9. Правовое регулирование режима в местах лишения свободы

9.1. Понятие режима и его основные требования в ИУ

   Термин “режим” встречается в первых юридических документах, регулирующих исполнение и отбывание уголовного наказания в виде лишения свободы, изданных в период становления Советского государства. Он используется в текстах Временной инструкции “О лишении свободы как мере наказания и о порядке отбывания такового” - 1918 г., “Положения об общих местах заключения РСФСР” - 1920 г., первых отечественных исправительно-трудовых кодексах.
   По своему происхождению термин “режим” - слово французское и в дословном переводе имеет три значения: 1) государственный строй, образ правления; 2) точно установленный распорядок жизни труда, отдыха, сна, питания и т.д.; 3) система правил, мероприятий, необходимых для достижения той или иной цели.
   Анализ правовой литературы, законодательства и ведомственных нормативных актов показывает, что “режим” - категория юридическая. Причем уголовно-исполнительное законодательство признает две его составляющих. Это режим исполнения и режим отбывания лишения свободы. “Режим исполнения” выступает как система нормативно-правовых предписаний об исполнении уголовного наказания в виде лишения свободы, адресованных персоналу учреждений уголовно-исполнительной системы.. “Режим отбывания наказания” как нормативно урегулированный процесс отражает уклад, образ жизни осужденного в период отбывания лишения свободы. В целом, по мнению Н.А. Стручкова, А.В. Папуашвили, “Режим - установление того, что нужно государству, а не отражение желаемых осужденными отношений”1
   Определение режима в исправительных учреждениях закреплено в уголовно-исполнительном законодательстве. Согласно ч. 1 ст. 82 УИК РФ режим в исправительных учреждениях определяется как “... установленный законом и соответствующими закону нормативными актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающей охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализация их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания”.
   Определение, данное законодателем, далеко не бесспорно и перегружено перечислением основных требований. Вместе с тем из определения очевидно, что режим есть порядок, основанный на уголовно-исполнительном законодательстве и ведомственных нормативных актах, который является необходимым условием надлежащего исполнения и отбывания лишь уголовных наказаний, связанных с лишением свободы. К местам лишения свободы законодатель относит исправительные учреждения (ст. 73 УИК РФ), которые включают в себя исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения, следственные изоляторы в отношении осужденных, оставленных для работ по хозяйственному обслуживанию (ст. 74 УИК РФ).
   Основные требования режима. Анализ ч. 1 ст. 82 УИК РФ позволяет судить о том, что основные требования режима содержатся в самом определении этого явления.
   Согласно данной норме режим призван обеспечить: охрану, изоляцию осужденных и надзор за ними; исполнение возложенных на них обязанностей; реализацию их прав и законных интересов; личную безопасность осужденных и персонала; раздельное содержание разных категорий осужденных; различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом; изменение условий отбывания наказания.
   Иные требования режима в учреждениях уголовно-исполнительной системы в форме правовых предписаний, адресованных администрации исправительных учреждений и осужденным, содержатся в частях 4, 5, 6, 8, 9, 10 ст. 82 УИК РФ. К ним относятся требования:
   а) о единой форме одежды для осужденных установленного образца. Администрация обязана обеспечить спецконтингент такой одеждой (ч. 4 ст. 82 УИК РФ);
   б) о производстве обысков осужденных и помещений, в которых они проживают и досмотре их вещей. Личный обыск производится лицами одного пола. Обыск жилых помещений осуществляется в отсутствии осужденных, а в их присутствии- только в случаях, не терпящих отлагательства (ч. 5 ст. 82 УИК РФ);
   в) о недопустимости хранения осужденными при себе денег, ценных бумаг, иных ценностей, а также предметов, не указанных в перечне предметов и вещей, разрешенных к хранению и использованию в исправительных учреждениях. Такой перечень приведен в приложении № 3 к Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений (ч. 8 ст. 82 УИК РФ);
   г) о правилах хранения обнаруженных у осужденных денег, ценных бумаг, и иных ценностей администрацией учреждения и изъятия предметов, веществ и продуктов питания, запрещенных к исполнению и хранению в исправительных учреждениях (ч. 9, 10 ст. 82 УИК РФ).
   Кроме того, администрации исправительного учреждения законодатель предоставил право производить досмотр находящихся на территории учреждения и на прилегающих к нему территориях, на которых установлены режимные требования, лиц, их вещей, транспортных средств, а также изымать запрещенные вещи и документы, перечень которых установлен законодательством РФ и Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений (ч. 6 ст. 82 УИК РФ).
   В теории исправительно-трудового права режим имел различные толкования. Учитывая законодательные нововведения уголовно-исполнительного кодекса, существо этого правового явления представляется возможным сформулировать как урегулированный нормами уголовно-исполнительного права порядок исполнения и отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы, соединенного с мерами исправительного воздействия, создающий условия для применения других средств исправления осужденных, обеспечивающий достижение целей и решение задач, постановленных законодателем перед учреждениями уголовно-исполнительной системы.
   Нормы, относящиеся непосредственно к режиму исполнения и отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы, содержатся в главе 12 УИК РФ. Вместе с тем эти правила распространяют свое действие на исполнение такого вида наказания, как содержание осужденных военнослужащих в дисциплинарной воинской части в сфере обеспечения режима (ч. 1 ст. 157 УИК РФ).
   Здесь следует заметить, что законодатель по-прежнему режим относит к основным средствам исправления осужденных (ч. 2 ст. 9 УИК РФ), поэтому все теоретические наработки в области научных исследований по проблемам режима сохраняют актуальность и в настоящее время.

