Предыдущий |
После 1917 г. капитализм реформировался, приобрел ряд новых черт. Это вызвано в первую очередь усилением роли государства в регулировании многих сторон жизни общества, особенно экономической. Государственное регулирование рыночных отношений позволило эффективно использовать результаты научно-технической революции, обеспечило экономический рост, приведший к смягчению классовых противоречий.
Современный (постиндустриальный) капитализм характеризуется высокой степенью обобществления производства. В литературе он определялся как государственно-монополистический капитализм (ГМК). В отличие от XIX в., в ХХ в. произошел пересмотр политики экономического либерализма. Для современного капитализма характерно сочетание сложного и саморегулируемого рыночного хозяйства с целым набором правовых средств государственного воздействия в экономике и социальной сфере.
Буржуазное государство и право в новейшее время проявили способность чутко реагировать на новые экономические и социальные потребности.
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
После первой мировой войны экономическое положение Великобритании значительно ухудшилось. Задолженность Англии американским банкам по сравнению с довоенным периодом возросла в 10 раз и достигла 4 млрд. долларов. Трудности, связанные с утратой промышленной монополии и упадком традиционных отраслей промышленности, особенно обострились в результате экономического кризиса 20-х - начала 30-х гг. Тяжелые последствия кризиса привели правящие круги к убеждению в необходимости расширения государственного вмешательства в экономику и сферу социальных отношений в целях их стабилизации. До первой мировой войны существовали два крупных предприятия с участием государства: компания Суэцкого канала и Англо-Иранская нефтяная компания. В 1919-1938 гг. был создан ряд компаний, в том числе Центральное энергетическое управление, государственная радиовещательная корпорация Би-Би-Си. В ведение государства перешел городской транспорт Большого Лондона. Прежние владельцы получили компенсацию. Английское правительство регулировало экспорт товаров и капиталов, устанавливало квоты производства и сбыта продукции. Оно отказалось от принципа свободной торговли и провозгласило политику протекционизма.
Вмешательство государства в экономику осуществлялось путем различного рода регулирующих мероприятий, в частности, путем национализации отдельных отраслей промышленности. После второй мировой войны правительство лейбористов осуществило национализацию ряда ведущих отраслей промышленности: угольной, сталелитейной, энергетической, а также транспорта, связи, гражданской авиации и т.д. Государственный сектор охватил 20 % хозяйства страны. В британском государственном аппарате была создана система социальных подразделений, связанных с регулированием экономики. Примерами могут служить Национальное управление угольной промышленности, Британское железнодорожное управление и др. Значительное распространение получили и смешанные органы, в руководство которых входят как должностные лица государственного аппарата, так и представители крупнейших компаний, а иногда и руководство тред-юнионов (Национальный совет экономического развития и др.)
В послевоенный период происходило усиление вмешательства государства в социальные отношения. Создавались специальные органы, призванные регулировать различные аспекты социальных отношений. Такие государственные учреждения, как, например, комиссия по отношениям в промышленности, выступают в роли третьей стороны в регулировании отношений между рабочими и предпринимателями.
На рубеже 80-х годов в Великобритании правительство консерваторов начало проводить политику, направленную на сокращение вмешательства в экономику. С этой целью проводится денационализация и приватизация госсобственности путем продажи акций, в том числе частично безвозмездной передачи их рабочим и служащим денационализированных предприятий. В настоящее время доля госсектора в английской промышленности сократилась по сравнению с 1979 г. почти наполовину, а число мелких акционеров выросло до 9 млн. человек. Политика "народного" или "рабочего" капитализма, по мнению ее инициаторов, должна способствовать укреплению социальной стабильности в стране.
Изменения в экономике привели к изменению соотношения сил между различными классами и социальными слоями общества. Это привело к эволюции партийной системы. Резко сократилось число сторонников либеральной партии. Одновременно произошло усиление влияния лейбористской партии, ставящей целью построение нового общества путем постепенного преобразования капиталистического общества, его трансформации. В 20-е годы лейбористы превращались в основную часть формирующейся двухпартийной системы. Окончательное становление существующей партийной системы произошло после победы лейбористов на выборах 1945 г. После этого лейбористская и консервативная партии поочередно находятся у власти.
На выборах в Великобритании действует мажоритарная система, при которой избранным считается кандидат, получивший на выборах относительное большинство голосов в округе.
Особенностью государственно-правового развития Великобритании является то, что в новейшее время не произошло коренных изменений конституционного права. Государственный строй изменился путем реформ конституционного характера и модификации прежних конвенций неписанной конституции. До сих пор сохраняются учреждения феодального происхождения - монархия и палата лордов.
Изменения, внесенные в конституционное законодательство, имели демократический характер, особенно реформы избирательного права и парламента.
Реформа 1918 г. предоставила избирательное право женщинам, достигшим 30-летнего возраста. Реформа 1928 г. распространила избирательное право на все мужское и женское население старше 21 года.
В 1949 г. был принят закон об изменении Акта о парламенте 1911 г., сокративший до одного года срок возможного вето палаты лордов в отношении нефинансовых биллей.
В новейшее время произошли изменения во взаимоотношениях законодательной и исполнительной власти в пользу последней. Кабинет министров получил право издавать акты по вопросам, которые до этого были прерогативой парламента. В 1920 г. был издан Акт о чрезвычайных полномочиях, который предоставлял правительству право издавать от имени короля указ о чрезвычайном положении и самому определять способ осуществления чрезвычайных полномочий.
После второй мировой войны произошло расширение полномочий премьер-министра. На практике это особенно проявилось в годы правления Тэтчер.
Произошел рост и разбухание государственного аппарата за счет появления новых министерств и ведомств и численности их персонала. Корпус стабилен и несменяем вне зависимости от прихода к власти различных партий. Работники госаппарата не должны занимать выборные посты в партийных организациях, выдвигать свои кандидатуры в парламент. Приспосабливая традиционные структуры к потребностям современного развития, британские правящие круги вводят новые формы и методы управления, используя опыт других стран.
Усиление органов исполнительной власти во многом объясняется тем, что правительство формируется партией победившей на выборах, имеющей большинство в парламенте и потому пользующейся его поддержкой. Палата общин парламента, однако, играет заметную роль в политической жизни. Она использует различные формы контроля за деятельностью правительства, например, депутатские запросы.
Меньшую роль в реальном осуществлении государственной власти имеют старинные государственные учреждения - корона и палата лордов. Корона считается символом стабильности. Номинально монарх обладает значительными полномочиями. Фактически полномочия монарха как главы исполнительной власти, командующего вооруженными силами и др., осуществляет правительство.
Великобритания по территориальному устройству является унитарным государством с некоторыми элементами автономии для Шотландии и Уэльса; органы местного управления находятся под контролем центральных органов, т.к. зависят от дотаций правительства.
Постоянная армия в Великобритании была создана в годы первой мировой войны.
Полиция состоит из отдельных местных формирований, находящихся в ведении местных выборных органов власти. По закону о полиции 1964 г. общее руководство полицейскими силами осуществляет министр внутренних дел.
В 1971 и 1981 гг. были проведены реформы судоустройства. Верховный суд Великобритании, председателем которого является лорд-канцлер, был разделен на три палаты: Высокий Суд, специализирующийся по гражданским делам, Суд Короны, занимающийся уголовными делами и Апелляционный Суд.
