Глава III. Период Раннего
Средневековья
Процесс формирования византийской культуры длился
несколько столетий, начиная с поздней античной эпохи вплоть до IX-X вв.
Византийское искусство, как и культура других стран средневековых государств,
представляла собой сложную, но все же единую систему культурных ценностей.
Изменения, происходящие в одной из сфер культуры, незамедлительно сказывались и
в другой, хотя общие явления, борьба старого с новым, зарождение новых
тенденций протекали в разных отраслях культуры по-разному.
Образование. Поскольку Восточно-Римская империя
в IV-V вв. не подверглась нашествиям варваров, ее старью центры античной науки
уцелели - Афины, Александрия, Бейрут, Газа; были созданы и новые. В Византии в
начале Средних веков было больше образованных людей, чем в Западной Европе. В
городских школах преподавали чтение, письмо, счет, изучали поэмы Гомера,
трагедии Эсхила и Софокла, хотя обучались в таких школах дети богачей.
Созданная комиссия в Константинополе, в которую входили лучшие знатоки
греческого и латинского языков, вели поиск редких книг, которые переписывали
для императорской библиотеки. Византия стала государством, в котором была
открыта первая в Европе высшая школа. Она начала функционировать в IX в. в
Константинополе. Здесь же было создано высшее медицинское училище. Уже тогда
было продумано медицинское обслуживание населения города. За каждым врачом
столицы закреплялся определенный район города, в котором он лечил больных.
Научные знания. Достигли успехов византийские
географы: они умело чер- толи карты страны и морей, планы городских кварталов и
застроек, что было для Запада еще недостижимым. В начале этого этапа в Византии
не замирало научное творчество. В IV в. здесь работали крупные математики,
исследователи в области астрономии и астрологии, а также оптики. Значительными
были успехи в медицине. Врач Орибазий (326-403) составил медицинскую
энциклопедию, включавшую 70 книг. В ней содержались обширные выписки из трудов
древних медиков, а также собственные выводы и обобщения автора.
После утверждения христианства в качестве
государственной религии стали подвергаться гонениям лучшие представители науки.
Погибла Ипатия, с трудом удалось спастись Орибазию. Уничтожались научные
центры: в 489 г. по настоянию епископов была закрыты школа в Эфесе, в 529 г. -
школа в Афинах - один из крупнейших центров греческой образованности. В конце
IV в. монахи-фанатики уничтожили значительную часть Александрийской библиотеки.
В то же время для распространения христианства создавались церковные духовные
школы, причем высшие.
С утверждением позиций церкви наука становится
богословской, что особенно проявляется в области естественных наук. В середине
VI в. монах Косьма Индикоплов написал «Христианскую топографию», в которой признал
систему Птолемея неправильной и противоречащей Библии. По представлению Косьмы,
форма Земли - плоский четырехугольник, окруженный океаном и покрытый небесным
сводом, где помещается рай. Это сочинение было распространено не только в
Византии, но и на Западе, а также в Древней Руси.
В VI-VII вв. в Византии господствовала алхимия,
занятая поисками «божественного эликсира», с помощью которого можно любые
металлы превратить в золото, излечивать различные болезни, возвращать
молодость. В то же время получило развитие химическое ремесло - изготовление
красок для живописи и крашения тканей, керамических изделий, мозаик и эмалей,
которые нашли широкое применение в византийском изобразительном искусстве и
изготовлении тканей.
Большинство медицинских трудов этого периода пыталось
объединить медицину с богословием. Только некоторые медики продолжали
отстаивать достижения античной науки, обобщали свою собственную практику. Среди
них Александр Тралльский, изучавший патологию и терапию внутренних болезней.
Его работы были переведены впоследствии на латинский, сирийский, арабский и
еврейский языки. Павел Эгинский - составитель большой энциклопедии, которая
пользовалась в дальнейшем авторитетом у арабов, прежде всего по хирургии и
акушерству.