9.2 Основные функции режима

   Режим как социально-правовое явление, характерное для мест лишения свободы, в процессе исполнения и отбывания наказания несет определенную функциональную нагрузку. В теории уголовно-исполнительного права принято выделять несколько ключевых функций режима.
   Карательная функция. Здесь следует заметить, что прямого указания на карательные элементы режима уголовно-исполнительное законодательство не содержит. Вместе с тем под карой традиционно понимают некий объем правоограничений, выраженный в режиме, который установлен законодателем для различных исправительных учреждений. В части четвертой ст. 10 УИК РФ записано, что “Права и обязанности осужденных определяются УИК РФ, исходя из порядка и условий отбывания (режим отбывания) конкретного вида наказания”. Кроме того, объем правограничений может существенно изменяться в пределах одного исправительного учреждения. В зависимости от поведения осужденные могут содержаться в строгих, обычных и облегченных условиях, а в воспитательных колониях дополнительно - на льготных условиях содержания, и в помещениях камерного типа. Объем правоограничений меняется и в связи с переводом осужденных по положительным или отрицательным мотивам за пределы исправительного учреждения, например, в колонию-поселение или тюрьму.
   Воспитательная функция. Режим как организованный на правовой основе порядок исполнения и отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы является основным средством исправления осужденных (ч. 2 ст. 9 УИК РФ). В силу этого урегулированный нормами уголовно-исполнительного права порядок исполнения и отбывания наказания приобщает осужденных к цивилизованным взаимоотношениям, формирует у них чувство уважительного отношения к человеку, обществу, труду, позволяет усваивать правила и традиции человеческого общежития, стимулирует правопослушное поведение, обеспечивает реализацию основных требований режима.
   Функция обеспечения рационального и эффективного применения к осужденным мер исправительного воздействия. В этом смысле “Режим создает условия для применения других средств исправления осужденных” (ч. 2 ст. 82 УИК РФ). Кроме того, “Каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определенных администрацией исправительного учреждения” (ч. 1 ст. 103 УИК РФ). Распорядком дня исправительного учреждения могут быть предусмотрены воспитательные мероприятия, в которых обязательно участие осужденных (ч. 3 ст. 104 УИК РФ), а также их обязанностью является получение основного общего образования, если лицо не достигло возраста 30 лет (ч. 1 ст. 112 УИК РФ). Реализацию этих обязанностей.
   Регулятивная функция. Ее суть заключается в том, что объем правограничений зависит от условий и порядка исполнения и отбывания лишения свободы в учреждениях конкретного вида, вида режима исправительного учреждения и индивидуального поведения осужденного (ст.ст. 113, 115, 120-134 УИК РФ).
   Функция частного и общего предупреждения нашла отражение в части 1 ст. 1 УИК РФ. Здесь речь идет о превентивном значении должным образом организационного порядка исполнения и отбывания наказания, обеспечивающего предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами.