Высшей апелляционной инстанцией является палата лордов, заседающая в специальном составе (21 лорд-судья).
ФРАНЦИЯ
В результате первой мировой войны Франция вместе с союзниками одержала победу над Германией. На Версальской мирной конференции Франции были возвращены Эльзас и Лотарингия. Франция добилась выплаты ей большей доли германских репараций, передачи части германских колоний в Африке. В то же время война привела к большим потерям и затратам. Были убиты около 1,5 млн. человек, разрушены тысячи предприятий, шахт. Франция задолжала США 4 млрд. долларов.
После первой мировой войны основы государственного строя Франции определялись Конституцией 1875 г. В то же время происходили изменения государственного механизма в сторону усиления роли правительства и его главы.
Важнейшие рычаги исполнительной власти были сосредоточены в руках правительства и его главы - председателя Совета министров. Президент почти не вмешивался в политическую жизнь. Правительство могло издавать нормативные акты без делегирования ему законодательных полномочий парламентом на основе собственных прерогатив. Эти акты фактически имели силу закона. В парламенте, который сохранял право вынесения вотума недоверия правительству, большую роль, чем прежде, стала играть верхняя палата - сенат.
В начале 30-х годов и по мере углубления экономического кризиса и обострения социальных противоречий во Франции возросла активность крайне правых организаций фашистского толка ("Огненные кресты", "Аксьен Франсэз" и др.). Возникла угроза установления фашистского режима. Для противодействия этому антифашистские силы образовали союз, получивший название Народный фронт. В него вошли партии коммунистов, радикалов и социалистов, а также более сорока различных демократических организаций. На выборах 1936 г. Народный фронт одержал победу. Было сформировано правительство из социалистов и радикалов. До 1937 г. была выполнена часть программы: повышена заработная плата рабочим, введена 40-часовая рабочая неделя, проведена реформа Французского банка, отменены чрезвычайные декреты, частично национализирована военная промышленность и др. Разногласия между партиями привели к распаду Народного фронта. Это ослабило сопротивление в войне с фашистской Германией.
После капитуляции 1940 г. большая часть Франции управлялась немецкими оккупационными органами. В южной неоккупированной зоне власть формально находилась в руках прогерманского правительства маршала Петэна. Режим "Виши" (место резиденции правительства) являлся военно-авторитарным. Петэн имел функции главы государства, обладая всей полнотой законодательной власти.
Борьбой против оккупантов руководил возглавляемый коммунистами Национальный совет Сопротивления и созданный генералом де Голлем в эмиграции центр "Сражающаяся Франция". В 1943 г., после объединения Французского и Лондонского центров в Алжире был учрежден единый Комитет национального освобождения, провозглашенный в 1944 г. Временным правительством Французской республики. Временное правительство осуществляло управление страной в первый период после освобождения в 1944-1946 гг.
В период "временного режима" во Франции происходила перестройка политической системы. Был национализирован ряд крупных банков и отраслей тяжелой промышленности, реформирована система социального страхования и т.д.
В 1946 г. была принята новая конституция. В ней декларировались равноправие мужчин и женщин, социально-экономические права трудящихся: право на труд, отдых, на объединение в профсоюзы, на забастовки, на всеобщее светское образование и др.
По форме правления Франция являлась парламентской республикой. Единственным законодательным органом провозглашалась нижняя палата парламента - Национальное собрание. Оно утверждало состав нового правительства, которое несло перед ним ответственность. Национальное собрание формировалось на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании по системе пропорционального представительства. Вторая палата - Совет Республики - была наделена лишь совещательными функциями. Совет Республики избирался путем косвенных выборов в департаментах и коммунах, а часть его назначалась Национальным собранием.
Главой государства являлся президент республики, который избирался на совместном заседании палат парламента. Он имел ограниченные полномочия, не имел права распускать нижнюю палату, назначать по своему выбору высших должностных лиц и др. Акты президента требовали санкции правительства в виде контрассигнации председателя правительства и одного из министров.
Исполнительная власть вручалась Совету Министров и его председателю. Правительство имело широкие полномочия, но находилось под контролем нижней палаты парламента. Последняя имела право вынесения вотума недоверия. Обострение политической ситуации привело к падению Четвертой республики. В мае 1958 г. в обстановке военного мятежа в Алжире, тогдашней французской колонии, и угрозы гражданской войны в метрополии парламент передал власть генералу Шарлю де Голлю. При его участии была разработана новая конституция, утвержденная на референдуме 28 октября 1958 г.
Основной закон установил республиканскую форму правления, имеющую смешанный характер, поскольку в ней наблюдаются черты президентской республики (глава государства избирается без участия парламента, правительство назначается им же) и парламентской республики (правительство несет ответственность перед нижней палатой парламента).
Главная черта конституции - концентрация политической власти в руках у исполнительных органов, особенно главы государства - президента, который стал центральным звеном политической системы. Он назначает главу правительства и, по согласованию с ним, остальных членов кабинета, председательствует на заседаниях правительства, в Высшем совете и Комитете национальной обороны, в Высшем совете магистратуры и подписывает нормативные акты правительства.
Президент был наделен значительными функциями и в законодательной сфере: он имел право подписывать законы, оспаривать принятый парламентом законопроект и т.д. Президент получил право роспуска нижней палаты парламента, принимать чрезвычайные меры по своему усмотрению в условиях угрозы для государства и т.д.
По конституции президент должен избираться коллегией выборщиков. Позже косвенные выборы были заменены прямыми.
Широкие полномочия конституция предоставила правительству и его главе. Правительственные законопроекты парламент должен был рассматривать в первую очередь.
Для принятия финансового законопроекта парламенту устанавливался определенный срок, по истечении которого законопроект мог быть введен в действие правительственным декретом.
Конституция учреждала новый орган - конституционный совет. Он наблюдает за проведением выборов президента республики и референдумов, определяет правильность избрания депутатов и сенаторов, определяет соответствие конституции законов, принятых парламентом.
ГЕРМАНИЯ
Военное поражение Германии в первой мировой войне способствовало подъему революционного настроения в стране. В ходе Германской революции 1918-1919 гг. была свергнута власть императора.
В июле 1919 г. в Веймаре была принята так называемая Веймарская конституция. Она состояла из двух частей под названием "Структура и задачи империи" и "Основные права и обязанности немцев". Германия провозглашалась республикой с федеральной формой государственного устройства. Бывшие союзные государства получили название земель. Земли имели свои законодательные органы - ландтаги и свои конституции. Имперское право имело преимущество перед правом земель.
Конституция предусматривала создание двухпалатного парламента. Высшая законодательная власть закреплялась за рейхстагом, избираемым всенародным голосованием на 4 года. Верхняя палата - рейхсрат - являлась органом представительства земель и состояла из членов правительства этих земель. Рейхсрат мог опротестовать любой акт нижней палаты - рейхстага.
Главой государства являлся президент, избираемый населением на 7 лет. У него сосредоточивалась высшая исполнительная власть: верховное командование армией, назначение чиновников, представительство во внешних сношениях. Он мог досрочно распускать рейхстаг и назначать новые выборы. Президент помимо парламента мог издавать чрезвычайные декреты, вводить чрезвычайное положение, применять силу для восстановления порядка.
Правительство, состоящее из назначаемых президентом рейсхканцлера и министров, было ответственно перед рейхстагом.
