Тема 8. Профессиональная нравственность |
1. Специфика
профессиональной нравственности и
профессиональной этики.
2. Основные понятия профессиональной
нравственности.
3. Деловая этика и духовность.
1. Специфика профессиональной нравственности и профессиональной этики
Как мы уже выяснили, нравственная жизнь
личности и общества отличается значительным
многообразием, имеет множество оттенков и
проявлений. Из повседневной жизни не так легко
воплотить даже простые нормы нравственности, не
говоря уже о высших нравственных ценностях. Но
существуют еще такие виды деятельности, в
которых реализация нравственных принципов
отличается повышенной напряженностью,
сложностью. Обычно в этих видах деятельности
непосредственным объектом воздействия является
сам человек. Поэтому можно сказать, что
профессиональная нравственность (мораль) есть
конкретизация общечеловеческих принципов
морали применительно к условиям деятельности
данной профессии. Можно говорить о специфической
нравственности врача, священнослужителя, юриста,
учителя, руководителя и т.д. Конкретные
проявления профессиональной нравственности
изучает, анализирует профессиональная этика.
В чем конкретно проявляется профессиональная
нравственность?
Специфику ее нетрудно обнаружить уже в самых
первых ее вариантах. Вот, например, требования,
которые предъявлялись к врачу уже в Древней
Индии: "Врач, который желает иметь успех в
практике, должен быть здоров, опрятен, скромен,
терпелив, носить коротко остриженную бороду,
обрезанные ногти, белую, надушенную благовониями
одежду. Речь его должна быть тихая, приятная и
поощряющая. Он должен обладать чистым
сострадательным сердцем, спокойным
темпераментом, отличаться величайшей
уверенностью и целомудрием, постоянным
стремлением делать добро". Эти требования
медицинской нравственности, этики врача не
устарели и в настоящее время. И ныне мы требуем от
медиков в особой опрятности, деликатности,
умения поддержать человека в трудную минуту,
предельной самоотверженности в борьбе за
здоровье, жизнь пациента. Древний принцип "не
навреди" действует и в настоящее время. В
общении с больными и их родственниками врач
должен руководствоваться именно этим принципом.
Ради поддержания уверенности в своих силах
медики имеют моральное право приукрасить
реальное положение вещей, ибо главное — не
формальное выполнение той или иной конкретной
простой нормы нравственности, а сохранение
высшей ценности — жизни. Здесь невольно
вспоминается, что именно во время лечения людей
Иисус Христос произнес:
"Суббота была сотворена для человека, а не
человек для субботы" (Тк. 2, 27). В настоящее
время, в связи с достижениями научно-технической
революции, перед медиками встают весьма сложные
задачи воплощения вечных нравственных ценностей
в новых, необычных, неизвестных ранее ситуациях
лечения больных (например, в связи с пересадкой
органов и др.).
Столь же древние корни имеет профессиональная
нравственность учителя. Уже в Древней Греции
имелось довольно ясное представление о
поведении учителя, его нравственных качествах.
От него требовалось прежде всего знание своего
предмета, любви к детям, умение ясно излагать
материал, строго контролировать свое поведение,
не раздавать легко ни наград, ни наказаний. Как
это ни покажется странным, уже тогда была
проблема пьянства и от учителя требовалась
трезвость. Нетрудно представить, сколь
усложнилась деятельность учителя в настоящее
время и сколь трудно ныне реализовывать
нравственные ценности в самых разнообразных
ситуациях, в отношениях с современными
вундеркиндами и их родителями. От учителя
требуется наличие особого такта, творчества,
выдержанности и общей культуры. Учитель обязан
осознавать свою особую роль в обществе.
Специфика педагогической нравственности и
педагогической этики обусловлена, прежде всего,
тем, что учитель, воспитатель имеет дело с весьма
хрупким, динамичным "объектом
воздействия":— с ребенком, подростком. Отсюда
повышенная деликатность, повышенная
тактичность, повышенная ответственность.
Педагогическая деятельность, как и многие другие
виды деятельности человеческой, включает в себя
большой заряд творчества. Но в педагогическом
творчестве неизбежный риск должен быть
минимальным, ибо мы имеем дело с личностью, с
ребенком, а не с подопытными кроликами. Просчет
может иметь весьма трагические для воспитуемого
последствия. Здесь также можно вспомнить о
принципе "не навреди", известного для
медицинской этики.
Имеются свои тонкости и "хитрости" в
реализации высших нравственных ценностей и в
деятельности работников правоохранительных
органов (обостренное внимание к проблеме
справедливости, к выполнению законов и др.),
руководителей в различных сферах деятельности,
военнослужащих и т.д. Причем, число профессий, в
деятельности представителей которых возникает
потребность в особой форме воплощения
общечеловеческих нравственных ценностей, по
мере общественного, научного прогресса
постепенно расширяется. Так, вряд ли кто может
претендовать на особую этику шофера
(перевозящего, например, цемент или доски). Но уже
целесообразно говорить о зачатках
профессиональной морали таксиста или водителя
автомобиля.
