3.1. Понятие и правовое регулирование исполнения и отбывания наказаний, связанных с исправительным воздействием
Специальные органы государства ведут целенаправленную и систематическую борьбу с преступностью в стране. Исправительные учреждения и иные органы государства, входящие в систему органов, ведущих борьбу с преступностью, исполняют уголовные наказания в виде лишения свободы, исправительных работ, обязательных работ, ограничения свободы, ареста, ограничения по военной службе, содержание в дисциплинарной воинской части. Эти виды уголовных наказаний исполняются на основе уголовно-исполнительного законодательства, отражающего и закрепляющего основные принципы уголовно-исполнительной политики.
Разберемся с понятием исполнения и отбывания уголовных наказаний, понятием исправительного воздействия, уясним пределы применения кары и исправительного воздействия, выясним, в чем различие между ними и то общее, что их объединяет. Будет также уделено внимание понятиям исправления, основным средствам исправления осужденных и их правовому регулированию.
Наказание, будучи карой за совершенное преступление, уже этим воспитывает осужденного в духе уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирует законопослушное поведение (ст. 9 УИК РФ).
Исполнение названных наказаний, как это следует из ст. 43 УК РФ, является не только карой за совершенное преступление, но имеет целью исправление осужденных, предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами, восстановление социальной справедливости.
Следовательно, наказание, иными словами, кара, не является самоцелью, она преследует предупредительные, воспитательные цели. Эти цели в стадии исполнения наказания достигаются не только путем исполнения наказания, но и особого воспитательного воздействия.
Сущностью и содержанием наказания является кара, поэтому под его исполнением следует понимать урегулированный нормами уголовно-исполнительного законодательства порядок реализации кары, т.е. применения к осужденным комплекса правоограничений, предусмотренных нормами права, при исполнении конкретного вида наказания.
Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что в уголовно-исполнительном законодательстве для обозначения процесса реализации кары наряду с термином “исполнение” употребляется термин “отбывание” наказания. Применение указанных терминов вполне обоснованно, поскольку они отражают единый процесс осуществления карательного воздействия на осужденных, но обращены они к различным субъектам уголовно-исполнительных правоотношений.
Термин
“исполнение” наказания обращен к органам, учреждениям, исполняющим уголовные наказания, которые призваны обеспечить реализацию кары, т.е. применить весь комплекс правоограничений к осужденным. Правоограничения, т.е. кара, устанавливаются законом.
Термин
“отбывание” наказания обращен к осужденным. Они должны на основании приговора суда, в соответствии в правилами, установленными уголовно-исполнительным законодательством, выполнять возложенные на них обязанности, воздерживаться от действий, запрещенных соответствующими нормами права, претерпевать правоограничения.
Кара имеется во всех видах наказаний, но ее объем зависит от конкретного вида наказания. При исполнении лишения свободы происходит лишение гражданина одного из основных его прав свободы, что влечет за собой ограничение свободы передвижения, свободы общения и социальных связей, возможности реализации многих важных для него субъективных прав. Поэтому изоляцию от общества необходимо рассматривать как комплекс правоограничений, поскольку многие права осужденных, в которых они ограничены, обусловлены именно изоляцией от общества.
Объем правоограничений осужденных, как реализация карательного воздействия, осуществляется посредством отбывания конкретного вида наказания. Поэтому в литературе по уголовно-исполнительному праву под
режимом понимается установленный уголовно-исполнительным законодательством порядок исполнения и отбывания наказания.
Режим как правовой институт присущ исполнению (отбыванию) любого вида наказания, связанного с исправительным воздействием. Это вытекает из ст. 10 УИК РФ, он рассматривается в качестве одного из основных средств исправления осужденных, присущих исполнению указанных видов наказания (ст. 9 УИК РФ).
Применительно к определенному виду наказания режим отбывания приобретает конкретное содержание и определяется его спецификой. При отбывании лишения свободы режим регламентирует весь образ жизни осужденных как в процессе трудовой деятельности, так и во внерабочее время. Он охватывает всю сферу их труда и быта, они полностью находятся под контролем администрации исправительных учреждений.
Основными элементами режима отбывания всех видов наказаний, связанных с исправительным воздействием, образующими их содержание, является ограничение субъективных прав осужденных, возложение на них дополнительных обязанностей. Вместе с тем при исполнении конкретного вида наказания могут возникать дополнительные элементы режима, обусловленные объемом карательного воздействия, присуще характеру его исполнения. Из сказанного видно, что в режиме отражается содержание наказания (кары), но режим в то же время шире содержания наказания.
Иными словами,
к содержанию режима относятся: правила, выражающие правоограничения (кару); правила личного поведения в быту, в жилом помещении; по отношению к другим лицам; порядок организации правового положения осужденных.
