2.1. Понятие, содержание, задачи и формы уголовно-исполнительного законодательства
Под уголовно-исполнительным законодательством необходимо понимать систему законов, регулирующих весь комплекс общественных отношений, возникающих по поводу и в процессе исполнения и отбывания всех видов уголовных наказаний, и применения к осужденным мер исправительного воздействия.
В недалеком прошлом ряд ученых к системе уголовно-исполнительного законодательства относили весь комплекс законов и ведомственных нормативных актов, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе исполнения и отбывания уголовных наказаний, связанных с мерами исправительного воздействия. В настоящее время законодатель определил, что Уголовно-исполнительное законодательство РФ состоит из Уголовно-исполнительного кодекса РФ и других федеральных законов (ч.1 ст. 2 УИК РФ).
Данная правовая формула позволяет всю совокупность законодательных актов, имеющих отношения к исполнению и отбыванию уголовных наказаний, представить в следующем системном построении:
Уголовно-исполнительное законодательство, непосредственно регулирующее общественные отношения, возникающие в процессе исполнения и отбывания уголовного наказания. Оно включает:
а) Уголовно-исполнительный кодекс РФ;
б) Закон РФ “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы”;
в) Федеральный Закон РФ “О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений”.
Федеральное законодательство, составляющее правовую основу отдельных видов деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы. К таким законам, например, относятся:
а) Закон РФ “О безопасности”;
б) Закон РФ “О чрезвычайном положении”.
Эти законы обеспечивали введение в УИК РФ такого правового института, как режим особых условий (ст. 85 УИК РФ).
в) Закон РФ “Об оперативно-розыскной деятельности”, который послужил правовым основанием нормативного закрепления оперативно-розыскной деятельности в исправительных учреждениях (ст. 84 УИК РФ) и т.д.
Законодательные акты, дополняющие процесс правового регулирования конкретных общественных отношений, к которым отсылает уголовно-исполнительный кодекс. Это такие, как:
а) Кодекс законов о труде РФ. Например, в ч. 2 ст. 103 УИК РФ говорится, что осужденные мужчины старше 60 лет и осужденные женщины старше 55 лет, а также осужденные, являющиеся инвалидами I и II группы, привлекаются к труду по их желанию в соответствии с законодательством РФ о труде и законодательством РФ о социальной защите инвалидов. Несовершеннолетние осужденные привлекаются к труду в соответствии с законодательством РФ о труде.
б) Гражданско-процессуальный кодекс РФ. В ч. 2 ст. 107 УИК РФ говорится, что удержания по исполнительным листам и другим исполнительным документам производятся в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом РФ.
в) Кодекс об административных правонарушениях регулирует административно-правовую деятельность сотрудников исправительных учреждений.
На более высокий уровень, нежели уголовно-исполнительное законодательство, авторы УИК РФ поставили международно-правовые акты. Так, в ч. 2 ст. 3 УИК РФ установлено, что если международным договором РФ установлены иные правила исполнения наказаний и обращения с осужденными, чем предусмотренные уголовно-исполнительным законодательством РФ, то применяются правила международного договора.
Законодатель не включил в структуру и содержание уголовно-исполнительного законодательства РФ подзаконные нормативные акты (ст. 2 УИК РФ). Вместе с тем он предоставил право Федеральным органам исполнительной власти принимать основанные на федеральном законе нормативные правовые акты по вопросам исполнения наказания (ст. 4 УИК РФ). Данное обстоятельство позволяет судить о правомерности формирования самостоятельной системы нормативно-правовых актов, изданных правительством РФ, министерством юстиции РФ и другими компетентными органами РФ по вопросам исполнения уголовных наказаний. Такие нормативно-правовые документы включают:
постановления правительства РФ;
приказы, инструкции, наставления, уставы, Правила, изданные МЮ РФ;
нормативные акты локального характера, изданные субъектами РФ.
Наиболее распространенными из них являются ведомственные нормативные акты, регулирующие предметные общественные отношения в процессе исполнения и отбывания уголовных наказаний в форме инструкций и правил. Например, в Правилах Внутреннего распорядка исправительных учреждений установлен порядок изъятия запрещенных вещей и документов; порядок приема осужденных к лишению свободы в исправительное учреждения; определен перечень и количество вещей и предметов, которые осужденным разрешается иметь при себе; порядок предоставления выездов за пределы мест лишения свободы, МЮ и Министерству здравоохранения делегированы полномочия определять порядок оказания медицинской помощи лицам, осужденным к лишению свободы.
