Ответы на итоговую контрольную по философии. Составители А. Мингазетдинов, А. Хомяков.
Философия №1 История философии
Теория философии
1. Бытие - филос.категория, кот.фиксирует сущ-ие и взаимосвязь предметов и явлений (людей, состояний, идей, мира в целом)
2. 1:бытие вещей, процессов и состояний природы(бытие вещей, процессов и состояния первой природы)-сущ-ет до и вне и независимо от сознания ч-ка 2:Бытие вещей, процессов и состояний природы, произвед. человеком(или искусственная среда обитания)-единство природ. материала и челов. деятельностью 3форма:бытие природы, как целого
3. 2способа бытия: -реальное (существование) – идеальное (сущность)
4. 3 вида бытия: -возможность –действительность -необходимость
5. М.-объективная реальность, существующая независимо от человеческого сознания и отображаемая им
6. 2 признака материи: 1) Признание первичности материи по отношении к сознанию (объективность ощущения) 2) Признание принципиальной познаваемости мира.
7. 3уровня матер. действительности: -неорганика –органика –соц.д-ть
8. Синергетика раскрыла механизм возникновения порядка через флуктуации, т.е. отклонение системы от некорого равновесного состояния
9. Время – форма бытия материи, выражающая длительность протекающих процессов, последовательность смены состояний в ходе изменения и развития систем
10. Прост-во – форма бытия материи, выражающ. протяж. элементов, их строения из элементов и частиц
11. 2 концепции: субстанциальная, реляционная
12. Субстанциальная (Демокрит, Эпикур) – пространство и время – самостоятельные сущности, существующие на ряду с материей и независимо от нее
13. Реляционная (Аристотель, Лейбниц) – пространство и время – особые отношения м/у объектами и процессами и вне их не существуют. Исключили из науки понятие абс. пространство и абсолютное время и показали зависимость свойств от характера движения (см. лекции)
14. Д.-любые взаимодействия, изменения в состоянии объектов.
15. Развитие – изменение состояний, которые происходят при сохранении их основы, т.е. исходного состояния. Качественный х-р изменений, необратимость, направленность
16. Формы движения: -механистическая –физическая –химическая –биологическая –социальная Соврем. наука выделяет нов. формы физич. движения процессы микро и макро мира, уточняет подвиды биолог. движения, иначе интерпритирует физ-хим. движение
17. Отражение м.б. предпосылкой познания материального мира. Отражение характер-ся: предполагает в объекте изменения, адекватные воздействию, зависит от среды – объективных условий, особенностей, отражающей систему
18. Иерархия форм отражения на разных уровнях: 1.ур. – неорганика – мех.-физик. – химик. отражение 2.ур. – органика – биологическое отражение – характерно целесообразность – информационное отражение, т.е. это отражение носит избир. х-р, т.е ориентировано на жизненно важные факторы и является важным средством организма к приспособлению
19. Сознание-сложное системное образование, совокупность разнородных, идеальных процессов, обладающих связанностью и согласованностью. Особое состояние, свойственное только человеку в котором ему доступен и мир, и он сам
20. Источники: мозг, внешний предметный и духовный мир по отношению к сознанию, соц-культурная среда – соц. идеалы, нрав. нормы, духовный мир индивида, жизненный опыт.
21. Структура: совокупность знаний о мире-связь сознания и познания, память-способность накапливать и воспроизводить информацию, внимание-способность концентрироваться
22.
Динамика: осознание своего тела, осознание общественной принадлежности, личное самосознание23. Антропосоциогенез – совместная эволюция общ-ва и ч-ка
24. Ф-ции языка: общение (способ передачи мысли при помощи слов), орудие мышления (средство выражения и оформления мыслей), инструмент накопления знаний, способ передачи информации, способ воздействия людей друг на друга, способ развития сознания
25. Структура психики по Фрейду разнородна, сущ-ет барьер м/у сознательной и бессознательной сферами. Сознание – частный случай структуры бессознательного, лишь оправа в мире бессознательного. Бессознательное – котел кипящих страстей, эмоции, резервуар психической энергии.
26. Бессоз-ное-совокупность психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта
27. П.-усвоение чувственного содержания или испытываемого положения вещей, состояния процессов с целью нахождения истины.