Несмотря на недостаток источников, известно, что уже в
конце VII в. византийцы изобрели «греческий огонь» - зажигательную смесь из
пороха, смолы и селитры, которая обладала способностью гореть на воде. Это
помогло византийцам побеждать своих врагов в морских битвах. «Греческий огонь»
широко применялся при осаде крепостей в VII-XV вв. Византийский ученый Лев
Математик усовершенствовал световой телеграф. Врач Никита составил
сборник по хирургии (1Х в.). Имелся ряд произведений исторического плана, в
которых социальная борьба этого периода отражена с позиций господствующего
класса.
В IX в. в Константинополе была восстановлена высшая
светская школа, закрытая в VII в.
Философия. Поскольку кризис рабовладельческого
общества в Византии не принял таких форм, как в Западной Римской империи, то
это определило сохранение античных традиций в развитии византийской философии.
В период Раннего Средневековья в IV-V вв. в Византии был распространен
неоплатонизм, представлявший, по определению Маркса, сочетание стоического,
эпикурейского и скептического учений с философией Платона и Аристотеля'.
Наиболее известными представителями этого направления были Прокл (410-485) и
Иоанн Филопон, или Грамматик (VI-VII вв.). Большинство сторонников
неоплатонизма использовали его для обоснования христианства. Некоторые из них
были последователями Аристотеля. Однако использование системы Аристотеля
осуществлялось с изъятием из нее наиболее прогрессивных элементов, что особенно
проявилось во взглядах Грамматика. В конце VI - начале VII вв. в Византии отход
от рабовладения и утверждение феодальных отношений сопровождались мистическими
настроениями в среде господствующих классов. В оформлении мистических учений
крупную роль сыграл Максим Исповедник (580-662).
Эпоха Раннего Средневековья стала для Византии
временем борьбы различных философских взглядов и приспособления их к интересам
нарождавшегося феодального общества. Большое значение имел конфликт иконоборцев
и иконопочитателей, вылившийся в религиозное движение в VHI-IX вв. Одним из вождей
иконопочитателей был Иоанн Дамаскин (ок. 675 - ок. 754), автор труда «Источник
знания». Первая часть этого произведения - «Диалектика» - стала основой всей
средневековой схоластики. Торжественное восстановление в 843 г. иконопочитания
празднуется Восточной церковью.
Литература. Начало
Средневековья явилось завершающим этапом ли- тературы рабовладельческого
общества. Хотя в этот период христианство утверждалось повсюду, античные
традиции были еще сильны во всех областях идеологии, особенно в поэзии.
Светские поэты того времени пересказывают античные мифы, используют античные
принципы стихосложения. При этом античная метрика используется и церковными
поэтами. Вместе с тем поэты отдают дань евангельским сюжетам.
Поскольку памятников фольклора не сохранилось, то о
народном творчестве и его особенностях судят по церковной литературе того
времени. Церковь, старавшаяся закрепить свою победу над язычеством,
использовала народные верования, язык и песни, т. е. церковная поэзия
пользовалась народным языком. Сложился стихотворный размер, получивший название
народного стиха. Лириком этого периода был Роман Сладкопевец, писавший народным
языком, размером, близким народным песням, его гимны стали популярны в
православной церкви. Его считают самым крупным поэтическим дарованием Византии.
Появились эпические песни о борьбе с внешними врагами,
прославлявшие героизм защитников своей земли. На их основе впоследствии была
написана феодальная поэма о Лигенисе Акрите. Борьба народных масс против
феодальной эксплуатации находила отражение в устном творчестве. Сохранились
обрывки так называемого животного эпоса, формой которого народ пользовался для
сатирического изображения господ.
Период VII-IX вв. характеризуется резким сокращением
количества сохранившихся литературных памятников, а также ослаблением античной
традиции. Сокращение письменных литературных источников объясняется не
одичанием Византии, а острой классовой борьбой, происходившей в период
становления феодализма и сопровождавшейся религиозным изуверством. В связи с
окончательной победой православия сохранилась практически только богословская
литература. Ее представляли: Косма Магомский (VIII в.) - один из крупнейших
церковных песнопевцев, Иоанн Дамаскин, приобретший также славу канонами. (Канон
(греч. kanon - правило) - вид религиозного гимна; состоит из 9 «песней».)
