Глава IV. Период Македонской
династии и династии Комнинов
Образование и научные знания. Оформление феодальных
отношений обусловило стремление господствующего класса все культурное наследие
прошлого и прежде всего античные традиции приспособить к своим интересам. В
период Македонской династии (842-1057) и династии Комнинов (1057-1204) в
византийской столице вновь пробуждается интерес к классической литературе и
философии. Анна Комнин, одна из образованнейших женщин своего времени, изучала
Гомера, в подражание древним сама сложила поэму, прославляющую отца, Алексея
Комнина. В XI-XII вв. значительный рост переживает светское образование,
основанное на античных традициях. В Константинополе в XI в. возрождается
университет - центр светского образования для всей империи. На юридическом
факультете университета изучали римское право, латинский язык, византийскую
юриспруденцию, готовили судей, нотариусов, чиновников различных рангов. Все
новые идеи, проникавшие сюда, сурово пресекались государством и церковью.
В византийской науке X в. связан с созданием
обобщающих произведений энциклопедического характера. При императоре
Константине VII Багрянородном (913-959) в Византии издано несколько больших
сборников и энциклопедий, в числе которых историческая, сельскохозяйственная,
медицинская и ветеринарная. Эти энциклопедии составлены преимущественно из
произведений античных авторов, но в систематизации, подборе и обработке
материала отображается перелом культуры, вызванный переходом к феодализму.
Около 975 г. была составлена литературная энциклопедия, содержавшая сведения об
античных и византийских авторах - Суда*, содержащая около 30 тыс. статей,
расположенных в алфавитном порядке: объяснения античных реалий, биографические
заметки, цитаты из древних и ранневизантийских авторов и т.п. материалы. (Слово
«Суда» до XX в. принималось за имя автора и читалось как Свида; теперь
полагают, что Суда обозначает «оплот», «твердыню» знаний).
Византийская наука сохранила его.
Современники-византинисты и по сей день черпают из него разнообразные сведения.
Большой материал для изучения истории византийской
культуры этой эпохи дают мемуары крупнейшего византийского ученого и писателя
XI в. Михаила Пселла (1018 - ок. 1078 или ок. 1096) - автор «Хронографии»,
жизнеописаний императоров, которых он знал. Ему же принадлежит обзор
«квадривиум» - курса светского образования, включающего четыре предмета:
арифметику, геометрию, астрономию и музыку. Эта работа М. Пселла в XVI в. была
переведена на латинский язык; особенно она повлияла на развитие в Западной
Европе математики.
В области медицинской науки в этот период развивались
исследования по фармакологии, уходу за новорожденными детьми, свойствам пищи.
Представлены сочинения о животных, птицах и др. В области исторических наук в
X- XII вв. произведения византийских авторов носили преимущественно характер
хроник и мемуаров, хотя в них использовались приемы античной стилистики.
На XI-XH вв. приходится наибольшая интенсивность
философских дискуссий, что обусловило более раннее по сравнению с Западом
разложение схоластики. Ведущие представители византийской философии XI в. -
Михаил Пселл и Иоанн Штал (2-я пол. XI в.). Они пытались отделить философию от
богословия, хотя оставались на позициях идеализма.
Литературная жизнь. В этот период литературная жизнь
Византии переживает оживление. Ее представители - Константин VII Багрянородный,
Симеон Метафраст, приспосабливающие культурное наследие к интересам
господствующей элиты. Особенностью общественной жизни Византии было развитие
городов, что предопределяло и большую роль их светской жизни. В XI в. виднейшим
представителем придворной литературы был Михаил Пселл - плодовитый писатель,
перу которого принадлежали сочинения по истории, богословию, математике; он
автор стихотворений, од и эпиграмм, тонкий стилист. В «Хронографии» им даны
яркие характеристики, что свидетельствует о наблюдательности историка-реалиста.
Следует отметить Феодора Продрома (ок. 1100 - ок. 1170), использовавшего в
некоторых своих произведениях разговорный язык того времени. Ему принадлежат
любовный роман в стихах «Роданфа и Досикл», драматичнское стихотворное
подражание пародийной греческой поэме «Война мышей и лягушек» и др.
Широкое распространение получили в придворных кругах
прозаические и стихотворные романы. Однако большинство из них написано
высокопарным, напыщенным стилем, с обилием цитат из античных авторов.
В литературе этого периода появились произведения,
отражавшие взгляды и настроения провинциальной феодальной знати и различных групп
городского населения. Талантливым произведением признана сатира «Тиларгон» - о
нравах и обычаях Византии XII в. Народное' творчество Х-ХН вв. представлено
эпическими, лирическими и сатирическими произведениями, главным образом
стихотворными.