Веймарская конституция оформила буржуазно-демократический режим в стране. Она гарантировала права и свободы: равенство всех немцев перед законом, свободу передвижения, свободу личности, слова, неприкосновенность жилища и т.д. Веймарская конституция была одной из передовых конституций своего времени.
Несмотря на передовую конституцию, Веймарская республика оказалась недолговечной. Согласно Версальскому договору Германия лишилась Эльзаса и Лотарингии, колоний, была обязана выплачивать огромные репарации, сократить вооруженные силы до 100 тыс. человек. Выплата контрибуций ухудшила экономическое положение. Кризисные явления в экономике Германии, невиданный рост инфляции, дополненные национальным унижением Версаля способствовали росту реваншистских настроений. В стране возник ряд организаций, стремящихся ликвидировать демократический строй. Крупнейшей из них стала Национал-социалистическая немецкая рабочая партия. Разработанная Гитлером программа была пронизана националистическими, шовинистскими идеями превосходства германской нации. Программа требовала реванша для восстановления "справедливости, попранной Версалем". Фашистская идеология имела распространение главным образом среди мелкой буржуазии, люмпенизированных слоев населения.
В годы кризиса 1929-1933 гг. экономическое положение резко ухудшилось. Это привело к росту влияния фашистской партии. В условиях обострения классовой борьбы значительная часть крупного капитала начала склоняться к установлению авторитарного режима, стала оказывать нацистской партии финансовую помощь. Это объяснялось опасением роста влияния коммунистов в условиях кризиса и ухудшения положения широких народных масс.
Фашистам помогло и то, что им не противостоял единый фронт. В частности, коммунисты уделяли главное внимание не противодействию фашистам, а борьбе друг с другом.
30 января 1933 г. Гитлер получил пост рейхсканцлера из рук президента Гинденбурга. Приход фашистов к власти означал начало планомерного разрушения всех институтов буржуазно-демократического парламентского государства, создание "нового порядка" - террористического тоталитарного режима.
Установление фашистского режима привело к превращению парламента в бесправное, марионеточное учреждение, к ликвидации местного самоуправления, многопартийной системы, отмене основных прав и свобод личности. 28 февраля 1933 г., после провокационного поджога рейхстага, были изданы два президентских декрета "Против измены германскому народу" и "О защите народа и государства", - поставившие вне закона коммунистическую партию и аннулировавшие мандаты ее депутатов в рейхстаге. В мае 1933 г. были распущены профсоюзы. Вместо них был создан находящийся под контролем партии нацистов "Немецкий рабочий союз", членство в котором было обязательным для рабочих. В июне 1933 г. была запрещена социал-демократическая партия. Буржуазные партии или самораспускались, или слились с фашистской партией. Та же судьба постигла прессу. В июле 1933 г. было запрещено существование каких бы то ни было партий, кроме фашистской и руководимых ею организаций.
24 марта 1933 г. рейхстаг принимает закон, на основании которого правительство получило законодательные права. В декабре 1933 г. издается закон "Об обеспечении единства партии и государства". В соответствии с ним лично Гитлером формировался рейхстаг, а при назначении на любую должность требовалось согласие соответствующего органа фашистской партии.
В землях были ликвидированы ландтаги, в 1935 г. ликвидировано местное самоуправление.
После смерти президента Гинденбурга, 1 августа 1934 г., по постановлению правительства должность президента была упразднена, а вся власть сконцентрировалась в руках Гитлера - "вождя" и пожизненного рейхсканцлера, которому было предоставлено право назначать всех должностных лиц и своего преемника.
Гитлер совмещал в своем лице функции президента, рейхcканцлера, фюрера фашистской партии и верховного главнокомандующего.
Важным звеном механизма фашистской диктатуры стали органы идеологической обработки населения. Нацисты создали мощный террористический аппарат, состоявший из "штурмовых отрядов", войск СС, полиции безопасности, специальной службы порядка и т.д.
За годы правления фашистов в концентрационные лагеря было брошено 18 млн. человек. Были подвергнуты жестоким репрессиям противники режима, евреи. Уничтожены бесполезные в военных делах душевнобольные, калеки.
Поскольку целью нацистов было завоевание мирового господства, все было подчинено подготовке к войне, увеличена численность вооруженных сил, создана мощная разведывательная служба.
Агрессивные цели установления мирового господства требовали сосредоточения всех ресурсов страны, что могло быть достигнуто только путем непосредственного вмешательства государства в экономику. В 1933 г. был создан Генеральный совет немецкого хозяйства, на который возлагалась обязанность определять общие направления развития экономики Германии. Вся промышленность Германии была поставлена под строжайший контроль. Создавались структуры управления хозяйством во главе с Советом имперской обороны и Управлением генерального уполномоченного по военной экономике.
Государство установило также тотальный контроль над рабочей силой, господство "немецкого трудового фронта". Перед войной местные власти получили приказ привлекать население к любым видам работ в свободное от работы время. В условиях "тотальной мобилизации" 1943 г. принудительный труд был распространен на мужчин от 16 до 65 лет и женщин от 17 до 45 лет, закрывались все торговые и ремесленные предприятия, не являющиеся жизненно необходимыми для военной экономики и снабжения населения.
После поражения фашистской Германии на Потсдамской конференции трех великих держав (Англия, СССР и США) было принято решение о превращении Германии в единое, демократическое и миролюбивое государство. На деле Германия оказалась разделенной на две зоны. Одна была оккупирована войсками США, Англии и Франции, другая, восточная, - войсками Советского Союза.
В условиях острой конфронтации между Советским Союзом и странами Запада обе стороны начали формировать в своих оккупационных зонах административные органы.
В апреле 1949 г. был провозглашен Оккупационный статус, разработанный США, Великобританией и Францией. Оккупационный статус закреплял верховную власть трех держав в ФРГ и режим военной оккупации; он наделял оккупационные державы правом контроля за соблюдением основного закона ФРГ и конституций земель.
В 1951 г. Оккупационный статус был пересмотрен в сторону некоторого расширения полномочий властей ФРГ, а в 1955 г. он был отменен в связи с принятием ФРГ в НАТО и Западноевропейский союз и провозглашением Парижских соглашений. ФРГ официально получила статус суверенного государства. Однако США, Великобритания и Франция по договору об отношениях между ФРГ и тремя западными державами от 26 мая 1952 г. (с последующими изменениями) сохранили в ФРГ ряд важных прав (относительно решения вопросов войны и мира, размещения иностранных войск на ее территории и др.)
Основной закон (Конституция) ФРГ был принят в мае 1949 г. В том же году была утверждена Конституция ГДР.
Основной закон объявляет Федеративную Республику Германию демократическим правовым социальным государством. Конституцией предусмотрен механизм защиты существующего государственного режима. Основной закон 1949 г. учредил в ФРГ строй парламентской республики, в которой система органов государственной власти базируется на принципе разделения властей. Законодательная власть в ФРГ вверена двухпалатному парламенту. Нижняя палата - бундестаг - избирается на 4 года путем прямых выборов (половина членов - в округах по мажоритарной системе относительного большинства, половина - по партийным спискам, выдвигаемым в каждой земле по пропорциональной системе). Члены верхней палаты - бундесрата - назначаются правительствами земель.
