ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО

КРЕДИТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Глава 22

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО КРЕДИТА В

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

§ 1. Понятие и значение государственного и муниципального кредита.
Формы государственного кредита

Одним из институтов финансовой системы России является
кредит, в том числе государственный и муниципальный кредит.
Последний в процессе воспроизводства на стадии обмена обеспе-
чивает финансовые потребности государства и муниципальных
образований на условиях возвратности, срочности и платности.
Кредитные отношения возникают по поводу получения или
предоставления денежных средств. Государственный и муници-
пальный кредит обеспечивает аккумуляцию временно свободных
денежных средств граждан и организаций. В отличие от общест-
венных отношений, возникающих при банковском кредитовании
и регулируемых нормами гражданского права, общественные от-
ношения, складывающиеся в процессе государственного (муни-
ципального) кредита, являются в значительной мере предметом
правового регулирования финансового права.

Ранее справедливо отмечалось, что основным источником до-
ходной части бюджета страны выступают налоги. Наряду с нало-
гами важнейшим инструментом привлечения дополнительных
Денежных ресурсов в бюджет государством является государст-
венный (муниципальный) кредит. В юридической и экономичес-
кой литературе принято отмечать различие этих двух видов источников доходов для бюджета. Это различие заключается в том
что государственный кредит носит добровольный и договорный
характер, а налог — односторонний и принудительный характер.
Если уплата налога влечет за собой уменьшение собственных
средств налогоплательщика, то при предоставлении средств взай-
мы государству такого уменьшения не происходит, поскольку у
кредитора остается документ, подтверждающий его право требо-
вать возврата данных средств у государства. Полученный государ-
ством налог не влечет за собой каких-либо обременении для него,
встречного требования1. Следовательно, использование государст-
вом займов в дальнейшем требует от последнего принятия соот-
ветствующих мер для возврата привлеченных таким образом
средств. Привлекаемые средства, как отмечалось ранее, направ-
ляются для погашения бюджетного дефицита, соответственно и
средства бюджета служат источником погашения государствен-
ной задолженности. Следовательно, государство должно будет в
дальнейшем повышать налоги, служащие основным источником
доходов бюджета страны. Таким образом, «заем — средство воз-
ложить государственные расходы на будущее поколение»2. В этой
связи представляется, что проведение государственных займов
предпочтительнее, чем использование таких методов, как по-
вышение налогов или эмиссия. Вместе с тем, необходимо иметь в
виду, что успех финансовой политики государства заключается в
умелом сочетании этих двух инструментов для пополнения доход-
ной части бюджета. М.Ф. Орлов справедливо подчеркивал, что
«вся наука финансов состоит в том, чтобы оба сии средства... по-
ставить в совершенное равновесие таким образом, чтоб налоги не
вредили кредиту, а кредит облегчал налоги»3.

Государственный (муниципальный) кредит может быть оха-
рактеризован как экономическая и правовая категории.

Государственный (муниципальный) кредит как экономичес-
кая категория представляет собой систему денежных отношений,
возникающих в связи с привлечением государством на доброволь-
ных основах для использования временно свободных денежных
средств граждан и хозяйствующих субъектов. Государственный
(муниципальный) кредит как правовая категория — это самосто-
ятельный институт финансового права, представляющий собой

совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общест-
венные отношения, складывающиеся в процессе привлечения го-
сударством и муниципальными образованиями временно свобод-
ных денежных средств юридических и физических лиц на усло-
виях добровольности, возвратности, срочности и возмездности в
целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денеж-
ного обращения.

Государство и муниципальные образования используют дан-
ный кредит для обеспечения постоянного процесса финансирова-
ния своих потребностей. Полученные таким образом средства по-
ступают в распоряжение органов государственной и муниципаль-
ной власти, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы.
Они направляются на покрытие бюджетного дефицита. В после-
дующем источником погашения государственных и муниципаль-
ных займов и выплат процентов по ним выступают средства бюд-
жета.

Как экономическая категория, государственный кредит нахо-
дится на стыке двух видов денежных отношений — финансов и
кредита и, как следствие, несет в себе основные черты и финан-
сов, и кредита. В качестве звена финансовой системы с помощью
государственного кредита государство формирует и использует
централизованные денежные фонды государства.

Как один из видов кредита, государственный кредит имеет ряд
специфических черт, к которым можно отнести: 1) добровольный
характер этих отношений; 2) возвратный и платный характер;
3) в отличие от банковского кредита, где в качестве обеспечения
выступают материальные ценности, при заимствовании средств
государством обеспечением кредита служит все имущество, нахо-
дящееся в его собственности; 4) привлекаемые в результате госу-
дарственного кредита средства имеют специфический целевой ха-
рактер — они направляются на погашение бюджетного дефицита.
В то же время, на уровне субъекта РФ или муниципального обра-
зования привлекаемые таким образом средства могут иметь четко
выраженную целевую направленность; 5) государственный кре-
дит носит срочный характер. В БК РФ оговорено, что государст-
венные и муниципальные долговые обязательства не могут пре-
вышать соответственно 30 и 10 лет.