28. От цели, содержания, способов обработки. Виды: -обыденное –религиозное –морально-нравственное –научное; чувственное, рациональное, иррациональное
29. Субъекты познания – тот, кто познает – индивид, общество
30. Объект познания – то, что познается – окруж. мир, ч-к
31. 3ступени чувс. познания: - ощущения-соответствует отдельному свойству предмета –восприятие-система св-в предмета, образуется в основе ощущения –представление восприятие при отсутствии предмета
32. Мышл осуществляется в трех формах. 1) Понятие – представление, содержащие в себе требования постоянности, определенности, всеобщего признания, языкового воплащения. 2) Суждение – это такая форма мысли, в которой посредством связи утверждается (или отрицается) что-либо о чем-либо. 3) Умозаключение – это форма мысли в виде рассуждения, в ходе которого из одного или нескольких суждений именуемых посылками выводится новое суждение, которое наз-ся следствием или заключением.
33. Интуиция – специфический познавательный процесс продуцирующий новое познание
34. Условия: подготовка знаний проблемы, наличие нерешенной задачи, наличие подсказки (“пускового механизма”). Д.б. неожиданность, неосознанность решения задачи, постижение истины
35. Истина-адекватное отражение объекта познающегося субъектом, восприятие объекта так, как он существует сам по себе вне сознания
36. Критерии: ясность, очевидность, отчетливость. (Декарт) Конкретность - это свойство истины, основаное на знании реальных связей, взаимодействия всех сторон объекта, главных, сущ свойств, тендеций его развития. Общезнанчимость
. Прагматический критерий истины: истинные идеи - это те, которые хорошо работают. Критерий истины закл-ся в практике.37.
38.
39. Наука – особая система знаний, изучающая основы какой-либо области; д-ть – система исследований в какой-либо сфере.
40.
41. Общ-во – высшая ступень развития жив. сист., глав. элементы кот.-люди, формы их совмест. д-ти, продукт. труда, различные формы собст-ти и борьба за нее, политика и гос-во, совокупность различных институтов
42. Формы общ. сознания: мораль, искус-во, религия, право, политика, наука
43. 5уровней: -низкий (личности как таковой нет, ч-к управляется) –ч-к догматического типа (разделение мира на черное и белое, не понимание сложности жизни) –ч-к здравого смысла (ч-к понимает сложность жизни, сатиру, может выполнять тв. д-ть, но не понимает других людей с иным мышлением) –талантливые люди (ориг. мышление, большой тв. потенциал, способность брать от-ть за свои просчеты) -гений
44. 2 концепции личности: личность как функциональная (ролевая) характеристика чел-ка и личность как его сущностная характеристика. Первая концепция опирается на понятие соц роли человека. Сущностная концепция явл более глубокой. Личность - индивидуальное выражение общ отношений и функций людей, субъект позания и преобразования мира, прав и обязаностей, этических, эстетических и всех иных соц норм.
45.
46. Культура – все виды преобразовательной д-ти человека и общества и их результаты. Характеристика жизни общ-ва. Дух .культура – целостность науки, искусства, нравственности, религии. Матер. культура – совокупность всех материальных ценностей, созданных в процессе д-ти ч-ка.
47. Виды: духовная и материальная, “массовая” (формируется с массовым пр-вом и потреблением, искусство в качестве продуктового потребления), “элитная” (расчитанна на узкий круг, разбирающихся в ней людей), “экранная” (компьютерная революция), и др.
48
. Ценность – это определение того или иного объекта, материальная или духовная реальности которых высвечивает его положительное или отрицательное значение для ч-ка и человечества49. Материальные и духовные, и др.
50. Прогресс – переход к более развитому, высшему. В результате прогресса в некоторых областях в других может наступить регресс. Критерии: развитие разума, нравственный критерий, развитие производительных сил, включая развитие самого ч-ка.
51. Эвтаназия -
52. Генотип – совокупность всех наследственных факторов организма
53. Фенотип – совокупность всех признаков и свойств организма, сформировавшихся в процессе его индивидуального развития (онтогенеза). Определяется взаимодействием генотипа с условиями среды в которых протекает его развитие
54. Природа -