ТЕМА №1. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО ГРАЖДАН НА ОБРАЗОВАНИЕ.

Рассматриваемые вопросы:

    1. Конституция РФ и Конституция РБ о праве граждан на образование.

    2. Конституционные гарантии прав граждан на образование.

    3. Общедоступность образования.

    4. Язык обучения в образовательном учреждении.

    5. Государственные образовательные стандарты.

    В системе прав и свобод человека и гражданина право каждого человека на образование занимает главенствующее положение. Впервые это право было закреплено в ч. 1 ст. 26 Всеобщей декларации прав человека 1948 года и получило свое дальнейшее развитие в ч.1 ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.

    В свою очередь Конституция РФ в ст. 43 закрепляет следующие положения:

    Каждый имеет право на образование.

    Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

    Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

    Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

    Российская Федерация устанавливает государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

    Российское государство исходя из особой значимости образования для развития интеллектуального, культурного и экономического потенциала страны, в Законе РФ от 10 июля 1992 г. "Об образовании" в редакции от 13 января 1996г. (СЗ РФ, 1996 г., №3, ст. 150) провозгласила область образования приоритетной.

    В указанном законе под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

   Названный закон закрепил также следующие принципы государственной политики в области образования:

    Гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине и семье.

     Единство федерального культурного и образовательного пространства, включая защиту и развитие системы образования, национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства.

     Общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников.

     Светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.

    Свобода и плюрализм в образовании.

    Демократический, государственно-общественный характер управления образованием и автономность образовательных учреждений.

    14 декабря 1960 г. Генеральная конференция ООН по вопросам образования, науки и культуры приняла Конвенцию о борьбе с дискриминацией в области образования (СССР и международное сотрудничество в области прав человека. Документы и материалы. М., 1989, с. 241. Россией ратифицирована). Согласно ст. 1 этой Конвенции запрещается проявление любой дискриминации в области образования, в частности: закрытие для какого-либо лица или группы лиц доступа к образованию любой степени и типа; ограничение образования для какого-либо лица или группы лиц низшим уровнем образования; создание или сохранение раздельных систем образования или учебных заведений для каких- либо лиц или группы лиц по общему правилу; создание положения, несовместимого с достоинством человека, в которое ставится какое-либо лицо или группа лиц, стремящихся к получению образования.

    Российское законодательство  не содержит дискриминационных положений. Так, согласно ст.5 Закона РФ "Об образовании" гражданам гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости. Однако на практике российские граждане сталкиваются с фактической дискриминацией в области образования. Ее существование обусловлено разными возможностями получения образования в городской и сельской местности и в разных регионах страны, неодинаковым качеством получения образования вследствие нехватки учителей в отдельных местностях и сельских районов, в различиях уровня материально-технической оснащенности образовательных учреждений и другими причинами.

    Немаловажным в условиях многонационального Российского государства является положение о том, что граждане РФ имеют право на получение основного общего образования на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах возможностей, предоставляемых системой образования. Право граждан РФ на получения образования на родном языке обеспечивается созданием необходимого числа учреждений, классов, групп, а также созданием условий для их функционирования. (см. Закон РФ от 25 октября 1991 г. №1807 -1 "О языках народов Российской Федерации" с изменениями от 24 июля 1998 г.).

    Немаловажной гарантией получения каждым гражданином РФ образования выступает государственное и (или) муниципальное финансирование образования. Государство гарантирует ежегодное выделение финансовых средств на нужды образования не менее 10% национального дохода, а также защищенность соответствующих расходных статей федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

    Доля расходов на финансирование высшего профессионального образования не может составлять менее трех процентов расходной части федерального бюджета. При этом за счет средств федерального бюджета финансируется в государственных образовательных учреждениях не менее 170 студентов на каждые 10 тысяч человек, проживающих на территории РФ. В то же время следует отметить, что на практике отмечается недофинансированность государственного и муниципального образования, что сказывается в первую очередь на качестве образования и его материально-технической базе.

    В части 2 ст. 43 Конституции РФ закреплены две важные государственные гарантии реализации права граждан на образование: общедоступность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях; бесплатность получения перечисленных видов образования в указанных образовательных учреждениях и на предприятиях. Эти гарантии характеризует их взаимообусловленность: возможность бесплатного получения вышеназванных видов образования, естественно, содействует его общедоступности. Одновременно общедоступность образования для большинства населения страны немыслима без возможности по лучить его бесплатно.