Важностью возникающих в процессе функционирования госу-
дарственного (муниципального) кредита общественных отноше-
ний обусловлено их правовое регулирование.

Правовой основой государственного кредита, в первую оче-
редь, является Конституция РФ, где в ч. 3 ст. 104 говорится, что

 «законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от
их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении фи-]
нансовых обязательств государства, другие законопроекты,
дусматривающие расходы, покрываемые за счет федерально!
бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения
Правительства Российской Федерации». Часть 4 ст. 75 Конститу|
ции РФ гласит, что государственные займы выпускаются в поряд!
ке,  определяемом федеральным законом, и размещаются
добровольной основе. Помимо конституционных норм правовую
основу государственного кредита с 1 января 2000 г. образуют ее
ответствующие нормы БК РФ (гл. 14 и 15), ГК РФ (§ 1 гл.
ежегодно принимаемые законы о федеральном бюджете на соот
ветствующий   год,   федеральные   законы   «О   рынке   ценныэ
бумаг»1, «Об особенностях эмиссии и обращения государственные
и муниципальных ценных бумаг»2, «О порядке перевода госуда^
ственных ценных бумаг СССР и сертификатов Сберегательно!
банка СССР в целевые долговые обязательства Российской Феде
рации»3, а также иные законы и подзаконные нормативные акты«1
Источником права являются также некоторые нормы междунаЛ
родного права, содержащиеся в международных договорах и сен
глашениях о предоставляемых или получаемых Российской Фа*|
дерацией кредитах, гарантиях и поручительствах.

Вопросы государственного кредита конкретных субъектов РФ|
а также муниципального кредита регулируются, помимо БК РФ|
также конституциями и уставами субъектов Федерации, а также
уставами конкретных муниципальных образований.

Анализ правовой основы данного института финансового;
права позволяет сделать вывод о его комплексном, межотрасле\
вом характере. Государственный (муниципальный) кредит вклю-[
чает нормы финансового, гражданского и международного
права.

Предметом правового регулирования финансового права явля-1
ются общественные отношения, складывающиеся, как отмеча-]
лось ранее, в процессе привлечения, размещения государством
(муниципальными образованиями) дополнительных с]шнансовых

ресурсов физических лиц и организаций на принципах добро-
вольности, возвратности и возмездности для покрытия бюджетно-
го дефицита, а также отношения по погашению государственного
(муниципального) долга.

Функционирование государственного кредита ведет к образо-
ванию государственного долга, под которым понимаются долго-
вые обязательства России перед физическими и юридическими
лицами, иностранными государствами, международными органи-
зациями и иными субъектами международного права. Государст-
венный долг полностью и без условий обеспечивается всем нахо-
дящимся в федеральной собственности имуществом, составляю-
щим государственную казну (ст. 97 БК РФ).

Государственный долг подразделяется на капищалъный и те-
кущий. Капитальный государственный долг представляет собой
всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств
государства, включая проценты, которые должны быть уплачены
по этим обязательствам. Текущий долг составляют расходы по вы-
плате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам госу-
дарства и по погашению обязательств, срок оплаты которых на-
ступил.

В зависимости от субъектов-кредиторов государственный долг
делится на внутренний и внешний.

Кредиторами по внутренним займам преимущественно высту-
пают физические и юридические лица, являющиеся резидентами
данного государства. Внутренние займы выпускаются в нацио-
нальной валюте. Для привлечения средств эмитируются ценные
бумаги, пользующиеся спросом на национальном фондовом
рынке. Для дополнительного поощрения инвесторов используют-
ся различные налоговые льготы. БК РФ в ст. 89 определяет госу-
дарственные внутренние заимствования как займы, привлекае-
мые от физических и юридических лиц, иностранных государств,
международных финансовых организаций в валюте РФ, по кото-
рым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или га-
ранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в валюте РФ.

Внешние займы размещаются на иностранных фондовых рын-
ках в валюте других государств. При размещении таких займов
учитываются специфические интересы инвесторов страны разме-
щения. Внешние заимствования РФ законодатель определяет как
займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, ино-
странных государств, международных финансовых организаций
в иностранной валюте, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов други-
ми заемщиками, выраженные в иностранной валюте.

Заемные средства мобилизуются в основном двумя способами:

— размещением долговых ценных бумаг;

— получением кредитов у специализированных финансово-
кредитных институтов.

В зависимости от того, у какого субъекта возникают долговые
обязательства в результате заемной деятельности, различают обще-
государственный долг Российской Федерации, государственный
долг субъекта Российской Федерации и муниципальный долг.