9.3 Режим особых условий в исправительных учреждениях

   Режим особых условий в исправительных учреждениях тесно связан с понятием обеспечение безопасности порядка исполнения и отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы. Режим особых условий - мера крайняя, призванная создать условия для стабилизации обстановки в подразделении либо восстановления правопорядка силовыми средствами воздействия.
   Обстоятельства, при которых вводится режим особых условий, приведены законодателем в ч. 1 ст. 85 УИК РФ. К ним относятся: стихийные бедствия, введение в районе расположения учреждения чрезвычайного, особого или военного положения, возникновение массовых беспорядков, а также групповых неповиновений осужденных в исправительном учреждении.
   Из содержания данной нормы очевидно, что источники, способные создать угрозу безопасности объекта, могут быть внешними и внутренними. По своему характеру - объективными и субъективными. По функциональному типу их можно подразделить на природные катаклизмы, техногенные факторы, небрежное отношение хозяйствующих субъектов к санитарно-эпидемиологическим, пожарно-техническим, экологическим правилам, деятельность преступных сообществ и групп, противоправные действия физических лиц и т.п.
   Субъектами введения режима особых условий выступают:
   Министр юстиции РФ;
   Министр юстиции, начальник управления исполнения наказаний субъекта РФ по согласованию с генеральным прокурором РФ либо соответствующим прокурором, по всей видимости, республиканского, краевого, областного значения;
   3) начальник исправительного учреждения может самостоятельно вводить мероприятия, предусмотренные режимом особых условий в случае возникновения непосредственной угрозы жизни и здоровью осужденных, персонала или иных лиц с немедленным уведомлением должностного лица, правомочного принимать такое решение. В этом случае министр, начальник УИН субъекта РФ в течение трех суток принимает решение о введение режима особых условий или об отмене введенных мер.
   Режим особых условий устанавливается на срок до 30 суток. В исключительных случаях этот срок может быть продлен соответствующими должностными лицами дополнительно на 30 суток.
   В период режима особых условий может быть приостановлена реализация прав осужденных на:
   1) приобретение продуктов питания и предмета первой необходимости (ст. 88 УИК РФ);
   2) краткосрочные и длительные свидания с родственниками (ст. 89 УИК РФ);
   получение посылок, передач и бандеролей (ст. 20 УИК РФ);
   переписку, получение и отправление денежных переводов (ст. 91 УИК РФ);
   телефонные переговоры (ст. 92 УИК РФ);
   прогулки (ст. 93 УИК РФ);
   просмотр кинофильмов, телепередач, прослушивание радиопередач (ст. 94 УИК РФ);
   приобретение и хранение литературы и письменных принадлежностей (ст. 95 УИК РФ);
   передвижение без конвоя или сопровождения (ст. 96 УИК РФ);
   выезды за пределы исправительных учреждений по различным основаниям (ст. 97 УИК РФ).
   Кроме того, в этот период вводится усиленный вариант несения службы по охране осужденных и надзору за ними согласно заранее разработанного плана несения службы в период режима особых условий. Устанавливается особый порядок допуска на объекты, изменяется распорядок дня, ограничивается деятельность производственных, коммунально-бытовых, культурно-просветительских, медицинско-санитарных и иных служб.
   Все эти меры должны использоваться комплексно и дифференцированно в зависимости от конкретной обстановки, быть адекватными ей.
   Организационно-правовую основу режима особых условий составляют: Закон РФ “О безопасности”, Закон РФ “О чрезвычайном положении”, ст. 85 УИК РФ.
   Режим особых условий в первую очередь предполагает организацию. В связи с этим и опираясь на анализ положений ст. 85 УИК РФ, режим особых условий, следует определить как социальную организационно-правовую деятельность, конкретных должностных лиц МЮ, УИН субъектов Российской Федерации, направленную на стабилизацию правопорядка в исправительных учреждениях, посредством использования предусмотренных законом мер, адекватных характеру воздействия природных катаклизмов либо противоправного поведения осужденных.

9.4 Средства, методы и приемы обеспечения режима в учреждениях уголовно-исполнительной системы

