Глава II. Государственное устройство
Византии
Культ императорской власти. Византия была
государством-империей, в котором управление осуществлялось из центра. В
столице составлялись списки налогов, из нее направлялись в провинции сборщики
податей, в столицу поступали жалобы на решения местных судов.
Император имел практически неограниченную
власть, он мог казнить подданных, невзирая на их положение, конфисковать
имущество, назначая на должности. Он обладал законодательной властью, судебной,
руководил армией и определял внешнюю политику. Контроль за жизнью страны
осуществляли сановники императора. Его земельные владения были огромны.
Однако император не обожествлялся в полном смысле слова, он считался смертным
человеком, но по отношению к обществу он был подобием Отца Небесного. Обязанностью
императора было подражать Богу. Этой цели был подчинен весь ритуал дворцовой
жизни. Император всегда находился на возвышении; трон его был двухместным,
на нем оставляли в праздничные и воскресные дни место для Христа - в качестве
его символа на сиденье возлагали крест.
Несмотря на восприятие императора как подобия
Отца Небесного, судьба многих византийских императоров была трагичной:
царствовал каждый из них недолго. Многие из них были лишены жизни насильственно.
Непрочность положения императора усугублялась тем, что в Византии царская
власть не передавалась длительное время по наследству. Неугодных императоров
смещали. Формально император выбирался армией и народом. В X в. изменился
обряд вступления на престол - раньше императора провозглашал народ на ипподроме,
теперь его венчали на царство как Божьего избранника в главном храме страны
- храме святой Софии. С этого периода император нарекался василевсом, т.
е. царем, а также автократом (самодержцем).
Византийцы признавали империю наиболее совершенной
формой государственного устройства, и идея империи всячески обосновывалась
политическими теориями. Культ императорской власти был важнейшим элементом
государственной религии.
Влияние церкви. Византийские императоры
показывали себя верными сынами церкви. В действительности они самовластно
распоряжались церковными делами, утверждая патриархов по своему усмотрению.
Византийская монархия не только обладала всей полнотой власти, но и оказывала
глубокое влияние на церковь, на религиозные воззрения. Но в то же время
церковь имела огромное воздействие на византийское общество.
Несмотря на то, что в Византии христианство
было признано в IV в. государственной религией, она оставалась еще полуязыческой
страной. Отправление домашних языческих культов сохранялось до конца V
в. В деревне даже в XII в. продолжал существовать культ Диониса, покровителя
земледелия. Попытку вернуться к язычеству предпринял император Юлиан (331-363),
философ, храбрый полководец. Хотя он и получил христианское воспитание,
но став императором, выразил приверженность язычеству, реформировав его
на основе неоплатонизма. За издание эдиктов против христиан христианская
церковь прозвала его Отступником.
Утверждение христианства встречало сопротивление,
в свою очередь христиане уничтожали языческие памятники, храмы и т.д. Так,
в Александрии в конце IV в. был разрушен Серапиум - центр языческого культа
и сожжена знаменитая библиотека. От обезумевшей толпы фанатиков-христиан
погибла женщина-философ Ипатия (370-415). Было запрещено проведение Олимпийских
игр. Имущество закрываемых языческих храмов отбиралось в пользу казны.
Однако постепенно языческое сознание умирало, сменяясь новым, христианским,
которое все больше определяло духовную жизнь Византии.
В Византии церковь вела борьбу с ересями,
религиозными движениями, участники которых отклонялись от официального
учения. По мнению церковников, человек должен был постичь содержание Священного
писания в неприкосновенности и сохранить данные ему Божественные истины,
не менять их значения и не изобретать новых. В то же время во мнениях не
было единообразия - богословы и еретики понимали Священное писание по-разному,
а поэтому духовная жизнь Средних веков представляла собой поле битвы, где
люди отстаивали свою трактовку любой фразы из Писания. В течение первых
двух веков существования Византийской церкви умы византийцев были заняты
философскими размышлениями и догматическими спорами. На Вселенских соборах
речь шла о правомерности или неправомерности учений. От членов общины требовалось
соблюдение обрядов и признание церковных догматов. Страстные споры разгорелись
вокруг главного догмата христианства - о единой и неделимой Троице, включающей
Бога-Отца, Бога-Сына и Бога- Духа Святого. Особенно волновал людей того
времени вопрос о природе Христа. Бог он или человек?
В христологических спорах мнения участвующих
постоянно расходились, менялись. На Эфесском (431) и Халкидонском (451)
соборах победило мнение, которое пыталось обосновать миф о земной жизни
Христа.
С течением времени возрастали противоречия
между западной (католической) и восточной (православной) церквями. Шла
борьба между папой римским и константинопольским патриархом за политическое
и религиозное первенство. В IX в. Восточная церковь обособилась от Западной.
В XI в. произошел раскол (схизма), вследствие которого католическая и православная
церковь стали независимыми ответвлениями христианства. От западного христианства
отъединилась не только сама Византия, но и ее преемница по религии - Россия.
Реклама