Бундестаг наделен законодательными полномочиями, а также правом ратификации международных договоров, участия в выборах федерального президента, формирования правительства и т.д. Законы, затрагивающие интересы земель, требуют одобрения бундесрата.
Глава государства - федеральный президент - избирается на 5 лет федеральным собранием, созываемым в составе депутатов бундестага и равного им числа представителей земель. Президент не имеет значительных полномочий. Его роль в системе исполнительной власти значительно ограничена в пользу федерального правительства и его главы - канцлера. Канцлер назначается президентом. Канцлер может быть смещен только в результате конструктивного вотума недоверия, если на его место бундестаг изберет другого. Канцлер назначает и увольняет министров, определяет внутреннюю структуру правительства, он же направляет политику страны.
Федеральные судебные органы состоят из федерального конституционного суда и федеральных судов. Конституционный суд обладает обширными полномочиями. Практически под его контролем находятся все органы государственной власти. Он может аннулировать акты по мотивам их неконституционности. Суд состоит из судей, избираемых пожизненно поровну бундестагом и бундесратом.
Основной закон учредил в ФРГ федеративную форму государственного устройства. ФРГ состоит из земель. К компетенции земель относятся культура, строительство, местные финансы. Исполнительными органами власти в землях являются земельные правительства. Правительства подотчетны однопалатным ландтагам.
В ФРГ многопартийная система. Основными партиями являются: консервативные - Христианско-демократический союз (ХДС) и баварский Христианско-социальный союз (ХСС), образующие в парламенте блок ХДС-ХСС; либеральная, свободная Демократическая партия (СВДП) и Социал-демократическая партия Германии (СДПГ). Блок ХДС-ХСС пользуется поддержкой крупного капитала, выступает за уменьшение государственного вмешательства в экономику и социальную сферу. СДПГ, признавая частную собственность, выступает за более широкое регулирование экономики, активную социальную политику. СВДП не имеет широкой массовой поддержки, поэтому обычно вступает в коалицию либо с ХДС-ХСС, либо с СДПГ.
Помимо ведущих партий существует ряд менее влиятельных - неофашистская Национал-демократическая партия (НДП), партия зеленых, Германская коммунистическая партия и др.
С 1949 по 1968 г. у власти находился блок ХДС-ХСС, вступая в коалиции с различными партиями. В 1968 г. к власти пришла социал-либеральная (или малая) коалиция.
Внешняя политика правительства малой коалиции во главе с канцлером В.Брандтом была ознаменована улучшением отношений с восточноевропейскими странами и СССР, что способствовало общему оздоровлению международной обстановки.
Во внутренней политике правительства малой коалиции центральное место занимало оздоровление экономики посредством мер государственного регулирования и смягчение классовых противоречий путем активизации социального законодательства.
В условиях социально-экономических трудностей в октябре 1982 г. "малая коалиция" распалась. Федеральное правительство образовало блок ХДС-ХСС, набравший на выборах в марте 1983 г. 48,8% голосов в союзе с СВДП.
Изменения международной обстановки, связанные с новой политикой СССР, серьезные политические изменения в ГДР создали условия, благоприятные для объединения двух государств.
Существовало два пути объединения Германии. Один был предложен правительством ГДР, возглавлявшимся Х.Модровым. Этот путь предусматривал постепенное срастание ФРГ и ГДР в новое германское государство с новой конституцией. В принципе, близко к подходу была позиция правительства ФРГ, изложенная канцлером Г.Колем в ноябре 1989 г. в бундестаге, предусматривающая длительный переходный период.
Другой вариант предусматривал "растворение" ГДР в ФРГ. Он был реализован после победы на выборах в марте 1990 г. в народную палату ГДР кандидатов консервативного блока "Альянс за Германию". В августе 1990 г. парламент ГДР принял решение о применении ст. 23 Основного закона ФРГ, которая гласила, что конституция ФРГ вступает в силу в других частях Германии после их вступления в ФРГ. Это предполагало распространение на ГДР всех социальных, политических и правовых структур ФРГ. Договор о механизме вхождения ГДР в ФРГ вступил в силу 3 октября 1990 г. Он предусматривал образование на территории ГДР пяти новых федеральных земель. Договором об окончательном урегулировании в отношении Германии между ФРГ, ГДР, Францией, СССР, Великобританией и США, заключенным 12 сентября 1990 г., было определено, что объединенная Германия будет включать территорию ГДР, ФРГ и всего Берлина (Западный Берлин до этого представлял собой самостоятельную территорию), а внешними границами объединенной Германии станут границы ГДР и ФРГ.
ИТАЛИЯ.
Национальное государство в Италии образовалось в результате длительной борьбы за воссоединение страны (на территории современной Италии до объединения располагалось множество государств) и ее освобождение от французского и австрийского господства.
В результате буржуазно-демократической революции 1848 г. в ряде итальянских государств были приняты конституции. Объединение Италии было в основном достигнуто в 1861 г. Окончательное объединение произошло в 1870 г., когда в состав Италии была включена папская область Пентификат.
Конституцией Италии стала Конституция Королевства Пьемент 1848 г., распространенная на всю страну в 1860 г. По этой Конституции Италия стала конституционной монархией. Глава государства - король - обладал широкими законодательными и исполнительными полномочиями. Парламент состоял из палаты депутатов, избираемой на 5 лет по мажоритарной системе и сената. Сенаторы назначались королем пожизненно. Хотя монарх назначал и увольнял министров, фактически премьер-министром назначался лидер большинства в парламенте, а правительство было ответственно не перед королем, а перед парламентом.
Громадным влиянием в стране пользовался папа римский - глава католической церкви.
Сравнительно позднее вступление на путь капитализма обусловило сохранение многих феодальных пережитков и относительную отсталость страны. Несмотря на то, что Италия оказалась в числе держав-победительниц и получила часть югославских территорий, принадлежащих раньше Австро-Венгрии, первая мировая война нанесла большой ущерб экономике и осложнила внутриполитическую обстановку в стране.
В условиях острого экономического и политического кризиса в Италии возникло политическое движение, возглавляемое Б.Муссолини. В программе 1919 г. содержались демагогические требования экономических и социальных реформ: восьмичасовой рабочий день, гарантирование минимума заработной платы, введение рабочего контроля на производстве, конфискация "непроизводственного капитала", "земля тем, кто ее обрабатывает". В политической области фашисты выступали за созыв учредительного собрания, упразднение монархии и сената, установление твердой "надклассовой" власти, национального единства и классового мира. Во внешней политике пропагандировалась идея борьбы за "Великую Италию", т.е. захвата новых территорий.
Несмотря на антикапиталистическую фразеологию, фашисты получили поддержку крупного капитала, опасавшегося в условиях классовой напряженности роста влияния левых сил. В октябре 1922 г. Муссолини организовал поход на Рим. При поддержке Ассоциации промышленников, высшего офицерства армии 30 октября король назначил Муссолини главой правительства. Фашисты, находясь у власти, провели антидемократический избирательный закон. Это позволило им, получив не более 1/3 голосов на выборах в 1924 г., иметь в парламенте абсолютное большинство голосов.