Другая группа ограничений по своему характеру не является карой, хотя отдельными лицами может восприниматься весьма болезненно, тяжело. К числу таких правил относятся, например, запрет лежать на спальном месте в одежде или в неустановленное время, требование соблюдать определенную форму обращения к представителям администрации исправительных учреждений и т.д. К числу этих правил, не выражающих кару, относится большинство правил, регламентирующих распорядок дня осужденных.
Перечисленные правила поведения направлены на создание элементарных условий человеческого общежития и не содержат каких-либо правоограничений и поэтому не могут рассматриваться как элементы карательного воздействия.
Подводя итог по данному вопросу, следует отметить следующее:
1. Исполнение наказания – это обязанность органов и учреждений, исполняющих уголовные наказания.
2. Отбывание наказания – это обязанность осужденного.
3. Правоограничения содержатся только в режиме отбывания наказания.
3.2.Понятие и правовое регулирование применения к осужденным мер исправительного воздействия
Воспитательную функцию режима нельзя переоценивать, ее возможности ограничены. В ряде случаев самого наказания бывает недостаточно, чтобы исправить осужденного и сделать из него полезного члена нашего общества.
Поэтому при исполнении наказаний в виде лишения свободы, исправительных работ, обязательных работ, ограничения свободы, ареста, ограничения по военной службе, содержание в дисциплинарной воинской части к осужденными применяются наряду с карой и меры педагогического, воспитательного характера, меры исправительного воздействия.
Исправление осужденных – это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения (ч. 1 ст. 9 УИК РФ).
Исправительное воздействие представляет собой особый вид воспитательного процесса, осуществляемого в процессе исполнения перечисленных выше наказаний. К мерам исправительного воздействия относятся: 1) общественно-полезный труд; 2) воспитательная работа; 3) общеобразовательная и профессиональная подготовка; 4) общественное воздействие; 5) часть режима, в которой отсутствуют элементы кары.
При исполнении наказания в виде лишения свободы происходит соединение его с мерами исправительного воздействия, т.е. кара или правоограничения соединяются с общественно-полезным трудом, воспитательной работой, обучением в школе, получением специальности, общественным воздействием.
А теперь рассмотрим элементы мер исправительного воздействия. Одним из элементов мер исправительного воздействия является общественно-полезный труд осужденных.
Общественно-полезный труд является основой исправления осужденных. Основу любого общественного строя составляет труд.
Именно в процессе труда вырабатываются такие черты личности гражданина общества, как сознательное отношение к порученному делу, бережное отношение ко всем формам собственности, чувство коллективизма, дисциплинированность, трудолюбие и т.д.
По своему содержанию труд осужденных как воспитательная и экономическая категория лишен кары, но поскольку он организуется в рамках режима, в этих условиях допускается принуждение. Это относится к привлечению осужденных к труду, обеспечению трудовой дисциплины и определению вида трудовой деятельности. Общественно-полезный труд осужденных регулируется Конституцией РФ (ст. 37), УИК РФ (ст.ст. 103-107), Приказами и инструкциями МЮ РФ.
Воспитательная работа с осужденными (ст.ст. 109, 110 УИК РФ) направлена на их исправление, формирование у осужденных уважительного отношения к человеку, труду нормам, правилам и традициям человеческого общежития, на повышение их образовательного и культурного уровня. Она представляет собой совокупность мероприятий, обеспечивающих нравственно, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание осужденных, способствующих их исправления.
Анализ направлений и основных форм воспитательной работы с осужденными дает основание для вывода о том, что по своему содержанию она лишена каких-либо карательных элементов. Однако воспитательная работа осуществляется в рамках режима отбывания, правила которого обеспечивают, в том числе и принудительными средствами, посещение мероприятий воспитательного характера, создают условия для соблюдения осужденными дисциплины и порядка при их проведении.
Общее образование осужденных к лишению свободы (ст. 112 УИК РФ). В исправительных учреждениях организуется обязательное получение осужденными к лишению свободы, не достигшими возраста 30 лет, основного и общего образования. Осужденным, желающим продолжить обучение в целях получения среднего (полного) общего образования, администрацией учреждения и соответствующими органами местного самоуправления создаются необходимые условия. Осужденные, отбывающие пожизненное лишение свободы, к общему образованию не привлекаются. Им создаются условия для самообразования.
Организация получения осужденными образования, создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений осуществляется в порядке, устанавливаемом МЮ РФ по согласованию с Министерством образования РФ.
Профессиональное образование и профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы (ст. 108 УИК РФ). В исправительных учреждениях организуется обязательное начальное профессиональное образование или профессиональная подготовка осужденных к лишению свободы, не имеющих профессии (специальности), по которой осужденный может работать в исправительном учреждении и после освобождения из него.
Начальное профессиональное образование и профессиональная подготовка осужденных осуществляется в порядке, устанавливаемом МЮ РФ по согласованию с Министерством образования РФ.
Общественное воздействие реализуется путем участия общественных объединений в работе воспитательных колоний (ст. 142 УИК РФ).