Изобразительное искусство и архитектура. В середине IX
- середине XI вв. наблюдается расцвет византийского искусства, который условно
называется Македонским Возрождением, что было связано с усилением
экономической, политической, военной и международной мощи феодализировавшейся
Византии. Середину XI-XII вв. определяет «комниновский» период, но
архитектурные памятники этих двух периодов составляют единую группу, несмотря
на различия в типах и местных стилистических направлений.
В церковной архитектуре базилика как форма культового
здания в виде удлиненной постройки к этому времени отживала свой век. Ее место
стал занимать крестово-купольный храм, имевший в плане форму креста с равными
ветвями и куполом в центре. Становление крестово-купольной архитектуры было
длительным и сложным процессом - от создания шедевра архитектуры храма св.
Софии в VI в. до X в. В X-XII вв. крестово-купольное зодчество стало
доминировать как в самой Византии, так и в сопредельных с ней странах.
Появляются новые тенденции - сокращаются масштабы
храма. Грандиозные храмы для народа уходят в прошлое. Распространение получают
сравнительно небольшие церкви, предназначенные для городского квартала,
сельского прихода, монастыря или замка. Другая тенденция - храм одновременно
растет в высоту, изменяются пропорции здания - вертикаль становится
преобладающей Идеей. Устремление ввысь дает новое эмоциональное и эстетическое
наполнение культовому зодчеству. Третье новшество - до этого периода главную
роль в культовых сооружениях играло внутреннее пространство, купол смотрелся
изнутри и символизировал Вселенную. В XI-XII вв.
все большее значение приобретает внешний вид храма.
Замкнутые, с широкими нерасчлененными гладкими плоскостями, закрытые фасады и
стены сменяются новыми архитектурными формами экстерьера: фасады членятся,
украшаются легкими колоннами и полуколоннами, растет число узких и длинных
проемов, впервые появляется асимметрия. Художественная выразительность здания
значительно увеличивается благодаря внешнему декору.
Широко применяют облицовку фасадов разноцветным
камнем, кирпичным узорочьем, декоративным чередованием слоев красного кирпича и
белого раствора. Благодаря цвету создается совершенно новый художественный
облик храмов. Сложившись окончательно в XI в., этот стиль достиг апогея в XII
в.
Впервые новый тип храма был воплощен в новой базилике
Василия Македонянина «Новая церковь» («Пса», 881). Современники отмечали, что
храм-базилика был украшен, как невеста. Он имел пять куполов и белую колоннаду
снаружи. Мозаики располагались по строго определенному церковно-догматическому
плану, отражая тему иерархии феодального общества. Церковь признается
классическим памятником этого периода. Эта базилика не сохранилась, но ее
повторения получили распространение по всему византийскому миру, в том числе и
в России.
Старые и новые формы культового зодчества на большей
территории империи сосуществовали долго. К XI в. относятся такие памятники
архитектуры, как храм Католиком в монастыре Хосиос Лукас в Фокиде и монастырь
Дафни близ Афин, предоставляющие собой варианты крестово-купального храма.
Собор монастыря Хосиос Лукас был воздвигнут императором Василием 11 (958-1025),
прозванным Болгаробойцем (в прославление своих военных побед над болгарами), и
неоднократно достраивался. Примерами классического варианта крестово-купольного
храма являются церковь Богоматери в Со- луни (1028), церковь Феодоры в Афинах (1049),
церковь Пантелеймона в Солуни (ХШ в.).
В искусстве с X-XI вв. начинает господствовать пышная
декоративность. Торжественный монументализм все чаще соединяется с усложненной
символикой. В живописи и архитектуре утверждаются строгая рассудочность, симметрия.
На фресках и мозаиках храмов преобладает уравновешенность линий и движений
человеческих фигур. В таких храмах купол ставится на высокий цилиндрический
барабан и обособляется, храм по существу состоит из самостоятельных объемов и
пространственных ячеек. Вместо ажурности, игры светотени, просветов теперь
застылая масса, гладкие и непроницаемые стены. Большинство храмов XI-XII вв.
суровы, величественны и строги.
В решении задачи подчинения человека догматам
православия значительную помощь оказала архитекторам монументальная живопись.
Если в ранневизантийской живописи чередовались символические и
Легендарно-исторические темы, то теперь живопись подчиняется догматике.
Особенно большое значение предается изобразительным мотивам. Церковная роспись складывается
в законченную систему, освященную авторитетом церкви. Все византийские храмы
XI-XII вв. украшаются по раз и навсегда выработанной схеме.
Средневизантийская система росписи сохранила традиции
старой символики: купол - олицетворение неба, поэтому его украшает пребывающий
на небе и взирающий оттуда на землю Вседержитель. По четырем стенам от него
располагаются четыре ангела как хранители четырех стран света. Четыре паруса
купола украшают евангелисты, разнесшие по всем странам света учение Христа.