Нормативные акты, принимаемые МЮ РФ совместно с другими органами управления, носят процедурный характер и, как правило, не должны устанавливать дополнительные обязанности осужденных или ограничивать их в правах. В тех случаях, когда ведомственные акты затрагивают права и законные интересы граждан, органы управления должны иметь соответствующие полномочия, а при принятии таких актов обязаны их регистрировать в Министерстве юстиции и, как этого требует п. 3 ст. 15 Конституции, официально публиковать для всеобщего сведения (неопубликованные законы не могут применяться).
Таким образом,
под уголовно-исполнительным законодательством необходимо понимать систему законодательных актов, регулирующих весь комплекс общественных отношений, возникающих по поводу и в процессе исполнения и отбывания наказания и применения к осужденным мер исправительного воздействия.
К существующим
формам (источникам) уголовно-исполнительного права относятся: Конституция РФ, УИК РФ, Закон РФ “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы”, постановления правительства РФ, совместные приказы и распоряжения МЮ РФ, а также приказы и распоряжения МЮ и других министерства и ведомств.
Акты республик, входящих в состав Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев и областей не могут рассматриваться в качестве источников уголовно-исполнительного права. Они являются актами о применении норм права.
Цели и задачи уголовно-исполнительного законодательства реализуются учреждениями и органами, исполняющими наказания, которые, исходя из требований ст. 1 УИК РФ, должны обеспечивать исполнение предписаний приговора суда о виде и сроке наказания, достижения исправления осужденных, предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами.
Задачами уголовно-исполнительного законодательства являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определения средств исправления осужденных, охрана их права, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации.
Задачи уголовно-исполнительного законодательства реализуются учреждениями и органами, исполняющими наказание, которые должны обеспечивать исполнение приговора суда, вступившего в законную силу.
Наконец, задачи уголовно-исполнительного законодательства реализуются путем постановки более конкретных задач учреждениям и органам, исполняющим отдельные виды наказаний. Так, Закон РФ “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы” сформулировал задачи по исполнению приговоров судов: обеспечение правопорядка и законности при исполнении лишения свободы, безопасности содержащихся в них осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на территории этих учреждений; привлечение осужденных к труду, а также обеспечение их общего и профессионального обучения; обеспечение охраны здоровья осужденных; содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.
Решение общих и конкретных задач осуществляется в процессе деятельности учреждений посредством применения комплекса мер исправительного воздействия на осужденных.
2.2. Понятие, виды и структура норм уголовно-исполнительного права
Под нормой уголовно-исполнительного права понимается модель должного поведения субъектов и участников правоотношений (государственных органов, организаций, общественных формирований, должностных лиц, осужденных и отдельных граждан). В ней устанавливаются правила, в соответствии с предписаниями которых регулируются общественные отношения, возникающие по поводу и в процессе исполнения наказания и применения к осужденным мер исправительного воздействия.
Норма представляет собой основной элемент отрасли права, его первый уровень образует комплекс норм, регулирующий определенную группу общественных отношений, например, возникающих при исполнении уголовных наказаний, при освобождении от отбывания наказания. Такое объединение норм второго уровня образует определенный институт уголовно-исполнительного права. Сама отрасль права образует третий, высший уровень его структуры. Институты права позволяют более четко определять объекты правового регулирования, что имеет важное значение в правотворческой деятельности.
Регулируя общественные отношения, возникающие при исполнении наказания и применения мер исправительного воздействия к осужденным нормы права устанавливают права и обязанности субъектов, исполняющих и отбывающих наказание, регламентируют их деятельность в двух направлениях: при исполнении (отбывании) наказания и применения мер исправительного воздействия. Процесс исполнения (отбывания) наказания, поскольку в нем реализуются в полном объеме меры принуждения, ограничения прав осужденных, урегулирован нормами права в максимальной степени и затрагивает весь комплекс общественных отношений. Применение мер исправительного воздействия, осуществляемых полномасштабно только при исполнении лишения свободы, регулируется нормами права в значительно меньшем объеме, поскольку его содержанием является психолого-педагогическое воздействие. Применительно к реализации воспитательных мер в процессе исполнения иных видов наказания, нормы права формируют лишь задачи исправления и определяют органы государства, общественные организации или отдельных граждан, на которых возложено выполнение этих задач.
