Глава 14. Национальная экономика и механизм ее развития |
Под национальной экономикой принято считать
народное хозяйство страны. Это совокупность всех
отраслей и регионов, соединенных в единый
организм многосторонними экономическими
связями. В национальной экономике в неразрывном
комплексе выступают производство,
распределение, обмен и потребление материальных
благ, услуг и духовных ценностей. Она есть
продукт исторического развития данного общества
и имеет свое лицо: частное, смешанное,
государственное и т.д.
Национальная экономика как целостный организм
характеризуется следующими признаками:
1. Общее экономическое пространство с единым
законодательством, единой денежной единицей,
общей кредитно-денежной и финансовой системой.
2. Наличие тесных экономических связей между
хозяйственными субъектами с общим
воспроизводственным контуром.
3. Территориальная определенность с общим
экономическим центром, который выполняет
регулирующую и координационную роль.
В национальной экономике каждый субъект, будь то
хозяйство, фирма, регион или государство,
включаясь в экономическое пространство
преследует свой интерес. Согласование же
интересов направляется объективными
экономическими законами: каждый индивид, имея
свой собственный интерес, одновременно
способствует достижению наибольшего блага для
всех.
Национальная экономика стремится к
стабильности, эффективности, справедливости
через обеспечение:
1. Стабильного роста национального объема
производства;
2. Высокого и стабильного уровня занятости;
3. Стабильного уровня цен;
4. Поддержание равновесного внешнего баланса.
Названные цели достигаются через применение
определенных инструментов макроэкономического
регулирования.
Ими являются:
- фискальная политика (оперирование
государственным бюджетом через налоговую
систему и расходы государства);
- денежно-кредитная политика (контроль за
денежным предложением через ставку процента,
резервную норму и другие инструменты);
- политика регулирования доходов (от свободного
установления заработной платы и цен до
декретного контроля);
- внешнеэкономическая политика (торговая
политика, регулирование обменного курса).
Общим и конечным результатами функционирования
национальной экономики являются приращение
национального богатства, объемов прибыльных и
нужных обществу товаров и услуг, наиболее
эффективное использование ограниченных людских
и материальных ресурсов. В лекции об
общественном производстве и его результатах эти
показатели приводились (ВОП, НД, ВНП) и давалась
характеристика каждому из них.
Общей закономерностью рыночной экономики
является цикличность ее развития: от подъема к
спаду, за ним следует застой в производстве и
деловой жизни (депрессия), который сменяется
оживлением и подъемом. Кризисы стали
периодически повторяться начиная с 1825 г.
Цикличность рыночной экономики обусловлена
объективными факторами. Материальной основой
цикличности является физическое обновление
основного капитала, хотя непосредственным
толчком для кризиса могут быть самые разные
причины, и прежде всего, денежно-кредитные
потрясения.
Если периодичность обычных кризисов составляет -
7- 12 лет, коротких циклов - 3-4 года, то длинные волны
измеряются 40-60 годами. Последние связаны со
структурным обновлением технологического
способа производства.
Кризисы сопровождаются безработицей,
расстройством денежной системы, банкротствами,
ухудшением жизни населения.
Наряду с теорией цикличности и в противовес ей
существует теория экономического равновесия.
Она получила развитие в трудах представителей
классической науки (А. Смит, Д. Рикардо) и имеет
многих приверженцев среди современных
экономистов. По этой теории сам рыночный
механизм обеспечивает восстановление
экономического равновесия и его поддержание,
взаимную сбалансированность спроса и
предложения, накопления и потребления, а также
между производством средств производства и
производством предметов потребления. Главным
механизмом самонастройки экономических связей
считается механизм свободной конкуренции.
Современный мир - это мир всесторонних и
всемогущих товарно-денежных отношений. Ими
пронизана внутренняя жизнь любого государства и
его деятельность на международной арене.
В процессе воспроизводства на разных уровнях,
начиная с предприятия и кончая национальной
экономикой в целом, образуются и используются
фонды денежных средств. При этом не имеет
значение в какой форме выступают деньги: в виде
наличных бумажных знаков, то ли в форме кредитных
карточек, или на значащихся на банковских счетах
сумм вообще вне всякой формы.
Система образования и использования фондов
денежных ресурсов, участвующих в обеспечении
процесса воспроизводства и составляет финансы
общества. А совокупность экономических
отношений, возникающих между государством,
предприятиями и организациями, отраслями,
территориями и отдельными гражданами в связи с
движением денежных фондов, образует финансовые
отношения. Они сложны, разнообразны и напоминают
кровеносную систему живого организма, через
которую осуществляется движение товаров и услуг,
своеобразный обмен веществ между экономическими
клеточками общественного организма. На
периферии этого организма финансовые отношения
прекращаются. Здесь деньги уже выступают в своих
естественных функциях как средства обращения
или платежа. Но прежде чем дойти до этого
конечного звена, они формируются и обслуживают
всю совокупность хозяйственных связей и
экономических отношений.
