11. Правовое регулирование применения мер поощрения и взыскания к лицам, лишенных свободы

11.1. Правовая природа, классификация и порядок применения мер поощрения

   В числе самых разнообразных мероприятий воспитательного характера немаловажное значение государство придает поощрению рабочих и служащих, добившихся успехов в труде. Поощрить - значит одобрить что-нибудь содействием, сочувствием, наградой, возбудить желание делать что-нибудь.
   Целью поощрения является не только награждение, одобрение отличившихся, но и содействие дальнейшему развитию трудовой активности, укреплению дисциплины и повышению производительности труда. Следовательно, поощрение является реакцией общества на определенное положительное поведение работника и одновременно стимулом на будущее, т.е. призывом к определенному виду правомерного поведения.
   В качестве как бы первотолчка, побуждающего людей к правомерному поведению и производительному труду, всегда выступает потребность. Осознание ее человеком приводит к формированию внутренних побудительных сил, направленных на удовлетворение потребности. Наличие подобной потребности определяет сущность поощрения как стимула, который порождает соответствующие внутренние мотивы поведения.
   Потребности человека, стремление к удовлетворению которых является мотивом его поведения, не могут быть сведены лишь к желанию получить какие-то моральные и материальные блага. Существуют потребности в положительной самооценке, в сознании правильно исполненного долга и т.д. Мотивами поведения человека могут быть совесть, патриотические чувства, понимание целей общества.
   Наличие в поощрении таких элементов, как стимулирование, одобрение, доверие, вознаграждение со всей убедительностью подтверждает то обстоятельство, что понятие поощрения многогранное, выражающее различные ассоциации.
   Намаловажную роль играют поощрения в исправлении лиц, осужденных к лишению свободы. Поощрение, как и другие средства исправительного воздействия, стимулируют не только успехи в труде, но и играет значительную роль в воспитании дисциплинированности, сознательного отношения к правовым нормам положительных черт характера осужденных.
   Согласно ст. 113 УИК РФ, за хорошее поведение, добросовестное отношение к труду, обучению, активное участие в работе самодеятельных организаций осужденных и в воспитательных мероприятиях к осужденным к лишению свободы могут применяться следующие меры поощрения:
   - благодарность;
   - награждение подарком;
   - денежная премия;
   - разрешение на получение дополнительной посылки или передачи;
   - предоставление дополнительного краткосрочного или длительного свидания;
   - разрешение дополнительно расходовать деньги в сумме до одной четверти минимального размера оплаты труда на покупку продуктов питания и предметов первой необходимости;
   - увеличение времени прогулки осужденным, содержащимся в строгих условиях отбывания наказания в исправительных колониях, помещениях камерного типа и тюрьмах, до двух часов в день на срок до одного месяца;
   - досрочное снятие ранее наложенного взыскания;
   - разрешение на проведение за пределами колонии-поселения выходных и праздничных дней.
   В соответствии со ст. 134 УИК РФ к осужденным, отбывающим наказание в воспитательных колониях, наряду с предусмотренными ст. 115 УИК РФ могут применяться следующие поощрения:
   - предоставление права посещения культурно-зрелищных и спортивных мероприятий за пределами колоний в сопровождении сотрудников этих колоний;
   - предоставление права выхода за пределы колонии в сопровождении родителей, лиц, их заменяющих, или других близких родственников;
   - досрочное освобождение из дисциплинарного изолятора.
   Особенностью поощрений, предусмотренных уголовно-исполнительным законодательством (ст. 113 УИК РФ), является то, что они применяются к лицам, лишенным свободы, жизнь и деятельность которых регламентируется нормами уголовно-исполнительного права. Этим объясняется возможность применения к ним таких мер поощрения, которые неизвестны другим отраслям права, например, разрешение на получение дополнительно к норме посылок или передач, предоставление свиданий и т.п. Вместе с тем нормы трудового права предусматривают такие поощрения, которые применяются и к осужденным (объявление благодарности, премирование, награждение подарком).