Исключительные законы 1926-1927 гг. "О защите государства" запретили все политические партии, кроме фашистской. Отменялась выборность муниципалитетов. Восстанавливалась смертная казнь за политические преступления. В стране установилась открытая террористическая фашистская диктатура. Были уничтожены буржуазно-демократические принципы организации государственного аппарата. Формально итальянская конституция не была отменена, но фактически не действовала. Вся полнота власти была сосредоточена в руках главы правительства, который назначался и отзывался королем и был ответственен только перед ним. В руках главы правительства также оказались значительные полномочия и в законодательной области. Он мог издавать постановления, регулирующие исполнение законов, организацию и функционирование государственного аппарата, а также в исключительных случаях издавать постановления, имеющие силу законов.
В 1928 г. парламент как представительный орган фактически был ликвидирован. Вместо него создана "корпоративная палата". На выборах могли баллотироваться только лица, выдвинутые одним из органов фашистской партии - большим фашистским советом.
Фашисты пропагандировали идею корпоративного государства, стоящего над классами. Первым шагом на создании корпоративного государства был закон о правовой организации коллективных трудовых отношений (1926 г.). Вместо распущенных профсоюзов создавались рабочие и предпринимательские синдикаты. Для координации синдикаты одной отрасли объединялись в корпорации. Из представителей синдикатов, министерств и фашистской партии создавались советы корпораций. Корпорации признавались государственными органами. Национальный совет корпораций являлся совещательным органом при правительстве по вопросам производства и труда. В 1939 г. вместо упраздненного парламента была создана "палата фашистских организаций и корпораций", состоящая из членов правительства, высших органов фашистской партии, советов корпораций и отдельных специалистов. Все 650 членов назначались Муссолини. Функции палаты были сформулированы крайне неопределенно: "сотрудничать с правительством в издании законов".
Террористическая диктатура осуществлялась через фашистские отряды, политическую полицию - организацию охраны от антифашистских преступлений, а также особую службу политических расследований.
Большую роль в механизме корпоративного государства играла фашистская партия. Она превратилась в строго централизованный, бюрократически организованный государственный орган. Устав партии утверждался королевским указом. Партию возглавлял дуче - невыборный и несменяемый вождь - Муссолини.
Идеологическую поддержку режиму оказала католическая церковь, сотрудничество с которой было закреплено в 1929 г. Латеранским соглашением. Ватикан был признан суверенным государством. Папа признавал Рим столицей Италии, оказывал поддержку фашистскому государству.
В октябре 1936 г. между Италией и Германией был заключен союзный договор. В ноябре 1937 г. Италия вступила в Антикоминтерновский пакт с Германией и Японией. Во второй мировой войне Италия была главным союзником Германии.
Поражение в войне привело к краху фашистского режима. В мае 1946 г. были проведены референдум по вопросу о форме правления в Италии и выборы в Учредительное собрание. На референдуме большинство голосов было подано за республику. В Учредительном собрании большинство мест получили три партии - христианские демократы, социалисты и коммунисты. 22 декабря 1947 г. Учредительное собрание утвердило конституцию Итальянской Республики, которая вступила в силу 1 января 1948 г.
Конституция провозгласила широкий круг прав и свобод, выходящих за пределы классического каталога. В частности, выделяются экономические права и свободы. В конституции говорится о двух формах собственности в стране - государственной и частной, о предоставлении государству возможности экспроприации частной собственности. Государство может вторгаться в отношения собственности в "общественных интересах".
Провозглашалось право на труд, право на справедливое вознаграждение за него, равенство мужчины и женщины в экономической области, свобода профсоюзов и стачек, участие трудящихся в управлении производством.
Италия - парламентская республика в классическом ее выражении. Законодательная власть принадлежит двухпалатному парламенту. Нижняя палата - палата депутатов - избирается прямыми и всеобщими выборами по пропорциональной избирательной системе. Верхняя палата - сенат - избирается по областям Италии по смешанной избирательной системе, содержащей элементы пропорциональной и мажоритарной избирательной системы. Палаты равноправны в вопросах законодательства и контроля за деятельностью правительства.
Главой государства является президент, избираемый парламентом на 7 лет. Правительство Италии ответственно перед парламентом.
В систему высших государственных органов входят также Высший совет магистратуры (орган по руководству судебной системой) и конституционный суд, предназначенный для проверки конституционности законов и других актов властей. В случае признания того или иного акта неконституционным, он (этот акт) утрачивает законную силу.
Италия делится на области, провинции и общины. В них на основе всеобщих выборов создаются представительные органы, которые избирают исполнительные органы. Местные органы власти обладают достаточно широкой компетенцией. Однако деятельность последних во многом контролируется назначаемыми правительством комиссарами в областях и префектами в провинциях и общинах.
Крупнейшими партиями Италии до настоящего времени являлись христианско-демократическая и социалистическая. Значительную роль играла итальянская коммунистическая партия, находящаяся в настоящее время в стадии реорганизации и поиска новой стратегической платформы.
После второй мировой войны у власти обычно находилась ХДП, единолично или в коалиции с другими партиями.
СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ
Участие в первой мировой войне способствовало расширению государственного контроля над производством, увеличению полномочий исполнительной ветви государственной власти. Был создан военно-административный аппарат, состоявший из Военно-промышленного управления, Военно-трудового управления, Управления военно-трудовой политики.
Необходимость усиления государственного контроля возросла в период острейшего экономического кризиса 30-х годов, поставившего перед американским обществом задачу поиска путей дальнейшего развития капитализма.
В период экономического кризиса 1929-1933 гг. объем промышленного производства сократился почти в два раза, произошло расстройство финансов, разорение и банкротство промышленных, торговых и финансовых фирм. В частности, прекратили свое существование пятая часть банков, тысячи фермерских хозяйств. Безработица возросла до 20 млн. человек - треть рабочих.
Президент Ф.Рузвельт, избранный в 1932 г., разработал и осуществил серию экстренных мероприятий, получивших название "Новый курс". Суть его заключалась в возрастании роли государства в управлении экономикой, внедрении элементов плановости. В первую очередь были приняты меры по восстановлению расстроенной банковско-финансовой системы. На основании принятого конгрессом всего лишь через 6 часов после внесения чрезвычайного банковского закона, предоставившего президенту широкие полномочия в финансовой сфере, был установлен полный государственный контроль над золотом, находившимся в обращении. Это дало государству возможность определить золотое содержание доллара и вместе с тем порядок возобновления деятельности банков, их реорганизации, а также влиять на денежную активность банков с помощью кредита, который предоставлялся им через федеральную резервную систему.
В середине 1933 г. был принят закон о восстановлении промышленности (НИРА), который предусматривал самоограничение различных отраслей "кодексами честной конкуренции", которые фиксировали нормы производства и сбыта продукции, устанавливали уровень товарных цен, условия коммерческого кредита. Был создан специальный государственный орган - Национальная администрация восстановления промышленности. Для снятия социальной напряженности было провозглашено право рабочих на создание профсоюзов, коллективный договор, на стачку. Предпринимателей обязали соблюдать условия трудового законодательства о продолжительности рабочего дня, оплате и т.д.
Закон о регулировании сельского хозяйства (ААА) предусматривал создание специального административного органа по регулированию сельскохозяйственного производства. С целью балансирования спроса и предложения проводилось планомерное сокращение посевных площадей с выплатой компенсации за необработанные земли. Для сохранения высоких цен уничтожали готовую сельскохозяйственную продукцию. Были облегчены условия ликвидации финансовой задолженности фермеров. Они получили льготный кредит более чем в 2 млрд. долларов.
