Глава IV. Европейский театр в XX веке
Во Ф р а н ц и и театр всегда имел первостепенное
значение. Достаточно вспомнить такие имена, как Корнель, Мольер, Расин,
Бомарше, А. де Мюссе. Не случайно говорят: «французы играют в жизни и живут
на сцене».
Драматургия Ж. Ануя и Ж. Жироду. О творчестве
драматурга Ж. Ануя французы говорят «вселенная Ануя». Но несмотря на действительно
«вселенский характер» его творчества, в котором литературоведы выделяют
«черные пьесы», «розовые пьесы», «блестящие пьесы», «скрипящие пьесы»,
его лучшие герои являются воплощением чистоты и целостности. Такова Антигона,
героиня его пьесы «Антигона» (1944). В пьесе Ануй противопоставляет друг
другу двух персонажей: Кроена, который волею судьбы только что получил
власть, принятую им без радости, а не только потому что он чувствовал «ужасную
ответственность власти», и Антигону, которая отказывается ему повиноваться.
Она предала тело брата земле, несмотря на запреты короля. Отказ у Ануя
- высший двигатель драматического действия. Антигона отказывается Повиноваться,
отказывается от жалости, отказывается от любви, отказывается от самой жизни.
В пьесе чувствуется влияние экзистенциализма: этот мир трагичен в своей
абсурдности, единственным величием становится сознательное бегство из него.
Написанное в годы войны произведение имело выраженную антифашистскую направленность.
Другой замечательный французский драматург
XX в. - Ж. Жироду (1882- 1944) дипломат, министр информации в начале войны
1939 г., он был плодовитым писателем-романистом, критиком, тонким блестящим
эссеистом, но после встречи с великим французским актером Жуве полностью
посвятил себя театру. Его пьесы весьма разнообразны: современные и античные,
трагические и фантастические, ужасные и вызывающие улыбку. На античные
сюжеты написаны знаменитая «Электра» и «Троянской войны не будет».
Творчество П. Валери . Теоретиком французского
театра в период между двумя войнами был выдающийся поэт и мыслитель П.
Валери (1871-1945). Он писал о двух типах театра: о восходящем к Храму
и театре типа Гиньоль. Второй тип - это «торжественная мистерия», способная
«передать жар и свежесть мгновения, сохраняющая в себе «магию становления'».
Такой театр уже существовал во Франции, поэтому Валери попытался создать
театр подобия литургии.
В сотрудничестве с композитором Онеггером
он написал балет «Амфион», премьера которого состоялась в Парижской опере
23 июня 1931 г. Балет был поставлен Идой Рубинштейн (1885-1960) и, по словам
самого Валери, явился «воскрешением литургической условности». Такую условность
Валери называл условностью высшего порядка, отмечая, что в театре-Храме
все движимо величественными законами.
В пьесе «Душа и танец» Валери устами героев
раскрывает свое понимание балета, отмечая, что его сила в том, что танец,
исполненный танцовщицей- балериной, проникает в гущу наших мыслей, исподволь
их одну за другой, пробуждает, вызывает их из мрака наших душ к свету в
самом лучшем порядке, какой только возможен.
«Бог создал все из ничего, но это ничто проглядывает
отовсюду», - писал Валери в «Нехороших мыслях».
Драматургия Ж.-П. Сартра и А. Камю. Драматургами
были философы Ж.-П. Сартр и А. Камю, экзистенциалистские взгляды которых
проявились и в драматическом творчестве. В пьесах «Мухи», «Мертвые без
погребения», «Грязные руки», «Дьявол и добрый Бог» и других Сартр представляет
новую трагедию, трагедию человека, «погруженного в свободу».
Альбер Камю (лауреат Нобелевской премии, 1957),
основавший «Театр Труда» и игравший сам в театральной труппе «Радио Алжира»
перед Второй мировой войной, половину своих произведений написал для сцены;
представления «Недоразумения» в 1945 г. и «Калигулы» в 1944 г. сделали
его знаменитым. Камю не видел лекарства от абсурда и страданий мира. По
его мнению, существует только «скромная мудрость», которую нужно постепенно
приобретать и которая состоит в том, чтобы «любить ограниченный и великолепный
мир... работать, культивировать, подобно Кандиду свой сад день за днем,
отказываться убивать, чтобы не быть соучастником абсурдной судьбы, искать,
напротив, средства уменьшения мировых страданий, верить в то, что подъем
всеобщего благополучия не может быть осуществлен ценой жизни одного ребенка.»
Пьесы Б. Брехта. После Второй мировой
войны театральные эксперименты в Европе продолжил немецкий драматург Б.