Финансовая система включает три основных звена:
государственные финансы, финансы населения и
финансы предприятия. Из этих трех звеньев
главным являются финансы предприятий, ибо первые
два звена формируются на их базе.
Государственные финансы состоят из двух
основных элементов: государственного бюджета и
внебюджетных фондов. Государственный бюджет
- это годовой план доходов и расходов
государства, это деньги, которые позволяют
государству выполнять экономические и
социальные функции (а в последнее время и
политические). Государственный бюджет состоит из
бюджета правительства и местных бюджетов
(области, города, района, поселкового совета).
Поэтому утверждение государственных бюджетов на
очередной год всегда носит бурный характер.
Правительства пытаются ущемить права регионов, а
последние стремятся оставить больше средств в
своем распоряжении.
Внебюджетные фонды представляют собой те
денежные средства, которые аккумулируются вне
системы государственного бюджета и имеют строго
целевое назначение: пенсионный фонд, фонд
социального страхования и др.
Бюджет состоит из двух частей: доходной и
расходной. В странах с развитой рыночной
экономикой доходная часть бюджета на 80-90%
формируется за счет налогов с предприятий и
населения.
Остальная часть поступает от использования
государственной собственности,
внешнеэкономической деятельности. Структура
расходной части бюджета включает в себя расходы
на социально-культурные нужды (здравоохранение,
просвещение, социальные пособия и др.), расходы на
развитие народного хозяйства, на оборону,
государственное управление.
В условиях социально-ориентированной экономики
налогообложение строится на принципах
обязательности уплаты, социальной
справедливости и связей с получением блага.
Подробнее об этом шла речь в лекции "Об
экономической роли и функциях современного
государства". В Украине налоговая система
находится еще в стадии становления.
Соотношение доходной и расходной части бюджета
может быть сбалансированным, но может быть и
неравным. Чаще всего государства сталкиваются с
ситуацией, при которой расходы превышают доходы.
Практика бюджетного дефицита широко развита в
мире. Но всегда существует некоторый предел, за
границей которого начинаются нежелательные
явления в экономике. Страна начинает жить в долг
перед своим населением, другими государствами,
разбазаривает свое национальное достояние и
ухудшает условия жизни для будущих поколений. По
расчетам МВФ бюджетный дефицит не должен
превышать 2% от ВНП. Дефицит бюджета Украины
составляет 6-7% и покрывается за счет кредитов НБУ
(23%), внутренних займов - 33%, внешних займов - 44%.
Естественно, эти цифры нестабильны, но пока
годовые отклонения от них незначительны.
Под фискальной (налоговой) политикой
государства понимается постоянное
вмешательство государства в экономические
процессы и явления с целью регулирования их
протекания. Это совокупность мероприятий в сфере
налогообложения, направленных на формирование
доходной части государственного бюджета,
повышение эффективности функционирования всей
национальной экономики, обеспечение
экономического роста, занятости населения и
стабильности денежного обращения. Государство
сильно своими финансами. США завершило 1997 год с
нулевым дефицитом бюджета, высокой занятостью
населения, а, следовательно, и с высоким его
платежным спросом, что в свою очередь
обеспечивает экономический рост национальной
экономики. И в основе этого динамизма лежит
эффективная финансовая политика государства,
которая всегда подвижна и нацелена на разрешение
крупных экономических программ: стимулирование
хозяйственной активности предпринимателей,
мелкого бизнеса, на борьбу с безработицей, с
инфляцией и т.п.
В развитых государствах через бюджеты
распределяется примерно 1/5 валового
национального продукта или 40-50 процентов
годового национального дохода. Такие средства
позволяют проводить структурную перестройку
производства, осваивать новейшие технологии и
разрабатывать крупномасштабные
научно-технические программы.
Процесс становления фискальной политики в
Украине идет в сложной противоречивой
обстановке. На первых этапах перестройки
государство утеряло контроль за хозяйственной
деятельностью, ценообразованием, не создало
правовую основу налоговой системы. С
возрастанием ставок налогообложения
прекратился приток инвестиции в сферу
материального производства, капитал
сосредоточился в торгово-посреднической сфере,
которая приняла криминальный характер.
Собираемость налогов составляет 50-55 процентов от
запланированных по бюджету сумм. Проявилось
действие За-кона Спроса: чем выше ставки налогов
тем меньше поступает денег в кассу. Налоговая
служба стала такой многочисленной, что начинает
работать сама на себя. С 1997 года создается
система Государственного реестра физических лиц
и начинает осуществляться сплошное
декларирование доходов граждан. Однако при этом
надо учитывать два момента: психологию
населения, непривычной к четкой записи своих
доходов и расходов, а также старушек и инженеров,
торгующих семечками в местах массового прохода и
скопления людей. Они вышли в людные места гонимые
нуждой и поставить около них налогового
инспектора с государственной кружкой было бы
кощунством.