Для борьбы с безработицей были организованы массовые общественные работы. С целью смягчения социальных противоречий были гарантированы права рабочих союзов. В законе о трудовых отношениях (закон Вагнера, 1935 г.) перечислялись права рабочих, нарушение которых входило в понятие "несправедливой трудовой практики" предпринимателей. Предпринимателям запрещалось вмешиваться в деятельность профсоюзов. "Новый курс" способствовал менее болезненному выходу США из кризиса.
В США сохраняется государственная структура, созданная 200 лет назад. Функционирует двухпартийная система, при которой у власти поочередно находятся республиканская и демократическая партии.
В действующую конституцию был внесен ряд поправок, касающихся порядка вступления в должность, сроков пребывания у власти (2 срока) и замещения должности президента, а также изменения избирательной системы. Поправкой 19 (1920 г.) были предоставлены избирательные права женщинам. Поправка 24 (1964 г.) отменила избирательный налог, который лишал избирательных прав около 10 млн. человек. Поправка 26 (1972 г.) снизила избирательный возраст до 18 лет.
Были приняты меры против расовой дискриминации, в частности запрещены тесты грамотности.
Для ХХ в. характерна тенденция централизации государственной власти, обусловленная концентрацией производства и капитала, усилением государственного регулирования экономики и социальных отношений. Этому способствовали следующие факторы:
1) необходимость ограничения социальных последствий деятельности крупных монополистических объединений;
2) кризис 1929 - 1933 гг.;
3) вторая мировая война, потребовавшая укрепления центральной власти. После окончания войны военизация поддерживалась напряженностью холодной войны, стремлением к мировому господству.
Централизация привела к расширению полномочий федеральных органов и прежде всего власти президента. Центр получил определенные рычаги воздействия на экономику и политику штатов. Среди них можно назвать право регулирования торговли между штатами, предоставление федеральных субсидий и т.д.
В 80-е годы начала осуществляться программа нового федерализма, разработанная республиканцами. Она должна была увеличить полномочия местных властей в использовании и перераспределении федеральных средств, а также сократить федеральные расходы, переложив на местные органы власти заботу об экономических и социальных проблемах. Осуществление программы не привело к "децентрализации" государственной власти.
Происходит процесс концентрации власти в руках президента, получившего не предусмотренные конституцией США полномочия в сфере экономики и социальных отношений. Президент оказывает влияние на законотворчество Конгресса, своими указами, имеющими силу законов, регламентирует деятельность ФБР.
Расширены военные полномочия президента, в том числе и за счет прерогатив Конгресса. Вопреки праву Конгресса объявлять войну, президент часто по собственному усмотрению использовал вооруженные силы. Без согласия Конгресса, например, в 1950 г. была начата война в Корее, в 1965 г. - во Вьетнаме. До настоящего времени США более 200 раз использовали свои вооруженные силы за рубежом, и только в 5 случаях войну объявлял Конгресс.
Закон 1982 г. признал право президента на "удержание средств", т.е. право президента по собственному усмотрению перераспределять ассигнования, выделенные конгрессом. В свою очередь конгресс стремится укрепить свои полномочия, отчего не раз возникали конфликты между ветвями власти.
Укрепление исполнительной власти сопровождается увеличением роли чиновничьего аппарата и ростом его численности. По ориентировочным оценкам американской печати численность государственных служащих составляет 14 млн. человек.
Президент непосредственно назначает около 1,5 тысяч должностных лиц, в том числе "по совету и с согласия сената" глав федеральных департаментов и министерств, входящих в президентский кабинет. Это государственный департамент, или ведомство иностранных дел, во главе с государственным секретарем, министерства финансов, торговли, труда, обороны и т.д.
Наряду с кабинетом с 1939 г. стал складываться особый аппарат при президенте - исполнительное управление президента,- состоящее из аппарата президента (Белого дома) и вице-президента и аппарата Совета национальной безопасности (СНБ).
Наиболее сложной является структура СНБ. Руководство СНБ осуществляет президент и помощник президента по национальной безопасности. В состав СНБ включены высшие межведомственные группы (комитеты) по проблемам военной и внешней политики, по вопросам разведки, а также так называемые межведомственные комитеты.
Бюрократизация государственного аппарата была связана с его милитаризацией. Пентагон (министерство обороны) - одно из самых крупных и влиятельных ведомств в государственном механизме США. Пентагон также играет большую роль в осуществлении внешнеполитического курса США. Армия США с 1973 г. формируется по добровольному принципу на контрактной основе. В связи с окончанием холодной войны в США происходит сокращение военного бюджета.
Наиболее важным звеном правоохранительных органов, наряду с судебной системой, является атторнейская служба, состоящая из федеральных, штатских и местных учреждений исполнительной власти, наделенных полномочиями от имени государства возбуждать уголовные дела, расследовать нарушения законов, поддерживать обвинение в суде, привлекать нарушителей к уголовной ответственности. В отличие от европейских прокурорских органов они не имеют надзорных функций за законностью, не знают строгой иерархии соподчинения. Местные атторнейские органы не подчинены органам штатов, штатные - федеральным. Генеральный атторней ведает тюремными делами иммигрантов, борьбой с наркотиками и др. Атторнейская служба на федеральном уровне является строго централизованным аппаратом, глава которого - генеральный атторней - руководит министерством юстиции США и своими представителями в федеральных судебных округах - атторнеями и маршалами. Министерство юстиции руководит ФБР, созданным в 1835 г., и другими органами. Федеральное бюро расследований (ФБР) призвано вести следствие по преступлениям, предусмотренным федеральным законодательством.
Разведывательной деятельностью занимаются ряд ведомств. Ведущим является Центральное разведывательное управление (ЦРУ), Агентство национальной безопасности (АНБ), подчиненное Пентагону, Управление разведки и исследований госдепартамента США. ЦРУ фактически подчиняется только президенту. Формально ЦРУ и другие аналогичные организации контролируются комитетами по разведке обеих палат конгресса, созданными в 1976 и 1977 гг. после скандальных разоблачений в печати незаконных операций ФБР и ЦРУ.
Закон Тафта-Хартли был принят в 1947 г. Он направлен против "нечестной трудовой практики профсоюзов", запрещал некоторые виды забастовок (забастовки государственных служащих, стачки, создающие "национальное чрезвычайное положение" и др.). Допустимые формы забастовок оговаривались рядом условий: введением двухмесячного охладительного периода, обязательным введением извещения предпринимателя о намерении провести забастовку и пр. Была регламентирована деятельность профсоюзов, запрещен договор "закрытого цеха". Создавался орган - федеральная служба посредничества и примирения, который должен был разрешать споры между предпринимателями и рабочими.
Претворением в жизнь положений закона должны заниматься Национальное управление по трудовым отношениям (НУТО) и суды. Президент мог запретить стачку на 80 дней, обратиться в суд для вынесения судебного приказа о запрете стачки и т.д.
Большое внимание уделялось борьбе с коммунистической угрозой. Этому были посвящены ряд законов, объявлявших компартию организацией, находящейся под контролем иностранного государства, а пропаганду марксизма приравнивали к "подстрекательству к мятежу" и др.
Центральное место среди антикоммунистических правовых актов послевоенного времени принадлежит закону о внутренней безопасности 1950 г., получившему название по имени его авторов - закон Маккарена-Вуда. Закон исходил из посылки, что коммунистические организации являются "подрывными", преступными организациями, направляемыми "коммунистической диктатурой иностранного государства", и предусматривал наказания на срок до 10 лет тюремного заключения за действия, способствующие установлению в США "тоталитарной диктатуры".