    Обязанность получения каждым основного общего образования относится к конституционным обязанностям граждан в сфере образования. Требования об обязанности основного общего образования (9 классов) применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста 15 лет, если соответствующее образование не было получено учеником ранее. Этот возраст может быть увеличен для подростков с общественно опасным поведением и для подростков с отклонениями в развитии. Устанавливается, также, предельный возраст для получения основного общего образования по очной форме обучения он составляет 18 лет.

    В РФ устанавливаются государственные образовательные стандарты, включающие федеральный и национально-региональный компоненты. Данный стандарт состоит из обязательного минимума содержания основных образовательных программ, максимального объема учебной нагрузки обучающихся, требований к уровню подготовки учеников. Порядок разработки, утверждения и введения в действие стандартов определяется Правительством РФ. Однако важно отметить, что стандарт основного общего образования устанавливается федеральным законом. Стандарты разрабатываются на конкурсной основе и уточняются не реже одного раза в десять лет также на основе конкурса, который объявляется Правительством РФ.

    Для обучающихся с отклонениями в развитии государством устанавливаются специальные стандарты. Главное социальное предназначение стандартов состоит в том, что они являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.

    Конкретизируют стандарты в нашей стране образовательные программы. Именно они определяют содержание образования определенных уровней и направленности. В образовательном процессе в настоящее время используются общеобразовательные (основные и общие) и профессиональные (основные и общие) программы.

    Действующая в стране система образования поддерживает различные формы образования, в том числе получение образования в негосударственных образовательных организациях, создаваемых в организационно-правовых формах, предусмотренных для некомерческих организаций (частные учреждения, учреждения общественных и религиозных организаций, объединений). В соответствии с законом РФ "Об образовании" образование может быть получено в следующих формах: в образовательном учреждении - в форме очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстерната.

    Государство также поощряет получение образования в форме семейного образования и самообразования с прохождением аттестации в форме экстерната в аккредитованных образовательных учреждениях соответствующего типа, а также получение дополнительного образования в учреждениях повышения квалификации, на курсах, центрах профессиональной ориентации, школах искусств, домах детского творчества и т.д.

    Согласно закону "Об образовании" семейное образование рассматривается как форма освоения ребенком общеобразовательных программ в семье.

    Принципы организации семейного образования как формы освоения ребенком общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в семье изложены в "Примерном положении о получении образования в семье", утвержденном приказом Минобразования России от 27 июня 1994 г., №225.

    Перейти на семейную форму получения образования могут обучающиеся на любой ступени общего образования. В то же время обучающийся, получающий образование в семье, вправе на любом этапе обучения по решению родителей (лиц, их заменяющих) продолжить образование в общеобразовательном учреждении.

    Отношения между общеобразовательным учреждением и родителями (лицами, их заменяющими) по организации семейного образования регулируются договором. Для осуществления семейного образования родители (лица, их заменяющие) могут: пригласить преподавателя самостоятельно; обратиться за помощью в общеобразовательное учреждение; обучать самостоятельно.

    Родители (лица, их заменяющие) информируют общеобразовательное учреждение о приглашенных ими преподавателях и определяют совместно с администрацией общеобразовательного учреждения возможности их участия в промежуточной и итоговой аттестации. Общеобразовательное учреждение осуществляет прием детей, желающих получить образование в семье, на общих основаниях по заявлению родителей (лиц, их заменяющих) с указанием выбора семейной формы получения образования. В приказе о зачислении ребенка в общеобразовательное учреждение указывается форма получения образования.

    Общеобразовательное учреждение в соответствии с договором:

    - предоставляет обучающемуся на время обучения бесплатно учебники и другую литературу, имеющуюся в библиотеке общеобразовательного учреждения;
    - обеспечивает обучающемуся методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ;
    - осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию обучающегося.

    Родители (лица, их заменяющие) совместно с общеобразовательным учреждением несут ответственность за выполнение общеобразовательных программ в соответствии с государственными образовательными стандартами, прилагают усилия к освоению обучающимися общеобразовательных программ.

    Родителям (лицам, их заменяющим), осуществляющим воспитание и образование несовершеннолетнего ребенка в семье, выплачиваются денежные средства в размере затрат на образование каждого ребенка на соответствующем этапе образования в государственном, муниципальном общеобразовательном учреждении, определяемых федеральными нормативами.

    Родители (лица, их заменяющие), осуществляющие образование несовершеннолетнего ребенка в семье, не лишаются права на получение компенсаций, установленных государственными и муниципальными органами власти на детей соответствующего возраста.

Реклама