Государственный (муниципальный) кредит, а также долговые
обязательства, образующие государственный долг Российской
Федерации, могут выступать в форме:

— кредитных соглашений и договоров, заключенных от
имени РФ как заемщика, с кредитными организациями, ино-
странными государствами и международными финансовыми ор-
ганизациями;

— государственных займов, осуществляемых путем выпуска
ценных бумаг от имени РФ;

— договоров и соглашений о получении Российской Федера-
цией бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других
уровней бюджетной системы РФ;

— договоров о предоставлении Российской Федерацией госу-
дарственных гарантий;

— соглашений и договоров, в том числе международных, за-
ключенных от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации дол-
говых обязательств РФ прошлых лет (ст. 98 БК РФ).

В соответствии с БК РФ долговые обязательства могут носить
краткосрочный (до 1 года), среднесрочный (от 1 года до 5 лет) и
долгосрочный (от 5 до 30 лет) характер. Любые долговые обяза-
тельства РФ погашаются в сроки, которые определяются кон-
кретными условиями займа и не могут превышать 30 лет.

Как уже отмечалось ранее, наряду с определением государст-
венного долга РФ законодатель в Бюджетном кодексе формулиру-
ет понятие государственного долга субъекта РФ, а также муници-
пального долга.

Так, под государственным долгом субъекта РФ понимается
совокупность долговых обязательств субъекта РФ. Государствен-
ный долг субъекта РФ полностью и без условий обеспечивается
всем находящимся в собственности субъекта РФ имуществом, со-
ставляющим казну субъекта РФ. Данные долговые обязательства
могут осуществляться в форме:

— кредитных соглашений и договоров, заключенных от
имени субъекта РФ;

— государственных займов субъекта РФ, осуществляемых
путем выпуска ценных бумаг субъекта РФ;

— договоров и соглашений о получении субъектом РФ бюд-
жетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней
бюджетной системы России;

— договоров о предоставлении государственных гарантий
субъекта РФ;

— соглашений и договоров, в том числе международных, за-
ключенных от имени субъекта РФ, о пролонгации и реструктури-
зации долговых обязательств субъекта РФ прошлых лет.

Долговые обязательства субъекта РФ не могут превышать
30 лет.

Под муниципальным долгом понимается совокупность долго-
вых обязательств муниципального образования, которые, в свою
очередь, могут существовать в форме:

— кредитных соглашений и договоров;

— займов, осуществляемых путем выпуска муниципальных
ценных бумаг;

— договоров и соглашений о получении муниципальным об-
разованием бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов
других уровней бюджетной системы РФ;

— договоров о предоставлении муниципальных гарантий.

Муниципальный долг полностью и без условий обеспечивается
всем муниципальным имуществом, составляющим муниципаль-
ную казну.

Названные долговые обязательства не могут превышать
10 лет.

Российская Федерация не несет ответственности по долговым
обязательствам ее субъектов и муниципальных образований, если
указанные обязательства не были гарантированы Российской Фе-
дерацией. Субъекты РФ и муниципальные образования также не
отвечают по долговым обязательствам друг друга, если указанные
обязательства не были гарантированы ими, а также по долговым
обязательствам РФ.

Предельные объемы государственного внутреннего долга и го-
сударственного внешнего долга, пределы внешних заимствований
страны на очередной финансовый год утверждаются федераль-
ным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый
год с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств. Пре-
дельный размер государственных внешних заимствований РФ не


должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию
погашению государственного внешнего долга страны. Так, в соот*|
ветствии с Федеральным законом «О Федеральном бюджете на
2001 год» верхний предел государственного внешнего долга Р<
предусмотрен в сумме 148,2 млрд долл. США1, в то время как
2000 г. он составлял 158 млрд долл.

Органы государственной власти и органы местного самоуправ^
ления обязаны использовать все полномочия по формировали!
доходов бюджетов всех уровней для погашения долговых обяза|
тельств и обслуживания государственного и муниципальног
долга РФ. В этой связи важным является вопрос о деятельное!
названных органов по управлению государственным и муници^
пальным долгом.

Под управлением государственным и муниципальным долгол
понимается совокупность мероприятий государства и мунициН
пального образования по выплате доходов кредиторам и погаше-1
нию займов, а также порядок, условия выпуска (выдачи) и разме-]
щения долговых обязательств РФ. Эта деятельность осуществляй
ется Правительством РФ в соответствии с законодательными ак*|
тами. Бюджетный кодекс РФ запрещает изменять условие
выпущенного в обращение государственного займа, в том числе
сроки выплаты и размеры процентных платежей, сроки обраще-]
ния (см. ст. 98 БК РФ).

К основным методам управления государственным долгол
относятся: рефинансирование, реструктуризация и пролонга-]
ция2.