Столпом иконопочитания был Феодор Студит (759-826) -
автор канонов, гимнов и эпиграмм из монашеской жизни. К этому времени
изменились формы религиозных произведений, в том числе песнопений. Гимн
сменился каноном, отличающимся манерностью, искусственностью, далеким от языка
и ритма народных песен.
Но не прекращалось и светское поэтическое творчество.
Особенно важное значение имеет так называемый «Мириобиблон» (греч. множество
книг), состоящий из своего рода аннотаций к 280 античным и ранневизантийским
произведениям с комментариями. «Мириобиблон» - своеобразная энциклопедия с
элементами хрестоматии. Автором этого сборника был патриарх Фотий (ок. 810 или
ок. 820-890). Служение церкви он сочетал с плодотворной деятельностью
просвещенного мецената, покровителя наук и искусств, поклонника и знатока
античной культуры. «Мириобиблон» включает труды по философии, богословию,
медицине, сочинения историков и любовные романы, описание путешествий и
ораторские произведения. Ценность труда Фотия неизмеримо возрастает, поскольку
многие ныне утраченные сочинения античных авторов дошли до нас лишь из этого
труда. Критические оценки Фотия считаются первым примером литературной критики
в эпоху Средневековья. Это светское течение византийской литературы отличает ее
от целиком богословской литературы Запада.
Народное творчество этого периода испытало влияние
славянской колонизации. Ряд пословиц, поговорок прочно вошли в быт византийцев
из славянского фольклора.
Изобразительное искусство и архитектура. Искусство
Византийской империи в силу исторических особенностей развития страны было
сложным. В формировании и развитии искусства большую роль сыграли различные
народы, населявшие империю.
Представления о священном характере политической
организации государства отразились в искусстве Византии и определили
подавляющее преобладание религиозной тематики и отвлеченный характер искусства.
В то же время развитие искусства сочеталось с греко-римскими художественными
традициями, широко вошедшими в качестве наследия в культуру Византии.
Наивысший расцвет искусства Византии приходится на
время правления императора Юстиниана (482 или 483-565), когда империя достигла
размеров, почти равных старому Римскому государству. При Юстиниане византийское
искусство приобретает полную самостоятельность. Искусство отразило в своих
образах государственные и религиозные идеи, а также богатство Византийской
империи. Своеобразие официального искусства времени Юстиниана - это показ
дворцовой жизни как пышного церемониала, театрально-торжественного культа. Во
дворце Холка в Константинополе был создан цикл мозаик, в которых изображены
военные триумфы византийских полководцев. Конная статуя Юстиниана была установлена
на одной из площадей столицы. Изображения этой статуи императора сохранились на
русских иконах.
К числу выдающихся памятников середины V в. относится
мавзолей Галлы Плакидии в Равенне. Это усыпальница византийской принцессы,
дочери императора Феодосия. Усыпальница с куполом (относится к восточному типу
сооружений) имеет массивные формы, у нее непроницаемые стены, низкие коробовые
своды, сохраняющие склепный полумрак. В то же время стены этой усыпальницы
украшала внизу драгоценная мраморная облицовка самых нежных оттенков. Верхняя
часть стен сверкает мозаиками с пышным растительным орнаментом. Над входом в
усыпальницу - мозаика, выполненная в светлых тонах с изображением Христа в
образе пастуха среди овец на фоне пейзажа. В центре купола - символический
крест, на стенах - фигуры мучеников на голубом фоне выделяются ясными силуэтами
и похожи на древних учителей-философов. Таким образом, в усыпальнице Галлы
Плакидии основы античного художественного мировоззрения еще не вполне были
преодолены.
В столице Византии, в Константинополе, оформился
выдающийся единый архитектурный ансамбль: Ипподром, Большой дворец с полом,
выложенным мозаиками, и центральное здание города - храм святой Софии (строился
в 532-537). Это главный памятник не только этой эпохи, а всей византийской
истории. Ипподром был не только местом спортивных состязаний, но и единственным
местом, где народ мог общаться с правителями.