Особенностью норм уголовно-исполнительного права является то, что некоторые из них реципиированы из других отраслей права. Это прежде всего относится к нормам, регулирующим: труд осужденных к лишению свободы (ст.ст. 103-107 УИК РФ); пенсионное их обеспечение при утрате трудоспособности во время отбывания наказания (ст. 98); профессиональное обучение (ст. 108); материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение лиц, лишенных свободы (ст.ст. 99-101).
Не все нормы содержат модель должного поведения. Существует группа норм, в которых устанавливаются цели, задачи, принципы отрасли права в целом или отдельных ее институтов, формулируются определенные понятия (дефиниции). В теории права они рассматриваются как нетипичные нормативные предписания или специальные нормы.
В уголовно-исполнительном праве специальные нормы реализуются в форме норм-задач, норм-принципов и норм- дефиниций. К нормам- задачам относятся, в частности, ст. 1 УИК, определяющая его задачи, ч. 5 ст. 103 УИК, устанавливающая, что производственно-хозяйственная деятельность исправительных учреждений не должна препятствовать их основной задаче – исправлению осужденных. К нормам-принципам можно отнести ч. 1 ст. 14 УИК РФ, в которой говорится, что осужденным гарантируется свобода совести и вероисповедания. В нормах-дефинициях, например, в ч. 2 ст. 9 УИК, раскрывается содержание основных средств исправления осужденных.
Виды и структура норм. Нормы уголовно-исполнительного права можно классифицировать на отдельные виды в зависимости от характера устанавливаемого правила поведения. В общей теории права по указанному основанию нормы права принято подразделять на регулятивные, поощрительные и охранительные. Нормы уголовно-исполнительного права также можно группировать в соответствии с этой классификацией.
Регулятивные нормы устанавливают права и обязанности субъектов и иных участников уголовно-исполнительных правоотношений. В зависимости от характера устанавливаемых прав и обязанностей, они в свою очередь делятся на обязывающие, уполномочивающие и запрещающие.
Обязывающие нормы устанавливают требование к субъектам совершать определенные действия. В качестве примера обязывающей нормы можно привести ст. 82 УИК РФ, устанавливающую требования режима в местных лишения свободы, в частности: обязательную изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними и т.д. Применение обязывающей нормы, выполнение субъектом определенных действий обеспечивает соблюдение прав и законных интересов других субъектов.
Уполномочивающие нормы предоставляют субъектам выбор варианта поведения в рамках, установленных законом. Примером такой нормы является положение, установленное в ч. 5 ст. 12 УИК РФ, согласно которому “осужденные ведут переписку, а также обращается с предложениями, заявлениями и жалобами на государственном языке Российской Федерации либо, по желанию осужденного, на государственном языке субъекта Российской Федерации по месту отбывания наказания”.
Запрещающие нормы, напротив, устанавливают требования к субъектов воздержаться от определенных действий, которые оцениваются законом как неправомерные. Запрет в норме закона может устанавливаться как в общей, так и в конкретной форме. Примером общей формы запрета может служить норма ч. 4 ст. 103 УИК РФ, определяющая перечень работ, на которых запрещается использование труда осужденных к лишению свободы – это устанавливается Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений. Конкретизированный запрет направлен на определенные виды действий. Так, в п. 1 ст. 90 УИК РФ указано, что вес передачи не должен превышать установленный вес одной посылки.
Поощрительные нормы в уголовно-исправительном праве направлены на стимулирование одобряемого в законе поведения, исправления осужденных. Они сконцентрированы в основном в ст. 113 УИК РФ, устанавливающей меры поощрения, применяемые к лицам, лишенным свободы. Однако перечень поощрительных норм, содержащихся в УИК, этим исчерпывается. Поощрительная норма содержится, в частности, в ч. 2 ст. 109 УИК РФ, согласно которой участие осужденных в воспитательных мероприятиях поощряется и учитывается при определении степени их исправления. Они сформулированы также в ст.ст. 111, 120, 112, 124 УИК РФ и др.