В основу фискальной политики Украины
предполагается ввести следующие принципы:
- основу всей системы налогообложения должны
составить прямые налоги на землю, имущество,
капитал, доходы физических и юридических лиц и
прибыль юридических лиц;
- косвенные налоги должны применяться в форме
акцизов с целью защиты собственного
производителя, ограничения потребления
отдельных видов товаров, а также на предметы
роскоши и на доходы производителя-моноплиста;
- применение при налогообложении
дифференцированных ставок в зависимости от
величины получаемого дохода;
- ликвидация необоснованных льгот при
налогообложении.
Теоретическое обоснование фискальная политика
получила в работах выдающегося английского
ученого Дж. Кейнса и его последователей. В
экономическую мысль эта теория вошла как теория
государственного регулирования экономики,
основными элементами которой являются
потребление, сбережение, инвестиции, то есть
модель совокупного спроса.
Совокупный спрос включает потребительский спрос
и спрос инвестиционный (расходы на
капиталовложения). Потребление измеряется
количеством товаров, купленных и потребленных в
течение какого-то периода времени. На общее
количество ресурсов, расходуемых на потребление
влияют объективные и субъективные
(психологические) факторы. Потребление движется
в том же направление что и доход. Выше доход -
больше покупок. Психологически же человек
склонен не только к увеличению потребления по
мере роста доходов, но и к сбережению. В
распределении доходов скрещиваются две линии:
предельная склонность к потреблению и
предельная склонность к сбережению. При
возрастании общего дохода часть его пойдет на
прирост потребления, а другая часть на прирост
сбережения. Сбережение доходов и прибыли
экономисты рассматривают как основу инвестиций.
Уровень инвестиций оказывает существенное
воздействие на объемы производства и
национального дохода.
Сбережения и инвестиции могут осуществляться
разными хозяйственными субъектами. Инвестор и
тот, кто сберегает, совпадают в том случае, когда
источником инвестиций являются накопления
предприятий. Во второй половине ХХ столетия
основным инвестором стало само населения, а
источником их инвестирования являются его
сбережения. Именно поэтому банки и другие
кредитно-финансовые институты так активно
охотятся за сберегаемой частью доходов
населения.
Но сбережения и инвестиции зависят от разных
факторов. Объем инвестиций зависит от нормы
прибыли. Поставим перед собой вопрос. Если
вложения капитала в электронную промышленность
обещает 15% прибыли, а покупка Государственных
ценных бумаг дает 35% годовых (как это сложилось в
России и Украине), то куда пойдет поток средств
фирм? Естественно на покупку ценных бумаг. А
государство за счет этих средств будет
выплачивать заработную плату бюджетни-кам и
латать свои другие прорехи. Прироста
национального производства в этом случае не
будет.
Сбережения - это возрастающая функция
процента, а по Кейнсу это функция дохода: чем выше
уровень процента в банковских и сберегательных
учреждениях на вклады населения, тем выше будет
активность населения по сбережению части своего
дохода.
Рост инвестиций ведет к росту производства и
национального дохода, вызывает вовлечение в
производство дополнительных рабочих,
увеличивается занятость, а с ней и доход и
потребление. Суть теории (эффекта)
мультипликатора и заключается в том, что
увеличение инвестиций приводит к увеличению
национального дохода общества, причем на
величину большую, чем первоначальный рост
инвестиций, то есть инвестиции вызывают цепную
реакцию в виде роста доходов и занятости.
Мультипликатор определяется как отношение
прироста дохода к приращению занятости.
На макроуровне эффективность капитальных
вложений определяется отношением прироста
национального дохода к приросту капитальных
вложений. Важным при установлении эффекта
инвестирования является учет воздействия на
окружающую среду, здоровье населения.
Рыночная экономика автоматически не регулирует
инвестиционную активность и сбережения. В
сложной развитой экономике это функция
государства, при этом его вмешательство должно
быть обсчитано как в краткосрочном, так и в
долгосрочном плане, то есть научно обоснованно.
1. Что вы понимаете под национальной экономикой?
2. Назовите основные признаки национальной
экономики.
3. Каким путем может достигаться стабильность и
эффективность в развитии национальной
экономики?
4. Дайте характеристику общим и конечным
результатам функционирования национальной
экономики.
5. Что вы понимаете под цикличностью развития
рыночной экономики и охарактеризуйте фазы цикла.
6. Чем определяется продолжительность
краткосрочного и долгосрочного цикла?
7. Дайте определение финансам.
8. Перечислите составляющие звенья финансовой
системы и дайте им характеристику.
9. Дайте определение государственному бюджету и
раскройте структуру его доходной и расходной
части.
10. Как вы понимаете бюджетный дефицит. Назовите
источники его покрытия в Украине.
11. Что вы понимаете под фискальной политикой
государства?
12. На каких принципах строится фискальная
политика Украины?
13. Раскройте связь между потребление,
сбережением и инвестициями.
14. Раскройте содержание теории эффекта
мультипликатора.