Святые выстраиваются внизу как бы хороводом вокруг центрального изображения.
Стены опоясывают росписи эпизодов священной истории.
Мы видим, что живописная система росписи XI-XII вв.
проникнута идеей чиноначалия, пронизывающей все византийское мировоззрение того
времени. В росписях Христос все больше уподобляется самодержцу, ангелы -
телохранителям, святые - придворным. Как царица небесная в красных сапожках
византийской императрицы восседает на троне Богоматерь. Таким образом, вся
система росписи представляет пирамиду, увенчанную огромной фигурой Христа,
утверждающего извечность этого порядка.
Стилизованные архитектурные ансамбли, фантастические
пейзажи фона делаются все более абстрактными и зачастую заменяются золотыми или
пурпурными плоскостями. Творчество художника становится безликим, оно сковано
традицией и церковным авторитетом.
Церковное богослужение превратилось в Византии в
пышную мистерию. Через магическую силу искусства церковь пыталась идейно
воздействовать на массы народа.
В XI-XII вв. наблюдается подъем в искусстве иконописи,
хотя и здесь был выработан ряд постоянных условных художественных средств.
Бесплотные фигуры охвачены единым строгим контуром, свет как бы пронизывает
лики и одеяния персонажей, преображая человеческое тело; фоном, как правило,
служило золото. Однако о том, что в эти годы не иссякла творческая энергия
византийских мастеров, можно судить по шедевру византийской иконописи - иконе
Владимирской Богоматери. Это произведение художника столичной школы, выполненное
для русского князя. Икона относится к редкому в Византии так называемому типу
умиления. Щечкой к матери прижимается изображенный на иконе младенец. Она
смотрит перед собой проникновенным взглядом, как бы не замечая ласки сына.
Взгляд ее исполнен материнской тревоги. Владимирская Богоматерь своей глубокой
жизненностью не уступает «Никейским ангелам». Но она строже и в ее глазах
больше назидания.
Искусствоведы полагают, что в решении темы материнства
византийские мастера не только продолжили античное искусство, но пошли дальше.
В искусстве древности эта тема была развита мало, в произведениях на эту тему
нет такой близости между матерью и младенцем, как в византийской Богоматери.
Мастер создал образ общечеловеческого значения.
Другая византийская икона XII в. - «Григорий
Чудотворец». У святого суровое аскетичное лицо, оно мужественно и спокойно,
взгляд глубокий.
Прикладное искусство и миниатюра представлены двумя
направлениями - образцами придворного официального искусства и произведениями
для более демократических кругов населения.
Изделия из слоновой кости и камня, художественное
стекло и ткани, икона, керамика были широко распространены в пределах империи.
Славились высоким мастерством многокрасочные перегородчатые эмали.
Большого мастерства византийцы достигли в обработке
золота. Это огромные кубки, усыпанные драгоценными камнями, тяжелые ризы на
иконах, оклады богослужебных книг. Перегородчатая эмаль византийцев соперничала
по красоте с мозаикой. Во всем средневековом мире славились византийские
парчовые ткани. Прикладное искусство Византии одухотворено: блеск золота,
прозрачность хрусталя, сверкание драгоценных камней - все это подчинялось
задачам художественной выразительности и гармонии. Византия прочно сохраняла традиции
производства стекла, унаследованные от позднеантичной эпохи. Из стекла
изготовляли лампы, лампады, чаши, рюмки, кувшины, украшения. Любимым цветом для
посуды был насыщенный синий в сочетании с золотом, фиолетовый и
светло-пурпурный, в сочетании с серебром. Византийское стекло распространилось
по всей Европе.
Поразительной высоты достигло в Византии искусство
резьбы по слоновой кости. Пластинки из этого драгоценного материала служили
иконками, украшали переплеты книг, шкатулки. И в мелких произведениях
византийцы умели создать впечатление величия, почти как в большом памятнике.
Так, на рельефе XII в. «Дмитрий на коне» (Хранится в Оружейной палате
Московского Кремля) Дмитрий представлен как победитель, триумфатор. Очертание
коня, всадника и его плаща охвачено единой плавно изгибающейся линией - такая
слитность была незнакома античному искусству. Линейный ритм придает победителю
особую одухотворенность.
Музыка. В конце X в., когда Киевская Русь приняла
христианство, византийское влияние проникает в древнерусское церковное пение.
Но в связи с общей эволюцией Византии, ее политического строя и культуры с
этого времени намечается постепенный упадок музыкального искусства: сникает
импровизаторство, статичность и застылость образов преобладают в культовой
музыке. В XII-XIV вв. в период поздневизантийского феодализма господствует
внешняя красочная орнаментальность.