителем французского
гуманизма был автор сатирического романа «Гаргантюа и Пантагрюэль» Франсуа
Рабле (1494- 1553). В основу этого по существу глубоко народного произведения
легли весьма распространенные в XVI в. народные книги о великанах. Автор
беспощадно бичует католическую церковь за пороки ее служителей, высмеивает
невежество, ханжество, раболепие и т.п. Большое просветительское значение имела
литературная группа из семи поэтов - «Плеяды»*. Ее основатели - поэты Пьер де
Ронсар (1524-1585) и Жоаке Дю Белле (1522- 1566), вдохновленные классическими
моделями, работали над усовершенствованием французской поэзии и способствовали
развитию общенационального современного языка.
Значительных высот достигают общественная мысль,
философия, этика. В эти годы творил выдающийся мыслитель-гуманист Франции
Мишель де Монтень (1533-1592), родоначальник литературной формы - эссе. Крупное
произведение Монтеня - эссе «Опыты», утверждавшее идеи рационализма, оказало
воздействие на развитие западноевропейской мысли. Приведем один из афоризмов
Монтеня: «Если потребуется объяснить, за что же все-таки я любил его, смогу
только повторить: «Потому что он таков, потому что я таков».
Ренессанс в Англии. Развитие Ренессанса в Англии
носило длительный характер. При этом весьма отчетливо видно первоначальное
влияние идей итальянского Возрождения на творчество гуманистов Англии. Центром
гуманистических идей был старейший Оксфордский университет. Крупнейшим
представителем Возрождения считается Томас Мор (1478-1535), автор
социально-философского произведения «Утопия», положившего начало направлению
утопического социализма. Гуманистическую поэзию Англии представляют Томас Уайет
(1503-1542), он ввел в английскую поэзию жанр сонета, Филипп Сидней (1554-1586)
и наиболее одаренный поэт Лестер Эдмунд Спенсер (ок. 1552-1599), которого
называли «поэт поэтов».
Расцвет Ренессанса в Англии пришелся на конец XVI -
начало XVII вв., достигнув своей вершины в творчестве Вильяма Шекспира
(1564-1616). Перу титана английского Ренессанса принадлежит 37 пьес, среди
которых не сходя-
mile и поныне со сцен многих театров в мире «Гамлет»,
«Король Лир», «Отелло», «Генрих IV», «Ричард III», а также многочисленные
стихотворения, циклы, поэмы и непревзойденные сонеты. Благодаря творчеству
Шекспира получает развитие театральное искусство Англии, которое играло
значительную просветительскую роль. Его пьесы написаны белым стихом с
вкраплениями прозы:
О, как прекрасно
Быть словно лев, могучим,
но деспотично
распоряжаться этим, словно ты гигант.
Гуманистическая культура Испании. В отличие от Англии,
где победила Реформация, культура Испании развивалась в рамках господства
католической идеологии, опиравшейся на репрессивный аппарат инквизиции. Поэтому
гуманистическое движение не носило ярко выраженного антиклерикального
характера. И тем не менее XVI - первая половина XVII вв. отмечены взлетом
испанской культуры, прежде всего вследствие завершения процесса реконкисты и
объединения Кастилии и Арагона.
В области литературного творчества получают широкое
распространение рыцарские и плутовские романы. Наиболее крупным представителем
этого жанра был великий Мигель де Сервантес (1547-1616), автор романа
«Дон-Кихот», являющегося высоким образцом гуманистической литературы и
оказавшего большое влияние на мировую культуру.
Основоположником испанской национальной драмы был Лоне
де Вега (1562-1635), автор огромного количества литературных произведений
(свыше 2000; известны 500), среди которых не потерявшие своего значения и
сегодня «Собака на сене», «Учитель танцев» и др.
Живопись Испании эпохи Возрождения достигла
значительных успехов в творчестве Эль Грека (1541-1614) и Диего Веласкеса
(1599-1660).
Творения Эль Грека отличаются повышенной
одухотворенностью, резкими ракурсами, мерцающим колоритом («Апостолы Петр и
Павел», «Погребение графа Оргаса» и др.)
Живопись Веласкеса отличается смелостью романтических
наблюдений, умением проникнута в характер персонажа, обостренным чувством гармонии
(«Вакх», «Завтрак», «Менины», «Пряхи» и др.).
Феномен культурного развития, названный Ренессансом,
зародившись в Италии, охватил все западноевропейские страны. Это было ярчайшее
время взлета творческих, духовных сил общества. Истоки, предпосылки этого
качественного скачка во всех сферах духовной жизни Европы в сравнении со
Средневековьем следует искать именно в предшествующем периоде. Несмотря на то,
что каждая страна по-своему пережила время Ренессанса, все-таки можно говорить
об объединяющих общих чертах культуры Возрождения для всех стран. Это прежде
всего философия гуманизма как основополагающая доктрина эпохи, переоценка
значения индивидуума в биосоциокультурном процессе. Основой же для
распространения гуманистической доктрины Возрождения в Европе явились процессы
становления рыночного хозяйства, субъекты которого остро нуждались в новом
мировоззрении. Это мировоззрение рождалось в упорной борьбе с застывшей
традиционной церковной схоластикой. Реформационное движение как неотъемлемая
часть социокультурного процесса Возрождения также охватило большинство
западноевропейских стран, подчас принимая крайние формы кровопролитных войн за
новую церковь. Иными словами, феномен Возрождения нельзя рассматривать лишь в
явно тесных для него рамках развития отдельных отраслей духовной культуры.
Эпоха Возрождения заложила основы системы ценностей современной
западноевропейской цивилизации, не оказав столь сильного влияния на народы
восточной цивилизации.