   В условиях лишения свободы доминируют поощрения, связанные с реальной возможностью предоставления осужденному дополнительных льгот (предоставление права дополнительно расходовать деньги на покупку продуктов питания и предметов первой необходимости и др.). В этих условиях поощрения служат стимулом стремления осужденных к исправлению, так как соблюдение правил внутреннего распорядка, честное отношение к труду и обучению формируют у них правильные установки на дальнейшую жизнь в условиях свободы. Следовательно, наличие у осужденных поощрений отражает их отношение к отбываемому наказанию, а также говорит о той или иной степени исправления.
   Целесообразно классифицировать поощрения по способу стимулирующего воздействия: меры поощрения морального (объявление благодарности, награждение подарком) и материального характера (увеличение времени прогулки, премирование и т.д.).
   Такая классификация поощрений указывает на их значимость для осужденных и имеет практическое значение, поскольку позволяет последовательно применять меры поощрения от менее значимых к более значимым. Это подкрепляется мнением, полученным в результате опроса, как персонала исправительных учреждений, так и осужденных. Ранжирование мер поощрения, с точки зрения их предпочтительности для осужденных, содержащихся в исправительных колониях, выглядит следующим образом: 1) предоставление дополнительного длительного свидания, а также телефонного разговора; 2) разрешение дополнительно расходовать деньги на покупку продуктов питания и предметов первой необходимости; 3) разрешение на получение дополнительной посылки или передачи; 4) премирование за лучшие показатели в работе; 5) досрочное снятие ранее наложенного взыскания: 6) объявление благодарности.
   Классифицировать меры поощрения, применяемые к лишенным свободы, можно и по виду исправительного учреждения. Таким образом. Получается три группы поощрений: 1) поощрения, применяемые в исправительных колониях общего, строгого и особого видов режима, а также в тюрьмах (ч. 1 ст. 113 УИК РФ); 2) поощрения, применяемые в колониях-поселениях (ч. 1 и 2 ст. 113) и воспитательных колониях (ч. 1 ст.ст. 113, 114 УИК РФ).
   Порядок применения мер поощрения регулируется статьями 114 и 135 УИК РФ. Так, благодарность объявляется в устной или письменной форме, остальные поощрения только в письменной форме. В порядке поощрения осужденным в течение года может быть разрешено получение дополнительно до четырех посылок или передач и предоставлено дополнительно до четырех краткосрочных или длительных свиданий. Досрочное снятие ранее наложенного взыскания допускается не ранее трех месяцев со дня отбытия взысканий, указанных в пунктах “а” и “б” части первой статьи 115, и не ранее шести месяцев со дня отбытия взысканий, указанных в пунктах “в”, “г”, “д” и “е” части первой статьи 115 УИК РФ.
   Следовательно, можно сделать вывод о том, что меры поощрения представляют собою один из основных методов правового воздействия на осужденных путем стимулирования их правомерного поведения в целях поддержания дисциплины и правопорядка в процессе отбывания наказания.

11.2. Правовая природа и виды мер взыскания. Порядок их применения

   В управлении обществом и воспитании его граждан ведущее значение принадлежит методу убеждения. Рассматривая его как основной метод воспитания дисциплины даже в местах лишения свободы, государство в то же время предусматривает возможность применения к осужденным принуждения и, в частности, путем наложения на нарушителей установленного порядка отбывания наказания, предусмотренных законом мер взыскания. Эти санкции представляют собой один из видов юридической ответственности.
   В отличие от других видов юридической ответственности, дисциплинарная – направлена на обеспечение дисциплины в “ведомственных” пределах в рамках служебного подчинения. Она заключается в применении администрацией в установленном законодательством порядке мер дисциплинарного взыскания к лицу, совершившему дисциплинарный проступок. Меры дисциплинарной ответственности применяются не “надведомтсвенными” органами (судом, арбитражем, госинспекциями и т.д.), а должностными лицами организаций, учреждений, предприятий, где трудится нарушитель дисциплины, либо вышестоящим должностным лицом. Поэтому есть все основания рассматривать ответственность осужденных за нарушения режима как дисциплинарную.
   Вместе с тем, заметим, что в юридической литературе дисциплинарную ответственность принято подразделять на общую и специальную1. Специальная дисциплинарная ответственность отличается от общей: по кругу лиц, на которых она распространяется и которыми применяется; по мерам взыскания; по порядку производства2.