Созданное в соответствии с законом управление по контролю за подрывной деятельностью решало вопрос, является ли та или иная организация подрывной. На членов коммунистических организаций налагались ограничения: работать в государственном аппарате, на военных предприятиях и пр. Организации лишались права пользоваться услугами средств массовой информации для обнародования своих программ.
Президент получил право провозглашать чрезвычайное положение, что давало возможность содержать под стражей любое лицо по подозрению в участии в заговоре.
В 1953 г. был создан сенатский комитет по правительственным делам во главе с Д.Маккарти, который так же, как и его постоянный подкомитет по расследованиям, был наделен широкими полномочиями по проверке деятельности любого административного органа.
ЯПОНИЯ
1. Японское государство между двумя мировыми войнамиВ годы первой мировой войны Япония захватила часть территории Китая, контролируемую до этого Германией, укрепила экономические позиции в Азии.
Япония участвовала в интервенции против Советской России. Ее войска находились на Северном Сахалине до 1925 г.
В 1919 г. был снижен имущественный ценз, вследствие чего электорат увеличился до 3 млн. (из 56 млн. населения). В 1925 г. избирательное право стало всеобщим для мужчин. Появился ряд партий левой ориентации, в том числе коммунистическая.
В 20-30 годы на политическую арену выдвинулась новая политическая сила - т.н. "Молодые офицеры" - выходцы из мелкобуржуазных и мелкопомещичьих слоев населения. Молодые офицеры были недовольны сокращением вооруженных сил. Они выступали за ликвидацию многопартийной системы и ответственных перед парламентом правительственных органов, требовали установления диктатуры внутри страны и экспансионистской политики вне ее. То есть требования молодых офицеров были аналогичны требованиям нацистов в Германии. Молодых офицеров поддерживали в первую очередь т.н. "новые концерны", возникшие в годы первой мировой войны на гребне военной конъюнктуры и заинтересованные в государственных заказах.
В отличие от Германии, в Японии не было единой фашистской партии. Наряду с молодыми офицерами сложилась тесно связанная с верхушкой финансовых кругов группа контроля (Тосэйха), состоявшая из крупных политиков, военных. После двух неудачных путчей, организованных молодыми офицерами, начался процесс постепенной фашизации страны. Оттеснив молодых офицеров, правящие круги Японии начали постепенную ликвидацию демократических институтов. После 1936 г. в Японии начали формироваться так называемые надпартийные комитеты, возглавляемые военными.
В июле 1940 г. были "самораспущены" буржуазные партии Сэйюхай и Минсеэйто. Вместо них была создана монархическая "Ассоциация помощи трону". Одновременно были разгромлены профсоюзы, рабочие организации. На предприятиях были созданы казенные, так называемые общества служения Отечеству через производство во главе с правительственными чиновниками. Таким образом, была оформлена "новая политическая структура". В дополнение к ней была декларирована "новая экономическая структура", означающая установление жесткого государственного контроля и регулирования экономики, ее подчинение целям войны.
Японские войска оккупировали значительную часть Китая, Юго-Восточную Азию, Филиппины, Индонезию и ряд островов в Тихом океане.
2. Послевоенное развитие ЯпонииПосле капитуляции в сентябре 1945 г. Япония была оккупирована американскими войсками. Оккупационные власти провели ряд реформ с целью демократизации и демилитаризации. Была возрождена многопартийная система, профсоюзы. Были распущены монополистические концерны - дзойбацу, несшие ответственность за развязывание войны, проведена аграрная реформа, создавшая благоприятные условия для развития капитализма в сельском хозяйстве. В ноябре 1947 г. введено новое законодательство.
В ноябре 1946 г. парламент утвердил новую конституцию, которая вступила в силу 3 мая 1947 г. Конституция сохранила монархический строй, но из почти абсолютного монарха император превратился в "символ единства нации" и был фактически лишен политической власти. За ним оставались, по сути, лишь церемониальные функции: обращение к парламенту с речью на открытии очередной сессии, принятие верительных грамот, подписание официальных документов.
Новая конституция учредила структуру центральных органов по английскому образцу. Высший орган государственной власти в стране - парламент, состоящий из двух палат. Нижняя палата - палата представителей (511 членов) - избирается на четыре года, верхняя - палата советников (252 члена) - избирается на шесть лет. Обе палаты избираются на основе всеобщего избирательного права. Нижняя палата имеет больше полномочий, правительство несет ответственность перед нижней палатой.
Высший орган исполнительной власти в стране - правительство Японии, кабинет министров.
Премьер-министр назначается императором из числа членов парламента. Правительство проводит в жизнь законы, осуществляет руководство государственными делами, составляет бюджет и выносит его на рассмотрение парламента и т.д. Кабинет министров наделен правом законодательной инициативы. Конституция закрепляет принцип коллективной ответственности перед парламентом. Если палата представителей принимает резолюцию о недоверии, оно должно выйти в отставку в полном составе, либо император по совету и с согласия кабинета распускает палату представителей.
Политические партии Японии: коммунистическая партия Японии - КПЯ, либерально-демократическая партия - ЛДП, партия демократического социализма - ПДС, партия Комейто (партия справедливого правления, чистой политики), социалистическая партия Японии - СПЯ. В послевоенные годы у власти преимущественно находилась ЛДП.
Статья 9 конституции гарантирует "отказ от войны как суверенного права нации", запрещает создавать вооруженные силы. Вместо них существуют так называемые "силы самообороны", которые по боевой мощи, однако, превосходят армии многих стран мира. Влиятельные политические страны выступают за отмену ст. 9 конституции.
1. Изменения в источниках и системе права
Изменение правовой системы связано с глубинными процессами развития капитализма, вступившего в постиндустриальную фазу. В праве буржуазных стран появляется ряд новых черт, не свойственных ранним этапам развития капитализма. Основное назначение права в современных условиях состоит не столько в защите сложившейся социально-политической системы, сколько в том, чтобы трансформировать ее, приспособив к новым общественным потребностям. Все сильнее проявляется не классовая, а общерегулятивная функции права.
В новейшее время происходят существенные изменения в источниках права. Были дополнены старые кодексы, введены в силу новые (уголовный кодекс во Франции в начале 1924 г.).
Значительный рост и усложнение законодательства, появление большого числа новых правовых актов потребовали проведения крупных кодификационных работ. Это относится практически ко всем странам. Так, в США в 1926 г. был составлен, периодически обновляется и один раз в пять лет переиздается федеральный свод законов. В Англии более широкое распространение получила практика составления консолидированных законов, объединяющих в себе ранее изданные законодательные положения, с внесением в них отдельных изменений и усовершенствований.
В XX в. резко возросло количество законодательных актов исполнительной власти, особенно в период авторитарной власти.
Возрастает также роль судебной практики как источника права. Особенно ярко это проявилось в США, где затронуто не только уголовное, гражданское и другие отрасли законодательства, но также конституционное право.
Происходило активное развитие законодательства, связанного с регулированием хозяйственной жизни. Появились комплексные отрасли права: деловое право в США, хозяйственное право в Германии и Австрии, экономическое право во Франции и Бельгии.
