Тема 5. Мораль и политика.

1.  Место морали в духовной жизни общества
2.  Взаимодействие морального и политического сознания
3.  Роль государства в становлении и функционировании морали

1. Место морали в духовной жизни общества

Пестра и многообразна духовная жизнь человеческой личности и общества в целом. Это находит свое выражение в существовании самых различных явлений духовной культуры: искусство, философия, религия, наука, политическое сознание, право и т.д. Все устремления человека можно условно разделить на вертикальные и горизонтальные. Последние выражаются в том, что индивид пытается осмыслить, выразить свои отношения с другими, удовлетворить свои ближайшие потребности (физиологические, потребность в общении, в познании окружающего пространства, потребность в красоте и т. д.). Сущность же вертикальных заключается в том, что человек пытается соотнести свое существование с Вечностью (Богом, Природой, Космосом). Различные отрасли духовной культуры удовлетворяют преимущественно различные устремления людей. Так, на примере права, политики, то видим, что их направленность чаще всего конкретна, ограничена во времени и пространстве. Законы права преимущественно конкретны, регулируют специфические виды деятельности человека. Иное дело — религия, философия, мораль. Именно они отвечают на смысложизненные вопросы. Хотя в религии и морали немало конкретики, частных предписаний, все они базируются на исходных постулатах, определяющих назначение человека. В конце концов, именно эти отрасли духовной культуры определяют направление житейского корабля (образно говоря). Однако характер взаимодействия различных — вертикальных и горизонтальных пластов культуры не столь прост. Вертикальные устремления (требования морали, религии) не должны совершенно противостоять насущным потребностям человека. В этом случае они будут просто отброшены или исповедоваться лишь небольшой группой фанатиков (как это имеет место с требованиями крайнего аскетизма, жесточайшей, несмотря ни на что, дисциплины и т.д.). Образно говоря, духовность, т.е. устремленность к высшим принципам, должна иметь человеческое лицо.
Если же учесть, что в центре религиозного сознания (об этом ниже, подробнее) стоят нравственные вопросы, что современная религия не может существовать без морали, то окажется, что в центре всей духовной культуры находятся вопросы нравственные: вопросы о смысле жизни и назначении человека, о его счастье, о добре и зле, справедливости и т.д. Иначе говоря, именно нравственность является центральным нервом духовности, всего того, что выражает сущность человека.

2. Взаимодействие морального и политического сознания.

Политическое сознание представляет собой своеобразный, динамичный сплав чувств и представлений, в котором по-своему выражается круг интересов, связанных с  деятельностью государства и других политических институтов. Политическое сознание выражает и защищает насущные, жизненно важные интересы как отдельных социальных групп, так и общества в целом. Эти интересы — экономические прежде всего, национальные, т.е. интересы той или иной страны, культурные и т.д. Нередко политическое сознание изображается сознанием преимущественно классовым, даже партийным. Да, устремления отдельных социальных групп в нем выражены достаточно ясно. Но различные классы, группы не могут сосуществовать, не учитывая, хотя бы в минимальной мере, чаяния других слоев населения. В противном случае наступает непрерывная гражданская война. Кроме того, у любого государства есть общие для всего населения интересы: охрана границ, отстаивание своих специфических устремлений на международной арене, сохранение культуры, традиций, как и элементарное человеческое сочувствие и сострадание, одобрение и т.д. Однако следует признать, что на ранних этапах развития государства (рабство, крепостничество) действительно доминировало политическое сознание господствующих сословий. В последние же столетия (особенно в ХХ веке) политическое сознание наполняется все в большей мере общечеловеческим содержанием.
Исторически менялся и характер взаимодействия морального и политического сознания. Пожалуй,' вплоть до эпохи Просвещения наблюдался значительный разрыв между политикой и моралью. "Цель оправдывает средства", — этот девиз, откровенно сформулированный Н. Макиавелли, применялся задолго до ХVI века. Под практическую целесообразность, под интересы политики подгонялись не только нормы повседневной нравственности, но и решения церковных соборов. Однако рост морального самосознания, духовной культуры, потрясения, вызванные опустошительными войнами (особенно в ХХ веке) привели к возрастанию роли морального фактора, моральных ценностей в политическом сознании, в его повседневном функционировании. Во всяком случае ныне политики весьма напряженно внимают общественному мнению. Ныне к образу жизни государственных мужей, их нравственным устоям (вплоть до самых интимных сторон жизни) обращено внимание и рядовых избирателей, и средств массовой информации.
В чем же различие между моральным и политическим сознанием? Как отмечалось выше, политическое сознание обслуживает прежде всего горизонтальные устремления людей, а моральное — не только горизонтальные, но и вертикальные. Именно с позиций высших нравственных ценностей (а не только с позиции сиюминутной выгоды) должны оцениваться действия различных политических институтов. Именно моральное сознание задает ориентиры политическому сознанию. Центральные понятия морального сознания — это понятия добра и зла. Отправным же понятием политического сознания является понятие власти. Последняя нередко ассоциируется с силой, принуждением или угрозой принуждения ("угроза страшнее наказания"), с ограничением свободы человека. Моральное же сознание насилие допускает лишь в виде исключения — для обуздания крайних случаев зла. А какое-либо ограничение свободы человека для морального сознания совершенно неприемлемо, ибо в этом случае не ставится и сама моральная оценка тех или иных поступков.
 Словом, различий между моральным и политическим: сознанием немало. Но есть и точки соприкосновения, есть пространство для взаимодействия. Государство не есть какая-то абстракция. Оно реализуется в конкретных органах,  в их деятельности. И прежде всего сущность такого или иного государства воплощается в праве. Именно через право государство, политическое сознание (обращенного в отличие от морали преимущественно к большим группам населения) доходит до отдельного гражданина. Но регулируя межличностные отношения, право вынуждено опираться на простые нормы нравственности, освященные веками. Неслучайно такие исходные нормы, как "не убий", "не укради др. входят и в мораль, и в право. Кроме того, имеется и "общее" понятие и у морального, и у правового сознания — понятие "справедливости", «равенства». Правда, понимание справедливости в морали и в праве имеет свои особенности. Для права справедливость — это следование законам, установленным государством. Для морали — справедливость — это объективная оценка действий отдельной личности через призму общечеловеческих, высших ценностей. Моральное сознание может признать несправедливыми и сами законы, Кроме того, для морального сознания принцип равенства значимости, достоинства каждой человеческой личности является, можно сказать, священным. Для правосознания (в прошлые века личность не только царя, короля, но и простого дворянина имела откровенные привилегии) принцип равенства стал считаться важным, существенным лишь в самые последние десятилетия (у разных стран по-разному).
Действуя в одном и том же обществе, моральное и политическое сознание неизбежно взаимодействуют, каждое по-своему обеспечивая стабильность общества, отвечая на разнообразные духовные потребности человеческой личности.

