СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ |
АБСОЛЮTИЗM
(этический) (лат. Аbsоlutus - безусловный) -
методологический принцип истолкования природы
нравственности, в соответствии с которым
моральные понятия трактуются как извечные и
неизменные начала (законы вселенной, априорные
истины или божественные заповеди), не связанные с
условиями общественной жизни людей, с их
потребностями, с историческими законами
развития человечества. В отличие от релятивизма,
который обычно выражал протест против
канонизации и догматизации господствующей
морали, а мог иметь двоякий смысл. С одной
стороны, его приверженцы часто выступали против
относительности и условности господствующей
морали, ее беспринципности и подчинения
политическим интересам правящих групп; в
противовес деградации нравов привилегированных
классов они выставляли непреложные законы
морали, которые должны соблюдаться всеми. Но, с
др. стороны, такая критика господствующей морали
не отрицала ее в принципе, а лишь обосновывала
представление о ее незыблемости и
универсальности. Поэтому абсолютисты приходили
иногда к моральному догматизму и ригоризму.
АВTОHОMHАЯ ЭTИKА (греч. аutоs - сам и nоmоs - закон)
- тип этической теории, которая обосновывает
мораль, исходя из ее собственных законов, придает
ее принципам самодовлеющий смысл; противостоит
гетерономной этике (греч. hеtеrоs - иной),
объясняющей нравственность из внешнего по
отношению к ней начала. Примерами гетерономной
этики могут служить гедонизм, эвдемонизм,
утилитаризм, согласно которым нравственность
имеет производный характер и выводится
соответственно из понятий наслаждения, счастья,
пользы.
АВTОРИTАРИЗM (лат.
аutогitаs - власть, приказание) - одна из форм
догматизма в морали, проявляющаяся в способе
обоснования нравственных требований.
Авторитарное понимание нравственности исходит
из того, что высшим или даже единственным
обоснованием ее требований является указание на
авторитетное лицо, от к-рого эти требования
исходят. Наиболее характерен А. для религиозных
учений нравственности, в которых высшим
критерием и основанием морали объявляется воля
бога.
АСKЕTИЗM
(греч. аskеtеs - упражняющийся, подвижник) -
моральный принцип, предписывающий людям
самоотречение, отказ от Мирских благ и
наслаждений, подавление чувственных стремлений
ради достижений к.-л. социальных целей или
нравственного самосохранения. В не
мистифицированном виде аскетические, т.е.
физические и психогигиенические, правила
направлены на удержание человека от постыдных
слабостей (гурманства, лености, сладострастия),
укрепление воли, сохранение духовной трезвости и
обретение ясности сознания. Однако их формальное
исполнение, не подчиненное обязанностям
человека по отношению к др. людям, не имеет
нравственного смысла.
ВОЛЮHTАРИЗM
(лат. vоluntаs - воля) - субъективный принцип
понимания нравственной деятельности;
характеристика личной позиции, поступков,
взглядов человека, отличающихся откровенным
произволом. Как практический принцип поведения
В. выражает т. зр. крайнего индивидуализма и
нигилизма и в конечном ит0ге ведет к аморализму.
Следуя этому принципу, человек должен совершать
свой моральный выбор независимо от к.-л.
общественных норм и установлений, произвольно
определять свою нравственность, руководствуясь
лишь собственным усмотрением. В. - крайнее
выражение этического релятивизма, в основе
к-рого лежит извращенное понимание нравственной
свободы человека;
самодеятельности и творчества в морали.
ГЕДОHИЗM
(греч. hеdоnе - наслаждение) - широко применявшийся
в истории этической мысли способ обоснования
морали и истолкования ее природы и целей. Все
содержание разнообразных моральных требований
Г. сводит к общей цели - к получению наслаждения и
избежанию страдания. Эта цель рассматривается
как осн. движущее начало в человеке, заложенное в
него природой и в конечном счете определяющее
все его действия. Как принцип нравственности,
предписывающий людям стремление к земным
радостям, Г. (как и эвдемонизм) противоположен
аскетизму.
ИРРАЦИОHАЛИЗM
(лат. irrаtiоnаlis - неразумный) - методологический
принцип истолкования природы нравственности,
характерный для ряда западных теорий морали.
Хотя элементы И. можно найти в самых различных
этических теориях прошлого, наиболее полное
развитие он получает в середине ХIХ в. (Kьеркегор,
Шопенгауэр) и особенно в ХХ в., когда его идеи были
положены в основу таких направлений этики, как
экзистенциализм и неопротестантизм. Гл. в
этическом И. - это отрицание каких бы то ни было
общих законов в нравственности, преувеличение
значения особенного, неповторимого в каждой
моральной проблеме. Следствием этого является
вывод, что разум и наука, способные устанавливать
лишь общее в многообразном, совершенно не
применимы к области морали и поэтому сфера
морали непознаваема.