Для оказания помощи администрации в организации учебно-воспитательного процесса создается попечительный совет при воспитательной колонии из представителей государственных предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и граждан. Организация и деятельность этого совета регламентируются примерным положением, утверждаемым Правительства РФ.
В целях повышения эффективности воспитательного воздействия на осужденных и оказания помощи администрации воспитательных колоний при отрядах могут создаваться родительские комитеты из родителей, лиц, их заменяющих, и других близких родственников осужденных.
Деятельность родительских комитетов регулируется положением, утверждаемым начальником воспитательной колонии.
Общественные объединения могут оказывать содействие в работе учреждений и органов, исполняющих наказание, принимать участие в исправлении осужденных (ст. 23 УИК РФ).
Подводя итог по данному вопросу, следует отметить следующее:
1. Применение к осужденным мер исправительного воздействия – это особый вид воспитательного процесса, который осуществляется в процессе исполнения уголовных наказаний с целью исправления осужденного.
2. Исправительное воздействие осуществляют не только администрация учреждений и органов, исполняющих наказания, но и преподаватели школ, ПТУ, общественность.
3. Применение мер исправительного воздействия только частично регулируется уголовно-исполнительным законодательством, а методика их применения в большинстве случаев основывается на положениях педагогики и психологии, основ воспитания.
3.3. Дифференциация и индивидуализация исполнения наказания и применение к осужденным мер исправительного воздействия
Дифференциация и индивидуализация исполнения наказания и применения к осужденным мер исправительного воздействия создают необходимые предпосылки для успешного достижения его целей.
Дифференциация исполнения наказания и процесса исправительного воздействия выражается в создании для осужденных различных условий отбывания наказания, в частности в исправительных учреждениях различных видов, в раздельном содержании разных категорий осужденных.
Каковы цели дифференциации исполнения наказания в процессе исправительного воздействия? Они сводятся к следующему:
1. Исключение отрицательного влияния одних осужденных на других осужденных.
2. Обеспечение необходимых условий для эффективного применения наказания и мер исправительного воздействия.
Нормы уголовного и уголовно-исполнительного права создают для этого необходимые предпосылки. Прежде всего осужденные к лишению свободы разделяются на относительно однородные группы, а отбывание ими наказания осуществляется в исправительных учреждениях различного вида режима, что дает возможность применять к ним различный объем правоограничений.
Методом дифференциации исполнения наказания является классификация осужденных. Классификация – это разделение осужденных на группы по наиболее существенным признакам. Уголовно-исполнительное законодательство (ст. 80 УИК РФ) при распределении осужденных по группам определяет следующие признаки: пол (мужчины и женщины); возраст (несовершеннолетние и взрослые); факт ранее отбытого лишения свободы; тяжесть совершенного преступления; личность преступника; вина в совершенном преступлении (умысел или неосторожность).
Дифференциация исполнения наказания или кары ограничивается существующими видами исправительных учреждений, а дифференциация исправительного воздействия осуществляется в пределах одного учреждения и основывается на учете особенностей различных категорий осужденных, которые базируются на их психолого-педагогической классификации. Ее критериями является степень исправления осужденных. Исходя из этого, осужденные разделяются на следующие основные категории:
- осужденные, не нуждающиеся в полном отбывании назначенного судом наказания;
- положительно характеризующиеся осужденные;
- осужденные, не имеющие взысканий за нарушения установленного порядка отбывания наказания и добросовестно относящиеся к труду, а в воспитательных колониях и к учебе;
- осужденные, содержащиеся в исправительных колониях на обычных, облегченных или строгих, а в воспитательных колониях и на льготных условиях содержания;
- нарушители установленного порядка отбывания наказания;
- злостные нарушители установленного порядка отбывания наказания.
Процесс индивидуализации исполнения наказания и применения мер исправительного воздействия является логическим продолжением дифференциации и состоит в изменении условий содержания и применения мер исправительного воздействия с учетом личности осужденного, характера, степени его социальной запущенности и поведения.
Ее основные требования сформулированы в ч. 3 ст. 9 УИК РФ, в которой подчеркивается, что средства – исправления осужденных должны применяться с учетом вида наказания, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, личности осужденного и их поведения.
Индивидуализация исполнения наказания реализуется как в пределах одного исправительного учреждения (перевод в ПКТ, одиночные камеры, строгий режим тюремного заключения, изменение условий содержания), так и путем перевода в исправительное учреждение другого вида режима.
Индивидуализация исправительного воздействия проходит в рамках, установленных нормами уголовно-исполнительного права, в соответствии с правилами пенитенциарной педагогики и психологии. Согласно требованиям педагогики и психологии любое воздействие на осужденного будет иметь позитивное значение, когда оно основывается на знании личности.
Таким образом, исполнение уголовного наказания и применение мер исправительного воздействия направлены на достижение задач уголовно-исполнительного законодательства. Процесс исправительного воздействия есть особый педагогический процесс, специфика которого обусловлена самим фактом отбывания наказания.