2 До введения в действие БК РФ использовались такие методы управления
государственным долгом, как: конверсия, консолидация, унификация, отсрочка»]
аннулирование долга.

Под конверсией понимается изменение размера доходности займа, т.е. сни-|
жение или повышение процентной ставки дохода, выплачиваемого государством
своим кредиторам.

Государство заинтересовано в получении займов на длительные сроки. У в
личение срока действия уже выпущенных займов называется консолидацией госу-|
дарственного долга.

Совместно с консолидацией может проводиться и унификация займов,'
объединение нескольких займов в один.

Отсрочка погашения займа или всех ранее выпущенных займов проводит-!
ся в условиях, когда дальнейшее активное развитие операций по выпуску новых
займов неэффективно для государства.

Под аннулированием государственного долга понимается отказ государст~|
ва от долговых обязательств.

Выплата доходов по займам и их погашение обычно произво-
дятся за счет бюджетных средств, но в условиях постоянного
роста государственной задолженности государство может прибег-
нуть к рефинансированию, т.е. к погашению старой государствен-
ной задолженности путем выпуска новых займов. Рефинансиро-
вание неоднократно использовалось в нашей стране, в частности,
при погашении задолженности по государственному трехпроцент-
ному внутреннему выигрышному займу 1966 г., а также при вы-
пуске казначейских обязательств государства в середине 50-х гг.
Рефинансирование используется при выплате процентов и пога-
шении по внешней части государственного долга.

В настоящее время законодательством предусмотрена ре-
структуризация долга, под которой понимается основанное на
соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих
государственный или муниципальный долг, с заменой указанных
долговых обязательств иными долговыми обязательствами, пре-
дусматривающими другие условия обслуживания и погашения
обязательств. В БК РФ указывается, что реструктуризация долга
может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением)
суммы основного долга.

Обслуживание государственного долга производится Цент-
ральным банком РФ и его учреждениями, если иное не установле-
но Правительством посредством осуществления операций по раз-
мещению долговых обязательств РФ, их погашению и выплате
доходов в виде процентов по ним или в иной форме (п. 2 ст. 119
БКРФ).

Контроль за состоянием государственного внутреннего долга
РФ осуществляется парламентом страны.

Правительство РФ должно ежегодно публиковать данные о со-
стоянии государственного внутреннего долга.

Верхний предел государственного внутреннего долга устанав-
ливается высшим: представительным органом при утверждении
федерального бюджета на предстоящий финансовый год. Так, на
1 января 2001 г. государственный внутренний долг страны со-
ставляет 593,2 млрд руб., к концу года планируется сократить его
до 575,7 млрд руб.

В целях оптимизации расходов федерального бюджета на об-
служивание государственного долга РФ, своевременного выпол-
нения государством обязательств перед внутренними и внешними
кредиторами, в Министерстве финансов создается единая система
Управления государственным долгом для обеспечения снижения
стоимости обслуживания государственных заимствований (Департамент управления государственным внутренним долгом и Департамент управления государственным внешним долгом).
нистерству финансов РФ разрешено резервировать часть постуг
лений от размещения внешних и внутренних государственна
ценных бумаг на отдельном счете в ЦБ РФ с использованием этщ|
средств только для проведения операций по снижению стоимост
обслуживания государственного долга. Наряду с этим Минфк
России разрешено проводить совместно с ЦБ РФ операции
внутреннем рынке с государственными ценными бумагами, на
правленные на стабилизацию и последовательное снижение уров
ня процентных ставок. На Минфин России возложена обязав
ность обеспечить единство планирования и учета всех операций
по привлечению, погашению и обслуживанию внешних и
ренних государственных заимствований.

Характеристика государственного (муниципального) кредит^
позволяет выявить его положительные и отрицательные свойс
ва. Положительная роль данного института заключается в следу
ющем: во-первых, государство для решения возникающих про!
блем в процессе повышения доходов бюджета использует безэмис!
сионный метод путем привлечения временно свободных денелс!
ных средств населения и организаций; во-вторых, привлечение"
названных временно свободных средств для финансирования об
негосударственных задач способствует упорядочению денежног
обращения в стране; в-третьих, государственный кредит дает воз!
можность населению и организациям с экономической выгодо|~
вложить собственные денежные средства в государственные цен!
ные бумаги, являющиеся наиболее привлекательными на фондр!
вом рынке. Отрицательным результатом государственного (муни|
ципального) кредита является, как отмечалось ранее, возникно
вение государственного (муниципального) долга, которое може
привести к серьезным экономическим и политическим негатив|
ным последствиям. Неконтролируемый рост долга влечет за собо|
со всей неизбежностью и усиление налогового бремени, а так>
дополнительные непроизводственные расходы, связанные с пога-|
шением долга и процентов по нему.