   Дисциплинарная ответственность осужденных, обладая существенными отличиями, выступает как специальная по отношению к общей дисциплинарной ответственности граждан. Эти особенности проявляются, во-первых, в том, что данная ответственность применяется к лицам, совершившим преступление и отбывающим наказание в виде лишения свободы, а должностные лица, уполномоченные накладывать взыскания, строго определены в законе.
   Во-вторых, дисциплинарной ответственности осужденных присущи существенные особенности в характере взысканий, которые в отношении лишенных свободы могут быть значительно более строгими (например, водворение в штрафной изолятор, перевод в помещение камерного типа). Это вполне объяснимо, так как подобные различия связаны с уровнем социально-нравственной запущенности осужденных, необходимостью более сурового воздействия на них, чем на других граждан.
   В-третьих, специфика дисциплинарной ответственности осужденных объясняется особым порядком дисциплинарного производства. Уголовно-исполнительное законодательство предусматривает порядок применения мер взыскания, которым определены сроки их реализации. Форма наложения (постановление, устное объявление), порядок обжалования и снятия взыскания и т.п.
   И, наконец, в-четвертых, отличие данной ответственности в значительной мере определяется сферой правового регулирования, которая является более широкой, чем в других случаях дисциплинарной ответственности, поскольку деятельность осужденных как во время работы, так и в свободное время регламентирована уголовно-исполнительным законодательством и Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.
   Дисциплинарная ответственность осужденных основывается на системе мер взыскания, предусмотренных уголовно-исполнительным законодательством. Согласно ч. 1 ст. 115 УИК РФ за нарушение установленного порядка отбывания наказания к лишенным свободы могут применяться следующие меры взыскания:
   - выговор;
   - дисциплинарный штраф в размере до двух минимальных размеров оплаты труда;
   - водворение осужденных, содержащихся в исправительных колониях или тюрьмах, в штрафной изолятор на срок до 15 суток;
   - перевод осужденных мужчин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, содержащихся в исправительных колониях общего и строгого режимов, в помещения камерного типа, а в исправительных колониях особого режима – в одиночные камеры на срок до 6 месяцев;
   перевод осужденных мужчин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, в единые помещения камерного типа на срок до 1 года;
   перевод осужденных женщин, являющихся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, в помещения камерного типа на срок до 3 месяцев;
   отмена права проживания вне общежития и запрещения выхода за пределы общежития в свободное от работы время на рок до 30 дней.
   В соответствии со ст. 136 УИК РФ к осужденным, отбывающим наказание в воспитательных колониях, наряду с предусмотренными пунктами “а” и “б” части первой статьи 115 УИК РФ, могут применяться следующие меры взыскания:
   - лишение права просмотра кинофильмов в течение одного месяца;
   - водворение в дисциплинарный изолятор на срок до семи суток с выводом на учебу.
   Основаниями для классификации взысканий могут выступать степень тяжести взыскания и вид исправительного учреждения. В соответствии с этим меры взыскания целесообразно классифицировать на несколько групп: 1) взыскания, носящие предупредительный характер (выговор), которые применяются к осужденным за совершение малозначительных поступков; 2) взыскания, связанные с лишением определенных материальных благ и запрещающие осужденному использование какого-либо права (дисциплинарный штраф, лишение права просмотра кинофильмов в течение одного месяца, отмена права проживания вне общежития); 3) взыскания, существенно ограничивающие свободу осужденного в исправительном учреждении (штрафной (дисциплинарный) изолятор, ПКТ, одиночная камера). Эти взыскания являются наиболее суровыми и должны применяться в отношении тех осужденных, которые совершают злостные (тяжкие) нарушения установленного порядка отбывания наказания.
   В связи с этим важное значение имеет определение злостного нарушения, которое дается законодательством в ст. 116 УИК РФ. Злостным нарушением установленного порядка отбывания наказания признается: употребление наркотиков; мелкое хулиганство; угроза, неповиновение представителям администрации или их оскорбление; мужеложство; лесбиянство; организация забастовок или иных групповых неповиновений, а равно активное участие в них; организация группировок осужденных, направленных на совершение указанных нарушений, или активное участие в них.