   Режим в исправительных учреждениях должен варьировать в зависимости в заданных законом параметрах. Для поддерживания порядка исполнения и отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы и его восстановления в случаях экстремальных ситуаций законодатель предусмотрел соответствующие средства и методы.
   Среди ученых нет единства взглядов относительно структурных элементов системы средств обеспечения режима. Вместе с тем анализ уголовно-исполнительного законодательства и ведомственного правового материала позволяет выделить три основные группы средств и методов поддержания и восстановления правопорядка.
   Средства обеспечения режима, основанные на мерах убеждения. К их числу следует отнести: правовое, трудовое, физическое и иное воспитание (ч. 1 ст. 110 УИК РФ), индивидуальную работу с осужденными, мерами поощрения, стимулирующие правомерное поведение (ст. 113 УИК РФ), работу самодеятельных организаций (ст. 111 УИК РФ), общественное воздействие (ч. 2 ст. 9 УИК РФ), духовно-нравственное воспитание (ст. 14 УИК РФ), право осужденных на обращение в различные инстанции с предложениями, заявлениями и жалобами (ст. 15 УИК РФ).
   Средства обеспечения режима профилактического и принудительного свойства. Эту группу составляет: охрана осужденных и надзор за их поведением, (ч. 1 ст. 82 УИК РФ), меры взыскания, обеспечивающие требуемое поведение (ст. 115 УИК РФ), оперативно-розыскная деятельность (ст. 84 УИК РФ), технические средства надзора и контроля (ст. 83 УИК РФ), использование специальных методов и приемов (оперативных, уголовно-процессуальных, криминалистических).
   Особое место в этой группе занимают меры безопасности и правовые основания их применения (ст. 86 УИК РФ). К мерам безопасности законодатель относит применение физической силы, специальных средств и оружия. Они применяются в случаях оказания осужденными сопротивления персоналу исправительных учреждений, злостного неповиновения законным требованиям персонала, проявления буйства, участия в массовых беспорядках, захвата заложников, нападения на граждан или совершения иных общественно-опасных действий, а также при побеге или задержании бежавших из исправительных учреждений осужденных в целях пресечения указанных противоправных действий, а равно предотвращения причинения этими осужденными вреда окружающими или самим себе.
   Порядок и условия применения физической силы, специальных средств и оружия регламентируется ст.ст. 28-31 Закона РФ “Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы”.
   3. Средства обеспечения режима, носящие характер контроля органов государственной власти и органов местного самоуправления (ст. 19 УИК РФ). Эти виды деятельности включают: судебный контроль (ст. 20 УИК РФ), ведомственный контроль (ст. 21 УИК РФ), прокурорский надзор (ст. 22 УИК РФ), контроль общественных объединений (ч. 2 ст. 23 УИК РФ).
   При исполнении служебных обязанностей посещать, следовательно, и контролировать учреждения и органы, исполняющие наказания, без специального на то разрешения имеют право:
   а) Президент РФ, Председатель Правительства РФ, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, Федерального собрания РФ, а также президенты и главы правительств субъектов РФ, главы органов местного самоуправления - в пределах соответствующих территорий;
   б) Генеральный прокурор РФ, прокуроры субъектов РФ, подчиненные им прокуроры, а также прокуроры, непосредственно осуществляющие надзор за исполнением наказаний на соответствующих территориях;
   в) должностные лица вышестоящих органов;
   г) судьи судов, осуществляющих судопроизводство на территориях, где расположены учреждения и органы, исполняющих наказания - в пределах соответствующих территорий (ч. 1 ст. 24 УИК РФ).
   С разрешения администрации исправительных учреждений и органов либо вышестоящих органов уголовно-исполнительной системы посещать территорию учреждения без права контрольных функций имеют право представители средств массовой информации и иные лица.
   К особым мерам обеспечения режима следует отнести уголовно-правовые средства предотвращения и раскрытия преступлений.
   Анализ ныне действующего уголовного законодательства позволяет сделать вывод о том, что из всех составов преступлений (256 статей), сведенных законодателей в Особенную часть УК РФ, наиболее типичными для мест лишения свободы являются:
   1) убийство (ст. 105 УК РФ);
   2) умышленное причинение тяжкого (ст. 111 УК РФ), средней тяжести (ст. 112 УК РФ), легкого (ст. 115 УК РФ) вреда здоровью;
   побои (ст. 116 УК РФ);
   кража (ст. 158 УК РФ);
   вымогательство (ст. 163 УК РФ);
   захват заложника (ст. 206 УК РФ);
   массовые беспорядки (ст. 212 УК РФ);
   хулиганство (ст. 213 УК РФ);
   преступления, связанные с оборотом наркотиков, сильно действующих или психотропных веществ (ст. ст. 228, 229 УК РФ);
   побег из мета лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи (ст. 313 УК РФ);
   уклонение от отбывания лишения свободы (ст. 314 УК РФ);
   посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317 УК РФ);
   дезорганизация нормальной деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества (ст. 321 УК РФ).
   По делам данной категории, как правило, возбуждается уголовное дело, проводится дознание и предварительное расследование и наряду с этим по отдельным составам (ст.ст. 206, 212 УК РФ) проводятся специальные операции и может быть введен режим особых условий (ст. 85 УИК РФ). По другим фактам в подавляющем большинстве проводится проверка, выносится постановление органам дознания о возбуждении, а при наличии на то оснований, отказе в возбуждении уголовного дела и принимаются меры дисциплинарного воздействия к правонарушителю либо принимаются меры, обеспечивающие право осужденного на личную безопасность (ст. 13 УК РФ). К таким делам, например, относятся деяния, содержащие признаки состава преступления, предусмотренные ст.ст. 115, 119, 121, 129, 130, 132., 133, 223, 230, 318 УК РФ. Новый Уголовный кодекс содержит составы, которые затрагивают права и законные интересы осужденных, но не имеют практики их применения. К таковым следует отнести преступления, связанные с экономической деятельностью учреждений, обязанных обеспечить право осужденных на предпринимательскую деятельность (ст.ст. 169, 171 УК РФ), а также на свободу совести и вероисповедания (ст. 148 УК РФ).
Реклама