Брехт (1898-1956), предложивший концепцию эпического театра. По этой концепции
спектакль должен воздействовать не на чувства, а на разум зрителя и внушить
ему активное и критическое отношение к происходящему на сцене. Он должен
быть публицистичным и социально направленным. Его пьесы «Трехгрошовая опера»
(инсценировка «Оперы нищих» Дж. Гея, 1728), «Жизнь Галмея» (1939), «Карьера
Артура Уи» (1941), «Мамаша Кураж» (1971), «Кавказский меловой круг» (1949)
и другие - пример гротескной, антивоенной направленности критики современного
общества.
«Новый театр». Начиная с 1950 г. во
Франции появляется так называемый «Новый театр», первоначально проигнорированный
публикой. Это театр «драмы абсурда», созданный С. Беккетом, Э. Ионеско,
А. Адамовым, жившими в Париже и писавшими по-французски. Это была, с одной
стороны, попытка обновить структуру и язык театра, а с другой, - «Новый
театр» явился отражением ужаса, вызванного жестокостями войны и страхом
атомных разрушений. Пьеса Беккета «В ожидании Годо», поставленная в 1952
г., - самая известная пьеса театра абсурда, представляющая жизнь лишенной
смысла. В большинстве пьес Ионеско проводится идея бесполезности языка
как средства общения.
Изложенное, на наш взгляд, дает основание
утверждать, что ни о каком кризисе, по крайней мере, применительно к театру
XX столетия говорить неправомерно. Правда, нельзя сбрасывать со счетов
одно явление XX в., которое можно считать проявлением кризиса, но не культуры.
Рост благополучия благодаря научно-технической революции подавляющего большинства,
населения Европы, утверждение в жизни демократических тенденций привели
к фактической власти в этой жизни нетворческого большинства, неспособного
жить идеями и идеалами подлинной культуры, неспособного подняться над миром
повседневности, и эта антиэлитарность большей части населения, не ориентированного
на творчество, разрушительна для культуры.
Проявлением этой тенденции, начиная с 60-х
годов XX в. во всей Европе, в том числе и во Франции, является развитие
шоу-бизнеса. Массовые тиражи пластинок, кассет «диска», «фолк», «рок» музыки,
с утра до вечера гремящей в наушниках транзисторов, повсюду сопровождают
юношей и девушек. (Врачи отмечают рост расстройства по этой причине слухового
аппарата у молодых людей.)
Однако наряду с распространением шоу-бизнеса
и другими негативными явлениями в области духовной жизни Европы в XX в.
продолжает существовать и развиваться возвышающая человека культура, что
и является критерием ее подлинности, независимо от жанра.
Поиски новых театральных форм. Последние
два десятилетия театральная жизнь Франции, как и Европы в целом, стала
более разнообразной. В одном Париже в настоящее время свыше 50 театров,
в которых зритель может найти постановки на любой вкус:
от вечных творений классиков -- Шекспира,
Корнеля, Расина, Чехова - в «Камеди Франсез» и «.Одеоне» до современных
драматургов Беккета и Ионеско в авангардистских театрах и остроумных комедий
в «театрах бульваров». Ежегодно в Авиньоне, Оранже, Ниме и других городах
Франции на древних римских аренах или в средневековых замках проходят театральные
фестивали, привлекающие тысячи зрителей из многих стран.
Подобные зрелищные мероприятия практикуются
в Италии: на развалинах Форума, Колизея, Терм Каракаллы проходят поражающие
своей грандиозностью спектакли, постановки классических итальянских опер
на античные сюжеты. Так, постановка оперы Верди «Лида» в Термах Каракаллы
создает захватывающее ощущение присутствия зрителя в гуще происходящих
событий.
Все это является поиском новых театральных
форм, доступных массе зрителей. Примером такого сочетания массовости и
классики являются грандиозные постановки Р. Оссейна на арене парижского
Дворца спорта спектаклей «Собор Парижской богоматери», «Дантон и Робеспьер»,
«Человек из Назарета», «Броненосец Потемкин».
Клад Каррер в содружестве с известным английским
режиссером Питером Бруком в парижском театре «Буф дю Нор» поставили древнеиндийский
эпос «Махабхарата». О масштабах этого спектакля говорит тот факт, что он
шел либо в течение трех вечеров, либо двенадцать часов подряд с 12 часов
дня до 12 часов ночи. Зрители, приезжавшие из многих стран Европы, запасались
термосами с кофе и бутербродами и «героически высиживали до конца», как
писали парижские газеты в 1986 г., когда этот спектакль был поставлен.
Реклама