KВИЕTИЗM
(лат. quiеs - пикой) - моральный принцип,
сформулированный в ХVII-ХVIII вв. как еретическое
учение в рамках католицизма; требовал
пассивно-созерцательного отношения к добру и злу
как проявлениям воли бога, отказа от желаний,
безразличия к страданиям, принятия любой судьбы.
Элементы K. возникали во мн. древневосточных
мистико-религиозных учениях, в ряде светских
теорий морали.
KОHФОРMИЗM
(лат. соnfогmis - сообразный) - социальная
ориентация, складывающаяся не в результате
самостоятельных решений (или полноправного
участия в решении) общественных и нравственных
проблем, а пассивного, приспособительного
принятия готового порядка вещей. Конформист не
вырабатывает собственной моральной позиции при
решении объективных задач, а прилаживается к тем
стандартам и канонам поведения и сознания,
которые обладают наибольшей силой давления на
него, т.е. навязываются ему явно (принуждением)
либо неявно (внушением, через традицию или др.
путем).
ЛЕГАЛИЗM
(лат. lеgаlis - законный) - понятие, часто
использовавшееся в истории этики для
обозначения такого поведения людей, которое лишь
внешне согласуется с общепринятыми моральными
требованиями, но не отвечает подлинному духу
нравственности. В зависимости от понимания
смысла нравственности в понятие Л. вкладывалось
в истории этики различное содержание.
HАTУРАЛИЗM
(лат. nаturа - природа) - методологический принцип
обоснования нравственности, применяемый во мн.
старых и некоторых совр. этических теориях.
Сущность его состоит в стремлении, во-первых,
объяснить нравственность не из общественных
условий человеческого бытия, а из вечной и
неизменной природы человека, во-вторых, строить
этические теории, опираясь на данные и методы
естественных наук. Позитивным моментом в H.
является то, что он был направлен против
представлений о сверхъестественном источнике
нравственности, а в определенных условиях -
против общественных отношений, препятствовавших
выражению "естественной природы" человека.
HИГИЛИЗM
(моральный) (лат. nihil - ничто) - принцип,
характеризующий отношение человека к
нравственным ценностям об-ва; означает отрицание
общих для всех моральных норм, принципов и
идеалов (в этом отношении он близок к моральному
релятивизму и в своем крайнем выражении
переходит в цинизм и аморализм), непризнание
любых общественных авторитетов.
ПРАГMАTИЗM
(греч. рrаgmа - действие, практика) - направление в
философии морали, распространение в США с начала
ХХ в. вплоть до 60-х гг. Основу этического учения П.
заложил У. Джемс, сформулировавший два его
исходных принципа: добро есть то, что отвечает
к.-л. потребности; каждая моральная ситуация
неповторима и поэтому всякий раз требует
совершенно нового решения.
ПУРИTАHСTВО
(англ. рuritаn, от позднелат. рuritаs - чистота) - стиль
жизни и деятельности личности, проистекающий из
неукоснительного следования системе взглядов,
элементами которой являются аскеmизм,
фетишизация строгости нравов, патриархальное
отношение к вопросам семьи и брака. В
историческом плане этот термин ведет свое
происхождение от названия
религиозно-политического
радикально-реформационного движения в Англии
ХVI-ХVII вв., известного как пуританизм. Для
пуританской этики характерны проповедь
накопительства, бережливости, крайнего
ограничения потребностей, фанатическое
отрицание роскоши и расточительства, пышных
церемоний и празднеств, абсолютизированная
строгость моральных и нравственных норм,
мелочная регламентация жизнедеятельности
индивида.
РАЦИОHАЛИЗM
(этический) (от лат. rаtiоnаlis - разумный) -
методологический принцип, лежащий в основе мн.
теорий морали. Как и в философии, Р. в этике
выражается в попытках создать всеобъемлющую
дедуктивную систему нравственности, построенную
в порядке общности входящих в нее понятий и
представлений, найти универсальный моральный
принцип, из которого можно было бы логически
вывести все конкрет-ные требования
нравственности применительно к различным
ситуациям.
РЕЛЯTИВИЗM
(этический) (лат. rеlаtivиs - относительный) -
методологический принцип истолкования природы
нравственности, лежащий в основе мн.
домарксистских и совр. западных этических
теорий;
выражается в том, что моральным понятиям и
представлениям придается относительный,
изменчивый и условный характер. Релятивисты
видят лишь то, что нравственные принципы, понятия
добра и зла различны у разных народов, социальных
групп и отдельных людей, определенным образом
связаны с интересами, убеждениями и склонностями
людей, ограничены в своем значении условиями
места и времени. В этическом Р. часто выражалось
стремление определенных социальных групп
подорвать или ниспровергнуть господствующие
формы нравственности, которым придавался
абсолютный и догматический смысл (Абсолютизм).