Таким образом, подводя итоги, можно сказать, что
профессиональная нравственность и
профессиональная этика помогают
конкретизировать, реализовать моральные
ценности в условиях, подчас весьма сложных,
необычных, деятельности определенного рода
профессий. Профессиональная этика не формирует
новые принципы или новые понятия морального
сознания, она как бы "приспосабливает" уже
известные принципы, понятия к специфическим
сферам жизнедеятельности человека. Нельзя не
отметить, что профессиональная нравственность и
профессиональная этика (ее изучающая) являются
важным компонентом нравственной культуры.
2. Основные понятия профессиональной нравственности
Профессиональная этика и
профессиональное нравственное сознание для
своего функционирования должны иметь свои
специфические понятия. Некоторые из них мы
сейчас кратко рассмотрим. Пожалуй, исходным
понятием профессиональной этики является
понятие профессионального долга, в котором
фиксируются достаточно подробно служебные
обязанности учителя и врача, адвоката и
военнослужащего и т. д. Именно осознание своего
служебного долга побуждает представителей
целого ряда профессий относиться к своему делу с
наибольшей ответственностью, учитывать многие
конкретные нюансы взаимоотношения личности и
общества, личности и коллектива.
Профессиональный долг стимулирует самоотдачу
врача и педагога, именно в нем находит конкретное
выражение долг Человека. Ты можем привести
примеры, когда врачи во имя спасения больных
жертвовали не только своим временем, но и даже
жизнью, ставили на себе предварительные
эксперименты, испытывали различные лекарства.
Можно привести и другие проявления значимости
сознания профессионального долга. Они
приводятся и в публицистике, художественной
литературе.
Следует выделить и такие понятия, как
профессиональная честь и профессиональное
достоинство. В понятии профессиональная честь
выражается оценка значимости той или иной
профессии в жизни общества. Осознание этой
значимости очень важно для представителей очень
многих профессий и составляет основу
профессионального достоинства, самооценку своей
деятельности. Профессиональная честь и
профессиональное достоинство взаимно дополняя
друг друга помогают поддерживать определенный,
достаточно высокий уровень нравственности.
Причем, в конкретных условиях той или иной
профессии. Так, профессиональная честь и
профессиональное достоинство милиционера и
врача будут выражаться в различных поступках.
Для целого ряда профессий (учителя, юриста,
руководителя и др.) профессиональная
нравственность включает в себя и понятие
профессиональной справедливости. Справедливый
учитель стремится воздать должное школьникам, в
своей оценке их поведения учесть затраченное
время, усилия, конкретные обстоятельства. Быть
справедливым не так просто. Учителю и судье
требуется затратить много усилий, чтобы
досконально исследовать ту или иную ситуацию,
объективные обстоятельства. Оценить по шаблону,
по совету начальства — гораздо легче. Но именно
профессиональная справедливость,
профессиональная совесть и побуждает
специалиста быть объективным, не поддаваться
давлению "свыше", мафиозных групп и др.
Справедливость, конечно, важна и в отношениях с
коллегами. Двойные, тройные стандарты в оценках
"своих" и "чужих", удобных и неудобных
разрушают и моральное сознание самого
специалиста" и морально-психологический
климат коллектива.
Потребность в общении — одна из важнейших для
человека. Однако хорошо известно, что контакты с
одними людьми доставляют нам удовольствие, а с
другими — оставляют удручающее впечатление.
Отчего это зависит? От многих причин, в том числе
и от тактичности человека, т.е. от его умения
общие принципы морали реализовать в конкретных
условиях. Тактичность очень важна для профессий,
объектом деятельности которых является человек.
Тактичный милиционер не заставит "дрожать"
случайного прохожего. Тактичный учитель не
поставит подростка (как, впрочем, и родителей,
коллегу) в неловкое положение, не будет, например,
сам и не позволит другим напоминать ребенку о его
горе, физическом недостатке и т.д. Словом, можно с
полной уверенностью говорить о таком понятии
профессиональной нравственности как
профессиональный такт.
Стоит, на наш взгляд, выделить и некоторые
принципы профессиональной морали.
Прежде всего для любой профессиональной этики
исходным является принцип гуманизма, т.е.
уважительного отношения к каждой человеческой
личности, понимания ее неповторимости,
самодостаточной ценности. Принцип гуманизма
противостоит чисто утилитарному отношению к
личности, рассмотрению ее, главным образом, как
средства достижения каких-то иных, пусть и
достаточно важных, целей. Осознание этого
принципа весьма важно и для руководителя, и для
работника правовых органов, и для учителя, в
деятельности которого данный принцип
реализуется, прежде всего, в любви к детям.
С принципом гуманизма пересекается принцип
оптимизма (профессионального). Так, учителю очень
сложно воспитывать будущего гражданина без
светлой веры в его возможность стать
полнокровным членом общества. Без оптимизма,
видимо, еще более тяжелым покажется труд для
сотрудников различных исправительных
учреждений. Без веры в человека вряд ли и
руководитель может реализовывать свои планы. Эта
вера возвышает и представителей различных
профессий (врача, учителя и т.д.) и их подопечных,
помогает развить усилие доброе начало в
человеке.