3. Роль государства в становлении и функционировании морали

С одной стороны, как мы отмечали, именно моральное сознание задает для политики предельные ориентиры. Но с другой стороны, становление и развитие нравственности происходит в обществе, и государство так или иначе оказывает воздействие на этот процесс. Хотя широко распространено мнение, что государственные мужи не очень обременяют себя нравственными переживаниями или, говоря словами Т. Вебера, "гений или демон политики живет во внутреннем напряжении с Богом любви", все же следует признать, что государство, несмотря на субъективные намерения тех или иных политиков, объективно способствовало развитию морали. Неслучайно некоторые мыслители (например, Платон, Гегель и др.) весьма п6зитивно оценивали роль государства в нравственной жизни общества.
Позитивная роль государства просматривается уже на самых ранних ступенях его развития. Хотя первые политические союзы племен являлись продуктом не столько договора, сколько насилия, все же элемент договора присутствовал в отношениях между победителями и побежденными. А договор всегда содержит в себе нравственный компонент:
он включает в себя определенное доверие, взаимоуважение. Государственная организация способствовала возрастанию власти человеческого духа над стихийными силами природы. Именно государство организовывало масштабное строительство, оно прокладывало дороги, каналы. В этих, говоря словами Вл. Соловьева, "египетских работах" вырабатывалась строжайшая дисциплина, трудолюбие, твердость духа, зачатки человеческой солидарности, т.е., можно сказать, первые высокие нравственные качества. Как отмечал Вл. Соловьев, этот тяжкий труд обеспечивался не только грубым насилием, но и верой народных масс в божественность власти, что было, конечно же, историческим приобретением культуры, победой духовного начала над плотским. Обожествление фараона, царя приводило к тому, что труд в определенной мере превращался в религиозно-нравственную обязанность, наполнялся особым духовным смыслом, что в известной мере выводило человека из состояния простой рабочей скотины.
Государство, наводя определенный порядок в обществе, развивая материальное производство, экономику, создавало тем самым внешние, но обязательные условия для совершенствования нравственной жизни. Хаос в обществе приводит к подавлению нравственного начала. С появлением государства возникает и право, которое нередко обоснованно называют "минимумом нравственности". Именно государство искоренило, в конечном счете, такие свирепые обычаи родового строя, как кровная месть, человеческие жертвоприношения, упорядочило отношения между полами.
Нельзя не отметить и того, что нравственная жизнь для своего совершенствования требует определенной культуры. И как раз государство создавало условия для развития искусства, науки, религии. Как писал Вл. Соловьев, все, чем мы питаем свою духовную природу, "выросло на почве образованного общежития, обусловленного государственным порядком".
Особенно велика роль государства в обуздании край-  них проявлений зла. Именно государственные органы охраняют граждан от посягательств преступников, удерживает людей от крайних проявлений взаимных обид, ограничивает истребительное столкновение частных интересов.
Наконец, необходимо подчеркнуть, что в реализации нравственных ценностей также велика роль государства. Отдельный человек, — писал Вл. Соловьев, может помочь! десятку, от силы — сотне человек. Осуществить же помощь для миллионов бедных, сирых способно только государство. Именно оно выводит моральное сознание из состояния созерцательности. Именно государство практически реализует права и свободы для миллионов и миллионов.
В заключение приведем слова Н.А. Бердяева о том, что государство принудительно поддерживает минимум добра и справедливости, потому что без этого минимума наступает хаос и "распадение исторических тел", без этого минимум добра и справедливости "государство не может быть сильным и устойчивым".

Реклама