РИГОРИЗM (лат.
rigоr - строгость) - разновидность формализма в
морали; моральный принцип, характеризующий
способ выполнения требований нравственности,
заключающийся в строгом и неуклонном соблюдении
определенных нравственных норм безотносительно
к конкретным обстоятельствам, в безусловном
повиновении долгу, даже вопреки
целесообразности, интересам людей и об-ва. Р.
часто связан с фанатизмом, аскетизмом и иногда
перерастает в моральное ханжество и
фари-сейство.
СKЕПTИЦИЗM
(греч. skерtikоs - разглядывающий, расследующий). - 1.
Моральный - воззрение на человека и общество, так
или иначе принижающее их моральные возможности,
отрицающее их нравственную дееспособность. 2.
Этический - воззрение на природу моральных
представлений, отрицающее их объективную
значимость и познавательный характер.
СTОИЦИЗM -
направление древнегреч. этики, основанное
Зеноном из Kитина ок. 300 г. до н-э. (название
происходит от портика в Афинах, где была школа
Зенона); устойчивая теоретическая и нормативная
традиция истории европейской этики;
нравственный принцип. С. является этикой долга;
он сложился и развивался в полемике с
эпикуреизмом, утверждавшим принцип счастья. С.
исходит из разделения человеческого бытия на два
уровня - внешнеэмпирическую, событийную область
и сферу внутренней мотивации. Если первая
полностью и безраздельно подчинена царящей в
природе необ-ходимости, то вторая вполне
автономна и совпадает с разумным пониманием.
TЕОДИЦЕЯ
(греч. thеоs - бог и dikе - право, справедливость) -
оправдание бога в отношении допускаемого им зла
на земле. Обычно зло объясняется ими как
испытание, ниспосланное богом человеку, или же
как необходимый элемент предустановленной
гармонии, понимание к-рой якобы недоступно
простым смертным.
УTИЛИTАРИЗM (лат.
иtilitаs - польза). - 1. Этическая теория, отразившая
интересы и умонастроения британской либеральной
буржу-азии эпохи расцвета капитализма в Англии
ХIХ в., продолжавшая традицию гедонизма и
эвдемонизма в этике. В основе этики У. лежит
выдвинутый Бентамом принцип полезности,
провозглашавший единственной целью моральной
деятельности достижение наибольшего количества
счастья для наибольшего числа людей, что должно
нейтрализовать противоположность классовых
интересов и последствия капиталистической
конкуренции. 2. Принцип поведения, к-рый
выражается в подчинении всех поступков
получению материальной пользы, выгоды
эгоистическому расчету. У. равнозначен узкому
практицизму, отрицанию возвышенных мотивов,
преуменьшению роли духовных интересов человека.
ФАРИСЕЙСTВО
- отрицательное моральное качество,
характеризующее личность с т. зр. способа
выполнения ею нравственных требований; одно из
конкретных выражений формализма в морали,
разновидность лицемерия и ханжества. Состоит в
неукоснительном, но чисто внешнем, формальном,
или показном, исполнении нравственных правил,
поскольку они получили официальную санкцию или
закрепились в традиции.
ФАTАЛИЗM (лат.
fаtum - рок, судьба; fаtаlis - роковой, неотвратимый).
Применительно к морали Ф. имеет различный смысл.
Чаще всего он связан с проповедью смирения,
непротивления судьбе, обрекает людей на
пассивность и покорность, на отказ от борьбы за
переустройство об-ва (Стоицизм). Фаталистическим
является, напр., религиозное учение о
происхождении зла на земле, о возможности его
преодоления лишь посредством искупления во
Христе и конечного спасения (Эсхатология).
Иногда, напротив, Ф. выражается в том, что
отдельным людям, верящим в предопределение,
приписывается роль посланцев судьбы,
проводников божественной воли, которые должны
поэтому приложить все силы ради исполнения
предначертанного.
ФЕTИШИЗM (фр.
fеtiсhismе от португальского fеitiсо - волшебство) - в
морали это совокупность ложных представлений и
стереотипов, выражающихся в придании
общественным явлениям такого нравственного
значения, которое не соответствует их
социально-исторической роли. Ф. связан с
догматизмом в морали и абсолютизмом в этике. В
этической теории элементы Ф. обнаруживаются в
приписывании моральным ценностям естественного
происхождения (натурализм) или в их выведении из
некоего абсолютного начала, или в придании
моральным понятиям самоочевидного характера.
ФОРMАЛИЗM
(лат. fоrmа - наружный вид, внешнее очертание). - 1.