В новейшее время происходил процесс усиления взаимодействия правовых систем различных государств, особенно в сфере экономического законодательства и отдельных его видов (инвестиционное, валютно-денежное, налоговое и т.д.).
Возросло также воздействие международно-правовых норм на внутреннее право отдельных буржуазных государств.
2. Основные изменения в гражданском и торговом праве
В связи с развитием капиталистических отношений, требующих равенства участников гражданского оборота, во второй половине XX в. были устранены сохранявшиеся в гражданском праве ряда стран ограничения для лиц определенной национальности.
В связи с характерной для современного капитализма концентрацией и централизацией, в центре гражданского и торгового оборота, а соответственно законодательства, стали находиться не физические, а юридические лица, поскольку в XX в. важнейшей организационной формой капиталистического предпринимательства становятся акционерные общества. Законодательство об акционерных обществах постоянно обновляется и совершенствуется. Это законодательство или предусматривало создание новых, более удобных форм объединения капитала (компании с ограниченной ответственностью, держательные компании и т.д.), или же устанавливало дополнительные льготы при образовании и деятельности акционерных обществ. Акционерное законодательство позволяло искать наиболее выгодные сферы бизнеса, добиваться большего производственного и коммерческого успеха.
Новейшее законодательство об акционерных компаниях создает возможность привлечения капитала мелких вкладчиков, не теряя контроля над компанией. В настоящее время происходит рост влияния менеджеров, в чьи руки переходит повседневное управление делами акционерных компаний. То есть в определенной форме происходит разделение функций собственника и функций оперативного управления делами в корпорациях.
Для новейшего времени характерно стремление государства установить контроль за монополистической практикой с целью поддержания конкуренции и свободного предпринимательства. Законодательство о монополиях получило название антитрестовского.
Антитрестовское законодательство можно свести к двум видам. Первый из них представлен в антитрестовском праве США, где предусматривается запрещение трестов и иных сговоров предпринимателей с целью ограничения торговли, "не-честных методов конкуренции" и т.п.
Второй тип антитрестовских законов строится на принципе контроля за монополистическими объединениями и пресечения их злоупотреблений. Такое законодательство характерно для большинства государств Европы, Канады, Австралии, ЮАР и др.
Развитие современного капитализма нашло свое отражение и в центральном институте гражданского права - праве собственности. Широкое распространение получили концепции, исходящие из необходимости "социализации" частной собственности, ее использования в "общественных интересах". Происходит все более активное вторжение государства в сферу частной собственности. Получает свое развитие государственная собственность, в том числе и за счет национализации частных предприятий. В некоторых европейских странах государство контролирует значительную часть промышленности.
Произошли существенные изменения в семейном праве: расширены имущественные права замужней женщины, признано ее право на развод в случае измены мужа, предусмотрена возможность узаконения (последующим браком) внебрачных детей. В целом в развитии семейно-брачных отношений верх берут прогрессивные тенденции. Законодательство многих стран предусматривает уравнивание прав жены и мужа при выборе местожительства, фамилии, профессии и работы, признано равенство жены и мужа в праве на развод.
3. Развитие трудового и социального законодательства
Как самостоятельная отрасль права трудовое законодательство начинает складываться и развиваться после 1917 г. под воздействием организованного рабочего движения. Во многих странах еще до второй мировой войны было конституционно и законодательно признано право рабочих на профессиональные объединения, право на заключение коллективных договоров, право на забастовку (Веймарская Конституция 1919 г., закон Вагнера в США 1932 г.). Были признаны права трудящихся на участие в управлении производством и создание специальных советов или комитетов предприятий и т.д. (ФРГ, Франция и др.).
Наряду с этим буржуазные государства стремятся держать под контролем профсоюзное движение. Так, в США были ограничены права на забастовки и т.д. Создавались специальные органы, предназначенные для урегулирования трудовых отношений.
Постепенно законодательным путем или посредством коллективных договоров вводились: 8-часовой рабочий день, 40-часовая рабочая неделя, социальное страхование, законы о пенсии по старости, инвалидности, пособия по безработице.
В 60-70 гг. во многих странах получило развитие законодательство, предусматривающее различные виды социального обеспечения населения: жилищное строительство, бесплатное образование, полностью или частично безвозмездную помощь, материальную поддержку семей, имеющих детей и т.д.
4. Основные изменения в уголовном праве и процессе
Для XX в. характерно резкое увеличение общеуголовной преступности, широкое распространение организованной преступности. Для борьбы с ними государственные власти широко используют не только репрессивные меры. Уголовная политика в развитых странах в послевоенный период все в меньшей степени сводится лишь к уголовно-правовому принуждению. Она предусматривает также осуществление целого комплекса социально-экономических и воспитательных программ, преследующих криминолого-профилактические цели.
Под влиянием социологических исследований, с помощью либеральных мер во многих государствах пытаются осуществить реадаптацию преступников. Более широкое распространение получают реформатории (исправительные тюрьмы), создаются специальные детские исправительные учреждения, запрещаются некоторые жестокие наказания, а в ряде стран (в Англии, Франции, Италии и др.) отменяется смертная казнь. Более широко используется условное наказание и условно-досрочное освобождение.
В новых уголовных кодексах устраняются анахронизмы; с другой стороны, в связи с усложнением общественной жизни происходит расширение круга действий, рассматриваемых в уголовном законодательстве в качестве преступлений и проступков. Так, появляются новые виды экономических и должностных преступлений, а также уголовных преступлений, связанных с загрязнением окружающей среды, торговлей наркотиками и т.д. Появляются так называемые каучуковые статьи, позволяющие полицейским и судебным органам в случае необходимости расширять масштабы репрессий.
Усиливаются наказания так называемых привычных преступников. В некоторых странах к ним может быть применено превентивное заключение. Французское законодательство предусмотрело возможность признания лица "пожизненным рецидивистом" с соответствующими юридическими последствиями.
Буржуазное уголовное право допускает преследование не только преступных, противоправных с точки зрения закона действий, но и лиц, представляющих опасность для общества. В законодательство вводятся понятия опасного и предделиктного состояния, и к лицам, находящимся в таком состоянии (бродяги, проститутки, наркоманы и т.п.), могут быть применены особые меры. В США закон о контроле над организованной преступностью 1970 г. связывает размеры наказания, в частности применение продленных сроков лишения свободы, не столько с характером деяния, сколько "со степенью опасности" осужденного. Превентивные меры в условиях буржуазно-демократических режимов ставятся в строгие рамки законности.
Все уголовное судопроизводство в послевоенный период в целом развивается в либеральном направлении, основываясь на принципе равенства сторон, состязательности. Усилился по ряду направлений судебный контроль за деятельностью полицейских и следственных органов.
Вместе с тем, допускались нарушения конституционных норм, прав человека, особенно в 20-30 гг. Это было характерно не только для фашистских режимов. Так, закон о контроле за преступностью на улицах 1968 г. в США позволяет рассматривать в качестве мятежа и преследовать в уголовном порядке некоторые виды групповых выступлений протеста. В Англии в соответствии с законодательством о чрезвычайном положении приостанавливалось действие процедуры "Habeas corpus", что позволяло правительству производить массовые аресты (например, в Ольстере в 70-е годы). В США федеральный закон 1951 г. дал право чиновникам ФБР производить аресты без предъявления соответствующего ордера.
Предыдущий |