Храм Софии выстроен малоазиатскими архитекторами
Анфимием из Тралл и Исидором из Милета. Затем здание было уничтожено огнем и
вновь возведено на одном из холмов Константинополя. По форме это купольная
базиликам основной художественный замысел раскрывается в интерьере собора,
представляющем собой квадратный в плане зал, увенчанный колоссальным, как бы
парящим в воздухе куполом. Диаметр купола 31,4 м'. К этому куполу с двух сторон
примыкают постепенно повышающиеся полукупола. Стены облицованы мраморными
плитами разных цветов и мозаиками. Особенность художественного оформления храма
- сочетание пышности с ощущением безграничности пространства. Своими размерами
и смелостью строительных приемов этот храм превосходит все другие здания.
Поражает храм Софии и художественным совершенством - слитыми воедино двумя
типами раннехристианской архитектуры - купольным и продольным. В то же время
это целое многообразно по значению. Купол содержит героическое, имеет
космическое значение подобия мира, но вместе с тем осеняет место собрания
общины, т. е. живых людей. Считается, что ни в одном здании древности величие
мира не давалось в таком соотношении с человеческим, как в Софии.
Наряду с созданием крупных городских центров
развивались местные художественные традиции, благодаря чему находили выражение
национальные особенности. Памятники архитектуры создавались в монастырях и
селениях Сирии, Малой Азии, Египта.
Одновременно со сложением ранневизантийского храма
складывается стиль стенной живописи. Ее излюбленной техникой стала мозаика,
берущая истоки в античности. Византийские мозаичисты пользовались всем
богатством красочного спектра. В их палитре нежноголубые, зеленые и яркосиние
краски, бледнолиловые, розовые и красные разных оттенков. Наибольшей силы
мозаика достигает благодаря слиянию цветовых пятен смальты с золотым фоном.
Византийцы любили золото: оно имело для них значение и как символ богатства и
роскоши, и как самый яркий из всех цветов.
Для Византии светское искусство было редкостью. В
мозаиках церкви св. Виталия (Сан-Витале) в Равенне выделяются две сцены: на
одной представлены император Юстиниан и епископ Максимиан в сопровождении
свиты, на другой - жена Юстиниана, императрица Феодора. Перед нами яркая
галерея образов придворных - выразительны их портреты. И если молодой император
несколько идеализирован, то второстепенные персонажи как бы выхвачены из жизни:
у епископа щетинистые редкие волосы, у монаха костлявое, жилистое лицо и взгляд
фанатика, у придворного тупое и заплывшее жиром лицо.
Портретные образы в равеннской мозаике претворены в
торжественную процессию - в ней император приобщается к неземному величию.
Император занимает центральное положение. В легком повороте его фигуры и
направлении рук у него и его спутников выражен духовный порыв - фигуры не
ступают по земле, а как бы парят, проплывают. Этому впечатлению содействуют
стройные, чрезмерно вытянутые пропорции фигур. Византийский мастер прежде всего
стремился выразить богоподобный характер императорской власти.
В Никое сохранилась фреска, известная как «Никейские
ангелы». Перед нами образ ангела - полубога-получеловека. У ангелов тяжелые
парчовые одежды императорских телохранителей. Фигуры застывшие, мало
выразительные, но лица исполнены удивительного обаяния. По оценке
искусствоведов, эти мозаики с недавно раскрытыми мозаиками храма Софии в
Константинополе - самые возвышенные из всех известных созданий
ранневизантийской живописи. Своей жизненностью «Никейские ангелы» не уступают
лучшим античным портретам: нежный овал лица, открытый лоб, свободно откинутые
волосы, большие глаза, удлиненный нос и маленькие губы. Все это претворено в
образ одухотворенной красоты.
К VII в. относятся мозаики церкви св. Димитрия в
Солуни. По сравнению с описанными выше никейскими и равеннскими мозаиками они
уже представляют другой художественный мир. Хотя лица сохраняют портретные
черты, вся композиция как бы застыла: неподвижны все фигуры, не связаны друг с другом,
симметричны - это и юный святой с огромными, расширенными глазами, и оба
дарителя, и представители светской и духовной власти - епископ, префект.
Персонажи лишены лирического подъема, они почти идолы, предметы суеверного
поклонения. Их фигуры напоминают каменные столбы - византийское искусство как
бы возвращается к самой первоначальной стадии.