Моральная характеристика способа выполнения
нравственных требований, выражающихся: а) в чисто
внешнем следовании нормам, вызванном либо
равнодушием по отношению к объекту поступка или
субъекту нормы, либо желанием скрыть подлинные
(напр., своекорыстные, корпоративистские) мотивы;
б) в таком выполнении долга, когда человек не
задумывается над социальным значением и
действительным смыслом своих поступков или не
способен их мотивировать. 2. Этический Ф. -
методологический принцип, лежащий в основе мн.
западных этических теорий, в которых формальные
моменты исследования так или иначе превалируют
над анализом содержания моральных проблем. Из
теорий прошлого наиболее характерно в этом
отношении кантианство.
ЦИHИЗM (греч.
Kуnоsаrgеs - название холма и гимнасии в Афинах, где
происходили обучение и дискуссии философов
кинической школы) - моральное качество,
характеризующее презрительное отношение к
культуре об-ва, к его духовным, и в особенности
нравственным, ценностям. Термин "Ц." обязан
своим происхождением древнегреч. философской
школе киников (основа Антисфеном в IV в. до н.э.; при
переводе на лат. слово стало звучать как
"циники"), которые проповедовали презрение к
общепринятым нормам поведения, полную
независимость человека от об-ва, возврат к
"естественному" состоянию. Впоследствии Ц.
стали называть слова и деяния, в которых
совершается надругательство над тем, что
составляет исторические достижения культуры
человечества, глумление над нравственными
принципами, осмеяние дорогих людям идеалов,
попрание человеческого достоинства. Ц. в
поведении и убеждениях характерен для людей,
преследующих свои эгоистические интересы всеми
возможными, в т.ч. и аморальными, средствами
(Аморализм), а также для тех, кто, разочаровавшись
в к-л. идеалах, пришел к моральному банкротству и
идейной опустошенности.
ЭВДЕMОHИЗM
(греч. еиdаimоniа - счастье) - часто применявшийся в
истории этики способ обоснования морали и
истолкования ее природы и целей. Э. во мн. подобен
гедонизму, часто ему сопутствовал и выступал
иногда как его разновидность (в учении Эпикура, в
этических теориях эпохи Возрождения). Но в
отличие от гедонизма основополагающей
категорией этики и исходным принципом
нравственности Э. считает понятие счастья,
достижение к-рого объявляет высшим критерием
всякой добродетели и основой моральных
поступков. Как и гедонизм, Э. при его
последовательном проведении в качестве
методологического принципа этической теории
представляет собой разновидность рационализма и
обычно связан с индивидуалистическим
толкованием нравственности.
ЭГОИЗM (лат.
еgо - я) - жизненный принцип и моральное качество,
характеризующие человека с т. зр. его отношения к
об-ву и др. людям; означает оказание предпочтения
при выборе линии поведения собственным
интересам перед интересами об-ва и окружающих
людей и является наиболее открытым проявлением
индивидуализма.
ЭПИKУРЕИЗM -
направление в истории этики и моральных учений, а
также нравственный принцип; эвдемонистическая
традиция в этике, которая часто истолковывалась
в духе гедонизма. Получил название по имени
древнегреч. философа Эпикура, к-рый считал высшим
благом состояние блаженства, наслаждение и
связывал с его достижением все моральные
добродетели. Стремление к наслаждению и попытки
избежать страданий, по его мнению, естественно
присущи всякому живому существу, заложены в душе
человека самой природой.
ЭСХАTОЛОГИЯ (или
эшатология, греч. еsсhаtоs - последний и lоgоs -
учение) - религиозное учение о конечной судьбе
мира. Согласно христианской догматике, история
человечества складывается из следующих осн.
моментов, которые и предопределяют характер
христианского толкования нравственности: бог
создал человека по своему образу и подобию, дал
ему моральный закон и наделил его свободой воли,
сделал, следовательно, его ответственным за свои
поступки; прародители людей совершили
первородный грех, за что на всем роде
человеческом лежит проклятие бога; посланный
богом на землю Христос искупил вину человечества
(Искупление) и тем самым создал возможность
будущего "спасения" людей от греха в
"царстве божьем", которое наступит после
"страшного суда", где будут отделены
праведные от неправедных. Из этих мифологических
представлений делаются выводы, имеющие
моральное значение: человек в своей нравственной
деятельности должен надеяться не столько на свои
собственные силы, сколько на божественную
милость (Смирение); высшая моральная санкция
состоит в том, что добродетель вознаграждается, а
порок наказуется не в земной, а в загробной жизни
(Воздаяние); хотя человек свободен, он уже не
может не грешить, поскольку он унаследовал
первородный грех; самым страшным грехом против
бога являются не преступления против морали, а
"гордыня" (Гордость), претензии на
преодоление греха и достижение морального
совершенства.