ТЕМА 2. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ.
Рассматриваемые вопросы:
1.Образовательные программы.
2.Формы получения образования.
3.Учредители образовательного учреждения.
В соответствии с законом "Об образовании" под системой образования понимается совокупность взаимодействующих:
1.преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
2.сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;
3.органов управления образованием и подведомственных им учреждений, предприятий и организаций.
Рассмотрение данной системы необходимо начать с первого ее компонента, то есть с образовательных программ. Итак, целью образовательной программы является определение содержания образования определенного уровня и направленности. Реализуемые в РФ образовательные программы можно рассмотреть на схеме.
Схема 1
Общеобразовательные программы направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.
Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и образовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации.
Обязательный минимум содержания каждой основной общеобразовательной программы или основной профессиональной образовательной программы устанавливается соответствующим государственным образовательным стандартом.
Содержание образования должно быть ориентированно на:
обеспечение самоопределения
личности, создание условий для ее самореализации;
развитие
общества;
укрепление и совершенствование правового
государства.
Как уже отмечалось выше содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (или программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно.
Государственные органы управления образованием обеспечивают разработку на основе государственных образовательных стандартов примерных образовательных программ.
Образовательное учреждение в соответствии со своими уставными целями и задачами может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги (на договорной основе) за пределами определяющих его статус образовательных программ.
Военная подготовка в гражданских образовательных учреждениях может проводиться только на факультативной основе с согласия обучающихся или (и) родителей (законных представителей)
Организация образовательного процесса в образовательном учреждении регламентируется учебным планом (то есть разбивкой содержания образовательной программы по учебным курсам, по дисциплинам и по годам обучения), годовым календарным учебным графиком и расписаниями занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми образовательными учреждениями самостоятельно. Государственные органы управления образованием обеспечивают разработку примерных учебных планов и программ курсов, дисциплин.
Образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы оценок, формы, порядка и периодичности промежуточной аттестации обучающихся.
Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся (воспитанников) должны иметь возможность знакомиться с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости обучающихся.
Учредитель устанавливает порядок приема в государственные и муниципальные образовательные учреждения на ступени начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и начального профессионального образования, обеспечивает прием всех граждан, которые проживают на данной территории и имеют право на получения образования соответствующего уровня.
Учредителями образовательных учреждений являются:Прием граждан в государственные и муниципальные образовательные учреждения для получения среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального производится на конкурсной основе по заявлению граждан.
Вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных экзаменов в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования принимаются дети-сироты и дети оставшиеся без попечения родителей, а также инвалиды первой и второй групп, которым согласно заключения врачебно-трудовой комиссии не противопоказано обучения в соответствующих образовательных учреждениях.