   Злостным может быть признано также совершение в течение одного года повторного нарушения установленного порядка отбывания наказания, если за каждое из этих нарушений осужденный был подвергнут взысканию в виде водворения в штрафной изолятор.
   Осужденный, совершивший выше перечисленные нарушения, признается злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания при условии назначения ему взыскания, предусмотренного пунктами “в”, “г”, “д” и “е” части 1 ст. 115 УИК РФ. Признание лица злостным нарушителем осуществляется постановлением начальника исправительного учреждения одновременно с наложением дисциплинарного взыскания.
   Порядок применения мер взыскания регулируется ст. 117 УИК РФ, которая гласит, что при назначении дисциплинарного взыскания учитываются обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного его предыдущее поведение. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения.
   Закон определяет сроки наложения и исполнения взысканий. Так, взыскание налагается не позднее 10 суток со дня обнаружения проступка, а если в связи с нарушением производилась проверка – со дня ее окончания, но не позднее трех месяцев со дня совершения нарушения. Взыскание исполняется немедленно, а в исключительных случаях – не позднее 30 дней со дня его наложения. Запрещается за одно нарушение налагать несколько взысканий.
   Выговор объявляется в устной или письменной форме, остальные взыскания только в письменной форме. Взыскание налагается постановлением начальника исправительного учреждения или лица, его замещающего.
   Дисциплинарный штраф налагается только за злостные нарушения, перечисленные в части первой статьи 116 УИК РФ. Взысканная сумма дисциплинарного штрафа перечисляется в федеральный бюджет.
   Перевод осужденных в ПКТ, единые ПКТ и одиночные камеры производится с указанием срока содержания в них. К осужденным, переведенным в помещения камерного типа, могут применяться все меры взыскания, кроме перевода в ПКТ, а к осужденным, содержащимся в единых помещениях камерного типа – кроме перевода в единые ПКТ и ПКТ.
   Осужденные женщины, имеющие грудных детей в доме ребенка, и женщины, освобожденные от работы по беременности и родам, в штрафной изолятор и ПКТ не переводятся.
   Если в течение года со дня отбытия дисциплинарного взыскания осужденный не будет подвергнут новому взысканию, он считается не имеющим взыскания.
   Условия содержания осужденных в штрафных изоляторах, помещениях камерного типа (в том числе и единых ПКТ), а также одиночных камерах регулируются статьей 118 УИК РФ.
   Ст. 119 УИК РФ перечисляет должностных лиц, применяющих меры поощрения и взыскания к осужденным. Правом применения мер поощрения и взыскания в полном объеме пользуются начальники исправительных учреждений или лица, их замещающие. Начальники отрядов имеют право применять следующие меры поощрения: благодарность; разрешение дополнительно расходовать деньги на покупку продуктов питания и предметов первой необходимости; досрочное снятие взыскания, ранее наложенное начальником отряда.

11.3. Проблемы совершенствования правового регулирования поощрений и взысканий

   Ученые и практики всегда уделяли внимание вопросам совершенствования процесса исполнения наказания и перевоспитания правонарушителей, в том числе дисциплинарных мер воздействия и практики их применения.
   В первой половине 70-х годов Л.А. Высотина и В.Д. Лутанский по результатам проведенной ими экспериментальной работы (на базе двух колоний Усть-Вымского УЛИТУ: строгого и особого режимов) предлагали дифференцировать условия содержания и меры дисциплинарного воздействия в соответствии с отнесением осужденных к той или иной категории в зависимости от уровня социальной и моральной запущенности и степени исправления и перевоспитания.
   Так, например, по замыслу экспериментаторов осужденные первой категории могли претендовать на все меры поощрения, предусмотренные законодательством, в то время как к осужденным второй и третьей категории поощрения могли применяться с существенными ограничениями. Размер премии для них уменьшался по сравнению с первой категорией на 20 % и 50 %, дополнительное длительное свидание сокращалось до двух суток для осужденных второй категории, а в отношении осужденных третьей категории такая мера поощрения вообще не предусматривалась. К последним же применялось также поощрение в виде разрешения на получение дополнительной посылки или передачи. Подобно поощрениям дифференцировались и меры взыскания.