Отмеченная противоречивость ранневизантийского
искусства подготовила возникновение иконоборчества - социально-политического и
религиозного движения в Византии в VIII-IX вв., направленного против культа
икон. В искусстве борьба выразилась в отрицании правомочности священных
изображений, т. е. икон, а также в уничтожении иконоборцами памятников
церковного искусства. В своих произведениях иконоборцы развивали нерелигиозные
мотивы: в храмовых росписях изображали птиц, животных среди растительности,
архитектурные мотивы; в светских зданиях-дворцах мазанковые росписи прославляли
победы императоров или изображали придворные церемонии.
Победа иконопочитателей означала поражение
художественного свободомыслия и дальнейшее подчинение искусства церкви.
Пятьдесят лет иконоборчества глубоко отразились в жизни византийского общества.
Только в 787 г. в Никое, а не в столице собрался Седьмой Вселенский собор, на
алтарем был сформулирован и провозглашен догмат об иконопочитании.
Непревзойденный образец монументального искусства
Византии середины IX в. - мозаика Софии Константинопольской. Величественная,
сидящая в спокойной позе огромная фигура Марии с младенцем на руках -
воплощение возвышенной одухотворенности. Стоящий рядом архангел Гавриил
поражает сходством с ангелом, он воплощение земной и одновременно небесной
красоты.
Ранневизантийское монументальное искусство дополнялось
памятниками прикладного искусства, т. е. искусства малых форм. Так, в Равенне
это резьба, украшавшая капители колонн; кресло Максимиана с рельефами из
слоновой кости и др. Дошли до наших дней скульптуры V- VI вв. из слоновой
кости, которые называются консульскими диптихами. Часто на них изображены
цирковые сцены.
Прекрасным образцом прикладного искусства является
кипрское блюдо «Обручение Давида», в котором черты византийского
монументального стиля сочетаются с классическими. Построение отличается
торжественным спокойствием и симметрией. В центре - священник, слева - Давид,
справа - его невеста. Группу окаймляют два изящных флейтиста, похожих на
пастушков в пасторалях. Вся композиция прекрасно вписана в круглое обрамление.
На фоне группы - портик, он не только поддерживает фигурную композицию, но и
выделяет центральную фигуру. Такой связи фигур с архитектурой, как отмечают
искусствоведы, античность не знала.
Миниатюра Раннего Средневековья, несмотря на
приверженность античным образцам, в то же время несет печать отвлеченности художественных
образов. Иконопись древнейшего периода свидетельствует о переходе от
индивидуального античного портрета к символическому изображению святых.
Музыка. Музыкальное искусство Византии восходит к
персидской, коптской, еврейской, армянской песенности, а также позднегреческому
и римскому мелосу'. По мере развития контактов с другими народами в музыку
Византии проникали элементы сирийской, славянской, арабской музыкальной
культуры. В литературных источниках упоминается о странствующих певцах-музыкантах.
Светская музыка, звучавшая при императорском дворе, была пышного стиля,
возвеличивавшая византийский «дворцовый деспотизм'».
Большое развитие получили приветственные
возгласы-славословия на стихотворные тексты, застольные величальные песни в исполнении
хоров. Их часто сопровождали орган и трубы. Была известна инструментальная
музыка (ансамблевая) цимбалистов и трубачей.
Из нотированных памятников до нас дошла только
культовая музыка, бывшая чисто вокальной и одноголосой. Широкое распространение
в Византии получили гимны - религиозно-философская песенная лирика, сочетавшая
мистику с эмоциональным содержанием. Расцвет византийского гимнотворчества
относят к V-VI вв.; наиболее известный поэт и музыкант - автор гимнов Роман
Сладкопевец, родом из Сирии. Знаменитым автором гимнов был Иоанн Дамаскин. Его
лучшие гимны собраны и сгруппированы по восьми гласам в известнейшем «Октонхе».
С IX в. центром гимнотворчества стал Студитский монастырь в Константинополе,
где трудился распевших монах Феодор Студит.
До IX в. византийская музыка играла в Европе видную
роль. Она проникала в Рим, Франконию, Южную Италию, Ирландию.