Особенность поощрительных норм в уголовно-исполнительном праве состоит в том, что они предоставляют право на поощрение только одному субъекту – администрации учреждения или органа, исполняющего наказание. Другой субъект – осужденный – не может требовать соответствующего поощрения в виде предоставления дополнительных прав. Это вытекает из самой формулы закона, в которой употребляется термин “могут” (см.: ст.ст. 89, 92, 96, 97, 113 УИК РФ), соответственно принятие положительного решения о поощрении зависит от усмотрения администрации исправительного учреждения. В данном случае она руководствуется сведениями, характеризующими поведение осужденных.
Охранительные нормы призваны обеспечивать защиту правоотношений, возникающих в процессе исполнения (отбывания) уголовного наказания, обеспечивает реализацию иных норм уголовно-исполнительного права. К числу таких норм относятся положения, устанавливающие меры дисциплинарной и материальной ответственности осужденных. Значительное количество охранительных норм содержится в Законе Российской Федерации “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы”. Статья 12 закона посвящена обеспечению безопасности объектов уголовно-исполнительной системы, а глава пятая содержит положения о применении физической силы, спец. средств и оружия при исполнении наказания в виде лишения свободы.
Нормы уголовно-исполнительного права подразделяются на
материальные и
процессуальные (процедурные). Нормы материального права устанавливают содержание правила поведения, процедурная норма регулирует условия и порядок его реализации. Наиболее четко такое соотношение и взаимосвязь материальных и процессуальных норм выражены в ст.ст. 113-117 УИК. В ст.ст. 113 и 115 УИК сформулированы материальные нормы (меры поощрения и взыскания, применяемые к осужденным), а в ст.ст. 114 и 117 УИК определена процедура их применения.
В системе уголовно-исполнительного законодательства можно выделить
организационно-технические нормы, которые близки к процессуальным, но отличаются от последних, поскольку не предусматривают дополнительных прав и обязанностей участников правоотношения. Такие нормы сосредоточены в основном в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений – нормативном акте, принимаемом МЮ РФ. В этих Правилах установлен, например, порядок предоставления осужденным свиданий и телефонных переговоров (§ 14 и 15 Правил), порядок приема и получения осужденными посылок, передач, бандеролей (§ 16 правил).
Разделение норм уголовно-исправительного права на виды имеет не только общетеоретическое значение, оно помогает предметно их анализировать при правоприменительной деятельности. При конструировании новых норм необходимо учитывать их видовую принадлежность для более точного определения характера прав и обязанностей субъектов и участников правоотношений.
В общей теории права в структуре норм выделяются гипотеза, диспозиция и санкция. Такое структурное разделение норм применимо и в уголовно-исполнительном праве.
Гипотеза представляет собой условие или событие, при наличии которого норма должна применяться. Во многих случаях гипотеза выносится за пределы текста нормы уголовно-исполнительного права, она может быть общей для многих норм. В данном случае имеется в виду основание отбывания уголовного наказания – приговор суда, вступивший в законную силу. В ряде норм гипотеза содержится в самом нормативном акте, например, в ст. 97 УИК сформулированы условия краткосрочного выезда осужденных за пределы мест лишения свободы, а в ст. 96 УИК – условия предоставления осужденным права передвижения без конвоя и т.д.
В
диспозиции сосредоточена сердцевина нормы – правила поведения субъектов и участников правоотношений, определены их права и обязанности. Нормы права статьи закона не обязательно совпадают. В статьях нередко содержится несколько норм. Так, в ст. 97 УИК регулируются шесть видов краткосрочных выездов за пределы мест лишения свободы.
В качестве
санкции рассматривается предусмотренное нормой права последствие нарушения установленных ею правил поведения. Особенностью санкций норм уголовно-исполнительного права является то, что могут находиться в одной статье, но применяются за нарушение правил поведения, установленных в различных статьях УИК. Кроме того, санкции, установленные в УИК, применяются только к одному субъекту – осужденным, иные субъекты и участники правоотношений несут ответственность в соответствии с положениями административного и трудового права. Дисциплинарным Уставом внутренней службы предусматриваются меры дисциплинарной ответственности начальствующего состава исправительных учреждений.