   В практике деятельности исправительных колоний этот опыт не получил широкого распространения, а в настоящее время его идеи просто-напросто забыты. Причины непопулярности этого опыта кроются как в социально-нравственных, так и в организационно-правовых аспектах. Основной, на наш взгляд, причиной выступает то обстоятельство, что применение к различным категориям осужденных ограниченного арсенала мер дисциплинарного воздействия ставит их в неравное положение перед законом, сужает правовой статус осужденного, чем нарушается принцип социальной справедливости.
   Оценивая дисциплинарные взыскания, закрепленные в уголовно-исполнительном законодательстве, с позиции международно-правовых стандартов по обращению с заключенными, следует признать, что они в целом соответствуют требованиям, сформулированным в Минимальных стандартных правилах обращения с заключенными и Правилах ООН, касающихся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы.
   В то же время следует согласиться с мнением о необходимости нормативно упорядочить применение к осужденным наиболее строгих мер взыскания. В связи с этим необходимо, на наш взгляд, решение вопроса о наложении взыскания в виде перевода осужденного в помещение камерного типа принимать коллегиальным органам, который можно было бы назвать дисциплинарной комиссией (комитетом, советом).
   Эффективность дисциплинарной практики напрямую зависит от наличия четкой системы проступков. Отсутствие нормативного закрепления дисциплинарных проступков и конкретных видов взысканий за их совершение дает широкий простор субъективному, что нередко ведет к грубым извращениям дисциплинарной практики в ИУ. При определенных обстоятельствах это может привести в одних случаях к необоснованному наложению дисциплинарных наказаний либо к чрезмерно строгим мерам взыскания, а в других – к неоправданному смягчению ответственности.
   Поэтому назрела необходимость в создании нормативного акта (Дисциплинарного положения, кодекса и т.п.), в котором нашли бы свое закрепление многие вопросы, связанные с дисциплинарным производством.
   В указанном документе (либо разделе Правил внутреннего распорядка) необходимо дать определение нарушения установленного порядка отбывания наказания (дисциплинарного проступка), четко обозначив систему классификации нарушений дисциплины, которая может выглядеть следующим образом.
   1. Дисциплинарные проступки осужденных, посягающие на общественный порядок в исправительных учреждениях: мелкое хулиганство, употребление алкогольных напитков, наркотических средств, других одурманивающих веществ; изготовление, хранение, приобретение предметов, предназначенных для совершенствования преступления, организация либо участие в азартных играх, подстрекательство к совершению нарушения режима; воспрепятствование участию осужденных в работе самодеятельных организаций.
   2. Нарушения в сфере общественно-полезного труда: отказ от работы; ненадлежащее выполнение своих трудовых функций (обязанностей); невыполнение (умышленное или неосторожное) нормы выработки или установленного задания.
   3. Нарушения, посягающие на порядок взаимоотношений осужденных с представителями администрации: неповиновение представителю администрации; неисполнение указаний; оскорбления (действия или бездействия, не достигшие уголовно-правового характера).
   4. Проступки, направленные против личности и личной собственности осужденных: оскорбления, ссоры, драки, порча личного имущества.
   5. Нарушения, посягающие на порядок изоляции осужденных: установление незаконных связей с персоналом и иными лицами; приобретение и хранение предметов и вещей, запрещенных к использованию в местах лишения свободы; нелегальная отправка корреспонденции; передача осужденным, содержащимся в штрафном изоляторе и помещении камерного типа предметов и продуктов питания; нарушение правил проведения длительного свидания за охраняемой территорией исправительного учреждения.
   6. Проступки, посягающие на внутренний распорядок: нарушения распорядка дня, самовольное оставление рабочего места; самовольное оставление общежития отряда, локального участка; нарушение порядка передвижения по территории колонии; нарушение правил пожарной безопасности; курение в неотведенных местах; нарушение санитарно-гигиенических правил (включая плохую заправку постели).
Реклама