ТЕМА 10. МЕЖДУНАРОДНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ.

Рассматриваемые вопросы:

    1. Источники международного права по вопросам образования.

    2. Международные организации в сфере образования.

    Международное сотрудничество Российской Федерации в области образования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются правила международного договора.

    Органы управления образованием, образовательные учреждения имеют право устанавливать прямые связи с иностранными предприятиями, учреждениями и организациями.

    Основополагающие нормы международного права по вопросам образования закреплены Декларацией прав человека, принятой ООН в 1948 году и Пактом об экономических, социальных и культурных правах, принятым в 1966 году. Эти документы провозглашают право на образование в качестве неотъемлемого права человека, а также для каждого человека образование должно быть бесплатным на уровне начального и общего образования и общедоступным на уровне среднего и профессионального образования. Высшее образование должно быть одинаково доступным для всех при наличии необходимых знаний и способностей.

    Кроме вышеперечисленных источников вопросы, касающиеся образования, нашли свое место в Конвенции о правах ребенка, Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования, Рекомендациях о положении учителей и других источниках. Так, например, Рекомендации о положении учителей устанавливают широкий комплекс прав и свобод, которые позволяют учителям самостоятельно осуществлять педагогическую деятельность, в том числе разрабатывать новые программы, учебники и иные пособия, выбирать методику преподавания в рамках утвержденных программ и др. Декларация о борьбе с дискриминацией в области образования в свою очередь дает определение понятию дискриминация. Итак, в соответствии с этой Конвенцией выражение "дискриминация" охватывает всякое различие, исключение, ограничение или предпочтение по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, экономического положения или рождения, которое имеет целью или следствием уничтожение или нарушение равенства отношений в области образования, и, в частности:

    а) закрытие для какого-либо лица или группы лиц доступа к образованию любой ступени или типа;

    б) ограничение образования для какого-либо лица или группы лиц низшим уровнем образования;

    в) создание или сохранение раздельных систем образования или учебных заведений для каких-либо лиц или группы лиц, помимо случаев, предусмотренных положением статьи 2 Конвенции, или

    г) положение, несовместимое с достоинством человека, в которое ставиться какое-либо лицо или группа лиц.

    Следующие положения не рассматриваются как дискриминация с точки зрения статьи 1 данной Конвенции, если они допускаются в отдельных государствах:

    а) Создание или сохранение раздельных систем образования или учебных заведений для учащихся разного пола в тех случаях, когда эти системы или заведения обеспечивают равный доступ к образованию, когда их преподавательский состав имеет одинаковую квалификацию, когда они располагают помещениями и оборудованием равного качества и позволяют проходить обучение по одинаковым программам.

    б) Создание или сохранение по мотивам религиозного или языкового характера раздельных систем образования или учебных заведений, соответствующие выбору родителей или законных опекунов учащихся, в тех случаях, когда включение в эти системы или поступление в эти заведения является добровольным и если даваемое ими образование соответствует нормам, предписанным или утвержденным компетентными органами образования, в частности в отношении образования одной и той же ступени;

    в) Создание или сохранение частных учебных заведений в тех случаях, когда их целью является не исключение какой-либо группы, а лишь дополнение возможностей образования, предоставляемых государством, при условии, что их деятельность отвечает вышеуказанной цели и что даваемое ими образование соответствует нормам, предписанным или утвержденным компетентными органами образования, в частности в отношении норм образования одной и той же ступени.

    Международные организации в сфере образования весьма многочисленны. В их числе необходимо выделить специализированные учреждения ООН и организации, которые действуют в рамках региональных международных сообществ.

    В числе специализированных учреждений ООН можно назвать ЮНЕСКО и МОТ. ЮНЕСКО - Организация Объединенных Наций по вопросам образования науки и культуры - представляет собой межправительственную организацию и специализированное учреждение ООН. Одна из основных задач этого учреждения состоит в обеспечении мира и международной безопасности путем развития сотрудничества между государствами в области образования. По вопросам образования ЮНЕСКО принимает международные правила. МОТ - Международная организация труда - является специализированным учреждением ООН. Основная задача этого учреждения состоит в организации международного сотрудничества для обеспечения длительного мира и устранений социальной несправедливости путем улучшения условий труда. В ряде случаев это учреждение принимает нормы и по вопросам образования, связанным с осуществлением права граждан на получение профессионального образования либо с защитой трудовых прав работников образовательных учреждений.

    Для осуществления за соблюдением прав человека при ООН действует Комитет по правам человека. Комитет рассматривает индивидуальные жалобы при условии, что ими были использованы все средства защиты нарушенного права, предоставленные внутренним законодательством, либо рассмотрение жалобы неправомерно затягивается. Однако решения Комитета носят лишь рекомендательный характер и не имеют обязательной силы для государства.

    Из числа региональных международных организаций, которые наиболее активно принимают участие в формировании и реализации норм международного права по вопросам образования следует назвать Комитет министров Совета Европы, а также Европейскую комиссию по правам человека и Европейский суд по правам человека.

    Комитет министров Совета Европы в области образования осуществляет прежде всего нормотворческую функцию с целью унификации внутреннего законодательства стран Европы. Комитет также рассматривает жалобы на нарушение прав человека на образование и принимает соответствующие решения.

    Европейская комиссия по правам человека и Европейский суд по правам человека являются международными организациями, действующими при Совете Европы. Они осуществляют международный контроль за соблюдением прав человека, в том числе и права на образование. Решение Суда по жалобе являются окончательными и подлежат исполнению государством, допустившим нарушение прав человека.

Реклама