Любая деятельность, особенно та, которая
непосредственно направлена на человека, должна
быть осенена, одухотворена высокой идеей.
Поэтому профессиональная этика должна включать
в себя принцип патриотизма. Очевидно, что любовь
к своей Родине не может сочетаться с
пренебрежительным отношением к другим странам,
другим народам. Если вспомнить рассуждения
Аристотеля о золотой середине, то патриотизм
можно представить как середину между двумя
крайностями: между национальной кичливостью и
приниженностью, заискиванием перед всем
иностранным. Истинный патриотизм включает в себя
конструктивное отношение к достижениям других
народов.
Основные понятия и принципы профессиональной
нравственности образуют ее каркас, который
наполняется "плотью и кровью" в различных
житейских ситуациях.
3. Деловая этика и духовность
Российское общество переживает полосу
реформ, вступает в рыночные отношения, и тысячи,
миллионы людей в новых условиях пытаются
вступить на стезю предпринимательства, работать
без внешнего жесткого контроля.
Успех в предпринимательстве зависит от многих
факторов, в том числе и от умения индивида
налаживать отношения с другими, от обладания
элементарной нравственной культурой, этикой
деловых отношений. Во всем мире деловые люди
"высшего класса" весьма щепетильно
относятся к престижу своей фирмы, к ее
"моральному образу". Выработан определенный
кодекс поведения бизнесмена (например, считается
недостойным заниматься шантажом или блефом,
копировать рекламные ролики своих конкурентов,
хулить их продукцию и т.д.). Разумеется, не будем
идеализировать мир бизнеса. В нем встречается
разное, в том числе и стандарты двойной морали. Но
российский нарождающийся класс
предпринимателей, нередко с психологией
временщиков, далеко не всегда старается
следовать правилам "игры" и приличия. В
западном мире, как отмечается в ряде средств
массовой информации, создалось впечатление, что
русский бизнесмен не особенно обременен
обязательностью, знанием элементарных основ
международного этикета, а порой склонен к
авантюрам, к показной роскоши и т. д.
Однако со временем накопленный опыт оказывает
положительное влияние. И в мир бизнеса входят
хорошие манеры, азы деловой этики. Это наглядно
проявляется в обилии самой различной литературы
(переводной и отечественной) по вопросам деловой
этики и этикета. Но невольно обращает на себя
внимание, что в этой литературе нередко
возникает разрыв между нравственными
общечеловеческими ценностями и предлагаемыми
рекомендациями, которые, по существу, сводятся,
главным образом, к технологии успеха, а не к
реализации нравственных принципов: "Будь
честным, порядочным, ибо это выгодно!" Грубый
или замаскированный утилитаризм высушивает
романтику высокой нравственной проповеди,
которая призвана звать к самоотверженности, к
бескорыстной помощи ближнему и т.д. Вспомним, что
мудрый Кант провозглашал несовместимость
корысти с высоконравственным повёдением, с
отношением к человеку главным образом как к
средству достижения утилитарных целей.
Как мы уже неоднократно отмечали, нравственная
жизнь ориентирована, в конечном счете, на
воплощение высших моральных ценностей. А какова
же цель предпринимательства? Накопление денег,
производство и покупка бесконечного числа яхт,
лимузинов, телевизоров? Надо отдавать себе отчет
в том, что и деловая этика, нацеленная на вроде бы
чисто земные, горизонтальные устремления
человека, должна подписываться живительной
влагой, проистекающей из мира Высших Ценностей
(светских или религиозных), помнить о высшем
назначении человека. Именно высшие цели дают
надежные ориентиры в самых противоречивых
жизненных ситуациях, стимулируют выполнение
простых норм нравственности. Последнее особенно
актуально для российского предпринимателя.
Русский человек, воспитанный великой
литературой ХХ века, по своей природе тянется к
смысложизненные вопросам, отягощен, говоря
словами С.Н. Булгакова, извечной "болезнью
совести", "метафизической и религиозной
жаждой". В прошлом было довольно
распространено, что кутивший в молодые годы
купец в конце своей жизни вкладывал огромные
деньги в строительство храма (не будучи всегда
глубоко верующим), театров, сиротских приютов,
картинных галерей и т. д.
Иначе говоря, полноценная нравственная жизнь
любого человека (в том числе и бизнесмена)
невозможна без органичного сочетания
вертикальных (к высшим ценностям) и
горизонтальных (повседневных) устремлений. Крен
в ту или иную сторону, как свидетельствует
богатый исторический опыт, негативно
сказывается на нравственной жизни личности и
общества. Наиболее типичные, крайние примеры: на
одном полюс — религиозный фанатик, призревший
все земное, а на другом — прожигатель жизни. В
конечном счете, и тот, и другой низводят до низшей
черты ценность человеческой жизни, ее
нравственный потенциал.